Судьбы лицеистов

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.

Болдинская осень

Осенью 1830 г. Александру Сергеевичу пришлось выехать в нижегородское имение отца Болдино по имущественным делам. Сергей Львович подарил сыну по случаю предстоящей свадьбы деревню Кистенево, и поэту нужно было вступить во владение. Из-за холерного карантина Пушкин не смог сразу вернуться в Москву и задержался в имении почти на три месяца. В Болдино из под пера поэта вышли совершенно не похожие друг на друга произведения: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», последние главы «Евгения Онегина» и не менее 30 стихотворений.

5 декабря 1830 г. Пушкин вернулся в Москву. Подаренное отцом Кистенево он заложил, 11 тысяч из полученных денег одолжил Гончаровой-старшей для соблюдения свадебных приличий (Наталья Ивановна категорически отказывалась выдавать дочь замуж без приданого), 17 000 – оставил на «обзаведение и житиё годичное».

Стихотворения Пушкина о дружбе

Дружеское послание «И.И. Пущину»

Иван Иванович Пущин был дружен с поэтом с лицейских лет. Они познакомились перед вступительными экзаменами и сохранили свою дружбу на всю жизнь. Пущин после Лицея выбрал службу в полевой артиллерии. В армии он близко сошелся с участниками тайного политического общества. Пущин не побоялся в январе 1825 г. проведать в Михайловском опального Пушкина, чтобы поддержать его моральный дух. Одиночество Пушкина в глуши Псковской губернии разделяла только няня Арина Родионовна. Эта встреча оказалась для друзей последней. После декабрьского восстания 1825 г. Иван Пущин за участие в антиправительственном заговоре был лишен дворянства и состояния, приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой.

Пушкин, помня встречу с другом, желая поддержать его на каторге, написал в 1826 г. стихотворение «И.И. Пущину».Главной мыслью стихотворения стало прославление настоящей дружбы, для которой не существует преград и расстояний. Кроме этого дружеского послания поэт написал Пущину еще несколько стихотворений. Строки, посвященные лучшему другу, есть и в стихотворении «19 октября», которое Пушкин, не имея возможности покинуть Михайловское, написал осенью 1825 г. и передал на встречу лицеистов. Он выражает благодарность Пущину, который первым посетил изгнанника, превратил день встречи в «день лицея».

Иван Пущин в своих воспоминаниях писал, что после заточения в одиночной камере Шлиссельбургской крепости его в январе 1828 г. отправили на каторгу. В первый день приезда в Читу его позвала к частоколу острога жена ссыльного декабриста А.Г. Муравьева и просунула в щель листок бумаги со стихотворением Пушкина. Пущин был растроган, что «Пушкин первый встретил его в Сибири задушевным словом».

На каторге в Забайкалье Пущин получил известие о дуэли и смерти Пушкина, воспринял это как личную трагедию и огромную общественную утрату. В своих воспоминаниях он написал, что если бы был секундантом друга, то роковую пулю встретила бы его грудь, ибо он постарался бы сохранить поэта-товарища и поэтическое достояние России. Только в 1856 г., спустя почти 30 лет, Пущину было разрешено возвратиться в Петербург. Он написал уникальные воспоминания «Записки о Пушкине».

Жанр стихотворения «И.И. Пущину» можно отнести к посланию. Послание – это поэтическое обращение к кому-либо с целью высказать свои мысли и мнение, передать пожелания. В этом в небольшом по размеру послании отражены два события: встреча друзей в Михайловском и искренняя поддержка осужденному на каторгу другу. Дружеские слова даруют утешение, преодолевая расстояние, помогают вынести тяготы и невзгоды. Пушкин, обращаясь к «святому провиденью», просит его слова донести до друга, чтобы они «озарили заточенье» воспоминанием о лицейских днях.

Пущин

Удаление от семьи

Начнем с того, что лицей находился в в Царском селе в 30 километрах от Санкт-Петербурга. Чтобы добраться туда из столицы, нужно было прибегать к услугам извозчика, которые стоили 25 рублей — немалые по тем временам деньги.

Если учитывать, что не у всех семей была возможность иметь личный экипаж или платить такие большие деньги извозчикам, родные не часто приезжали к ученикам.

Как считали воспитатели, это должно было благоприятно сказаться на взрослении воспитанников. Они как можно скорее должны «оторваться» от родительского дома.

Кроме того, такая отдаленность от родителей еще больше сближала воспитанников между собой. Лицей становился их новым домом. Так создавалось единство духа лицеистов.

Дошло 120 стихотворений

За лицейский период в творчестве Пушкина создано много стихов. Дошло до нас 120. Тематика разная, от любви к родине, высокого назначения поэта, до любви к женщине. Он черпал вдохновение отовсюду. И также, у поэтов Франции XVII—XVIII веков. Его привлекали Парни и Вольтер. Вот почему произведения Пушкина в лицейский период сочетают переплетение классицизма французского с русским.

Стихотворение «К Наталье», написанное в 1813 году, имеет конкретного адресата. Это крепостная актриса театра, хозяином которого в Царском Селе был граф В. Толстой. А лицеист Пушкин в Наталью был влюблен.

Лицейский период в творчестве Пушкина связан с огромным количеством произведений о настоящей дружбе. Это и «На семнадцатилетие И. Пущина», и «Пирующие студенты», и поэмы в честь любимых преподавателей.

Благодаря подражанию Жуковскому, который возглавил в России течение романтизма, лицейский период в жизни Пушкина характерен написанием элегий на тему неразделенной любви, разлуки, раннего ухода из жизни. Однако все это модное подражательство не мешало самому поэту всецело предаваться радостям молодой жизни.

Основные особенности лирики Пушкина

Благодаря Пушкину в русской поэзии произошли значительные изменения. На смену классической поэзии пришла новая поэтическая словесность, Пушкин оказал влияние на становление русского литературного языка.В лирике Пушкина отчетливо проступает образ самого поэта, отражен его богатый духовный мир. Но образ автора не стоит соотносить полностью с личностью Пушкина, это обобщенный лирический герой, чей мир многогранен и разнообразен. Поэт мог представить себя в образе нечастного узника, далекого друга, уставшего путника, восторженного и жизнерадостного возлюбленного.

Основными темами лирики А.С. Пушкина были темы свободы, природы, любви и дружбы. Вольнолюбивые стихи поэта, лишенные иносказательности, вдохновляли его друзей и декабристов-единомышленников призывами к освобождению народа.Ему удалось передать не только собственные воззрения, но выразить мысли и стремления прогрессивных людей своего времени. Свободолюбивая лирика проникнута гуманностью и основами народной нравственности.

Стихотворения, посвященные любви и дружбе, покоряют своей искренностью, чувством глубокого сопереживания. Для Пушкина дружба – высокое понятие, дарующее человеку поддержку в беде. Чувство любви, являющееся высочайшим напряжением душевных сил, было для поэта неиссякаемым источником вдохновения. Пушкину удалось настолько мастерски передать тончайшие оттенки личных переживаний, что они стали близки и понятны большинству людей.

Пушкин откликался на любое проявление многообразной жизни, мог увидеть красоту в обыденных и привычных явлениях. Поэт-мыслитель соединил в поэзии частное и общественное, личное и государственное, историческое. Его собственная судьба стала частью русской истории, его лирика отразила духовный мир его современников. Пушкину суждено было стать лирическим голосом эпохи.

Пушкин на экзамене

Словарь

Флигель – боковая пристройка к основному зданию.

Патриарх – глава, старейшина.

Карцер – камера для одиночного строгого изолирования за нарушение дисциплины и режима.

Канцлер – второе после императора государственное должностное лицо, возглавляющий императорскую канцелярию и архив, хранитель государственной печати.

Острог – тюрьма, обнесенная высоким деревянным частоколом

Элегия – лирическое произведение, представляющее собой грустные размышления автора

Что мы узнали?

С 1817 года А. С. Пушкин живет и весело проводит время в Петербурге, где работает над многими произведениями: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Руслан и Людмила» (1819). Свободолюбивые произведения стали причиной того, что А. С. Пушкин вынужденно покидает Петербург в 1820 году. Образ Петербурга отражается в произведениях А. С. Пушкина: это и величественный, и низкий Петербург. С Петербургом связан и 1827 год, когда А. С. Пушкин вернулся из ссылок в Петербург и почувствовал себя там несвободным, и период 1831-1837 гг, когда А. С. Пушкин жил в Царском Селе. Под Петербургом писатель и поэт был убит в дуэли с Дантесом.

Созвучие

А.С. Пушкин. Автопортрет

Первая организация декабристов Союз спасения образовалась в 1817 г. Ее цель – борьба за ограничение самодержавия и борьба с крепостным правом. В эту организацию входит лицейский друг Пушкина Иван Иванович Пущин. В этом же году друзья заканчивают Лицей и Пушкин пишет свою оду «Вольность»:

Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений И Славы роковая страсть.

Конечно же, в то время направление мыслей поэта и чаяния декабристов вполне совпадали. А вот декабрист  Поджио в своих «Записках» позже скажет, что их путь – путь открытого восстания, а не тайная борьба за власть путем дворцовых заговоров и подлого цареубийства (он говорит здесь об убийстве Павла I): «Пьяная буйная толпа врывается к нему и отвратительно, без малейшей гражданской цели, его таскает, душит, бьет и убивает. Убийцы были награждены. За ними был легкий и жалкий успех. Нет, не они нам пример».

Об отношении к крепостному праву Пушкин говорит в стихотворении «Деревня», написанном им в 1819 г.:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея.

Его отношение к крепостному праву, выраженное в стихах, вполне соответствует отношению к этому вопросу декабристов. Необходимость отмены крепостного права как унизительного для человека явления очевидна как для декабристов, так и для Пушкина.

Д. Кардовский «Пушкин среди декабристов в Каменке»

В 1820 г. Пушкин был сослан на юг за свои политические стихи, там он знакомится с членами тайного общества Союза благоденствия М. Орловым, К. Охотниковым,  В. Раевским, И. Якушкиным, часто бывает в Каменке. А Каменка, как мы знаем, была одним из штабов заговорщиков. Князь П. Вяземский писал: «Хоть  Пушкин и не принадлежал к  заговору, который приятели  таили от него, но он жил и  раскалялся в этой  жгучей и вулканической атмосфере».

Еще до своей ссылки на юг Пушкин был участником одного из литературных обществ декабристов «Зеленая лампа» (филиал Союза благоденствия), участники «Зеленой лампы» стояли на позициях ограничения монархии и завоевания этого ограничения революционным путем. В 1821 г. в Кишиневе Пушкин встречался и беседовал с Пестелем, а в 1822 г. он предупреждает В. Раевского, члена Южного тайного общества, о грозящем ему аресте (Пушкин жил в это время на квартире наместника Бессарабии генерала Инзова).

Но постепенно взгляды Пушкина на необходимость революционных преобразований меняются, он все меньше верит в успех политической борьбы и начинает понимать, что народ ее не поддержит, т.к. он пассивен, а группа людей, пусть даже очень честная и целеустремленная, ничего изменить не может. В своей трагедии «Борис Годунов» он пишет:

Но знаешь ли чем сильны мы, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой,

А мнением — да, мнением народным.

1 января 1825 г., когда Пушкин находился в Михайловском, его посетил лицейский друг Иван Пущин. После первых объятий и слез радости, расспросов и рассказов Пущин признался другу, что в России существует тайное общество и что он к нему принадлежит.

А Следственная комиссия по делу декабристов  установила, что вольнолюбивые стихи поэта использовались декабристами в качестве прокламаций, что они читались в армии. Николай I «простил» Пушкина, но стихотворение «Арион» написано в 1827 г., уже после ссылки и казни декабристов, и в нем поэт говорит:

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою.

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

О постоянных внутренних (и творческих) обращениях Пушкина к идее преобразования общества и поисках путей говорят последующие его произведения: «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский». И слова о «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» говорят сами за себя.

Двойственность

Во многих произведениях А. С. Пушкина Петербург воспевается. Знаменитые строки из поэмы «Медный всадник» выражают авторское отношение: «Люблю тебя, Петра творенье».

Но Петербург оценивается А. С. Пушкиным неоднозначно. В стихотворении «Город пышный, город бедный» (1828) говорится о том, что в Петербурге витает «дух неволи», там наблюдается «скука, холод».

А. С. Пушкин описывает не только величественный Петербург, но и Петербург низкий.

Такое противоречивое отношение к Петербургу связано с тем, что А. С. Пушкин после Южной ссылки и Северной ссылки вернулся в Петербург (1827 г.) и стал свидетелем совершенно другой обстановки. А. С. Пушкин чувствовал себя несвободным.

Профессор Кошанский Н.Ф.

Лицейские годы Пушкина (краткое содержание стихотворений, точнее их анализ, дает право это заявлять) открыли в нем настоящего поэта. Этому способствовала не только внутренняя сила, но и окружающая среда, учителя заведения. В частности, учитель словесности Кошанский Н.Ф. долго видел в нем просто заносчивого подростка, а Пушкин, в свою очередь, считал его не вправе учить тайнам стихосложения и говорить о литературном вкусе. Своеобразная борьба ученика с учителем не только не сломала дух, но и укрепила в собственной правоте.

Сложно сказать, что есть лицейские годы Пушкина. Краткое содержание любого биографического опуса — вещь весьма неоднозначная. Голые факты не способны описать череду поступков, понять душу и то, что повлияло на формирование личности.

Иван Иванович Пущин

Прозвища: «Жан», «Жанно», «Большой Жанно» на французский манер за излишнюю романтичность и «Иван Великий» — в честь одноименной московской колокольни, так как Пущин был высокого роста.

Пущин стал самым первым и «бесценным» лицейским другом Пушкина. Они познакомились в Петербурге еще во время поступления. Почти сразу они стали близкими друзьями, так как их взгляды во многом совпадали.

По характеру Пущин был медлителен и упорен, в беседе был неуемным и мог долго говорить.

Учителя характеризовали его как умного, прилежного, способного и благородного. Он был дружен со всеми сокурсниками.

После лицея Иван войдет в круги декабристов, из-за чего его отправят на каторгу на 20 лет.

Пушкин посвятит ему следующие строки:

«Мой первый друг, мой друг бесценный!..»

«Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,Исписанный когда-то мною,На время улети в лицейский уголокВсесильной, сладостной мечтою.Ты вспомни быстрые минуты первых дней,Неволю мирную, шесть лет соединенья,Печали, радости, мечты души твоей,Размолвки дружества и сладость примиренья,..»

«…Ты не забудешь дружбы нашей,О Пущин, ветреный мудрец!..»

Дружба Пушкина и Пущина сохранилась до конца их дней.

«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука»

Так говорила Мария Алексеевна, которая очень любила Сашу, да и он был к ней сильно привязан. Ее волновало будущее мальчика. Внук хоть и охотник был до книжек, но учился плохо. Лекторы жаловались, что он еще и ветреный, легкомысленный. Мария Алексеевна переживала, как пойдет его жизнь, если он не переменится.

Слава Богу, Саша переменился! Но это превращение тихони в подростка с пылким темпераментом принесло семье немало хлопот. Его не могли обуздать ни гувернеры, ни родители. И появилась мысль отдать отрока в закрытое учебное заведение строгого режима. Выбрали престижный, только что открывшийся Царскосельский Лицей.


12-летний Саша сдал успешно вступительные экзамены. Больше того, если говорить про лицейский период Пушкина кратко, то прибыл он туда с запасом самых разных жизненных впечатленийи знаний, почерпнутых из книг. Его «первый и бесценный друг» Иван Пущин вспоминал, что одногрупники были немало удивлены, узнав, что Александр Сергеевич в своем развитии их опередил.

Антон Антонович Дельвиг

Прозвище: Тося, Тосенька (уменьшительно-ласкательное от имени Антон).

Дельвиг славился своей ленью.

На лекциях он открыто спал, уроками в отведенное время не занимался, постоянно откладывая их на потом и предаваясь лености.

Естественно за это его часто наказывали преподаватели, и успеваемость от этого тоже страдала.

Несмотря на это друзья любили его. Он никому не делал зла, никогда ни с кем не спорил — ему было проще согласиться с оппонентом. Тося был прекрасным слушателем. Он писал стихи.

Именно Дельвиг подсказал Пушкину отправить свои стихи в журнал «Вестник Европы» для печати.

Александр посвятил ему следующие строки:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат,Твоей я прозой был утешен,

После выпуска из лицея Антон Дельвиг поступил на государственную службу в Министерство финансов. Он посещал Пушкина в ссылке.

Дружба с великими

Лицейский период в жизни Пушкина неразрвно связан с появлением в жизни поэта настоящих учителей, которые определили его дальнейшую стезю. Александра приняли в кружок передовых литераторов «Арзамас». Это были сторонники нового направления в литературе, «карамзинского». Оно предполагало борьбу с устаревшими писательскими правилами и традициями.

Пушкин завязывает творческие и дружеские отношения с выдающимися поэтами того времени Василием Жуковским и Петром Вяземским. И сам же учится у них.

Интересовался он, также, стихами Константина Батюшкова – популярного мастера «легкой поэзии». Когда тот на время оставил свое писание, юный поэт не постеснялся отправить мэтру послание. Оно носило название «К Батюшкову». Да так здорово, что тот, прочтя, приехал в Лицей познакомиться с автором. Но после беседы, на замечания по поводу стихов самого молодого поэта, Пушкин ответил очередным посланием: «Бреду своим путем. Будь всякий при своем».

Из истории Императорского Царскосельского лицея

В 1811 году, чтобы обучать талантливых детей из дворянских семей, в Царское Село выписали лучших педагогов и специалистов по разным дисциплинам. Программа обучения была рассчитана сначала на 6 лет, позже, с 1836 года, — на 4 года. За это время воспитанники изучали:

  • языки — российскую, латинскую, немецкую, французскую словесность и риторику;
  • точные науки — математику, физику и космографию;
  • отечественную и мировую историю, физическую географию;
  • нравственные дисциплины — Закон Божий, этику и логику;
  • политическую экономию, правоведение, математическую географию и статистику.

Кроме того, уделялось внимание творческому и физическому развитию детей. Ученики занимались рисованием и танцами, тренировались в чистописании, получали навыки фехтования, плавания, езды верхом

С первого дня работы Императорский лицей расположился в дворцовом флигеле Екатерининского дворца. Само здание — творение великих зодчих. Его строили по чертежам Ильи Неелова и Джакомо Кваренги, а под нужды лицея флигель реконструировал Василий Стасов. По его проекту в четырёхэтажном здании появились учебные классы, залы для занятий и жилые комнаты лицеистов.

Романтический этап:

Период Описание периода
1811 — 1817 гг.
Лицейские годы: дружба и патриотизм В 1811 году Пушкин поступает в Царскосельский лицей, где начинает раскрываться его литературный талант: он пишет свои первые стихи, изучает литературу, а также знакомится с великими литераторами того времени (Карамзин, Вяземский, Тургенев), которые единогласно признают наличие таланта у начинающего поэта. Здесь было впервые напечатано его стихотворение («К другу стихотворцу»).

Основными темами произведений этого периода можно считать: дружбу и патриотизм.

Тема лицейской дружбы отражена в таких стихах как «Пирующие студенты», «К Галичу», «К Дельвигу», «Мое завещание друзьям», «Друзьям».

Патриотические произведения появились после начала войны 1812 года. Это отобразилось в стихах, например «Воспоминания в Царском селе».

1817 — 1820 гг.
Петербургский период: вольнолюбивая лирика После окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Здесь он ведет активную светскую жизнь и вращается в кругах вольнолюбивой молодежи.

В 1820 году выходит в печать первая поэма «Руслан и Людмила». Пушкин получает признание и становится все более смелым в своих произведениях.

Все это отражается в его поэзии. Она пропитана духом свободы, бунтарства и вольнолюбия («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»).

Было написано несколько «острых» эпиграмм, в том числе на императора («Воспитанный под барабаном…»). В наказание за подобные произведения Пушкина отправили в ссылку.

1820 — 1824 гг.
Ссылка на юг: усиление вольнолюбивых настроений и пик романтического этапа. Весной 1820 года поэт отправляется в ссылку Кишинев. Наказание только усиливает вольнолюбивые настроения, и в результате рождаются такие стихи как: «Узник», «Погасло дневное светило», «Кинжал».

Лето 1820 года Пушкин проводит в Крыму и на Кавказе. Он вдохновляется красотой и культурой этих мест, в результате на свет появляются поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Этот период считается расцветом романтизма в творческой биографии поэта.

В Михайловском

После увольнения Пушкину надлежало перебраться в Псковскую губернию и жить под присмотром местной полиции в селе Михайловском, имении матери, унаследованном ею от отца. По приезду в деревню, Александр Сергеевич застал здесь всю свою семью. Между ним и Сергеем Львовичем вышла крупная ссора. Выяснилось, что отец по договорённости с властями фактически согласился стать надзирателем для собственного сына. Вскоре Пушкины отбыли в Петербург, оставив поэта одного.

Друзья опасались, что жизнь в сельской глуши негативно отразится на душевном состоянии Александра Сергеевича. Однако два года, проведенные в Михайловском, стали одним из самых плодотворных периодов в жизни поэта. Здесь Пушкин написал около сотни произведений, в числе которых поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин», стихотворения «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом». Частенько Александр Сергеевич наведывался к П. А. Осиповой в расположенное неподалёку село Тригорское. Племяннице соседки А. П. Керн, знакомство с которой состоялось в 1825 г., поэт посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». У Осиповых Пушкин впервые встретил Н. Языкова, с произведениями которого был знаком с 1824 г.

Неожиданно для самого себя Александр Сергеевич стал воспринимать Михайловское не как тюрьму, но как тихий уголок, где можно отдохнуть от городской суеты. Сюда Пушкин неоднократно возвращался, чтобы побыть в тишине и поработать. Исследователи называют и ещё одну причину частых наездов поэта в Михайловское: ещё во время ссылки молодой барин имел связь с крепостной крестьянкой Ольгой Калашниковой, которая родила от него сына Павла.

Южная ссылка

Весной 1820 г. Пушкина потребовал к себе генерал-губернатор Петербурга М. А. Милорадович. Поэт должен был объясниться по поводу содержания некоторых своих произведений (в том числе и едких эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого императора). Справедливости ради стоит заметить, что по столице в те годы ходило в списках немало крамольных виршей, многие из которых написал вовсе не Пушкин, но следствие по неизвестной причине приписало авторство именно ему.

За сочинение антиправительственных стихов полагалась ссылка в Сибирь или заточение в Соловецкий монастырь, и от серьёзного наказания молодого поэта спасло только вмешательство влиятельных друзей. Благодаря хлопотам Жуковского и Карамзина Александр Сергеевич был переведен в кишиневскую канцелярии наместника Бессарабской области И. Н. Инзова.

По дороге к новому месту службы Пушкин искупался в Днепре и заболел воспалением легких. По счастью в Екатеринослав, где остановился больной поэт, заехал генерал Раевский, который направлялся с семьёй на воды. Он то и забрал Пушкина на Кавказ, а потом в Крым для поправки здоровья. Вместе с Раевскими Александр Сергеевич посетил Феодосию, Керчь, Кафу, Гурзуф, Бахчисарай, Симферополь. В Крыму поэт писал «Кавказского пленника», здесь же начал работу над «Бахчисарайским фонтаном» и задумал знаменитого «Евгения Онегина». Несколько лирических стихотворений, созданных в Гурзуфе, поэт посвятил дочерям своего благодетеля – Екатерине, Марии и Елене Раевским.

В Кишинев Александр Сергеевич прибыл только в сентябре 1820 г. Начальник снисходительно относился к своему новому подчиненному и закрывал глаза на частые отлучки Пушкина, благодаря чему Александр Сергеевич беспрепятственно выезжал в Киев и в Одессу, подолгу гостил у друзей в Каменке, путешествовал по Молдавии с И. П. Липранди. За время пребывания в Кишиневе Пушкиным создал поэмы «Гавриилиада» и «Братья-разбойники», написал первую главу романа «Евгений Онегин».

В июле 1823 г. поэт добился перевода в одесскую канцелярию графа Воронцова, но на новом месте не прижился из-за романа с женой начальника, а в 1824 г. и вовсе был уволен со службы

Причиной отставки послужило вскрытое московской полицией пушкинское письмо, в котором поэт неосторожно сообщал, что увлекся «атеистическими учениями»

Как учились лицеисты

М.М. Сперанский

Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой

Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание

Учебный класс в Лицее

Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам

Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты

В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.

В Большом зале проводились торжественные мероприятия, в другие дни он служил местом отдыха учеников, рекреацией

Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.

Рисунок А. Пушкина. Благодаря тому, что занятия рисованием проводились ежедневно, все воспитанники Лицея прекрасно владели кистью и карандашом

Почти все время лицеисты находились в обществе и под присмотром – потому за время обучения в Лицее у каждого сформировались отличные социальные навыки. Учителя обращались к мальчикам на «вы», прибавляя к фамилии слово «господин» — что способствовало установлению уважительных отношений с соблюдением некоторой дистанции между воспитанником и преподавателем. В штат учителей попали в основном молодые специалисты, которые отличались творческим подходом к профессии, многие из них оказали для будущих выпускников чрезвычайно сильное влияние.

Александр Иванович Галич (Говоров), учитель словесности, и Александр Петрович Куницын, преподававший право

 В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий