Гжель. знакомимся с гжельскими узорами

Современные мастера гжели

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.

 Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.

Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Дети давайте встанем в кружок и возьмемся за руки.

Встанем с вами вместе в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон доставил нам в детский сад посылку. А кто же нам ее прислал? (Ответы детей) А вы хотите узнать, что в ней?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Ой, ребята, здесь игрушки и посуда народных умельцев. А каких народных мастеров эти изделия?

Ответы детей: Барышня – игрушка дымковских мастеров, доска – изделие городецких мастеров, солонка – изделие мастеров хохломы, сувенир «Тигренок» — гжельская роспись.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка — глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

(дети находят в посылке предметы Гжели)

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.

Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды презентации)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Ответы детей: Да!

Беседа по сказке.

Воспитатель: О каком промысле эта сказка? Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Ответы детей: Сказка о промысле Гжель. Изделия мастера изготавливают из белой глины.

Воспитатель: Какую краску используют мастера в гжельской росписи? Ответы детей: синюю краску

Воспитатель: Каким узором украшают мастера свои изделия? (показ демонстрационных изображений элементов Гжели)

Ответы детей: широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька.

Воспитатель: Какие изделия делали мастера из глины?

Ответы детей: посуда, различные фигурки

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе вторая изогнута, как носик)

Очень важный, как начальник. (поменять руку, одна рука на поясе вторая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (одна рука на поясе, другая скользит вдоль туловища, наклон вбок)

Очень хрупкие, бедняжки. (одна рука на поясе, другая скользит вдоль туловища, наклон вбок, в другую сторону)

Вот фарфоровые блюдца, (покружиться, руки на поясе.)

Только стукни — разобьются. (пружинки влево, вправо)

Вот серебряные ложки, (поочередно выставить руки перед собой)

Вот большой, большой поднос (поднять руки над головой, сделав круг)

Он посуду нам принес. (Опустить руки на уровне груди, вытянув вперед, затем руки на пояс).

Воспитатель: Дорогие ребята, а сейчас пройдите на свои места, где у вас лежат белые тарелочки, давайте представим, что мы мастера и мастерицы Гжели и распишем эти тарелочки сказочной гжельской росписью.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Дети устанавливают свою посуду на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить в посуде то, что лучше всего удалось.

Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Воспитатель: Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия. Давайте сейчас все вместе еще раз посмотрим на чудесные тарелочки, которые вы расписали.

Немного истории

Само понятие гжели происходит от села с соответствующим названием в Московской области, расположенного в 60 километрах от столицы. Вокруг него находился целый ряд других населенных пунктов, где активно использовали особую огнеупорную глину, которой богата эта местность.

Поселения так называемого гжельского куста, в которых занимались различными ремеслами, впервые упоминаются еще в Духовной грамоте Калиты, относящейся к 1328 году. Высококачественную глину, добывавшуюся там, в XVII веке использовали для создания сосудов медицинского назначения. Неслучайно Гжель указом царя Алексея Михайловича была закреплена за Аптекарским Приказом. Местные крестьяне, в отличие от подавляющего большинства в стране, были вольными людьми, а не крепостными.

Изготовлением изделий из глины занимались деревенские мастера со стажем. Дети помогали наносить глазурь. Роспись часто доверяли девочкам. Затем почти готовые вещи обжигались. Технология создания разнилась в зависимости от села. Каждый изготовитель берег секрет собственного производства, передавая его лишь наследникам.

Зачатки будущего широкомасштабного посудного производства в виде промысла проявили себя в XVIII веке — наряду с печными изразцами, игрушками и кирпичом местные мастера делали и посуду, которая в основном поставлялась в Москву, пользуясь там большим спросом.

Фарфоровая посуда стала очень модной в конце XVIII столетия. Обладание ею говорило о том, что человек входит в особый круг и может похвастаться своим богатством. Большой спрос на такую продукцию спровоцировал развитие ее фабричного производства. К 70-м годам широкий ассортимент посуды производило уже около сотни небольших фабрик. Гжельские же производители, поставлявшие фарфор к императорскому двору, обеспечили себе вполне безбедную жизнь.

Некоторые сервизы, которые здесь создавали и расписывали, были рассчитаны на 150 персон. Посуда порой имела весьма причудливые формы. Например, ручка кувшина оформлялась в форме ветки, а носик имел вид птичьего клюва, в качестве руки изделия выступала фигура животного, на корпусе «сидели птички» и так далее.

Наборы дополнялись и небольшими расписными скульптурами, представлявшими различные бытовые сюжеты. Трогательная наивность изображений из народного быта во многом способствовала сохранению популярности именно фарфора гжель, несмотря на то, что уже в XIX веке конкуренция между фарфоровыми заводами была довольно велика. Гжельские заводчики получали серебряные медали за свои достижения в производстве.

Любопытно, что сначала посуда гжель была разноцветной. Ее расписывали с применением красных, зеленых, желтых цветов. Особенные сине-голубые краски начали применяться при ее росписи во второй половине XIX века. Ставший фирменным характерный рисунок синим по белому, порой дополненный золотыми контурами по предметам, придал посуде особенные черты. Хотя само производство пережило длительный период упадка. Это случилось во времена, когда после революции фарфоровые заводы были национализированы, и жизнь на них заглохла до середины XX века.

Сегодня фарфор гжель относится к классу люкс. Из-за своей практичности и особенных эстетических качеств он часто выступает в качестве дорогих подарков.

История

Гжельское клеймо

Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1812 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».

Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Гжельская роспись на фарфоре

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Гжельский камин

Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва — Черусти была открыта железнодорожная станция, получившая название по местности — Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».

Характерные черты росписи

Бытует мнение, что художественное искусство России не отличается легкостью и лаконичностью. Тоже так считает? Тогда вы ничего не знаете о гжели. В наши дни — это непросто своеобразные орнаменты и рисунки, а полноценное стилистическое направление. Его используют как для изготовления керамической продукции, так и для декорирования интерьера или одежды.

Отличительные черта промысла:

  • Поверхность глазируется.
  • Белоснежный фон.
  • Орнамент выполняется исключительно в синих или голубых оттенках.
  • Сложный растительный узор в русском народном стиле.
  • Только ручное изготовление.

Витиеватая роспись в кобальтово-синих цветах на белоснежном фоне – вот что отличает гжель от иных народных промыслов. А ручное изготовление превозносит продукцию в категорию керамических шедевров.

Считается, что невозможно встретить одинаковый орнамент или рисунок, ведь каждый мастер в изделие добавляют нотку индивидуальности.

Основные цвета

Отличительной чертой промысла является ручная работа. В каждый узор живописец вкладывает частицу собственной души. В росписи используют несколько основных оттенков:

  • Белоснежный (для костяного фарфора).
  • Цветная майолика.
  • Глухой кобальт.
  • Ярко-синий, начиная от небесно-голубого и заканчивая тёмно-синим.
Особого внимания заслуживает процесс появления насыщенного оттенка гжели. Во время работы он монохромен, синий и кобальтовый проявляются лишь после обжига высокими температурами.

Классический цвет гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовый продукт окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в печь (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент приобретает насыщенный цвет. Само изделие обретает твердость и глянцевый блеск.

На покрытие могут нанести позолоту или декоративные элементы из платины. Затем повторно проводят обжиг. Выделяют несколько цветовых групп в гжельской росписи:

  • Надглазурная цветная. Дополняется узором из золота или платины. Применяют для оформления праздничной посуды, сувенирной продукции. Процесс изготовления отличается трудоемкостью и требует высокого мастерства от художника.
  • Глухой фоновый кобальт. Удивительная комбинация изысканности и торжественности. Фоновая основа – это глазурь тёмно-синей расцветки. Для росписи берут белоснежную краску, которая придает зеркальное отражение орнаменту. В итоге растения и животные из синих превращаются в белых, рисунок напоминает снежные узоры, которые мороз наносит на окна.
  • Костяной белый фарфор. Продукция белоснежного оттенка без дополнительного декора. В некоторых изделиях встречается тонкая полоска из золота или платины. Допускается нанесение на поверхность небольших орнаментов и надписей с помощью цветной краски.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика рисунка – это видение живописцем окружающего мира и результат многовекового творчества, впитавшего народные традиции. Художники при оформлении изделий часто используют элементы иконописи, сценки из жизни, природные явления.

Современная тематика узоров гжели делится на четыре категории:

  • Сюжетный рисунок, включая изображение пейзажей и времен года.
  • Орнамент. Классические для промысла усики, шашечки, гребенки.
  • Растительный узор.
  • Животные. Чаще всего художники изображают птиц.

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:

  • плотность и ширина наносимого кистью мазка;
  • направление движения ворса;
  • толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
Можно разучить технику рисования волны

Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

  • лист бумаги формата А4;
  • краска гуашь;
  • кисти номерами 1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • вода.

В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

  1. На палитре шпателем размешать краску.
  2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
  3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
  4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
  5. Волнообразными движениями формируют хвост.
  6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
  7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
  8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.

Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

Ситчик

Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

Рисовать ситчик рекомендуется так:

  1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
  2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
  3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
  4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
  5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
  6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
  7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

Китайский мазок

Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

  1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
  2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
  3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

Мазок с тенью

Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.


Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.

Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

  1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
  2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
  3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

Ход НОД:

Воспитатель:под лирическую музыку читает стихотворение:

Наш любимый край-Россия,

Где в озерах синева,

Где берёзки молодые,

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивой.

Как называется наша Родина? (Россия). Славится наша Россия своими мастерами. Издавна русский народ передаёт свою любовь к Родине, её величию и красоте в своём мастерстве.Не зря говорят в народе:

«С мастерством люди не родятся,

Но добытым мастерством гордятся».

Полюбуйтесь красивыми изделиями. Они вам нравятся? (Ответы детей) Что вы можете сказать о красоте этих предметов (ответы детей).

Кто знает как называются эти предметы? (Часы, рыба, конфетница, барышня, чашка, полотенце).

Все эти изделия называются «гжельская декоративная керамика», потому что только в Гжельской слободе изготавливают такое бело-синее чудо.

И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели».

Воспитатель рассказывает сказку с демонстрацией слайдов: Под Москвою, есть село Гжель. Много – много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные гончарные изделия и игрушки (кружки, тарелки, кувшины, цветные горшки и многое другое).Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать, людей похищать. Не знали люди как змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стали думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы они наделали фигурок – похожим на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они большие походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато – синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют и на них подал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Змей Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.

Воспитатель: Ребята понравилась вам сказка? Что в ней случилось?

А что сделали люди, чтобы прогнать Змея Горыныча? Как они расписали скульптурки? (Сине-голубыми красками)

Ребята, как называется роспись по белой глине сине-голубыми красками (гжельская роспись).Ребята, на что похожи элементы гжельской росписи? (на морозный рисунок на стекле).Какие узоры вы видите на гжельских изделиях? (цветы, листья, тоненькие стебельки, кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, волнистые линии, капельки).

Предлагаю вам стать гжельскими мастерами, согласны? Но прежде чем мы приступим к работе, мы должны наши пальчики приготовить, а для этого сделаем пальчиковую гимнастику.

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии

с текстом разгибать поочерёдно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя! (Сжать пальчики в кулак и разжать их.)

Воспитатель: Мы с вами будем украшать полотенце, а изобразим мы на нём веточку смородины. Расписывать будем не только кисточками, но и штампами. Штампы сделаны из картофеля, разрезанного пополам (показывает образец).

Посмотрит, в какой последовательности мы будем рисовать ягоды смородины. Берём картофель, срезом окунаем в краску голубого цвета и прижимаем на ткань

Осторожно убираем штамп и цветной отпечаток готов. Таким образом рисуем три ягодки

Затем берём кисть и расписываем наше полотенце элементами гжельской росписи — капелька, точка, извилистая линия, цветок (проговаривая, одновременно прорисовываю). Попробуйте прорисовать эти элементы в воздухе, а затем на ткани. У кого получилось, можно приступать к работе

Составляя свой узор, обратите внимание на образцы настоящих гжельский мастеров на нашей выставке

(Во время росписи работ детьми звучит спокойная музыка, воспитатель осуществляет индивидуальную помощь).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши замечательные полотенца, все ли изделия расписаны одинаково? А на каких полотенцах узор получился самый яркий, красочный? Каждый узор по-своему красив и великолепен. Спасибо всем!

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне)

На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры

В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм. 

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары• Сервизы• Вазы для цветов• Заварочные чайники• Сахарницы• Розетки для варенья• Самовары• Сувениры

Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.

Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

История искусства гжели

Истоки росписи лежат в старинном подмосковном районе, который славился своей неплодородной почвой. Сколько бы пахари ни трудились на ней, богатым урожаем матушка-земля не радовала. Причина скрывалась в том, что вместо чернозема на этой территории располагался пласт белой глины высокого качества.

Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины.

Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».

Однако согласно археологическим раскопкам, еще в начале четырнадцатого век в районе речушки Гжелки местные умельцы освоили гончарное производство. Это был знаменитый на весь мир гжельский фарфор.

Изделия отличались практичностью и высоким качеством. Впервые упоминание о регионе встречается в летописях, датированных 1320 годом.

Красивая природа, гладь полей, плеск волн, лесная дубрава – все это вдохновляло обитателей Гжели на занятия искусством. С давних времен местные мастера прославляли небольшое поселение керамическими изделиями. Причем изготавливали не только чашки и горшки, но и черепицу, изразцы и детские игрушки.

Майолика

В 1724 году на дороге, ведущей в Гжель, Афанасий Гребенщиков организовал первую фабрику по созданию продуктов Зенина. Существует версия, что их получали из Китая. Изделия представляли собой пористые майолики большого размера, созданные и эмалированной глины яркой расцветки.

Гончары из Гжели доставляли промышленнику сырье и одновременно создавали вещи на заводе, изучая правила технологического процесса. Изначально ассортимент продукции был скудным. Фабрика специализировалась на изготовлении трубок для табака и плитках. Затем начали создавать столовые принадлежности и фигурки небольшого размера.

В 1757 году после смерти Гребенщикова, в производстве наметился спад и к 1770 оно полностью прекратило свое существование. Однако к этому моменту в Гжеле уже появились собственные мастера, специализирующие на изготовление майолики. Их продукция пользовалась невероятным спросом.

Все изделия ремесла можно условно классифицировать на три категории:

  • Дешёвая посуда.
  • Дорогостоящие сосуды. Их использовали для декорирования стола и интерьера.
  • Мелкая пластика: фигурки животных и статуэтки, передающие бытовые сюжеты.

Наибольшим спросом у потребителей пользовались кувшины в форме клюва под названием кумганы. Майолики окрашивали жидкой эмалью. Сначала мастер с помощью темных красок очерчивал контур картинки. Затем рисунок закрашивали фиолетовым, красным, зеленым или синим цветом.

Ремесло требовало от умельцев наносить четкую картинку, поскольку в дальнейшем внести в нее корректировки практически нереально.

Полуфаянс

В начале девятнадцатого столетия на смену майолики, которая требовала серьезных финансовых вложений, пришел полуфаянс. В основе сырья лежала гжельская глина, соединенная с разнообразными примесями.

Красящее вещество наносили на обожжённое изделие, сверху покрывали глазурью и вновь отправляли в печь. Изначально роспись была полихромной, позже ее заменили на голубой оттенок.

Главная отличительная черта гжельского полуфаянса – контрастность между синей расцветкой и белоснежным фоном. По сравнению с майоликой претерпела изменения и сама роспись. Вместо разноцветного контура стали практиковать нанесение рисунка кистью. В основном для украшения использовали растительные и геометрические узоры.

Фарфор

Первые изделия из фарфора появились в начале девятнадцатого века. Производство запустил Павел Куличков в 1802 году. Готовый товар он поставлял в Москву, где подобная продукция была в диковинку. Многие конкуренты пытались разгадать секрет успеха Куличкова, выведать технологию производства.

Некоторым обитателям Гжели это удалось и в скором времени на территории населенного пункта появилось сразу несколько мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия высокого качества. Часто владельцы мастерских покупали заготовки на заводе Куличкова, а после раскрашивали их под собственным брендом.

Фарфор девятнадцатого века отличается эмпирическим стилем. Гжельцы заимствовали характерные для него формы, но интерпретировали на свой лад. Помимо цилиндрических и яйцевидных изделий мастера создавали кратерообразные чашки с изогнутыми ручками. Самый популярный орнамент – цветы и меандры.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий