«евгений онегин»: краткое содержание и анализ произведения

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение

И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Жанр

Любовная линия сюжета романа – это эпическое начало, в нем происходит развитие действия. Размышления автора и его отступления – начало лирическое, и поэт дает определение своему произведению, как «лиро-эпический» роман в стихах.

Во время создания романа, поэт уже отказался от романтизма, начиная новый виток творчества, и роман «Евгений Онегин» получил реалистическое направление.

Несмотря на то, что финал романа не слишком оптимистичен, он написан таким живым и звучным языком, что читатель с оптимизмом смотрит в будущее, искренне верит в благородные порывы и настоящие чувства. «Евгений Онегин» – поистине выражение силы и мощи таланта непревзойденного русского поэта и писателя, великого гения Александра Сергеевича Пушкина.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.

Год написания – 1823 – 1830 гг.

История создания – Работа над романом длилась более семи лет, как говорил сам поэт, он был создан на основе его размышлений и оценки происходящих событий в родном государстве.

Тема – Главной темой «Евгения Онегина» является неразделенная любовь. Здесь задействованы и все сопутствующие жизни человека темы – дружба, любовь, верность и разочарования.

Композиция – Стихотворный роман, состоящий из восьми глав.

Жанр – Сам А. С. Пушкин жанр «Евгения Онегина» определил романом в стихах, выделяя лиро – эпическое содержание.

Мораль[править]

Поэт как бы хочет сказать: жизнь кругом такая дебильная, что молодые люди — вроде бы и с мозгами, и с душой, — не знают, куда себя приткнуть и зря тратят молодые годы на пирах и балах, киснут в деревнях и от нечего делать убивают друзей.

Стоит упомянуть и о некоторой добровольной духовной убогости таких молодых людей, как Евгений. Захотел бы — так нашёл бы себя в жизни, даже и в ту мутную эпоху. А коли нет такого желания — не помогут ни мозги сами по себе, ни душа как таковая. Ленский же просто дурак, который, если бы не погиб, то стал бы очередным помещиком-обывателем.

Вот этот неявный элемент морального укора как раз и превращает данное произведение в образец «классики на все времена» — ибо сия тема касается не одних лишь дворян первой четверти XIX века, а вообще любого лица, неважно, в каких условиях выросшего.

С другой стороны, особенной духовной бедности у героев не наблюдается: у Евгения «пылкий охлажденный ум», не говоря уже о количестве прочитанного и переваренного («пометки резкие ногтей свидетельствуют о том, что Онегин размышлял над книгами»); Татьяна тоже не делает никаких глупостей, которые нельзя списать на ее возраст. Однако все главные персонажи старательно косплеют героев романтизма: Татьяна косплеит несчастную возлюбленную и пишет письмо из сплошных штампов, Онегин изображает несчастного байронического героя, которому уже нет жизни (в свои без малого «семнадцать лет») и читает свою речь Татьяне, Ленский косплеит (притом неуклюже, что не раз подчеркивает автор) героя немецкого романтизма и, согласно романтическим штампам, вызывает на дуэль предателя, чтобы умереть, когда оказался предан «всеми» (Ольгой и Евгением). Только мир произведения — это реальный мир, и их попытки выглядят смешно/грустно. В конце герои, особенно Татьяна, меняются и вырастают из этой игры, как перерастает её Пушкин, разрушая романтические штампы от рифм («читатель ждет здесь рифмы розы?») до сюжета.

Переводы

«Евгений Онегин» переведён на многие языки мира:

  • на английский — Генри Спалдингом (Henry Spalding, 1881), Уолтером Арндтом, Владимиром Набоковым (в прозе), Чарлзом Хепбёрн-Джонстоном (с сохранением «онегинской строфы») и другими
  • на французский язык — И. С. Тургеневым и Л. Виардо, Жаном-Луи Бакесом и Роже Легра, Жаком Шираком и другими
  • на немецкий язык — Рольфом-Дитрихом Кайлем и другими
  • на китайский язык — Су Фу (1942), Люй Ин (1944), Му Дань (Джа Лянджэнь) (1954, 1983), Ван Шисие (1981), Ван Джилян (1985, 2004), Фэнь Чунь (1982, 1991), Дъин Лу (1996), Лю Цзунцзи (2002), Гу Юньпу (2003), Тянь Гуобин (2003)
  • на армянский — Гургеном Севаком (1904—1981)
  • на балкарский — Салихом Гуртуевым, (1938 г.р.), г. Нальчик, издательство «Котляровы и К.»,2013 г.
  • на белорусский — Алесем Дударом (1936) и Аркадием Кулешовым (1949)
  • на украинский — М. Ф. Рыльским
  • на иврит — Авраамом Шлёнским и Зеэвом Гейзелем
  • на турецкий — Каншаубием Мизиевым и Ахметом Неждетом, первый перевод на турецкий язык: г. Стамбул, издательство «Эверест» 2003
  • на осетинский язык — Нафи Джусойты
  • на польский — Адамом Важиком, Анджеем Сычем, Якубом Юркевичем, Лео Бельмонтом
  • на чешский — Миланом Дворжаком
  • на азербайджанский — Самедом Вургуном (1936)
  • на литовский — Антанасом Венцловой (1947)
  • на эстонский — Бетти Альвер (1964)
  • на казахский — Куандыком Шангитбаевым (1949, 1985)
  • на узбекский — Айбеком (Муса Ташмухамедовым)
  • на эсперанто — впервые Николаем Некрасовым (1931), самый полный[источник не указан 1322 дня] перевод — Валентин Мельников (2005)

Влияние на другие произведения

В литературе

Тип «лишнего человека», выведенный Пушкиным в образе Онегина, оказал влияние на всю дальнейшую русскую литературу. Из ближайших наглядных примеров — лермонтовский «Печорин» из «Героя нашего времени», чья фамилия как бы нарочито так же, как и фамилия Онегина, образована от названия северной русской реки с намёком на преемственность персонажей. И оба персонажа действительно близки по многим психологическим характеристикам.

В современном русском романе «Код Онегина», написанном Дмитрием Быковым под псевдонимом Брэйн Даун, идёт речь о поисках пропавшей главы рукописи Пушкина. Кроме того, в романе содержатся смелые предположения относительно подлинной родословной Пушкина.

Жанр полноценного «романа в стихах» вдохновил А. Дольского на создание романа «Анна», который был закончен в 2005 году.

В музыке

  • Пётр Чайковский — Опера «Евгений Онегин» ()
  • Сергей Прокофьев — музыка к неосуществлённому спектаклю «Евгений Онегин» Московского камерного театра ()
  • Родион Щедрин — Строфы «Евгения Онегина», для хора акапелла по роману в стихах А. Пушкина ()
  • Антон Танонов, Глеб Матвейчук, — мюзикл «Онегин» (), премьера состоялась 1 октября в театре Мюзик-Холл, в Санкт-Петербурге.

В кинематографе

  • «Евгений Онегин» (1911). Ч/б, немой. В роли Онегина — Пётр Чардынин
  • «Евгений Онегин» (1915). Ч/б, звуковой (граммофонный). В роли Онегина — А. М. Давыдов
  • «Евгений Онегин» (1915). Ч/б, звуковой (граммофонный). В роли Онегина — М. И. Иванцев
  • «Онегин» (1999). В роли Евгения Онегина — Рэйф Файнс, Татьяна Ларина — Лив Тайлер, Владимир Ленский — Тоби Стивенс
  • «Евгений Онегин. Между прошлым и будущим» — документальный фильм (), 52 мин., режиссёр Никита Тихонов
экранизации опер:
  • «Евгений Онегин» (1958). Экранизация оперы. В роли Онегина — Вадим Медведев, вокальную партию исполняет Евгений Кибкало. В роли Татьяны — Ариадна Шенгелая, озвучивает Галина Вишневская. В роли Ольги — Светлана Немоляева
  • «Евгений Онегин» (1994). В роли Евгения Онегина — Войцех Драбович
  • «Евгений Онегин» (2002). В роли Евгения Онегина — Питер Маттеи
  • «Евгений Онегин» (2007). В роли Евгения Онегина — Питер Маттеи

Главные герои

Одним из главных героев «Евгения Онегина» является молодой состоятельный дворянин родом из Петербурга. На момент рассказа Евгению около 26 лет, и все свое время он привык проводить в праздности: в театрах, на балах и приемах. Несмотря на увлекательную светскую жизнь, молодой человек не чувствует себя удовлетворенным: он постоянно скучает, хандрит, его трудно чем-либо удивить или восхитить. Онегин имеет славу опытного сердцееда, обладающего внушительным списком покоренных женских сердец.

Сдержанная, спокойная, прекрасно воспитанная девушка. Свободное время она с гораздо большим удовольствием проведет с интересной книгой, нежели в шумной компании. Девушка не отличается яркой внешностью, не стремится к обольщению и соблазнению мужчин. Душевное равновесие Татьяны нарушается при встрече с Онегиным, а неразделенные чувства к молодому повесе становятся для нее тяжелым испытанием. Но, обладая внутренним стержнем, девушка открывает новую главу своей жизни и выходит замуж за достойного человека.

Несмотря на то, что в романе не фигурирует имя рассказчика, в ходе повествования становится понятно, что эта роль принадлежит самому Александру Сергеевичу Пушкину. Он часто напоминает о себе, вмешивается в ход событий, в лирических отступлениях делится с читателями своими взглядами на жизнь. Это добрый приятель Онегина, который не скрывает свою искреннюю симпатию к главному герою, ни в чем не упрекает его и прощает ему любые ошибки.

Может быть, лень было?!

««Евге́ний Оне́гин»— роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823—1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.»
» Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом.»

Начал писать в 1823 г.
1825 г. в журнале напечатана первая глава.
1826 г. 2 глава
1827 г. 3 глава
1828 г.-4, 5, 6
1830 г.-7
1832 г.-8
«В 1833 году вышло первое полное издание всего романа в одном томе.» https://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_Онегин
«Типография И. Глазунова в январе 1837 года, выпустила роман «Евгений Онегин» в миниатюрном формате — последнее прижизненное издание А. С. Пушкина. Данное издание просматривалось самим Пушкиным и содержит последнюю авторскую редакцию романа, хотя, как и все остальные, не свободно от опечаток.» (Т.е. небрежно Пушкин сделал роман! – Прим. мое.)

Конечно! Роман «Евгений Онегин» самое большое по объёму произведения Пушкина. Но Пушкин от первых дней со стихом на «ты,» и все остальные свои крупные сочинения в стихах реализовывал в сроки не более нескольких месяцев! Создаётся впечатление, что Пушкину лень было писать «Онегина!»Ведь не стал Пушкин писать главы «Путешествия Онегина», написание которых входило в первоначальный план романа!?Мы ведь знаем, что бывает и заказанное кем-то сочинение, не было ли сего и в случае с «Онегиным?»

Вот два факта:«Сюжет поэмы «Мёртвые души.»был подсказан Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года.»
«Работу над пьесой «Ревизор.» Гоголь начал осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным.»
Т.е. Александр Сергеевич, чтобы не писать самому, ссылаясь на «лета», сбагрил более молодому Гоголю два сюжета, возможно, ранее принуждаемые к написанию именно Пушкиным!?
Намёки на сие мы обнаруживаем в самом романе «Онегин» Пушкин говорит, что ему лень писать роман. В журналах его ругают, мол, не то пишешь! В последнем стихе, из нижеприведённых, указано на некоего (или неких) критика строгого, от которого в какой-то степени зависит направление творчества самого Пушкина и соратников по перу того времени.

«Критик строгий… повелевает …нашей братье рифмачам… кричит… да перестаньте…сё одно и то же квакать! Довольно! Пойте о другом!Ты прав, и верно нам укажешь… личину… мыслей капитал… прикажешь …Пишите господа!»

Со временем отчет я вам
Подробно обо всем отдам,

Но не теперь. Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,

Но мне теперь не до него.Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,И я – со вздохом признаюсь –За ней ленивей волочусь.  (Пушкину 30 лет! – Прим. мое)Перу старинной нет охотыМарать летучие листы;

Глава 6.43

Прочел из наших кой-кого,
Не отвергая ничего:
И альманахи, и журналы,
Где поученья нам твердят,Где нынче так меня бранят,
А где такие мадригалы
Себе встречал я иногда:Е sempre bene1), господа.

Глава 8. 35

Но тише! Слышишь? Повелевает сбросить нам
Элегии венок убогий,И нашей братье рифмачамКричит: «Да перестаньте плакать,И всё одно и то же квакать,
Жалеть о прежнем, о былом:Довольно, пойте о другом!»
— Ты прав, и верно нам укажешь,И мыслей мертвый капиталОтвсюду воскресить прикажешь:Не так ли, друг? — Ничуть. Куда!
«Пишите оды, господа».

Глава 4.32И, полно, друг, не все ль равно

Общая информация о романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» («Евгеній Онѣгинъ») — роман в стихах, одно из самых значительных произведений русской литературы.  Роман написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823—1830 годах. Повествование ведётся от имени безымянного автора, который представился добрым приятелем Онегина. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» свыше 7 лет. «Евгений Онегин» был начат 9 мая 1823 г. в Кишиневе и окончен 25 сентября 1830 г. в Болдине. По словам самого Пушкина, работа над романом длилась «7 лет 4 месяца 17 дней»

…Пушкин создал первый русский роман о современности в стихах. В дальнейшем же русский роман — это роман, написанный прозой.Поэтическое слово пушкинского романа живо и прекрасно мыслью, которая объемлет и вбирает все наблюдения, все впечатления жизни, весь общественный и нравственный опыт поэта.Воплощение образа автора в романе требовало особого поэтического языка. Связанный с романтизмом, Пушкин в совершенстве владел искусством свободного обращения к читателю, непринужденной «болтовни». («Роман требует болтовни; высказывай все начисто», — советовал Пушкин А. Бестужеву.)»Г. Макогоненко «Роман Пушкина «Евгений Онегин»», изд. «Массовая историко-литературная библиотека», 1963 г.)

Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I.  

Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы.  Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей, особенности жизни той эпохи разработаны в романе с непревзойденным мастерством. «„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».В

Г. Белинский, статья «Евгений Онегин»

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».В. Г. Белинский, статья «Евгений Онегин»

Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Нет: рано чувства в нём остыли;Ему наскучил света шум;Красавицы не долго былиПредмет его привычных дум;Измены утомить успели;Друзья и дружба надоели,Затем, что не всегда же могBeef-steaks и страcбургский пирогШампанской обливать бутылкойИ сыпать острые слова,Когда болела голова;И хоть он был повеса пылкий,Но разлюбил он наконецИ брань, и саблю, и свинец.

Красавец в полном цвете лет

Владимир красив, молод, богат, его образование – нечто невиданное в глубинке, где предстоит жить молодому помещику. Внешность – причёска и манеры Ленского – придают образу поэта вольнодумство, романтичность и загадочность. Он не похож на типичного представителя золотой молодёжи – наряды и модные стрижки с короткими волосами – у Владимира иной стиль и совершенно отличный взгляд на жизнь. В любом имении ему рады, так как юноша считается “завидным женихом”, “полурусским” помещиком. Речь персонажа восторженна, горяча, эмоциональна. Он очень открытый и душевный человек, его порядочность и скромность не позволяют юноше видеть в людях их настоящее “лицо”. Характер Ленского мягкий, терпимый, он прост и понятен, как те романы, которые читает. Злость, обида и лицемерие – ещё не знакомы юноше, это фантастические явления, которые известны восемнадцатилетнему парню только из литературы.

Факт 2. Особая строфа

Специльно для своего романа в стихах Александр Сергеевич придумал особый стихотворный ряд. В основе произведения — 14-строчные сонеты, написанные четырехстопным ямбом.

В них первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся две строки рифмуются между собой. Новый вид получил название «онегинская строфа».

Последователем в ее использовании стал Михаил Лермонтов

, который написал этим размером свою «Тамбовскую казначейшу». В чем он сам и признается в этой поэме:

«Пускай слыву я старовером, Мне всё равно — я даже рад: Пишу Онегина размером; Пою, друзья, на старый лад. Прошу послушать эту сказку! Её нежданую развязку Одобрите, быть может, вы Склоненьем лёгким головы

Обычай древний наблюдая, Мы благодетельным вином Стихи негладкие запьём, И пробегут они, хромая, За мирною своей семьёй К реке забвенья на покой».

Действующие лица и исполнители

Афиша премьеры оперы «Евгений Онегин» в Большом театре

Партия Голос Исполнитель на премьере 29 марта 1879 Дирижёр: Николай Рубинштейн (студенческий спектакль) Исполнитель на премьере в Большом театре23 января 1881Дирижёр: Энрико Бевиньяни
Ларина, помещица меццо-сопрано Мария Юневич
Татьяна сопрано Мария Климентова Елена Верни
Ольга контральто Александра Левицкая Александра Крутикова
Филиппьевна, няня меццо-сопрано Матильда Винчи
Евгений Онегин баритон Сергей Гилёв Павел Хохлов
Ленский тенор Михаил Медведев Дмитрий Усатов
Князь Гремин бас Василий Махалов Абрам Абрамов
Ротный Отто Фюрер
Зарецкий Людвиг Финокки
Трике, француз тенор Антон Барцал
Гильо, камердинер без речей
Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры

Автор о любви, красоте и жизни

В романе около 25 лирических отступлений, в которых рассказчик открывает свои личные тайны, творческие планы, приверженность старым устоям, традициям, обсуждает моду, современный театр, русскую природу, жизнь в провинции

Особое внимание он уделяет вкусам высшего общества, описывая самые мелкие детали, ситуации, что создаёт невероятно ценную картину жизни современного Пушкину Петербурга и Москвы. Не по наслышке знает автор о жизни в глубинке (сам Пушкин многократно находился под домашним арестом, в ссылках, вдалеке от светского шума)

Характеристика автора как героя романа с цитатами и подробным анализом содержится в нашей статье. Этот материал будет полезен при подготовке к написанию на тему “Образ автора в “Евгении Онегине” сочинения или тестовых работ.

История создания

В 1823 г. во время южной ссылки Пушкин пришёл к тому, что романтизм уже не удовлетворяет его требованиям. Он задумал написать масштабный реалистический роман в стихах. Так родился замысел романа «Евгений Онегин».

Публиковался «Евгений Онегин» отдельными главами, и каждая из них становилась значительным событием в русской литературной жизни.

Автор ставил перед собой целью создание романа как «собранья пёстрых глав»: каждая глава этого романа имела вполне завершённый вид и вполне могла стать финальной. В то же время «Евгений Онегин» стал для того времени полноценной «энциклопедией русской жизни» (В. Г. Белинский): в нём отразилось всё — что люди ели, о чём говорили, куда ездили, что носили, какими идеями и ценностями дорожили. Вся русская жизнь отражена кратко и ненавязчиво, она будто бы лишь служит фоном любовной истории Онегина и Татьяны.

Проблематика:

  • проблема счастья и долга (Татьяна — Евгений);
  • истинные и мнимые ценности;
  • личность и общество (Евгений);
  • поиск смысла жизни.

Смысл названия: название романа в стихах по имени главного героя позволило автору уйти от подсказок и интерпретаций и дать возможность читателю расставлять акценты и смысловые приоритеты самостоятельно.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман в стихах.

Жанровые особенности: в «Евгении Онегине» присутствуют элементы и эпоса, и лирики. Если чертами эпоса в этом романе являются значительный объём, разветвлённый сюжет, подробное описание фактов жизни, то лирическое начало в «Евгении Онегине» представлено описанием чувств и переживаний главного героя, а также лирическим героем-автором, ведущим с читателем постоянный диалог — то грустный, то лукавый.

Время и место действия: действие происходит в 1820-е годы в Петербурге, в деревне, в Москве и снова в Петербурге.

Действующие лица

Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева

Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.

Татьяна Ларина — прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины

Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин».

Ольга Ларина, её сестра — обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.

Владимир Ленский — сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.

няня Татьяны — вероятный прототип — Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина

Зарецкий, дуэлянт — в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.

Автор произведения — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.

В романе упоминается также отец — Дмитрий Ларин — и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» — московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.

Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов — герой поэмы «Опасный сосед» (1810—1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина — вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».

История создания персонажа

Пушкин приступил к написанию произведения во время ссылки в Кишиневе. Он решил отступить от традиций романтизма, начав создавать «Евгения Онегина» в стиле реализма. В произведении описываются события, происходившие в период 1819-1825 гг.

Интересен факт, что знаменитый литературный критик Виссарион Белинский назвал роман – «энциклопедией русской жизни».

Автопортрет Пушкина с Онегиным на набережной Невы

В ряде персонажей, фигурирующих в произведении, автор мастерски представил людей, относящихся к разным социальным пластам: дворянству, помещичеству и крестьянству, которые были характерные для первой четверти 19 века.

Александр Пушкин с невообразимой точностью передал атмосферу той эпохи, а также уделил большое внимание быту. Исследуя «Евгения Онегина», читатель способен узнать фактически все о периоде того времени: как одевались, чем интересовались, о чем беседовали и к чему стремились люди

Исследуя «Евгения Онегина», читатель способен узнать фактически все о периоде того времени: как одевались, чем интересовались, о чем беседовали и к чему стремились люди.

Создавая свое произведение, поэт хотел представить обществу образ типичного светского персонажа, современного ему самому. Одновременно с этим Евгению Онегину не чужды романтические герои, «лишние люди», разочаровавшиеся в жизни, грустящие и подверженные унынию.

Любопытно, что в дальнейшем автор хотел сделать Онегина сторонником движения декабристов, но опасаясь цензуры и возможных преследований воздержался от этой идеи. Каждая черта характера персонажа была тщательно продумана Пушкиным.

Литературные критики находят в характере Евгения определенные параллели с чертами Александра Чаадаева, Александра Грибоедова и самого автора. Онегин представлял собой некий собирательный образ своего времени. Между литературоведами до си пор идут жаркие дискуссии относительно того, являлся ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или же был праздным мыслителем, живущим в свое удовольствие.

Для жанра стихотворного произведения Пушкин выбрал особую строфу, которую стали именовать – «онегинской». Кроме этого, поэт ввел в роман лирические отступления на различные темы.

Было бы неправильно утверждать, что автор «Евгения Онегина» придерживался в романе какой-то основной мысли – их насчитывается много, поскольку в труде затрагивается множество вопросов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий