Гомер

Личность Гомера

Характерные качества для для Гомера — глупость, лень, гнев и взрывной гнев, он точно «Average Joe» (из одноименного фильма). Он также страдает от короткой концентрации внимания, этим объясняется его недолгая страсть к хобби и различным предприятим и кампаниям, которые он придумывает. Гомер склонен к эмоциональным вспышкам, он часто завидует своему соседу Фландерсу и его семье, а гнев вымещает на Барте (почти в каждодм эпизоде он душит сына). При этом коронная фраза Гомера: «Ах ты маленький…», или «Ах ты маленький ублюдок!»

Гомер душит Барта

Но часто применяет и другое наказание для детей: шлепает Барта и Лизу. Однажды Гомер был так занят, что сказал детям идти в свою комнату и шлепать себя самим. При этом он не чуствует никаких угрызений совести и не скрывает от окружающих свои действия. Гомер даже специально показывает свое пренебрежительное отношение к Барту: однажды он оставил сына в порту, потом разрешил Барту покататься голым на скейте, а в другом эпизоде даже не пошел в школу побеседовать с директором.

Гомер может вызвать хаос во всем Спрингфилде. Это объясняется его взрывным темпераментом и недальновидностью. Кроме как преднамеренного раздражения при виде Фландерса, другие действия Гомера непреднамеренны. Почти весь свой гнев Симпсон вымещает на Барте из-за тупости ребенка, когда тот что-то не так сказал или сделал. Но несмотря на все свои недостатки, Гомер предан своей жене и детям.

В то время как глупые поступки расстраивают его семью, в некоторых эпизодах он предстает в роли любящего отца и мужа. Например, он покупает поездку на Duff (пиво) дирижабле, тратит деньги, чтобы Лиза приняла участие в конкурсе красоты; отказывает себе, чтобы купить Мэгги плюшевого мишку; начинает первым выкапывать Барта из колодца, когда тот упал (это при том, что Гомер ненавидит физический труд).

И наконец, Симпсон организует настоящий сюрприз для Мардж — устраивает настоящую вторую свадебную церемонию, чтобы компенсировать паршивость первой. В ходе церемонии он нанимает актера, который держит обручальное кольцо, а перед эти Гомер разводится с Мардж. В итоге получается как-бы «настоящая свадьба».

Гомер, как правило, получает удовольствие от мелких несчастий других. Он хронический клептоман, мелкий воришка. Он тащит все: телевизоы, кондиционеры, электроинструменты. В доме у него полная комната барахла, украденного у Фландерсов. Гомер крадет мячи для гольфа, оборудование для дайвинга, канцтовары и компьютеры с работы, даже пивные кружки из таверны Мо.

Гомер клептоман

Хотя Гомер и глуп немного, в некоторых вопросах он настоящий спец. В критических ситуациях Симпсон проявляет удивительную проницательность, память, творческиое начало и бегло говорит на нескольких языках. Гомер ведет себя весьма уверенно, когда занимается неизвестным ему занятием, он уверен в успехе.

Однако такие непродолжительные «вспышки разума» омрачены постоянным невежеством и глупостью. У Гомера низкий уровень IQ, в некоторых эпизодах вводится понятие «ген Симпсона», т.е. его наследственность. Здесь большое влияние оказывает увлечение алкоголем, воздействие радиоактивных отходов на АЭС, несколько черепно-мозговых травм и даже карандаш, попавший через нос в лобную долю мозга.

Мозг Гомера Симпсона

Гомер уверен, что он был бы чуточку умнее, если бы его отец поддерживал его, а не бил постоянно за любой проступок. Но основной фактор своей глупости Симпсон видит в карандаше. В одном из эпизодов Гомеру удаляют карандаш из мозга и его IQ подпрыгивает на 50 пунктов и составляет 105 баллов, что выше, чем у среднего человека. Но Гомер вернул карандаш на место (в мозг), понизив свой IQ обратно до 55 пунктов. Отмечу, что показатель IQ в 55 баллов — это шутка от авторов сериала, т.к. на самом деле человек с таким уровнем развития не смог бы даже ухаживать за собой, а в медицине классифицируется как сильно умственно отсталый.

Порой Гомер спорит со своим мозгом. Также некоторые части тела, например, лицо, желудок, печень вступают в дебаты с головным мозгом. В одном из эпизодов разум Гомера покидает тело от скуки, Симпсон просто погружается в свои фантазии, где представляет как путешествует по «земле шоколада».

По отношению к женщинам, иногда Гомер романтичен, иногда просто хочет заняться сексом с Мардж. Их брак можно назвать напряженным, но несмотря на это они счастливы. Гомер может засматриваться на других женщин, даже пускаю слюни на особенно красивых (можно вспомнить его короткий роман с Минди Симмонс). Но несмотря на все эти увлечения в конце Гомер всегда демонстрирует свою преданность Мардж.

Гомер с другой женщиной

Литература

  • Anschel, Eugene. Homer Lea, Sun Yat-Sen, and the Chinese Revolution. — Praeger Pub., 1984. — 269 p. — ISBN 0-03-000063-7.
  • Kaplan, Lawrence. Homer Lea: American Soldier of Fortune. — The University Press of Kentucky, 2010. — 312 p. — (American Warriors Series). — ISBN 0-8131-2616-9.
  • Самойлов Н. А. Сунь Ятсен и Гомер Ли: политический аспект социокультурного взаимодействия // Локальное наследие и глобальная перспектива. «Традиционализм» и «революционизм» на Востоке. XXVII международная научная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. 24 — 26 апреля 2013 г.: Тезисы докладов / Отв. ред. Н. Н. Дьяков, А. С. Матвеев. — СПб.: ВФ СПбГУ, 2013. — С. 154—155.

Уникальное творчество

В древности Гомеру приписывали авторство не только «Илиады» и «Одиссеи», но и множества других поэм. Однако подобная практика была распространена в те времена. На различных крупных и провинциальных сценах театров в Древней Греции ставились всевозможные пьесы, а чтобы привлечь зрителя утверждалось, что такие рассказы принадлежат перу тех или иных великих писателей.

С большой долей вероятности доказано, что его перу принадлежит «Илиада», «Одиссея», а также комические поэмы «Маргарита» и «Гомеровские гимны». Это были лёгкие и интересные произведения, которые с успехом ставились на сцене древнегреческих амфитеатров. «Илиада» и «Одиссея» относятся уже к позднему периоду жизни писателя, так как в них улавливаются мотивы других ранних эпосов и небольших рассказов Гомера.

Существует также сохранившаяся версия предания о забавном поэтическом поединке, который состоялся между Гомером и Гесиодом. На сегодняшний день ученые не могут сказать точно, перу какого автора принадлежит это произведение и когда оно написано. Ранее считалось, что эта пьеса создана в III веке до нашей эры и никак не может принадлежать Гомеру. Однако сегодня отдельные специалисты утверждают, что предание об этом литературном поединке написано куда раньше. Вполне возможно, его автором является величайший поэт того времени Гомер.

Биография 2

Биография Гомера, поэта античной Греции, которому приписывают авторство легендарных «Илиады» и «Одиссеи», окутана загадками и тайнами.

Историкам не удалось установить точное время его жизни. Эратосфен, греческий ученый и поэт, утверждал, что Гомер был свидетелем окончания Троянской войны в 1184 г. до н.э. Геродот предположил, что Гомер жил в девятом веке до нашей эры. Существует еще несколько точек зрения и доказательств на этот счет.

Однако известно, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы Гомером много позже войны между троянцами и ахейцами. Согласно лингвистическим, географическим и историческим свидетельствам великих поэм, они датируются примерно 700 и 800 годами до н.э.

Ученые предполагают, что Гомер был слепым. С наречия эолийских племен его имя переводится как «слепец». Данный факт укладывается в общее представление об античных прорицателя и певцах, которые часто компенсировали физический недостаток поэтическим  или пророческим даром. Гомеровский Одиссей также изображен в поэме как слепой менестрель, который поет о падении Трои, но подлинно утверждать, что автор списывал этот образ с себя, не возможно.

Место рождения Гомера также доподлинно не известно. Традиционно возможной родиной поэта признаются семь городов: Афины, Родос, Аргос, Хиос, город Саламин на Кипре, города Смирна и  Колофон в Малой Азии. Где бы точно ни родился Гомер, происходил он из народностей Восточной Греции или Малой Азии. Об этом свидетельствует диалект восточных греков, который он использует при написании своих творений. 

Поскольку фигура древнегреческого поэта окружена мифами, его часто считают сыном богов, например Орфея или Аполлона. Иногда отцовство приписывают Телемаху – сыну Одиссея. Менее романтичная версия утверждает, что родители Гомера были богатыми малоазийскими греками. Материальный достаток позволял не заботиться о пропитании и полостью отдать себя творчеству и поэзии. Исследователи биографии Гомера склоняются к версии, что он вел вольный, если не скитальческий образ жизни, путешествовал по побережью, участвовал в состязаниях рапсовод – странствующих певцов, декламировавших стихи с жезлом в руке.

Существуют точки зрения, что «Илиада» и «Одиссея» – это плоды коллективной работы древнегреческих авторов, а такой личности как Гомер вовсе не существовало. Это имя просто характеризовало собой поэтическое течение, зародившееся на западном берегу Малой Азии.

По одной из легенд Гомер нашел свое последнее пристанище на острове Иос, что однажды и было предсказано ему оракулом. Жители острова написали на его могильном камне: «Здесь земля скрывает священную голову воспевшего героев благочестивого Гомера».

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Литература

Тексты и переводы

Подробные сведения см. в статьях Илиада и Одиссея
см. также: Переводы Гомера на английский язык
  • С появлением книгопечатания, в 1488 году во Флоренции Димитрием Халкокондилом впервые были изданы «Илиада» и «Одиссея».
  • Русский прозаический перевод: Полное собрание творений Гомера. / Пер. Г. Янчевецкого. Ревель, 1895. 482 стр. (приложение к журналу «Гимназия»)
  • В серии «Loeb classical library» сочинения изданы в 5 томах (№ 170—171 — Илиада, № 104—105 — Одиссея); а также № 496 — Гомеровы гимны, Гомеровские апокрифы, биографии Гомера.
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 9 томах: «Илиада» (введение и 4 тома), «Одиссея» (3 тома) и гимны.
  • Краузе В. М. Гомеровский словарь (к Илиаде и Одиссее). Со 130 рис. в тексте и картою Трои. СПб., А. С. Суворин. 1880. 532 стб. (пример дореволюционного школьного издания)
  • Часть I. Греция // Античная литература. — СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — Т. I. — ISBN 5-8465-0191-5.

Монографии о Гомере

библиографию см. также в статьях: Илиада и Одиссея
  • Альтман М. С. Пережитки родового строя в собственных именах у Гомера. (Известия ГАИМК. Вып. 124). М.-Л.: ОГИЗ, 1936. 164 стр. 1000 экз.
  • Зелинский Ф. Ф. Гомеровская психология. Пг., Изд-во АН, 1920.
  • Котенева А. В. Психология в эпических поэмах Гомера. Понятия, феномены и механизмы. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. ISBN 978-3-659-95960-8
  • Лорд А. Сказитель. М., 1994.
  • Петрушевский Д. М. Общество и государство у Гомера. М., 1913.
  • Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М.: ХЛ, 1976. 397 стр. 10000 экз.
  • Таруашвили Л. И. Гомер в зеркале новоевропейских переводов: Пластико-тектонический аспект. — М.: Памятники исторической мысли, 2013. — 176 с. — ISBN 978-5-88451-313-6
  • Толстой И. И. Аэды: Античные творцы и носители древнего эпоса. М.: Наука, 1958. 63 стр.
  • Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Вост. лит. 1978. 2-е изд., доп. М., 2000.
  • Челышев П. В., Котенева А. В. Очерки по истории мировой культуры: боги и герои античной мифологии. М.: МГГУ, 2013. 351 с. 100 экз. ISBN 978-5-91615-032-2
  • Челышев П. В. Античный космос и его обитатели. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. — 154 с. ISBN 978-3-659-96641-5
  • Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983. 296 стр. 6900 экз.
  • Ярхо В. Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе. Вестник древней истории, 1962, № 2, с. 4-26.
  • Cunliffe R. J. A lexicon of the homeric dialect. L., 1924.
  • Leumann M. Homerische Würter. Basel, 1950.
  • Michalopoulos, Dimitri, L’Odyssée d’Homère au-delà des mythes, Le Pirée: Institut d’Histoire Maritime Hellène, 2016, ISBN 978-618-80599-2-4
  • Treu M. Von Homer zur Lyrik. München, 1955.
  • Whitman C.H. Homer and the heroic tradition. Oxford, 1958.

Рецепция Гомера:

Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII—XIX вв. М.-Л., 1964. (2-е изд.) М.: Индрик, 2001.

Статьи

на русском языке
  • Мищенко Ф. Г. Гомер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
на других языках

Homerus // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.

Библиография гомеровских гимнов

  • В серии «Collection Budé»: Homere. Hymnes. Texte établi et traduit par J. Humbert. 8e tirage 2003. 354 p.

Русские переводы:

  • отдельные гимны переводил С. П. Шестаков.
  • Гомеровы гимны. / Пер. В. Вересаева

    переизд.: Античные гимны. М.: Изд-во МГУ. 1988. С. 57-140 и комм.

    . М.: Недра, 1926. 96 стр.

  • Гомеровы гимны. / Пер. и комм. Е. Г. Рабинович. М.: Carte blanche, .

Исследования:

Деревицкий А. Н. Гомерические гимны. Анализ памятника в связи с историей его изучения. Харьков, 1889. 176 стр.

Художественные особенности

Гомер (около 460 до н. э.)

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» — «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «у Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

Исследователи отмечают связность произведений, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Сравнивая словесное искусство Гомера с изобразительным искусством той эпохи, нередко говорят о геометрическом стиле поэм. Впрочем, о единстве композиции «Илиады» и «Одиссеи» высказываются и противоположные мнения в духе аналитизма.

Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определённым метрическим местом строки. Таким образом, можно говорить о формуле даже тогда, когда некое словосочетание встречается в тексте лишь однажды, но можно показать, что оно являлось частью этой системы. Кроме собственно формул встречаются повторяющиеся фрагменты из нескольких строк. Например, при пересказе одним героем речей другого текст может воспроизводиться вновь полностью или почти дословно.

Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.

Гомер в мировой культуре

Средневековая иллюстрация к «Илиаде»

Влияние гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» на древних греков сопоставляют с Библией для евреев.

Сложившаяся к концу классической эпохи система образования в Древней Греции была построена на изучении поэм Гомера. Они заучивались частично или даже полностью, по её темам устраивались декламации и т. д. Эта система была заимствована Римом, где место Гомера с I в. н. э. занял Вергилий.
Как отмечает Маргалит Финкельберг, римлянами, которые видели в себе потомков побеждённых троянцев, гомеровские поэмы были отвергнуты, следствием чего стало то, что они, продолжая сохранять свой канонический статус на грекоязычном Востоке, для латинского Запада были потеряны вплоть до эпохи Возрождения.

Лоуренс Альма-Тадема. «Чтение Гомера», 1885 г.

В послеклассическую эпоху создавались большие гекзаметрические поэмы на гомеровском диалекте в подражание или в качестве соревнования с «Илиадой» и «Одиссеей». Среди них можно назвать «Аргонавтику» Аполлония Родосского, «Послегомеровские события» Квинта Смирнского и «Приключения Диониса» Нонна Панополитанского. Другие эллинистические поэты, признавая достоинства Гомера, воздерживались от крупной эпической формы, полагая, что «в больших реках мутная вода» (Каллимах) — что только в небольшом произведении можно достичь безупречного совершенства.

В литературе Древнего Рима первое сохранившееся (фрагментарно) произведение — перевод «Одиссеи», выполненный греком Ливием Андроником. Главное произведение римской литературы — героический эпос «Энеида» Вергилия представляет собой подражание «Одиссее» (первые 6 книг) и «Илиаде» (последние 6 книг). Влияние гомеровских поэм можно усматривать практически во всех произведениях античной литературы.

Западному средневековью Гомер практически не известен из-за слишком слабых контактов с Византией и незнания древнегреческого языка, однако гекзаметрический героический эпос сохраняет в культуре большое значение благодаря Вергилию.

В Византии Гомер был хорошо известен и тщательно изучался. До настоящего времени сохранились десятки полных византийских рукописей гомеровских поэм, что беспрецедентно для произведений античной литературы. Кроме того, византийские учёные переписывали, компилировали и создавали схолии и комментарии к Гомеру. Комментарий архиепископа Евстафия к «Илиаде» и «Одиссее» в современном критическом издании занимает семь томов. В последний период существования Византийской империи и после её крушения греческие рукописи и учёные попадают на Запад, и эпоха Возрождения заново открывает для себя Гомера.

Данте Алигьери помещает Гомера в первый круг Ада как добродетельного нехристианина.

В России фрагменты из Гомера переводил Ломоносов. Первый большой стихотворный перевод на русский язык (шесть книг «Илиады» александрийским стихом) принадлежит Ермилу Кострову (1787).

В 1829 году Николаем Гнедичем был закончен перевод «Илиады». По отзывам Белинского, перевод был выполнен с оригинала с особенной тщательностью и очень талантливо. Пушкин, в свою очередь, о переводе Гомера отозвался в печати дважды: заметкой «Илиада Гомерова, переведённая Гнедичем…» («Литературная газета», 1830, № 2; см. т. 6) и двустишием «На перевод Илиады»:

За месяц до этого стихотворения Пушкин отдал дань природному юмору и написал эпиграмму «К переводу Илиады», вызванную каламбурным стечением обстоятельств (Гомер был слеп, а Гнедич — крив):

Эпиграмма в рукописи старательно зачёркнута Пушкиным.

Также Гомера переводили В. А. Жуковский, В. В. Вересаев и П. А. Шуйский («Одиссея», 1948 г., издательство Уральского Университета, тираж 900 экз.).

В XXI веке Гомера переводили: М. Амелин (Первая песнь «Одиссеи», 2013 г.); А. А. Сальников перевёл на современный русский язык «Илиаду» (2011 г.) и «Одиссею» (2014—2015 гг.).

Гомер и система образования, подражания Гомеру

Система древнегреческого образования, сформировавшаяся к концу классической эпохи, строилась на изучении творчества Гомера. Поэмы его заучивались полностью или частично, по темам их устраивались декламации и т. д. Позже Рим заимствовал эту систему. Здесь с 1 века н. э. место Гомера занял Вергилий. Большие гекзаметрические поэмы были созданы в послеклассическую эпоху на диалекте древнегреческого автора, а также в качестве соревнования или в подражание «Одиссее» и «Илиаде». Как вы видите, многих интересовали творчество и биография Гомера. Краткое содержание его произведений легло в основу множества творений авторов, живших в Древнем Риме. Среди них можно отметить написанную Аполлонием Родосским «Аргонавтику», произведение Нонна Панополитанского «Приключения Диониса» и Квинта Смирнского «Послегомеровские события». Признавая достоинства Гомера, другие поэты Древней Греции воздерживались от создания крупной эпической формы. Они считали, что безупречного совершенства можно достигнуть только в небольшом произведении.

Гомер, биография: становление поэта

Большой интерес для почитателей творчества великого слепца представляет собой одна из историй, повествующая о том, как произошло становление Гомера-поэта. Она принадлежит перу известного античного исследователя Геродота Галикарнасского, названного Цицероном «отцом истории». Об этом нельзя не упомянуть, пересказывая краткую биографию Гомера.

Поэту при рождении, как уже отмечалось, было дано имя Мелезиген. Юноша проживал вместе с матерью в городе Смирне. Он был необыкновенно умен и прекрасно постигал науки. Мелезиген поступил в ученики к владельцу школы Фемию. После смерти учителя школа досталась в наследство его лучшему воспитаннику. Так Мелезиген стал наставником. Через некоторое время он понял, что ему настала пора углубить свои познания об устройстве мира. Юноша познакомился с неким Ментесом, родом с острова Лефкада, который пригласил его в путешествие по морю на своем корабле. Мелезигену давно уже хотелось увидеть новые страны и города. Он закрыл школу и отправился в путь.

Далее Геродот повествует о том, что во время своих странствий молодой человек занимался собиранием историй и легенд, расспрашивал местных жителей городов, в которых останавливались путешественники, об их обычаях. На острове Итака Мелезиген почувствовал себя плохо. Ментесу довелось оставить своего спутника под присмотром надежных людей и отправиться на родину одному. В дальнейшем Мелезиген путешествовал пешком. Во время своих странствий бывший учитель декламировал собранные им интересные истории. По версии Геродота, в городе Колофоне сказитель ослеп и взял себе новое имя. Современные исследователи подвергают сомнению рассказанную Геродотом историю, впрочем, как и произведения других античных историков о жизни Гомера.

В своих трудах исследователи рассказывают о творческом поединке, в котором приняли участие два великих древнегреческих поэта: Гомер и Гесиод. По преданию, они встретились на острове Эвбее, где происходили игры в честь погибшего Амфидема, и каждый из них читал свои лучшие произведения. Царем Панедом, выступившим на состязании судьей, победа была присуждена Гесиоду, поскольку в его стихах звучал призыв к миру и земледелию, а не к войнам и побоищам, как у Гомера. Тем не менее симпатии публики оказались на стороне последнего.

Биография Гомера о главном

Прежде чем говорит о биографических фактах Гомера нужно отметить, что имя его в переводе с древнегреческого означает «слепой». Может быть, именно по этой причине возникло предположение, что древнегреческий поэт был слепым.

Если говорить о точной дате рождения Гомера, то она доподлинно до сегодняшнего времени неизвестна. Но существует несколько версий его появления на свет.

Итак, версия первая. Согласно ей, Гомер появился на свет спустя совсем мало времени после окончания войны с Троей.

Согласно второй версии, Гомер родился во время Троянской войны и видел все печальные события. Если следовать третьей версии, То время жизни Гомера варьируется от 100 до 250 лет после окончания Троянской войны.

Но все версии схожи в том, что период творчества Гомера, точнее его расцвет, приходится на конец 10 – начало 9 века до нашей эры.

Неизвестна точная дата рождения Гомера, также неизвестно и место появления древнего ритора на свет. Целых семь городов Греции спорят: где же на самом деле родился Гомер. Это, например, Афины, Колофон, Смирна, Аргос и другие.

По причине недостаточности многих биографических данных в связи с личностью Гомера стало появляться большое количество легенд.

Одна из них говорит, что незадолго до смерти Гомер обратился к провидцу, чтобы тот раскрыл тайну его происхождения на свет. Тогда провидец назвал Иос, как место, где Гомер скончается. Гомер отправился туда. Он помнил наставление мудреца – опасаться загадок от молодежи. Но помнить – это одно, а на деле всегда выходит по-другому. Мальчишки, которые удили рыбу, увидели незнакомца, разговорились с ним и загадали ему одну загадку. Он не мог найти на нее ответа, пошел в своих думах, запнулся и упал. Спустя три дня Гомер скончался. Там был и похоронен.

Перу Гомера принадлежит две гениальных поэмы: «Одиссея» и «Илиада». Греки во все времена так считали и считают. Некоторые критики стали подвергать этот факт сомнениям и стали высказывать точку зрения, согласно которой эти произведения появились только в 18 веке и принадлежат они совсем не Гомеру.

В 18 веке немецкие лингвисты издали труд, в котором речь идет о том, что в период жизни Гомера письменности не было, тексты хранились в памяти и передавались из уст в уста. Посему такие значительные тексты таким образом нельзя было сохранить.

Стоит отметить, что такие известные мастера пера, как Гете и Шиллер, все-таки авторство поэм отдавали Гомеру

Считаем, что важно привести еще дополнительные интересные факты, связанные с биографией и творчеством древнегреческого ритора

Во-первых, выборочный перевод текстов Гомера выполнил Михаил Ломоносов.

Во-вторых, в 1829 году Гнедич Николай впервые перевел полностью на русский язык «Илиаду».

В-третьих, на сегодня существует девять версий жизнеописания Гомера, но ни одну нельзя считать полностью документальной. В каждом описании большое место занимает вымысел.

5, 6, 7 класс древняя греция для детей

Интересные факты и даты из жизни

Гомеровский вопрос

Биография Гомера до сих пор остается загадкой, поскольку реальные факты из его жизни неизвестны. Некоторые ученые полагают, что это был один человек; другие думают, что эти знаковые произведения были созданы целой группой поэтов.

Литературный стиль Гомера, кем бы он ни был, больше попадает в категорию поэта-сказителя, в отличие от образа лирического поэта, например, как Вергилий или Шекспир. В этих историях есть повторяющиеся элементы, почти как в песенном припеве, что может предполагать наличие музыкальной составляющей. Тем не менее работы Гомера обозначены как эпическая, а не лирическая поэзия.

Определить точное место, где родился Гомер, тоже не удавалось, хотя ученые все еще не оставляют попыток. Издавна говорили, будто семь городов претендовали на звание родного для поэта: это Смирна, Итака, Колофон, Аргос, Пилос, Афины, Хиос. Но ученые близятся к мнению, что Гомер был родом из Смирны (сейчас – Измир в Турции) или жил недалеко от Хиоса, острова в восточной части Эгейского моря.

Вся эта спекуляция о том, кем он был, в итоге привела к тому, что сейчас известно как «гомеровский вопрос»: действительно ли Гомер вообще существовал? Это на сегодня и считается одной из величайших литературных загадок. Но хотя все эти связанные с авторством вопросы могут так никогда и не разрешиться, поэт по имени Гомер – вымышленный или реальный – все еще пользуется почтением благодаря своим эпическим и оказавшим большое влияние на поэзию всего мира произведениям: «Илиада» и «Одиссея».

На самом деле при таком колоссальном недостатке информации практически каждый аспект биографии Гомера берет свое начало из его творений. Например, то, что Гомер был слепым – данное утверждение основывается исключительно на персонаже «Одиссеи», слепом певце-сказителе по имени Демодок.

История жизни Гомера

Как бы то ни было, «Илиада» и «Одиссея» являются древнейшими памятниками греческой литературы и совершеннейшими образцами эпической поэзии мира. Содержание их охватывает одну часть великого троянского цикла сказаний. «Илиада» повествует о гневе Ахилла и возникших в связи с этим последствиях, выразившихся в гибели Патрокла и Гектора. Причем в поэме показан лишь фрагмент (49 дней) десятилетней войны греков за Трою.

«Одиссея» воспевает возвращение героя на родину после 10 лет странствий. (Мы не будем пересказывать сюжеты этих поэм. У читателей есть возможность насладиться этими произведениями, благо переводы великолепные: «Илиада» — Н. Гнедич, «Одиссея» — В. Жуковский.) 

Гомеровские поэмы сохранялись и распространялись путем устной передачи через профессиональных, потомственных певцов (аэдов), которые на острове Хиос составляли особое общество. Эти певцы, или рапсоды не только передавали поэтический материал, но и дополняли его собственным творчеством. Особое значение в истории гомеровского эпоса имели так называемые состязания рапсодов, устраивавшиеся в городах Греции во время празднеств. 

Полемика по поводу авторства «Илиады» и «Одиссеи», полуфантастический образ Гомера породили в науке так называемый гомеровский вопрос (до сих пор дискуссионный). Он включает в себя совокупность проблем — от авторства до происхождения и развития древнегреческого эпоса, в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества. Ведь первое, что бросается в глаза в текстах Гомера — это стилистические приемы, характерные для устной поэзии: повторы (подсчитано, что повторяющиеся эпитеты, характеристики одинаковых ситуаций, целые описания одинаковых действий, повторяющиеся речи героев составляют около одной трети всего текста «Илиады»), неторопливость повествования. 

Старец Гомер в лавровом венке. Картина из музея Генри Уолтерса

Общий объем «Илиады» около 15 700 стихов, то есть строк. Некоторые исследователи считают, что эти стихи настолько филигранно построены в безупречную композицию, что такого не мог бы сделать слепой поэт, что Гомер все-таки вряд ли был слепым. 

Давно подмечено, что автор «Илиады» потрясающе наблюдательный человек. Его рассказ очень подробен. Археолог Шлиман вел раскопки Трои, держа в руках «Илиаду» — оказалось, что ею можно пользоваться как географической и топографической картой. Точность прямо-таки документальная. 

Отличает Гомера и гениальная картинность, которая создается драматично, экспрессивно, с использованием особых эпитетов. Вообще СЛОВО в поэмах Гомера особо значимо, он в этом смысле истинный поэт. Он буквально купается в океане слов и достает порой особенно редкие и прекрасные из них, и очень уместные. 

Гомер. Барельеф на Лувре

Гибок язык человека; речей для него изобильно Всяких, поле для слов и туда и сюда беспредельно. 

Биография

Гомер – древнегреческий поэт — сказитель, собиратель легенд, автор древних литературных произведений «Илиада» и «Одиссея».

Точными данными о дате рождения сказителя историки не располагают. Остается загадкой и место рождения поэта. Историки считают, что наиболее вероятный период жизни Гомера – X-VIII века до нашей эры. Местом возможной родины поэта считают один из шести городов: Афины, Родос, Хиос, Саламин, Смирна, Аргос.

Еще более дюжины других населенных пунктов Древней Греции упоминались разными авторами в разное время, в связи с появлением на свет Гомера. Чаще всего сказителя считают уроженцем Смирны. Произведения Гомера обращены к древней истории мира, в них нет упоминаний о современниках, что усложняет датирование периода жизни автора. Существует легенда, что Гомер сам не знал места своего рождения. От Оракула сказитель узнал, что остров Иос был родиной его матери.

Статуя Гомера

Биографические данные о жизни сказителя, представленные в средневековых трудах, вызывают у историков сомнения. В работах о жизни поэта упоминается, что Гомер – имя, которое поэт получил из-за своей приобретенной слепоты. В переводе оно может означать «незрячий» или «ведомый». При рождении мать нарекла его Мелезигеном, что означает «рожденный у реки Мелеса». По одной из легенд, Гомер ослеп, когда увидел меч Ахиллеса. В утешение богиня Фетида наделила его даром песнопения.

Есть версия о том, что поэт был не «ведомым», а «ведущим». Гомером нарекли его не после того как сказитель ослеп, а наоборот – прозрел и стал говорить мудро. По мнению большинства античных биографов, Мелезиген был рожден женщиной по имени Крифеида.

Гомер

Сказитель выступал на пиршествах знатных людей, на городских собраниях, на рынках. Согласно мнению историков, Древняя Греция во времена жизни Гомера переживала свой расцвет. Поэт декламировал отдельные части из своих произведений, путешествуя от города к городу. Он пользовался почтением, имел ночлег, еду и не был грязным странником, которым иногда его изображают биографы.

Существует версия, что «Одиссея», «Илиада» и «Гомеровские гимны» — это творчество разных авторов, а Гомер был только исполнителем. Историками рассматривается версия, что поэт принадлежал к семейству певцов. В Древней Греции ремесленные и другие профессии часто передавались из поколения в поколение. В таком случае любой член семьи мог выступать под именем Гомера. Из поколения в поколение истории и манера исполнения передавались от родственника к родственнику. Данный факт объяснил бы и разный период создания поэм, и прояснил бы вопрос с датами жизни сказителя.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий