Хронологическая таблица некрасова н. а.: жизнь и творчество

Исторические романы и концепции

Валерий Брюсов, личная жизнь которого никогда не мешала творчеству, проявлял постоянный интерес к истории. Он старался дать объективную оценку фактов в русле мировых событий. Всё началось с публикаций политических обзоров в издании «Новый путь». Революцию 1905 года русский поэт воспринял как неизбежное разрушение культуры прошлого. При этом он допускал возможность своей гибели, будучи частью старого мира («Грядущие гунны»). В 1907-1912 годах Валерий теряет интерес к текущей политике, но при этом усиливается его желание постичь глубинные законы исторического процесса.

В произведениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он описывает переломные исторические эпохи, пытаясь донести до читателей кризисное состояние мира путём исторических аналогий. В годы Первой мировой войны Валерий выступал за поддержание военного патриотизма («7 цветов радуги», «Девятая камена»). Но после работы на фронте военным корреспондентом поэт осознал всю античеловечность вражды между государствами.

Жизнь и творчество Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов — выдающийся русский писатель, которого ставят в один ряд с такими деятелями отечественной литературы, как Пушкин и Лермонтов. Всю свою жизнь и творчество Некрасов посвятил созданию произведений, затрагивающих острые социальные темы, а также создал условия для появления целой плеяды выдающихся писателей.

Вклад Некрасова в русскую классическую литературу огромен, ведь он посвятил своё творчество и деятельность реальным проблемам страны.

Детство

Николай Алексеевич появился на свет 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в Подольской губернии. Его отцом был служивый человек, а матерью полька. В 1824 году отец принял решение уйти в отставку, и семья переехала в поместье в село Грешнево Ярославской губернии.

Семья была многодетной, у будущего светила отечественной литературы было 13 братьев и сестёр. Детские годы прошли тяжело, так как отец был очень деспотичным и жестоким человеком, который презрительно относился к крестьянам и страшно наказывал их за провинности.

Вынужденный наблюдать жестокость отца, отрок с ненавистью смотрел на его поведение и из-за этого не любил свой отчий дом. Однако принадлежность к дворянской семье привила Некрасову привычки, характерные для среднего помещика — он любил играть в карты и охотиться.

Творческий путь

В 1838 году в возрасте 17 лет Некрасов покинул отчий дом и отправился искать счастья в столицу Российской империи. Там он поступил в качестве вольного слушателя на филологический факультет университета. На поддержку отца рассчитывать не приходилось, так как тот желал видеть в сыне исключительно военного.

Чтобы держаться на плаву и хоть как-то выживать, Некрасов искал различные способы подработки — давал частные уроки, писал стихи на заказ. Жизнь впроголодь сделала писателя ещё ближе к народу, что в дальнейшем получило отклик в творчестве.

В 1840 году Некрасов решил опубликовать сборник стихов «Мечты и звуки», который стал первым комом в его карьере писателя. Белинский резко раскритиковал стихи, а Жуковский посоветовал печатать стихи вообще без указания фамилии автора.

Потерпев фиаско, Некрасов переключился на прозу и занялся поденной работой, которая заключалась в написании прозаических произведений и сценариев для театральных представлений. Также он писал рассказы и повести.

В 1845 году Некрасов смог встать на ноги и занял положение издателя новой литературной школы. В 1846 году было издано некоторое количество альманахов, которые коммерчески оказались прибыльными. Петербургский сборник содержал в себе произведение Достоевского «Бедные люди», которое публиковалось впервые и стало очень успешным.

Журнал «Современник»

В 1846 году Некрасову удалось купить журнал «Современник», главным редактором которого когда-то был сам Пушкин. На тот момент он переживал упадок, так как находился в руках аристократов, но затем пережил взлёт.

Так как в журнале начали публиковаться сатирические и откровенно либеральные произведения, издание могло стать жертвой «николаевской реакции», но каким-то чудом этот период удалось пережить и после смерти Николая I в 1856 году журнал стал главным печатным органом для крайне левых. 

Благодаря журналу взошли звезды талантливых писателей в лице Тургенева, Герцена, Салтыкова-Щедрина, Достоевского и даже Льва Толстого.

В 1866 году журнал запретили из-за покушения на императора.

«Отечественные записки»

Ещё в 40-х годах XIX века Некрасов сотрудничал с этим журналом, а спустя два года после закрытия «Современника» приобрёл «Отечественные записки». Главным соратником Некрасова на этом этапе стал известный сатирик Салтыков-Щедрин, который также отличался талантом резко критиковать положение дел в империи.

В радикальном журнале Некрасов проявил себя как настоящий гений и талантливый редактор, собирая в нём произведения наиболее талантливых литераторов, писавших произведения на злободневные темы.

В это же время Некрасов написал важнейшие поэмы в своей жизни:

  • «Кому на Руси жить хорошо»;
  • «Русские женщины»;
  • «Дедушка»;
  • «Современники». 

Смерть

27 декабря 1877 года Некрасов умер из-за стремительно одолевающего его рака кишечника. Почтить его память на похоронах пришло огромное количество людей, а когда кто-то назвал его «третьим после Пушкина и Лермонтова», раздались выкрики «Лучше, чем Пушкин!».

Некрасов прожил относительно долгую жизнь и продемонстрировал преданность интересам простого русского народа вместо служения царским чиновникам.

Хронологическая таблица жизни и творчества Брюсова

1873 — Валерий Брюсов родился в образованной купеческой семье. И дед, и отец Валерия писали стихи, хотя это не было их основным занятием. Мать Брюсова знала языки, увлекалась чтением книг. Родители Валерия не были верующими, в доме не было икон и религиозной литературы. В семье было пятеро детей, Валерий — старший.

1885-1893 — Валерий учится в гимназии. К этому времени относятся первые литературные опыты будущего поэта. В Гимназии издается рукописный журнал. Валерий принимает активное участие в его создании. Валерий поэзией творчеством Некрасова и Надсона.

1893-1899 — учеба в Московском Университете (историко-филологический факультет). Он знакомится с творчеством западных представителей символизма — Бодлера, Верлена, которое произвело на него огромное впечатление.

1894-1895 — выходит сборник «Русские символисты». Большая часть произведений этого сборника написана Брюсовым, но многие — под различными псевдонимами.

1896 — издание сборника стихов Брюсова «Шедевры».

1896-1899 — Брюсов становится признанным лидерам русского символизма. Литература становится главным делом его жизни.

1898 — работа в журнале «Русский архив». Написание программных литературоведческих статей.

1890 — сборник стихов «Третья стража».

1904-1909 — Брюсов руководит изданием «Весы». Этот ежемесячный журнал — трибуна символизма.

1905 — художник М. Врубель пишет портрет Брюсова.

1907 — выходит сборник «Земная ось». В нем собраны прозаические произведения Брюсова.

1909 — напечатан роман «Огненный ангел». В основе повествования — история личных любовных переживаний поэта. Она перенесена в другую эпоху и в нее внесены элементы фантастики. Сюжет романа вдохновил композитора Сергея Прокофьева на написание одноименной оперы.

1914 — Валерий Брюсов служит военным корреспондентом. В его лирике появляются патриотические настроения.

1917 — Брюсов с энтузиазмом встретил революцию, работал во многих советских учреждениях и комитетах. По его инициативе был открыт Высший литературный институт, которым поэт руководил до конца жизни в должности ректора.

Но поэзия Брюсова не была понятна и близка основной массе читателей.

1919 — вступление в ряды Коммунистической партии.

1924 — Валерий Брюсов скончался. Причиной смерти послужило воспаление легких. Поэт похоронен на Новодевичьем кладбище.

Популярные сегодня темы

Михаил Афанасьевич назвал свою работу именно так не случайно. Профессор Преображенский решил сделать из собаки человека. Ученый не учел того факта, что после проведения эксперимента сущность животного не изменится

Комедийная пьеса в стихах «Горе от ума» создана Грибоедовым А.С. в 1823 году. Произведение повествует о быте и нравах московского высшего общества. Описываемые события происходят в период крепостного права.

Технический прогресс неумолимо быстрыми и большим шагами движется к тому, что в будущем человечество не будет ограничено местом жительства единственной землёй, ведь сможет бороздить бескрайние просторы космос

Как писал сам Чехов в письмах касательно Гаева, он – аристократ. Конечно, Чехов имеет в виду не рыцаря-аристократа, эталонного представителя благородной семьи и обладателя всяческих достоинств.

С самого детства, мы встречались с образом этого животного, во многих сказках и повестях. В каждой из них, лисица символизирует собой воплощение хитрости и коварства. Стоит вспомнить известную всем сказку

Личная жизнь

Женщины в судьбе Валерия Брюсова играли немаловажную роль. Эротические фантазии по собственному признанию преследовали его едва ли не с раннего детства. Первое серьезное чувство настигло поэта ещё в студенческие годы. Однако роман был недолгим. Избранница поэта, Елена Краскова, скоропостижно скончалась от чёрной оспы. Ушедшей возлюбленной Брюсов посвятил множество проникновенных стихотворений, а в последних главах повести «Моя юность» девушка представлена в образе Нины. Почти сразу после смерти Елены Валерий Яковлевич сблизился с актрисой Натальей Дарузес (Талей), с которой вместе выступал в любительских спектаклях. Девушка сама призналась Брюсову в любви, но не встретила ответного чувства, и вскоре любовники расстались.

28 сентября 1897 г. Валерий Яковлевич женился на Иоанне Матвеевне Рунт, тихой и немногословной гувернантке своих сестёр, дочери обрусевшего чеха. Супругу своего приятеля З. Гиппиус ехидно называла «маленькой женщиной, необыкновенно обыкновенной». Решение жениться на гувернантке поэт принял спонтанно, увидев, как та яро защищает его рукописи от прибиравшей в доме нянюшки Секлетиньи, и, по всей видимости, ни разу не пожалел об этом. Свою избранницу Брюсов ласково величал Эдой и вспоминал о времени, проведенном с ней, как о самом светлом в жизни. В свою очередь Иоанна Матвеевна трепетно относилась к творчеству супруга и стоически терпела его походы на сторону. А донжуанский список Брюсова был и впрямь весьма внушителен: сам поэт насчитывал в нем не то 13, не то 14 имён.

В 1904 г. у поэта случился роман с Ниной Петровской. Экзальтированная писательница обратилась к Брюсову за помощью, чтобы при помощи магии вернуть любовь поэта Андрея Белого. Со временем образ бывшего любовника поблек, и Петровская воспылала страстью к Брюсову. Отношения внутри «любовного треугольника» вдохновили поэта на создание романа «Огненный ангел», в котором Нина выведена под именем Ренаты. Отношения закончились в 1908 г. К тому времени «Огненный ангел» был дописан, а Валерию Яковлевичу смертельно наскучили истерики Петровской, и он безжалостно с ней порвал. Петровская уехала заграницу, писала поэту письма, но Брюсов остался глух к её мольбам. В эмиграции Нина пристрастилась к вину и наркотикам, жила в нищете и, наконец, покончила с собой в одной из парижских ночлежек.

Трагедией закончилась и связь поэта с поэтессой Надеждой Львовой, которой посвящена книга-мистификация «Стихи Нелли». Несчастная застрелилась из подаренного поэтом револьвера, едва между ними наметился разрыв. Узнав об этом Брюсов спешно отбыл в Петербург, а затем в Ригу, в санаторий. Заминать дело о причастности поэта к самоубийству Львовой пришлось верной Иоанне-Эде.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов. Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.

Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. Лев Троцкий сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с Бальмонтом.

Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого и Сергея Соловьева.

Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы Гете, взятые из «Фауста».

Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с Маяковским и Игорем Северяниным.

Основные черты творчества Брюсова

Для ранней поэзии Брюсова характерны две вещи, отличающие его произведения от других: борьба с отжившим свое (по мнению поэта) купеческим миром и стремление оторваться от серых будней. Последнее нередко выражалось в теме самоубийства. Отрешенность от внешнего мира, концентрация на личном пространстве – те мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество символиста, начиная с самых ранних, самых первых его стихотворений. Кроме того, он, как уже было сказано, не скрывал своей самовлюбленности, а еще стремился оставить след в литературе созданием новых форм и жанров и поиском их все время занимался, пытаясь нарисовать в стихотворении необычный образ, поразить читателя эксцентричной рифмой или сложить новое слово.

В более поздних произведениях Валерия Яковлевича появились урбанистические мотивы, пропал некий характерный для предыдущих работ мифологизм. Если первые стихотворения были больше посвящены личному, то здесь Брюсов, напротив, больше и охотнее говорит о «мире людей», куда словно бы вернулся после добровольного уединения-заточения. Считается, что именно Брюсов первым в нашей стране в полной мере раскрыл урбанистическую тему в литературе. В стихотворениях поэта появляются экспериментаторские нотки, он сам признается, что стал ценить все жанры, что ему хочется охватить и то, и другое, и третье, от каждого любимого им автора взять по чуть-чуть. Потому Валерий активно занимался стилизацией всевозможных поэтических манер и, в общем, был в этом деле неплох.

В начале двадцатого века в творчестве Брюсова появляются темы одиночества, презрения к человечеству, предчувствия гибели урбанистики.

Факты из жизни Брюсова

В.Брюсов был внуком известного поэта-баснописца И.Бакулина. Дедушка Валерия Яковлевича был откупившимся крепостным, который после реформы Александра II открыл в Москве торговое дело.
Отец Брюсова любил играть на тотализаторе. Все свободные деньги он тратил на свое хобби.
Уже с тринадцати лет Брюсов знал, что его будущее связано с литературой.
В школе Валерий отличался высоким интеллектом. За это его первое время нещадно третировали однокашники. И только потом, когда юный Брюсов поразил их своим умением пересказывать книги целиком, неприязнь сверстников сменилась уважением.
Поэт увлекался коллекционированием почтовых марок. Особенно его интересовало колониальное прошлое европейских стран

Позже Брюсов стал почетным членом Всероссийского общества филателистов.
С отроческих лет Брюсов увлекался не только литературой, но и математикой.
Знакомясь с фактами биографии великого поэта, важно знать, что в ранней юности он благоговел перед Н.Некрасовым. После поступления в университет, Брюсов открыл для себя французских символистов – Малларме, Бодлера, Верлена.
Во второй половине 1890 гг

поэт познакомился с выдающимися отечественными символистами. В их числе был К.Д. Бальмонт. Успех у читателя принес ему сборник “Граду и миру”.

После выхода в свет стихов, Брюсов стал считаться наиболее значимым российским символистом.
В начале XX века Валерий Яковлевич стал занимать пост редактора отечественного символистского журнала “Весы”.
Брюсов прожил в Москве пятьдесят с небольшим лет.
На работу в редакцию поэт всегда ходил пешком. На вопрос, почему он не приезжает на извозчике, он отвечал, что только пешая ходьба помогает ему сосредоточиться на сочинении стихов.
Валерий Яковлевич был выдающимся переводчиком. Он открыл российскому читателю произведения Гюго, Байрона, Метерлинка, Верлена, Уайльда.
Брюсов был “народным поэтом Армении”. Это почетное звание присудили ему после того, как он перевел книгу “Поезия Армении с древнейших времен до наших дней”. Поэт осуждал геноцид армян, за что пользовался особым уважением этого народа.
Когда началась Первая мировая война, поэт издал сборник патриотических стихотворений. Они получили отклик в обществе.
У Брюсова были сложные отношения с читателями. Являясь преданными поклонниками его литературного гения, они тем не менее скептически отнеслись к его авангардным экспериментам, к которым он прибегнул в начале двадцатых.
Поэт был завсегдатаем “Кафе Грека”.

Как утверждают очевидцы, он с интересом прислушивался к разговорам, что-то записывал и с наслаждением смаковал ликер.
Брюсов интересные факты из жизни которого были достаточно оригинальными, по свидетельству близкого друга поэта, В.Ходасевича, с 1908 г. принимал морфий. Он долгое время старался избавиться от губительной привычки, но в итоге все закончилось тем, что он стал употреблять еще и героин.
В девятнадцатилетнем возрасте поэт сильно увлекся Е.Масловой. Болезненная, некрасивая девушка была старше его на шесть лет и меньше всего подходила на роль музы. Но Брюсов был верен своей “прекрасной даме”. Их отношения продлились несколько лет. Они были прерваны смертью Е.Масловой от оспы.
Брюсов связал себя узами брака с И.М.Рунт – гувернанткой, которая работала в его доме. Валерий Яковлевич очень любил жену, но не переставал увлекаться другими женщинами. Их двадцатичетырехлетний брак был бездетным.
Особую роль в жизни Брюсова сыграла поэт Н.Петровская. Их бурный роман закончился трагически – возлюбленная Валерия Яковлевича покончила с собой. Она стала прототипом главной героини “Огненного Ангела”. Брюсов называл ее “много любившей и от любви погибшей”.
В 1901 г. произошел разрыв Брюсова с К.Бальмонтом. Его поэзию Валерий Яковлевич называл “остывшей золой”.
Брюсов был сложным человеком. По мнению единственного близкого друга поэта, В.Ходасевича, он был едва ли не мизантропом, поскольку “не любил и не уважал людей”.

Памятка туристу

Справочная часть включала также полезную информацию, которая в первую очередь требовалась людям торговым или путешественникам. В случае необходимости в календаре можно было найти географические координаты российских и иностранных городов, узнать расстояние от крупнейших городов до Москвы, изучить список почтовых станций, в том числе и тех, которые расположены по дороге в Китай.

Кроме этого, можно было узнать расстояние от почтовых станций до Петербурга или основных европейских государств. Любознательные могли прочитать карты Петербургской и Московской губерний, в том числе и подробный план Златоглавой. Ну а передохнуть после «напряженной» умственной работы предлагалось за «изучением» гербов государства Российского.

Краткая биография

  1. В 1893 г. молодой Брюсов, очарованный французскими поэтами (Верленом, Бодлером, Малларме), решает посвятить себя распространению символизма в России, о чём пишет в письме Верлену.
  2. В том же году Валерий начинает учиться в Московском университете на историко-филологическом факультете.
  3. В 1894 г. начинающий автор познакомился с другими поэтами-символистами, из которых сильнее всего сдружился с Константином Бальмонтом.
  4. В 1894-95 гг. молодой поэт выпускает сборник «Русские символисты», состоящий из 3-х томов. В них вошли стихи Брюсова (под разными псевдонимами), Миропольского, Добролюбова и др. В последний том вошёл брюсовский моностих, состоящий из одной строки: «О закрой свои бледные ноги». За это стихотворение автора и всех новоиспечённых символистов критики подняли на смех. В прессе вышло огромное количество едких рецензий по этому поводу.
  5. В 1895 г. вышел сборник Брюсова под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Само название уже вызвало негативную реакцию у критиков и публики, поэта обвиняли в самовлюблённости.
  6. Спустя 2 года выходит новый брюсовский сборник «Me eum esse» («Это я»). В нём, как и в первом, преобладающими темами стихов является отстранённость поэта от «внешнего мира», одиночество, холодность к людям.
  7. В 1899 г. Валерий оканчивает университет и устраивается на работу в журнал «Русский архив» П. И. Бартенева.
  8. В то же время вместе с меценатом Сергеем Поляковым и поэтом Юргисом Балтрушайтисом Брюсов основывает издательство для представителей «нового искусства» и придумывает ему название – «Скорпион».
  9. Следующая книга поэта «Tertia Vigilia» («Третья стража») вышла в «Скорпионе» в 1900 г. и была посвящена другу автора – К. Бальмонту. Именно в этом сборнике в стихах Брюсова появляется урбанистическая тема. Он воспевает новую городскую культуру.
  10. В 1903 г. Брюсов выпустил сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), в котором наиболее ярко проявляются идеи «новой поэзии» и поэтическое искусство автора.
  11. С 1904 г. начинает выходить литературный ежемесячный журнал «Весы». Выпуском журнала руководит Брюсов. Журнал стал самым авторитетным модернистским изданием в России и выпускался до 1909 г.
  12. В декабре 1905 г. издаётся новый сборник «Венок». В него вошли стихи, написанные в период Первой русской революции.
  13. С 1908 г. Брюсов был директором литературно-художественного кружка в Москве.
  14. В Первую мировую войну поэт работал военным корреспондентом от «Русских ведомостей».
  15. Постепенно, с 1910 г., брюсовские стихи, выходящие в новых сборниках, становятся слабее, поэт часто прибегает к само повторам. Исследователи считают время 1910-1916 гг. периодом творческого кризиса поэта.
  16. В 1913 г., как попытка справится с кризисом, выходит экспериментальный сборник Брюсова – литературная мистификация «Стихи Нелли».
  17. В 1915 г. Брюсову заказали подготовить сборник армянской поэзии. Валерий Яковлевич целиком погрузился в работу, контролировал все этапы подготовки книги, перевёл множество стихотворений армянских поэтов, изучал культуру и историю страны. За свой фундаментальный труд поэт в 1923 г. был удостоен звания народного поэта Армении.
  18. После революции Брюсов работал чиновником в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, в Государственном издательстве и ряде других учреждений.
  19. В 1919 г. Валерий Яковлевич вступил в коммунистическую партию.
  20. С 1919 по 1921 г. возглавлял Президиум Всероссийского союза поэтов, проводил московские поэтические вечера.
  21. С 1921 г. стал профессором Московского государственного университета.
  22. В 1921 г. Валерий Брюсов по предложению А. Луначарского организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и стал его ректором и профессором.
  23. 10.1924 Валерий Яковлевич Брюсов скончался, заболев воспалением лёгких.

Символизм

Валерий Яковлевич Брюсов, биография которого представлена в статье, называл себя основоположником русского символизма, и, как бы это ни было нескромно, но делал он это недаром: он действительно немало сил вложил в развитие этого направления в нашей стране и сегодня причисляется к так называемым старшим символистам наряду с Бальмонтом.

Разрабатывать символистские теории Брюсов начинал еще в юношестве, однако наиболее сильное выражение данное увлечение нашло после знакомства Брюсова с Бальмонтом, которое произошло в начале 1890-х годов. Сблизившись с Бальмонтом и другими поэтами-символистами, Брюсов начал заниматься концепциями символизма уже вплотную. Он очень много сделал именно как организатор, оказал огромное влияние на молодых поэтов – о нем отзывались как о человеке, повлиявшем на целое поколение.

Первый совместный альманах символистов (Брюсова, Мережковского, Гиппиуса и других) вышел в свет в 1901 году. Он назывался «Северные цветы». Именно с того года символизм начал функционировать в нашей стране как отдельное самобытное направление.

От издателя

Нисколько не желая отдавать особого предпочтения символизму и не считая его, как это делают увлекающиеся последователи, «поэзией будущего», я просто считаю, что и символистическая поэзия имеет свой raison d’etre. Замечательно, что поэты, нисколько не считавшие себя последователями символизма, невольно приближались к нему, когда желали выразить тонкие, едва уловимые настроения. Кроме того, я считаю нужным напомнить, что язык декадентов, странные, необыкновенные тропы и фигуры, вовсе не составляет необходимого элемента в символизме. Правда, символизм и декадентство часто сливаются, но этого может и не быть. Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение.

Следующие выпуски этого издания будут выходить по мере накопления материала. Гг. авторов, желающих поместить свои произведения, просят обращаться с обозначением условий на имя Владимира Александровича Маслова. Москва, Почтамт, poste restante

Начало литературного пути

Первые стихотворные опыты Валерия относятся к 1881 году, в 13 лет он точно решил посвятить жизнь поэзии. Позднее он пробовал писать рассказы, но без особого успеха.

В конце 1890-х Брюсов увлекся французскими символистами — Верленом, Малларме, позднее — Бодлером. Поэты оказали огромное влияние на юношу. В 1893 он даже написал письмо Вердену, в котором сообщил, что является основоположником символизма в России и о решимости распространять его.

Поэт начал активно писать:

  1. В конце 1893 он создал драму «Декаденты. (Конец столетия)», в которой рассказывалось о любви Верлена и Матильды Мотье, а также об отношениях Верлена и Рембо.
  2. В 1894—1895 вышли 3 сборника «Русские символисты» со стихами самого Брюсова (под разными псевдонимами, чтобы создать видимость большого количества авторов. Полный список или их число неизвестны), Миропольского и Добролюбова. В третьей книге было напечатано известное моностихотворение «О закрой свои бледные ноги», которое было резко раскритиковано и высмеяно читателями и критиками. Сам автор не объяснял замысла, но в разговорах со знакомыми говорил, что это начало поэмы об Иуде, который увидел ноги распятого Христа.
  3. В 1895 вышел сборник Брюсова «Шедевры», он состоял только из его стихов. В нем прослеживаются идеи французских символистов «искусство ради искусства» и стремление уйти из дряхлого мира. Кроме того, поэт постоянно ищет новые формы и рифмы, обращается к необычным образам.
  4. В 1897 вышел сборник «Это я», в котором виден значительный прогресс, однако тема отрешенности от мира все еще близка ему.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий