Ги де мопассан

Муки творчества

Тяга к писательству проявилась у Мопассана с 15-летнего возраста. А в 1882–1885 годах произошел «резкий подъем творческой продуктивности, вызванный психопатологическими нарушениями. Произведения, благодаря патологическому компоненту (расстройства настроения, галлюцинации и т. д.), стали интересными и оригинальными по содержанию».

Так, в рассказе «Луи» писатель изобразил явление, известное в психиатрии под названием «аутоскопические галлюцинации», – восприятие двойника: больной видит самого себя рядом с собой. Рассказ написан после переживания этого явления самим автором.

По собственному признанию Мопассана, у него были «если не целые произведения, то отдельные страницы, написанные под влиянием наркотиков», например, отдельные фрагменты в путевых заметках «На воде».

Только в первые годы творчества Мопассан писал быстро и без особых усилий. Он «работал каждое утро, с 7 до 12, писал в среднем 6 страниц в день, сочинял легко и редко переделывал первоначальный текст». Но постепенно процесс творчества стал мучительным. «Глаза его внезапно переставали видеть… на четверть часа… на полчаса… на целый час… Но вот зрение возвращалось, он в спешке окунался с головой в лихорадку работы – и тут внезапно отказывала память!» – рассказывает Анри Труайя.

Говоря о романе «Пьер и Жан» (1888 г.) с доктором Морисом де Флери, Мопассан признался: «Эта книга, которую вы находите такой мудрой… вся, до последней строчки, написана под опьяняющим действием эфира. Я пришел к выводу, что этот наркотик способен вызвать в человеке умственное прозрение».

Детство и юность

Полное имя писателя — Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан. Родился в усадьбе Миромениль близ городка Дьепа в семье обедневших дворян. Дед разорился, отцу Гюставу де Мопассану ничего больше не оставалось, как идти работать. Служил мужчина маклером на бирже, был эстетом, любил искусство, рисовал акварелью. Слыл щеголем и прожигателем жизни.

Ги де Мопассан в детстве

А вот женился на собственной противоположности – подруга детства Лора Ле Пуатвен отличалась серьезным и вдумчивым характером. Впрочем, пара не ужилась под одной крышей. Родив второго наследника, женщина вместе с сыновьями уехала в приморский город Этрета, где располагалась ее вилла.

Детство Мопассана пролетало в беззаботности и праздности. Мальчик был предоставлен сам себе, поэтому много времени проводил на улице. С ранних лет научился ловить рыбу, водил дружбу с фермерами, матросами, рыбаками.

Ги де Мопассан в юности

В 13 лет свобода закончилась. Мама устроила Ги в духовную семинарию. Строгость учебного заведения не понравилась свободолюбивому подростку: несколько раз сбегал, постоянно проказничал, в итоге непутевого семинариста с позором выгнали.

Родительница решила попытать счастья в руанском лицее, куда и пристроила сына. Здесь юноша прижился, проявил яркие способности к наукам и искусству, а главное, нашел проводников в мир литературы. Первыми наставниками стали поэт Луи Буйе и писатель Гюстав Флобер. После лицея молодой человек отправился в столицу Франции, где поступил на юридический факультет. Но учебу прервала война с Пруссией.

Ги де Мопассан в молодости

Мопассан прошел войну рядовым, в это время воспылал страстью к астрономии и естествознанию. Вернувшись домой, не смог продолжить обучение – разразился экономический кризис, родители оказались не в состоянии оплачивать вуз. Пришлось поступить на службу. Ги шесть лет отдал Морскому министерству, еле сводя концы с концами на мизерную зарплату. Занятием, которое действительно захватывало, стала литература.

Стихотворение, изменившее жизнь

В 13 лет Мопассана отдали в духовную семинарию, но так как мальчик был непоседой, ему пришлась не по нраву суровая дисциплина. Юноша не раз убегал домой, всячески бунтовал и озорничал. В итоге Мопассан добился своего: его исключили из духовной семинарии. Причиной послужили первые стихотворные опыты будущего известного француза. Юноша написал шутливое послание «Давно от мира отрешённый», где объявил, что не намерен отказываться от всех радостей жизни в семинарской «прижизненной могиле».

С трудом, но Лоре де Мопассан удалось пристроить непоседливого сына в другое закрытое учебное заведение. Новым местом мальчик остался доволен, в руанском лицее он пользовался большей свободой, и его никто не преследовал за написание стихов. Более того, среди преподавателей Мопассана оказался поэт и драматург, друг Гюстава Флобера Луи Буйле, который первым разглядел в юноше литературный талант.

Скелеты в шкафу: проклятие рода Мопассанов

Посторонние знали Мопассана как сильного и крепкого мужчину, увлеченного спортсмена. Приближенным были известны тайны, о которых переживал великий Ги. Во-первых, еще в 20 лет Мопассан заразился сифилисом. Тогда болезнь залечили, но спустя годы хворь вновь дала о себе знать и во многом спровоцировала значительное ухудшение здоровья писателя. Во-вторых, члены семьи Мопассанов страдали от наследственного психического расстройства. Мать Ги до старости мучили нервические припадки, а причиной смерти младшего брата стало душевное расстройство.

Мопассан с юности боялся повторить судьбу своих ближайших родственников, потому вел активный образ жизни. Как только осложнения, вызванные с сифилисом, сделали дальнейшие физические нагрузки невозможными, эмоциональное состояние Ги стало стремительно ухудшаться. Он по-прежнему был богат и востребован, но жизнь больше не приносила удовольствия.

Теперь Ги неоднократно говорит о смерти. В 1892 году он попытался зарезаться ножом на борту собственной яхты под названием «Милый друг». Врачам удалось спасти жизнь писателя, однако его психическое состояние было безвозвратно подорвано. До следующего года Мопассан находился в клинике для душевнобольных. Он скончался 6 июля 1893 года от паралича мозга. Могила великого писателя находится на парижском кладбище Монпарнас.

3.5 5 ( 2 голоса )

Гюстав Флобер

Спустя десять лет службы в морском министерстве, Мопассан не оставил своего увлечения книгами. Хотя любил изучать и другие науки, например, астрономию и естествознание, в которых активно практиковался. Гюстав Флобер, знакомый его матери, стал для Ги помощником и наставником.

Гюстав Флобер (1821-1880) французский прозаик-реалист

В 1880 г. выходит в печать его первое произведение «Пышка» с одобрения Г. Флобера, который критиковал ранние пробы пера Мопассана. В этом же году он написал «Стихотворения», куда вошли темы любви, желаний и романтических свиданий.

Талант юного писателя заметили в литературных кругах того времени. Его взяли на работу в газету «Голуа». Другого способа зарабатывать на жизнь на тот момент у писателя не было.

Смерть

В конце жизни все его любовные похождения привели к неизлечимой в те времена болезни – сифилису. Он отнесся к этому с оптимизмом, сообщая другу в письме: «У меня самый настоящий сифилис. Настоящий, а не жалкий насморк…Я теперь не боюсь его подцепить!».

Его лечили традиционным для 19 века «лекарствами» — цианистой ртутью и йодистым калием. Все это вылилось в сильные головные боли, общую слабость и вспышки неврозов. Врачи даже предположить не могли, что все это могло быть признаками сифилиса. Неврозы стали лечить постельным режимом и поездками на минеральные источники. Безрезультатно.

В это время его младший брат Эрве, заразившийся сифилисом еще в армии, совсем потерял разум и был помещен Мопассаном в психиатрическую больницу. К сожалению, эта же участь ждала и самого Ги. Но до этого он успел пристраститься к наркотикам – морфию и эфиру, которыми врачи также лечили его головные боли и неврозы. В психиатрической лечебнице меланхолия сменялась вспышками бреда и ярости.

Умер он в муках в возрасте 43 лет со словами «Тьма! О, тьма…».

http://goldlit.ru/maupassant-biographyhttp://iessay.ru/ru/writers/foreign/m/mopassan/biografiya_factshttp://www.kakprosto.ru/kak-957820-gi-de-mopassan-kratkaya-biografiya-tvorchestvo-i-lichnaya-zhizn

Библиография

Рассказы

  • Экскурсия страны
  • Государственный переворот
  • Трус
  • Кремация
  • Часть последовательности
  • Оставленный
  • После
  • Александр
  • На всем протяжении
  • Allouma
  • Ampanget
  • Старик
  • Приключение в Париже
  • Изобретение
  • В море
  • Шар жира
  • Кровать 29
  • Животное Белхомма
  • Берта
  • Около трупа Шопенгауэра
  • Boitelle
  • Chali
  • Кокос
  • Проклятый хлеб
  • Приемный сын
  • Появление
  • Крещение
  • Баронесса
  • Нищий
  • Слепой
  • Пирог
  • Захват Уолтера Шнэффса
  • Ребенок
  • Крещение
  • Лунный свет
  • Clochette
  • Идеи полковника
  • Признание
  • Корсиканский бандит
  • Калека
  • Кризис
  • Мертвая Девочка (a.k.a. «Действительно ли это была Мечта?»)
  • Тайна мертвой женщины
  • Глухонемой
  • Денис
  • Клеопатра в Париже
  • Дьявол
  • Алмазное ожерелье
  • Дневник сумасшедшего
  • Открытие
  • Фармацевт святой воды
  • Осел
  • Дверь
  • Приданое
  • Ожерелье
  • Венера Branzia
  • Мечты
  • Утопленный человек
  • Алкоголик
  • Поединок
  • Петух кричал
  • Effeminates
  • Англичанин Этреты
  • Крещение
  • Ложные драгоценные камни
  • Семья
  • Семейное дело
  • Прощальный
  • Жена фермера
  • Отец Мэтью
  • Признание отца
  • Рыболовное отверстие
  • Восхищение
  • Отец
  • Отец Милон
  • Страх
  • Первый снегопад
  • Флорентийский
  • Запретный плод
  • Прощение
  • Найденный на утопленном человеке
  • Друг Джозеф
  • Подруга Пейшенс
  • Граница
  • Егерь
  • Призрак
  • Призраки
  • Могила
  • Дружеские отношения кладбища
  • Шпилька
  • Рука
  • Старение
  • Счастье
  • Хотот старший и Хотот младший
  • Его мститель
  • Человек шоссе
  • «Horla или современные призраки»
  • Ужасный
  • Скромная драма
  • Невежливый пол
  • В стране
  • Весной
  • В лесу
  • Неосмотрительность
  • Гостиница
  • Драгоценности
  • Ромэн Джули
  • Поцелуй
  • Жена улана
  • Длительность любви
  • Легенда о Мон-Сен-Мишель
  • Почетный легион
  • Брак лейтенанта Лэйра
  • Небольшая бочка
  • Маленькая Луиза Роке
  • Живой друг
  • Регистрация
  • Оглядывание назад
  • Любовь давний
  • Мадам Батист
  • Мадам Хермет
  • Более розовый мадам Хуссон
  • Мадам Пэрисс
  • Учреждение мадам Тельер
  • Мадемуазель Кокотт
  • Мадемуазель Перл
  • Дом Tellier
  • Волшебная кушетка
  • Магнетизм
  • Человек бледными глазами
  • Маркиз де Фюмероль
  • Marroca
  • Мартин
  • Маска
  • Встреча
  • Менуэт
  • Misti
  • Мисс Харриет
  • Модель
  • Moiron
  • Господин Пэрент
  • Лунный свет
  • Умирающий
  • Мать и сын
  • Мать монстров
  • Горный бассейн
  • Усы
  • Мои двадцать пять дней
  • Мой дядя Жюль
  • Мой дядя Состэнес
  • Моя жена
  • «Ожерелье»
  • Новогодний подарок
  • Ночь: кошмар
  • Никакая Четверть (French Le père Milon)
  • Шутка Нормандии
  • Старый Amable
  • Старый Иуда
  • Старик
  • Старый Mongilet
  • Верхом
  • На реке
  • Весенним вечером
  • Сирота
  • Наши друзья английский
  • Наши письма
  • Отцеубийство
  • Попугай
  • Покровитель
  • Скала пингвина
  • «Часть последовательности»
  • «Пьеро»
  • Пьер и Джин (рассказ)
  • Порт
  • Портрет
  • Заключенные
  • Защитник
  • Королева Хортенс
  • Странная ночь в Париже
  • Вопрос латинского
  • Кролик
  • Воспоминание
  • Сожаление
  • Пережиток
  • Метод Роджера
  • Фруктовый рулет (Boule de Suif)
  • Сестры Rondoli
  • Розали благоразумный
  • Повысился
  • Ржавчина
  • Продажа
  • Св. Антоний
  • Прыжок пастуха
  • Сигнал
  • Папа Саймона
  • Бекас
  • Сын
  • Одиночество
  • История девочки фермы
  • Прогулка
  • Спазм
  • «Самоубийства»
  • Воскресенья буржуазного
  • Террор
  • Тест
  • Та дорогостоящая поездка
  • Та свинья Морина
  • Признание сабо Theodule
  • Вор
  • Timbuctoo
  • Toine
  • Надгробные плиты
  • Путешествие
  • Локон волос
  • Поездка Horla
  • «Два Друга»
  • Два маленьких солдата
  • Зонтик
  • Неудобная кровать
  • Неизвестный
  • «Бесполезная Красота»
  • Бродяга
  • Вендетта
  • En Voyage
  • Официант, «Бок»
  • Платяной шкаф
  • Свадебный подарок
  • Кто знает?
  • Вдова
  • Желание
  • Волк
  • Авария
  • Неправильный дом
  • Иветт Сэморис
  • Миллион (ООН миллион)
  • Вознаграждение
  • Трус
  • Локон волос
  • Часть последовательности
  • Художник

Романы

  • Une соперничают (1883)
  • Бель-Эми (1885)
  • Монтана-Oriol (1887)
  • Пьер и Джин (1888)
  • Форт прибывает la mort (1889)
  • Notre Cœur (1890)

Коллекции рассказа

  • Les Soirées de Médan (с Золя, Гюисмансом и др. Contains Boule de Suif Мопассаном) (1880)
  • La Maison Tellier (1881)
  • Мадемуазель Фифи (1883)
  • Contes de la Bécasse (1883)
  • Мисс Харриет (1884)
  • Les Sœurs Rondoli (1884)
  • Лунный свет (1884) (содержит «Les Bijoux»)
  • Иветт (1884)
  • Contes du jour et de la nuit (1885) (содержит «La Parure» или «Ожерелье»)
  • Господин Пэрент (1886)
  • La миниатюрный Роке (1886)
  • Toine (1886)
  • Le Horla (1887)
  • Le Rosier de Madame Husson (1888)
  • La Main, неловкий (1889)
  • L’Inutile Beauté (1890)

Значение

Мопассана считают одним из отцов современного рассказа. Он восхитился умным нанесением и служил моделью для Сомерсета Моэма и О. Генри в этом отношении. Его историям о дорогих драгоценностях («Ожерелье», «парюра La») подражает с поворотом Моэм («г-н Ноу-Ол», «Ряд Бусинок») и Генри Джеймс («Паста»).

Беря его реплику от Бальзака, Мопассан написал удобно и в высоко-реалистических и в фантастических способах; истории и романы, такие как «L’Héritage» и Бель-Эми стремятся воссоздавать Треть республика Франция реалистическим способом, тогда как многие рассказы (особенно «Le Horla» и «Qui sait?»), описывают очевидно сверхъестественные явления.

Сверхъестественным в Мопассане, однако, является часто неявно признак обеспокоенных умов главных героев; Мопассан был очарован растущей дисциплиной психиатрии и посетил общественные лекции Джина-Мартина Чаркота между 1885 и 1886.

Экранизации произведений

  • Пышка, режиссёр Михаил Ромм. СССР, 1934
  • Загородная прогулка, режиссёр Жан Ренуар. Франция, 1936
  • Руанская дева по прозвищу Пышка, режиссёры Евгений Гинзбург, Рауф Мамедов. СССР. 1989
  • Милый друг, режиссёр Пьер Кардиналь. Франция, 1983
  • Новеллы Мопассана, режиссёры Клод Шаброль, Жак Руффио, Лоран Эйнеман, Дени Мальваль, Жерар Журдюи, Оливье Шацки, Жак Сантамария, и другие. Франция (France 2), 2007—2011 гг., телесериал, экранизация новелл, повестей и рассказов.
  • Жизнь, режиссёр Элизабет Рапно. Франция, 2005
  • Милый друг (Bel Ami), Германия, режиссёр Вилли Форст, 1939
  • Милый друг, режиссёры Деклан Доннеллан, Ник Ормрод. Великобритания, Франция—Италия, 2012

Истинный француз

Подсчитано, что за 1885 год Мопассан написал 1500 печатных страниц художественной прозы (не принимая в расчёт очерков и фельетонов, еженедельно публикуемых в газетах). Такого рекорда плодовитости не достигали даже Бальзак, Диккенс или Дюма-отец. Но Мопассан не был кабинетным затворником. Помимо литературы, всё своё свободное время он посвящал гребному спорту. Писатель был настоящим атлетом: он мог проплывать в лодке, сидя на вёслах, по 50 миль в день. Однако главной страстью знаменитого француза всегда были женщины.

Современники вспоминали, что Мопассан больше гордился своими любовными подвигами, чем литературными произведениями. У него было множество романов и случайных связей — он занимался самой настоящей охотой за женщинами. Писателя привлекали молодые герцогини, графини и светские львицы, которые, хоть и презирали, но всё равно увлекались талантливым повесой. Мопассан параллельно развивал по несколько любовных интрижек, а после превращал их в свои романы или рассказы.

Произведения

Мопассан был одним из самых плодовитых французских писателей 1880-х гг. В отдельные годы он публиковал более шести десятков новых рассказов. При жизни писателя увидели свет следующие книги:

Мопассан на карикатуре 1884 года

  • 1880 — «Пышка», повесть (в составе альманаха «Меданские вечера»)
  • 1880 — «Стихотворения» (Le vers)
  • 1881 — «Заведение Телье» (La Maison Tellier), рассказы
  • 1882 — «Мадемуазель Фифи» (Mademoiselle Fifi), рассказы
  • 1883 — «Дядюшка Милон» (Le père Milon), рассказы
  • 1883 — «Жизнь», роман
  • 1883 — «Рассказы вальдшнепа» (Contes de la bécasse), рассказы
  • 1884 — «Лунный свет» (Claire de lune), рассказы
  • 1884 — «Мисс Гарриет» (Miss Harriet), рассказы
  • 1884 — «Мисти» (Misti, 1884), рассказы
  • 1884 — «Сёстры Рондоли» (Les sœurs Rondoli), рассказы
  • 1884 — «Под солнцем» (Au soleil), путевые очерки
  • 1885 — «Милый друг», роман
  • 1885 — «Иветта» (Yvette), рассказы
  • 1885 — «Сказки дня и ночи» (Contes du jour et de la nuit), рассказы, включая знаменитое «Ожерелье»
  • 1885 — «Туан» (Toine), рассказы
  • 1886 — «Маленькая Рок» (La petite Rocque), рассказы
  • 1886 — «Господин Паран» (Monsieur Parent), рассказы
  • 1887 — «Монт-Ориоль», роман
  • 1887 — «Орля» (Le Horlà), рассказы
  • 1888 — «Пьер и Жан» (Pierre et Jean), роман
  • 1888 — «Избранник госпожи Гюссон» (Le rosier de m-me Husson), рассказы
  • 1888 — «На воде» (Sur l’eau), путевые очерки
  • 1889 — «Сильна как смерть» (Fort comme la mort), роман
  • 1889 — «С левой руки» (La main gauche), рассказы
  • 1890 — «Наше сердце» (Notre coeur), роман
  • 1890 — «Бродячая жизнь» (La vie errante), путевые очерки
  • 1890 — «Бесполезная красота» (L’inutile beauté), рассказы

Посмертно были изданы отрывки из незаконченных романов «Анжелюс» и «Огонь желания», а также повести «Чужеземная душа».

Титульный лист издания новеллы «Мадемуазель Фифи»Титульный лист издания романа «Пьер и Жан»Титульный лист издания новеллы «Пышка»

  • Пышка
  • В деревне
  • Заведение Телье / La Maison Tellier
  • Буатель
  • История служанки с фермы
  • В семье/En famille
  • Мадемуазель Фифи
  • Госпожа Батист
  • Марокка
  • Кровать
  • Сумасшедший?
  • Слова любви
  • Парижское приключение / Une aventure parisienne
  • Опыт любви
  • Две знаменитости
  • Перед праздником
  • Плакальщицы
  • Прогулка верхом
  • Хитрость
  • Два друга
  • Вор
  • Нормандская шутка
  • Менуэт
  • Пьеро
  • Орля
  • Иветта
  • Ожерелье
  • Мать уродов
  • Отец Симона
  • Лунный свет
  • Жюли Ромен
  • Бесполезная красота
  • Оранжерея
  • Оливковая роща
  • Утопленник
  • Испытание
  • Муха
  • Маска
  • Портрет
  • Советы бабушки
  • Дуэль
  • Новогодний подарок
  • Усталость
  • Двадцать пять франков старшей сестры
  • Дело о разводе
  • Петух пропел
  • Коко
  • Сёстры Рондоли
  • Господин Паран
  • Туан
  • Подруга Поля
  • Наследство
  • Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом
  • Роза
  • Отец
  • Признание
  • Счастье
  • Старик
  • Трус
  • Пьяница
  • Вендетта / Une vendetta 1883
  • Рука
  • Нищий
  • Отцеубийца
  • Малыш
  • Скала чистиков
  • Тимбукту
  • Правдивая история
  • Прощай!
  • Воспоминание
  • Исповедь
  • На море
  • Хозяйка
  • Бочонок
  • Проклятый хлеб
  • Зонтик
  • Самоубийцы
  • Награждён!
  • Шали
  • Возвращение
  • Брошенный
  • Взгляды полковника
  • Мохаммед-бестия
  • Сторож
  • Зверь дяди Бельома
  • Продаётся
  • Крестины
  • Шпилька
  • Вальдшнепы
  • Сюрприз
  • Одиночество
  • У постели
  • Солдатик
  • Одиссея проститутки

Биография

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в старинной усадьбе Миромениль около Дьепа. Его отец Гюстав де Мопассан принадлежал к лотарингскому дворянству, перебравшемуся в Нормандию. Мать Лаура Ле-Пуатвен с юности знала Флобера, ближайшим другом которого был её рано умерший брат Альфред. Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать всю жизнь мучилась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных.

Проучившись недолго в семинарии, Мопассан, после изгнания из неё, перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлечённым поэзией и театральным искусством. В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе — поэтом и смотрителем руанской библиотеки — и особенно с Флобером, который стал литературным наставником юноши. Окончив лицей в 1869 году и посоветовавшись с матерью и Флобером, он отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы.

Пройдя Франко-прусскую войну простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.

Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Мопассан заразился сифилисом, когда ему было около двадцати пяти, от одной из своих многочисленных подружек.
Пишет сам Мопассан одному из своих приятелей: «У меня сифилис, наконец-то настоящий, а не жалкий насморк… нет-нет, самый настоящий сифилис, от которого умер Франциск I. Велика беда! Я горд, я больше всего презираю всяческих мещан. Аллилуйя, у меня сифилис, следовательно, я уже не боюсь подцепить его»

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 году вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Меданские вечера». Начинающий писатель поразил своей повестью «Пышка» литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.

В том же году Мопассан выпустил сборник поэзии («Стихотворения», 1880), в котором особенно замечательны стихотворения «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique». Помещённый там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете Le Gaulois; чиновную службу писатель в это время оставил. Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней.

Ги де Мопассан присоединился к письму деятелей культуры, просивших парижские власти наложить запрет на строительство Эйфелевой башни. Известен анекдот, что Мопассан якобы прятался от «безобразного скелета» в ресторане наверху башни, поскольку это было единственное место в Париже, откуда её не видно.

Любимым хобби Мопассана была гребля по Сене

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Разнузданный образ жизни быстро подорвал здоровье писателя; он заболел неизлечимой в то время болезнью — сифилисом. С 1884 года писателя преследуют нервные припадки; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде новелл, в том числе и в знаменитой повести «Орля» (Horla).

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в Revue des Deux Mondes, ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage».

В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство. В лечебнице для душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала приходил в сознание, но затем припадки стали повторяться чаще.

Ги де Мопассан скончался 6 июля 1893 года от прогрессивного паралича мозга, не дожив всего месяца до своего 43-летия.

Ги де Мопассан (Guy de Maupassant) книги:

Шали

Туан

Бесполезная красота

Бомбар

Брошенный

Буатель

В порту

Вальдшнепы

Вендетта

Взгляды полковника

Господин Паран

Госпожа Парис

Драгоценности

Жизнь

Жюли Ромен

Зверь дяди Бельома

Зонтик

Крестины

Мадемуазель Перль

Малышка Рок

Марсианин

Мать уродов

Милый друг

Монт-Ориоль

Мохаммед-Бестия

На разбитом корабле

Награждён

Наше сердце

Нищий

Ожерелье

Отцеубийца

Отшельник

Папа Симона

Папаша Амабль

Пленные

Правдивая история

Преступление, раскрытое дядюшкой

Приданое

Приятель Пасьянс

Продаётся

Проклятый хлеб

Прощай!

Пышка

Пьер и Жан

Розали Прюдан

Самоубийцы

Сёстры Рондоли

Сильна, как смерть

Скала чистиков

Солдатик

Сюрприз

Тимбукту

Трус

У постели

Шпилька

Круглосуточная служба 24 zakaz предлагает всем желающим печать визиток москва. Срочное изготовление по вашему заказу любой сложнности.

Из «могилы» в «тюрьму»

В 19 лет Мопассан окончил руанский лицей и поступил на факультет права. Но планам будущего писателя помешала франко-прусская война — его призвали на службу.

После войны Мопассану так и не удалось продолжить высшее образование: из-за экономического кризиса имущественное положение семьи резко ухудшилось. Юноша был вынужден поступить на службу в Морское министерство, которое вскоре назвал своей «тюрьмой». Жалованье его было весьма и весьма скромное, он сводил концы с концами только благодаря тому, что получал небольшую денежную помощь от отца.

Это был непростой период в жизни Мопассана ещё и потому, что в министерстве к юноше относились с презрением. Никто из сослуживцев не разделял литературных интересов и не понимал желания стать писателем. Вырваться из злополучной «тюрьмы» Мопассану удалось только в 30 лет: после публикации первого рассказа и пьесы талантливому чиновнику предложили место хроникёра во французской газете «Голуа».

Оценка творчества в России

Мопассан называл среди своих учителей Тургенева, который узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за Львом Толстым.

Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относился и сам Толстой, который с большими вольностями перевёл его рассказ «В порту». По словам Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни» (см. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана).

Чехов неустанно восхищался мастерством Мопассана-новеллиста и часто упоминал его в своих произведениях. Напрямую подражал ему Бабель, особенно в юности. Один из наиболее известных его рассказов так и называется — «Гюи де Мопассан» (1932).

Произведения Мопассана

Через три года он пишет роман «Жизнь», в 1885 г. – «Милый друг». Всего им создано около двадцати томов рассказов, романов, новелл и стихов, разобранных в сборники.

Мопассан насыщает свои произведения смелыми образами, с яркой биографией. Его ставят в число первых литераторов, пишущих в жанре новеллы. Подражая Эмилю Золя в литературном жанре, Мопассан все же вносит свою лепту, не копируя своего кумира.

Золя нравятся эти работы, он оставляет о них восторженные рецензии. Его работы веселые, немного сатирические, но легкие для восприятия. Кто-то из критиков характеризует некоторые произведения Мопассана, как классику жанра.

Ранние работы («Могила», «Сожаление») раскрывают тему хрупкости всего идеального, невозможности вечного наслаждения безупречной красотой.

В среде российских литераторов творчество французского писателя встречено было при поддержке Ивана Тургенева, узнавшего об авторе от Гюстава Флобера. Характеристика трудов Мопассана есть у Л. Н. Толстого в его собрании сочинений.

Ги довольно много зарабатывал на своих публикациях. Известно, что его доход составлял около шестидесяти тысяч франков за год писательской деятельности. На его плечах была семья брата, которую он должен был содержать и помощь матери.

Хобби

Любимым времяпровождением Мопассана была гребля. Неспешное плавание по Сене давало отличную возможность в тишине обдумать сюжеты своих новых произведений. Здесь же он делает тонкие наблюдения за окружающим его пейзажем и поведением людей.

Ведь кроме интересных и ярких характеристик героев, не менее увлекательно читать описание местностей, где побывал автор.

Отношения и связи

Довольно странные слухи ходили об отношениях писателя с Флобером. По одним из них Флобер и мать Мопассана Лаура имели тайную любовную связь, в результате которой появился сам Ги. По другой версии, старый писатель испытывал страсть к подрастающему гению литературного натурализма Мопассану. Но ни одна из сплетен так до сих пор и не подтверждена.

Ги был известным ловеласом и сердцеедом. Он любил всех женщин и не испытывал серьезных чувств ни к одной. Множество случайных связей, десятки романов, сотни похождений – все это становилось основой сюжетных линий его литературных произведений. Список любовниц Мопассана состоял из 300 женщин.

Литератор старался не раскрывать имена возлюбленных прессе, и на деле известны лишь имена некоторых дам, на время завладевших его сердцем: графиня Эммануэла Потоцкая, Мари Канн, Эрмина. Мопассан был настолько скрытным, что однажды предложил устроить дуэль с газетным писакой, напечатавшем сплетню о его новой возлюбленной.

В 1882-ом, за 11 лет до своей смерти, Мопассан вдруг объявил о своей женитьбе, однако этот брак по неизвестным причинам так и не стал реальностью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий