Эрнст гофман

Биография 2

Амадей Гофман – прекрасный писатель, композитор и талантливый художник, который написал, как и множество замечательных оркестровых партий, так и большое множество разнообразных картин. Человек поистине очень разносторонний, с множество различных талантов и интересов, результатами которых он с радостью делился с миром.

Родился Амадей, но при рождении ему было дано имя Вильгельм, которое он впоследствии поменял, в Кёнисберге в 1776 году. Однако в самом детстве с мальчиком произошло несчастье – его родители решили развестись, так как попросту не могли больше быть вместе, мальчику на тот момент было три года, и впоследствии его воспитывал его дядя. С самого детства мальчик был окружён любовью и заботой, из-за чего вырос слегка хамоватым эгоистичным человеком, однако без сомнения талантливым в области живописи и музыки. Совмещая две данные отрасли искусства молодой человек добился достаточно хорошей репутации в кругах искусствоведов и прочих деятелей высокого. По наставлению дяди юноша решил начать изучать юриспруденцию в местном университете, а позже блестяще сдав экзамен ему было предложено рабочее место в городе Познань, где его талант принял с радушием. Однако в данном городе юное дарование так рано пристрастилось к кутежам, что после нескольких его выходок его решили отправить в Полоцк, предварительно выругав, и понизив его в должности. Там же он знакомится со своей будущей женой, женится на ней, и начинает вести более осмысленную жизнь.

Однако из-за того что способов заработать для юного таланта не было, семья его бедствовала. Он работал дирижёром, а также писал статьи о музыке в журналы, которые не пользовались особой популярностью. Но во время своего бедствование он также открыл новое направление в музыке, а именно прославленный романтизм, согласно которому, музыка это выражение чувственной эмоциональности человеческой души, которая испытывая те или иные переживания создаёт такую прекрасную вещь как музыка. Это в своей мере также принесло ему некую популярность, после чего его заметили, и в 1816 году он получил место в Берлине и стал советником юстиций, что дало ему стабильно высокий доход. И прожив так свою жизнь он умер в 1822 году в городе Берлине от старости.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Краткая биография Эрнста Гофмана

Вариант 1

Эрнст Теодор Амадей Гофман – выдающийся немецкий писатель, композитор и художник, представитель романтизма. Родился 24 января 1776 года в Кенигсберге в семье прусского адвоката. Когда ему было всего три, родители развелись и большую часть детства он провел в бабушкином доме. В воспитании мальчика главным образом участвовал его дядя-юрист по материнской линии. Это был умнейший человек с богатым воображением. Гофман рано стал проявлять склонности к музыке и рисованию, однако выбрал карьеру юриста. На протяжении всей последующей жизни совмещал юриспруденцию с искусствами.

В 1800 году он блестяще окончил Кенигсберский университет и поступил на государственную службу. Все попытки зарабатывать искусством приводили к обнищанию. Материальное положение писателя улучшилось только после получения небольшого наследства в 1813 году. Некоторое время он работал театральным капельмейстером в Бамберге, а затем дирижером оркестра в Лейпциге и Дрездене. В 1816 году он вновь вернулся на государственную службу, став судейским чиновником в Берлине. На этом посту он оставался вплоть до смерти.

Свою работу он считал ненавистной, поэтому в свободное время стал заниматься литературной деятельностью. По вечерам он запирался в винном погребе и писал ужасы, приходящие на ум, которые впоследствии превращались в фантастические повести и сказки. Особой популярностью пользовался сборник рассказов «Фантазии в манере Калло» (1814-1815). После этой книги его начинают приглашать в различные литературные салоны. Затем выходят «Ночные рассказы» (1817), «Серапионовы братья» (1819-1820). В 1821 году Гофман начал работать над «Житейскими воззрениями кота Мурра». Это отчасти автобиографическое произведения, исполненное мудрости и остроумия.

Одним из наиболее известных работ писателя была сказка «Золотой горшок». Из музыкальных сочинений особенно популярна была опера «Ундина». Изначально немецкие критики не смогли должным образом оценить талант Гофмана, тогда как в других странах его произведения пользовались большим успехом. Однако со временем он снискал себе репутацию талантливого музыканта и литературоведа. Впоследствии его работы оказали влияние на творчество Эдгара По и нескольких французских писателей. Жизнь Гофмана и его произведения легли в основу оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана». Писатель умер 24 июня 1822 года в результате паралича.

Вариант 2

Немецкий писатель, а также композитор Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в Кенигсберге 24 января 1776 года. Вскоре родители мальчика развелись, и воспитанием ребенка занялся его дядя, под влиянием которого молодой Гофман поступил в Кенигсбергский университет на факультет юриспруденции.

Во время учебы в этом заведении были написаны первые романы Гофмана. После окончания университета писатель работал в Познани на должности асессора, но затем был переведен в Полоцк, где женился и остепенился.

Вскоре Гофман ушел с госслужбы, надеясь посвятить себя искусству. В 1803 году было напечатано первое эссе писателя «Письмо монаха своему столичному другу», а позже написано несколько опер, которые Гофман безрезультатно пытался поставить на сцене.

В это время Гофман трудился композитором и капельмейстером в Дрездене. Этих денег молодой семье едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами.

Потеряв должность капельмейстера, в 1815 году Гофман вынужден был вновь вернуться на госслужбу, но уже в Берлине. Это занятие приносило доход, но делало писателя неудовлетворенным жизнью. Единственным спасением для него стало вино и творчество.

В 1815 году Гофманом была закончена повесть «Золотой горшок» и написана опера «Ундина». В это же время увидели свет два тома первой напечатанной книги писателя — «Фантазий в манере Калло». С тех пор Гофман становится популярным литератором, а его «Ундину» ставят на сцене Национального театра.

Тяжело заболев, Гофман вскоре умирает в Берлине от паралича 24 июня 1822 года. Перед смертью он успевает продиктовать последние свои произведения: «Повелитель блох», «Угловое окно» и «Враг».

К

  • Гофман, Казимир (1842—1911) — польский композитор, пианист и музыкальный педагог.
  • Гофман, Карел (1872—1936) — чешский скрипач.
  • Гофман, Карл:
  • Гофман, Карл (1827—?) — немецкий государственный деятель и дипломат (см. Гофман, Карл // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.)
  • Гофман, Карл Август Отто (1853—1909) — немецкий ботаник и учитель.
  • Гофман, Карл Карлович (1810—?) — филолог, профессор Московского университета.
  • Гофман, Карл-Хайнц (род. 1937) — немецкий неонацист.
  • Гофман, Кароль Боромеуш (1798—1875) — польский историк, писатель, публицист.
  • Гофман, Конрад Генрихович (1894—1977) — председатель Президиума Верховного Совета АССР Немцев Поволжья.
  • Гофман, Константин Георгиевич (1934—1994) — экономист, основоположник экономики природопользования в России, лауреат премии имени Г. М. Кржижановского.

Музыкальное творчество

Для создания своих музыкальных шедевров Гофман выбрал имя Иоганн Крейслер. Популярность завоевали многие произведения автора, среди них:

  • Аврора и Ундина, оперы, написанные в 1812 и 1816 году соответственно;
  • балет Арлекин, созданный в 1808 году;
  • огромное количество сонат для фортепиано, написанных с 1805 по 1808 года.

С 1808 года Гофман в течение шести лет работает в театре Бамберга капельмейстером, затем на театральных подмостках Дрездена и Лейпцига дирижёром, после чего вынужден возвратиться на службу государству. Позже Эрнст Гофман попробовал себя в карьере критика музыки. Объектами его внимания были как композиторы-современники, так и музыкальные деятели прошлых столетий. На своих статьях критик оставлял имя Иоганн Крейслер, оно было подобрано Эрнстом из своего литературного произведения.

Сдав очередной госэкзамен в 1800 году, Гофман встречает Михаэлину Рорер-Тжчиньскую, которая в скором времени становится его женой. Эрнст вынужден был принять католическую веру и разорвать отношения с Минной Дерфер, чтобы венчаться с Михаэлиной. Пройдя этот сложный путь, Эрнст не пожалел о нём ни разу. Михаэлина до конца жизни всегда и во всём поддерживала супруга, была его самым надёжным партнёром на все времена. Михаэлина или Миша, как ласково называл её сам писатель, стала тихой пристанью Эрнста, которая была важна в жизни этого легендарного и трудолюбивого человека.

А

  • Гофман, Август Вильгельм (1818—1892) — немецкий химик-органик.
  • Гофман, Александр:
  • Гофман, Александр Бенционович (род. 1945) — советский и российский социолог. Кандидат философских наук, доктор социологических наук, профессор.
  • Гофман, Александр Генрихович (род. 1927) — советский и российский психиатр, доктор медицинских наук, профессор.
  • Гофман, Александру Яковлевич (Громов; 1925—2011) — молдавский советский писатель-фантаст, публицист и переводчик, кинокритик, журналист.
  • Гофман, Альберт фон (1867—1940) — немецкий историк, почётный профессор Марбургского университета.
  • Гофман, Альберт Леонидович (1938—2018) — советский и российский флейтист, музыкальный педагог. Народный артист РСФСР (1989).
  • Гофман, Андреас Готтлиб (1796—1864) — немецкий теолог и ориенталист; профессор Йенского университета.
  • Гофман, Антонина (1842—1897) — польская актриса.
  • Гофман, Артур, (1887—1932) — немецкий легкоатлет, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1908 года.

Сочинения

Сказки писателя содержат глубокий смысл, витиеватый сюжет. Они красивы и чувственны и предназначались для взрослого читателя. Гофман, как повествует биография, был разносторонне талантлив. Увлекался не только писательством, но изучал философию и создавал красивую музыку.

Эрнст Теодор Амадей Гофман биография для детей

В городе Кенигсберге, холодной зимой 1776 г. – 24 января – родился мальчик. Его назвали Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Он был третьим и младшим ребенком в семействе. Средний брат умер когда был совсем крошкой. Родители вскоре развелись, детей поделили: старшего забрал отец, а Эрнст Гофман, как сообщает биография, остался с матерью.

Талантливый ребенок был очень любознательным, проявлял склонность к рисованию, сочинению музыки, писательству. С пяти лет Эрнст начал обучение в школе. Много читал.

В 24 года Гофман окончил юридический факультет университета, пошел работать на государственную службу. Биография Э. Гофмана информирует, что его в 1802 г. отправили в ссылку в Плоцк за карикатурные рисунки офицеров, сделанные им на балу.

В 1804 г. переехал в Варшаву. Годы, проведенные в Польше, Теодор Амадей Гофман признавал самыми счастливыми. Биография рассказывает, что он работал на госслужбе, а вечерами занимался рисованием и писал музыку.

Занятия творчеством не приносили много денег, и Гофману приходилось мириться с ненавистной службой. Только после получения наследства он ненадолго смог поработать капельмейстером.

Гофман после основной работы, как сообщает биография, погружался в творчество, забывая про сон.

Последние годы был парализован. Произведения записывала его жена. Умер Эрнст Гофман в Берлине, летом 1822 года.

Творчество и личная жизнь

Молодой человек решил стать композитором. Сочиненную им оперетту благосклонно приняла королева Пруссии. Она дала начинающему гению рекомендации для Королевского театра. Но Гофман, как сообщает его биография краткая, отбыл в Позен – нынешнюю Польшу.

«Веселые музыканты», предшественник мюзикла в 2-х актах, Гофман сочинил в 1804 г.

Через 2 года, французская армия захватила Варшаву. Писатель голодал, стойко переносил сложности оккупации. В 1809 г. новелла «Кавалер Глюк» принесла литературный успех. Через 5 лет писатель опубликовал повесть «Золотой горшок». Сборник произведений – «Фантазии в манере Калло», понравился читателям. Самое известное в своей биографии литературное произведение для детей – «Щелкунчик и Мышиный король» – Гофман сочинил для детишек друзей. Сказочный рассказ имел оглушительный успех.

В 1819 году написал «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Интересные факты сообщает биография Гофмана : он любил котов и создал книгу «Житейских воззрений Кота Мурра». Вскоре последовало продолжение, второй том книги.

Официальный союз Гофман заключил с Марианной Теклой Михалиной Рорер. Дочка, рожденная в браке, умерла, едва ей минуло 2 года.

Интересные факты

Из почтения к великому композитору Амадею Моцарту Гофман, как повествует биография, заменил свое имя «Вильгельм» на «Амадей». Критические статьи о музыкальных произведениях подписывал псевдонимом Иоганн Крайслер.

Участвовал в литературном конкурсе газеты, куда отправил 14 работ о театре. Завоевать главный приз ему не удалось, но он получил 100 монет за талантливое исполнение.

Жизненный путь

  1. В 1786 году состоялась встреча с Теодором Готлибом Гиппелем, которая перерастет в крепкую дружбу на всю жизнь. Гиппель поощрял интерес Эрнста к искусству и философии. От него Гофман узнал учения Канта, чьи лекции вскоре смог посетить сам, и тогда же решил серьезно взяться за творческие занятия. В 1790 году он стал учеником композитора Кристиана Подбельски и художника Земана.
  2. Несмотря на это он не изменил решения стать юристом и в 1792 году поступил на юридический факультет Кёнигсбергского университета. Самостоятельно он продолжает писать, рисовать и сочинять музыку. За это время им было написано несколько романов, но их рукописи не сохранились.
  3. В 1795 году Гофман оканчивает университет, успешно выдержав экзамен. Он получает должность судебного следователя окружного управления Кёнигсберга.
  4. В это время по городу разошлась молва о скандальных отношениях юноши с замужней женщиной Доротеей Хатт. Семья решает отослать его в Глогау, где его дядя Иоганн Людвиг был советником верховного суда.
  5. В 1796 году умирает мать Эрнста, возникает конфликт с любовницей, и он окончательно решается уехать. В Глогау он познакомился с живописцем Алоисом Молинари и вместе с ним участвует в росписи иезуитской церкви.
  6. В 1797 году умер отец Гофмана. Молодой человек ненадолго возвращается в Кёнигсберг, где окончательно порывает отношения с Дорой Хатт.
  7. В 1798 году сдает экзамен на чин асессора и получает перевод в Берлин. Он пишет музыкальные пьесы — зингшпили, но добиться постановки в театре ему не удается. Затем выдерживает еще один экзамен, после чего направлен на работу в окружном суде в Познани. Здесь впервые его зингшпиль «Шутка, хитрость и месть» ставится на сцене.
  8. Гофман много рисует для себя, но его творчество сыграло с ним злую шутку. В 1802 году он создал ряд карикатур на известных людей городского высшего света. По воле случая рисунки разошлись по обществу, и разгорелся скандал. В итоге властям пришлось перевести незадачливого карикатуриста в Плоцк. Незадолго до происшествия он женился на Михалине Рорер-Тжчиньской. Молодожены прожили вместе всего несколько месяцев, когда были вынуждены покинуть город.
  9. Время в Плоцке казалось Гофману настоящим изгнанием. Здесь он вел затворническую жизнь, что хорошо сказалось на его творчестве. Он сочиняет церковную музыку и пишет небольшие эссе о театре, которые отправит на конкурс в журнал. Его работы не победили, но редакторы оценили мастерство автора, и писателю пришло денежное вознаграждение.
  10. В 1804 году Гофман получает направление в Варшаву. По дороге он в последний раз посещает родной Кёнигсберг. В конце года он сочиняет очередной зингшпиль «Веселые музыканты». Именно его он впервые подписывает именем Амадей в честь Моцарта.
  11. В 1805 году его музыкальное творчество получает признание, «Веселые музыканты» ставятся на сцене, он создает музыкальное сопровождение для спектаклей. Вскоре он начинает руководить местным филармоническим обществом, а также хлопочет о создании симфонического оркестра. В это же время у Эрнста рождается дочь Цецилия, которая останется единственным ребенком писателя.
  12. Уже в следующем году французские войска занимают Варшаву, и Гофман теряет свою должность. Жена с дочерью едут к родным в Познань, где вскоре умирает Цецилия. Эрнст же оказывается в Берлине. Работу он не находит и пытается зарабатывать творчеством. Это ему не удается, и он живет впроголодь в полной нищете.
  13. Однако таланты Гофмана только расцвели в лишениях. Он сочиняет «Песнь шестую» — одно из своих лучших музыкальных произведений, а также пишет новеллу «Кавалер Глюк». Новелла была напечатана в газете в 1809 году, и Гофман начинает сотрудничать с этим изданием. Ради заработка он начинает также давать частные уроки музыки.
  14. Дела налаживаются, и Гофман постепенно обретает известность в литературных и музыкальных кругах. В 1814 году напечатана его повесть «Золотой горшок», затем — роман «Эликсиры сатаны». Он пишет оперы, и в 1815 году одна из них, «Ундина», принята в Национальном театре, и постановка получила восторженные отзывы.
  15. В 1816 году уже успешный композитор и писатель вынужден вернуться к юридической профессии ради более стабильного дохода. Но писательство он не оставляет и в последующие годы пишет свои самые известные произведения — «Щелкунчик и Мышиный король», «Житейские воззрения кота Мурра» и «Крошка Цахес».
  16. В 1821 году получает повышение по службе с более высокой зарплатой, но в январе 1822 года тяжело заболевает. Паралич постепенно овладевает всем телом Гофмана. Пока писатель может говорить, он продолжает диктовать новые тексты. В том числе так он заканчивает роман «Повелитель блох». 25 июня Гофман скончался.

Детство и юность

Эрнст Теодор Вильгельм родился в Кёнигсберге 24 января 1776 года. Свое последнее имя он уже во взрослом возрасте поменяет на Амадей. Его отец Кристоф Людвиг был королевским адвокатом, но развелся с женой, когда Эрнсту было три года, так что не принимал участия в его воспитании. Вскоре вместе со старшим сыном он уехал из города. Младший ребенок остался с матерью Ловизой Альбертиной Дёрфер и жил в доме своей бабушки по материнской линии Ловизы Софи. Бабушка нежно любила внука, и он отвечал ей глубокой привязанностью и почтением. Но больше всего он сблизился с тетей Иоганной Софи Дёрфер. Она стала настоящим другом его детства и юношества.

Сильное влияние на мальчика оказал и его дядя. Отто Вильгельм был юристом, но увлекался и мистицизмом. Именно по примеру дяди Эрнст решил податься в юриспруденцию, несмотря на склонность к творчеству и увлечение искусством. Еще в юном возрасте проявились его таланты к рисованию, писательству и музыке.

С 1782 по 1792 годы мальчик учится в лютеранской школе. Одновременно самостоятельно он много читает и изучает литературу.

Детство и юность

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман появился на свет 24 января 1776 года в Кёнигсберге, Восточная Пруссия (сейчас – Калининград, Россия). В семье Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Доффер мальчик стал последним из трех детей.

Портрет Эрнста Гофмана

Спустя 2 года после рождения Гофмана-младшего родители расстались. Кристоф, забрав сына Иоанна Людвига, уехал в Инстербург (ныне – Черняховск, город в Калининградской области), а мать с Эрнстом остались в Кёнигсберге. Средний сын умер в младенчестве.

Гофман проявлял большой талант к игре на фортепиано, писательству и рисованию, но развития в этих навыках не предвиделось – учреждение находилось в провинции, куда не доходили обширные знания о классических формах искусства и новых художественных идеях Пруссии.

Карикатура Эрнста Гофмана на самого себя

В 1781-1792 годах мальчик обучался в лютеранской школе Burgschule. Мальчик самостоятельно изучал творчество Шиллера, Гете, Свифта, Стерна, Руссо и Жана Поля.

Около 1787 года Эрнст подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, в будущем политическим деятелем, который познакомил его с творчеством Иммануила Канта. В 1792-м Гофман прослушал несколько лекций философа.

Эрнст Гофман

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился в Кенигсберге 24 января 1776 г. в семье очень успешного адвоката Кристофа Гофмана и Луизы (Дёрфер). Их союз был некрепким, хотя в семье к тому времени было уже трое детей. В 1779 г. они разъехались.

При разводе старшие дети остались с отцом. Эрнст вместе с матерью уехал в отчий дом Луизы Альбертины, там же проживал ее родной брат Отто. В семье Дёрфер все были юристами, и Отто взял на себя воспитание своего племянника.

К счастью, дядя, будучи довольно известным юристом, в свободное время увлекался музыкой самых разных жанров и мистическими учениями. Это было модным в то время в высшем обществе Германии.

Дядя с самых ранних лет внушал мальчику, что мужчины в их роду должны продолжать семейную традицию и быть хорошими юристами. Но его увлечения серьезно повлияли на дальнейшую жизнь подростка.

Возможно благодаря этому, умный и наблюдательный мальчик с живым воображением, прекрасно успевал по всем школьным предметам. К 12 годам Эрнст играл на многих музыкальных инструментах и хорошо рисовал.

Эрнст, влюбленный в музыку Амадея Моцарта, захочет называться Амадеем. Позже он изменит имя на Эрнст Теодор Амадей.

По традициям семьи, любые таланты, кроме как в юриспруденции, могли быть хороши только для отдыха и в качестве увлечения. Главное в жизни – это настоящее дело, приносящее солидный доход. Юноша, который метался между любимой музыкой и рисованием, все-таки поступил на юрфак Кенигсбергского университета.

Постигая юридические науки, он успевает серьезно заниматься рисованием, сочинять красивые мелодии и очень много читать. На прикроватной тумбочке всегда можно было найти томики Стерна, Руссо и Шекспира. Он пробует себя в литературе.

О личной жизни

А еще он влюблен в симпатичную Дору Хатт. Она на девять лет старше его и уже давно замужем. Роман длился почти все годы обучения, но по окончании университета родные отослали юношу в Глогау, где необходимо было сдать еще один госэкзамен.

Оказалось, что у дяди из Глогау есть дочка на выданье, и вся его семья питает надежду, что кузина ему понравится. Действительно, Эрнст прошел обряд обручения, сдал экзамен и был назначен в Берлин.

Спустя два года, Эрнст, сдав еще один госэкзамен, назначен на хорошую должность в Познани. Там он встречает очаровательную польку Михалину Тжчиньскую. Молодой юрист, разрывая помолвку, делает предложение руки и сердца Михалине.

Этот брак продлится более двадцати лет. Михалина прощает любимому мужу все: острую нехватку денег, довольно тяжелый характер и даже увлечение другой.

Гофман пережил много тяжелых моментов. Лишился должности. Некоторое время был без средств к существованию, оплакивал смерть своей двухлетней дочурки.

После всех испытаний Гофману предлагают должность театрального капельмейстера. И он полностью отдается музыке! Этот период его жизни — один из блистательных и плодотворных. Он сочиняет музыкальные композиции для театральных спектаклей, дает уроки. В 1809 г. был напечатан небольшой рассказ «Кавалер Глюк».

Гофман преподает музыку хорошенькой 13-летней Юлии Марк, обладательнице чудесного голоса. Гофману исполнилось 33 года, и он ясно понимает, что вновь влюблен. Это чувство продлится более четырех лет.

Гофмана терзают страдания, он пьет много вина и пишет в дневнике о своих чувствах. Приходят мысли о самоубийстве. И вот конец всему. Юлия выходит замуж за богатого торговца, а Гофман уезжает из города.

Эрнст Гофман был парализован весной 1822 года. Скончался 25 июня в возрасте 46 лет. Похоронен в Берлине на Иерусалимском кладбище.

У произведений Гофмана всегда было немало поклонников. Его творчеству давали высокую оценку самые знаменитые классики мировой литературы.

Видео

В этом видео дополнительная информация по теме «Эрнст Гофман: биография»

МирТесен

Биография

Гофман родился в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736—1797). Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством.

В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.

Все попытки Гофмана зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям. Лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.

Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

В возрасте 46 лет Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Умер в Берлине, похоронен на Берлина в районе Кройцберг. Обстоятельства биографии Гофмана обыграны в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэме Миколы Бажана «Ночь Гофмана».

Двоемирие Гофмана: буйство фантазии и «суетня жизни»

Каждый истинный художник воплощает своё время и ситуацию человека в этом времени на художественном языке эпохи. Художественный язык гофмановского времени – романтизм. Разрыв между мечтой и действительностью составляет основу романтического миросозерцания. «Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман» – эти слова Пушкина можно поставить эпиграфом к творчеству немецких романтиков

Но если предшественники, возводя свои воздушные замки, уносились прочь от земного в идеализированное Средневековье или в романтизированную Элладу, то Гофман отважно погружался в современную реальность Германии. При этом он как никто до него смог выразить тревожность, зыбкость, изломанность эпохи и самого человека

По мысли Гофмана, не только общество поделено на части, каждый человек, его сознание раздвоено, разорвано. Личность утрачивает свою определённость, цельность, отсюда мотив двойничества и безумия, столь характерный для Гофмана. Мир неустойчив, и человеческая личность распадается. Борьба между отчаянием и надеждой, между мраком и светом ведётся почти во всех его произведениях. Не дать тёмным силам места в своей душе – вот что волнует писателя.

При внимательном чтении даже в самых фантастических вещах Гофмана, таких как «Золотой горшок», «Песочный человек», можно обнаружить весьма глубокие наблюдения над реальной жизнью. Он сам признался: «Во мне слишком сильно чувство реальности». Выражая не столько гармонию мира, сколько жизненный диссонанс, Гофман передавал его с помощью романтической иронии и гротеска. В его произведениях полным полно всяческих духов и призраков, происходят вещи невероятные: кот сочиняет стихи, министр тонет в ночном горшке, у дрезденского архивариуса брат – дракон, а дочери – змейки и прочее и прочее, тем не менее, он писал о современности, о последствиях революции, об эпохе наполеоновских смут, которые многое перевернули в сонном укладе трёхсот немецких государств-княжеств.

Он заметил, что вещи стали властвовать над человеком, жизнь механизируется, автоматы, бездушные куклы берут верх над человеком, индивидуальное тонет в стандартном. Он задумывался над таинственным феноменом претворения всех ценностей в меновую стоимость, прозревал новую силу денег.

Что позволяет ничтожному Цахесу превратиться в могущественного министра Циннобера? Три золотых волоска, которыми наделила его сострадательная фея, имеют чудодейственную силу. Это отнюдь ещё не бальзаковское понимание беспощадных законов нового времени. Бальзак был доктором социальных наук, а Гофман – провидец, которому фантастика помогала обнажать прозу жизни и строить гениальные догадки о будущем. Показательно, что сказки, где он давал волю безудержной фантазии, имеют подзаголовки – «Сказки из новых времён». Он не просто судил современную действительность как бездуховное царство «прозы», он сделал её предметом изображения. «Опьянённый фантазиями Гофман,– как писал о нём выдающийся германист Альберт Карельский, – на поверку обескураживающе трезв».

Уходя из жизни, в последнем рассказе «Угловое окно» Гофман поделился своей тайной: «Ты, чего доброго, думаешь, что я уже поправляюсь? Отнюдь нет… Но вот это окно – утешение для меня: здесь мне снова явилась жизнь во всей своей пестроте, и я чувствую, как мне близка её никогда не прекращающаяся суетня».

Берлинский дом Гофмана с угловым окном и его могилу на иерусалимском кладбище «подарили» мне Мина Полянская и Борис Антипов из породы энтузиастов, столь чтимой нашим юбиляром.

Социальный статус индивида

По теории И. Гофмана, общество разделено на классы. У каждого класса есть социальные символы, характерные только для него. Это может быть богатство, хорошее образование и даже мастерство. Для каждого класса существуют определенные нормы поведения, общие для данной социальной группы.

Также И. Гофман выделил несколько барьеров, которые помогают классам сохранять свое положение в обществе. Он отнес туда моральные, культурные, органические и другие ограничения.

Знаменитый социолог много времени потратил, определяя класс, к которому принадлежит индивид. Главным критерием, по его мнению, служит информация, так называемые классовые сигналы, которые человек скрыть не способен. И. Гофман, занимаясь преподавательской деятельностью, учил своих студентов быть наблюдательными и на глаз определять социальный статус человека.

Таким образом, структурируя и изучая общество, ученый выявил проблемы классовых символов, которые заключались в их постоянном движении и циркуляции.

Личная жизнь

Известно, что в 1794 году у известного писателя Гофмана случился роман с замужней женщиной. Дора Хатт давала уроки музыки, имела мужа и была старше Эрнста на десять лет. У нее было шестеро детей. Семья, узнав об этом романе, воспротивилась, и вскоре Эрнст был отослан в Глогув. Зато в 1801 году он женился, взяв в жены Марианну Теклу Михалину Рорер, которая имела еще и прозвище Миша. Через четыре года в их семье родилась дочь Цецилия, которая, едва достигнув двух лет, умерла.

А уже в 1810 году, оставаясь женатым мужчиной, Эрнст Гофман влюбился в юную ученицу. Чувства к Джулии Марк были настолько явными, что это заметили родители девушки и тут же выдали ее замуж. Писатель так сильно это переживал, что даже чуть не свел счеты с жизнью. Этому роману, который так неудачно у него сложился, в 1813 году он посвятил новеллу «Дон Жуан».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий