Градообразующее предприятие

В реальной экономической политике ситуация сложнее

Несмотря на множество концепций, развиваемых отечественными учеными, доступ к лучшему зарубежному опыту, внимание федерального центра к нынешним 321 моногородам и более 13,5 млн человек (9,2% всего населения страны), проблема моногородов, к сожалению, до сих пор не становится предметом системной государственной структурно-инвестиционной политики. Основные усилия государства точно синхронизируются с циклами самочувствия мировой экономики

Поставленные задачи по комплексному развитию моногородов в основном не достигаются. Так, согласно опросу, проведенному Счетной палатой РФ среди жителей моногородов в 2017 году, 70% опрошенных (в 2015-м их было 60%) считали социально-экономическую ситуацию в своих городах неблагоприятной или «терпимой с трудом»

Основные усилия государства точно синхронизируются с циклами самочувствия мировой экономики. Поставленные задачи по комплексному развитию моногородов в основном не достигаются. Так, согласно опросу, проведенному Счетной палатой РФ среди жителей моногородов в 2017 году, 70% опрошенных (в 2015-м их было 60%) считали социально-экономическую ситуацию в своих городах неблагоприятной или «терпимой с трудом».

После кризиса 2008—2009 гг. новый «перезапуск» внимания к моногородам произошел в 2015 г. и выразился в разработке нового инструмента — появилась возможность создавать на территории моногородов территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с сопутствующим предоставлением льгот по налогам и обязательным платежам во внебюджетные фонды. Говорить об оценке эффективности этого инструмента, на наш взгляд, для большинства моногородов преждевременно, так как они совсем недавно включились в этот инструмент.

В 2016 году начала работать новая федеральная приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов». На ее реализацию с 2017 по 2020 год планировалось выделить 25,3 млрд рублей с предоставлением льготных займов под 5% на срок до 8 лет на финансирование инвестиционных проектов. Ключевая цель была заявлена прежняя — снизить их зависимость от работы градообразующих предприятий. Изначально к концу 2018 года планировалось создать 230 тыс. новых рабочих мест, не связанных с такими предприятиями, привлечь 170 млрд рублей инвестиций, вывести из списка «моно» 18 городов, сделав их городами с устойчивой экономикой.

После проверок Счетной палаты и многих экспертных обсуждений Программа развития моногородов досрочно прекратила свое действие, официально — из-за необходимости согласования с механизмами национальных проектов. Вместо нее с середины 2019 года в рамках плана реализации Стратегии пространственного развития обсуждается принятие новой профильной программы с корректировкой мер политики.

Отметим, что в настоящее время отсутствует публичный постоянный мониторинг работы уже запущенных проектов ТОСЭР с целью дальнейшей поддержки успешных и возможного отсева неуспешных. На наш взгляд, можно было сформировать практику подготовки подобных отчетов Минэкономразвития России, как уже делается для оценки эффективности использования средств в проекты, поддержанные Инвестиционным фондом РФ.

Очень важно подчеркнуть, что на разных этапах развития эффект от ТОСЭР в моногородах имеет смысл оценивать по-разному. В начале производственной фазы важно количество резидентов, начатых инвестиционных проектов и динамика занятости

Затем, по мере развертывания проекта, ключевыми показателями могут стать накопленный объем инвестиций, увеличение доходов городского бюджета.

Можно было сформировать практику подготовки подобных отчетов Минэкономразвития России, как уже делается для оценки эффективности использования средств в проекты, поддержанные Инвестиционным фондом РФ. Фото: economy.gov.ru

Программа «Пять шагов благоустройства» для монопрофильных городов

В настоящее время разрабатываются федеральные и региональные программы поддержки монопрофильных городов. Одним из таких проектов является программа «Пять шагов благоустройства повседневности». Предусматривается, что основные пункты программы должны быть реализованы в моногородах до 2018 года:

  1. «Сегодня в центре» – благоустройство оживленного пространства.
  2. «Будущее есть» – создание возможностей для времяпрепровождения молодежи.
  3. «Найди прошлое и гордись им» – реставрация городских достопримечательностей.
  4. «Фокус внимания – социальный объект» – создание (или обновление) объектов социальной инфраструктуры.
  5. «Подбери брошенное» – реставрация и дальнейшая активация заброшенных или неэффективно используемых зданий.

Примечания[править | править код]

  1. . NEWSru.com (13 ноября 2013). Дата обращения: 6 января 2019.
  2. , с. 8—11.
  3. . Администрация президента России (2 февраля 2005). Дата обращения: 6 января 2019.
  4. , с. 34.
  5. ↑ , с. 1—10.
  6. , с. 58—59.
  7. (7 декабря 2014). Дата обращения: 6 января 2019.
  8. ↑ , с. 81.
  9. ↑ , с. 124—129.
  10. ↑ , с. 8—18.
  11. , с. 178—182.
  12. , с. 32—34.
  13. , с. 204.
  14. ↑ , с. 5—18.
  15. ↑ . Институт экономики города (2020). Дата обращения: 6 января 2019.
  16. Кирилл Янков. . Ведомости (9 ноября 2019). Дата обращения: 6 января 2019.
  17. , с. 32—33.
  18. , с. 30—40.
  19. , с. 80—90.
  20. , с. 20—30.
  21. ↑ , с. 80—87.
  22. , с. 6—16.
  23. ↑ , с. 119—129.
  24. , с. 76—90.
  25. , с. 172—176.
  26. ↑ , с. 53—60.
  27. , с. 31—37.
  28. , с. 260—267.
  29. , с. 16—26.
  30. ↑ , с. 60—64.
  31. . Коммерсантъ (7 июня 2007). Дата обращения: 6 января 2019.
  32. , с. 35—45.
  33. ↑ , с. 35—39.
  34. Наталия Красникова. . Газета.Ru (7 августа 2015). Дата обращения: 4 января 2020.
  35. . Интерфакс (16 ноября 2013). Дата обращения: 4 января 2020.
  36. , с. 50—54.
  37. Л. Востокова. . Известия. Дата обращения: 4 января 2020.
  38. Выжутович В. . Российская газета (28 ноября 2019). Дата обращения: 4 января 2020.
  39. , с. 4.
  40. . РБК (25 июля 2019). Дата обращения: 4 января 2020.
  41. . Коммерсантъ (28 июня 2019). Дата обращения: 4 января 2020.
  42. , с. 58—62.
  43. , с. 19—23.
  44. . Международный Центр Гражданских Инициатив «Наш дом» (2020). Дата обращения: 4 февраля 2019.
  45. А. Гурков. . Deutsche Welle (23 мая 2016). Дата обращения: 4 февраля 2019.

[править] История

Советская плановая экономика была направлена ​​на создание промышленных предприятий в рациональных местах, основанных на военных, политических, бюрократических и экономических критериях. Целью было максимальное усиление региональной специализации. Доминирующее предприятие отвечало не только за производство, но и за предоставление населению социальных услуг, таких как жилье, уход за детьми и т. д.

После распада СССР градообразующие предприятия многих моногородов перестали быть востребованными, что повлекло за собой неблагоприятную социальную обстановку в таких моногородах, в первую очередь — увеличение числа безработных.

Частные собственники также в большинстве случаев отказывались предоставлять социальные услуги населению моногородов, ссылаясь на такую ​​практику как «экономически неэффективную», однако попытка правительства делегировать ответственность за предоставление социальных услуг от компаний вновь созданным местным муниципалитетам была в основном неудачна, поскольку им не хватало ресурсов для завершения преобразования. Это привело к радикальному снижению качества жизни в моногородах, богатство которых на протяжении большей части советского периода превышало средний уровень.

Согласно исследованию, проведенному российским правительством в 1999—2000 годах, в России было 467 городов и 332 небольших поселка, которые можно было отнести к моногородам. Общее население этих городов составляло 25 миллионов человек, или шестую часть всего населения страны. На 900 предприятий моногородов, большинство из которых занято в таких отраслях тяжелой промышленности, как обрабатывающая промышленность, производство топлива, деревообработка, целлюлоза и металлургия, приходилось более 30 % промышленного производства.

Распоряжением правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р был утвержден официальный перечень моногородов России, насчитывающий 313 наименований.

В сентябре 2014 года СМИ сообщили, что глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил о создании Фонда развития моногородов, в задачи которого будет входить финансирование транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также привлечение инвестиций.

Основные этапы образования моногородов на территории РФ

Первый этап массовой организации производств и городов вокруг промышленных объектов начался еще во времена индустриализации эпохи Петра I. Много рабочих рук требовала организация железоделательных заводов в зонах освоения и суконных мануфактур. Тогда к заводам приписывались крепостные, войска или каторжные работники. Со временем рабочие поселки развивались в крупные промышленные города.

Вторая волна массового образования моногородов связана с индустриализацией в СССР и развитием легкой промышленности. Новообразованные мануфактуры располагались преимущественно в Центре России, производства формировались в селах и небольших населенных пунктах, которые славились народными промыслами. Именно так появились Орехово-Зуево, Павлов Посад, Гжель, Шуя, Гусь-Хрустальный. В то же время активно росли шахтерские поселки вдоль Транссибирской магистрали.

Сталинская индустриализация не отметилась высокими темпами образования моногородов. Эвакуация во времена войны стала причиной возникновения новых градообразующих предприятий. Кроме того, некоторые промышленные объекты стали градообразующими по той причине, что основной объект был эвакуирован. Так случилось, например, с городом Шадринском, откуда в тыл переместили часть ЗиЛа.

В пятидесятых годах началось массовое строительство новых мощностей. Были созданы крупные пищевые предприятия в городах европейской части России, возникли закрытые населенные пункты, которые специализировались на оборонной промышленности, наукограды. Структура моногородов России стала представлять сложную систему, в которую входили муниципальные образования, различные по численности жителей (от Байконура или Тольятти до небольших рабочих поселков), сложности производства и профессиональной подготовке горожан.

Сегодняшняя карта монопрофильных городов России представлена ниже.

Общие сведения

Так сложилось, что социально-экономическое развитие многих отечественных небольших и средних городов в большой степени зависит от деятельности тех или иных предприятий. Некоторое населенные пункты были основаны только потому, что на территории был запущен крупный завод, комбинат или иной промышленный объект. В современных условиях градообразующее предприятие может не только оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственную сторону жизни населения. Во многих случаях экономика территории, обеспеченность граждан находятся в зависимости от такого объекта.

Таким образом, можно определить, что такое градообразующее предприятие. Это такой промышленный объект, работа которого имеет определяющее значение в сфере занятости населения, воздействует на социальные проблемы и инфраструктуру. Многие профессиональные руководители начинают связывать перспективы своих городов с образованием в пределах их территорий не только определенного количества предприятий

Особое внимание сегодня уделяется и развитию массового среднего и малого предпринимательства

Общие сведения

Современная история знает немало случаев, когда новые, только построенные и открытые заводы, предприятия, комбинаты и коллективные хозяйства обрастали поселениями, состоящими из работников этих учреждений и их семей. Вместе с развитием предприятий росли и поселения, постепенно превращаясь в города. Особенно много подобных городов создавалось во времена существования СССР.

Производственное предприятие

Так и возникло понятие «градообразующее предприятие» – учреждение, где плодотворно трудится более 25% местных жителей, а объем производимой продукции – более 50% всего количества, выпускаемой на территории города. Подобные объекты в значительной мере влияют на экономические показатели города, его инфраструктуру, уровень жизни людей и их обеспеченность. В свою очередь от местного населения зависит вся работа организации, то есть жители и предприятие неразрывно связаны.

На градообразующие объекты, помимо основной деятельности, полагаются задачи по решению социальных проблем. Например, обеспечение теплом образовательных и дошкольных учреждений, содержание объектов здравоохранения, обеспечение жителей электроэнергией.

Естественно, социальные расходы влияли на себестоимость продукции, которая с приходом рыночной экономики становилась абсолютно неконкурентной.

Многие градообразующие предприятия перестали быть востребованными после того, как СССР распался. Продукция, процессы производства которой были нерушимы годами, стала никому не нужна из-за своей высокой цены. А упадок организаций повлек за собой возникновение крайне неблагоприятной социальной обстановки в зависимых городах, в том числе и высокий уровень безработицы.

Градообразующие предприятия других стран[править | править код]

Одна из угольных шахт Дортмунда, одного из центров Рурской области

В XIX—XX веках градообразующие предприятия концентрировались по большей части в горно-металлургическом регионе Руре (Германия), центральных и южных Аппалачах (США), центральной Шотландии (Великобритания). Они переживали экономический подъём, моноспециализация ускоряла формирование отраслей, ориентированных на национальный и международный рынки. Во второй половине XX века градообразующие предприятия большинства развитых стран переживали кризисы, вызванные устареванием технологий, перенасыщением рынков, Великой депрессией 1930-х годов, нефтяным кризисом 1973-го и переносом производств в регионы с дешёвой рабочей силой. В Великобритании, Германии, Франции, США закрывались нерентабельные шахты, оборудование заводов изнашивалось, возрастала безработица и социальная напряжённость. Опыт модернизации кризисных моногородов в США показал, что поддержка градообразующего предприятия не даёт положительного эффекта. Для решения проблем моногородов руководство предприятий и органы местного самоуправления проводили комплексные меры. Они модернизировали «старые» отрасли и промышленные территории, создавали технологические музеи на базе предприятий.

Специфика и размещение градообразующих предприятий варьируются в зависимости от расположения. Так, в Казахстане в 2012 году к монопрофильным относили примерно треть городов страны, где действовали предприятия по добыче угля, нефти и газа; обрабатывающей промышленности; производству электроэнергии. Градообразующие предприятия Беларуси традиционно строили либо в пределах существовавших поселений, либо рядом с крупными городами. К 2017-му более 80 % находилось в собственности государства и характеризовалось ограниченным экономическим потенциалом. Наиболее проблемными регионами являлись Витебская, Минская и Могилевская области. Большинство моногородов Германии к 2019-му было сконцентрировано в западной части страны. Это связано с тем, что после объединения ФРГ и ГДР крупные комбинаты восточных регионов не справились с конкуренцией, и были реструктурированы. Для градообразующих предприятий Японии характерна высокая степень социальной ответственности из-за практики пожизненного найма работников.

Градообразующие предприятия города

В настоящее время промышленным производством в Перми занимаются сто семьдесят крупных и средних организаций, имеющих основной вид деятельности «Промышленное производство», что составляет четвертую часть от общего количества промышленных предприятий Пермского края. Экономика города характеризуется, прежде всего, развитой тяжёлой промышленностью.

Машиностроение

Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции занимают предприятия оборонного комплекса, а также: АО «Новомет-Пермь», АО «Пермский завод «Машиностроитель», ООО «Камский кабель», ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», ПАО «Морион». 

Электроэнергетика

Энергосистема Прикамья — одна из немногих избыточных энергосистем России, реальная мощность ее электростанций превышает уровень максимального энергопотребления. В городе Перми находятся крупнейшие организации этой отрасли: Камская ГЭС, филиал ПАО «РусГидро»- «Камская ГЭС» и Пермский филиал ПАО «Т Плюс».

      Нефтегазопереработка

 Отрасль представлена предприятиями ООО «ЛУКОЙЛ», головными офисами                          дочерних предприятий нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Газоперерабатывающая отрасль представлена АО «Газораспределение Пермь». 

Химия и нефтехимия

В Перми расположены АО «СИБУР-Химпром», АО «ГалоПолимер Пермь», АО «Сорбент», АО «Камтекс-Химпром», филиал ООО «Хенкель-Рус» в городе Перми, ООО «Пермская химическая компания», ООО «Химический завод вторсолей». Основная продукция: лаки, краски, минеральные удобрения, синтетические моющие средства и др.

     Авиационная промышленность

 АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Пермские моторы», АО «Редуктор-Пермские моторы», АО «ОДК    – Стар» —  крупнейшие предприятия» в городе по изготовлению двигателей и комплектующих для самолетов и вертолетов, а так же производство на базе авиационных двигателей промышленных газотурбинных установок. 

 Производство машин и оборудования

В городе успешно работают предприятия, которые занимаются разработкой, производством   сервисным обслуживанием машин и оборудования для различных отраслей промышленности,     крупнейшие из них ООО «Завод «Синергия», ООО «Мотовилиха — Гражданское машиностроение»,   ООО «Пермская компания нефтяного машиностроения».

Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность

В Перми действуют ООО «Красный Октябрь», ООО торговый дом «Пермский домо-строительный комбинат», ООО «Прикамский картон». Действует крупное полиграфическое производство – Пермская печатная фабрика филиал АО «Гознак».

Строительство

Строительный рынок Перми динамично растет благодаря специализированным компаниям, таким как АО «Пермский завод силикатных панелей», АО «Стройпанелькомплект», ООО «ГСИ- Пермнефтегазстрой», ПАО «Строительно-монтажный трест №14» и другие строительные организации.

Научные, отраслевые и эксперементальные разработки

Концептуальное соединение научно-исследовательской и проектной деятельности в таких организациях как АО «ВНИИ Галургии», филиал ООО «Лукойл-Инжиниринг» «Пермнипинефть» в городе Перми обеспечило разработку оптимальных решений в комплексе «наука — проект — производство»; возможность быстрого внедрения научных разработок в производство; актуализацию научно-исследовательских работ. 

Пищевая промышленность

В городе располагается несколько десятков предприятий пищевой промышленности, крупнейшие из них –  кондитерские фабрики — «Пермская» и Пермский филиал ООО «Нестле Россия», АО «Бастион осн.1942 г.», АО «Пермалко», производственная площадка «Пермский хладокомбинат «Созвездие» ОАО «Милком», АО «Покровский хлеб», АО «Пермский мукомольный завод».

Классификация[править | править код]

Градообразующие предприятия разделяют на производственные и непроизводственные. В первую группу входят промышленные (предприятия лёгкой, нефтегазовой, химической, лесной, пищевой, угольной промышленности, машиностроения, чёрной и цветной металлургии) и инфраструктурные объекты (электростанции). К непроизводственным относятся научно-исследовательские центры и ЗАТО, инфраструктурные объекты (транспортные узлы).

Юридически градообразующие предприятия могут принадлежать государству или коммерческим структурам. В первом случае руководство фабрик традиционно более социально ответственно перед жителями и получает прямое государственное финансирование. В моногородах с коммерческими градообразующими предприятиями ситуация зависит от функциональных особенностей производства. Корпорации бо́льше заинтересованы в высоком уровне жизни в поселениях, где сосредоточены базовые активы. Города, где находятся второстепенная инфраструктура, получают меньше дотаций. Ситуация ухудшается, если штаб-квартира корпорации находится за пределами моногорода. В этом случае интересы местного самоуправления могут не совпадать с политикой компании в целом.

Благополучие моногородов напрямую зависит от ситуации на градообразующих предприятиях, которые разделяют на три типа: относительно благополучные (предприятия ВПК, нефте- и газодобывающие фабрики), малоперспективные (инвестиционно привлекательные фабрики, пригодные к смене собственника и перепрофилированию производства), неперспективные (находятся в наиболее плачевном состоянии). По другой классификации выделяют заводы с необратимым и обратимым кризисом. В первом случае моногород практически не имеет перспектив развития. Во втором — градообразующая фабрика переживает временные трудности, которые способна решить грамотная государственная поддержка. В зависимости от структуры производства выделяют три типа моногородов:

  • К монофункциональным городам относят поселения, с ограниченным числом предприятий. Формально они могут относиться разным отраслям, но взаимосвязаны единой производственной цепочкой или обслуживают один и тот же рынок.
  • В моноотраслевых городах действуют несколько предприятий ведущей градообразующей отрасли.
  • Моноцентрическими называют город с единственным градообразующим заводом.

Как проблему решают за рубежом

С экономическими, экологическими, демографическими и другими проблемами российские моногорода столкнулись в начале 90-х годов, но долгое время государству было попросту не до них. Первые программы развития таких населенных пунктов начали появляться только в 2000-х, но проблем к тому времени накопилось уже много.

У решения проблемы моногорода есть 2 основных пути:

  • закрытие – жители покидают город, который после этого уже не существует;
  • санация – власти и бизнес делают крупные вложения в инфраструктуру города, пытаясь вывести его из кризиса.

Первый вариант получил название «американский», потому что города-призраки стали известны именно оттуда после «золотой лихорадки».

Многие российские города и поселки шли по первому пути долгие годы, ими никто не занимался, а жители разъезжались по стране в поисках работы и лучшей жизни.

Оставшиеся моногорода слишком большие, чтобы их можно было расселить, к тому же в современном мире такой подход считается неприемлемым (за исключением территорий с серьезными экологическими проблемами).

Второй вариант предполагает крупные долгосрочные вложения в развитие города

Важно не просто вкладывать деньги, а видеть комплексное решение проблемы

Санацию города можно провести разными способами, в западной науке даже разработаны концепции:

  • «управляемое сжатие» – постепенное сокращение размеров и численности населения города. От обычной в наших краях деградации города этот вариант отличается наличием плана и постоянным контролем. В городе остаются только градообразующее предприятие и необходимые объекты инфраструктуры. Соответственно, количество жителей рассчитывается так, чтобы у всех желающих была работа;
  • «стабильный моногород» – предполагает, что населенный пункт так и останется моногородом, но благодаря грамотной политике он не скатывается до депрессивной территории. От градообразующего предприятия требуется не сокращать объемы производства и платить зарплату в срок, а от местных властей – на всех уровнях добиваться бюджетной поддержки;
  • «индустриальная диверсификация» – населенный пункт выводится из категории моногородов благодаря комплексному развитию территории. Градообразующее предприятие может инвестировать свои средства в смежные проекты, а власти привлекают в город новых инвесторов.

Другими словами, конкретный вариант подбирается в зависимости от финансового состояния градообразующего предприятия. Если с ним все плохо – город нужно «сжимать», если оно стабильное – поддерживать уровень жизни населения, а если у бизнеса и города есть деньги – город можно развивать.

Примерами моногородов с индустриальной диверсификацией можно назвать города, где расположены штаб-квартиры российских нефтяных компаний (Сургут, Ханты-Мансийск, Альметьевск, и т.д.). У этих городов с деньгами все в порядке, поэтому их даже не включают в перечень моногородов на официальном уровне.

Если же рассматривать успешные примеры развития зарубежных моногородов, их истории примерно похожи между собой:

  • наличие четкого плана развития;
  • активное сотрудничество государства и частного сектора;
  • современный подход к трансформации объектов (вместо промышленных предприятий – бизнес-инкубаторы);
  • упор на сферу услуг и туризм;
  • активное развитие сферы образования и информационных технологий;
  • налоговые льготы и ликвидация бюрократических барьеров для новых компаний.

Именно такими способами в западной практике решаются проблемы моногородов. Разумеется, пока не все они решены, но успешных примеров есть достаточно много.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий