Интересные факты из жизни и биография гоголя

Летаргический сон или смерть?

Гоголь постоянно думал о захоронении заживо и ужасно боялся такой участи. Поэтому за 7 лет до своей смерти оформил завещание, где указал похоронить его только тогда, когда появятся видимые признаки разложения. Умер Гоголь в возрасте 42 лет, после голодания перед Великим постом в течение 15 дней. В ночь с 11 на 12 февраля за неделю до смерти писатель сжигает в печи второй том «Мертвых душ», объясняя это тем, что его попутал злой дух. Писателя похоронили на третий день после смерти. В 1931 году некрополь, где был похоронен Гоголь, ликвидировали и приняли решении и переносе могилы писателя на Новодевичье кладбище. После вскрытия могилы обнаружили отсутствие черепа Гоголя (по словам Владимира Лидина), позже появляется слух, что череп в могиле был, но повернутый на бок. Огласки эта информация долгие годы не предавалась и только в 90-х годах вновь заговорили о том, не был ли Гоголь случайно похоронен в состоянии летаргического сна?

Существуют некоторые факты, подтверждающие, что Гоголь мог быть похоронен заживо. Привожу то, что мне удалось найти.

После перенесенного малярийного энцефалита 1839 году Гоголь часто падал в обморок, который приводил к многочасовому сну. На основании этого у писателя развилась фобия, что его могут похоронить заживо, пока он будет находиться без сознания.

Но официальных свидетельств о том, что в 1931 году при вскрытии могилы обнаружили череп, повернутый на бок, нет. Свидетели же эксгумации дают разные показания: одни говорят, что все было в порядке, другие утверждают, что череп был повернут в бок, а Лидин вообще не увидел черепа на должном месте. Полностью развенчивает эти мифы наличие посмертной маски. Ее невозможно сделать на живом человеке, даже если он находится в летаргическом сне, потому что человек все равно отреагирует на высокую температуру во время процедуры и начнет задыхаться от заполнения гипсом внешних органов дыхания. Но этого не было, Гоголь был похоронен после естественной смерти.

Посмертная маска Гоголя

Гоголь терпеть не мог грозу

В пору гроз писатель старался все время проводить дома, так как не на шутку боялся грохота грома и сверкания молний. Он говорил, что это природное явление негативно действует на его нервное состояние, которое мешало создавать шедевры.

Гоголь умер не своей смертью

В течение жизни мир Гоголя был окутан мистическими событиями, поэтому до сих пор неизвестно при каких обстоятельствах умер писатель. Как утверждают эксперты, сравнительно молодой и совершенно здоровый человек умер из-за связи с мистическими силами.

Николай Васильевич видел себя мертвым

За несколько дней до собственной смерти писатель видел свое тело со стороны, у него были видения, в которых он слышал потусторонние голоса. Незадолго до этого он впал в нервное расстройство, узнав о смерти жены своего друга.

Тело Гоголя хоронили дважды

Самое главное сведение из биографии, которое разошлось по миру после смерти писателя в том, что через 79 лет тело перезахоронили, а при открытии крышки гроба заметили. Что голова была повернута на бок.

Хлебные шарики были музой писателя

После смерти друзья кратко рассказали каким был Гоголь. Биография, интересные факты и общее впечатление о нем навсегда оказалось в душах поклонников его творчества. Близкие сообщили, что писателю было легче развивать мысль, раскатывая хлебные шарики по столу.

Личная жизнь литературного деятеля никак не налаживалась, родственники считали, что это связано с тем, что его душа была проникнута мистикой и потусторонним миром. Кроме того, будучи подростком, Гоголь писал необычные истории со страшным концом.

Трагедия «Мёртвых душ»

Летом 1836 года Гоголь уезжает за границу более чем на 12 лет. За это время он дважды наведывается в Россию, но ненадолго. В эти годы он работает над своим главным литературным трудом – поэмой «Мёртвые души». Сюжет её, как и «Ревизора», был подсказан Гоголю Пушкиным, но многогранно развёрнут самим Николаев Васильевичем. В 1842 году благодаря Белинскому Гоголь издаёт I том в России. Произведение высоко оценивается передовыми писателями того времени.

Работа над вторым томом идёт мучительно. В это время писателя настигает душевный кризис. Он сомневается в том, что литература может что-либо изменить в жизни общества к лучшему. Находясь в тяжёлом душевном состоянии, Гоголь сжигает рукопись уже готового произведения. Чтобы как-то оправдать свой поступок Николай Васильевич публикует «Выбранные места из переписки с друзьями», где пытается объяснить причину своих действий. Здесь же он пишет о первостепенном значении христианского воспитания общества, без которого улучшения в жизни просто невозможны. В этот же период написаны труды теологического характера, самый весомый из которых – «Размышления о Божественной литургии».

Гоголь сжигает вторую часть «Мёртвых душ».

После паломничества в Святую землю в апреле 1848 года Гоголь навсегда возвращается в Россию. Он путешествует из Одессы в Малороссию, из Петербурга в Москву, посещает Оптину пустынь. В первые месяцы 1852 года окончательно остаётся на жительство в Москве. К этому времени готова новая редакция второго тома «Мёртвых душ», которую Гоголь читает своим друзьям и получает их полное одобрение. Но душу писателя наполняют мистические и религиозные мысли, своё недовольство произведением высказывает протоирей отец Матвей (Константиновский), которые в последние годы находится рядом с Гоголем. В это же время Николай Васильевич безуспешно пытается устроить свою личную жизнь. Под властью глубокого душевного смятения в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года писатель сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ» уже готовую к печати. Жить ему остаётся совсем недолго. 21февраля (4 марта) 1852 года в Москве, на Никитском бульваре Гоголь оканчивает свой земной путь.

Первоначально писателя провожают в последний путь на кладбище Свято-Данилова монастыря, в советское время его останки перезахоранивают на Новодевичьем кладбище.

Это интересно:

— Имя Николая Гоголь получил в честь иконы Святого Николая, которая хранилась в местной церкви.

— Гоголь с удовольствием занимался рукоделием: вязал на спицах, шил платья и шейные платки.

Литературная деятельность

Первым успешным детищем Николая Васильевича стали «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящие из двух частей, которые в свою очередь включают отдельные рассказы. Эти произведения произвели большое впечатление уникальным описанием украинского быта в сочетании с юмористическим стилем. Автор быстро прославился и укрепил свой успех в 1835 году, опубликовав «Миргород» и «Арабески», также являвшиеся сборниками произведений. На это время и пришлась наибольшая активность Гоголя как писателя.

Его рукописи свидетельствуют о скрупулезности, с которой автор подходил к написанию своих произведений. Первоначальное сочинение постепенно обрастало множеством подробностей, прежде чем представлялось на суд читателя. В 1834 году Гоголь начал работу над «Ревизором», идею которого ему сообщил Пушкин (позже он же будет источником идеи о «Мертвых душах»). Эта комедия имела особое значение для писателя, она была свидетельством его любви к театру. Особенно увлекательным для него был вызов обществу, которое не видело ранее ничего подобного. Мнения о «Ревизоре» разделились: одни встретили его с восхищением, другие – с протестом. Причина была в удивительно точной передаче автором обстановки того времени.

Пушкин у Гоголя (М. Клодт)

Период напряженного творчества Гоголь решил прервать сменой обстановки. В 1836 году уезжает за границу. За десять лет он успел пожить во Франции, Германии, Швейцарии, Италии. За рубежом завершает свое выдающееся произведение «Мертвые души» (первый том), пишет новые повести. В 1841 году он приезжает в Россию, чтобы опубликовать свое главное творение. Здесь на его долю снова выпадают переживания, связанные с реакцией общественности. С некоторыми проволочками первый том «Мертвых душ» все же вышел, немного подкорректированный цензурой. В 1842 году также впервые было опубликовано собрание сочинений Гоголя.

После писатель вернулся за границу, все это время в нем развивалось чувство своего высокого предназначения. Религиозные настроения все больше усиливались, особенно вследствие тяжелых заболеваний, которые ему пришлось пережить. В 1845 году все это выливается во внутренний кризис. Собравшись постричься в монахи, Гоголь оставляет завещание и уничтожает продолжение «Мертвых душ». Затем все же оставляет мысли о служении в монастыре, устремившись к богослужению через литературу, изучению церковных книг.

Николай Васильевич решает издать новый вид творчества, собрав воедино свои нравоучительные письма к друзьям. Книга вышла в 1847 году, однако не оказалась успешной. Неудача сильно подкосила настрой автора, заставила его по-новому взглянуть на свое творчество. В поисках духовной пищи совершил паломничество в Иерусалим, после чего вернулся в Россию. Жил попеременно в родном селе, Одессе, Москве. Работал над второй частью «Мертвых душ», по обыкновению постоянно дополняя написанное. Возобновились проблемы со здоровьем, к 1952 году Гоголь бросает литературную деятельность, обратившись к молитвам и постам и предчувствуя свою скорую кончину.

Гоголь на смертном одре (В. Рачинский, 22.02.1952)

Личная жизнь

У Николая Васильевича никогда за всю жизнь не было ни собственной квартиры, ни имения, ни семьи. Имущества после смерти писателя тоже оказалось немного – единственной ценной вещью являлись золотые часы, которые ему подарил Жуковский.

Александра Осиповна Смирнова — фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Ей приписываются откровенные, подчас язвительные, воспоминания о жизни русского общества первой половины XIX века.

Через жизнь и творчество Гоголя проходили всего две женщины, с которыми его соединяли какие-либо чувства. Это Александра Смирнова-Россет. С ней Гоголя соединяли трогательные чувства, вылившиеся в длительную переписку. Однако, социальный статус не позволил этим чувствам вылиться в отношения.

Другой пассией Николая Васильевича была Мария Синельникова, которая была кузиной Николая Васильевича. Она встретила в Гоголе настоящее мужское понимание, однако нарастающая религиозность писателя не позволила развиваться их отношениям.

Факты из жизни Гоголя

  • 20 марта 1809 года в небольшом селе Большие Сорочинцы родился Н.В. Гоголь. Известно, что семья была многодетная: на свет появилось всего двенадцать детей. Русский писатель родился третьем по счету.
  • С самого детства он очень любил рукоделие. С помощью спиц он вязал шарфики, кроил и шил родным сестрам разные наряды, шейные платки, самостоятельно ткал пояса.
  • Кроме того, он был страстным почитателем и ценителем миниатюрных изданий. Точно установлено, что он, не понимая и не испытывая особой любви к точным наукам, переписал математическую энциклопедию только потому, что формат её издания был около десяти сантиметров в длину и семи в ширину.
  • По характеру он был крайне робким и замкнутым. Как только на пороге показывался незнакомый человек, он сразу же исчезал. При этом очень любил друзей и близких. Непрестанно звал их в гости и угощал блюдами собственного приготовления – варениками и галушками. В качестве десерта предлагал своё любимое лакомство – козье молоко с ромом, который шутя прозвал «гоголем-моголем».

  • Часто на письменном столе писателя лежали хлебные шарики. Он катал их во время работы, и уверял друзей в том, что они – настоящие помощники в решении невозможных задач. За вдохновением он обращался не только к ним. Различные сладости, и, особенно, припасенный в кармане сахар помогали автору повести «Ночь перед Рождеством» поймать «музу».
  • Интересные факты из жизни Гоголя, краткие, но интересные рассказы о мистических фактах биографии писателя, которые никто не знает, а также его подробная биография были описаны во многих монографиях, посвященных великому русскому писателю..
  • В тридцать пятом году позапрошлого столетия выходит удивительный сборник «Миргород». Именно в этом журнале впервые публикуется знаменитое эпическое произведение «Тарас Бульба» и повесть «Вий» –  одно из самых страшных и одновременно необычайных и мистических произведений Н.В. Гоголя. Откуда заимствован его сюжет? На этот вопрос русский писатель отвечал прямо: это древнее сказание, которое он когда-то давно услышал, записал и пересказал слово в слово. С одной стороны, нельзя не верить гению. А с другой – ни ученые, ни языковеды так и не нашли ничего подобного ни в народных легендах, ни в сказках, ни в фольклоре. Остается предполагать, что главные герои произведения – исключительно плод фантазии великого мистика.
  • Вопросы вызывает не только творчество писателя, но и личность Гоголя, окутанная мрачным таинственным ореолом. Много непонятного и необъяснимого в обстоятельствах его неожиданного недомогания и скоропостижной смерти. Действительно, почему умер сравнительно молодой сорокадвухлетний гений?

  • Буквально за месяц до кончины самого Гоголя умирает жена его близкого друга – Екатерина Михайловна Хомякова. Эту трагедию он, вполне здоровый, во цвете лет мужчина, принимает близко к сердцу и с того времени впадает в некое нервное расстройство, носившее характер религиозного помешательства. Он мало ест, много молится, то и дело попрекая себя в обжорстве. С каждым днем силы покидают его. Но происходит это не от болезни, и не от говенья – точный диагноз врачи так и не установили. Он сам был уверен в неотвратимости скорого конца. А что его заставило так думать – неизвестно.
  • За несколько дней до смерти Гоголь видел со стороны своё бездыханное тело и слышал какие-то потусторонние голоса.
  • Ночью с 11 по 12 февраля он приказал своему верному слуге Семену открыть задвижки на печи и принести портфель. Из него он достал связку тетрадей, положил их в камин и поджег. Так сгорел второй том поэмы «Мёртвые души» – главное произведение его жизни. На следующее утро он раскаялся в содеянном, и обвинял во всём лукавого, который заставил его совершить ужаснейшее «преступление».
  • 21 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь умер. Говорили, что не было на его лице ни терзания, ни муки, наоборот – оно выражало спокойствие и какое-то ясное понимание, недоступное для живых.
  • Через семьдесят девять лет тело Гоголя было без огласки извлечено из могилы и перезахоронено на старом кладбище Новодевичьего монастыря. Но главное не это. Когда вскрыли тяжелую, дубовую крышку гроба, все присутствующие ахнули от недоумения: череп скелета был повернут набок. Страхи и суеверия начали плодиться и размножаться. Одни говорили, что это некий рок: Гоголь при жизни был будто неживой, а после смерти обнаружился и не таким уж мертвым. Другие распространяли молву, будто автор «Ревизора» всегда страшился быть похороненным заживо в состоянии летаргического сна. Но версия эта была захватывающей, таинственной, но не вызывающей доверия. Было немало свидетелей, которые видели своими глазами «следы неминуемого разрушения» на теле писателя.

Домашний театр

Писал Гоголь-отец и комедии, которые ставили в домашнем театре родственника Марьи Ивановны.

Кибинцы, имение Трощинского, занимают особое место в детстве писателя. Здесь находился один из культурных центров Полтавщины. Бывший министр юстиции Трощинский был одним из самых богатых и знатных людей Украины. В его доме хранилась обширная картинная галерея, коллекции золотых монет, оружия, в библиотеке было несколько тысяч томов. Гоголи были частыми гостями в имении экс-министра. Трощинский любил себя потешить, частенько устраивая забавы, не всегда безобидные. Очень любил украинские пьесы, которые писал Василий Афанасьевич, и песни. Когда пели «Чайку», закрывал лицо руками и плакал навзрыд. Все это видел трех-четырехлетний Николай: как человеколюбие уживалось с бесчеловечностью, цинизм с прямодушием, культура с дикостью. Эти противоречия можно выразить словами из повести Гоголя «Шинель»: «Как много в человеке бесчеловечья».

К сожалению, до наших дней дошли всего две комедии Гоголя-старшего. Николай Васильевич в одном из писем обратился к Марье Ивановне с просьбой выслать ему «папенькины малороссийские комедии» — «Собака-Вивця» и «Роман с Параскою». Под многими эпиграфами гоголевской «Майской ночи» и «Сорочинской Ярмарки» подписано «Из малороссийской комедии». Очевидно, это отрывки из сочинений Василия Афанасьевича. Можно сказать, что Гоголь с раннего возраста был окружен творческой атмосферой, а первые уроки сценических приемов получил под крышей родного дома. Кибинцы находились недалеко от села, где родился Н. В. Гоголь, но они занимают особое место в гоголевском детстве не только как культурный центр, повлиявший на его мировоззрение, но и образ хозяина имения, точнее, модель судьбы и поведения Трощинского проявятся в двух произведениях писателя.

Гоголь за границей

Летом 1836 г. Николай Васильевич Гоголь поехал в первую продолжительную поездку за границу, где пробыл до октября 1841 г. Поводом к поездке было болезненное состояние писателя, от природы некрепкого (известия об его болезненности идут со времени поступления его в нежинскую гимназию), сверх того сильно расшатавшего свои нервы в той житейской и душевной борьбе, которая вывела его на настоящий путь. За границу его влекла и потребность дать себе отчет в своих силах, в том впечатлении, которое произвел на общество «Ревизор», вызвавший бурю негодования и всколыхнувший против писателя всю бюрократическую и чиновную Россию, но давший, с другой стороны, Гоголю еще новый круг почитателей в передовой части русского общества. Наконец, заграничная поездка необходима была для продолжения того «жизненного дела», которое было начато в Петербурге, но требовало, по словам самого Гоголя, взгляда на русскую жизнь извне – «из прекрасного далека»: для продолжения «Мертвых душ» и новых, более соответствовавших настроению обновленного духом писателя переработок начатого. Гоголь, с одной стороны, представлял себя совершенно как будто раздавленным впечатлением, которым завершилось появление «Ревизора». Он обвинял себя в роковой ошибке, взявшись за сатиру. С другой же, Гоголь энергично продолжает развивать свои мысли о великом значении театра и художественной правды, продолжает перерабатывать «Ревизора», пишет «Театральный разъезд» и упорно работает над «Мертвыми душами», печатает кое-что из прежних набросков (Утро делового человека, 1836), перерабатывает «Портрет» (1837 – 1838), «Тараса Бульбу» (1838 – 1839), кончает «Шинель» (1841).

Во время первого заграничного путешествия Николай Васильевич Гоголь живёт в Германии, Швейцарии, в Париже (со своим школьным товарищем и другом А. Данилевским), где частью лечится, частью проводит время среди русских кружков. В марте 1837 г. он попадает в Рим, к которому искренно привязывается, очарованный итальянской природой, памятниками искусства. Гоголь остается здесь надолго и в то же время работает усиленно, главным образом, над «Мертвыми душами», заканчивает «Шинель», пишет повесть «Аннунциата» (позднее – «Рим»). В 1839 г. осенью он приезжает по семейным делам в Россию, но вскоре возвращается в Рим, где в 1841 г. летом и кончает первый том «Мёртвых душ». Осенью Гоголь посылает его из-за границы в печать в Россию: книга, после целого ряда затруднений (московская цензура ее не пропускала, петербургская сильно колебалась, но, благодаря содействию влиятельных лиц, книга была наконец пропущена), вышла в Москве в 1842 г. Около «Мёртвых душ» поднялся литературный шум критики «за» и «против», как и при появлении «Ревизора», но Гоголь уже иначе реагировал на этот шум. Ко времени окончания «Мёртвых душ» он успел сделать дальнейший шаг в направлении этико-религиозного мышления; ему уже предносилась вторая часть, которая должна была выражать иное понимание жизни и задач писателя.

В июне 1842 г. Гоголь опять за границей, где видимо уже наметился тот «перелом» духовного настроения, которым отмечен конец его жизни. Живя то в Риме, то в Германии или Франции, он вращается среди людей, более или менее подходивших к нему по консервативному настроению (Жуковский, А. О. Смирнова, Виельгорские, Толстые). Постоянно страдая телесно, Гоголь все сильнее и сильнее развивается в направлении пиетизма, зачатки которого были у него уже в детстве и молодости. Его мысли об искусстве, нравственности все больше окрашиваются христианско-православной религиозностью. «Мёртвые души» становятся последним художественным произведением Гоголя в прежнем направлении. В это время он готовит собрание своих сочинений (вышло 1842 г.), продолжает перерабатывать, внося в них новые уже черты тогдашнего настроения, прежние свои работы: «Тараса Бульбу», «Женитьбу», «Игроков», и др., пишет «Театральный разъезд», известное «Предуведомление» к «Ревизору», где старается дать то толкование своей комедии, которое подсказывалось его новым настроением. Николай Васильевич Гоголь работает и над вторым томом «Мёртвых душ».

Гоголь Николай Васильевич

Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне на Украине) в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского (1777-1825), коллежского асессора в отставке. Детские годы Н. В. Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). В 1818-1819 годах будущий писатель обучался в Полтавском уездном училище, в 1821-1828 годах — в Нежинской гимназии высших наук.

После окончания гимназии в декабре 1828 года Н. В. Гоголь отправился в Санкт-Петербург, рассчитывая посвятить себя юриспруденции. В начале 1829 года, безуспешно хлопоча о месте, Н. В. Гоголь попробовал свои силы в литературе. Опубликованная им под псевдонимом В. Алов идиллия «Ганц Кюхельгартен» вызвала насмешливые отзывы критики и успеха не имела.

В конце 1829 года Н. В. Гоголю удалось определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 годов он служил в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника). Пребывание в канцеляриях вызвало у него глубокое разочарование в государственной службе, но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

К этому времени Н. В. Гоголь все больше времени уделяет литературной работе, которая вытесняет все другие его занятия. Вслед за первой повестью «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (1830) он опубликовал ряд художественных произведений и статей. В 1831 году состоялось знакомство Н. В. Гоголя с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, А. С. Пушкиным. К лету 1831 года его отношения с пушкинским кругом стали довольно близкими. Живя в Павловске, Н. В. Гоголь часто бывал в Царском Селе у А. С. Пушкина и В. А. Жуковского, выполнял поручения по изданию «Повестей Белкина». Материальное положение писателя упрочилось благодаря педагогической работе: он давал частные уроки, в 1831-1835 годах преподавал историю в Патриотическом институте, в 1834-1835 годах был адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете.

Литературную известность Н. В. Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), вызвавшие всеобщее восхищение читающей публики. Выход в свет двух следующих сборников повестей – «Миргорода» и «Арабесок» (1835) — сделал его знаменитым писателем.

Осенью 1835 года Н. В. Гоголь принялся за написание комедии «Ревизор», ставшей вершиной его драматургии. Работа над сюжетом, подсказанным А. С. Пушкиным, продвигалась столь успешно, что 18 (30) января 1836 он читал комедию на вечере у В. А. Жуковского (в присутствии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занимался ее постановкой на сцене Александрийского театра. В апреле 1836 года состоялась премьера пьесы в Санкт-Петербурге, в мае – в Малом театре в Москве.

В июне 1836 года Н. В. Гоголь уехал за границу и пробыл там до 1848 года (дважды приезжал в Россию). Он жил главным образом в Риме, где завязалась его дружба с художником А. А. Ивановым. В Италии Н. В. Гоголь работал над главным своим произведением — романом-поэмой «Мертвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трех томов. Н. В. Гоголь издал только 1-й том (1842), который вызвал еще более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор».

Последующее творчество Н. В. Гоголя протекало все более тяжело и неровно. Чувствуя себя не в силах дать дальнейшему замыслу «Мертвых душ» реалистичное воплощение, Н. В. Гоголь выпустил книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), где в форме наставлений стремился указать русскому обществу путь к моральному обновлению. В 1848 году, вернувшись на родину, пытался продолжать работу над «Мертвыми душами». Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало писателя. В ночь на 12 (24) февраля 1852 года, находясь в болезненном состоянии, он сжег рукопись 2-го тома романа.

21 февраля (4 марта) 1852 года Н. В. Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Он был погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, в 1931 году прах писателя был перенесен на Новодевичье кладбище.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий