Мастер: георгий данелия

Фрагмент генеалогического древа Георгия Данелии

Генеалогическое древо

Александр князь Андроникашвили (1838—?) ж. Дарья княжна Чавчавадзе Григорий Николаевич Анджапаридзе (1810—?) ж. Кесария N.
Михаил Шенгелая Георгий (1875—1911) ж. Екатерина Сливицкая Эдишер Чиаурели Ивлиан (1847—?) ж. Мария (Бута) Георгиевна Месхи Дмитрий Данелия
Николай Шенгелая(1903—1943) Наталья (Нато Вачнадзе) (1904—1953 ) 1м. князь Мераб Вачнадзе Михаил Чиаурели (1894—1974) Верико Анджапаридзе (1900—1987) Леван Мери (1905—1980) 2-й режиссёр на Мосфильме Николай (1902—1981) глав. инженер Метростроя СССР, генерал-майор
Ариадна Шенгелая род. 1937 Эльдар Шенгелая род. 1933 Георгий Шенгелая род. 1937 Софико Чиаурели (1937-2008) Котэ Махарадзе (1926-2002) Рамаз театральный режиссёр-постановщик Отар (1917—1966)(сын М. Чиаурели от 1 брака) режиссёр-документалист Георгий Данелия род. 19301ж. Ирина Гинзбург 3ж. Галина Юркова Любовь Соколова (1921—2001)
Ия Нинидзе род. 1960 Николай род. 1958 художник Александр род. 1963 актер Михаил род. 1948 проф. НЦССХ им. А. Н. Бакулева ж. Елена Королёва Михаил Чиаурели род. 1943 Светлана (Лана) (дочь Г. Данелия от 1 брака) юрист Кирилл Данелия (сын Г. Юрковой от 1 брака) извест. галерист Николай Данелия (1959-1985) режиссёр, поэт, художник
Рамаз Чиаурели род. 1977 Кирилл Маргарита род. 1982 м. Леонид Седов Алёна род. 1983 м. Энри Егоян

Жены Георгия Данелия – фото

Личная жизнь Георгия, как и любого другого творческого человека, протекала достаточно буйно. Первая жена Георгия Данелия – Ирина Гинзбург. Она к кинематографу имела только посредственное отношение, основным же занятием ее была юриспруденция: она была известным в СССР адвокатом. Семья образовалась в 1951 году и просуществовала недолго – Георгий Данелия с женой развелся в 1956 году. В этом же браке у Георгия с женой начали появляться дети, точнее одна дочь – Светлана Данения, которая пошла по стопам своей матери и также стала юристом.

Вторая жена режиссера – Любовь Солокова, непосредственно была связана с кинематографом и являлась популярной актрисой. Она родилась в 1921 году, умерла в 2001 и стала одной из актрис, которые чаще всего появлялись в фильмах: на ее счету было практически 400 ролей. Данный брак между Георгием Данелия и Любовью Соколовой не был заключен официально, однако от этой жены родился сын Николай. В 1985 году Николай был обнаружен в своей квартире мертвым. Он погиб при невыясненных обстоятельствах. В 1984 году, за короткое время до смерти сына Георгий ушел из этой семьи.

Третья и последняя жена – Галина Юркова была моложе Георгия на 14 лет. Георгий Данелия и его жена занимались одним делом – они оба были режиссерами. Брак просуществовал с 1984 года и до момента смерти Георгия Николаевича.

Фото жены Георгия Данелия весьма популярны, особенно те, на которых она изображена вместе со своим супругом. С этой женой у Георгия Данелия детей не было. Со своей единственной выжившей дочерью Светланой, несмотря на многие семейные разногласия, Георгий поддерживал достаточно теплые отношения.

Возможно интересно: муж Нины Гребешковой, жена Филиппа Янковского .

Большой режиссер

Уже первые его короткометражные работы удостаивались похвалы и показывали, что на «Мосфильм» пришел большой режиссер. Его первая большая работа — кинофильм «Сережа» с четой Бондарчуков в главных ролях завоевала сердца советских зрителей и даже была признана лучшим кинофильмом по версии журнала «Советский экран». Позже Данелию назовут одним из основоположников нового кино.

Однако сам Данелия фильм шедевром не считал. Попытка показать ребенка отдельной личностью с собственными эмоциями, а не будущего строителя коммунизма казалась ему не очень состоявшейся. Успех же картины он связывал со случайностью. Тем более, что его главный критик — папа — после просмотра фильма охарактеризовал работу коротенькой безэмоциональной фразой: «Так себе». Однако Гия продолжил.

Детство и юность

Георгий Николаевич появился на свет в семье инженера-путейца Николая Данелии и ассистента режиссера Мери Анджапаридзе 25 августа 1930 года в Тбилиси. Через год его отца переводят в Москву в «Метрострой», а его мать начинает работать в «Мосфильме».

Со стороны матери родственниками Данелии были такие известные в Грузии люди как Верико Анджапаридзе и Михаил Чиаурели, носившие звание Народных артистов Советского Союза. Его мать за режиссерскую работу была награждена Сталинской премией Первой степени, размер которой в то время составлял 100 тыс. рублей.

Хотя кинематограф вошел в жизнь маленького Георгия практически с раннего детства, благодаря работе матери и близости к актерской семье, после школы он поступает в Московский архитектурный институт, который заканчивает и идет работать в проектный институт.

Также читайте: Егор Крид ушел из Блэк Стар

С такой престижной и интересной работы Георгий Данелия уходит и поступает на режиссерские курсы «Мосфильма». С тех пор в его биографии кинематограф становится главным делом жизни, как и у знаменитых родственников его грузинской семьи.

Кроме него Георгий Николаевич прошел обучение у таких мэтров советского кино как:

  • Сергей Юткевич;
  • Леонид Трауберг;
  • Юлий Райзман;
  • Михаил Калатозов.

Также читайте: Чем болеет певица Максим?

В 1959 году заканчивает обучение и поступает на «Мосфильм» работать режиссером-постановщиком. Знаменитым на всю страну молодого кинорежиссера сделала уже его первая картина «Сережа», снятая в творческом тандеме с Игорем Таланкиным.

Евгений Леонов: актер-талисман

«Женя и был моим талисманом, но главное – он был камертоном. Он задавал тон стилистике – добрый, смешной и грустный», – говорил о Леонове Георгий Данелия. Режиссер снимал Леонова во всех своих фильмах с момента первой совместной работы и до смерти Евгения Павловича. Задумывая свой очередной фильм, Данелия первым делом думал: «А кого будет играть Леонов?»

И неважно, что тому не всегда доставались главные роли. Главное, чтобы Леонов присутствовал в картине

Этот актер словно околдовал Данелию – и не удивительно, ведь почти каждый советский зритель обожал Леонова. Его талант искрился каким-то удивительным обаянием, которое проникало через экран и сражало многих людей. Причем, как кинодеятелей, так и тех, кто далек от мира кино. 

Удивительно, но при первом знакомстве Леонов показался Данелии «жлобом», который выбивает себе зарплату «по первой категории». Они встретились, когда режиссер искал того, кто сыграет главную роль в фильме «Тридцать три». Изначально персонажа Травкина должен был играть Никулин, но не смог из-за гастролей цирка. Тогда кто-то из актеров предложил Леонова. Данелия до этого видел его только в «Полосатом рейсе» и сомневался, что такой комичный герой сможет сыграть Травкина. 

Он встретился с Леоновым в столовой. Тот ел суп. «Я подсел, представился, положил на стол сценарий и сказал, что предлагаю ему попробоваться на главную роль», – вспоминает в своей книге «Безбилетный пассажир» Георгий Данелия. – «Я буду сниматься, только если мне будут платить по первой категории», – сказал Леонов… Ему главную роль предлагают в классном сценарии, а он торгуется, как на рынке!

Я решил, что без этого жмота Леонова мы обойдемся, и попросил Лику позвонить Папанову. Папанова в Москве не было. И вечером я пошел в театр смотреть на Леонова. Посмотрел и понял – никого, кроме него, я на роль Травкина не возьму. Черт с ним, пусть торгуется. Побегаю, поунижаюсь, выбью я ему первую категорию. А не выбью – из своих постановочных доплачу».

Но уговаривать не пришлось: Леонов и сам захотел сниматься в фильме, прочитав сценарий. С тех пор их тандем был нерушим. Взгляните на количество их совместных работ: «Тридцать три», «Не горюй», «Совсем пропащий», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Слезы капали», «Кин-дза-дза» – всего около 11 картин! К ним же стоит добавить еще и «Джентльменов удачи», который тоже во многом данелиевский фильм, хоть он и был в этом проекте не режиссером, а автором сценария – совместно с Викторией Токаревой. 

Фото: кадр из фильма «Слезы капали», 1982 г., реж. Георгий Данелия

«Он играл и симпатичных людей, и несимпатичных, и откровенных мерзавцев, – пишет Данелия о Леонове. – Но кого бы он ни играл и что бы ни вытворяли его герои, зрители все им прощали и любили их. Было в Леонове что-то такое – магнетизм, биотоки, флюиды, не знаю, как это назвать, – что безотказно вызывало у людей положительные эмоции».

В своих интервью он любил рассказывать о нескольких случаях из жизни, которые ярко демонстрируют этот леоновский магнетизм. Например, о случае во время съемок в Тбилиси фильма «Не горюй!», когда Данелия решил навестить своего родственника в больнице и взял с собой Леонова: «Рамин, когда увидел Леонова, расцвел. Даже порозовел. И соседи Рамина по палате расцвели. Смотрят на Женю и улыбаются». Врачи попросили актера пройтись по всем палатам, потому что заметили, что состояние больных значительно улучшилось, и он прошелся по всем, даже в женское отделение заглянул. 

Данелия упоминал и об эпизоде на съемках фильма «Совсем пропащий», экранизации романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». В нем Леонов играл Короля, мошенника, который промышляет мелкими и крупными делишками и попадает на плот к Геку Финну.

Популярность Леонова, к которому Данелия относился не только как к коллеге, но и как к другу, не раз выручала режиссера в жизни: «Мы, его друзья, использовали ее в хвост и в гриву. Права гаишник отобрал – посылаем вызволять их Леонова, сухую колбасу достать – к директору магазина идет Леонов, разрешение на съемки на правительственной трассе – опять Леонова отправляем договариваться». 

Леонову Данелия нравился своим пониманием актеров и критическим отношением к собственному творчеству. И, конечно, он тоже видел в нем друга. Когда закончились съемки фильма «Слезы капали» по мотивам сказки Андерсена «Снежная королева», в котором Леонов сыграл обозлившегося на весь мир человека, актер писал сыну: «Гия всегда о тебе спрашивает, привет передает. Когда начинаешь работу с ним, думаешь: сколько мучений! А когда закончили – пустота. Вот бы тебе такого друга, такого режиссера».

Борис Андреев: друг семьи

Легендарный советский актер Борис Андреев, которого вся страна знала как Назара Думу из фильма Ивана Пырьева «Трактористы» и Сашу Свинцова из фильма «Два бойца», прожил заметную жизнь на экране. У Данелии он сыграл роль боцмана Росомахи в экранизации повести Виктора Конецкого «Путь к причалу». До этого режиссер был уже знаком с Андреевым, но не по работе, а потому что тот дружил с родителями Данелии и часто с женой Галиной бывал у них дома. 

Известность Андреева в то время была настолько велика, что для съемок «Пути к причалу» командующий Северным флотом выделил лично для Бориса Федоровича свой адмиральский катер. В фильме есть сцена: боцман, у которого вся жизнь прошла на кораблях, а на берегу ни кола ни двора, выпил с приятелем, вышел на берег и стал ногами бить волны. Сам Данелия этот эпизод в книге «Безбилетный пассажир» описывает так:

Эту сцену, кстати, потом коллеги Данелии советовали вырезать – им показалось, что режиссер переборщил с метафорами, но Андрей Тарковский, увидев ее, сказал, что это лучшая сцена в фильме и ее точно нужно оставить. Так и поступили.

«Путь к причалу» стал одним из самых «мурманских» фильмов отечественного кинематографа. А еще в нем прозвучала ставшая знаменитой «Песня о друге», которую спели Валентин Никулин и Бруно Оя: «Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг…».

Фото: кадр из фильма «Путь к причалу», 1962 г., реж. Георгий Данелия

Андреев в нем играет, пожалуй, именно того героя, кого хотел всегда сыграть: немногословного, готового пожертвовать собой ради других. Один из самых драматичных эпизодов фильма, когда главный герой рубит буксирный трос, обрекая себя и своих товарищей на возможную гибель ради того, чтобы тащивший их спасатель успел на помощь другим морякам, у Конецкого описан так: «Только сейчас Росомаха до самого конца понял совсем простую вещь – разве простил бы сын, узнай он о малодушии своего отца, узнай он, что Зосима Росомаха дорожит своей шкурой больше, чем жизнью многих людей, больше, чем старыми русскими моряцкими законами. Никогда бы не простили ему этого ни сын, ни Мария».

Свою последнюю роль Борис Андреев тоже сыграет в картине Георгия Данелии. Она называется «Слезы капали». Но его роль не будет и отдаленно напоминать боцмана Росомаху. Андреев играет обиженного, довольно жалкого и беспомощного старика, который размахивает ружьем, но так и не решается исполнить свои угрозы в адрес хамоватого главного героя, Васина (его играет Евгений Леонов), которому в сердце попал осколок «злого зеркала» – как в сказке «Снежная королева». Конечно, это не та роль, которой гордился актер, ведь он всегда мечтал играть в кино благородных разбойников и героев-любовников.

«Фильм «Слезы капали» не понравился ни начальству, ни критикам, ни зрителю, – вспоминает Данелия в своей другой автобографической книге «Тостуемый пьет до дна». – А я люблю этот фильм. По режиссуре он был для меня самым трудным. Я всегда старался, чтобы мои картины были разными. Но фильм «Слезы капали» особенно выделяется. Это тревожный, нервный и мрачный фильм (настроение у меня тогда было такое, были на то причины). И добился я этого настроения самыми простыми средствами».

Поэт и художник

Биография Николая Данелии очень коротка. Что может успеть сделать человек за 26 лет? Описание отношений между родителями не дают ответа на вопрос о том, от чего умер Николай Данелия. Но можно составить примерный психологический портрет. Николай был долгожданным ребенком. Два человека, которые уважали друг друга, но которых едва ли связывала взаимная любовь, прожили четверть века вместе только ради него. Ему многое было позволено. Николай Данелия, фото которого представлено в статье, был одаренным, красивым молодым человеком. Он редко сталкивался в своей короткой жизни с запретами и ограничениями.

Находился ли Николай в тени знаменитого отца? Вряд ли. Друзья и коллеги Георгия Данелии пророчили и его сыну великое будущее. Режиссер тоже иногда рисовал. Еще при его жизни Галина Юркова организовала выставку «Три Д», на которой представлены были картины Георгия, Николая Данелии и сына Галины, которому режиссер дал свою фамилию.

Николай часто читал матери стихи неизвестного автора. На вопрос о том, кому они принадлежат, Любовь Соколова однажды назвала нескольких известных поэтов XX века. Николай в шутку ответил: «Мама, какая же ты необразованная». И только после его смерти Любовь Соколова узнала: это были его стихи.

Ира

Однако чувство юмора режиссера нравилось не только армии советских киноманов, но и конкретным женщинам. У него было несколько браков и осталось много внуков.

Первой женой режиссера стала дочь министра строительства Ирина Гинзбург. Понятно, что будущий режиссер из интеллигентной семьи принадлежал к золотой молодежи. Ему ничего не стоило очаровать юную красавицу. А познакомились они буквально в подъезде: Данелия пришел в гости к приятелю, на одной лестничной клетке с которым и жила семья министра.

Они поженились, обзавелись маленькой Светой и вроде бы зажили счастливо. Но ровно через год вдруг решили разводиться. Неизвестно, знаменитая ли любвеобильность ударила по самолюбию супруги или брак был слишком ранним и некрепким, только бывшим влюбленным удалось остаться добрыми приятелями и воспитывать дочь вместе.

Смерть

Супруга Георгия Данелии рассказала о причине смерти режиссера.

«У него остановилось сердце», — заявила Галина Данелия в комментарии Агентству городских новостей «Москва».

Как сообщалось ранее, режиссер скончался в возрасте 88 лет в Москве.

В феврале он попал в больницу с воспалением легких, медики оценивали его состояние как стабильно тяжелое. Также врачи специально вводили его в искусственную кому для улучшения дыхания.

За несколько дней до смерти его состояние резко ухудшилось, развились дыхательная и сердечная недостаточности, лечение осложнялось сепсисом. Официальной причиной смерти является остановка сердца.

Личная жизнь

У Георгия Николаевича было три официальных брака и один гражданский. Первой его женой была дочь главы советского министерства строительства – Ирина Гинзбург. Супруги прожили один год и развелись. От этого брака на свет появилась дочь, с которой режиссер общался до самых последних дней своей жизни.

В 1957 году он женился на одной из самых красивых актрис советского кинематографа Любови Соколовой, которая получила звание «мамы советского кинематографа». Добиться ее расположения Данелии было нелегко, так как актриса, потеряв во время блокады Ленинграда мужа и сына, не заводила вообще никаких романов.

Этот брак продлился 25 лет – до 1984 года. У супругов появился общий сын Николай. Данелия ушел от нее к другой женщине. После этого вскоре трагически погибает в возрасте 26 лет их общий сын Николай. Любовь Соколова тяжело переживала развод и смерть сына.

Третий и последний брак Данелия заключил с Галиной Юрковой, которая была журналистом и режиссером-постановщиком.

В нулевые годы легендарный режиссер стал заниматься литературным творчеством. Из-под его пера вышли такие книги, в которых отражена его кинематографическая и личная биография:

  • «Безбилетный пассажир»;
  • «Тостуемый пьет до дна»;
  • «Чито-грито»;
  • «Джентльмены удачи и другие киносценарии»;
  • «Не горюй!».

В 2014 году увидела свет последняя книга Георгия Данелии «Кот ушел, а улыбка осталась», которая стала его своеобразным прощанием со зрителями. В конце марта 2019 года 88-летний режиссер был госпитализирован. 4 апреля его сердце остановилось. Его улыбка, сердце и душа остались вместе с нами навсегда в его фильмах.

Поэтическая драматургия


Данелия неоднократно упрекали в том, что в его фильмах не хватает драматургической напряженности, логической связности действия и определенности ситуаций. В действительности же режиссер и не стремился к тому, чтобы его картины соответствовали неким канонам. Сам он объясняет условность своих картин тем, что творит в формате полусказки, отбирая из жизни для экрана лишь «то, что мне надо». Данелия намеренно ослабляет интригу, снимает остроту конфликтов и запросто вводит элементы фантастики и волшебства. Так он добивается лиризма и точности прорисовки характеров. По замечанию критика, события его фильмов находятся не в традиционной причинно-следственной связи, а в ассоциативной, то есть не вытекают друг из друга, а скорее рифмуются. Складывающиеся из этих событий-рифм микроэпизоды вместе формируют панораму жизни главного героя, его портрет. Кстати, не зря фильмы Данелия всегда наполнены огромным количеством эпизодических персонажей. Их появление, как правило, абсолютно случайно, зато они выявляют в центральном герое новые качества. 

Детство режиссера

Что известно о детстве знаменитого сценариста? Георгий Данелия родился еще в далеком в 1930 году, в конце августа, 25 числа. Родина мальчика — город Тбилиси, который является столицей и крупнейшим городом Грузии. Ровно через год после рождения Георгия Данелия, его семья переехала в Москву. Стоит сказать, что мальчик с самого детства знал, что такое кино, ведь его мама работала помощником режиссера, кроме этого, она стала автором некоторых фильмов.

Детство маленького Георгия проходило во времена Второй мировой войны. Тогда люди, особенно в первые годы, находились в постоянном страхе и стрессе. Когда мальчику было 11-13 лет, немцы очень близко подошли к Москве. В это время людям было нечего есть, они работали лишь на войну. И все же война не сломала и не сгубила талантливого подростка.

Отец

Георгий Данелия родился в 1930 году в Тифлисе. Вскоре родители переехали в Москву. Отец Николая Данелии окончил высшие режиссерские курсы. Первый фильм снял в 1942 году. Он был женат трижды. Первой женой стала Ирина Гинзбург. Но этот брак просуществовал всего пять лет. От Любови Соколовой режиссер ушел к Галине Юрковой.

24 года Данелия прожил с любовью Соколовой. Он снял ее во многих своих фильмах. Но, конечно, нередко увлекался молодыми женщинами. Самый длительный роман у него был со сценаристкой и писательницей Викторией Токаревой. Вместе с ней Данелия сочинял диалоги к фильму «Джентльмены удачи». Существует версия, что именно роман с этой женщиной вдохновил на съемки «Осеннего марафона» — фильма, повествующего о слабовольном мужчине, который мечется между женой и любовницей.

Биография

Данелия Георгий Николаевич появился на свет 25.08.30 в городе Тифлис (ныне столица Грузии – Тбилиси). Отец его был обычным рабочим, который практически всю жизнь строил метро. Мать же была из грузинского дворянского рода, которая в одно время снимала кинематографические работы на «Мосфильме». Георгий Данелия хотел стать архитектором, но любовь к киноискусству побудила

Окончив режиссерские курсы в 1959 году, уже в 1960 году он, совместно с режиссером Игорем Таланкиным снимает первый кинофильм «Сережа», который тут же обращает на себя внимание ведущих кинокритиков того времени

По-настоящему же всесоюзный успех Георгия ждал после выхода в свет его культового фильма «Я шагаю по Москве», с молодым Никитой Михалковым в главной роли. Спрос на работы Георгия Данелия значительно вырос, и после этого в свет выходят такие культовые советские фильмы, как «Осенний марафон», «Мимино» и «Афоня». Георгий Николаевич приложил руку к картине «Джентельмены удачи», где он выступил одним из сценаристов и художественным руководителем проекта. А в 1986 году на экраны вышла его работа «Кин-дза-дза!». Сочетание комедии, антиутопии и научной фантастики с прекрасным актерским составом принесла несомненный успех Георгию, а его творение в буквальном смысле разошлось на цитаты, которые используются и в наши дни.

Метр продолжал работать и на протяжении 90-х годов. Активную творческую деятельность он также вел в театре, занимался также живописью, музыкой и другими ответвлениями в искусстве. За свою плодотворную деятельность Георгий получил множество наград как во времена СССР, так и после его распада. Умер режиссер на 89-м году жизни 04.04.19 от воспаления легких.

Театр

Кроме работы над фильмами у Данелии было много иных увлечений. Режиссер интересовался музыкой, живописью, графикой. Две академии – Национальная кинематографических искусств и «Ника» – выбрали Данелию своим академиком. Перечислить все звания и награды Георгия Данелии очень сложно. Наивысшая из них – звание «Народный артист РСФСР и СССР».

Режиссер Георгий Данелия

С 2003 года режиссер стал председателем «Фонда Георгия Данелии», на официальном сайте которого обозначены такие цели фонда, как поддержание кинематографических традиций и помощь в развитии кино. Вскоре работой фонда начала заниматься жена режиссера Галина Ивановна Данелия, которая затем возглавила фонд мужа.

В 2015 году фонд начал новый проект «Кино в театре», который заключался в сценической адаптации знаменитых кинофильмов. Создатели проекта решили запустить обратный процесс экранизации театральных пьес.

Первой постановкой проекта стала «Ханума». Фонд выбрал фильм по грузинской пьесе как подарок Данелии к 85-летию. Занятые в постановке спектакля друзья режиссера решили, что «Ханума» по духу подходит юбиляру. Тем не менее, пресса заверила будущих зрителей, что в постановке не будет четко выраженного грузинского колорита, действие спектакля развернется в необозначенном южном городе. Площадку для нового проекта предоставил Дворец культуры железнодорожников в Санкт-Петербурге.

«Театр Георгия Данелии» продолжает ставить «Хануму». Кроме того, в репертуаре театра появился детективный мюзикл для всей семьи «Шер-Лок и Дюймовочка». Спектакли проходят на сцене Театра Сатиры и в Мастерской Петра Фоменко.

Фильмы

Режиссерские курсы Георгий Данелия окончил в 1959 году. Курсовой работой Данелии стала короткометражка «Васисуалий Лоханкин», а дипломной – лента «Тоже люди». Уже по этим двум фильмам становится понятно, что у молодого режиссера Данелии большое будущее. По окончании курсов Георгий Николаевич устроился на студии «Мосфильм». Данелию приняли на работу как режиссера-постановщика. Творческая биография Данелии начала пополняться проектами, которые принесли режиссеру всесоюзную славу.

Георгий Данелия в роли чистильщика обуви (кадр из фильма «Я шагаю по Москве»)

Первые же ленты заставили уважать молодого режиссера. Картину «Сережа», получившую несколько престижных наград, Данелия снимал совместно с Игорем Таланкиным. В этой работе чувствовались свежее дыхание и новаторский подход. А в 1964 году на экраны вышла картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Молодой режиссер проснулся знаменитым. Эта лента, вышедшая во время хрущевской оттепели, становится культурным событием и открытием года.

В следующем году на экраны страны вышел фильм «Тридцать три». Этой работой Данелия сразу же завоевал себе нишу нового мастера советской комедии. Кроме меткой и злободневной сатиры Георгий Николаевич сумел продемонстрировать умение гротескно и в то же время тонко и лирично раскрыть действительность. Особо надо отметить талант режиссера к созданию слаженного ансамбля из отличающихся актеров, принадлежащих к разным школам и поколениям.

Олег Басилашвили в роли Бузыкина (кадр из фильма «Осенний марафон»)

После выхода «Тридцать три» было решено использовать юмористический талант режиссера в сатирическом киножурнале «Фитиль», для которого Георгий Николаевич снял десяток миниатюр. Лента «Не горюй!», в которой Георгий Данелия собрал знаменитых грузинских актеров Вахтанга Кикабидзе, Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, а также Евгения Леонова и Анастасию Вертинскую, также тепло была принята зрителями и кинокритиками. Здесь впервые режиссер пригласил на съемочную площадку собственную сестру Софико Чиаурели.

В 1979 году вышла замечательная комедийная мелодрама Данелии «Осенний марафон». Впервые Георгий Николаевич пригласил в фильм Олега Басилашвили. Надо сказать, что в жизни артист такой же решительный и напористый, как и его герой в «Служебном романе». И лишь Данелия сумел рассмотреть в актере черты, которые позволили воплотить в Басилашвили образ неуверенного, слабохарактерного интеллигента Бузыкина, разрывающегося между двумя женщинами. Зрители впервые увидели другую, непривычную грань таланта Олега Басилашвили.

Вахтанг Кикабидзе в роли Мимино (кадр из фильма «Мимино»)

Критики говорят, что этот талант Георгия Данелии – раскрывать популярного актера с неизвестной стороны – особенно ценен. Как и умение режиссера использовать в комедиях элементы мелодрамы или даже драмы. Эта черта режиссера прослеживается как в «Осеннем марафоне», так и в других картинах Данелии «Мимино» и «Афоня». Здесь можно по-разному смеяться: от души, с горечью, а иногда и с грустью.

В 1986 году вышел легендарный фильм Данелии «Кин-дза-дза!». Лента в перестроечные годы, да и сегодня, имела огромный успех. Использование в комедии научной фантастики было новаторским для советского кинематографа. Актерский состав был подобран гениально. Эта антиутопия сразу же оказалась разобрана на цитаты.

Георгий Данелия (кадр из фильма «Кин-дза-дза!»)

Своим лучшим фильмом режиссер считал картину менее популярную, чем остальные – «Слезы капали». Эта картина – грустный пересказ сказочного сюжета на современный лад, перепев знаменитой сказки о Снежной королеве. Главного героя сыграл Евгений Леонов. После попадания в глаз осколка магического зеркала герой увидел в окружающих много пороков, которые не замечал раньше. Здесь снова есть и сатира, и добрый юмор, и грустный смех сквозь слезы.

В 1990-ые годы Георгий Данелия продолжил снимать фирменные грустные комедии. Среди них можно отметить картины «Настя», «Орел и решка», «Паспорт». За эти работы их создатель в 1997 году получил Государственную премию России. Также Данелия выступил соавтором комедии «Джентльмены удачи» и новогодней ленты «Француз».

Мать

В 1921 году в старинном русском городе, который называют городом невест, на свет появилась девочка, которой суждено было стать великой советской актрисой. Ее назвали Любовью. Это имя она оправдала. Любовь Соколова сыграла более ста ролей в кино. Но талантливых актрис много. Женщин, которые умеют любить столь смиренно и безответно, единицы.

Люба выросла. Превратилась в статную русоволосую девушку, обладательницу классической русской красоты. С такой внешностью только в актрисы. Она уехала в Ленинград, поступила в актерскую школу при педагогическом институте. Вышла замуж за молодого инженера и поселилась в квартире его родителей. Но началась война.

Любовь Соколова пережила блокадный Ленинград. На ее глазах умерли муж и его родители. Она выжила. Судьба словно проверяла ее. Убедившись в том, что Любови под силу вынести сильнейшие испытания, она подбрасывала новые, а затем, когда русоволосая девушка стала уже немолодой, умудренной опытом женщиной, нанесла последний, сокрушительный удар.

После войны Соколова уехала в Москву. В Ленинград она больше не вернулась. В столице поступила во ВГИК. Начала сниматься в кино, правда, роли ей доставались второстепенные, почти незаметные. Ей уже исполнилось 36, когда она познакомилась с молодым режиссером, которого звали так же, как и первого мужа – Георгием. Соколова не знала, хороший это знак или плохой. Однако о замужестве не мечтала. К тому же режиссер, оказавшийся человеком, бесспорно, талантливым, но непостоянным, предложения ей не делал.

Когда Любовь поняла, что ждет ребенка, Георгий отошел на второй план. Материнство – вот главное предназначение в жизни любой женщины, будь то актриса, костюмерша или бухгалтер.

Счастливый период в биографии этой неординарной женщины начался в 1959 году. С Данелией Соколова прожила четверть века. Они так и не зарегистрировали брак. Любовь была старше Георгия на девять лет. Они были совсем не похожи друг на друга, но их объединяла любовь к сыну. А за совместной семейной жизнью Любови и Георгия зорко следила Мери Ивлиановна. Эта мудрая женщина любила и уважала невестку, кроме того, понимала, что ее талантливого, но легкомысленного и иногда пьющего сына сможет терпеть только праведница.

Любовь Соколова – актриса, обладавшая редким артистическим талантом, но сыгравшая в кино лишь часть ролей, на которые была способна. На первом месте в ее жизни всегда была семья. В 1980 году Мери Ивлиановна ушла из жизни. Отныне ничего не связывало Данелию. Сын Николай вырос, женился и даже стал отцом. Георгий заявил Любови, что у него другая женщина. И та переехала в свою квартиру, ушла из дома, в котором четверть века была матерью, хозяйкой и женой. Спустя год умер Николай Данелия.

В начале 80-х Соколова сыграла в кино женщину, потерявшую сына. Спустя несколько лет актрису постигла участь ее героини. Отныне Соколова отказывалась от трагических ролей. Позже, уже в 90-х, ей предложили сыграть в фильме, в котором, согласно сюжету, внучка ее героини становится жертвой насилия. Соколова отказалась.

Личная жизнь

Личная жизнь тоже не отличалась однообразием. В судьбе Георгия Данелия было 3 любимых женщины, две из которых являлись его официальными супругами и есть дети, а одна была гражданской женой.

Первая жена режиссера — Инна Гизбург

В 1951 году он женился впервые на Ирине Гинзбург. Это был незабываемый и яркий роман, но судьба уготовила им всего год совместной жизни. Даже несмотря на рождение дочери Светланы, пара не смогла жить вместе. Дочь от первого брака впоследствии стала юристом, а с отцом они поддерживали теплые отношения, созваниваясь по вторникам.

7 лет, начиная с 1957 по 1984 год, у Данелия были заполнены звездой кинематографа Любовью Соколовой. Он долго и упорно добивался ее ответных чувств, но она была непреклонна, так как во время ВОВ в блокаде потеряла семью, мужа и сына.

Георгий Данелия и Любовь Соколова

Но потом Любовь сдалась, и они прожили 25 счастливых лет, но так и не расписались. У них родился сын Николай, но в 26 лет парень умер.

Около 15 долгих лет длились отношения режиссера и знаменитой писательницы Виктории Токаревой, с которой они вместе работали над сценарием фильма “Джентльмены удачи”. Об этом Токарева написала роман-автобиографию “Дерево на крыше”. Но их отношения так и не закончились загсом.

С Викторией Токаревой

Третьей женой Георгия Данелия стала Галина Юркова. Она, как режиссер, знаменита таким фильмами как “Шутка?!”, “Божья тварь” и “Француз”.

Георгий со своим сыном Николаем

С 2000 года Данелия стал писать автобиографические книги, их вышло 5: “Безбилетный пассажир”, “Тостуемый пьет до дна”, “Чито-Грито”, “Джентльмены удачи и другие киносценарии”, а также “Не горюй”.

А в 2014 году увидела свет еще одна рукопись Георгия Данелия — “Кот ушел, а улыбка осталась».

Георгий Данелия и Галина Юркова

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий