Гальперин, пётр яковлевич

Основные положения теории П.Я.Гальперина

  1. выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия;
  2. среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки);
  3. образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план – как направление умственной деятельности, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме.

Условия овладения новым умственным действием:

  • наличие необходимой мотивации,
  • правильное выполнение действия в его исходной внешней форме,
  • планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.),
  • полноценное воспроизведение действий в умственном плане.

НАШИ ЛЮДИ

Яхода, Мария
Психологи

британская социальный психолог австрийского происхождения

Ястров, Джозеф
Психологи

американский психолог

Ярошевский, Михаил Григорьевич
Психологи

советский и российский психолог, историк науки, специалист по истории науки , психолингвистике, теории и методологии психологии, психологии творчества

Юстин, Эва
Психологи

немецкий психолог и известный расовый антрополог нацистской Германии, является одним из главных инициаторов геноцида цыган в Германии

Юнг, Карл Густав
Психологи

аналитической психологии

Эткинд, Александр Маркович
Психологи

советский психолог, впоследствии британский и американский культуролог, историк культуры и литературовед

Эриксон, Эрик Хомбургер
Психологи

Хомбургер Эриксон был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком

Энджелл, Джеймс
Психологи

американский психолог и педагог, ученик Джона Дьюи, один из лидеров американской ветви функциональной психологии

Детство и юность

Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в российском городе Тамбове. Отец был нейрохирургом и отоларингологом, мать вела домашнее хозяйство. Мальчик рос вместе с братом Теодором и сестрой Полиной.

Когда будущий психолог был подростком, его мать погибла под колесами машины. Это стало тяжелым ударом для Гальперина, который чувствовал к ней сильную привязанность. Вскоре в доме появилась новая жена отца, которая сумела найти общий язык с детьми и стать частью семьи.

В детстве Петр был способным учеником, любил читать. Он учился в гимназии, в которой практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, и уже тогда посещал философский кружок. Но отец не одобрял увлечений сына, посоветовав пойти по его стопам и получить медицинское образование.

Психолог Петр Гальперин

В итоге Гальперин стал студентом Харьковского медицинского института. Он изучал психоневрологию и интересовался влиянием гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему посвятил первый научный труд. После получения диплома парень устроился на работу в центр для наркоманов, где сформулировал идею о том, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.

В 1928 году молодой человек получил приглашение в лабораторию при Украинском психоневрологическом институте. Там произошло знакомство с Алексеем Леонтьевым, с которым его объединяло восхищение трудами Льва Выготского.

Некоторое время мужчина числился доцентом при Харьковском педагогическом институте, а после сокращения был вынужден перейти в психиатрическую клинику. Следующие несколько лет он занимался преимущественно психиатрией и читал лекции для студентов.

Примечания:

Данные взяты из личного архива П.Я. Гальперина.

Юдин Тихон Иванович (1879–1949) – российский психиатр и историк отечественной психиатрии.

Лебединский Марк Самуилович (1894/или1895–1980) – советский психотерапевт, в те годы – научный сотру дник сектора психологии.

Официальное название – Восстановительная клиника НИИ психологии МГУ на базе госпиталя №4008 (в архиве П.Я. Гальперина – госпиталя №4003), была создана 6 сентября 1942 года, и А.Н. Леонтьев стал ее директором (Леонтьев и др., 2005, С. 87).

Эти и последующие исторические данные приводятся по книге – Психология в Московском университете: 1755-2005 / науч. ред. А.Н. Ждан. – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.

Подробно процедура защиты изложена М.А. Степановой в статье «Историческое значение общепсихологической теории П.Я. Гальперина» (Степанова, 2016).

Сейчас это 310 аудитория, носящая имя А.Н. Леонтьева.

Только в октябре 1968 г. вышло Постановление Совета министров СССР «О включении психологии в перечень отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени».

В структуре факультета было три кафедры: общей и прикладной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, педагогики и педагогиче¬ской психологии и научные лаборатории: психофизиологии ощущений, инженерной психологии, нейропсихологии, генетической психологии, про¬граммированного (управляемого обучения).

Значительным событием в этом отношении был выход в 1966 г. шестого номера журнала «Вопросы психологии», посвященного 70-летию со дня рождения Л.С. Выготского. В этом номере была опубликована работа Л.С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», а так¬же статьи А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Р. Лурии и П.Я. Гальперина («К вопросу об интериоризации»).

Указ Президента РФ от 6 октября 1998 года № 1200 // Поиск. – 1998. – № 41. – С. 8.

Научные взгляды и достижения

Учась в либеральной атмосфере 20-х годов Петр Яковлевич знал и уважал труда З. Фрейда и К. Г. Юнга. Именно психоневролог была начальной сферой интересов ученого. В результате знакомства и сотрудничества с А. М. Леонтьевым и другими учениками Выготского, в 1936 г.. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологической отличие орудий человека от вспомогательных средств животных», основой работы были экспериментальные исследования с детьми-дошкольниками. Эта тема лежала в русле основных поисков харьковской школы, исследования которой, по свидетельству Рубинштейна, «..встановлюють, что практические интеллектуальные действия детей уже на самых ранних ступенях развития носят специфически человеческий характер.» Харьковская школа развивала идеи культурно-исторической теории Выготского, но изменила акцент в исследованиях. По наблюдению Гальперина: «Л. Выготский выделял влияние высших психических функций на развитие низших психических функций и практической деятельности ребенка, а А. Н. Леонтьев подчеркивал ведущую роль внешней, предметной деятельности в развитии психической деятельности, в генезисе сознания. »Сказанное о Леонтьева отражает взгляды и самого Гальперина .

Его личные и коллективные исследования харьковского периода и периода работы в эвакуационном госпитале легли в основу психологической теории деятельности.

Во взглядах на проблему дияльности Гальперин придерживался марксистских позиций. В его трудах психическая деятельность, система психических процессов, является деятельность ориентационная, то есть направлена ​​на исследование среды и обстоятельств практической деятельности и подчинена целям последней. Формирование способов психической деятельности человека — социальный процесс, стержнем которого является практическое преобразование материальных объектов в сопровождении общением.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий

Гальперин опирался на идеи своих предшественников, в частности, развивал понятие интериоризации и понимание роли речи в процессе интериоризации, широко применяемые в работах Жана Пиаже и в культурно-исторической психологии. Также его теория тесно связана с трудами коллег, считается образцовой в русле теории деятельности. В то же время, сам Гальперин уже в конце 60-х гг. Критически относился к деятельностного подхода. И, как отмечает В. П. Зинченко, его теория рассматривается как самостоятельный подход или направление, вошедшей в культурно-исторической психологии.

После первого доклада в 1953 году теория прошла десятилетний путь к оформлению в докторской диссертации 1965 года. В дальнейшем происходила ее специализация и уточнения.

Некоторые пункты теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий. По мнению Гальперина, умственные действия не являются врожденными (в этом с ним не соглашался, например, Рубинштейн), они усваиваются ребенком в процессе предметной деятельности (именно путем интериоризации) и общение с взрослыми; основными факторами формирования умственных действий является мотивация, правильное выполнение действий в их внешних предметных формах, планомерное приобретение действием определенных параметров (обобщение, обдуманный характер) ее полноценное воспроизведение в ментальном плане (в частности, и осознание — способность точно определить действие словами).

Гальпериным и его учениками экспериментально обоснованный подход к научению, благодаря которому формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем автоматического запоминания в ходе деятельности), без использования так называемого метода проб и ошибок.

Разработана Петром Яковлевичем чрезвычайно подробная схема образования умственных действий нашла практическое применение в различных сферах жизни. Например, в 1971-1972 годах в советской армии проводился масштабный эксперимент под руководством Б. Ц. Бадмаева по применению теории Гальперина для подготовки военных специалистов.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий принесла общее в т. Ч. Международное признание, но не является единственным достижением Гальперина

Он уделял внимание базовым вопросам теории психологии (определение предмета науки, ее объективность), методов исследований (совершенствование метода формирующего эксперимента), разрабатывал теорию внимания, внес вклад в развитие прикладных отраслей психологического знания

Подводя итоги

В начале публикации, посвященной
восстановлению основных этапов про­фессионального пути П.Я. Гальпери­на, были
приведены слова В.П. Зинчен­ко, который, как известно, очень высоко оценивал
вклад П.Я. Гальперина в психо­логию. В заключение также хочется обра­титься к
В.П. Зинченко, писавшему о лич­ности, а точнее говоря, о полноценных личностях:
«… если земля еще вертится, то исключительно благодаря тому, что они есть»
(Зинченко, 2017, С. 43).

Земля вертится, а вместе с ней
разви­вается и наша наука только потому, что ее создавали такие ученые как Петр
Яковле­вич Гальперин.

О милых спутниках,
которые наш свет

Своим сопутствием для
нас

животворили,

Не говори с тоской: их
нет;

Но с благодарностию:
были.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий