Биография георга фридриха генделя

Гендель в искусстве

Персонаж в фильмах

  1.  — «Великий г-н Гендель» (англ. The Great Mr. Handel; режиссёр Норман Уолкер (англ. Norman Walker); G.H.W. Productions Ltd., Independent Producers); в главной роли Уилфрид Лоусон (англ. Wilfrid Lawson)
  2.  — , в роли юного Генделя — Крис Брэмвелл (англ. Christopher Bramwell), Гендель в среднем возрасте — Дэйв Гриффитс (Dave Griffiths и Тревор Ховард (Trevor Howard)
  3.  — «Честь, выгода и удовольствие» (Honour, Profit & Pleasure; режиссёр Анна Амброуз, Anna Ambrose; Spectre Films) — в роли Генделя Саймон Кэллоу
  4.  — «Ужин в четыре руки» (кат. Sopar a quatre mans; ), в роли Генделя — Хоаким Кардона (кат. Joaquim Cardona i Solsona)
  5.  — Фаринелли — исп. Йерун Краббе
  6.  — «Последний шанс Генделя» (англ. Handel’s Last Chance), в главной роли Леон Паунолл (англ. Leon Pownall)
  7.  — Ужин в четыре руки — исп. Михаил Козаков
  8.  — Гендель (нем. Händel — Der Film; реж. Ральф Плегер; NDR, Seelmannfilm; телевизионный) — исп. Маттиас Вибальк (нем. Matthias Wiebalck)

Появление Гэндальфа в Средиземье

Настоящее имя Гэндальфа — Олорин. Иногда он появлялся среди эльфов, незримо или принимая облик одного из них, и делился с ними мудростью или прекрасными видениями. Ибо много времени представитель духов-майар Олорин проводил в Лориэне, садах Валы Ирмо, в честь которых были названы леса Лотлориэна в Средиземье.

Олорин также часто бывал в залах Ниэнны, что находились далеко на западе у границ мира. У неё Олорин научился терпению и состраданию. Но чаще Олорина связывают с Манвэ и Вардой, ведь именно они послали его в Средиземье около 1000 года Третьей Эпохи. В числе прочих мудрецов-Истари он был избран советом Валар для отправки в Средиземье на помощь эльфам и людям и для противостояния Саурону, новоявленному Тёмному Властелину. Олорин поначалу отказывался от тяжелого поручения, но вскоре уступил воле Манвэ. В Средиземье он был известен под множеством имён, в том числе и как Гэндальф Серый. Хранитель Нарья, одного из Трёх Эльфийских Колец, вверенного ему эльфом Кирданом Корабелом по прибытии в Средиземье.

Гэндальф стал наиболее известен, странствуя по Средиземью и заводя знакомство с разными народами, помогая им советом. В разных частях света он получил много разных прозвищ, заменивших ему имя:

Гендель в Англии

Период с 1710 года и до конца жизни композитор проведет в Лондоне, куда отправится в качестве капельмейстера принца Георга (позже он станет королем Великобритании и Ирландии).

Ежегодно создавая по несколько опер для Королевской музыкальной академии, Королевского театра, театра «Ковент-Гарден», композитор был вынужден менять места работы — воображению великого музыкального деятеля было тесно в существовавших тогда рамках последовательной структуры оперы seria. Кроме того, Генделю постоянно приходилось вступать в разногласия с вельможами. В результате он постепенно переключился на сочинение ораторий.

Весной 1737 Гендель пережил удар, из-за которого у него частично парализовало правую руку, а позже начали замечать помрачения рассудка. Но композитору удалось в течение года восстановиться, однако оперы он больше не создавал.

За девять лет до кончины Гендель совершенно ослеп по воле рокового случая и был вынужден провести эти годы во тьме. 7 апреля 1759 года композитор прослушал концерт, во время которого исполнялась созданная им оратория «Мессия», и это стало последним выходом мастера, имя которого славилось по всей Европе. Спустя неделю, 14 апреля, Георг Фридрих Гендель покинул этот мир. Согласно его последней воле, похороны состоялись в Вестминстерском аббатстве. Траурная церемония была организована с пышностью, как у самых значительных государственных мужей Англии.

Гэндальф приводит гномов в дом медведя

Во второй части «Хоббита» («Пустошь Смауга») Гэндальф, Бильбо Бэггинс и 13 гномов спасаются бегством от кого-то похожего на оборотня, но который потом оказывается медведем. Гэндальф говорит, что неподалеку есть дом, в котором они могут укрыться и что он не принадлежит ни другу, ни врагу: «Он поможет нам…или убьет нас».

Какая уверенность!

Гномы в любом случае соглашаются, поскольку ужасный зверь уже наступает им на пятки. После того, как все перевели дыхание, Гэндальф сообщает, что дом принадлежит ни кому иному как монстру, что гнался за ними, чтобы убить. Да, Гэндальф только что привел их туда, откуда они может, и не выберутся живыми. К счастью, оборотень (Беорн) приходит домой, угощает их ужином, оскорбляет и отправляет в путь целыми и невредимыми.

Гэндальф выбирает Бильбо, только из-за его детских пристрастий

Сколько людей на самом деле могут сказать, почему именно Бильбо был выбран в качестве вора для похода к Одинокой Горе? Лишь потому, что он маленький? И не пахнет как гном? Или потому что у него это в крови?

Не верьте тому, что Гэндальф говорит Торину. Настоящая причина, почему он выбрал Бильбо в том, что он как ребенок. Он говорит: «Я помню юного хоббита, который всегда убегал в лес, чтобы увидеть эльфов. Ты бы повторил это снова, несмотря на грязь и розги». Как и любой другой ребенок, верно Гэндальф? Бильбо просто повезло, (или не повезло, смотря как вы оцениваете последующее путешествие), что его семья была знакома с волшебником.

История

В сентябре 1937 года на полках книжных магазинов появилась фантастическая сказка «Хоббит, или Туда и обратно», написанная преподавателем Оксфорда. Приключенческий роман повествует о путешествии хоббита по имени Бильбо Бэггинс и его соратников, отправившихся за похищенным золотом гномов.

Гэндальф на классической иллюстрации к книге «Властелин колец»

Рассказ о приключениях волшебных существ создавался Толкином исключительно для собственных детей. Однажды старший сын писателя заметил, что детали сказки не совпадают, и педантичному профессору пришлось записать роман на бумаге. Так появилась первая часть эпопеи о хоббитах, эльфах и всемогущих магах.

Первое издание фэнтези получило положительные отзывы. В издательство приходили кипы писем с просьбой напечатать продолжение приключений маленького человечка и великого чародея. Под давлением издателя Джон Р. Р. Толкин написал новые романы о Средиземье и его жителях. Только в этот раз книги не относились к разделу детской литературы. Трилогия получила название «Властелин колец».

Джон Р. Р. Толкин

В период подготовки рукописей к публикации Толкин часто присылал редактору подробные письма, в которых расшифровал характеры героев. В очередном пояснении (письме №107) писатель упоминает, что представлял себе Гэндальфа «в духе Одина». Неудивительно, ведь профессор преподавал литературу, в том числе и скандинавскую мифологию. В фантастической эпопее много завуалированных отсылок к мифам и сказаниям.

Примечания

  1. Greg Harvey. The Origins of Tolkien’s Middle-earth For Dummies. — For Dummies, 2011. — 360 p.
  2. Douglas Anderson. The Annotated Hobbit, «Inside Information», note 9, p. 287.
  3. Manfred Zimmerman, «The Origin of Gandalf»; Josef Madlener, Mythlore 34 (1983).
  4. Harold Bloom. J.R.R. Tolkien’s «The Lord of the Rings». — Infobase Publishing, 2008. — P. 73. — 208 p.
  5. , Письмо № 107. К сэру Стэнли Анвину.
  6. Burns, M. Perilous Realms: Celtic and Norse in Tolkien’s Middle-earth. — Toronto: University of Toronto Press, 2005. — P. 97. — 225 p. — ISBN 0802038069.
  7. Christoph Höbel. J.R.R. Tolkien’s Gandalf and Saruman in the Tradition of Shakespeare’s Prospero. — 2005. — ISBN 978-3-640-53192-9.
  8. Janet Brennan Croft. Tolkien and Shakespeare: essays on shared themes and language. — McFarland, 2007. — P. 210. — 327 p. — ISBN 0786428279.
  9. Paula Jean Miller & Richard Fossey. Mapping the Catholic cultural landscape. — Rowman & Littlefield, 2004. — P. 59—60. — 276 p.
  10. David Pringle. The Definitive Illustrated Guide to Fantasy. — London: Carlton, 2003. — P. 211. — 272 p.
  11. , Письмо № 156. К Роберту Марри.
  12. Примечания В. Каррика и М. Каменкович к авторскому переводу

[править] Примечания

  1. J.R.R. Tolkien, Christopher Tolkien (ed.), The Silmarillion, «Valaquenta»
  2. The Lord of the Rings, The Fellowship of the Ring, «Many Meetings»
  3. Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин Колец», Приложения, Приложение II, Повесть Лет
  4. Дж. Р. Р. Толкин, Хоббит, Нежданные гости
  5. Дж. Р. Р. Толкин, Хоббит, Баранье жаркое
  6. Дж. Р. Р. Толкин, Хоббит, Через гору и под горой
  7. Дж. Р. Р. Толкин, Хоббит, Из огня да в полымя
  8. Дж. Р. Р. Толкин, Властелин Колец, Братство Кольца, Книга Первая, глава 11, Клинок в ночи
  9. Дж. Р. Р. Толкин, Властелин Колец, Братство Кольца, Книга Вторая, глава 4, Путь во мгле
  10. Дж. Р. Р. Толкин, Властелин Колец, Братство Кольца, Книга Вторая, глава 1, Встречи
  11. Дж. Р. Р. Толкин, Властелин Колец, Братство Кольца, Книга Вторая, глава 5, Морийский мост
  12. J.R.R. Tolkien, Christopher Gilson (ред.), «Words, Phrases & Passages in The Lord of the Rings», опубликовано в Parma Eldalamberon #17, page 88
Братство Кольца
Фродо Сэм Мерри Пиппин Гэндальф Арагорн Леголас Гимли Боромир

Друзья и враги

Ключевыми антагонистами для великого мага стали Саурон и Саруман. И если первый несет разрушение с момента появления на земле, второй предает добрую натуру и сторонников добровольно. Саруман возглавляет орден Истари, но не получает признания и славы. Одержимый завистью и желанием власти, маг предает волшебное общество и переходит в услужение силам зла.

Саурон

Саурон — великий разрушительный дух — намерен поглотить Средиземье и заселить страну послушными безвольными рабами

Поэтому для Гэндальфа важно, чтобы герои вступили в схватку со злом на добровольных началах. Злобное Око, которое следит за миром неусыпно, необходимо разрушить, чтобы жители Средиземья не утратили свободу

Саруман

В борьбе с надвигающейся опасностью Гэндальфу помогает весьма разношерстная компания: группа хоббитов во главе с Фродо, эльф Леголас, гном Гимли и будущий король Арагорн.

Хоббит Фродо

С момента появления в Средиземье Гэндальф испытывает к хоббитам особое расположение. Поэтому маг прощает малышам шалости и необдуманные поступки. Волшебник встает на защиту невысокого народа, осознавая, что только хоббиты способны преодолеть все испытания и избавить страну от врага.

Эльф Леголас и гном Гимли

Последний вождь следопытов по имени Арагорн — близкий соратник волшебника. После гибели мага мужчина возглавляет армию и вдохновляет соратников на борьбу. Именно Гэндальф возлагает на голову Арагорна белую корону, подчеркивая законность его власти.

Странник Арагорн

Друзья Гэндальфа, как и сам волшебник, подвергаются в походе тяжелым испытаниям и не всегда выходят из сражений победителями. Толкин показал читателю в эпопее, что даже сильные мира сего совершают ошибки и не контролируют ситуацию.

Рассуждая в письме о других вариантах развития сюжета, писатель утверждает:

[править] Этимология имени

Гендальф в «Хоббит: Нежданное путешествие»

  • Гэндальф — с вестрона обозначает «Человек с посохом». Имя дано жителями Арнора.
  • Олорин (или Олозин (Ваньярин)), имя Гэндальфа в Валиноре. «На ныне забытом далёком Западе моё имя было Олорин» Имя пришло с Квенья, но точное значение имени неизвестно, но, исходя из корня ÓLOS-, можно предположить, что оно связано со снами и мечтами.
  • Митрандир, имя на Синдарине, использовавшееся эльфами и гондорцами и обозначающее «Серый Странник».
  • Инканус — имя Гэндальфа на юге. Точное значение не известно, но можно предположить, что существует связь с латынью, где слово incánus обозначало «серый» или «седоволосый». Также есть связь с куэнья, на котором имя означало «властитель умов». Возможно, что харадских диалектах имя обозначало «северный шпион».
  • Таркун, имя, данное Гэндальфу гномами, обозначающее «человек с посохом» или же «серый человек».

[править] Умения и способности

В повести Хоббит Гэндальф демонстрирует мастерство во владении силами огня, а также в фокусах. В доме Бильбо чародей выпускал из трубки кольца дыма, а затем своей волей заставлял их перемещаться в разных направлениях. Также Бильбо хранил воспоминания, из которых было ясно, что маг был мастером по фейерверкам и волшебным подаркам. Но из повествования становится понятно, что Гэндальф был способен и на более полезные вещи. В Эриадоре ему удалось с помощи вербальной иллюзии ввести в заблуждение троллей, которые переругались между собой. В пещерах Мглистых гор он продемонстрировал, что владеет телекинезом, может вызывать ослепительные вспышки света, приводившие в замешательство гоблинов. На восточных склонах гор Гэндальф магической силой зажигал шишки, которые горели ярким обжигающим пламенем и наносили урон варгам. Также маг умел абсолютно незаметно приходить и уходить, не привлекая к себе лишнего внимания.. Ещё одной особенностью мага было то, что он понимал язык зверей

В трилогии Властелин Колец чародей подтверждает своё великое умение в управлении огнём и светом, сражаясь с Назгулами, отбиваясь от атак варгов и в ряде других случаев. Также необходимо отметить, что Гэндальф мог вызнать нужную ему информацию прямо из разума человека. Возможно, что это было возможно только при условии расслабленной ментальной защиты, как в случае с бессознательным состоянием Фродо(тот бредил), но такое умение у мага присутстовало(например он прочитал все намерения и планы Гримы ) хотя судя по всему все  Мудрые были на это способны. Из фразы чародея у врат Мории

ясно, что Гэндальф владел большим количеством мелких, «бытовых» заклинаний народов Средиземья. Среди которых, возможно, были чары отпирающие и запирающие двери ( одним из которых чародей воспользовался, пытаясь остановить Балрога ). В Мории Гэндальф продемонстрировал, что может воспользоваться заклинаниями  разрушения, сломав мост под ногами Проклятья Дурина.
После возвращения в Арду, Гэндальф не показывает больше всех своих способностей, но понятно то, что чародей получил большую власть, сломав посох Сарумана и лишив его звания Истари.
Обяснение тому, почему Митрандир пользуется огненной магией, которая, всё-таки, является «специальностью» майар Аулэ, сам маг даёт на мосте Мории:

«Я повелитель тайного пламени Анора…»

Важным усилителем такого чародейства, безусловно, является эльфийское Огненное Кольцо Власти Нарья, которое Гэндальф получил от Кирдана — владыки Серой Гавани (Митлонда), усиливающее силы майара Олорина (кем Гэндальф являлся).

Гэндальф безответственный ребенок

«Пусть хранитель кольца решает», — грозно сказал серый волшебник, так как братство кольца отморозило свои мозги на пути через снежную вершину горы. Фродо выбирает путь через копи; Гэндальф хмурит брови, а Гимли молча ликует – и вот они уже на пути к Мории. Гэндальф: «Вам должно быть известно о безумном демоне!». ТЕБЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗВЕСТНО. Ты всезнающий и уважаемый волшебник, ради всего святого.

Фродо тебе как внук, ты должен был сделать его интересы своими. Однако, как мы видим это не так, ты тот, кто отправил его в это опасное путешествие (так же как в Хоббите, но об этом позже). Очевидно, что тебе нельзя доверять.

Гэндальф тратит все время на исследование и выпивку

Когда Гэндальф впервые видит кольцо в доме Бильбо и его пальцы практически касаются кольца, на мгновение перед ним возникает всепоглощающее пламя ока Саурона. Тем не менее, он оставляет кольцо у бедного, ничего не ведающего Фродо и отправляется бог знает куда для изучения длинной и мрачной истории самого кольца.

Плюс ко всему, мы видим его с большой бутылью с неизвестной жидкостью (без сомнения это один из нелегальных сортов Средиземского самогона) и конечно она сказывается на его состоянии, когда он позже собирается навестить Сарумана. Между тем Фродо и Сэм отправляются в веселое путешествие в ад. Браво, Гэндальф! За то, что не видишь очевидных вещей.

Гэндальф забыл, что у него есть особенные магические силы

В третьей части «Властелина колец: Возвращение короля» Гэндальф решает, что последняя треть финальной части фильма хороший момент, чтобы удивить всех, какой удивительной силой он обладает, какой ослепительный свет может издавать его волшебный посох и отпугивать огромную кучу назгулов. Очевидно, что эти новые великолепные силы безмерно помогают в сражении, но только в крайне отчаянных случаях.

Но когда именно у него появились эти чудесные силы? И почему мы не видели их раньше, например, в третьей части «Хоббита» «Битва пяти королевств», когда этот свет мог помочь остановить дракона Смауга? Напрашивается еще один вопрос, почему же он не использовал их в финальной битве? Он мог просто ослепить орков своими силами и выиграть битву за всех, не так ли?

История создания и возможные прототипы

Гэндальф — архетипический мудрый волшебник, традиционная фигура в знакомой Дж. Р. Р. Толкину скандинавской и британской мифологии. Имя «Гэндальф», или, вернее, «Гандальв», позаимствовано из древненорвежской поэмы Dvergatal, где оно принадлежит одному из «нижних свартальвов» (гномов). В ранних набросках Толкина к «Хоббиту» Гэндальфом звали предводителя отряда гномов, и описывался он как невысокий «старик с посохом». В окончательной версии повести король наугрим получил имя Торин Дубощит, а Гэндальфом автор назвал волшебника, поскольку ранее избранное для этого персонажа имя Бладортин показалось ему слишком несерьёзным. Сыграла роль и расшифровка имени: gandr переводится как «волшебный посох», alfr — как «альв» (эльф с древнеисландского наречия).

Прототипом внешности Гэндальфа стала швейцарская почтовая открытка под названием «Горный Дух», на которой изображен старый бородатый мужчина в широкополой шляпе, кормящий с руки оленя.

Открытка «Горный Дух», Josef Madlener

«О́дин в образе Путешественника», 1914

По мнению литературоведа Гарольда Блума, в образе Гэндальфа нашли отражение отдельные черты верховного скандинавского бога Одина. Это подтверждается в одном из писем Толкина, где он пишет, что представлял Гэндальфа «странником в духе Одина». Другие исследователи также сравнивают Гэндальфа с Одином в его облике «Путешественника» — старик с длинной белой бородой, в широкополой шляпе и с посохом. Кристоф Хобель, анализируя взаимосвязь между персонажами «Властелина колец» и шекспировской «Бури», доказывает, что некоторые атрибуты Гэндальфа роднят его с волшебником Просперо; оба этих персонажа воплощают своего рода европейский архетип мудрого мага. Мнение о сходстве образов Гэндальфа и Просперо разделяет и Джэнет Бреннан Крофт, указывающая также на явную взаимосвязь между Гэндальфом и Мерлином.

Согласно П. Дж. Миллер и Ричарду Фосси, авторам книги «Mapping the Catholic Cultural Landscape» («Чертя карту католического культурного ландшафта»), Гэндальф воплощает собой образ дарителя надежды, и в этом персонаже отчётливо проявились христианские воззрения Толкина.

В свою очередь, образ Гэндальфа изменил архетип и повлиял на образы позднейших персонажей. После громкого успеха «Властелина колец» в конце 1960-х годов этот персонаж фактически приобрёл культовый статус.

Гэндальф и хоббиты

Неизвестно, когда именно Гэндальф впервые заинтересовался народом хоббитов. Он любил их и к тому же предчувствовал, что они в будущем сыграют исключительно важную роль. Правда, среди хоббитов Гэндальф был известен прежде всего как «маг» и «чародей» в самом общеупотребительном смысле этого слова. Так, в книге «Хоббит» устами Бильбо сообщается, что он подарил Старому Туку волшебные алмазные запонки, которые сами застёгивались, но расстёгивались только по приказу. Особую известность ему принесли и чудесные фейерверки, которые он устраивал в канун Дня Середины Лета на вечеринке у Старого Тука. При этом, однако, следует упомянуть и тот факт, что именно Гэндальф в 2758-59 гг. Т. Э. (1168-70 гг. по Летосчислению Шира) пришёл на помощь хоббитам Шира во время Долгой Зимы и последовавшего за нею страшного голода.

Интересные факты

  • В Новой Зеландии, где проходили съёмки экранизации трилогии Толкина, был выпущен набор монет с изображением персонажей «Властелина колец», включая пятидесятицентовую монету с изображением Гэндальфа.
  • Имя Гэндальф, согласно авторской этимологии, на вымышленном языке вестрон обозначает «эльф с посохом». Предположительно, имя Гэндальф составлено из двух корней[источник не указан 1656 дней]: Ганд-(gand) + -альфр(alfr). Gand в древнеисландском означало «нечто сомнительное», «заколдованная вещь или предмет, используемый колдуном». Гандальфр (gandalfr) — «волшебник», «заколдованный демон» (альфр)[источник не указан 1656 дней]. С другой стороны, gandr означает «магический посох»[источник не указан 1656 дней]. Таким образом, как и многие другие имена и названия в «Хоббите», Гэндальф — не столько имя, сколько описание носителя этого имени
  • Персонаж в исполнении Маккеллена занял 30 место (03.04.2016) в списке 100 величайших персонажей кино по версии журнала Empire.
  • Первоначально на роль Гэндальфа были приглашены Шон Коннери и Том Бейкер, однако оба отказались[источник не указан 781 день].

Образ

Биография великого мага начинается в 1000 году Третьей эпохи. Высшие силы направляют старца в Средиземье для борьбы с Сауроном — колдуном, несущим страх и разрушения. Добрый волшебник олицетворяет собой стихию огня: посох Гэндальфа источает пламя, жители Шира помнят фейерверки старика, а орел, на котором маг изредка передвигается по Средиземью, считается символом солнца.

Гэндальф c посохом

На территории вымышленного мира Гендальф Серый известен под несколькими именами:

Волшебник путешествует среди жителей королевства, знакомясь с традициями и привычками народов. Часто такие исследовательские миссии чародей совершает в образе бестелесного духа.

В отличие от классических магов Гэндальф использует заклинания, когда спастись иным способом не представляется возможным. В каждой запутанной ситуации старик оставляет право выбора за действующими лицами. Для заплутавших путников Гэндальф является лучом надежды, который направляет героев на верный путь.

Гэндальф и Бильбо Бэггинс

На подступах к конечной цели путешествия великий чародей погибает в схватке с демоном. Гибель мага, как и большинство событий, также имеет религиозный и мифический подтекст. Пожертвовав собой, волшебник подарил соратникам шанс спасти Средиземье.

О смерти и возрождении могущественного старца писатель высказывался весьма резко:

После возрождения и победы над силами зла волшебник меняет имя на Гэндальф Белый, подчеркивая свое назначение на должность главного мага ордена Истари. Путешествие великого чародея в стране хоббитов, гномов и орков заканчивается. Собрав близких, старик отправляется на родину — в место под названием Валинор.

Начало карьеры композитора

В 1702 году Гендель поступил в Галльский университет, а вскоре получил назначение органиста в Галльский кальвинистский собор. Благодаря этому юноша, отец которого к тому времени скончался, смог зарабатывать на жизнь и обрел крышу над головой. Одновременно Гендель преподавал теорию и пение в протестантской гимназии.

Годом позже молодой композитор принимает решение о переезде в Гамбург, где тогда располагался единственный в Германии оперный театр (город даже называли «немецкой Венецией»). Примером для подражания для Генделя тогда стал руководитель оркестра театра Райнхард Кайзер. Гендель, поступивший в коллектив в качестве скрипача и клавесиниста, разделял мнение о том, что в операх предпочтительнее использовать итальянский язык. В Гамбурге Гендель создает свои первые произведения — оперы «Альмира», «Нерон», «Дафна» и «Флориндо».

В 1706 году Георг Гендель по приглашению великого принца Тосканского Фердинандо де Медичи приезжает в Италию. Проведя в стране около трех лет, он написал знаменитый «Dixit Dominus», в основу которого вошли слова 110 псалма, а также оратории «La resurrezione» и «Il trionfo del tempo». Композитор становится популярным в Италии, публика воспринимает его оперы «Родриго» и «Агриппина» очень тепло.

Орлы Гэндальфа только на полпути долетели до Одинокой Горы

В конце первой части «Хоббита: Нежданное путешествие» Торин, Бильбо, Гэндальф и остальные гномы были вынуждены прыгать с обрыва, чтобы потом их подхватили орлы и спасли. Они высаживают их на довольно высокой скале, чтобы они могли перевести дух после опасного столкновения с Озогом Осквернителем.

Камера поворачивается вокруг в ожидании пейзажа перед ними, но только с едва виднеющейся макушкой Одинокой Горы посреди этого живописного вида. Это настолько далеко, что у каждого члена группы должно быть сердце оборвалось. «Ну почему это так далеко? Почему туда нет прямого автобуса?»

Между тем, зрители со всего мира встают со своих кресел и бросают поп корн в большой экран, крича: «Почему орлы не могли довезти их до конца?» «Почему эти орлы такие ленивые?». Если бы только Гэндальф приручил своих орлов должным образом, это бы всем облегчило жизнь.

Наследие

Организации и издания

В 1856 году в Лейпциге было создано Генделевское общество (англ. Händel-Gesellschaft) по инициативе и Георга Готфрида Гервинуса. С 1858 по 1903 год общество публиковало произведения Генделя (издательство Брейткопф и Хертель). В начале Гризандер самостоятельно издавал произведения композитора, находясь у себя дома, а когда денег не хватало, продавал овощи и фрукты, выращенные в его саду. За 45 лет Генделевское общество издало более ста томов сочинений композитора. Это издание неполное.

В 1882—1939 годах в Лондоне существовало другое Генделевское общество, целью которого было исполнение малоизвестных произведений Генделя, в основном хоровых.

Общество Галлевское Издательство Генделя (англ. Hallische Händel-Ausgabe), сокращённо HHA, существующее с 1955 года, издало более полное собрание сочинений, сделав основной акцент на критическую оценку творчества: в предисловии всех томов говорится, что издание предназначено для удовлетворения научных и практических нужд.

Наиболее известный каталог произведений Генделя (Händel-Werke-Verzeichnis, сокращённо HWV) был опубликован немецким музыковедом в 1978—1986 годах в трёх томах. Опираясь на документы, Базельт описывает все авторские произведения Генделя, а также произведения, авторство которых сомнительно.

Примечания

Комментарии

  1. Примечательно, что в английских источниках, в частности в книге первого биографа композитора Джона Мейнуоринга (1760), указана неверная дата — 1684.
  2. За пятнадцать лет до этого в Лондоне скончался известнейший английский композитор эпохи барокко Генри Пёрселл. Для Генделя его творчество служило ориентиром, чтобы освоить английский стиль.
  3. Картина кисти художника Эдуарда Жана Конрада Хаммана (1819—1888).
  4. Существует также легенда, что Гендель сочинил «Музыку на воде» (написана в период 1715—1717) именно в этот период для того, чтобы задобрить Георга I.
  5. Итальянских композиторов также поддерживал принц Уэльский, враждовавший с Георгом I.
  6. Фрагмент Антема впоследствии стал музыкальной основой для Гимна футбольной Лиги чемпионов УЕФА

Источники

  1. Гендель Георг Фридрих // Большая советская энциклопедия:
  2. Несмотря на то что 23 февраля приводится по старому стилю, всё-таки именно эту дату принято считать как дату рождения Генделя, особенно в западных странах.
  3. ↑ , p. 2.
  4. ↑ , p. 4.
  5. В. Д. Конен. Гендель Г. Ф. // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (гл. ред. Ю. В. Келдыш), . — Т. 1. — С. 951—957. — 1070 с.
  6. , p. 5.
  7. , p. 6.
  8. , p. 9.
  9. , p. 12.
  10. , pp. 11—12.
  11. , p. 14.
  12. ↑ , p. 55.
  13. , p. 22.
  14. , p. 29.
  15. , p. 38.
  16. , pp. 55—56.
  17. , pp. 37—38.
  18. , p. 37.
  19. , p. 39.
  20. ↑ , p. 3.
  21. , p. 44—45.
  22. ↑ , p. 56.
  23. , p. 71.
  24. , p. 69.
  25. , p. 73.
  26. , p. 63.
  27. , p. 78.
  28. , pp. 85—86.
  29. , p. 66.
  30. , p. 67.
  31. , p. 69.
  32. .
  33. , p. 78.
  34. ↑ , p. 84.
  35. , p. 239.
  36. , p. 88.
  37. , p. 276-277.
  38. Ромен Роллан. Портрет Генделя. — Собр. соч., в 20 томах. — Т. 17. — С. 196.
  39. Г. Ф. Гендель (англ.) на сайте Internet Movie Database

Гэндальф обрушил мост, на котором сам стоял

Итак, слишком очевидна ошибка выбора пути, которая постоянно упоминается, но это была ошибка новичка. Гэндальф и братство спасаются от огненного демона Балрога. Они пересекают каменный мост, и братство оказывается на другой стороне. Гэндальф останавливается на полпути, поворачивается и начинает кричать, чтобы отвлечь демона на себя.

И затем он разрушает мост, на котором сам же стоит. Конечно, это выглядит так, что все будет хорошо, демон падает с моста, волшебник поворачивается и смотрит на всех, зрители в кинотеатрах со всего мира вздохнули с облегчением в этот момент, но затем демон хватает его хлыстом за лодыжку. И только во второй части «Две крепости» вы увидите его снова.

Интересные факты

1. о первом концерте генделя в лондоне

Известно, что немецкий композитор Гендель более сорока лет прожил в Лондоне. Однако его первое выступление в этом городе не имело никакого успеха. Друзья не знали, как его утешить, а он спокойно заметил, что в пустом зале музыка звучит намного лучше.

2. гендель и оксфорд

Ученый секретарь Оксфордского университета сообщил Генделю, что ему присвоено звание доктора honoris causa (т.е. почетное звание за заслуги), но за диплом доктора надо заплатить некоторую сумму. Гендель возмутился:
«За то, чтобы стать коллегой этих болтунов, я должен еще и платить? Никогда!»

3. гендель и издатель

Один из лондонских издателей за несколько дней заработал приличную сумму, издав оперу Генделя «Ринальдо», но композитору перепала лишь незначительная часть этих денег. Гендель написал издателю:
«В следующий раз, чтобы никто не был обижен, вы пишете оперу, а я её издаю».

4. тьфу на эту музыку!

Отец Генделя был недоволен слишком серьезным увлечением сына музыкой и неоднократно предупреждал юного музыканта:
— Пристрастие к музыке — это есть презренное пристрастие! Музыка — всего лишь баловство и развлечение для знатных господ. Если ты посвятишь свою жизнь разным музыкальным забавам, то довольно скоро и сам станешь их игрушкой. А вот если приобретешь почтенную профессию юриста, то до конца своих дней будешь всеми уважаемым человеком, а не каким-нибудь фигляром с флейтой или скрипкой в руках…

5. интересное наблюдение

Гендель, сделавший в Англии блистательную музыкальную карьеру, начал ее, однако, с неудачи: его первые выступления не заинтересовали лондонских ценителей музыки…
Раз за разом концерты Генделя проходили в почти пустом зале. Друзья и почитатели композитора очень переживали его неудачу. Сам же Гендель оставался невозмутимым и спокойным.
Как-то он сказал им с улыбкой:
— Не стоит так переживать, друзья мои! Ведь в пустом зале музыка звучит лучше…

6. совсем не в одиночку…

После вечерней прогулки с друзьями Гендель, прощаясь, сказал:
— До свидания, господа! Я очень спешу — отправляюсь ужинать.
-В приятном обществе, надеемся? — поинтересовались приятели.
-Еще в каком! Я и индюк!
— Вы что же, маэстро, справитесь с целым индюком в одиночку?
— Почему же в одиночку? С картошкой, овощами и десертом, наконец!

7. спасибо, не надо!

За успехи в музыке знаменитый Оксфордский университет присвоил Генделю звание почетного доктора. Получив письмо с этим приятным известием, композитор поначалу обрадовался, однако, обнаружив в конце послания приписку о том, что диплом он получит после того, как внесет за него определенную плату, прославленный музыкант покраснел от негодования.
— Только этого не хватало! — заявил он. — Я должен еще и заплатить за то, что эти велеречивые бездельники пожелали, чтобы я стал их коллегой. Что за глупости!? Да ни за что на свете!

8. сочтемся славою…

Один ловкий и пронырливый коммерсант как-то заключил с Генделем договор об издании партитуры его оперы «Ринальдо». Будучи изданной, опера была раскуплена в течение нескольких дней, принеся удачливому издателю огромные барыши. Договор же, который он подписал с композитором, был составлен столь хитроумно, что сам Гендель получил лишь ничтожные гроши…
Получая свой мизерный гонорар, Гендель сказал коммерсанту:
— Очень ловко это у вас получилось, дорогой господин, но чтобы все было по справедливости, давайте договоримся, что в следующий раз оперу напишете вы, а издам ее я…

9. гнев вельзевула

У Генделя все время происходили ссоры со знаменитой певицей Куццони, которая обладала таким же строптивым характером, как и сам композитор. Гендель совершенно не переносил, когда певцы украшали его мелодии. На одной из репетиций «Оттона» Куццони устроила Генделю скандал. Она хотела петь арию по-другому. После бесполезных уговоров Гендель просто схватил упрямую певицу в охапку и воскликнул:
— Мне хорошо известно, что вы — сам дьявол в женском обличье, но примите к сведению, что тогда я — Вельзевул, князь всех чертей! — и с этими словами Гендель понес певицу к раскрытому окну, намереваясь ее выбросить. Куццони не на шутку испугалась:
— Я все буду петь как надо! Я была не права!…
Подоспевшие музыканты с трудом вырвали из рук разъяренного Генделя несчастную певицу. Следует добавить, что потом именно в этой арии певица на спектаклях имела наибольший успех.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий