Биография николая михайловича карамзина, великого историка, писателя, публициста

Содержание и значение

Исторические сведения и факты для книги Карамзин собирал из древних летописей и письменных источников, многие из которых впервые использовались в науке, например, Ипатьевская летопись. Чтобы не перегружать текст деталями, некоторые подробности автор вынес в отдельный том примечаний, который имел огромное значение для исследователей. Например, восстановление Троицкой летописи, пострадавшей при пожаре, происходило по примечаниям Карамзина.

В предисловии Карамзин указывал, что хотел своим трудом показать — история России намного увлекательнее и интереснее, чем мировая. Но также на протяжении всех томов Николай Михайлович утверждает мысль о необходимости для России сильного самодержавия, о том, что падение нравов приведет к гибели всей страны. Это стало поводом для критики либерально настроенных читателей: они сетовали, что автор пренебрег простыми людьми ради прославления дел царей и императоров.

При написании Николай Михайлович выступал больше не в роли историка, а как литератор. Язык написания прост, но благороден, не перегружен «сухими» фактами. Повествование о каком-либо событии часто завершается эмоциональным отступлением. Простота написания была еще одной причиной популярности работы.

Автор многотомной «Истории России» Карамзин Николай Михайлович был первым и единственным государственным историографом при императоре, а также он стал первым автором, решившим популяризировать малоизвестную тогда науку. В советское время труд был признан реакционным и не издавался, но выпущенные в годы «перестройки» сокращенные варианты вызвали огромный интерес читателей.

Содержание

Исторические факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в научный оборот впервые. К примеру, именно Карамзиным была найдена и названа Ипатьевская летопись. Многочисленные детали и подробности, чтобы не загромождать ими связный текст рассказа, Карамзин вынес в особый том примечаний. Именно эти примечания имели наибольшее научное значение. Достойно упоминания то, что попытка реставрации Троицкой летописи, уничтоженной пожаром 1812-го года, значительно основывалась на примечаниях Карамзина.

В предисловии к своей книге Карамзин описывает важность истории вообще, её роль в жизни людей. Он говорит, что история России не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая

Далее приводит список источников, которые помогли ему воссоздать картину исторических событий.

В плане структуры и слога одним из чтимых образцов автор называет «Историю упадка и крушения Римской империи» Гиббона. Подобно тому, как Гиббон на примере всех описываемых событий иллюстрирует тезис о том, что упадок нравов неминуемо ведёт к краху государственности, Карамзин через весь труд проводит сокровенную мысль о благодетельности для России сильной самодержавной власти.

В первом томе Карамзин подробно описывает народы, обитавшие на территории современной России, в том числе истоки славян, их конфликт с варягами, отношение греков к племенам, населяющим территорию будущей Руси. Затем рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении в русле норманской теории. В последующих томах автор подробно описывает все важные события российской истории вплоть до 1612 года.

В своем труде он выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о создании нового благородного языка для ведения исторического повествования. Например, описывая первые века Руси, Карамзин говорил:

В традиции классицизма автор нередко завершает повествование о том или ином историческом эпизоде моралистической сентенцией или эмоциональным отступлением. Карамзин одним из первых русских писателей начал использовать букву «ё», однако в знаменитой «Истории» он обошёлся стандартным написанием через «е». Слог «Истории» Д. С. Мирский описывает как «компромисс с литературными консерваторами, которые за то, что он написал „Историю“, простили Карамзину все прежние грехи»:

«Вестник Европы»

В 1802 году Карамзин стал редактором журнала «Вестник Европы», основанного И. В. Поповым. «Вестник Европы» был первым общественно-политическим и литературно-художественным периодическим изданием в нашей стране.

На протяжении двух лет Николай Михайлович занимал эту должность и даже получал за нее оклад, что было впервые в истории российской журналистики. Его любовь к истории и увлечение ею, конечно, оказали прямое влияние на содержание журнала. Карамзин там подробно освещал исторические вопросы, отечественные и зарубежные.

При Николае Михайловиче издание имело четкое разделение на два раздела: «политика» и «литература и смесь». Выделение исторических и политический моментов в отдельный раздел, большая заинтересованность в них большого объема населения, установление особой связи с читателями стали настоящим достижением просветительской деятельности Карамзина. Преподносились политические события в нем очень доступно, живо и увлекательно. Именно это сыграло основную роль в бешеной популярности журнала.

Карамзин — писатель

Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803—1815 гг. было напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.

«Влияние последнего <Карамзина> на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен.

Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (—) и повести «Бедная Лиза» (; отдельное издание ) открыли в России эпоху сентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался[источник не указан 2392 дня], в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развивавшаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница ()

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище ()

Проза Карамзина

Первое издание «Истории» Карамзина на польском языке

  • «Евгений и Юлия», повесть ()
  • «Письма русского путешественника» (-)
  • «Бедная Лиза», повесть ()
  • «Наталья, боярская дочь», повесть ()
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла» ()
  • «Сиерра-Морена», повесть ()
  • «Остров Борнгольм» ()
  • «Юлия» ()
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть ()
  • «Моя исповедь», письмо к издателю журнала ()
  • «Чувствительный и холодный» ()
  • «Рыцарь нашего времени» ()
  • «Осень»
  • Перевод — пересказ «Слова о полку Игореве»
  • «О дружбе» (1826) писателю А. С. Пушкину.

Реформа языка Карамзина

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в -х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.

Краткая биография

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в Симбирской губернии.

Начальное образование он получал дома под руководством сельского дьячка. Благодаря блестящим способностям, мальчик за несколько недель выучил церковно-славянский алфавит. Чтение стало любимым занятием.

Продолжил образование Карамзин в симбирском пансионе Фовеля. В тринадцатилетнем возрасте поступил в московский пансион И. М. Шадена, который был профессором Московского университета. Это дало возможность подростку посещать университетские лекции.

Окончив пансион, он идет на военную службу. Спустя три года выходит в отставку в чине поручика и уезжает в Симбирск. Там он знакомится с директором Московского университета И. П. Тургеневым. Тот приглашает его в Москву.

В Москве Николай Михайлович знакомится с масонами. Общение с ними помогло ему открыть для себя английскую классику, труды французских просветителей.

В 1789 году Карамзин путешествует по Европе, наблюдает за жизнью людей, государственными событиями. Результатом путешествия стали «Письма русского путешественника», которые он опубликовал в издаваемом им «Московском журнале».

Карамзин стоял у истоков русского сентиментализма. Самое известное произведение этого направления «Бедная Лиза».

В 1801 году Николай Михайлович женится на Елизавете Ивановне Протасовой. Через год она умерла при родах.

Тогда он окончательно решил посвятить себя написанию истории государства. Император назначил его на должность историографа.

Через несколько лет Карамзин взял в жены внебрачную дочь Андрея Ивановича Вяземского Екатерину Андреевну Колыванову. В ее лице судьба подарила ему музу и помощницу.

«История государства Российского» – это труд жизни Карамзина. Он работал над ней 23 года. Написал полных 11 томов, 12-й остался незавершенным. Первые 8 томов были изданы в 1816 году.

1 декабря 1825 года умер Александр I. Николай Михайлович был потрясен его кончиной. Не меньшее впечатление произвело на него последовавшее 25 декабря восстание декабристов. Карамзин заболел и 22 мая 1826 года умер.

Подробная биография

Николай Михайлович Карамзин – величайший русский писатель и историк, основатель сентиментализма.

Николай Михайлович Карамзин появился на свет 12 декабря 1766 года в Симбирской губернии. Его отец был потомственным дворянином и обладал собственным имением. Как и большинство представителей высшего общества, Николай получил домашнее образование. В подростковом возрасте он покидает родной дом и поступает в Московский университет Иоганна Шадена. Он делает успехи в изучении иностранных языков. Параллельно с основной программой, парень посещает лекции известных просветителей и философов. Там же и начинается его литературная деятельность.

В 1783 Карамзин становится солдатом Преображенского полка, где служит вплоть до смерти своего отца. После извещения о его кончине, будущий писатель отправляется на свою родину, где и остаётся жить. Там он знакомится с поэтом Иваном Тургеневым, состоящим в масонской ложе. Именно Иван Сергеевич предлагает Николаю присоединиться к этой организации. После вступления в ряды масонов, юный поэт увлекается литературой Руссо и Шекспира. Его мировоззрение постепенно начинает меняться. В итоге, увлечённый европейской культурой, он разрывает все связи с ложей и отправляется в путешествие. Посещая ведущие страны того периода, Карамзин становится свидетелем революции во Франции и приобретает новых знакомых, самым известных из которых был популярный философ того времени Иммануил Кант.

Вышеуказанные события очень сильно вдохновили Николая. Находясь под впечатлением, он создаёт документальную прозу “Письма русского путешественника”, где в полной мере изложены его чувства и отношение ко всему происходящему на Западе. Читателям понравился сентиментальный стиль. Заметив это, Николай начинает работу над эталонным произведением этого жанра, известного под названием “Бедная Лиза”. В нём раскрываются мысли и переживания разных героев. Данное произведение было положительно воспринято в обществе, оно фактически сместило классицизм на нижний план.

В 1791 году Карамзин занимается журналистикой, работая в газете “Московский журнал”. В нём он издаёт свои собственные альманахи и иные произведения. Кроме этого, поэт работает над обзорами театральных постановок. Вплоть до 1802 года Николай занимается публицистикой. За этот период Николай сближается с царским двором, активно общается с императором Александром 1-ым, их часто замечали за прогулками в садах и парках, публицист заслуживает доверие правителя, фактически становится его приближённым. Через год он меняет свой вектор на исторические записки. Идея создания книги, повествующей об истории России охватила писателя. Получив титул историографа, он пишет своё самое ценное творение “История государства Российского”. Было выпущено 12 томов, последний из которых был закончен к 1826 году в Царском Селе. Здесь же Николай Михайлович и провёл свои последние годы жизни, умерев 22 мая 1826 из-за простудного заболевания.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Интересные факты биографии Фета

  • Много в биографии Афанасия Фета интересных фактов из жизни. Будущий поэт появился на свет 23 ноября (5 декабря) 1820 года в селе Новосёлки Орловской губернии. Событие это произошло в семье отставного ротмистра Афанасия Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Беккер. Интересно отметить, что на момент рождения Афанасия его мать была замужем за другим человеком и носила иное имя – фрау Фёт. Однако подкуп священника помог скрыть незаконное происхождение младенца и записать его под именем отца – Афанасием Шеншиным.
  • Великий Сократ сказал, что всё тайное рано или поздно становится явным. Так произошло и в жизни Фета. Когда Афанасий был ещё совсем юным – 14 лет, неожиданно вскрылся факт подлога, началось следствие и молодого человека лишили фамилии, титула дворянина, наследства и гражданства. Вернуть фамилию отца и восстановить доброе имя своей матери стало делом всей его жизни.
  • В 1873 году благодаря заслугам перед отечеством и накопленному состоянию поэту удалось вернуть себе фамилию отца и дворянское звание. Тогда он написал своей жене, чтобы отныне ненавистная им фамилия Фет никогда более при нём не упоминалась.
  • Первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон» вышел в свет в 1840 году, когда Афанасий был ещё студентом Московского университета. Кстати, при наборе книги была допущена опечатка – буква «ё» в фамилии юного литератора обернулась в «е».

    Так Афанасий сменил фамилию дважды и стал Фетом.

  • После окончания Московского университета перед Фетом вырисовывались не самые радужные перспективы. Первое и самое главное – он был лишен каких-либо наследственных прав, а литературная деятельность приносила весьма скромный доход. Надеяться было не на что, и он принял решение поступить на военную службу.
  • Однажды полк, в котором проходил службу офицер и начинающий поэт Фет, расположился недалеко от поместья Крылово. Хозяином имения был некий помещик Лазич, который часто приглашал офицеров в гости. Последние охотно соглашались: их прельщало общество прекрасных девушек – дочерей хозяина. В одну из них – Марию Лазич, и влюбился Фет. Чувство оказалось взаимным.
  • Однако этому союзу не суждено было состояться. Фет считал себя не вправе предлагать руку и сердце Марии. Кроме чувств и верности ему было нечего предложить ей. Да и за ней не давали богатого приданного. Он считал, что нескончаемая бедность, неустроенность и отсутствие каких-либо перспектив способны уничтожить любые, даже самые светлые чувства.
  • Мария Лазич отказывалась верить в решение Фета. Она продолжала надеяться и верить, что их брак возможен. Но он оставался непреклонен. В конечном счете, его упрямство и твердость убили её: девушка умерла от бесчисленных ожогов, когда на её платье попала непотушенная спичка. Случайность это была или нет – неизвестно, но Фет всю жизнь винил себя в её гибели.
  • И вновь будущее не сулило ничего хорошего: его «идеальный мир» давно разрушен, его сердце разбито, денег нет, титула тоже. Что делать?

    Он нашел единственный выход – жениться на девушке с большим приданным, чтобы в дальнейшем её связи и деньги помогли вернуть ему имя и титул. Вскоре состоялось венчание Фета и Марии Петровны Боткиной – богатой, но уже давно не юной, и к тому же не блистающей красотой девушке. Союз этот неожиданно оказался счастливым. Конечно, страсть между ними была невозможна, но они приобрели главное в семейной жизни – взаимоуважение.

  • С творчеством у Фета тоже не всё складывалось благополучно: за двадцать с лишним лет не было продано и тысячи экземпляров его книг. Дело в том, что литературой того или иного времени всегда руководит какой-либо девиз. Поэт Фет не мог и не хотел писать под негласным лозунгом того периода – «польза, дело, практика», призывающим бороться с крепостничеством, всеобщим бесправием и несправедливостью. Он был глубоким лириком, бесконечно восторгающимся окружающей природой и красотой.
  • Таковой была и его жизнь. Он был дружен с Иваном Тургеневым и Львом Николаевичем Толстым. Последнему он неоднократно писал, жалуясь и рассуждая о духе времени. Он говорил, что Тургенева, заботящегося о судьбе русского народа из Парижа, почитают за патриота, а его требовательного и строгого помещика, который не словом, а делом даёт возможность заработать крестьянину – узурпатором и врагом России.
  • За художником Ильёй Репиным ходила недобрая слава. Все известные люди, которые позировали ему для написания их портретов, вскоре умирали. Так, композитор Мусоргский ушёл из жизни через несколько дней, а литератор Писемский – через три месяца. Предрекали преждевременную кончину и Фету. Но поэт обманул судьбу. Он скончался через одиннадцать лет под написания его знаменитого портрета.

Литература

На заре литературной карьеры Николай Карамзин отправился в Европу. Писатель встретился с Иммануилом Кантом, посмотрел на Великую французскую революцию. Итогом путешествия стали «Письма русского путешественника». Эта книга принесла известность Карамзину. Подобных произведений до Николая Михайловича еще не писали, поэтому философы считают творца родоначальником современной русской литературы.

Молодой Николай Карамзин

Вернувшись в Москву, Карамзин начинает активную творческую жизнь. Он не только пишет истории и рассказы, но и руководит «Московским журналом». Издание публиковало произведения молодых и известных авторов, в том числе и самого Николая Михайловича. В этот период времени из-под пера Карамзина выходят «Мои безделки», «Аглая», «Пантеон иностранной словесности» и «Аониды».

Проза и стихи чередовались с рецензиями, разборами театральных постановок и критическими статьями, которые можно было прочитать в «Московском журнале». Первая рецензия, созданная Карамзиным, появилась в издании в 1792 году. Писатель делился впечатлениями от ироикомической поэмы «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку», написанной Николаем Осиповым. В этот период творец пишет повесть «Наталья, боярская дочь».

Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза»

Карамзин добился успехов в поэтическом искусстве. Поэт использовал европейский сентиментализм, который не вписывался в традиционную поэзию того времени. Никаких од Ломоносова или Державина, с Николая Михайловича начался новый этап развития поэтического мира в России.

Карамзин восхвалял духовный мир человека, оставляя без внимания физическую оболочку. «Язык сердца» использовал творец. Логичные и простые формы, скудные рифмы и практически полное отсутствие троп – вот что представляла собой поэзия Николая Михайловича.

Памятник Николаю Карамзину

В 1803 году Николай Михайлович Карамзин стал официально историком. Соответствующий указ подписал император Александр I. Писатель стал первым и последним историографом страны. Вторую половину жизни Николай Михайлович посвятил изучению истории. Государственные посты Карамзина не интересовали.

Первым историческим произведением Николая Михайловича стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Карамзин представил консервативные слои общества, выразил их мнение относительно либеральных реформ императора. Писатель творчеством пытался доказать, что Россия не нуждается в преобразованиях. Эта работа представляет набросок к масштабному труду.

«История государства российского» Николая Карамзина

Только в 1818 году Карамзин издал свое главное творение – «Историю государства российского». Она состояла из 8 томов. Позже Николай Михайлович выпустил еще 3 книги. Эта работа помогла сближению Карамзина с императорским двором, в том числе с царем.

«История государства Российского»

Указом от 31 октября 1803 года император Александр I назначает 36-летнего Николая Карамзина официальным историографом и поручает ему написать историю России. Сведений, почему именно Карамзин, ранее не увлекавшийся историей, получает это звание, нет. Николай Карамзин с пылом берется за дело, тем более что титул историографа открывает для Карамзина все архивы и собрания документов, недоступные не только широкой публике, но и историкам. Карамзин довел свое повествование до Смутного времени. Работая над своей «Историей…», Карамзин отказывается от государственной карьеры, в том числе от поста тверского губернатора.

Должность историографа принесла Карамзину 2000 рублей дополнительного ежегодного жалованья. Это было меньше, чем приносила ему издательская и журналистская деятельность (например, за редактирование «Вестника Европы» его жалованье составляло 3 тыс. рублей в год), тем не менее, с этого момента Николай Карамзин всецело отдается главному труду своей жизни – составлению «Истории государства Российского». На это он потратил 22 года, просмотрев и сделав выписки из сотен документов, многие из которых были ранее неизвестны. В частности, Карамзин открыл в рукописи 16 века «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и опубликовал его в 1821 году.

Работа над «Историей государства Российского» прерывалась лишь один раз в 1812 году. Карамзин, который рвался в ополчение и готов был защищать Москву, согласился покинуть город только тогда, когда французы уже готовились войти. Во время пожаров сгорела библиотека Карамзина. Начало 1813 года Карамзин провел в эвакуации – сначала в Ярославле, потом в Нижнем Новгороде, после чего он вернулся в Москву и продолжил работу над своим историческим трудом.

В феврале 1818 года, когда писатель готовился отметить 50-летний юбилей, вышли в свет первые восемь томов его труда. За месяц было продано 3 тысячи экземпляров – это был рекорд продаж того времени. 12-й том вышел уже после смерти автора.

В 1810 году Александр I пожаловал Карамзину орден св. Владимира 3 степени. В 1816 году Николай Карамзин получил титул статского советника и был награжден орденом св. Анны 1-го класса. С 1818 года Карамзин являлся членом Императорской Российской Академии, а с 1824 года – действительным статским советником.

Последние годы жизни Николай Карамзин провел в Петербурге, был близок с царской семьей и имел собственное пожалованное ему императором жилье в Царском селе.

Умер Николай Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 года от чахотки. Его здоровье было подорвано после того, как он пошел на Сенатскую площадь, чтобы посмотреть восстание декабристов и простудился. Для лечения он собирался отправиться в Италию и на юг Франции. Император выделил ему на это средства и фрегат, но официальный историограф не смог воспользоваться царской милостью. Его похоронили в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище.

4Франция

В начале марта 1790 года Николай Карамзин покинул Швейцарию и отправился во Францию. Первым французским городом на его пути был Лион. Карамзин посещал там театры, особенно его впечатлили гастрольные выступления танцора Вестриса: «Правду сказать, искусство сего танцовщика удивительно. Душа сидит у него в ногах, вопреки всем теориям испытателей естества человеческого, которые ищут ее в мозговых фибрах. Какая фигура! Какая гибкость! Какое равновесие! Никогда не думал я, чтобы танцовщик мог доставить мне столько удовольствия!» Также сильное впечатление произвели на Карамзина остатки римского водопровода. «Римляне хотели жить в памяти потомства и сооружали такие здания, которых не могли разрушать целые веки. В нынешние философские времена не так думают; мы исчисляем дни свои, и предел их есть предел всех наших желаний и намерений; далее не простираем взора, и никто не хочет садить дуба без надежды отдыхать в тени его. Древние покачали бы головою, если бы они теперь воскресли и услышали мудрые наши рассуждения; а мы, мы смеемся над мечтами древних и над странным их славолюбием!», — писал он. Из Лиона Карамзин сначала отправился водным путем — по реке Соне — до города Шалон, а оттуда уже поехал в Париж. 27 марта он прибыл во французскую столицу. «»Я в Париже!» Эта мысль производит в душе моей какое-то особливое, быстрое, неизъяснимое, приятное движение… «Я в Париже!» — говорю сам себе и бегу из улицы в улицу, из Тюльери в поля Елисейские, вдруг останавливаюсь, на все смотрю с отменным любопытством: на домы, на кареты, на людей», — описывал он свои впечатления. Конечно, главным во Франции было грандиозное событие: проходившая на глазах путешественника революция

Она вызывала интерес и пугала, привлекала внимание и ужасала его. «Говорить ли о французской революции? Вы читаете газеты: следственно, происшествия вам известны

Не думайте, однако ж, чтобы вся нация участвовала в трагедии, которая играется ныне во Франции. Едва ли сотая часть действует; все другие смотрят, судят, спорят, плачут или смеются, бьют в ладоши или освистывают, как в театре! Те, которым потерять нечего, дерзки, как хищные волки; те, которые всего могут лишиться, робки, как зайцы; одни хотят все отнять, другие хотят спасти что-нибудь. Оборонительная война с наглым неприятелем редко бывает счастлива. История не кончилась, но по сие время французское дворянство и духовенство кажутся худыми защитниками трона», — писал Карамзин в «Письмах русского путешественника». Находясь в Париже, Карамзин каждый вечер бывал в театрах, пересмотрел множество спектаклей, посмотрел на всех парижских звезд. Он осмотрел все парижские достопримечательности, исходил все улицы, побывал везде, где только можно. Впечатлил Карамзина и Версальский дворец: «Ничто не может сравняться с великолепным видом дворца из саду; фасада его, вместе с флигелями, простирается на 300 сажен. Тут рассеяны все красоты, все богатства архитектуры и ваяния. Никто из царей земных, ни самый роскошный Соломон, не имел такого жилища. Надобно видеть: описать невозможно. Исчислять колонны, статуи, вазы, трофеи не есть описывать. Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и самому живописцу нельзя изобразить кистию!» Но посещение королевской резиденции оставило и грустные мысли: «Версалия без двора — как тело без души: осиротела, уныла. Где прежде всякую минуту стучали кареты, теснился народ, там ныне едва встретится человек: мертвая тишина и скука! Всякий житель казался мне печальным». Во Франции Карамзин провел несколько месяцев, а затем отправился в Англию.

Примечания

  1. Венгеров С. А. А. Б. В. // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — СПб.: Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889. — Т. I. Вып. 1—21. А. — С. 7.
  2. 123 Карамзин Николай Михайлович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q17378135″>
  3. 12 Encyclopædia Britannica

    https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q5375741″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:P1417″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:P2450″>

  4. 123Макогоненко Г. П. Карамзин // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 3.

    https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q4239850″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q4275947″>

  5. идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011. https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:P268″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q54837″>
  6. к. и. н. Мишанина Е. В. Об оренбургском происхождении Н.М. Карамзина (рус.) // Портал «Культура Оренбуржья». — 2020. — 17 марта.
  7. по другим данным в селе Михайловка Оренбургской губернии
  8. Карамзин Николай Михайлович. Интернет-проект «Русский биографический словарь» (rulex.ru) (Проверено 3 мая 2014)
  9. Бестужев-Рюмин К. Н. Карамзин, Николай Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  10. Фриче В.М.; Луначарский А.В. «Карамзин Н.М.»(неопр.) . Литературная энциклопедия; В 11 т.; Москва (1929—1939). Проверено 29 апреля 2013.
  11. Кривошеев Ю.; Лурье Е. «Поскребя русского, татарина не найдешь»(неопр.) . «Русский обозреватель» (06.10.2008). Проверено 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  12. Замечательные питомцы Московского университета.
  13. Карамзин Николай Михайлович Архивная копия от 22 октября 2007 на Wayback Machine
  14. ИРЛ в 4 т., 1981, Т. 2., С. 51−79. — Петрунина Н. Н. Проза 1800−1810-х гг..
  15. ИРЛ в 10 т., 1941, Т. 5., Ч. 1., С. 106−120. — Кучеров А. Я. Сентиментальная повесть и литература путешествий..
  16. Минчик С. С. Грибоедов и Крым. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — С. 172−175.
  17. ИРЛ в 10 т., 1953, Т. 6., С. 501−562. — Степанов Н. Л. Прозаики двадцатых−тридцатых годов.
  18. Lib.ru/Классика: Карамзин Николай Михайлович. «Виргилиева Энеида, вывороченная наизнанку» (неопр.) . az.lib.ru. Проверено 10 марта 2020.
  19. История государства Российского: В 4 книгах. Книга четвёртая (т. X—XII)
  20. Летопись Московского университета
  21. Эйдельман Н. Я. , 1983, Ч. II., Гл. Пример единственный. (недоступная ссылка —история ,копия ).
  22. Н. Коняев. Романовы. Расцвет и гибель династии. Вече, 2003. Стр. 465.
  23. Александро-Невская Лавра — Карамзин Николай Михайлович
  24. Герцен А. И. Собрание сочинений в тридцати томах — М.: Издательство АН СССР, 1954. — Т. 7., С. 190. — О развитии революционных идей в России. Гл. III. Пётр I. Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine
  25. В. В. Одинцов. Лингвистические парадоксы. Москва. «Просвещение», 1982.
  26. Авторство Пушкина часто подвергается сомнению, эпиграмма включена не во все полные собрания сочинений. Подробнее про атрибуцию эпиграммы смотри здесь: Б. В. Томашевский. Эпиграммы Пушкина на Карамзина.
  27. А. С. Пушкин как историк | Великие россияне | История России
  28. Карамзин Н. М. История государства Российского, Т. VI., Гл. VII., 1842, С. 226−228.
  29. «При издании сего шекспирова творения…» — Вестник Европы, 2014, №40-41 (неопр.) .
  30. Н. М. Карамзин: от культа Шекспира к шекспиризму (неопр.) .
  31. Гамаюнов Л. С. Из истории изучения Индии в России / Очерки по истории русского востоковедения (Сборник статей). — М.: Изд-во вост. лит., 1956. — С. 83.
  32. Каринишина Л. М. «Пример самоотвержения» // Московский журнал. — 2014. — № 11. — С. 24—31.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий