Гораций

Рекомендации Горация с пояснениями

«Будь доволен тем, что в руках имеешь». Поэт подразумевал простую жизненную истину, которая гласит, что нужно жить и радоваться сегодняшним днем и не осуждать создателя за то, что не всякий человек знатен и богат. Все блага следует получать честным способом и довольствоваться малым.

«Пользы в деньгах нет, если ты их копишь, но не тратишь». Как много случаев знает история, когда человек всю жизнь стремился заработать капитал, отказывая себе во многом, а, заработав его, скоропостижно скончался. Гораций считает такую философию неправильной: нужно равномерно тратить заработанные деньги и жить полноценно, без ограничений.

«Печали жизни разгоняй вином, но знай меру». Гедонизм как направление в эстетике пропагандирует идею о наслаждении как о высшей цели человеческой жизни. Гораций разделял эту точку зрения наполовину: винопитие, безусловно, может утолить печали, но не стоит им злоупотреблять.

«Влюбляйся, но не страдай от любви». Гораций, биография которого пестрит семью женскими именами, вывел истину, благодаря которой мужчина может жить в ладу со своим сердцем. Он не отрицает любви, но выступает против страсти и страданий.

Трагедия «Гораций»

Монументальное трагедийное произведение «Гораций» Корнель завершил в конце 1639 года. В первый раз оно поставлено на сцене театра дю Маре весной 1640 года. В начале 1641 года трагедия вышла в печатном виде.

Исследователи творчества Пьера Корнеля и критики едины в своем мнении о том, что автор создал произведение, которое показывает с неимоверной силой политические цели абсолютистского государства. А именно:

  • нация должна быть едина;
  • феодальная анархия должна быть ликвидирована;
  • власть монарха безоговорочная;
  • гражданский долг и обязанности должны находиться над личными интересами и пристрастиями.

В «Горации» Корнель показывает героя, который стоит перед выбором — руководствоваться в своем поведении чувствами, семейными обязанностями либо исполнять долг перед государством. Древнеримская обстановка трагедии является лишь ширмой для показа актуальных общественных проблем периода, в котором живет Пьер Корнель. Конфликтная ситуация в трагедии предельно обнажена. А ситуация виртуозно показана посредством симметричности персонажей произведения.

Гораций в мировой поэтической традиции

Гораций был скоро признан «классиком», и его произведения сделались предметом чтения и комментирования в римской школе. Ему подражали римские сатирики Персий и Ювенал. В Средние века в поэзии Горация особенно ценили его морально-философские произведения — сатиры и послания. Эпоха Возрождения оценила Горация не только как этического, но лирического поэта. Ему подражали как на латинском, так и на национальных языках — и его поэтическое наследие сыграло большую роль в формировании новоевропейской лирики. В русскую литературу темы и мотивы Горация вошли с Антиохом Дмитриевичем Кантемиром и встречаются у Ломоносова, Гавриилы Романовича Державина, Пушкина, Антона Антоновича Дельвига, Аполлона Николаевича Майкова и др.

[]

Особенности творчества

Квинт Гораций Флакк был многогранным поэтом, который создал образцы поэзии в разных лирических жанрах – одах и гимнах. Оба произведения по форме и настроению достаточно торжественны. Однако его оды, выпущенные в четырех книгах, не направлены на восхваление чьих-либо заслуг, а отражают жизненную мудрость поэта и его философию. Гораций дает в них советы, обращаясь к тому, кому посвящены оды.

Все творчество великого римского поэта можно разделить на несколько циклов по жанрам:

1. Эподы (стихотворения-двухстишия ямбического характера).

2. Сатиры (произведения обличительного характера). Написаны гекзаметром.

3. Оды (лирические стихотворения, посвященные какому-либо событию).

Гораций, биография которого представлена тремя периодами творчества, всю жизнь придерживался философии золотой середины, построенной на мудрости, рассудительности, красоте, добродетели и гармонии.

Мастер стихотворных размеров

Гораций иногда не скрывает в своих стихах свое происхождение и не стыдится, что является сыном отпущенного на волю раба. По подсчету литературоведа Михаила Гаспарова, поэт использовал в своей поэзии 12 видов древнегреческих строф, его гениальность заключается в мастерском знании и владении стихотворным искусством. В первой книге своих од он дал «парад» этих размеров, представил сапфическую, алкееву и другие строфы. Кроме од Гораций, годы жизни которого были весьма продуктивными, работал с эподами, которые очень схожи по форме с припевками. В них выражается политическое содержание и, как в ямбах, высмеиваются недостатки народа и людей (ярчайший пример – «К римскому народу»).

Поэзия и жизнь

В своих произведениях Гораций отразил жизненные обстоятельства, с которыми ему пришлось столкнуться. Родился будущий поэт 8.12.65 до нашей эры, в семье вольноотпущенника, владевшего небольшим имением в сельской местности.

Такое происхождение будет влиять на его мироощущение практически до конца жизни. Дети вольноотпущенников формально считались свободными гражданами, однако неофициально рассматривались как неполноценные.

Гораций прилагал все силы, чтобы избавиться от этого «бремени»: накопив значительную сумму денег, он «вкупился» в сословие всадников (привилегированный класс римских граждан, некий прообраз дворянства), а затем таким же образом вошёл в коллегию государственных писцов.

Несмотря на изначально небольшие средства, отец Горация пожелал, чтобы сын получил самое лучшее образование. Он уехал из деревни в Рим, где устроился на аукцион комиссионером.

Доход от такой деятельности позволял ему оплачивать образование сына. Так что несмотря на то, что в своих одах Гораций описывает отца как «бедного, честного крестьянина», деньги этот человек, по-видимому, имел значительные.
В результате Гораций прошёл все ступени тогдашнего полного образования.

Сначала он учился в Риме, в школе Орбилия, а впоследствии уехал в Афины, где в платоновской Академии изучал греческую философию и литературу. В Академии тогда учились в основном представители римской аристократии, так что Гораций был практически единственным незнатным учеником.

В Афинах поэт настолько овладел греческим, что стал писать на нём стихи.
В то время Гораций был приверженцем республиканских идей. Это позволило ему сблизиться с Брутом, который приехал в Академию сразу после убийства Цезаря.

Брут собирал единомышленников-республиканцев, чтобы сразиться с наследниками Цезаря. В этой армии Гораций удивительным образом получил должность военного трибуна – это высшее офицерское звание, для сына вольноотпущенника такое назначение выглядело необычным.

Исследователи считают, что здесь решающую роль сыграли деньги – именно тогда на сумму в 400 тысяч сестерциев поэт приобрёл право вступить в сословие всадников.
Армия Брута, однако же, потерпела поражение и с позором бежала с поля боя. Вследствие этого Гораций задумывается о своих убеждениях и меняет их, становясь сторонником принципата – прообраза императорской власти.

В своих стихотворениях, посвящённых этим событиям, он укоряет себя за то, что бежал со сражения, бросив щит. Такой поступок считался проявлением трусости и наивысшим позором.
Поэт вернулся на родину, однако оказалось, что его область перешла к наследникам Цезаря. Имение Горация было конфисковано, а сам он вынужден был переехать в Рим и устроиться квесторским писцом, ответственным за государственный бюджет.

Оплачиваемый труд в те времена аристократы не приветствовали, однако некоторые профессии, в том числе и эта, считались почётными, так что Гораций не лишился общения с высшим светом. Мало того – впоследствии он сблизился с Меценатом, который стал его покровителем и настоящим другом.

Впрочем, Гораций не злоупотреблял дружбой с высокопоставленным человеком, близком к высшей власти, и в общении с Меценатом проявлял скромность и тактичность.
Октавиан Август, фактически ставший первым римским императором, тоже пожелал приблизить Горация к себе и сделать его своим секретарём.

Поэт, однако, уклонился от этого предложения, поскольку заняв такую должность, он лишил бы себя независимости. А независимость он ценил больше всего на свете, тем более что под крылом Мецената она уже была ограничена.

Как уже говорилось, Гораций с определённого времени стал сторонником сильной диктаторско-монархической власти, которую представлял Август. Сторонником, но не горячим фанатиком: Августу он был благодарен главным образом за то, что в его правление прекратились гражданские войны и в Риме воцарился мир.

История римской литературы в именах

Самым известным римским комедиографом считается Тит Макций Плавт. Он написал около пятидесяти комедий, но до нас дошло всего 19. В общей сложности ему принадлежит свыше 20 тысяч стихотворных строк.

Тит Лукреций Кар и Гай Валерий Катулл являются ярчайшими представителями римской литературы периода республики. Первый является автором труда «О природе вещей», а второй прославился своими любовными стихотворениями.

Публий Вергилий Марон пробовал себя во многих литературных жанрах. Этот древнеримский поэт является автором героической поэмы «Энеида»

Публий Овидия Назона называют младшим современником Горация. Он является автором поэмы «Наука любви», написанной в ироническом духе, а также сборником песен «Аморэс».

Федр является выдающимся поэтом-баснописцем, который первый начал писать басни в стихотворной форме. Он прославился собственными произведениями и переводами Эзопа.

Изначально термин «проза» использовался римлянами для обозначения неритмизованной речи. Первые произведения в нестихотворной форме появились значительно позднее. Известным прозаиком принято считать Апулея – автора авантюрного романа «Золотой Осел», за ним по значимости стоит Петроний Арбитр, который написал «Сатирикон».

Упоминание книг автора:

Цитаты из книг автора

Замок Отранто

<p>Тот, кто наблюдает за игрой со стороны, часто видит в ней больше, чем ее участники</p>

Замок Отранто

<p>Ведь для влюбленных нет большего удовольствия, как говорить о тех, по ком они вздыхают.</p>Бьянка

Замок Отранто

<p>Небо насмехается над близорукими расчётами человека.</p>

Замок Отранто

<p>Тот кто наблюдает за игрой со стороны, часто видит в ней больше, чем её участники.</p>Бьянка

Замок Отранто

<p>Кроме того, если любовь уравнивает людей различного звания, она также поднимает всех над их обычным состоянием: я уважаю всякого влюблённого молодого человека.</p>

Все рецензии

Выбор воинов для поединка

Однако перед решающей битвой предводитель Альпы Лонга обратился к римскому царю Тулу с предложением о необходимости принятия мер для недопущения взаимного полного уничтожения. Он убедил римлянина вынести разрешение имеющихся противоречий на поединок воинов, по три человека с каждой стороны. А от битвы надо отказаться, так как альбанцы и римляне являются одним народом, к тому же между собой связаны многочисленным кровными и родственными узами. По условию поединка цари договорились о том, что чьи войны будут повержены, тот город и станет вассалом города победителей.

С римской стороны жребий выпадает на троих братьев из семьи Горация. С противоположной стороны, от города Алба Лонге, выступать предстоит трем братьям-бойцам из семьи Куриациев. Кланы Горациев и Куриациев повязаны дружескими и родственными связями. У старшего брата семьи Горациев жена Сабина является сестрой братьев Куриациев. А сестра Горациев Камила обручена со старшим братом из клана Куриациев.

Библиография

  • Новое издание Heinze R., Lpz., .
  • Критич. изд. Volmer F., Lpz., .
  • Гай Светоний Транквилл. Жизнеописание Горация.
  • Schanz M., Gesch. d. röm. Liter., I, München, .
  • Ribbeck, Gesch. d. röm. Dichtung, Stuttg. .
  • Stemplinger, Ed., Horaz im Urteil der Jahrhunderte, Lpz. .
  • Campbell A. V., Horace. A new interpretation. .
  • Нагуевский Д. И. История римской литературы. т. II. Казань. .
  • Благовещенский Н. М. Гораций и его время. СПб, 1864. 2-е изд. Варшава, .
  • Коссович И. А. Горацианские лирические размеры, их применение к русской метрике, с приложениями и пояснениями. Варшава, . 118 стр.
  • Цветков П. Мысли Горация о поэзии и условиях совершенства поэтических произведений в «Посланиях к Пизонам» (речь). М., 1885.
  • Зенгер Г. Э. Критический комментарий к некоторым спорным текстам Горация. Варшава, 1886. XL, 451 стр.
  • Детто В. А. Гораций и его время. Вильна, 1888. 172 стр.
  • Каплинский В. Я. «Поэтика» Горация. Спорные вопросы интерпретации, формы и содержания. Саратов, 1920.
  • Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк. Поэзия и время. Саратов, Изд-во Сарат.ун-та. 1993.
  • Алексеев В. М. Римлянин Гораций и китаец Лу Цзи о поэтическом мастерстве.// Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. 1944, Том 3. Выпуск 4. С. 154—164. То же.- Алексеев В. М. Труды по китайской литературе. В 2 кн. Кн. I. М., 2002.

Изречения

Carpe diem — «хватай день» (Carmina I 11, 8). В полном виде: «carpe diem quam minimum credula postero», «пользуйся (каждым) днем, как можно менее полагаясь на следующий»

Dulce et decorum est pro patria mori — «Красиво и сладко умереть за отечество» (Carmina III 2, 13). Часто использовавшийся в газетах Первой мировой войны лозунг; также заглавие горько ироничного стихотворения английского поэта Уилфреда Оуэна «Dulce Et Decorum Est» об этой войне.

Sapere aude — «решись быть мудрым» (Epistulae I 2, 40). Изречение было воспринято Иммануилом Кантом и стало своеобразным лозунгом Эпохи Просвещения. Данное изречение является девизом Московского физико-технического института (вариант «дерзай знать»).

Образование

Семья спокойно жила в провинциальном имении и вела довольно экономную жизнь. Но когда мальчик стал подрастать, отец принял решение всё оставить и переехать в Рим. Ему хотелось, чтобы сын вышел в более высокое общество, а для этого необходимо было получить приличное образование в столице. Гораций описывал своего отца как бедного и честного крестьянина. Тем не менее он сумел найти в столице занятие, при помощи которого покрыл расходы на достойное образование сына. В Риме отец устроился подрабатывать на аукционах комиссионером. Покупатель и продавец платили ему по одному проценту от сделки.

Все этапы образования, которые проходила римская знать того времени, Гораций с успехом выдержал. Первоначальное обучение он получил в Римской школе Орбилия, где им преподавали «Латинскую Одиссею» древнеримского драматурга и поэта Ливия Андроника и древнегреческого поэта-сказителя Гомера.

Затем продолжил обучение в Афинах в платоновской Академии, где изучал греческую философию и литературу. Эта Академия давала университетские знания, считалась высшей школой, в ней обучались римские молодые аристократы. К примеру, вместе с Горацием учился сын древнеримского философа, оратора и политического деятеля Цицерона. В Афинской Академии Гораций очень хорошо изучил греческий язык, потом даже писал на нём свои поэтические произведения.

Мировое признание

Американская стоматологическая ассоциация признала Горация Уэллса первооткрывателем современной анестезии. Также это достижение было признано Американской медицинской ассоциацией в 1870 году.
В Place des États-Unis, Париж, а также в парке Bushnell (г. Хартфорд, Коннектикут) Горацию Уэллсу были поставлены памятники.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред •‏‎ Ауэнбруггер Леопольд •‏‎ Брёйер Йозеф • Ван Свитен • Гаен Антониус • Селье Ганс • Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) • Асклепий • Гален • Герофил • Гиппократ
Британские Браун Джон •‏‎ Гарвей Уильям • Дженнер Эдвард • Листер Джозеф • Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо •‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан • Вирхов Рудольф • Вундт Вильгельм • Ганеманн Самуэль • Гельмгольц Герман • Гризингер Вильгельм • Грэфенберг Эрнст • Кох Роберт • Крепелин Эмиль • Петтенкофер Макс • Эрлих Пауль • Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. • Бакулев А.Н. •‏‎ Бехтерев В.М. •‏‎ Боткин С.П. • Бурденко Н.Н. • Данилевский В.Я. • Захарьин Г.А. • Кандинский В.Х. • Корсаков С.С. • Мечников И.И. • Мудров М.Я. • Павлов И.П. • Пирогов Н.И. • Семашко Н.А. • Сербский В.П. • Сеченов И.М. • Склифосовский Н.В. • Фёдоров С.Н. • Филатов В.П.
Французские Бернар Клод •‏‎ Биша Мари-Франсуа •‏‎ Бруссе Франсуа-Жозеф • Галль Франц Йозеф • Корвизар Жан • Ларрей Доминик • Лаэннек Рене •‏‎ Льебо Амбруаз Огюст • Пастер Луи‏ • Паре Амбруаз • Пинель Филипп • Рабле Франсуа • Рише Шарль-Роберт • Шарко Жан-Мартэн
Разные Бантинг Фредерик •‏‎ Бургав Герман • Везалий Андреас • Гассер Герберт • Гораций Уэллс • Земмельвейс Игнац •‏‎ Мортон Уильям • Кинси Альфред • Парацельс • Пуркине Ян • Ференци Шандор • Юнг Карл

Переводы

  • В серии «Loeb classical library» сочинения изданы в 2 томах (№ 33, 194).
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 3 томах.

Переводы на русский язык

Среди переводивших произведения на русский язык:

  • Артюшков, Алексей Владимирович
  • Барков, Иван Семёнович
  • Водовозов, Василий Иванович
  • Давыдов, Денис Васильевич
  • Дельвиг, Антон Антонович
  • Державин, Гавриил Романович
  • Дмитриев, Михаил Александрович
  • Загорский, Михаил Павлович
  • Казанский, Борис Васильевич
  • Красинский, Адам Станислав
  • Крестовский, Всеволод Владимирович
  • Крешев, Иван Петрович
  • Ломоносов, Михаил Васильевич
  • Майков, Аполлон Николаевич
  • Мерзляков, Алексей Фёдорович
  • Модестов, Василий Иванович
  • Норов, Авраам Сергеевич
  • Ошеров, Сергей Александрович
  • Позняков, Николай Сергеевич
  • Пушкин, Александр Сергеевич
  • Срезневский, Иван Евсеевич
  • Тютчев, Фёдор Иванович
  • Фет, Афанасий Афанасьевич
  • Филимонов, Владимир Сергеевич
  • Шаховской, Александр Александрович
  • Шебор, Осип Антонович

Неоднократно выходили «школьные издания» избранных стихов Горация.

Основные русские переводы:

  • Квинта Горация Флакка Десять писем первой книги. / Пер. Харитона Макентина. 2-е изд. — СПб., 1744. — 81, 24 стр.
  • Письмо Горация Флакка о стихотворстве к Пизонам. / Пер. Н. Поповского. — СПб., 1753. — 40 стр.
  • Квинта Горация Флакка Сатиры, или Беседы с примечаниями. / Пер. И. С. Баркова. — СПб., 1763. — 184 стр.
  • Наука поэзии, или Послание к Пизонам Кв. Горация Флакка. / Пер. и прим. М. Дмитриева. — М., 1853. — 90 стр.
  • Оды Квинта Горация Флакка. / Пер. А. Фета. — СПб., 1856. — 130 стр.
  • Сатиры Квинта Горация Флакка. / Пер. М. Дмитриева. — М., 1858. — 191 стр.
  • К. Гораций Флакк. / В пер. А. Фета. — М., 1883. — 485 стр. (почти полный перевод (с незначит. проп.))
  • Избранные стихотворения. / Перевод и комментарии О. А. Шебора. — СПб., 1894. — Вып. 1—2. Первое издание. (Всего 16 изданий.)
  • Квинт Гораций Флакк

    переизд. под назв. «Собрание сочинений». Вступ. статья В. С. Дурова. — СПб.: Студиа биографика, 1993. — 446 стр.

    . Полное собрание сочинений. / Пер. под ред. Ф. А. Петровского, вступ. ст. В. Я. Каплинского. — М.-Л.: Academia. 1936. — 447 стр. — 5300 экз.

  • Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. / Вступ. ст. М. Гаспарова. — М., Худож. лит. 1970. — 479 стр. — 40 000 экз. (в частности, издание включает новый перевод Гаспаровым «Науки поэзии»)
  • Квинт Гораций Флакк. Наука поэзии. / Пер. М. М. Позднева. // Книга сочинителя. — СПб.: Амфора. — 2008. С. 113—142.
  • Кв. Гораций Флакк: Книга Эподов. Предисл., пер. и прим. Г. М. Севера. (Серия «Новые переводы классиков».) Toronto: Aeterna, 2015.

Поэзия

Первый поэтический сборник Горация назывался «Ямбы», написанный на латыни. В последующие годы биографии он стал автором «Сатир», написанных в форме свободного диалога.

Гораций побуждал читателя рассуждать о природе человека и проблемах в обществе, оставляя за ним право на заключение выводов. Свои мысли он подкреплял шутками и примерами, которые были понятны обычным людям.

Поэт обходил стороной политические вопросы, все чаще затрагивая философские темы. После издания первых сборников в 39-38 гг. до н. э. Гораций попал в высшее римское общество, где оказаться ему помог Вергилий.

Оказавшись при дворе императора писатель проявлял осмотрительность и уравновешенность во взглядах, стараясь ничем не выделяться от других. Его покровителем стал Гай Цильний Меценат, который являлся одним из приближенных Октавиана.

Гораций пристально следил за реформами Августа, однако при этом не опускался до уровня «придворного льстеца». Если верить Светонию, то император предлагал поэту стать его секретарем, но получил от того вежливый отказ.

Не смотря на сулившие Горацию выгоды, он не хотел данной должности. В частности, он опасался того, что став личным секретарем правителя, он утратит свою независимость, которой очень дорожил. К тому моменту биографии он и так имел достаточно средств для жизни и высокое положение в обществе.

Сам Гораций акцентировал внимание на том, что его отношения с Меценатом основаны только на взаимном уважении и дружбе. То есть он подчеркивал, что не находится во власти Мецената, а лишь является его другом

Важно отметить, что он никогда не злоупотреблял дружбой с покровителем. По мнению биографов, Гораций не стремился к роскоши и славе, предпочитая этому спокойную жизнь в деревне

Тем не менее, благодаря наличию влиятельных покровителей, он часто получал дорогие подарки и стал владельцем известной усадьбы в Сабинских горах

По мнению биографов, Гораций не стремился к роскоши и славе, предпочитая этому спокойную жизнь в деревне. Тем не менее, благодаря наличию влиятельных покровителей, он часто получал дорогие подарки и стал владельцем известной усадьбы в Сабинских горах.

Согласно ряду источников, Квинт Гораций Флакк находился с Меценатом в одной из морских кампаний Октавиана, а также в битве у мыса Акций. Со временем он издал свои знаменитые «Песни» («Оды»), написанные в лирическом стиле. Они касались самых разных тем, включая этику, патриотизм, любовь, справедливость и т.д.

В одах Гораций неоднократно превозносил Августа, поскольку в некоторых моментах был солидарен с его политическим курсом, а также понимал, что его беззаботная жизнь во многом зависит от здоровья и настроения императора.

Хотя «Песни» Горация были весьма прохладно приняты его современниками, они пережили их автора на многие столетия и стали вдохновением для русских поэтов. Любопытно, что их переводом занимались такие личности, как Михаил Ломоносов, Гавриил Державин и Афанасий Фет.

В начале 20-х годов до н. э. Гораций начал терять интерес к одическому жанру. Он представил свою новую книгу «Посланий», состоящую из 3-х писем и посвященную друзьям.

Благодаря тому, что произведения Горация пользовались большой популярностью как в древности, так и в новое время, до наших дней дошли все его труды. Мало кому известен тот факт, что после изобретения книгопечатания ни один античный автор не издавался столько раз, сколько Гораций.

[править]Гораций в эпоху гражданских войн

Подобно многим знатным римлянам, Гораций после учебы в Риме отправился в Афины для углубленного изучения греческой литературы и философии. Там в 44 до н.э. он познакомился с Марком Юнием Брутом и, проникнувшись идеями защиты республики, присоединился к войску сторонников борьбы с Антонием и Октавианом. После поражения при Филиппах (42 до н.э.) и амнистии, объявленной сторонникам Марка Юния Брута, он возвратился домой в Италию, где, не имея средств к существованию (его имущество было конфисковано), был вынужден поступить в коллегию квесторских писцов.

[]

Гораций в Золотой век Августа

В 38 до н.э. Гораций познакомился с поэтами Вергилием и Луцием Варием, которые представили молодого поэта другу и соратнику Октавиана — Гаю Цильнию Меценату. Высоко оценив художественные дарования Горация, Меценат в 33 до н.э. подарил ему поместье в Сабинских горах, чтобы поэт всего себя мог посвятить творчеству. Меценат ввел поэта в круг приближенных Октавиана, но Гораций, будучи по природе человеком скромным и явно предпочитавшим тихую, но зато свободную жизнь в деревне суете и интригам в Риме, никогда не злоупотреблял покровительством своих благодетелей. Так, желая сохранить свою независимость, он тактично отказался от весьма выгодной должности личного секретаря Октавиана. Всю свою жизнь Гораций дорожил дружбой с Меценатом, посвятив ему свой первый поэтический сборник «Сатиры». Умер Гораций 27 ноября 8 до н.э. в Риме и ненамного пережил своего покровителя, исполнив данное в «Одах» обещание умереть вместе.

[]

Творчество Горация

Гораций оказался гораздо удачливее своего старшего современника Катулла: его поэтическое наследие дошло до нас полностью, что во многом объясняется широким признанием его поэзии и её поддержкой властью. Произведения Горация и их фрагменты неизменно включались в антологии римской литературы, программы школ и академий, поэтому они легко переходили из века в век. Однако не только благодаря высокому положению Гораций-поэт остался в веках. Этому способствовали высокое мастерство его поэзии, изящество стиха, широчайший метрический диапазон, богатство тем, великолепное развитие традиций греческой лирики Архилоха, Алкея, Сапфо в латинской поэзии.

Наследие Горация состоит из стихотворений, воспитывающих у римлянина мудрое отношение к власти и другим людям; сатир и бесед, в которых поэт учит находить гармонию между своей личностью и обществом и призывает вернуться к добрым нравам прежней жизни; посланий, содержащих поучения и описание науки создания поэзии. Среди многих произведений выделяется «Юбилейный гимн», созданный в год наивысшего подъёма Рима (17 г. до н. э.):

Пусть, о Солнце, ты, что даёшь и прячешь

День, — иным и тем же рождаясь, — пусть же

Ты нигде не узришь ничего славнее

Города Рима.

Перевод Н.С. Гинцбурга

Особое место в творчестве Горация занимают лирические оды, поэтические произведения, написанные высоким стилем для утверждения римской идеологии и прославляющие ценности жизни и достоинства людей, значение их деяний. Наиболее известным в России лирическим произведением Горация стала ода XXX («Памятник»), послужившая образцом для подражания русским поэтам М.В. Ломоносову, Г.Р. Державину и А.С. Пушкину.

Ода Горация XXX («Памятник») стала основой для возникновения нового жанра в мировой литературе — жанра лирического стихотворения, в котором поэт утверждает значение поэзии в мире и подводит итог своего личного творчества. Основные тезисы оды Горация таковы: поэт создал памятник своему творчеству, который крепче металла и неподвластен ни течению времени, ни разрушительному воздействию стихий. Во фразе «нет, не весь я умру» поэт утверждает не своё бессмертие как человека, а бессмертие поэзии, представляющей в человеке «лучшую часть его». Его поэзия не исчезнет, пока сохранится древний обряд его страны и распространится по всем её пределам. Поэзия перетекает из одного времени в другое, как перелился «эолийский напев в песнь италийскую». Гораций гордится своим вкладом в сохранение поэзии и благодарит за это благосклонную к нему Мельпомену — музу трагедии.

Гораций назвал свою оду «К Мельпомене», название «Памятник» она получила в переводах и подражаниях. Очевидно, что, обращаясь к музе высокой поэзии — трагедии, он хотел подчеркнуть огромную роль и заслугу поэта, который претворил свою жизнь в поэтический подвиг. Именно поэтому в литературе возникла традиция обращаться к этому произведению. Переводчики и учёные-филологи старались придерживаться текста Горация, так, например, Ломоносов, будучи учёным и поэтом, перевёл оду близко к источнику. Напротив, Державин и Пушкин, выдающиеся русские поэты классического периода, создали близкие по духу оде Горация свои «Памятники», вложив в них актуальные для своего времени содержание и идеи. Однако главные мысли Горация о вечности и величии поэзии, её значении для своего народа, подвиге поэта остаются неизменными.

Гораций – «Эподы»

См. также статью Гораций «Эподы» – краткое содержание

«Эподы» («Припевы») – сборник стихотворений, написанных ямбическим размером. В этих своих произведениях Гораций ориентируется на древнегреческого лирика Архилоха. В сборнике 17 эподов. В них звучат темы современной поэту римской действительности. Большинство эподов имеют характер личной инвективы, но с ориентацией на разоблачение отдельных моментов социальной действительности.

В эподе IV Гораций нападает на какого-то выскочку-вольноотпущенника (имя не называется), который благодаря своему богатству, «как видный всадник в первых рядах сидит» (стих 35); с гневом обрушивается поэт на распространенное в то время колдовство, клеймя старух, занимающихся этим ремеслом (нарицательное имя колдуньи Канидия) – эподы III, V, XII. В эподе V говорится об убийстве колдуньями мальчика с целью приготовить из его внутренностей «приворотное зелье». Гораций обращается к ним с угрозами:

«Всех вас, старухи мерзкие, каменьями Побьет толпа на улице, А трупы волки растерзают хищные И птицы эсквилинские»(эпод V, стихи 97 – 100; пер. Ф. А. Петровского).

С большой силой прозвучал мотив осуждения гражданских войн, потрясающих Рим и расшатывающих его былое могущество (эподы VII и XVI). Эпод VII, обращенный к римскому народу, начинается словами:

«Куда, куда вы валите, преступные, Мечи в безумьи выхватив?! Неужто мало и полей и волн морских Залито кровью римскою?..»(эпод VII, стихи 1–4; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

В эподе XVI, написанном в 40 г. до н. э. – за десять лет до выхода всего сборника, Гораций говорит о пагубных последствиях гражданских войн, о том, что Рим обрекает себя на самоубийственную гибель:

«Вот уже два поколенья томятся гражданской войною, И Рим своей же силой разрушается…»(эпод XVI, стихи 1–2; пер. А. Семенова-Тян-Шанского)

Поэт не видит выхода из создавшегося положения, он с упоением воспевает прекрасную жизнь на «блаженных островах», призывая своих соотечественников бежать на эти острова, которые еще не затронуты общим крушением. Но ответа на поставленный самим же поэтом вопрос о местонахождении сказочных счастливых островов в этом (XVI) эподе нет. Таким образом, «блаженные острова» – лишь несбыточная мечта. А после битвы при Акции в эподе IX, обращенном к Меценату, Гораций, осмеяв Антония за его подчинение Клеопатре, впервые прославляет принцепса. Это единственный из эподов, где поэт высказывает свою позитивную точку зрения и выражает положительное отношение к политическому деятелю. Что касается первого эпода (по местоположению в сборнике), то его следует выделить особо по программным мотивам, высказанным Горацием относительно своей жизненной позиции, и отношению к Октавиану Августу и Меценату. Стихотворение является последним из эподов по времени создания. Адресат этого произведения – покровитель поэта Меценат, о преданности которому и заявляет Гораций:

«И в этот, и во всякий я готов поход, надеясь на любовь твою, И вовсе не в надежде, что удастся мне Побольше впрячь волов в плуги…»(эпод I, стихи 23–26, пер. Н. Гинцбурга).

Близок к Архилоху по характеру нападок эпод X, адресованный литературному врагу Горация – поэту Мевию. Характер эпода пародийный, построен в духе распространенных в эллинистической литературе напутствий с пожеланием доброго пути. Однако не удач, а всяческих бед желает Гораций Мевию в пути, при этом адресат наделяется всякими оскорбительными именами:

«Тогда козел блудливый вместе с овцами Да будет бурям жертвою!»(эпод X, стихи 23–24; пер. Н. Гинцбурга).

В сборнике есть эподы с лирической тематикой – это эподы XI, XIII–XV. В них встречаются иронические и пародийные моменты, но резких нападок и обличений нет. В эподе XI пародируется сентиментальная любовная элегия. В эподе XIII, обращаясь к друзьям, поэт призывает, несмотря на тяжкие обстоятельства, «урвать часок, что послан случаем», ведь вино и песни спасают от тяжкой скорби. В эподе XIV, оправдываясь перед Меценатом в своем «вялом бездействии», Гораций подтверждает, что «давно уже обещал отделать песнь начисто», но ссылается на увлечение «рабыней Фриной» и в иронической форме говорит о силе любовных увлечений. В эподе XV, адресованном к женщине по имени Неэра, укоряет ее за измену и говорит о том, что будет возмездие – Флакк найдет себе другую, более достойную и тогда: «смеяться будет мой черед».

Краткие выводы

Трагедия Пьера Корнеля «Гораций», как и другие его произведения, показывает людей такими, какие они должны были бы быть для абсолютистского государства. Его герои обладают непреклонной волей при исполнении сурового долга.

Из комментариев критиков следует, что в «Горации» автор удачно воплотил аристотелевский принцип о том, что трагедия — это воспроизведение только важных событий, герои в ней сильные люди, а их душевные переживания приводят исключительно к необратимым и негативным последствиям. При этом Пьер Корнель умело завлекает в сюжеты трагедии зрителей, помня о том, что их влекут только страдания, бедствия, которые свойственны им самим.

Даже содержание краткое «Горация» Корнеля раскрывает основную цель автора — на главном месте оказывается патриотизм. Автор, рисуя образ старого Горация, показывает высший пафос, ведь персонаж ставит государство выше семейных и родственных устоев, готов при этом принять смерть сына, принесшего ему позор.

Судя по отзывам любителей классики, желающим более подробно ознакомиться с трудом Корнеля «Гораций», читать краткое содержание этого труда не стоит. Только слог этого произведения, мужественный и чеканный, наиболее полно передает высокий дух героев трагедии.

Из большинства отзывов читателей об этом труде Корнеля следует, что пьеса постоянно держит в напряжении. В ней хватает непредсказуемых поворотов сюжета. Они не могут оставить равнодушным читателя и заставляют переживать за судьбу главных героев.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий