Крещение франков: как монарх-язычник хлодвиг i привел своих подданных к вере

Духовенство и миряне

Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.

Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.

Остальные верующие жили «в миру», то есть вели обычный образ жизни, не посвящая себя служению Богу. Они являлись прихожанами церквей. Золотым правилом мирянина являлось регулярное посещение храма, чтение молитв и соблюдение поста.

Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:

  • освобождение от уплаты налогов;
  • освобождение от воинской службы;
  • подчинение только церковному суду.

Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.

Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.

ВЫВОД: рост количества верующих христиан приводит к появлению новых социальных слоев — духовенства и мирян, к увеличению власти и росту материальных благ духовенства.

Хлодвиг и вестготы

Между тем в продолжение всего этого времени франки враждовали с вестготским королем Аларихом II. Когда вражда эта дошла наконец до открытой воины, вестготы были разбиты, сам Аларих пал в сражении, и все его владения на север от Пиренеев были покорены франками. Завоевания Хлодвига I не ограничились бы этим, если бы тесть Алариха, вестготский король Теодорих Великий, не выслал против него войско, Хлодвиг, разбитый при Арле, вынужден был, после продолжительной войны, отказаться от части занятых им вестготских владений. Прованс достался Теодориху, нынешний Лангедок удержали за собою вестготы, а все прочие области остались во власти Хлодвига. Хлодвиг тем легче мог утвердиться в этих странах, что православное римское население их встретило его с радостью, считая себя несчастными под владычеством ариан вестготов.

Битва Хлодвига с вестготами. Миниатюра XIV века

Война с тюрингами

Изображение Хлодвига I с бронзовой медали работы Жана Дасье. Около 1720 года.

В 491 году, на 10-ом году своего правления Хлодвиг, выполняя союзнические обязательства перед королём рипуарских франков с резиденцией в Кёльне Сигибертом, начал войну с тюрингами. Григорий Турский рассказывает, что рипуарские франки не хотели этой войны и стремились к миру с тюрингами, выдав даже им в обеспечение этого мира заложников. Однако тюринги перебили заложников и сами вероломно напали на франков, отняв у них всё имущество. Их набег сопровождался страшными жестокостями. Они «вешали мальчиков на деревьях за срамные уды и погубили более двухсот девушек ужасной смертью: они привязали их за руки к шеям лошадей, которые под ударами палок с острым наконечником помчались в разные стороны и разорвали девиц на части; других же положили между колеями дорог, прибили их кольями к земле, прокатили по ним гружёные телеги и, переломав им кости, выбросили их на съедение собакам и птицам»

Сигиберт запросил помощи у салических франков, и Хлодвиг откликнулся на эту просьбу. Он вторгся на территорию тюрингов и нанёс им поражение. Хотя, возможно, что это племя рейнских тюрингов было окончательно покорено лишь к концу правления Хлодвига.

Хлодвиг

Хлодвиг (465-511) – король франков, из рода Меровингов, сын Хильдериха I и Базины.  Пятнадцатилетним юношей, в 481 году, он стал королем части салических франков. Тогда большая часть Галлии, которая занимала всю территорию нынешней Франции, находилась под

римским владычеством и управлялась римлянином Сиарпием, сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге — к землям готов и бургундов. В 486 году Хлодвиг двинулся против Сиарпия.

Помогал ему родственник король Рагнахар. Разбитый Сиарпий бежал к готскому королю Алариху II, но, по требованию Хлодвига, был выдан и казнен. Но казнь Сиарпия не означала переход всей области, которой он правил, в руки франков. В течение нескольких лет правителю франков пришлось брать город за городом. Франки были в это время еще язычниками и грабили церкви.

Существует предание, связанное с одним из таких грабежей, когда франки захватили очень ценную кружку; и епископ ходатайствовал перед королем франков о возвращении ее в церковь.

Хлодвиг попросил воинов прибавить эту кружку к его доле. Никто не возражал, кроме одного франка, который потребовал, чтобы король получил только то, что  достанется ему по жребию. Сказав это, воин ударил секирой по кружке. Хлодвиг смолчал и велел отослать кружку епископу. Спустя год, во время военного смотра,  король подошел к этому воину и бросил на землю его секиру, упрекнув в плохом содержании оружия. Когда воин нагнулся, чтобы поднять секиру, Х.  нанес ему смертельный удар в голову, сказав при этом: «Так ты поступил в Суассоне с кружкой». Этим убийством, король навел на воинов сильный страх.

В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Это было значительным событием в истории Франции.На этом настаивала его жена – христианка Клотильда, дочь Хильпериха Бургундского. Таинство совершил над ним св. Ремигий, епископ реймский. Около трех тысяч франков крестились вместе с королем.

Обращение Хлодвига и его подданных в христианство, с присоединением к господствующей церкви, стало одной из важнейших причин дальнейших успехов франков.

Король непрерывно одерживал победы, покоряя народы. Так, он решил захватить часть Галлии, которая была занята готамию Во главе войска Хлодвиг направился в Пуатье. Там тогда находился король готов Аларих.

Когда часть войска проходила через область Тура, где  находилась базилика св. Маптина, Хлодвиг, из уважения к святому, приказал, чтобы никто не брал ничего в этой области, кроме травы и воды. Но один воин, найдя у какого-то бедняка сено, сказал: «Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее». Об этом стало известно королю. Тот в мгновение ока рассек воина мечом, сказав при этом: «Как мы можем надеяться на победу, если мы оскорбляем блаженного Мартина?». Больше войско ничего не брало в этой области.

. Когда войско подошло к реке Вьенне, никто не знал, где ему перейти на другой берег, так как река от дождей вышла из берегов.

Ночью король молил бога, чтобы тот указал ему место перехода. Рано утром у него на глазах вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень.

Предводитель франков встретился, чтобы сразиться с Аларихом королем готов, в долине Вуйе, в десяти римских милях от города. Пуатье. Готы вели бой копьями, а франки — мечами. Победа досталась франкам, Аларих был убит.

Из Тура Хлодвиг приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства. Король поселился во дворце на острове Сите.

Разными способами он истребил всех своих родственников, присоединив их владения у своему королевству и присвоив себе их богатства. Хлодвиг распространил свою власть над всей Галлией. Существует предание, что собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых сам же предал смерти: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». Король говорил так вовсе не из жалости к убитым. Этот хитрый прием он использовал, чтобы узнать, не остался ли еще кто-нибудь из родни, чтобы и того убить.

Хлодвиг управлял государством франков в течение 30 лет, умер в Париже. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой. Ему было 45 лет.

Описание книги

Крещение франкского короля Хлодвига (предположительно 496 или 498 год) — ключевое событие в истории не только Франции, но и всей Европы. Ничто не предвещало его блестящей судьбы основателя самого могущественного варварского королевства Западной Европы. Вождь народа салических франков, проживавших на территории современной Бельгии, Хлодвиг, казалось, был вечно обречен играть второстепенную роль на европейской политической арене эпохи завершения Великого переселения народов. По сравнению с яркими …

Крещение франкского короля Хлодвига (предположительно 496 или 498 год) — ключевое событие в истории не только Франции, но и всей Европы. Ничто не предвещало его блестящей судьбы основателя самого могущественного варварского королевства Западной Европы. Вождь народа салических франков, проживавших на территории современной Бельгии, Хлодвиг, казалось, был вечно обречен играть второстепенную роль на европейской политической арене эпохи завершения Великого переселения народов. По сравнению с яркими наследниками гибнущей римской империи — вестготскими, потом остготскими и бургундскими монархами, Хлодвиг был скромным корольком без будущего. Ему оставалось использовать другие средства: политическую хитрость, полководческий талант, безжалостность по отношению к врагам. Крещение стало краеугольным камнем стратегии Хлодвига по расширению границ своего королевства. Подавляющее число варваров исповедовало арианство — одно из течений в христианстве, которое после Никейского собора было признано ересью. Таким образом, между новыми правителями позднеримской Европы, варварскими королями, и их римскими подданными существовала непреодолимая стена, мешавшая их слиянию. Хлодвиг первым увидел возможность исправить эту ошибку. Союз с могущественным галло-римским епископатом позволил королю салических франков упрочить свою власть и найти общий язык с населением постримской Галлии. За время своего долгого правления в 481—511 годах Хлодвиг сумел построить новое государство — Франкское королевство, чье появление на бывших римских землях кардинально изменило равновесие сил на политической карте Европы того времени. Книга «Крещение Хлодвига» автора Жорж Тессье оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.00 из 10.Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

Внешняя политика

Родителями Хлодвига были король салических франков Хильдерик I королева Базина Тюрингская. Он вступил на престол молодым, в возрасте 15 лет, в 481 году.

Рис. 1. Хлодвиг I.

Франки к этому времени не представляли собой единого народа. Они были разделены на две ветви – салических и рипуарских. Каждая из этих ветвей делилась на мелкие королевства, которые охватывали территорию бывших галльских провинций Западной Римской империи.

Центром владений Хлодвига был город Турне на территории современной Бельгии. Он управлял сравнительно небольшой территорией на берегу Ла-Манша.

Первым внешнеполитическим успехом молодого Хлодвига следует считать разгром галло-римского государства военачальника Сиагрия в битве под Суассоном в 486 году. Поданные Сиагрия были христианами, а франки – большей частью язычниками, в том числе и сам Хлодвиг. Он осаждал Париж пять лет, захватил город и стал налаживать хорошие отношения с христианским епископом. В 491 он также провел успешный поход против племени тюрингов.

В 493 году он вступил в брак с Клотильдой Бургундской. Несмотря на то, что правящая династия Бургундии была христианской арианского направления, Клотильда еще до брака приняла христианство по Никейскому символу веры. В 496 году Хлодвиг одержал победу над племенами алеманнов на Рейне и присоединил к своим владениям их территории.

В 494-502 и в 507-509 годах Хлодвиг воевал с вестготами и смог присоединить к своим владениям Овернь и Аквитанию. Таким образом, к 511 году под его управлением оказалась значительная часть территории современной Франции, от Тулузы на юг до Руана на севере. Восточная граница проходила около Кельна и Майна, а западная – между Бордо и устьем Луары.

Рис. 2. Франция при Хлодвиге I.

Жёны и дети[править]

  • Имя первой жены (видимо, с 485 года) неизвестно. Хотя Григорий Турский и другие летописцы называют её наложницей, более вероятно, что она была дочерью кого-либо из франкских королей, наиболее вероятно, короля рипуарских франков с резиденцией в Кёльне Сигиберта Хромого. В глазах христианских священников и монахов, которые в те времена писали свои хроники, брак, не освящённый Церковью, был недействителен, и поэтому они называют её наложницей, а её сына Теодориха признают незаконорождённым. Однако, судя по тому, что Теодорих, как старший сын, получил долю в отцовском наследстве чуть ли не большую по сравнению с другими своими сводными братьями, в глазах франков он был вполне законным сыном. Судя по тому, что именно Теодориху достались земли рипуарских франков, его мать должна была относиться к правящему дому королей именно этих рейнских франков

    Теодорих I (486 — 534), король Реймса

    .

  • С 493 года — Клотильда Бургундская (Хродехильда) ( — )
    • Ингомер («Блистающий, как Ингваз», ), умер в младенчестве
    • Хлодомир ( — ), король Орлеана
    • Хильдеберт I (около — ), король Парижа
    • Хлотарь I (около — ), король Суассона
    • Тихильда
    • Клотильда (Хлодехильда), впоследствии жена короля вестготов Амалариха

После смерти Хлодвига королевство было поделено между его 4-мя оставшимися в живых сыновьями — Теодорихом I, Хлодомиром, Хильдебертом I и Хлотарём I. По смерти своего мужа королева Клотильда Бургундская удалилась в Тур и там, укрывшись в базилике святого Мартина, провела остаток дней в добродетели и милосердии, редко посещая Париж. Умерла она в 544 году в Type. Её доставили в Париж, там она была погребена своими сыновьями, королями Хильдебертом и Хлотарём, в церкви святого Петра, рядом с королём Хлодвигом.

Династия Меровингов
Предшественник:Хильдерик I  король франков / — Преемники:Теодорих Iкороль Реймского королевства
Хлодомиркороль Орлеанского королевства
Хильдеберт Iкороль Парижского королевства
Хлотарь Iкороль Суассонского королевства
  1. Григорий Турский: История франков
  2. MGH. Auctor. antiquis. Т. 6. Р. 11
  3. MGH. Epist. Т. 3. Р. 112.
  4. Хотя крещение могло произойти в промежутке между и годами, однако определить год точно на данный момент не представляется возможным.
  5. Согласно Марию Аваншскому, битва имела место в 500 году. Об этом он пишет: «Сражение между франками и бургундами произошло у Дижона в консульство Патриция и Ипатия» (MGH. Auct. antiquis. Т. 11, pars 1. Р. 234).
  6. «Хроника Фредегара». III, 22–23
  7. В Сарагосской хронике говорится, что «в 507 году у Боглады произошла битва между готами и франками. В битве франками был убит король Аларих: Тулузское королевство было разрушено». Эта Боглада отождествляется с современным городом Вуйе. В отечественной историографической традиции эту битву называют также битвой при Пуатье.
  8. ↑ Прокопий Кесарийский: Война с готами
  9. Григорий Турский: История франков
  10. Видукинд Корвейский: Деяния саксов, Кведлинбургские анналы

Крещение короля франков

Когда началось сражение против алеманов, противник начал было одерживать победу. В этот момент Хлодвиг, по преданию, поклялся, что если франки выиграют-таки битву, то он покрестится. В армии короля уже было достаточно галло-римских христиан. Услышав слова правителя, они были воодушевлены его речью, и в результате стали победителями в этом ожесточенном поединке. Именно после этого события Хлодвиг в торжественной обстановке принял обряд крещения. Крестился он не один. Практически три тысячи его воинов сразу же были обращены в веру. Впоследствии все остальные франки также стали католиками.

Хотя многие соплеменники не смогли смириться с решением монарха. Но они хранили молчание, зная его своенравный характер. Но вот римляне приняли факт крещения короля как свою победу. Он навряд ли хорошо разбирался в новой религии и, скорее всего, не был образцовым и доброжелательным христианином. Но вот его поступок на поверку стал более чем мудрым. Ведь с этих пор римляне и франки начали сливаться в единый народ. Их уже не могла разделить никакая вера. Также, благодаря знакомству с христианским учением, франки стали приобщаться ко многим аспектам культуры Рима.

Кроме того, влиятельный галло-римский епископат начал оказывать всяческую поддержку Хлодвигу. Быть может, король и сам догадывался об очевидном преимуществе новой веры. А религия учила, что любая власть от Бога. У язычников такого постулата никогда не было. Соответственно, принятие христианства априори усилило влияние Хлодвига. А международный престиж государства значительно возрос. В конце концов молодого правителя заметили даже в Константинополе. Так, император Анастасий решил отправить к нему послов. Одним словом, для франкского государства эти шаги в очередной раз подтвердили легитимность власть Хлодвига.

Таким образом, заслуги правителя франков перед церковью были довольно велики как крестителя своего королевства. Жена монарха Клотильда вообще была канонизирована. Но вот Хлодвигу не стали давать нимб святости. По всей видимости, причина была одна — суровый нрав и циничные поступки короля. Характеристика Хлодвига, короля франков, содержит много негативных пунктов. Он в первую очередь всегда искал в христианстве практическую пользу. И став католиком, он с легкостью продолжал расправляться с соперниками.

Женитьба на Клотильде

Статуя Св. Клотильды, королевы франков, жены Хлодвига I. Нотр-Дам де Корбей. XII век

В 493—494 годах политический вес Хлодвига среди германских королей был уже настолько велик, что остготский король Теодорих Великий после победы над Одоакром просил руки сестры Хлодвига Аудофледы, и вскоре этот брак состоялся. Сам Хлодвиг, хотя и сожительствовал с некой женщиной и даже имел от неё сына, будущего короля Теодориха I, в 493 году женился на Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада. В Бургундии в то время правили четыре брата — Гундобад, Годегизель, Хильперик II и Годомар I. Гундобад убил мечом своего брата Хильперика, приказал бросить в воду с камнем на шее его жену, потом осудил на изгнание его двух дочерей: старшую Крону (она ушла в монастырь) и младшую Клотильду. Между тем Хлодвигу приходилось часто отправлять послов в Бургундию, где они встретили молодую Клотильду. Заметив её красоту и ум и узнав, что она королевской крови, они известили о том короля. Хлодвиг немедленно отправил посла к Гундобаду просить Клотильду в жёны. Тот, не смея отказать, отдал её на руки посланным, и Хлодвиг женился на ней. Хотя королевский дом Бургундии был арианского исповедания, Клотильда под влиянием своей матери Каретены уже приняла христианскую веру, основанную на Никейском символе веры.

Скульптура Хлодвига I в соборе Сен-Дени под Парижем. Фрагмент надгробия.

После замужества, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала всё для того, чтобы убедить мужа принять свою веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг, который, как уже отмечалось, в принципе относился к христианству с пониманием, согласился. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили, он также начал болеть, и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и, в конце концов, Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отринуть язычество и отвечал жене: «Все сотворено по воле наших богов, ваш Бог никак не явил своей силы».

Коварный король

Одним словом, со временем Хлодвиг превратился в настоящего короля и политика. Он всячески пытался сохранить свою власть и расширить франкское государство. И для этого он никогда не останавливался ни перед чем.

По большому счету, коварство короля франков Хлодвига (годы правления — 481-511) вообще не знало пределов. Как хладнокровный убийца, он приказывал уничтожать не только друзей и соратников, но зачастую даже и дальних родственников. Если он, конечно, чувствовал в них настоящих соперников. В результате разными способами ему удалось истребить их. Тем самым он присоединил эти территории к своему государству. А все богатство погибших, не стесняясь, присвоил себе.

Так, он решил убить родных братьев Ригномера и Рихара. А на правителя рипуарских франков Сигеберта, который правил в Кельне, натравил его отпрыска, который ликвидировал родного родителя. Правда, сын Сигеберта впоследствии также был умерщвлен посланцами франкского монарха. В итоге все эти владения перешли к Хлодвигу, который заявил о том, что он совершенно непричастен к этим трагическим событиям.

В иных случаях франкский король был вынужден прибегать и к военной силе. К примеру, после непродолжительных военных действий монарх Рагнахар, который правил в Камбрэ, был предан и выдан консулу франков, после чего Рагнахара казнили.

Также король Харарик и его сын были захвачены в плен. Хлодвиг насильно остриг им волосы и объявил Харарика священником, а сына – дьяконом. Спустя некоторое время основатель франкского государства счел это все недостаточным, после чего оба были убиты.

По большому счету, такие распри в венценосных семействах с давних пор случались у германцев. Но вот король франков Хлодвиг (годы жизни — 466-511) сумел придать им поистине колоссальный масштаб

Современники короля обратили внимание на это. Ведь в те времена среди родственников взаимопомощь и солидарность еще не были пустым звуком

Правда, быть может, впоследствии Хлодвиг мучился от угрызений совести. Во всяком случае, по преданию, он сказал однажды, что теперь он чужой среди иноземцев и родственников, которые могли бы помочь ему, уже не существует…

Столкновения с бретонцами и вестготами

На западе продвижение Хлодвига было надолго задержано яростным сопротивлением армориканцев, с которыми, видимо, пришлось заключить договор около 500 года. Видимо, всё же какую-то власть, пусть даже номинальную, над Бретанью Хлодвиг получил. В своём повествовании о Хлодвиге Григорий Турский ни словом не обмолвливается о войне этого короля с бретонцами, однако далее по тексту, рассказывая о сыновьях Хлодвига, он употребляет такое высказывание: «Бретоны после смерти короля Хлодвига всегда находились под властью франков, и у них были графы, а не короли». Однако многие историки замечают, что это утверждение о зависимости Бретани от Франкского государства было необоснованным и что с середины VI века бретонцы были достаточно сильными, чтобы не бояться мощи франков.

К середине 490-х годов франки постепенно начали продвигаться к югу от Луары, на территорию вестготов. Уже постыдный поступок с выдачей вестготским королём Аларихом Сиагрия, нашедшего у него убежище, послам Хлодвига, говорит о том, что вестготы боялись франков. Хлодвиг смог предпринять ряд победоносных набегов, которые привели его сначала в 494 году в Сент, однако в 496 году Сент вновь был возвращён вестготами. Затем в 498 году Хлодвиг проник в Бордо, где франки захватили в плен вестготского герцога Суатрия. Впоследствии, по всей видимости, образовался вестгото-бургундский союз против франков, так как король бургундов Гундобад отсылал франкских пленных в Тулузу. Около 502 года эти столкновения закончились. Поскольку Аларих II и Хлодвиг встретились на острове посреди Луары у деревни Амбуаз в области города Тура, граница между вестготами и франками, вероятно, проходила именно по этой реке. О чём велись переговоры, неизвестно, но вполне возможно, речь шла о взаимном признании владений.

Франки до Хлодвига

Племя знаменитого короля Хлодвига I, франки, составилось из смеси многих германских народностей, начавших слагаться в одно политическое целое со II века нашей эры. Они образовались из бруктеров, хамавов, , сигамбров и других народов и сделались известными только в третьем столетии. Франки издавна делились на две ветви: франков рипуарских, владевших берегами Нижнего Рейна, от Лана вниз по течению, и салических, поселившихся по Ваалу и Маасу. По преданию, в царствование римского императора Гонория королем рипуаров был Фарамунд. При его сыне и наследнике, Хлодионе, рипуарские и салические франки соединились, как кажется, в один народ; но по смерти Хлодиона (около 450 г.) они снова разделились. Власть над салическими франками перешла к младшему сыну Хлодиона, Меровею, а старший, имя которого неизвестно, сделался королем рипуаров. В битве римлян с гуннами на Каталаунских полях, салические франки сражались вместе с римлянами, а рипуарские находились на стороне Аттилы. Впоследствии, изгнав сына Меровея, Хильдериха, оскорблявшего подданных своим высокомерием, франки провозгласили своим королем римлянина Эгидия, который и основал в стране около Суассона независимое владение. Франки признали власть Эгидия на таких же условиях, на каких подчинялись прежде власти римских императоров, предоставили ему титул короля и обязались нести военную службу, оставаясь совершенно самостоятельными во внутреннем управлении. Старания Эгидия отнять у франков независимость и заставить их платить подати были причиною его падения. Франки прекратили с ним всякие сношения и снова признали королем Хильдериха, возвратившегося из изгнания. Эгидий скоро умер (464), а его сын, Сиагрий, был не в состоянии возвратить власть, потерянную его отцом. Впрочем, Хильдерих царствовал только над частью  салических франков, а другие племена имели своих особых вождей. При сыне Хильдериха, Хлодвиге I, наследовавшем ему в 481 г., все салические и рипуарские франки снова соединились и основали великое франкское государство, из которого, спустя четыре столетия, образовались Франция и Германия. С Хлодвига I начинается и положительная история франков. Его наследники, продолжавшие царствовать до восьмого столетия, называются Меровингами, по имени своего родоначальника, Меровея,

Галлия в 481 году

Автор карты — Антон Гуцунаев

При воцарении Хлодвига I, франки занимали все земли по нижнему Рейну и Бельгию до Соммы. Между Соммой, Па-де-Кале и Атлантическим океаном, или в так называвшейся Арморике, поселились бритты, вышедшие из Англии и образовавшие нечто вроде конфедерации. Страною на юг от Луары до Испании с одной стороны и до Пиренеев с другой – владели вестготы. На восток от них и на юг от франков жили бургунды, распространившиеся мало-помалу от Валлиса до Лангра, Авиньона и даже до верховьев Луары; они исповедовали христианство. Между ними, франками и вестготами лежали владения Сиагрия, составившиеся из остатков незадолго перед тем погибшей Западной Римской империи. Наконец на востоке всем левым берегом Рейна, от устьев Лана до границ Бургундии, владели алеманны. Кроме того, алеманны владели правым берегом Рейна, большею частью Швейцарии и всею страною на запад до Леха. Здесь они граничили с германским народом, бойарами или баварами, жившими между Лехом, Дунаем и Энном. К северу от баваров обитали тюринги, поселения которых тянулись от границ франков, алеманнов и баваров до Гарца. К северу от них почти все земли между Эльбою и франками занимали племена саксов, а по берегам Северного моря, от Зюйдер-Зее до Везера, жили фризы, отдельные поселения которых встречались и далее на восток до берегов Ютландии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий