Характеристика хараппской цивилизации

Загадки и гипотезы смерти городов

Наряду с исторически обоснованными теориями возникали и совсем абсурдные, например, о ядерном взрыве или сбросе бомбы, совершенном инопланетными цивилизациями. Эти невероятные и даже нелепые теории основаны, тем не менее, на подтверждённых фактах: археологами был найден некий эпицентр, где некоторые здания снесены будто бы шквалом, в городе происходили массовые пожары, а анализ человеческих останков показал, что люди погибли на улицах буквально толпами. Перечисленные обстоятельства не позволяют ученым говорить о верности самых разумных теорий: гибели Мохенджо-Даро от наводнения или нашествия ариев, ведь ни в одну из этих версий не встраиваются найденные обожжённые до остекленения кирпичи и камни, а также отсутствие обломков оружия или следов разорения.

Еще одно объяснение, сочетающее в себе невероятное и вполне реальное – это гипотеза российского химика М. Т. Дмитриевева об уникальном природном явлении, спровоцированном повышенной концентрацией плазмы в атмосфере: город пал из-за тысяч единовременно появившихся шаровых молний.

Загадка Хараппской цивилизации – это невозможность неоспоримого доказательства какой-либо теории падения ее центров. Остается только принять как факт, что ни педантичность планировки, ни гениальные для своего времени инженерные решения не смогли спасти города от некой стихийной силы, вынудив жителей покинуть их навсегда.

  • Наша группа в VK: https://vk.com/ancienteast
  • Я в Twitter:
  • Группа в Яндекс Дзен:
  • Мой Ютуб Канал: https://www.youtube.com/c/AncientChannel

Политическое и социальное устройство

Что касается политического и социального устройства, то здесь нет однозначных сведений. По мнению историков, это была федерация городских общин, т.к. у городов отсутствовали оборонительные сооружения.
При изучении наконечников стрел хараппцев было отмечено отсутствие ребра жесткости, которое пробивало доспехи, почти не найдено мечей и другого оружия.  Таким образом,  мы можем говорить об отсутствии серьезных вооруженных конфликтов.

Города делились на дома для семьи и дома-бараки, что свидетельствует о существовании неравенства среди населения.
Хараппскую общину возглавлял жрец или объединения жрецов, которые руководили общественными работами и жизнью в городе. Общество было организовано по храмовому  принципу, о чем свидетельствует отсутствие дворцов и присутствие святилищ и ритуальных бассейнов.

Историки отмечают неподвижный характер этой цивилизации, т.к. многие элементы жизни цивилизации на протяжении 8 веков оставались неизменными.

Выделим следующие черты «неподвижности» Хараппской цивилизации:

  • неизменность  формы и материала орудий труда;
  •  одинаковое оформление керамических изделий:
  • приемы строительства домов и колодцев сохранялись в неизменности;
  • за восемь столетий не изменилась письменность;
  • не наблюдается заимствований у других народов.

На раскопках Хараппской цивилизации найдено  множество религиозных статуэток.

Историки выделяют три вида культов в соответствии с изображениями на статуэтках: 

  1. древнейший культ богини-матери, который эволюционировал в культ урожая;
  2. тотемический культ  крупных животных (носорога, быка, буйвола, слона, крокодила),  эволюционировавший в культ богов: полуживотных-полулюдей или мифологических животных;
  3.  протиндуистский культ бога Шивы.

Предыстория

С VII тысячелетия до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху обитающий в бассейне Инда человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все условия, достаточные для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с Хараппской

Версия № 3: ядерная катастрофа

Двое исследователей — англичанин Д. Девенпорт и ученый из Италии Э. Винченти — предложили свою версию причин катастрофы. Изучив найденные на месте древнего города остекленевшие пласты зеленого цвета и оплавленные куски керамики, они усмотрели поразительное сходство этой породы с той, что во множестве остается после испытаний ядерного оружия в пустыне Невада. Правда в том, что современные взрывы происходят с выделением запредельно высоких температур — свыше 1500 градусов.

Следует отметить некоторую сходжесть выдвигаемой теории с фрагментами «Ригведы», где описывается столкновение ариев, поддерживаемых Индрой, с противниками, которые были уничтожены невероятной силы огнем.

Ученые привезли образцы из Мохенджо-Даро в Римский университет. Специалисты Национального совета исследований Италии подтвердили гипотезу Д. Девенпорта и Э. Винченти: порода подверглась воздействию температуры около 1500 градусов. С учетом исторического контекста в природных условиях ее достичь невозможно, хотя в металлургической печи — вполне вероятно.

Теория направленного ядерного взрыва, как бы невероятно она ни звучала, подтверждается и осмотром города сверху. С высоты четко просматривается возможный эпицентр, в границах которого все сооружения снесены неведомой силой, но чем ближе к окраине, тем ниже уровень разрушений. Все это очень похоже на последствия атомных взрывов в августе 1945 года в Японии. Кстати, японские археологи также отметили их идентичность…

Дохараппские и предхараппские культуры Индии

В  январе 2002 года, было объявлено, что обнаружена цивилизация, которая показалась бы людям, строившим пирамиды,
такой же древней, какими пирамиды кажутся нам. По данным океанологов из Индии, археологические останки затерянного города
были обнаружены под водой на глубине 36 метров (120 футов) в Камбейском заливе, у западного побережья Индии.
Углеродный анализ показал, что городу 9500 лет (7500 лет до н.э.).

Ученые из Археологической службы и Института археологии Индии получила новые данные о том,
что Индская (Хараппская) цивилизация по времени существования предшествовала
Древнему Египту и Месопотамии.
Цивилизация Хараппы существовала еще 8000 лет назад — на 2500 лет раньше, чем считали до сих пор.
Уже в те времена хараппцы строили города с хорошо организованной инфраструктурой и канализацией,
умели работать с медью, бронзой, свинцом и оловом, а также обжигать горшки и контролировать подачу и отведение воды.
В период расцвета протоиндской культуры численность населения составляла 5 миллионов человек.
(Daily Mail со ссылкой на Scientific Reports, 2016?)

До наступления более засушливого климата, хараппы выращивали крупнозерновые злаки,
однако с наступлением засухи они адаптировались и стали культивировать просо и рис,
из-за чего начался процесс деурбанизации — увеличения сельского населения и упадка городов
.

Это, в конечном итоге, привело в XVIII—XVII вв. до н. э. к упадку, а затем падению Индской цивилизации.
Предполагают, что этому способствовало также вторжение арийских племён, хотя в Индии считается, что арии жили там очень давно.

Древнейшее население Индостана

На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию. (Дж. Неру)

Дравиды

Дравиды — народы, населяющие в наше время, главным образом, Южную Индию и говорящие
на дравидийских языках.
К дравидам относятся телугу, или андхра (44 млн. чел. по оценке 1967 г., в настоящее время более 80 млн. чел.),
тамилы (~70 млн. чел., частично живут также на острове Цейлон, в Малайзии, Бирме и др. странах Ю.-В. Азии),
малаяли (19,5 млн. чел.),
каннара, или каннада (21 млн. чел.),
тулу (около 1 млн. чел.),
а также ряд малочисленных народов, во многом сохранивших ещё родоплеменной уклад и живущих, в основном, в горных и лесных районах, —
тода, кота, курумба, бадага и др.

Дравиды относятся к австралоидному антропологическому типу.
Еще более резко этот расовый тип представлен у южноиндийских веддов — вероятно, самого древнего народа Индии.

Дравиды — древние, но, как выяснилось, не автохтонные жители Индии.
Считается, что в III тыс. до н. э. именно дравидами была создана цивилизация, получившая название Индской, или Хараппской.

Додравидские народы древней Индии

В  то время (как и сейчас) полуостров Индостан населяли также представители
мундской
и тибето-бирманской языковых семей.

Возможно, проживали и носители других языков.

Например, язык народа кусунда в Гималаях предположительно относится
к индо-тихоокеанской мегасемье языков,
куда входят папуасские
и андаманские языки.

А у жрецов дравидского народа тода
до сих пор сохранился тайный язык, который, возможно, родствен
шумерскому.

Поскольку синтез населения Индии большей частью произошел во внекастовой доарийской эпохе,
то можно предположить, что дравиды были европеоидами, а древнейшее население Индостана — веддоидами,
говорившими на индо-тихоокеанских языках.

Демография и мирный характер Индской цивилизации

Кто жил в индских городах? Новые исследования сосредоточены на Хараппе — одном из крупнейших и наиболее могущественных
торгово-ремесленных центров с населением, достигавшим 80 тыс. человек.
Анализ состава зубов возрастом 2550–2030 годах до н. э. показал, что город представлял собой космополитический котёл.
Многие его обитатели были рождены за пределами Хараппы — и это первое прямое доказательство миграций местного населения.

Скорее всего, они приходили в Хараппу из других уголков необъятной долины Инда, чтобы поторговать или выгодно жениться.
Действительно, многие из чужаков похоронены рядом с женщинами родом из Хараппы.
Это странно, ведь, казалось бы, с незапамятных времён невесты Южной Азии уходят в дом мужа.
Вероятно, в Индской цивилизации женщины играли более значительную роль, чем в других современных ей культурах —
например, в Месопотамии (Journal of Archaeological Science).

Что касается другого отличия — мирного характера Индской цивилизации, который ей приписывается
благодаря отсутствию следов уничтожения городов или изображения солдат и сцен насилия, то здесь исследователей ожидал сюрприз.
Кости людей, скончавшихся примерно в 1900–1700 годах до н. э., говорят о том, что некоторые жители Хараппы умерли не своей смертью.
Например, обнаружен череп ребёнка четырёх–шести лет, который разбит чем-то вроде дубинки.
Найдены останки женщины с расколотым черепом и мужчины со сломанным носом и лбом, пробитым острым и тяжёлым предметом.

В целом из 18 черепов, относящихся к тому периоду, почти половина несёт следы серьёзных травм (International Journal of Paleopathology).
Это самый высокий показатель насилия в истории Южной Азии.
Быть может, не случайно то, что как раз на это время приходится упадок Хараппы, некоторые части которой обезлюдели…

Общество купцов и ремесленников, по всей видимости, не имело во главе ни монарха, ни жрецов:
в городах не встречаются роскошные постройки, предназначенные для тех, кто стоит над простым людом.
Нет и пышных могильных памятников, хотя бы отдаленно напоминающих египетские пирамиды своими масштабами.
Удивительно, но эта цивилизация не нуждалась в армии, у нее не было завоевательных походов, да похоже, что и обороняться ей было не от кого.
Насколько позволяют судить проведенные раскопки, у жителей Хараппы не было оружия. Они жили в оазисе мира

Что лежит в основе постоянства индийской культуры?
Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу,
что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность.
Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.

Хараппская или Индская цивилизация

Открытие этих городов стало первым свидетельством существования развитой цивилизации – ее называют цивилизацией долины Инда или хараппской, – которая возникла на Индостане около 2600 г. до н. э. и закончила существование ок. 1750 г. до н. э.

По оценкам археологов, население в Мохенджо-Даро и Хараппе составляло от 30 000 до 40 000 человек – столько же, сколько в городах Месопотамии той эпохи.

К настоящему времени археологи раскопали сотни городов и деревень хараппской цивилизации. Они раскинуты на территории ок. 680 000 км2. Почти все дома были построены из обожженного кирпича.

Реконструкция быта Хараппской культуры

В Лотхале нашли глубоководный док, выложенный из кирпича. Кирпич использовался также для строительства причалов и защиты от наводнений цитаделей, где находились общественные здания.

Дополнительной мерой предосторожности служило создание насыпей для строительства, поднимавшихся выше уровня наводнений. В городах проживали умелые ремесленники

Они создавали украшения из ракушек и полудрагоценных камней, изделия из керамики, орудия труда, утварь и украшения из меди, и торговали по всему известному им миру – даже в Персидском заливе и Месопотамии

В городах проживали умелые ремесленники. Они создавали украшения из ракушек и полудрагоценных камней, изделия из керамики, орудия труда, утварь и украшения из меди, и торговали по всему известному им миру – даже в Персидском заливе и Месопотамии.

Судя по глиняным игрушкам, найденным в поселениях, местные жители пользовались колесными тележками и плоскодонными парусными лодками, похожими на те, что плавают по Инду в наши дни.

На каменных печатях были выгравированы животные – слоны, носороги и быки. На многих печатях есть еще и надписи, но ученым пока не удается прочесть хараппское пиктографическое письмо.

Согласно последним данным, гибель хараппской цивилизации была, вероятно, связана с потеплением климата и пересыханием рек. Жители постепенно оставляли города, однако в сельской местности жизнь оставалась неизменной еще несколько сотен лет.

Городское устройство

Итак, вернемся к событиям 1922 года, когда взорам исследователей открылись стены, а затем и улицы Мохенджо-Даро. Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи были поражены тем, насколько продуманными и геометрически выверенными были параметры архитектурных сооружений и жилых кварталов. Практически все постройки Мохенджо-Даро и Хараппа были из красного обожженного кирпича и располагались по обеим сторонам улиц, ширина которых местами достигала 10 м. Кроме того, направления кварталов распределялись строго по сторонам света: север-юг или восток-запад.

Строения в городах были выполнены в форме похожих друг на друга упаковок для тортов. Для Мохенджо-Даро особенно характерно следующее обустройство внутренней части дома: центральная часть являлась двором, вокруг которого располагались жилые помещения, кухня и ванная комната. В некоторых строениях имелись лестничные пролеты, что свидетельствует о наличии двух этажей, которые не сохранились. Вероятно, они были деревянными.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации
также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем.
Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране
постепенно. Больше всего, как
свидетельствуют археологические данные, пострадали
крупные центры цивилизации, расположенные на Инде.
В столицах Мохенджо-Даро
и Хараппе он происходил
в ХVIII—XVI вв. до н. э. По всей
вероятности, упадок Хараппы
и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше
Мохенджо-Даро. Северные районы
кризис поражал быстрее; на юге,
вдали от центров цивилизации,
хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие
постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных
зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ
умирающей цивилизации. Другие
помещения перестраивались.
Использовали старый кирпич,
выбранный из разрушенных домов
Нового кирпича не производили.
В городах уже не наблюдалось
чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных
улицах стояли гончарные печи, что
не допускалось в прежние времена
образцового порядка. Уменьшилось
число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок
торговля. Сократилось ремесленное
производство, керамика стала более
грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого
упадка
? Наиболее вероятными кажутся
причины экологического характера: изменение уровня морского дна,
русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой
наводнение; перемена в направлении
муссонов; эпидемии неизлечимых и,
возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки
лесов; засоление почв и наступление
пустыни как следствие крупномасштабной ирригации…

Определённую роль в упадке и гибели городов долины
Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период
в Северо-Восточной Индии
появляются арии — племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их
нашествие стало последней
каплей
на чаше весов судьбы
хараппской цивилизации.
Из-за внутренних неурядиц
города не смогли противостоять натиску врага. Их
жители отправились искать
новые, менее истощённые
земли и безопасные места: на
юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому
сельскому образу жизни, как
было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы
культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители
великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых
свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских
могильников и изображения древних индийцев — глиняные
и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах
и небольших посёлках.
Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов.
Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних
индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту
населения. Устроителей городов обнаруживали черты
протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной
рас. Позже утвердилось мнение о преобладании
европеоидных черт в расовых типах местного
населения. Жители протоиндийских городов
относились к средиземноморской ветви большой
европеоидной расы, т. е. были в основном
людьми
темноволосыми, темноглазыми,
смуглыми, с прямыми или волнистыми
волосами, длинноголовыми.
Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила
вырезанная из камня фигурка человека
в одежде, богато украшенной узором из
трилистников. Лицо скульптурного портрета
выполнено с особой тщательностью. Волосы,
схваченные ремешком, густая борода,
правильные черты, полуприкрытые глаза
дают реалистичный портрет горожанина. 

Версия № 1: катастрофа связана с водой

Несмотря на очевидные признаки воздействия высокой температуры на город, некоторые исследователи, в частности, Эрнест Маккей (в 1926 году) и Дейлс (в середине XX века), рассматривали в качестве возможной причины исчезновения Мохенджо-Даро наводнения. Ход их рассуждений был следующим:

река Инд во время сезонных разливов могла представлять угрозу для города;
уровень Аравийского моря повысился, вследствие чего наводнение могло стать реальностью;
город разрастался, и потребности его населения в пище и развитии росли;
проводилась активная разработка плодородных земель в долине реки Инд, в частности, под сельскохозяйственные нужды и для выпаса скота;
непродуманная система хозяйствования привела к истощению почвы и исчезновению лесных массивов;
ландшафт местности был изменен, что привело к массовой миграции населения городов на юго-восток (нынешнее расположение Бомбея) ;
так называемый нижний город, населяемый ремесленниками и крестьянами, в течение времени покрылся водой, а спустя 4500 лет уровень Инда повысился на 7 метров, поэтому в наши дни исследование данной части Мохенджо-Даро невозможно.

Вывод: аридизация в результате неуправляемого освоения природных ресурсов привела к экологической катастрофе, следствием которой явились и масштабные эпидемии, что привело к упадку Индской цивилизации и массовому исходу населения в более привлекательные для жизни регионы.

Упадок цивилизации долины Инда

Исследователи пишут, что упадок Индской цивилизации произошел к 1800 г. до н.э. К этому времени стала:

— исчезать письменность:

— обрываться торговые связи с народами Ближнего Востока;

— выходить из употребления единая система мер и весов, используемая в торговле и налоговой системе;

— города начали приходить в запустение.

Причины упадка не совсем понятны, но многие ученые считают, что он связан с пересыханием реки Сарасвати, которое началось около 1900 г. до н.э. Люди, жившие в долине этой реки, ушли на Юг и на Восток, спасаясь от засухи. Другие эксперты называют причиной разрушительное наводнение, которое стерло с лица земли индские города и села.


Фото: wikipedia / Карта цивилизации долины Инда, 2600-1900 гг. до н.э.

Неважно, какое именно из этих двух катастрофических событий произошло, так или иначе, последствия были трагическими: сельское хозяйство в этих регионах подорвано, городская экономика обрушена. Устойчивый порядок общества нарушился, и люди просто мигрировали в безопасные районы

Некоторые исследователи полагают, что причиной упадка цивилизации долины Инда могло стать военное вторжение. Около 1500 г. до н.э. большая группа кочевых скотоводов ариев проникла на территорию Индской цивилизации из Центральной Азии. Арийцы пересекли гору Гиндукуш и вступили в контакт с местными жителями. Отдельные ученые посчитали эту миграцию завоеванием, но такая гипотеза не получила одобрения в научном мире ввиду недостаточного количества доказательств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Charles Masson’s Harappa from Harappa.com

Arendt, H. The Origins of Totalitarianism. Franklin Classics Trade Press, 2018.

Avari, B. India: The Ancient Past: A History of the Indian Subcontinent. Routledge, 2016.

Farrokh, K. Shadows in the Desert. Osprey Publishing, 2007.

Goldhagen, D. J. Hitler’s Willing Executioners. Vintage, 1997.

Keay, J. India: A History. Grove Press, 2010.

Koller, J. M. Asian Philosophies. Prentice Hall, 2007.

Kulke, H. & Rothermund, D. A History of India. Barnes & Noble Books, 1995.

Long, J. D. Historical Dictionary of Hinduism. Rowman & Littlefield Publishers, 2010.

Olmstead, A. T. History of the Persian Empire. Chicago University Press, 2009.

Shaw, I. The Oxford History of Ancient Egypt. Oxford University Press, 2006.

Stutley, M. & Stutley, J. Harper’s Dictionary of Hinduism. Harper & Row, 1990.

Подписывайтесь на наши соцсети: , , Telegram

Читайте нас в Google Новостях

Городская инфраструктура

Как уже упоминалось выше, архитектура жилых домов была стандартной, и ее отличие состояло только в количестве этажей. Стены домов были оштукатурены, что, с учетом жаркого климата, было весьма предусмотрительно. Число жителей Мохенджо-Даро достигало примерно 40 000 человек. В городе отсутствуют дворцы или иные постройки, свидетельствующие о вертикальной иерархии управления. Скорее всего, присутствовала система выборности, напоминающая структуру городов-государств.

Общественные здания представлены внушительных размеров бассейном (83 кв. м), который, по мнению некоторых исследователей, имел ритуальное назначение; также найдено зернохранилище, в котором, вероятно, находился общественный запас злаков для посадки. В районе центрального квартала присутствуют остатки цитадели, употреблявшейся как преграда от наводнений, о чем свидетельствует слой красного кирпича, укреплявший фундамент сооружения.

Полноводный Инд позволял земледельцам при помощи ирригационных сооружений собирать урожай дважды в год. Охотники и рыболовы также не сидели без дела: дичи и рыбы в море было предостаточно.

Особое внимание археологов привлекли тщательно продуманные системы канализации и водопроводов, а также наличие общественных туалетов, свидетельствующие об уровне культуры Хараппы и Мохенджо-Даро. Буквально к каждому дому была подведена труба, по которой поступала вода, а нечистоты выводились за пределы города

Предхараппская цивилизация

Мехргарх — это цивилизация неолита, между 7000 и 2500 лет до нашей эры. Располагалась к Западу от долины реки Инд, недалеко от столицы района Качхи, Пакистан, на равнине Качхи, в Белуджистане, недалеко от перевала Болан. Данный археологический объект, является одним из древнейших свидетельств о развитии сельского хозяйства, как зернового так и пастбищного, в Южной Азии. Согласно Парполе, данная культура в итоге мигрировала в долину Инда и основала цивилизацию Инда — Раннюю Хараппу.

На жителей Мехргархской культуры оказывал влияние Ближневосточный кластер древних земледельческих образований. Возраст соприкосновения и обмена знаниями, датируется в 7000 лет назад. Уже тогда происходил обмен умениями в выращивании нескольких сортов пшеницы, гончарными технологиями, домашними животными. Именно в Мехргархе 7000 лет назад началось скотоводство в Южной Индии.

Так же, в долине ныне пересохшей реки Сарасвати или Гхаггара-Хакры, существовала связанная с Индской культурой, культура Хакры. Бхиранна это археологический объект, расположен в Фатехабад (округ), Индия. Его предельная древность определяется в 8 — 7 тысяч лет до нашей эры и основана на датировке древесного угля, найденного на объекте.

На месте этого поселения между 3300-2800 гг. до н. э. сформировалась и развивалась культура Хакра-Варе. Она совпадала по времени развития с Ранней Хараппой-Индской культурой. Уже на раннем периоде своего развития, культура владела навыками обработки меди, терракота, сердолика, лазурита и стеатита. Были найдены медный браслет, наконечник стрелы из меди, бусинки сердолика.

Найденные изображения танцующих «русалок», возможно имеющих сакрально-религиозный смысл, Сходство этих изображений, с танцующей девушкой, найденной в Мохенджо Даро столь велико, что археолог L.S. Rao вынес версию, в прямом обучении мастера в Хакра Варе у мастеров в Мохенджо Даро, настолько сходна техника работы.

Эти девушки в Хакра Варе и девушка из Мохенджо Даро, возможно являются общим для региона культом, связанным с Апсара — полубоги, духи облаков и воды. С ними связаны водные обряды, которые проводились в Индской культуре, в том числе и с помощью больших, общих ванн.  Подобные сходства в технике выполнения работ, в религии, говорят о тесном культурном взаимодействии.

Имеются свидетельства умеренного смешивания населения уже на этой ранней исторической стадии. культуры находились в тесном, непрерывном взаимодействии, при этом культуры неолитические плавно перешли к культуры медного века. Согласно исследованиям погребений, зубов и останков людей, в формировании мехргархского населения принимали участие иранские земледельцы и южно-азиатские охотники собиратели и происходило это между 4700 — 3000 лет до нашей эры

Вместо послесловия

Официальная история не позволяет принять версию, подтверждаемую лабораторными исследованиями, о применении ядерного оружия, имевшем место более 4500 лет назад.

Впрочем, создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер не исключал такой возможности. Следует отметить, что он был весьма увлечен изучением индийского трактата «Махабхарата», в котором описываются катастрофические последствия взрыва, идентичные тем, что можно наблюдать после ядерного. И Д. Девенпорт с Э. Винченти также считают эти события реальными.

Итак, можно предложить в качестве вывода следующее.

Существовали на территориях современного Пакистана и Индии древнейшие цивилизации — Мохенджо-Даро (или Хараппа), которые были достаточно развиты. В результате некоего противостояния эти города подверглись воздействию оружия, весьма напоминающего современное ядерное. Эта гипотеза подтверждается лабораторными исследованиями, а также материалами древнего эпоса «Махабхарата», которые косвенно свидетельствуют в пользу выдвинутой теории.

И еще: с 1980 года археологические исследования руин Махенджо-Даро невозможны, т. к. этот город причислен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. А посему вопрос о наличии или отсутствии в те далекие времена ядерного или иного подобного оружия на нашей планете остается открытым.

Уязвимость теории

Слабым местом теории наводнения остается момент времени: цивилизация не может погибнуть за столь короткий промежуток. Тем более что истощение почвы и разливы реки не происходят мгновенно: это длительный процесс, который может приостанавливаться на несколько лет, затем снова возобновляться — и так много раз. И такие обстоятельства не могли заставить жителей Мохенджо-Даро резко покинуть свои дома: природа предоставляла им возможность подумать, а иногда давала надежду на возвращение лучших времен.

Кроме того, в данной теории не нашлось места объяснению следов массовых пожаров. Говорилось об эпидемиях, однако в городе, где свирепствует заразная болезнь, людям не до прогулок или рутинных дел. А найденные останки жителей свидетельствуют именно о том, что жители были застигнуты врасплох во время будничных занятий или отдыха.

Таким образом, теория не выдерживает критики.

Катастрофа или медленный упадок?

Итак, судя по найденным артефактам, Хараппа и Мохенджо-Даро — это древнейшие города, рост и влияние которых на Индскую цивилизацию было бесспорным. Именно поэтому поразителен факт исчезновения с исторической арены и с лица земли этой культуры, которая намного по своему развитию опережала эпоху. Что же случилось? Попробуем разобраться и ознакомимся с несколькими версиями, существующими в настоящее время.

Выводы, сделанные учеными после изучения остатков Мохенджо-Даро, были следующими:

  • жизнь в городе прекратилась практически одномоментно;
  • жители не успели подготовиться к внезапной катастрофе;
  • бедствие, обрушившееся на город, было связано с высокой температурой;
  • это не мог быть пожар, т. к. жар достигал 1500 градусов;
  • в городе было обнаружено множество оплавленных предметов и керамики, превратившейся в стекло;
  • судя по находкам, эпицентр жара находился в центральной части города.

Кроме того, имеются непроверенные и документально не подтвержденные данные о высоком уровне радиации, обнаруженном в сохранившихся останках.

Городской уклад

Первые города строились в долине Инда в 15-14 вв. до н.э. Со временем Хараппская цивилизация растянулась в районе восточной части Индии на территории 1100 км с севера на юг и около 1600 км с запада на восток. 
На сегодняшний день насчитывается около 10 городских поселений хараппцев.

Важно  отметить, что письменность этого народа до сих пор не расшифрована, поэтому об их культуре и истории известно не много, но археологами подробно изучены способы обработки почвы, орудия труда хараппцев, приемы строительства. Так, среди орудий труда исследованы каменные, медные и бронзовые орудия, используемые преимущественно для обработки почвы

Система ирригационного земледелия не получила своего развития, т.к. Инд регулярно разливался и мелкие реки хорошо увлажняли почву. Хараппцы занимались выращиванием риса, хлопчатника, пшеницы, ячменя. Основой рациона народа считались зерновые культуры. Кроме того хараппцы разводили коз, коров и овец

Так, среди орудий труда исследованы каменные, медные и бронзовые орудия, используемые преимущественно для обработки почвы. Система ирригационного земледелия не получила своего развития, т.к. Инд регулярно разливался и мелкие реки хорошо увлажняли почву. Хараппцы занимались выращиванием риса, хлопчатника, пшеницы, ячменя. Основой рациона народа считались зерновые культуры. Кроме того хараппцы разводили коз, коров и овец.

Здания в городе строились из обожженного кирпича.

Город делился на две части:

  • Цитадель;
  • Жилая часть города, поделенная на кварталы и улицы, которые пересекались под прямым углом.

Определение 1

Цитадель – укрепленная и обозначенная часть города.

В цитадели хранились зерна, жертвенники, бассейны для омовения. В ней было выделено место для собраний, она была отделена от жилой части дорогой или стеной. Рядом с цитаделью располагались дома обеспеченных горожан, которые включали  в себя до 10 комнат и несколько этажей, внутренний двор и колодец.В доме имелась специальная комната для омовений.

Бедные люди жили в общем бараке  и их жилье не отличалось особыми удобствами.

Важно отметить, что хараппцы бережно относились к гигиене, поэтому по улицам сточные каналы были обложены кирпичом, имелись  специальные отстойники, откуда очищенная вода спускалась в реки. Можно определись следующие черты города хараппцев:

Можно определись следующие черты города хараппцев:

  • ориентация по линии север — юг;
  • геометричная и ровная планировка;
  • разделение города на административную и жилую часть;
  • каждая жилая часть имела ровно от 10 до 12 кварталов;
  • жилые дома богатых людей группировались вокруг колодцев, которые строили из глины;
  • канализация была построена из кирпича и  керамической плитки.

Хараппцы активно занимались морской торговлей, строили портовые города с прилегающими каналами. Торговали в основном с народами Ближнего Востока.

Слишком сложно?
Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий