Баренцево море

Геологические данные

Баренцево море лежит на материковой отмели. Отличает его от подобных водоемов то, что здесь довольно распространены глубины в 300-400 м, но средней считается – 222 м, а наибольшей – 600 м. Рельеф дна разнообразен: здесь можно увидеть и равнину (Центральное плато), и впадины (Центральная, максимальная глубина – 386 м), и возвышенности (Персея, максимальная глубина — 63 м), и желоба (Западный, 600 м в глубину, и Франц-Виктория — 430 м). Покров дна в южной части преимущественно песочный, лишь изредка можно найти щебень и гальку. В северной и центральных частях встречается ил и песок. Во всех направлениях также наблюдается примесь обломков, ведь здесь распространены древние ледниковые залежи.

Экология

Ресурсы Баренцева моря и экологические проблемы довольно тесно связаны, так как чрезмерное вмешательство человека в окружающую среду всегда ведет к неблагоприятным последствиям. Экологи считают это место уникальным, ведь такое чистое море около Европы больше и не найдешь. Но все же существует довольно большая проблема – браконьерство. Чрезмерный вылов рыбы приводит к исчезновению видов и нарушению всеобщего баланса. Норвегия и Россия резко пресекают такое нарушение законов, что дает свои результаты. Еще одним богатством Баренцева моря является нефть и природный газ. И не воспользоваться этим люди не могли. Поэтому довольно часто происходят выбросы «черного золота» в водные массы, которые очень губительно влияют на всех животных.

Также уникальным является и ландшафт этого моря. Поэтому Международный фонд защиты природы предупреждает, что малейшая ошибка в процессах добычи или транспортировки горючих ископаемых может привести к экологической катастрофе. Если произойдет такая беда, то даже за 30 лет при усердной работе не удастся полностью ликвидировать все последствия. Ведь ситуация усугубляется тем, что низкие температуры не дают бактериям размножаться, а значит, природный механизм очистки просто не работает. Над этим стоит задуматься.

Таким образом, Баренцево море – уникальный водный объект, который следует беречь. Это место богато на рыбу и природные ископаемые, а также на другие природные ресурсы, что придает ему еще большей значимости.

Геология

Баренцево море занимает Баренцевоморскую плиту протерозойско-раннекембрийского возраста; возвышения дна антеклизы, депрессии — синеклизы. Из более мелких форм рельефа остатки древних береговых линий, на глубине — около 200 и 70 м, ледниково-денудационные и ледниково-аккумулятивные формы и песчаные гряды, сформированные сильными приливными течениями.

Рельеф дна

Баренцево море расположено в пределах материковой отмели, но, в отличие от других подобных морей, большая часть его имеет глубину 300—400 м, средняя глубина 222 м и максимальная 600 м в жёлобе острова Медвежий (). Выделяются равнины (Центральное плато), возвышенности (Центральная, Персея (минимальная глубина 63 м), впадины (Центральная, максимальная глубина 386 м) и желоба (Западный (максимальная глубина 600 м) Франц-Виктория (430 м) и другие). Южная часть дна имеет глубину преимущественно менее 200 м и отличается выровненным рельефом.

Грунты

Из покрова донных отложении в южной части Баренцева моря преобладает песок, местами — галька и щебень. На возвышенностях центральных и северных частей моря — илистый песок, песчанистый ил, в депрессиях — ил. Всюду заметна примесь грубообломочного материала, что связано с ледовым разносом и широким распространением реликтовых ледниковых отложений. Мощность осадков в северных и средних частях менее 0,5 м, вследствие чего на отдельных возвышенностях древние ледниковые отложения практически находятся на поверхности. Медленный темп осадкообразования (менее 30 мм в 1 тыс. лет) объясняется незначительным поступлением терригенного материала — в Баренцево море из-за особенностей берегового рельефа не впадает ни одной крупной реки (кроме Печоры, оставляющей почти весь свой аллювий в пределах Печорского лимана), а берега суши сложены, главным образом, прочными кристаллическими породами.

Гидрография

Наиболее крупные реки, впадающие в Баренцево море — Печора и Индига.

Течения

Поверхностные течения моря образуют круговорот против часовой стрелки. По южной и восточной периферии движутся на восток и север атлантические воды тёплого Нордкапского течения (ветвь системы Гольфстрима), влияние которого прослеживается до северных берегов Новой Земли. Северные и западные части круговорота складываются местными и арктическими водами, поступающими из Карского моря и Северного Ледовитого океана. В центральной части моря существует система внутрикруговых течений. Циркуляция вод моря изменяется под влиянием изменений ветров и водообмена с прилегающими морями. Большое значение, особенно у берегов, имеют приливо-отливные течения. Приливы полусуточные, их наибольшая величина — 6,1 м у берега Кольского полуострова, в других местах — 0,6—4,7 м.

Водообмен

Водообмен с соседними морями имеет большое значение в водном балансе Баренцева моря. В течение года в море через проливы поступает (и столько же выходит из него) около 76 000 км³ воды, что составляет примерно 1/4 часть общего объёма воды моря. Наибольшее количество воды (59 000 км³ в год) несёт тёплое Нордкапское течение, оказывающее исключительно большое влияние на гидрометеорологический режим моря. Общий речной сток в море составляет, в среднем, 200 км³ в год.

Солёность

Солёность поверхностного слоя воды в открытом море в течение года составляет на юго-западе 34,7—35,0‰, на востоке — 33,0—34,0 ‰, на севере — 32,0—33,0 ‰. В прибрежной полосе моря весной и летом солёность понижается до 30—32 ‰, а к концу зимы возрастает до 34,0—34,5 ‰.

Проблема добычи нефти

Баренцево море имеет огромные запасы нефти и природного газа. Их добыча происходит со значительными усилиями, но не всегда осуществляется успешно. Это могут быть как незначительные утечки, так и разлив нефтепродуктов по огромной территории водной поверхности. Даже высокотехнологичное и дорогое оборудование не гарантирует абсолютно безопасный способ добычи нефти.

В связи с этим существуют различные организации экологов, члены которых ведут активную борьбу с проблемой разлива и утечки нефти. В случае возникновения данной проблемы, нефтяные пятна нужно быстро удалять, чтобы уменьшить ущерб, наносимый природе.

Проблема загрязнения нефти вод Баренцева моря осложняется тем, что в арктической зоне экосистемы нефть удалить трудно. При низких температурах данное вещество разлагается крайне медленно. Несмотря на своевременную механическую чистку, нефть затекает в лед, поэтому устранить ее практически невозможно, нужно ждать, чтобы данный ледник растаял.

Баренцево море – это уникальная экосистема, особый мир, который нужно сохранять и оберегать от вредного влияния и вмешательства людей. В сравнении с загрязнением других морей, оно пострадало менее. Однако тот вред, который уже нанесен природе акватории, необходимо устранять.

Хозяйственное значение, промышленность и судоходство

Очень важно как для РФ, так и для Норвегии и ряда других стран Баренцево море. Россия активно использует его ресурсы

Оно богато разнообразными видами рыб, животным и растительным планктоном, а также бентосом. Благодаря этому в Баренцевом море активно ведется рыбный промысел. Россия добывает на шельфе Арктики также углеводороды. Уникальным проектом нашей страны является Приразломное. Впервые осуществляется со стационарной платформы добыча углеводородов в этом районе. Платформа (МЛСП «Приразломная») позволяет проводить все необходимые технологические операции прямо на месте. Это очень упрощает процесс добычи.

Очень важным является также морской путь, соединяющий европейскую часть нашей страны с портами восточных (с 19 века) и западных стран (с 16 века), а также Сибири (с 15 в.). Самым крупным и основным портом России является Мурманск (на фото ниже).

Среди других выделяются следующие: Индига, Териберка, Нарьян-Мар. Норвежские порты — Киркенес, Вадсе и Варде. В Баренцевом море находится не только торговый флот нашей страны, но и военно-морской, включая подводные атомные лодки.

Рельеф дна

Рельеф дна Баренцева моря достаточно сложный. Большей своей частью он представляет подводную равнину, расчлененную различными волнистыми поверхностями. Оно расположено в пределах материковой отмели, но, в отличие от других подобных морей, большая часть его имеет глубину 300—400 м, средняя глубина 222 м и максимальная 600 м в жёлобе острова Медвежий. Из покрова донных отложении в южной части Баренцева моря преобладает песок, галька и щебень, а берега суши сложены главным образом прочными кристаллическими породами.

  • Баренцево море.

  • Баренцево море.

  • Баренцево море.

  • Баренцево море.

  • Баренцево море.

История

Освоение Баренцева моря, так же как и Белого моря, началось довольно давно. Предполагается, что впервые русские лодки появились в водах Баренцева моря еще в XI в. ведь уже тогда на севере Руси существовали торговые поселения, развивался и рыбный промысел. Примерно в этот же период в местные воды стали заплывать и лодки викингов.Первые шаги в изучении Баренцева моря были сделаны в эпоху Великих географических открытий в XVI-XVII вв. В поисках торговых путей европейские мореплаватели проходили через Баренцево море, неизбежно обнаруживая ранее неизвестные участки суши. Например, торговая экспедиция англичанина Хью Уиллоби (ум. в 1554 г.), направлявшаяся к Китаю, открыла архипелаг Новая Земля. Позже голландский мореплаватель Виллем Баренц (1550-1597) более тщательно исследовал морские просторы в поисках северных торговых маршрутов, в том числе и к берегам Китая. Баренцу принадлежит заслуга открытия Оранских островов, Медвежьего острова, исследования Шпицбергена. Здесь, в Северном Ледовитом океане, неподалеку от Новой Земли, голландский путешественник погиб после долгой и изматывающей зимовки на вмерзшем в льдину корабле. В 1853 г. море к северу от архипелага Новая Земля впервые было названо Баренцевым (под таким именем оно было отмечено на карте, составленной немецким географом Августом Петерманом). До этого момента и русские, и зарубежные картографы называли его Мурманским морем.Как бы там ни было, до XIX в. Баренцево море исследовалось лишь поверхностно. Первым русским мореплавателем, серьезно занявшимся изучением этой области, стал Ф.П. Литке (1797-1882). В двадцатых годах XIX в. он принял участие в четырех экспедициях, целью которых стало подробное исследование Белого и Баренцева морей. В ходе рискованных путешествий по Северному Ледовитому океану было сделано немало открытий, на карте появились более точные очертания архипелага Новая Земля, были приведены наиболее полные на тот момент сведения о ледовой обстановке вблизи него. Уже в 1828 г. в свет вышла книга Литке «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля», в которой автор не только рассказал о своих северных открытиях: мореплаватель провел серьезную аналитическую работу, оценивая достижения своих предшественников.За века исследований накопилось множество материалов о географии Баренцева моря, но систематизировать их удалось только в начале XX в.. первая точная карта местных вод была составлена русским ученым Н.M. Книповичем (1862-1939).В 1916 г. на западном побережье Баренцева моря был основан портовый город Мурманск (до 1917 г. — Романов-на-Мурмане). Необходимость в нем возникла в ходе Первой мировой войны (1914-1918 гг.), когда Северный Ледовитый океан стал одним из немногих путей сообщения с союзными странами. Ныне Мурманск — один из крупнейших портов России. Его весомое преимущество заключается в том, что доступ к его берегам для судов открыт круглый год (лишь юго-западная область Баренцева моря, на побережье которой и стоит город, остается свободной ото льдов даже зимой).
Баренцево море располагается на шельфе — участке, фактически являющемся геологическим продолжением материка. Его границы условно проводят по береговой линии северных европейских стран, а также по архипелагам Шпицберген и Новая Земля. В этих пределах глубина воды составляет в среднем около 300-400 м, а максимальной отметки в 600 м. достигает на северной окраине, в области Медвежьего острова архипелага Шпицберген.Баренцево море всегда было труднопроходимым и опасным для исследователей, особенно в те времена, когда еще не было специального технического оснащения для путешествий по северным водам. Дело в том, что это море полностью расположено за Полярным кругом, что обуславливает его ледовитость: ледовая корка на протяжении всего года удерживается более чем на 75% водной поверхности.Другое отличительное свойство моря, сильно затрудняющее передвижение по нему, — особенный климат. Погодные условия в этой области формируются под влиянием теплого атлантического и холодного арктического циклонов, отчего существует довольно высокая вероятность штормов, а в небе практически всегда висит пасмурная дымка. Тем не менее Баренцево море выделяется как самое теплое по сравнению с другими заполярными морями: летом температура воздуха в районе этого моря достигает +10°С, а в зимний период она может опускаться «всего лишь» до -25°С.

Биологические ресурсы Баренцева моря

Разнообразие флоры и фауны в этом водоеме очень велико, всему этому дает жизнь бентос и планктон. Бентос – наименьшие организмы, которые обитают в песке на дне моря. К нему относятся как животные, так и растения. К зообентосу можно отнести морских звезд, скатов, гребешков, крабов, устриц и других. К фитобентосу относят разнообразные водоросли, которые приспособились жить без солнечного света. Планктон – разнообразные мелкие организмы, которые свободно плавают в воде и не способны проявить хоть какое-то сопротивление течению. К нему относят бактерии, мелкие виды водорослей, моллюсков, личинок рыб и беспозвоночных животных. Растительные ресурсы Баренцева моря в общих чертах очень бедные, так как оно расположено в Северной Арктике. Редких или вымирающих видов здесь не обнаружено. Макроводоросли множества видов (194) обитают на Мурманском побережье. Ученые обнаружили здесь 75 красных, 39 зеленых и 80 бурых подвидов.

Гидрология

В водоёме присутствуют 3 типа водных масс. Это тёплое и солёное Северо-Атлантической течение с температурой воды выше 3° по Цельсию и солёностью выше 35 промилле. С севера поступают холодные арктические воды с температурой воды ниже 0° по Цельсию и соленостью меньше 35 промилле. Присутствуют также прибрежные тёплые и не очень солёные воды. Их температура выше 3° по Цельсию, а солёность составляет менее 34,7 промилле. Между атлантическим и арктическим течениями формируется так называемый полярный фронт.

С учётом всех этих факторов Баренцево море полностью свободно ото льда только в сентябре месяцев. В остальное время льда нет только в юго-западной части водоёма. Максимальный ледяной покров фиксируется в апреле месяце, когда плавучими льдами покрывается более 70% морской поверхности. В северо-западных и северо-восточных районах лёд присутствует круглый год.

Поверхностная температура воды в юго-западных районах в зимние месяцы составляет 3-5° по Цельсию. Летом повышается до 7-9° по Цельсию. В остальных широтах летом температура воды достигает 4° по Цельсию, зимой падает до -1° по Цельсию Прибрежные воды летом прогреваются до 10-12° по Цельсию. Самыми крупными реками, впадающими в Баренцево море, являются Печора и Индига.

Политический статус

На протяжении десятилетий существовал спор между Норвегией и Россией о положении границ в Баренцевом море. Норвежцы выступали за срединную линию, определённую Женевской конвенцией 1958 года. СССР выступала за ту линию, которая была определена решением советского правительства в 1926 году.

Это привело к появлению нейтральной зоны с площадью 175 тыс. кв. км, что составляло 12% от общей площади водоёма. В 1974 году были возобновлены переговоры о пересмотре положения границы. В 2010 году Россия и Норвегия подписали соглашение, которое предусматривало погранично равное расстояние. Соглашение было ратифицировано и вступило в силу 7 июля 2011 года. Это поспособствовало тому, что прежде закрытая нейтральная зона стала доступна для разведки углеводородов.

Сергей Губанов

Нерыбные объекты промысла

Среди нерыбных объектов промысла наиболее важные виды — камчатский краб, краб-стригун — опилио, исландский гребешок, а также северная креветка, промысловое значение которой в последние годы снизилось, из-за ее массового выедания треской.

Общеизвестно, что эффективность освоения водных биологических ресурсов обусловлена не только состоянием запасов, но и техническим состоянием добывающего флота, уровнем его энерговооруженности, позволяющим использовать современные технологии добычи и обработки рыбы.

По имеющимся данным, в состав действующего рыбопромыслового флота Северного бассейна, занятого на облове трески и пикши (с неизбежным приловом), входит около 160 среднетоннажных и малотоннажных — прибрежного лова, судов.

Находящиеся в эксплуатации суда характеризуются значительным физическим и моральным износом, их средний возраст составляет около 28 лет. Их устаревшие конструкции не позволяют использовать новейшие технологии переработки и обеспечить комплексную, полную переработку сырья, выработку продукции с высокой добавленной стоимостью.

Одним из судов, оперирующих на бассейне, является промысловый СРТМк М-0170 «Пинро-2». Это — единственное производственное судно на бассейне, собственником которого является государство, находится в хозяйственном ведении у ФГУП «Нацрыбресурс».

Построенное (под другим названием) на судоверфи города Киева, оно достроено в 1998 году в городе Николаеве, является последним рыболовным судном большой серии судов проекта 502 ЭМ.

Оно передано ФГУП «Нацрыбресурс» решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сентябре 2002 года. Оперативное управление судном «ПИНРО-2» осуществляет мурманский филиал ФГУП «Нацрыбресурс».

В рамках освоения выделенных ФГУП «Нацрыбресурс» квот судно «Пинро-2» осуществляет добычу и первичную переработку трески, пикши и других промысловых объектов.

В 2002–2006 годах судно работало в Баренцевом море и прилегающих районах на освоении установленных квот вылова, а также участвовало в проведении научных исследований по треске, пикше и черному палтусу.

В конце 2006 года у судна закончился срок действия классификационных документов РМРС и оно до перегона в порт Мурманска находилось в Норвегии в порту Киркенеса. В ноябре 2010 года на судне был начат капитальный ремонт для возобновления классификационных документов на право плавания.

В июне 2013 года «Пинро-2» было отбуксировано в порт Мурманска для окончания ремонта, который проводился на Мурманском судоремонтном предприятии «СевТехКомп».

Несмотря на технические сложности (после длительного простоя) и непростую экономическую ситуацию ФГУП «Нацрыбресурс», выполнило классовый ремонт судна ПИНРО-2.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий