Леонардо да винчи: биография, творчество, лучшие картины художника

Картины

  • Два изображения Святой Девы работы Леонардо, «Мадонна Бенуа» (Madonna Benois) и «Мадонна Литта» (Madonna Litta), написанные с интервалом в 10 лет, находятся в Государственном Эрмитаже.
  • Рисунок «Витрувианский человек» (Homo vitruviano), изображающий мужчину «идеальных пропорций», хранится в коллекции Галереи Академии (Gallerie dell’Accademia) в Венеции.
  • Фреска «Тайная вечеря», изображающая последнюю трапезу Христа, начала разрушаться еще при жизни автора. Франциск I желал перевезти стену монастырской трапезной во Францию для спасения шедевра.

«Джоконда» – самая обсуждаемая работа Леонардо. Главная загадка – кто позировал художнику? Называют Лизу дель Джокондо (Lisa del Giocondo), жену знатного пополана, Констанцу д’Авалос (Costanza d’Avalos), любовницу Джулиано Медичи…
Самые нетривиальные версии гласят, что «Джоконда» — это сам да Винчи или его ученик Салаи, одетый в женский наряд. Домыслов много, копий картины еще больше, но бессмертная «Мона Лиза» продолжает покорять своей неповторимой улыбкой.

Последние работы

В течение 1517 и 1518 годов Леонардо продолжает научные эксперименты, работает над архитектурными проектами и планами праздничных постановок. Один из главных проектов этого периода — подготовка к публикации «Дневников».

В организации своей «библиотеки» записей для публикации книг по живописи, анатомии, архитектуре и инженерному делу Леонардо надеялся на помощь Мельци. Сам художник в это время усиленно работал над архитектурным проектом в Роморантене.

Знаменитый эскиз (около 1510–1515) приписывается Леонардо как автопортрет

Физические недуги Леонардо вынудили его передать работу над неоконченными произведениями полностью своим помощникам, которые завершали их под его профессиональным руководством. Тем не менее он все еще мог рисовать, его наброски этого периода включают дизайны костюмов и декораций, предназначенных для дворцовых торжеств. Одно из сценических изобретений, приписываемых Леонардо, упоминается 1 октября 1517 года в дневнике посла Мантуи во Франции Ринальдо Ариосто. Во время празднества в Аргентане, расположенном в 193 км к западу от Парижа, на сцену вышел механический лев, который прошел несколько шагов, затем дверца на его груди распахнулась, и взору зрителей предстали лилии, символ королевской власти во Франции.

Следующий год был полон разнообразными проектами

Леонардо хотел наконец опубликовать свои труды, но новые заказы занимали все его время и внимание. 19 июня сценическая постановка «Райское празднество», придуманная и разработанная Леонардо для семейства Сфорца в Милане в 1490 году, была воссоздана в Клу для празднования венчания племянницы Франциска I Маддалены де ла Тур д’Овернь и Лоренцо Медичи

Все сценические декорации были спроектированы Леонардо.

Последний год

В возрасте 67 лет здоровье Леонардо ухудшилось. Вазари так описывает его последние дни: «В старости он тяжело болел, в течение нескольких месяцев не вставая с постели. Когда он почувствовал близость кончины, он предпринял все усилия для того, чтобы приобщиться к таинствам католической церкви и святой христианской веры: с великими стенаниями он исповедался и покаялся в грехах. И хотя он еле смог подняться, опираясь на плечи друзей и слуг, он был счастлив благочестиво принять святое причастие, стоя на ногах, а не лежа в постели».

Из рассказа Вазари о последних днях Леонардо мы узнаем, что он был соборован католическим священником по всем правилам, причем сам настоял на том, чтобы подняться с постели для принятия Таинства.

Мадонна с младенцем и святой Анной, фрагмент (около 1502–1516).

В последние дни свой жизни Леонардо раскаивался в том, что оскорбил Господа и все человечество тем, что «не работал в своем искусстве так, как должен был бы». В юности Леонардо верил в Бога как в Высшее Существо, верил в то, что человеческая душа бессмертна. Но он был не только художником, но и ученым, и в своих геологических, астрономических и анатомических исследованиях не мог не задаваться вопросом о существовании человека на Земле, его происхождении и эволюции. И как это часто случается, перед лицом смерти Леонардо примирился с Богом, чтобы подготовить свое отпевание по церковным канонам.

Смерть мастера

Базари пишет, что перед самой кончиной Леонардо «охватили судороги, посланники смерти». Король в этот момент подошел к нему и приподнял его голову. Через несколько мгновений великий художник скончался на руках у короля. Его смерть вызвала большой резонанс. Вазари сетует: «Утрата Леонардо в высшей степени опечалила каждого, кто его знал, потому что ни один человек, живший доселе, не принес такую славу живописи». Вазари говорит о красоте самого Леонардо, о его способности «выслушать обе стороны», а затем «склонить даже самого упрямого спорщика к противоположной стороне».

Легко представить, с какой горечью эта новость была воспринята во Флоренции. Горе его земляков было отягощено еще и тем, что последней волей Леонардо было не выдавать его прах родному городу, в отличие от Микеланджело, который умер в 1564 году: его тело было вывезено из Рима и доставлено во Флоренцию, потому что такова была последняя воля покойного.

Во Флоренции Джованни Строцци сочинил хвалебный стих, которым Вазари и заканчивает повествование о жизни художника:

Поэт обыгрывает имя Винчи, связывая его с латинским глаголом vincere, что означает «выигрывать, побеждать».

«Леонардо жив!»

14 апреля в родном городке гения Винчи состоялась пресс-конференция под названием Leonardo vive! (буквально — «Леонардо жив!»), в ходе которой итальянские ученые поведали о результатах своей работы. Кстати, оба они являются жителями этого города: Алессандро Веццози возглавляет местный Museo Ideale Leonardo Da Vinci, а его коллега Аньезе Сабато переселился сюда в 1992 году, «заболев» да Винчи.

Веццози и Сабато начали свои исследования 43 года назад, когда еще не существовало интернета и никто и слыхом не слыхивал о генетической экспертизе… Поэтому в научном сообществе мало кто всерьез относился к их изысканиям. Поиски существенно затрудняло то, что даже останки божественного Леонардо (как его называли при жизни), скончавшегося в 1519 году и похороненного в королевском замке Амбуаз, исчезли во время одной из религиозных войн, которыми так изобиловал XVI век.

Но это не остановило историков. «Мы очень много времени провели в архивах, работа с историческими документами легла в основу более масштабного научного расследования, — рассказывает Веццози. — Мы изучали не только бумажные материалы, но и захоронения потомков да Винчи в Италии, Франции и Испании, чтобы восстановить историю семьи Леонардо».

Историю рода да Винчи удалось проследить начиная с 1391 года по настоящее время. И удача улыбнулась исследователям! Им удалось обнаружить прямых потомков отца Леонардо Пьеро да Винчи! В любом случае гены великого мастера должны быть схожи с генами его братьев и сестер, а также их потомков…

Леонардо да Винчи и Амбуаз

Когда Леонардо да Винчи приехал в Амбуаз в 1516 году, это был его первый визит во Францию. Однако художник уже не первый раз работал на французов и не раз слышал название Амбуаз.

Знакомство Леонардо да Винчи и Франциска I

Когда Людовик XII в 1500 году завоевал Милан, он захватил первого покровителя Леонардо, герцога Людовико Сфорца, и заточил его в тюрьму во Франции, скорее всего в донжон замка Loches. Во время продолжающейся французкой кампании в Италии, Леонардо работал на Карла II Амбуазского, правителя Милана, назначенного Людовиком XII. Сначала он занимался военными инженерными схемами, а потом был вовлечен также и в скульптурные и архитектурные проекты. Работы завершились с отречением Людовика XII от Милана в 1513 году. Но когда на трон взошел Франциск I, он не терял времени и соблазнил Леонардо покинуть Италию и отправиться в безопасное и комфортное место — такое как Амбуаз — назначив ему пенсию в 700 золотых экю в год.

Леонардо привез с собой несколько из своих лучших работ, возможно среди них была и Мона Лиза. По крайней мере, когда кардинал Людовик Арагонский посетил стареющего художника в октябре 1517 года, секретарь кардинала, Антонио де Беатис, записал, что «они видели  одну определенно флорентийскую даму, нарисованную с натуры по заказу его сиятельства, Гуилано де Медичи».

Творчество Леонардо в Амбуазе

К сожалению, в Амбуазе художник почти не рисовал. Скульптор и ювелик Бенвенуто Челлини, другой итальяский мастер, работавший во Франции, осуждал Франциска I за то, что он почти не оставлял Леонардо одного: «поэтому он не имел возможности реализовать свои великолепные изыскания, которые он проводил с такой самоотдачей».

Помимо этого Беатис дает другое правдоподобное объяснение, что «поскольку его правая рука оказалась частично парализована, нельзя ожидать от него изысканных вещей» — хотя Леонардо, кстати, был левша.

Возможно, Леонардо просто устроился на достойную пенсию, свободно занимаясь неортодоксальными изобретениями, которые характеризовали этот последний период его жизни.

Достижения Леонардо да Винчи

Культ да Винчи сделал многие из них доказательством его «универсального гения», но на самом деле достижения Леонардо были опережены многими современниками, и лишь немногие из его изобретений были либо практическими, либо оригинальными. Их известность действительно основывается на том факте, что некоторые, кажется, предсказывают будущие технологии — хотя Леонардо редко прорабатывал реальные детали, как с его абсурдным эскизом вертолета с человеком.

Леонардо также работал над дизайном замка в Роморантене, некоторые особенности которого могли повлиять на строительство Шамбора (знаменитая двойная винтовая лестница в замке приписывается творению Леонардо да Винчи).

Он также воссоздал своего знаменитого механического льва, который принял участие в тщательно продуманном маскараде в Блуа. Зверь, по-видимому, прошел несколько угрожающих шагов к королю, прежде чем его голова раскололась, чтобы обнажить королевские лилии на синем фоне.

Несмотря на все эти неравные результаты, старик сблизился со своим работодателем, Франциском I. Челлини, услышав, как король сказал: «Он верил, что в мире не родился ни один человек, который знал бы столько же, сколько Леонардо, и это касается не только скульптуры, живописи и архитектуры, а потому он был великим философом».

Острый анекдот рассказывает, что в суровую зиму 1518–1919 годов, которая была настолько холодной, что лед сломал арку моста Амбуаз, Леонардо спас ласточку, которая была слишком хрупкой, чтобы продолжать миграцию на юг. Он содержал ее в своих комнатах в Кло-Люсе в качестве компаньона до своей смерти 2 мая 1519 года, по легенде, на руках у короля.

  • Château du Clos Lucé (замок Кло-Люс) — замок Леонардо да Винчи
  • Замок Амбуаза
  • Путеводитель по городу Амбуаз

Изобретения Леонардо да Винчи

Леонардо чувствует, что его способности и круг интересов превосходят его КПД, и в 1482 году решается переехать в Милан. Герцог Лодовико Моро приглашает да Винчи ко двору в качестве постановщика представлений. Он разрабатывает звуковые и технические спецэффекты, придумывает художественную составляющую театрализации, изобретает механизм вращающейся сцены. Гений Леонардо настолько уникален, что ко двору пришлись его песенные (на зависть современным рэперам) и музыкальные импровизации (он не знал нот и играл на слух), он сочинял басни, выступал с бестиариями и «пророчествами», баловал публику фокусами, загадками и шарадами собственного сочинения.

Больше всего Леонардо хочется заниматься инженерным делом. Он берется за разработку военной техники и оружия. На бумаге его военные монстры кромсали человеческую плоть и были придуманы для устрашения врагов, между тем сам Леонардо да Винчи становится вегетарианцем и до конца жизни пропагандирует отказ от мяса из-за любви ко всему живому.

Леонардо имел много друзей, его ценили и уважали. Одной из важнейших работ, которую он провел в сотрудничестве со своими приятелями, стал чертеж «Витрувианского человека». Что касается художественного мастерства, то в миланский период он достигает пика своего совершенства. В эти годы Леонардо создает произведения «Дама с горностаем», «Портрет музыканта» и «Портрет юной невесты». По заказу герцога Лодовико Леонардо расписывает стены церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Там создается одно из главных произведений его жизни — «Тайная вечеря». За работой художника мог наблюдать каждый желающий — акт творчества в эпоху Возрождения превращался в перфоманс. А работал да Винчи очень оригинально, его то душили приступы неистового желания писать, то вдохновение покидало автора, и он уныло сидел рядом со своим творением, ничем не занимаясь, на современный манер, прокрастинируя. В этот раз он закончил произведение, и оно получилось совершенным.

Леонардо да Винчи — бастард, ставший гением

Леонардо родился бастардом. Он появился на свет 15 апреля 1452 года от связи потомственного нотариуса Пьеро да Винчи с незамужней крестьянкой Катериной Липпи. В эпоху Ренессанса рождение внебрачных детей, особенно среди правящей аристократии, не считалось чем-то позорным, поэтому семья отца спокойно воспринимает факт рождения Леонардо.

Родись Леонардо да Винчи в законном браке, ему судьбой было бы предначертано стать нотариусом, но он получает только начальное образование, едва владеет латынью и с трудом алгеброй. Его пытливый ум получил свободу выбора, он применяет эмпирический подход к изучению мира и становится самоучкой.

Надо отдать должное Пьеро — он учел творческие способности сына и, чтобы дать ему профессию, из родного Винчи перевез мальчика во Флоренцию. Когда в городе появляется Леонардо, Флоренцией заведует богатое семейство банкиров — Медичи. Они брали под свое крыло художников-новаторов, в числе которых были Леонардо, Боттичелли и Микеланджело, а также покровительствовали художественным мастерским.

Гены 15 поколений

На пресс-конференции ученые обнародовали генеалогическое древо да Винчи, огласив перечень из 35 имен здравствующих сегодня членов рода, в котором встречаются и довольно известные личности. Одним из них является знаменитый итальянский режиссер Франко Дзеффирелли.

В 1794 году Микеланджело ди Томмазо Корси женился на Терезе Алессандре Джованне ди Сер Антонио Джузеппе да Винчи — одной из правнучек Пьеро да Винчи. В XIX столетии род Корси считался одним из самых знатных в Винчи. Один из потомков этой семьи — Отторино Корси — появился на свет в Винчи, а затем переехал во Флоренцию, где у него родился сын Джанфранко Корси (таково настоящее имя Дзеффирелли).

Как-то режиссер упомянул о том, что его семья связана с родным городом да Винчи и именем великого мастера и отсюда его творческие гены… Веццози и Сабато сумели отыскать этому документальное подтверждение.

«Ценность нашего открытия в том, что теперь ученые смогут выделить ДНК да Винчи — спустя 15 поколений, -утверждает Веццози. — Но это будет предметом другой встречи — с биологами и антропологами, с которыми мы тесно сотрудничаем».

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Биография

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – фреска «Тайная вечеря» (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Завещание

Завещание Леонардо да Винчи было составлено во французском суде, а при его смерти присутствовал король Франции. Целая жизнь прошла от незаконного рождения Леонардо в крошечной деревушке до его кончины в королевских покоях.

Последняя воля Леонардо да Винчи, выраженная в завещании, составленном в королевском суде в Амбуазе 23 апреля 1519 года, за девять дней до смерти художника, распространяется на тех людей, которые много значили для него при жизни.

Карикатура на адвоката или академика (1495–1519). Был завещан художником Мельци.

Пожертвования в пользу бедных

Бедным пациентам больниц Святого Лазаря в Амбуазе Леонардо да Винчи оставил 70 сольди медью и серебром. Леонардо, всей своей жизнью отвоевавший себе право быть уважаемой в обществе личностью, достигший своим трудом самых верхних ступеней среди творческой элиты, свободно вращавшийся среди принцев, королей и дворян, нашел время вспомнить о тех членах общества, чья участь была далеко не так радужна, как его собственная. Возможно, в этот момент он вспомнил о своей бедной матери-крестьянке.

Семья

Миланскому дворянину Франческо Мельци, помощнику и компаньону Леонардо, было поручено известить семью да Винчи о содержании завещания. В письме от 1 июня 1519 года, адресованном «досточтимому Джулиано и его братьям», Мельци сообщает семи сводным братьям, что 400 золотых скуди в ценных бумагах, хранящиеся на счету Леонардо в банке при Санта-Мария Нуова во Флоренции принадлежат им. Им же Леонардо завещал и небольшой участок земли во Фьезоле. Это завещание показывает, что между Леонардо и членами семьи его отца было достигнуто перемирие, хотя наверняка мы этого не знаем. Мельци не предоставил Джулиано да Винчи сведений о том, что получили в наследство от мастера его друзья и слуги.

Этюд мужчины в тюрбане (1510–1519). Был завещан художником Мельци.

Слуги

Своей служанке Матурине Леонардо завещал одежду «из хорошей черной ткани, отороченную кожей», шерстяное платье и 2 золотых дуката. Слуга Баттиста де Виланис получил всю мебель и предметы домашнего обихода из особняка Клу. Ему же Леонардо завещал водный участок канала Сан-Кристофоро в Милане в личное пользование, а также половину сада, расположенного на окраине Милана. Все это де Виланис получил в бессрочное владение за свою преданную службу мастеру. Вторая половина сада и дом, стоящий на ней и построенный Салаи, были оставлены Салаи и его семье, а также их наследникам в бессрочное пользование. Салаи были также завещаны полотна «Мона Лиза», «Святой Иероним» и «Мадонна с младенцем и святой Анной». После смерти Салаи от ранения стрелой в 1524 году в наследство двум его сестрам достались и эти картины, и не дошедшие до нас «Святой Иоанн Креститель» и «Леда и лебедь», а также несколько небольших работ художника.

Франческо Мельци

Помощник Леонардо, присоединившийся к художнику в 1507 году, получил по завещанию все книги, которые находились в распоряжении Леонардо на момент его смерти, а также все инструменты, которыми пользовался художник, записи и эскизы, сделанные им. Это была значительная коллекция манускриптов и рисунков Леонардо. Из письма Мельци к семье Леонардо, в котором сообщалось о последней воле художника, хорошо видно, как Мельци почитал мастера. «Я уверен, что вас известили о кончине Мастера Леонардо, вашего брата, который и мне был братом и лучшим из отцов». Эта короткая, но емкая фраза много говорит нам о глубоком взаимопонимании, царившем между Мельци и Леонардо, а также о том, почему именно этот ученик унаследовал самое личное из всего имущества художника.

Подготовка похорон

Леонардо пожелал быть похороненным в пределах церкви Сан-Флорентин в Амбуазе, а тело его должны были предать земле священники этой церкви. По завещанию он оставил деньги на 60 свечей, которые на его похоронах должны были нести 60 бедняков. Священникам и пасторам епархии он также заказал три торжественные мессы и тридцать малых григорианских месс. Для этой цели каждой из четырех церквей епархии завещалось по 4,5 кг толстых восковых свечей.

Могила да Винчи в Амбуазе

12 августа 1519 года Леонардо да Винчи, один из лучших сыновей Италии, был похоронен в Амбуазе, во французской земле.

Живопись знаменитого художника

Итальянский гений был очень разносторонен, но большинство людей думают о нем исключительно как о живописце. И это неспроста. Живопись Леонардо да Винчи – истинное искусство, а его картины – настоящие шедевры. Над загадками самых известных произведений, вышедших из-под кисти флорентийца, бьются тысячи ученых со всего земного шара.

Выбрать несколько картин из всего многообразия довольно сложно. Поэтому в статье будут представлены топ-6 самых известных и самых ранних работ автора.

1. Первая работа известного художника — «Маленький набросок долины реки».

Это действительно аккуратный рисунок. На нем изображен замок и небольшой лесистый склон. Набросок сделан быстрыми штрихами с помощью карандаша. Весь пейзаж изображается таким образом, что создается впечатление, как будто мы смотри на картину с какой-то высокой точки.

2. «Туринский автопортрет» – создан художником примерно в 60 лет.

Эта работа интересна для нас прежде всего тем, что именно она дает представление о том, как выглядел великий Леонардо да Винчи. Хотя бытует мнение, что здесь изображен совершенно другой человек. Многие искусствоведы считают «автопортрет» эскизом к знаменитой «Джоконде». Эту работу считают одним из лучших произведений Леонардо.

3. «Мона Лиза» или «Джоконда» — самая знаменитая и, пожалуй, самая таинственная картина итальянского художника, написанная примерно в 1514 — 1515 годах.

Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи. С картиной связано столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Многие специалисты утверждают, что на полотне изображена обычная итальянская женщина на фоне весьма необычного пейзажа. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы д’Авалос. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды. Но существует и более современная версия. Она гласит, что великий художник запечатлел вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика.

4. «Витрувианский человек» — рисунок, созданный как иллюстрация для книги ориентировочно в 1490-1492 годах.

На нем очень хорошо изображен обнаженный мужчина в двух слегка разных позициях, которые нанесены друг на друга. Эта работа получила статус не только произведения искусства, но еще и научного труда.

5. «Тайна вечеря» Леонардо да Винчи — картина, на которой показан момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что он будет предан одним из них. Создана в 1495-1498 годы.

Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда». Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания. По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа. Как-то раз ему посчастливилось найти в церковном хоре одного прекрасного юношу, одухотворенного и светлого настолько, что сомнения у автора исчезли – вот он, прототип Иисуса. Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным. Долгие три года Леонардо разгуливал по злачным закоулкам, разыскивая самого опустившегося и гнусного человек. Однажды он нашел такого. Это был пьяница в сточной канаве. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Каким же невообразимым было удивление автора, когда выяснилось, что он написал Иисуса и предавшего его ученика с одного и того же человека, просто встреченного в разные периоды жизни последнего.

«Тайна вечеря» Леонардо да Винчи знаменита и тем, что по правую руку от Христа мастер изобразил Марию Магдалину. Из-за того, что он разместил ее именно так, многие стали утверждать, что она являлась законной женой Иисуса. Даже появилась гипотеза о том, что контуры тел Христа и Марии Магдалины обозначают букву M, что означает «Matrimonio», то есть брак.

6. «Мадонна Литта» — картина, посвященная Богоматери и Младенцу-Христу.

Мадонна с младенцем на руках –это весьма традиционный религиозный сюжет. Но именно картина Леонардо да Винчи стала одной из лучших в данной тематике. На самом деле этот шедевр не очень большого размера, всего 42 x 33 см. Но она все равно по-настоящему поражает воображение своей красотой и чистотой. Эта картина примечательна еще и своими загадочными деталями. Почему младенец держит в руке птенца? По какой причине у его матери распорото платье в том месте, где младенец прижимается к груди? И почему картина столь темная?

Живопись Леонардо да Винчи – это не просто прекрасные полотна, это целый отдельный вид искусства, поражающий воображение своим непередаваемым великолепием и завораживающими тайнами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий