Архаический период древней греции (ix–viii вв. до н.э.)

Религия и мифология Древней Греции

Жители Эллады имели свою самобытную религию, которая связывала культуру, мифологию и искусство в единое целое. Греки считали, что главным богом является Зевс, сидящий на горе Олимп. Вместе с ним там проживали еще одиннадцать богов и богинь. Греческая религия, как и мифология, интересны тем, что своих богов элладцы представляли людьми, наделяли их человеческими чертами характера, поведения. Богам были присуще те же чувства, что и людям, пороки и желания, которые присутствовали в античном мире.

Мифология формировалась в течение нескольких веков, и отражала все проблемы, с которыми сталкивались греки в повседневной жизни. Помимо богов, греческая мифология богата на таких персонажей, как смертные герои, например, Ахиллес и Геракл, мифические существа. Это были сатиры, оры, нимфы, лесные и речные чудовища, драконы, музы, драконы и ехидны.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Минойский или Крито-Микенский период (2700 – 1400 гг до н.э)

Самая ранняя древнегреческая цивилизация возникла на острове Крит. Это была первая культура, возникшая в Европе. Археологи обнаружили трехэтажные дворцы, построенные в ту эпоху. Самым известным является Кносский дворец царя Миноса. Именно в его правление цивилизация достигла максимального расцвета, поэтому и период называют Минойским, а критян минойцами (больше о Минойском периоде вы можете узнать тут).

Кносский дворец царя Миноса

Каждый из найденных и изученных дворцов имеет уникальные черты, но у всех есть объединяющие особенности. Так, минойские дворцы были монументальными и многоэтажными сооружениями с внутренними дворами и массивными колоннами.

Прекрасно развитая система водоснабжения и канализации говорит о высоком уровне развития. Минойцы были жизнерадостным и артистическим народом. У них было превосходно развитое сельское хозяйство. Минойцы не только разводили скот и выращивали зерновые культуры, но и одомашнили пчёл, культивировали оливу и виноград. Также известно, что минойцы активно охотились на диких кабанов и птиц. Разнообразие продуктов привело к росту и улучшению здоровья критского населения. Не последнюю роль в процветании минойской цивилизации играло письмо. Минойцам принадлежат самые древние из найденных на Крите иероглифов. Никто не знает, был ли у местных особый язык или они заимствовали письмена из Месопотамии и Египта. Иероглифы долгое время использовались параллельно с линейным письмом А.

К тому же критяне были еще и выдающимися мореплавателями, имея прекрасный по тем временам флот. В Восточном Средиземноморье минойскому флоту не было равных: он безоговорочно влиял на все процессы, основывал колонии и боролся с пиратами.

Минойцы имели огромное влияние за пределами Крита, например на материковой Греции найдено немало ремесленных изделий, привезённых с острова. Минойцы наладили торговые связи, в том числе с Египтом, откуда завезли на Крит архитектурные идеи и папирус. Они поддерживали отношения с Сирией и Месопотамией. До сих пор фрески и прочие артефакты минойцев продолжают находить в разных точках — на Кипре, в Анатолии и даже в Израиле. Всё это указывает на высокий уровень организации и стремление к установлению контактов с другими народами.
Однако процветание цивилизации нарушила природная катастрофа. Это было сильнейшее извержение вулкана Тира (нынешний — Санторини). Мощная волна подземных толчков, докатилась до берегов Крита и привела к необратимым последствиям. Туча пепла и вулканической пыли накрыла остров. Оказались разрушены жилые кварталы и наиболее важные дворцы. Почти нетронутым остался только Кносский дворец.  Впоследствии здесь зародилась династия, влиявшая на жизнь Крита до прихода Микенцев.

Вслед за разрушениями от вулкана пришла новая беда. С Севера на остров вторглись чужеземцы. В основном это были племена ахейцев и микенцев. Их назвали так по наиболее хорошо изученному центру — дворцовой цитадели и гробницам в Микенах (Пелопоннес). Это и есть предки греков. Захватив остров, они адаптировали линейное письмо минойцев к потребностям собственного языка. Они расселились по всему острову и заимствовали элементы критской (минойской) культуры. После этого Крит стал периферией греческой цивилизации, а ее центр перенесен на материковую часть.

Примерно в 1650-1100 гг до н.э. на материковой части существует Микенская цивилизация, которая находится под влиянием Крита. Микенцы переняли многие культурные навыки минойцев, искусство, а главное письменность. Однако микенцы гораздо воинственнее минойцев.

Наступает расцвет бронзового века. Основным материалом является бронза, она дорогая, потому что в Греции нет ни меди, ни олова, зато микенские кинжалы очень ценятся. Микенские правители жили во дворцах, но не таких, как критские, а с большими укрепленными стенами.

В это время возникают многие города Греции: Микены, Аргос, Спарта, Фивы, Афины. На микенских табличках можно прочесть имена некоторых божеств, таких как Посейдон, Аполлон, которые были известны позже.

К концу XIII — началу XII века микенская цивилизация переживает упадок. Ученые связывают это с климатическими изменениями.

Последнее успешное мероприятие микенских царей — это знаменитая Троянская война 1190 года до н.э. Микенцы объединились, отправились в поход на Трою, долгое время осаждали город на берегу пролива Дарданеллы и захватили его.

О Троянской войне мы знаем из археологических раскопок, Троянская война окончательно подорвала силы микенских государств, и в XII веке микенские царства пали в результате вторжения дорийцев. Дорийцы — тоже греки, это следующая волна колонизации.

Периодизация

В исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

I. Крито-микенская эпоха.

Минойский Крит. История и культура Крита III-II тыс. до н.э.

Ахейские государства во II тыс. до н. э.

II. Гомеровская эпоха.

Экономика, социальный и политический строй гомеровской Греции.

III. Архаическая эпоха.

Экономическое и социальное развитие Греции в VIII-VI вв. до н.э. (разложение сельской общины, возникновение развитых городских центров, обострение отношений между знатью и народом).

Великая колонизация VIII-VI вв. т до н.э., ее причины, характер и основные направления. Отношения греческих колоний со своими метрополиями и местным населением.

Ранняя греческая тирания. На примере Сикиона, Коринфа и Самоса.

Возникновение Спартанского государства. Утверждение дорийцев в Лаконике, первоначальное устроение спартанской общины и проблема Ликурга, роль Мессенских войн. Социальный и политический строй древней Спарты. Особенности общественной жизни спартиатов.

Предание и археология о начале формирования Афинского государства. Возникновение нового городского центра и так называемый синойкизм Тезея, политический строй и социальные отношения в Афинах в эпоху господства эвпатридов.

Начало демократического движения в древней Аттике. Реформы Солона.

Тирания в Афинах (внутренняя и внешняя политика Писистрата, правление Писистратидов, падение тирании в Афинах).

Реформы Клисфена, их историческое значение.

IV. Классическая эпоха.

Начало Греко-Персидских войн. Ионийское восстание и первые походы персов на Грецию (492-490 гг. до н.э.).

Поход Ксеркса. Решающие успехи греков при Саламине в 480 и при Платеях и Микале в 479 гг до н. э.

Делосский морской союз, его образование, структура и тенденции развития.

Рабство в классической Греции. (Источники рабства, использование и положение рабов, экономические и социальные последствия рабовладениея).

Демократия в Афинах. Развитие демократии в Афинах в V в. до н. э. (Фемистокл, Эфиальт, Перикл). Политический строй и социальная политика афинской демократии в V в. до н.э.

Пелопонесская война. Причины и поводы Пелопоннесской войны. Первый период Пелопоннесской войны (до Никиева мир). Второй период Пелопоннесской войны (после Никиева мира)

Олигархическое движение в Афинах в период Пелопоннесской войны, перевороты 411-404 гг. до н.э.

Борьба за гегемонию в Греции в первой половине IV в. до н.э. (преобладание Спарты, Коринфская война, возвышение Фив, второй Афинский союз).

Социально-политическое развитие Македонии в V — первой половине IV в. до н.э.

Внутренняя и внешняя политика Филиппа II. Борьба Филиппа за гегемонию в Греции.

Коринфский конгресс 338/337 г. до н.э. и создание греко-македонского политического единства.

V. Эллинистическая эпоха.

Александр Македонский. Государственная политика, организация мировой греко-македонской державы.

Поход Александра Македонского на Восток.

Эллинистический Египет (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).

Держава Селевкидов (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).

Социальные движения в Греции в эллинистическое время. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте.

Знатные люди в гомеровской Греции.

С ростом богатства басилеев и старейшин возрастала и их власть над племенем. Народные собрания созывались всё реже: на Итаке за 20 лет собрание было созвано только один раз. Если простой воин спорил с басилеями, те угрозами и побоями заставляли его замолчать. Все дела племени стал решать совет старейшин во главе с басилеем.

Басилеи и старейшины передавали по наследству своим сыновьям не только свои богатства, но и власть над племенем. Их сыновья и внуки, подрастая, становились басилеями и старейшинами. Положение человека стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от его происхождения, то есть от того, из какой семьи он происходил.

Люди, происходившие из семей басилеев и старейшин, называли себя знатными (знаменитыми). Чтобы ещё больше возвыситься над простыми родичами, знатные люди утверждали, что их предками были боги.

К концу гомеровского времени знатные семьи захватили в свои руки богатства и власть над племенами. В Греции начали обращать людей в рабство, хотя рабов было ещё немного. У греков в это время происходил постепенный переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.

ИЗ ОПИСАНИЯ ЩИТА АХИЛЛА В ПОЭМЕ «ИЛИАДА»

Что можно сказать о хозяйстве басилеев на основании описаний щита и дворца?

  • Дальше царский участок представил художник искусный.
  • Острыми жали серпами подёнщики спелую ниву.
  • Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,
  • Спешно сбирая колосья, охапками их подносили.
  • На полосе между ними, держа в руке свой посох,
  • Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце…
  • Слуги пищу поодаль под тенью готовили дуба.
  • Сделал потом на щите он и стадо коров пряморогих…
  • С громким мычаньем они из загона на луг выходили…
  • Спереди вдруг два ужаснейших льва напали на стадо
  • И повалили быка; ревел и мычал он ужасно,
  • Львами влекомый… Пастухи же
  • Тщетно старались на львов собак натравить резвоногих…

Ремесла и торговля у греков гомеровской эпохи

Круг мореходства и торговли греков в поэмах Гомера ограничивается почти исключительно островами Эгейского моря и берегами Малой Азии и Греции. Об Италии, Сицилии, Керкире (если действительно Керкира), об Эпирском прибрежье Гомер знает лишь по смутным слухам. Черное море ему неизвестно; он слышал только о фракийцах и «укротителях коней», живущих в скифской земле, Он знает о «реке» Египте, о стовратных Фивах, лежащих, по его сведениям, близ моря, о Ливии, – но знает тоже лишь по темным слухам. Северный берег Африки оставался и гораздо позже гомеровского времени неведомою страною. Через 150 лет после 1-ой олимпиады, когда греки хотели плыть в Ливию, трудно было найти греческого кормчего, который знал бы, как плыть туда – так говорится в легенде об основании Кирены. Часто упоминается в песнях Гомера «о сидонских мужах», хитрых купцах, приезжающих на острова и берега Греции: они привозят наряды, одежду, посуду искусной работы, золото, серебро, олово, электр (или янтарь, или металлический сплав, имевший в своем составе золото), и на эти товары выменивают от греков шкуры, шерсть, рабов. Кипр, Крит и другие восточные острова хорошо известны Гомеру. Греки уже имели там колонии; на Крите видели они так много городов, что по счету Гомера там было их почти сто. Критяне и карийцы – страшные морские разбойники. Финикияне лишь иногда, при удобном случае, захватывают знатного юношу или обольщают греческого мужа обманчивыми словами. Разбой на море длился и по прекращении безурядицы на суше, замечает историк Грот, а Эгейское море во все времена больше других морей страдало от пиратства; потому греки Гомера постоянно спрашивают приплывших к ним иноземцев, для честных дел приплыли они, или с дурным намерением.

Амфора 950-900 до Р. Х. с росписью характерного для гомеровской Греции протогеометрического стиля

Монеты были неизвестны в гомеровской Греции. Торговля там ведется лишь меновая. Единицею оценки служит обыкновенно вол. Рогатый скот и овцы даются в подарки, в выкуп за пленных, в плату за покупаемых рабов. Из металлов самые обыкновенные – золото и медь; серебро и железо встречаются реже; даже оружие делается вообще не из железа, а из бронзы.

Первые греческие города были построены в некотором расстоянии от моря, на скалах или холмах; так было нужно для безопасности от набегов с моря и с суши; с тех сторон, откуда доступ был легок, защищали город стенами. После, когда грабительство стало уменьшаться, и жизнь сделалась более мирной, начали строить дома и по спускам холма от прежнего города, и на равнине; эти новые части города окружали степами; старую часть города на холме стали называть акрополем. Такой состав имели Фивы, Афины, Аргос. Города в колониях строились таким же порядком. Но иногда случалось, что жители вовсе покидали старый город, стоявший на холме, все переселялись на приморское место, удобное для мореходства, и новый город весь стоял на прибрежной равнине. В исторические времена еще были видны на горах развалины старых покинутых городов.

Городская жизнь в гомеровской Греции уже получила довольно высокое развитие. В городах были хорошие дома, великолепные дворцы и храмы; города были обведены стенами; кругом них были виноградники и оливковые рощи. В греческих городах жили ремесленники; у Гомера упоминаются плотники, кузнецы, кожевники, горшечники, тележники, токари, работавшие изделья из рога. Одежду и ковры делают у Гомера женщины. Были гадатели, были врачи. Бедные женщины пряли шерсть по найму, чтобы на плату кормить детей (Илиада 12, 434). Но искусство писать еще грекам неизвестно. Изящные искусства находятся еще в очень грубом состоянии. Между прочим, упоминается и о живописи. Все те превосходно сделанные вещи, которым дивятся греки гомеровской эпохи, – хорошее оружие, красивая посуда, драгоценные ожерелья, – или получены с востока, или приписываются божественным художникам, Гефесту Дедалу; бронзовые вещи – обыкновенно .

Заселение Эллады

Люди стали появляться на южных окраинах Балканского полуострова в период среднего палеолита. Следы первобытного человека были обнаружены от Македонии до Элиды. В неолите люди уже занимались земледелием, разводили скот, стали строить дома, складывался родовой строй, который в 3-2 тыс. до н.э. перерос в раннеклассовое общество.

В эгейский период происходило заселение материковой и островной Греции. В частности, на Крите развивалась минойская культура, на материковой части – элладская, а на островах – кикладская.

В бронзовом веке активно развивалась цивилизация на греческих островах. Для этого периода были характерные следующие черты и достижения:

  • Началась добыча руд, в том числе медной;
  • Люди стали применять активно серебро и свинец;
  • Оружие, украшение, орудия, вещи культа изготовлялись из металла;
  • Создавались керамические и гончарные изделия;
  • Развивалось строительство и ремесла, связанные с ним. Это позволило развивать судоходство. Строительство кораблей способствовало постепенному освоению соседних с Грецией островов. Следствием чего, древние греки установили господство над побережьем всего Эгейского моря;
  • Возникли крупные города, которые были центрами тех или иных племен. Располагались населенные на возвышенностях, что говорит о начале дифференциации общества. Появились правители, которые стремились возвышаться над другими людьми. Это спровоцировало первые межплеменные войны в Древней Греции.

В бронзовом веке центром социального и хозяйственного развития был Крит, на котором сложились несколько государств. К ним относятся Фест, Маллия, Кнос. По своему характеру – это были раннерабовладельческие государства, в которых существовала своя письменность (иероглифическая). В самом конце бронзы на Крите начался новодворцовый период, в течение которого происходило создание новых дворцов и обновление старых. Крито-микенская цивилизация было одной из самых развитых в Древней Греции, при которой значительно расширились связи с внешним миром, морское господство, укрепились города. В 1470 г. до н.э. на острове Фера случилось землетрясение, которое дошло и до Крита. Мгновенно были разрушены и города, и дворцы, и флот. Погибло и все население острова, после чего его территория стала приходить в запустение. Через сто лет Кносский дворец был восстановлен, но былого могущества это государство уже не достигло.

На материке возникли другие центры рабовладения, ставшие отдельными городами-государствами. Это были Пилос, Тиринф и Микены, которые создали ахейские племена. Они строили не только военные корабли, но и большие торговые суда, что позволило установить господство над существующими торговыми путями того времени. Изделия ахейцев продавались в такие страны Востока, как Финикия, Сирия, Египет. Встречаются изделия древних греков и в Малой Азии, и в Италии. Ахейцы придумали собственную письменность, которая в отличии от критской была не иероглифической, а слоговой.

Цари в гомеровской Греции

Взглянем прежде всего на государственные учреждения гомеровской Греции. По описаниям Гомера в каждой греческой общине мы видим царя. Он храбрейший и искуснейший войн; он водит своих сотоварищей в бой. По своему божественному происхождению, он наследственный знаток вечного закона, данного и хранимого богами; потому он судья, защитник справедливости; он представитель общины перед богами, приносит им жертвы и молитвы за нее. Итак, военачальник и судья, «богорожденный», «боговоспитанный» царь был и посредником между народом и богами. Царская власть считалась в гомеровской Греции божественным учреждением. Данная богами предку нынешнего царя, имевшему божественное происхождение, она переходила по наследству от поколения к поколению, обыкновенно от отца к старшему сыну. Но получающий ее должен был иметь качества, делающие достойным скипетра. Греческий царь должен быть храбр в битве, мудр в совете, красноречив в народном собрании. Он должен превосходить всех физическою силою и боевым искусством. Слабых, состарившихся или невоинственных царей мало слушались. Описывая красноречивого царя, искусного судью, Гесиод выражает общие понятия гомеровской Греции об этих качествах монархов:

«На кого из богоблаженных владык при рождении благосклонно взглянули дочери Крониона (Музы), у того на языке сладкая роса и речь его течет как мед. Все взирают на него, произносящего решение по закону; он говорит убедительно и искусно умеет быстро примирять ссоры. Правителям дается разум, чтоб они всенародно доставляли полное удовлетворение обиженным, убеждая кроткими словами. Когда царь идет по городу, все чтут его с благоговенною любовью, как бога, и в народном собрании он превосходит всех разумом». (Теогония , 81 и след.).

В гомеровский период греческой истории царь владел обширными землями, многочисленными стадами, имел средства угощать своих сподвижников в богато украшенном дворце, обширный двор которого был обведен каменною стеною. Кроме земель, составлявших его собственность, в пользовании царя находилась государственная земля; были установлены законом натуральные повинности в его пользу. Царь получал добровольные дары; получал, по своему сану судьи, штрафы с виновных; в случае войны, получал пособия на содержание войска. На религиозных праздниках ему предоставлялись лучшие куски освященных жертвоприношением животных. Как явствует из замечаний Гомера, при дележе добычи, греческому царю отдавалось самое лучшее из неё; в особенности, отдавались ему самые красивые пленницы, драгоценные вещи, хорошее оружие. Энергические цари правили с неограниченною властью; были без сопротивления выносимы и произвольные, суровые, несправедливые поступки их. От слишком больших злоупотреблений властью удерживались они боязнью гнева богов и общественным мнением. Чтоб узнавать общественное мнение и поступать сообразно ему, греческий царь гомеровской эпохи собирал совет вельмож и старшин, обыкновенно во дворец, на обед; созывал народное собрание; оно совещалось на площади; герольды поддерживали порядок. Но ни совет вельмож, ни народное собрание не имели правительственной власти; царь не был обязан подчиняться их решениям.

Царь излагал народному собранию свои мысли. Вельможи, сидевшие подле него на камнях, высказывали свои мнения; каждый, начиная речь, брал в руку ораторский жезл, подаваемый герольдом. Народ стоял кругом; он выражал сочувствие криком одобрения; в случае несочувствия молчал; тем и ограничивалась его роль; одобрял ли, или не одобрял дело, он должен был повиноваться. Одиссей говорит у Гомера: «Многовластие вредно; должен быть один властитель, царь, которому Зевс дал скипетр власти» (Илиада 2, 204); – эти знаменитые слова выражают всеобщее убеждение того времени. Когда Терсит отважился порицать Агамемнона , Одиссей побил его до слез. Но в гомеровскую эпоху греческие «пастыри народов» находили полезным не поступать самовольно, а убеждать вельмож и народ в справедливости и разумности своих распоряжений, чтобы повиновение было усердное. Агамемнон говорит Менелаю, что царь не должен быть высокомерным, должен оказывать почет каждому, говорить любезным тоном (Илиада 10, 68). Одиссей говорит: «Когда храбрыми мужами правит хороший царь, чтящий богов и охраняющий справедливость, то земля дает обильный урожай пшеницы, ячменя и других плодов, стада размножаются и море дает много рыбы», (Илиада 19, 108). «Идеал правителя героических времен – храбрый царь, изобретательный на войне, превосходящий всех окружающих умом, так что вельможи соглашаются с ним, а народ ему предан» (Грот). Царь владыка людей, как Зевс владыка богов.

Архаический период истории Древней Греции (VIII–VI вв. до н.э)

История Древней Греции отводит особое место Архаическому периоду. В эту эпоху были заложены основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики — это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа.

В архаический период обновилась культура Греции. Центром новой системы ценностей стала человеческая личность, появились новые литературные жанры. На смену эпосу пришла лирическая поэзия, которая описывала радость, горе и чувства. Также философия зародилась как наука в результате попыток греческих мыслителей понять, какое место в этом мире отведено человеку. Кроме того, в Греции тех времён развивалась живопись, и лучший пример — керамика, сохранившая удивительную по красоте роспись. В эпоху архаики получили широкое развитие главные виды древнегреческих ваз: гидрии для ношения воды, объёмные кратеры для смешивания вина с водой, овальные амфоры с двумя ручками и узкой шейкой, в которых хранили зерно, масло, вино и мёд. Форма сосудов полностью соответствовала их назначению, а роспись приобрела гибкие линии. Постепенно усложняется техника исполнения — она требует от художника большего мастерства.

Больше внимания стали уделять декорированию храмов и общественных зданий. Храмы строили на самых видных местах, поскольку они являлись центром не только духовной, но и политической деятельности. Именно в это время создали ордерную систему, которая предопределила развитие греческой архитектуры. В период архаики выделились два ордера: ионический и дорический. Последний характерен для греческих колоний в Южной Италии и на Пелопоннесе, а его происхождение связывают с городами Ионии.

Перемены во всех сферах обусловливались экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат — появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях — города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее. Например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» — приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.

Особый этап архаического периода — Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном — берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия — города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Быт гомеровской Греции

Поэмы Гомера рисуют нам ранний быт мелких древнегреческих государств в следующих чертах. Во главе государственной общины стоял царь, называвшийся по‑гречески басилевс. Цари происходили из родов, которые вели свое происхождение от богов; наследование переходило от отца к старшему сыну. Царь, как в старину родовладыка, был для своего народа и военным вождем, и высшим судьей и верховным жрецом. Знаком царского достоинства был жезл (скипетр), откуда эпитет царей – скиптроносцы. В важных случаях царь должен был совещаться со старейшинами (геронтами): это были преемники старых родовладык, а теперь они составляли думу (буле) царя, помогавшую ему своим советом и содействием в делах управления и суда. Для обнародования решений, принятых царем с его советом, или для того, чтобы получить общее согласие на какую‑либо важную меру, царь через своих глашатаев созывал весь народ на вече (агора, экклесия), которое выражало свое согласие или несогласие лишь криком, сравниваемым у Гомера с шумом морских волн. В гомеровский период единственными занятиями греков были еще скотоводство и земледелие, а торговлею они еще не занимались. Для обогащения, впрочем, служила им и война. Сражались на колесницах, бросая в неприятеля длинные копья, или врукопашную при помощи меча или кинжала. Вооружение греков было такое же, каким пользовались народы Малой Азии, – между прочим шлемы, латы, щиты и поножи, сделанные из меди (железо вошло в употребление позднее).

Упадок Древней Греции

В конце 4 в. до нашей эры Эллада вступила в новый период развития, который в историографии называется эллинистическим. Он был связан с именем Александра Македонского, сына Филиппа Второго. Его завоевания качественно изменили все сферы жизни в Греции, сформировали множество других государств, обогатили греческую культуру. Александру Македонскому удалось создать огромную империю, которая прекратила существование сразу же после его смерти в 323 г. до нашей эры.

Эллинистический период в Греции характеризовался следующими событиями:

  • Создание постоянных союзов городов, полисов. Такие образования носили военные характер, и были направлены на то, чтобы оспорить господство Македонии, Спарты или Афин в Греции;
  • Возглавлялись полисы олигархами или царями, которые постоянно между собой воевали;
  • Македония выиграла борьбу против Афин, что положило конец знаменитой афинской демократии;
  • Македония потеряла власть над Балканами, поскольку против нее постоянно боролись Ахейский и Этолийский военные союзы;
  • Смерть Александра Македонского развязала борьбу между его приемниками, в результате чего разрушались города, гибли люди, активизировалась продажа людей в рабство, создавались новые колонии. На Греции стали нападать и пираты, особенно от этого страдали островные и прибрежные полисы;
  • В полисах обострилась социальная борьба, которая зависела от того, какая политическая сила вмешивалась во внутренние дела Греции. Это были и римляне, и персы.

В 196 г. до н.э. происходили Истмийские игры, на которых полководец Фламинин объявил, что греки имеют свободу. Это усилило популярность Рима в Греции, которая фактически стала собственностью республики. В 27 г. до н.э. Эллада стала одной из римских провинций под названием Ахайя. И так продолжалось несколько столетий, пока в 4 в. нашей эры набеги варваров не разрушили Римскую империю, разделив ее на Западную и Восточную. На основании последней стала формироваться новая политическая сила на Балканском полуострове – Византийская империя.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий