Авиценна

Философия

Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.  

Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.   

О пульсе

Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Пульс у ребенка тоньше и быстрей.
У взрослого — замедленней, слабей….

Гениально, не правда ли? А самое главное — насколько эти наставления соответствуют здоровому образу жизни. Поэтому всегда полезно перечитывать труды великих учёных.

Афоризмы и цитаты Ибн Сины

Чтобы иметь общее представление об этом великом учёном, приведём его ряд цитат и высказываний, которые свидетельствуют о его уме и мировоззрении.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

Когда к невеждам ты идёшь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Послесловие

О нём рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.

Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество своё Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.

Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

В 1954 году, по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.

Ибн Сина — блистательный достижение огромного пройденного человечеством пути. Есть поколения — корни, поколения — завязи, поколения, на которые падает тысячелетиями подготавливаемый расцвет. Работа всех бессмертна. Благородные мысли не умирают, а собираются в некое Хранилище, как говорил Ибн Сина, — в Ноосферу, как говорил Вернадский. Ноосфера сохраняет и улучшает мир.

Главное — осуществить точное «хронологическое распластавание» Ноосферы — этого великого накопленного человечеством интеллектуального богатства. Главное — выстроить из хаоса камней стройный горный хребет, где каждая прожитая во имя Истины жизнь стала бы той или иной вершиной. Но сколько забытого, исчезнувшего, непонятого… И порою в стране гор не хватает как раз самой главной, самой ослепительной, купающейся в облаках вершины.

При его жизни и потом, в каждом веке, учёные спорили о книгах мудреца, яростно защищая или яростно ниспровергая их. Жизнь великого непокорённого скитальца стала символом честного служения Истине. Он весь — тайна. В последний период жизни зашифровывал свои мысли так, что до сих нор учёные не могут найти им однозначное толкование, Его жизнь, рассказанная им самим своему наипреданнейшему ученику, — сплошной ребус. Учёные до сих пор пытаются объяснить мотивы тех или иных поступков Ибн Сины, выстроить его характер, найти закономерность его судьбы. Но сложны не только его жизнь, его труды, сложна и эпоха — восточное средневековье. Учёные мира в течение многих веков размышляют над всем этим, совершая подвиги преданности и титанического труда.

Авиценна известен и не известен. Но его знают как символ великой восточной мудрости.

Биография

Рисунок Авиценны

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».

В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира , где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Примечания

  1. Ibn Sina («Avicenna») Encyclopedia of Islam. 2nd edition. Edited by P. Berman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Henrichs. Brill 2009. Accessed through Brill online: www.encislam.brill.nl (2009) Цитата: «He was born in 370/980 in Afshana, his mother’s home, near Bukhara. His native language was Persian.»

  2. Sally P. Ragep. Ibn Sīnā: Abū ʿAlī al‐Ḥusayn ibn ʿAbdallāh ibn Sīnā / Thomas Hockey. — Springer Science+Business Media, 2007. — P. 570–572.
  3. Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. — Москва: Наука, 1976.
  4. Sayili A. Ibn Sīnā and Buridan on the Motion of the Projectile // Annals of the New York Academy of Sciences. — 1987. — Vol. 500. — P. 477–482.
  5. Псядло Э. М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии: Учебно-справочное пособие. — Одесса: Наука и техника, 2007. — С.19. — ISBN 978-966-8335-56-3
  6. Болтаев, М. Н. Абу Али ибн Сина — великий мыслитель, учёный энциклопедист средневекового Востока — М.: Сампо, 2002. — 400 с. — ISBN 5-8071-0005-0
  7. Avitsenna (англ.) на сайте Internet Movie Database

Аль-Кинди

Развитие философии на тот момент применялось как приложение принципов Аристотеля и Платона к существующим положениям мусульманского богословия.

Будучи человеком широких взглядов, он утверждал, что единого определения истины нет нигде и в то же время истина кроется везде. Аль-Кинди не просто философ, он рационалист и свято верил, что только при помощи разума можно познать истину. Для этого он часто прибегал к помощи царицы наук – математике. Уже тогда он говорил об относительности знаний в общем.

Однако, будучи набожным человеком, утверждал он, что Аллах является целью всего сущего, и лишь в нем сокрыта полнота истины, которая доступна лишь избранным (пророкам). Философ же, по его мнению, не способен достичь познания в силу его недосягаемости простому уму и логике.

Другие отрасли

Психология

Разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Так, по Авиценной натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая. Эти натуры нестабильны, а изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Алиментарные факторы, а также изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал еще четыре сложных натуры, на основе превалирование одной из четырех жидкостей организма (крови, слизи, желтой и черной желчи).

Химия

В области химии Авиценна открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

Находясь в Горган, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и ее сравнении с высотой в Багдаде путем вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, что преобладает над другими способами при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им инструмент для наблюдения, который по его мнению, должен был заменить астролябии; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

В своих трудах Авиценна критиковал астрологию. Считал ее лженаукой и отрицал утверждение астрологии о том, что по расположению созвездий и движением планет можно предсказать будущие события, судьбы народов и отдельных людей:

Говорят, что вхождение Луны в созвездие Скорпиона — признак дождя. Но дождь имеет много других причин. Дождь идет том, что с влажной земли поднимаются испарения, которые конденсируются в облака под действием холода. Это явление часто может происходить в момент вхождения Луны в созвездие Скорпиона, но если это явление происходит в горных и прохладных областях, как, например, в Табаристан, то оно может произойти в тот же момент в пустынях, над которыми поднимается теплый воздух

Аль-Газали: три группы философов

Он делит всех философов на три группы:

  1. Те, кто утверждает вечность мира и отрицает существование всевышнего Творца (Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит).
  2. Те, кто переносит естественно-научный метод познания на философию и объясняет все причинами естественными — пропащие еретики, отрицающие загробную жизнь и Бога.
  3. Те, кто придерживается метафизического учения (Сократ, Платон, Аристотель, Аль-Фараби, Ибн Сина). С ними Аль-Газали не согласен больше всего.

Арабская философия средних веков времен Аль-Газали порицает метафизиков из-за трех основных ошибок:

  • вечность существования мира вне Божьей воли;
  • Бог невсеведущ;
  • отрицание его воскресения из мертвых и личного бессмертия души.

В противовес метафизикам Аль-Газали отрицает материю как совечное божеству начало. Таким образом, его можно отнести к номиналистам: есть лишь конкретные материальные предметы, которые создает Бог, минуя универсалии.

В арабской средневековой философии ситуация в споре об универсалиях приобрела характер, противоположный европейской. В Европе номиналистов преследовали за ересь, однако на Востоке дела обстоят иначе. Аль-Газали, будучи богословом-мистиком, отрицает философию как таковую, утверждает номинализм в качестве подтверждения всеведения и всемогущества Бога и исключает существование универсалий.

Все изменения в мире, согласно арабской философии Аль-Газали, не случайны и относятся к новому творению Бога, ничто не повторяется, ничто не совершенствуется, есть лишь внесение нового через Бога. Так как философия имеет границы в познании, обычным философам не дано созерцать Бога в сверхразумном мистическом экстазе.

Память

20 таджикских сомони с портретом Авиценны

  • В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния.
  • В Таджикистане в честь Авиценны названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее носившая название «пик Ленина».
  • В Душанбе в его честь названа площадь и установлен памятник работы азербайджанского скульптора Омара Эльдарова.

Статуя Авиценны в составе Павильона персидских учёных перед офисом ООН в Вене, Австрия

  • В июне 2009 года Иран подарил отделу Организации Объединённых Наций в Вене (Австрия) Павильон персидских учёных, размещённый на центральной площади Мемориала Венского международного центра. Павильон персидских учёных включает в себя статуи четырёх известных учёных: Авиценны, Бируни, Закарии Рази (Рейз), Омара Хайяма .
  • В селе Афшана в Узбекистане существует музей Авиценны.
  • В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт, названный в честь Абу Али ибн Сина.
  • В Риге, в парке больничного комплекса Гайльэзерс, в 2006 году был открыт памятник Абу Али ибн Сины работы скульптора Джалалиддина Миртаджиева.
  • Именем Ибн Сины назван астероид Авиценна, открытый 26 сентября 1973 года советским и российским астрономом Людмилой Ивановной Черных.
  • В честь Ибн Сины назван кратер на Луне.
  • В честь Ибн Сины названа программа Авиценна (Avicenna), созданная IBM для автоматического исследования кардиограмм и рентгеновских снимков молочной железы.

Именем Ибн Сины названы улицы:

  • в Самарканде,
  • в Бухаре,
  • в Усть-Каменогорске,

В художественной литературе

  • «Абугалисина» (тат. Әбүгалисина) — повесть-сказка об Ибн Сине на татарском языке Каюма Насыри.
  • Ной Гордон в своём романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени.
  • В 2011 году испанский писатель Эсекьель Теодоро опубликовал роман «Рукопись Авиценны» («El Manuscrito de Avicena»), который воссоздаёт некоторые моменты из жизни персидского врача.

В кинематографе

  • Фильм «Авиценна» (1956), режиссёр Камил Ярматов.
  • Фильм «Юность Гения» (1982), снятый киностудиями Узбекфильм и Таджикфильм, посвящён детским и юношеским годам Авиценны. Режиссёр фильма Эльёр Ишмухамедов.
  • Иранский телесериал «Авиценна» («Bu-Ali Sina») 1987 года повествует о жизни учёного с детства до самой смерти.
  • В 2013 году вышел фильм «Лекарь: Ученик Авиценны» («The Physician») по книге Н. Гордона.

Трудовой путь

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Ему удаётся обнаружить новые пути в лечении больных. По его словам, медицина куда проще, чем метафизика и математика.

В Бухаре с Авиценной происходит интересный случай, когда он вылечивает припадок султана, в то время как это оказалось не под силу всем придворным лекарям. Авиценна же с лёгкостью справляется с неведомой, но опасной болезнью.

За его успехи в медицине и удачное лечение эмира, Авиценне дают доступ в библиотеку династии Саманидов. Библиотека открывает перед ним дверь в удивительный мир наук и философии, предоставляя в его распоряжение труды выдающихся учёных и классиков.

Но длится это недолго: враги династии сжигают библиотеку дотла, обвиняя в этом трагическом происшествии Авиценну. Потрясённый таким поведением своих недругов, Авиценна оставляет науку и помогает своему отцу на поприще ведения хозяйства.

Писать Авиценна начинает в 21 год. Его многочисленные ранние работы посвящены вопросам логики, этики, метафизики и проч. Труды, в основном, были написаны на арабском и персидском языках.

После смерти отца и падения династии Саманидов в 1004 г., ему предлагают должность при дворе Махмуда из Газни. Но это предложение Авиценна не принимает, а вместо этого отправляется на запад, в Ургенч – город на территории современного Туркменистана.

Там он за гроши работает у местного визиря. Но денег на жизнь не хватает, и Авиценна перебирается с одного места на другое, от Нишапура до Мерва и до самых границ Хорасана.

После бесконечных странствий, он, наконец, встречает в Гордане, подле Каспийского моря, друга, который пускает его в свой дом и предлагает взять учеников, чтобы обучать их логике и астрономии. Самые известные работы Авиценны будут написаны именно в Гордане. С этим местом связан и один из самых значимых его трудов, «Канон врачебной науки».

Труд этот состоит из пяти томов, каждый из которых посвящён отдельным предметам

Авиценна уделяет внимание всему, от инфекционных заболеваний до венерических. Первый и второй тома книги посвящены физиологии, патологии и гигиене, третий и четвёртый – лечению заболеваний, а в пятом томе описываются составы и способы приготовления лекарств

Снискав себе славу своими трудами, Авиценна, наконец, оседает в Рае – городе неподалёку от современного Тегерана. Номинальным правителем этих мест является Маджд Аддаула, сын последнего амира династии Бувайхид, а то время как фактически всем в государстве заправляет его мать, Сейеде Хатун.

Здесь Авиценна закончит около трёх десятков своих трудов. Однако его пребывание в этих местах вскоре подходит к концу, из-за ссоры между Мадждом Аддаулой и Шамсом аль-Даулой (его младшим братом). Какое-то время Авиценна проводит в Казвине, но после отправляется на юг в Хамадан, которым правит Шамс аль-Даула. Там он становится фельдшером, дослужившись со временем до звания визиря.

Однако у Авиценны возникают разногласия с местным эмиром, и тот отдаёт приказ изгнать неугодного лекаря из провинции. Лишь после эпидемии, угрожавшей жизни многих, Авиценну восстановят в правах лечить других. Сорок дней своего изгнания лекарь проводит в доме шейха Ахмеда Фазеля.

После смерти эмира, Авиценна бросает пост визиря и скрывается в доме местного аптекаря, где принимается за написание новых трудов.

Он отправляет письмо Абу Яфару, управляющему городом Исфаханом, намереваясь послужить на благо местных жителей. Однако эта просьба обернётся серьёзной войной между новым эмиром Хамадана и правителями Исфахана. Авиценну заключают в крепость.

После окончания войны, Авиценна снова возвращается на службу к новому эмиру Хамадана, но вскоре, изменив внешность, сбегает из провинции.

Почти всю свою оставшуюся жизнь Авиценна проведёт при дворе Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, правителя династии Какуидов. Он становится его придворным лекарем, и занимет пост главного советника по вопросам литературы и науки во время многочисленных военных кампаний.

Последние свои годы Авиценна посвящает изучению литературы и филологии. За всю свою жизнь Авиценна написал множество работ по философии, науке, медицине, астрологии, астрономии: “Kitab al-shif” («Книга лечения»), “Kitab al-najat” («Книга освобождения»), “Reslafieb alakam al-nojum”, «Канон врачебной науки» и проч.

Аль-Фараби

Еще одним философом, заложившим фундамент арабской философии средних веков, стал Аль-Фараби (872-950 гг.), который родился на территории южного Казахстана, затем жил в Багдаде, где перенял знания врача-христианина. Этот образованный человек, помимо прочего, был еще и музыкантом, и врачом, и ритором, и философом. Он также опирался на труды Аристотеля и интересовался логикой.

Благодаря ему были упорядочены аристотелевские трактаты под названием «Органон». Будучи сильным в логике, Аль-Фараби получил прозвище «второго учителя» среди последующих философов арабской философии. Логику он почитал за инструмент познания истины, необходимый абсолютно всем.

Логика также не появилась на свет без теоретической основы, которые наравне с математикой и физикой представлены в метафизике, объясняющей сущность предметов этих наук и сущность предметов нематериальных, куда относится Бог, являющийся центром метафизики. Посему Аль-Фараби возносил метафизику в ранг божественной науки.

Аль-Фараби разделил мир на два вида бытия. К первому он отнес возможно-сущие вещи, для существования которых есть причина вне этих вещей. Ко второму — вещи, которые содержат в себе саму причину своего существования, то есть их существование определяется их внутренней сущностью, сюда может быть отнесен только Бог.

Как и Плотин, Аль-Фараби видит в Боге непознаваемую сущность, которой, однако, приписывает личностную волю, которая способствовала созданию последующих разумов, что воплотили идею о стихиях в реальность. Таким образом, философ объединяет плотиновскую иерархию ипостасей с мусульманским креационизмом. Так Коран как источник средневековой арабской философии формировал последующее мировосприятие последователей Аль-Фараби.

Этот философ предложил классификацию познавательных способностей человека, представив миру четыре вида разума.

Первый низший вид разума считается пассивным, так как он связан с чувственностью, второй вид разума — актуальный, чистая форма, способная к постижению форм. К третьему виду разума был отнесен разум приобретенный, который уже познал некоторые формы. Последний вид — деятельный, на основе знания форм постигающий остальные духовные формы и Бога. Таким образом выстраивается иерархия разумов — пассивный, актуальный, приобретенный и деятельный.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
О текущем моменте №1(141), 2021г. «Давосская повестка дня 2021», выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания 
(5/1)
Власть над умами: «послание» из Швейцарии 
(4/1)
Свинство матрицы «успешности» и молодёжь  
(5/4)
Путеводные заметки: Свет Лей 
(5/3)
Социогенез – траектория купирования рисков 
(5/1)
О текущем моменте №1(141), 2021г. «Давосская повестка дня 2021», выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания 
(5/1)
Уйгур, новая граница и гульфик Навального 
(4/3)
Власть над умами: «послание» из Швейцарии 
(4/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Коронавирус как средство инициирования глобализации нового типа 
(5/5)
Главный итог уходящего года 
(5/5)
Маски и перчатки убивают 
(5/5)
Контакт с «тонким миром» 
(5/4)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Философские взгляды

Авиценна был известным философом средневекового ислама, последователем античной традиции, прежде всего аристотелевской, стоической и неоплатонической, которую он стремился приспособить к практическим потребностям жизни и задач естественнонаучных исследований. Его философские труды были написаны под влиянием Аль-Фараби, Аристотеля и неоплатоников, и в свою очередь, повлияли на схоластики 13 века.

В философском учении Ибн Сины идеи Аристотеля и неоплатоников сложно переплетаются с общими принципами мусульманской теологии. Ибн Сина отрицал сотворение мира во времени, разглядывая его, вслед за неоплатониками, как вневременную эманацию божества, но не по воле последнего, а в силу объективной необходимости, или как проявление «необходимо-сущего самого по себе» (аналогия — Единственное в неоплатонизме). Природа за Ибн Сино, в дальнейшем существовании развивается независимо от Бога, по принципу самодвижения, но вместе с тем является замкнутой в пространстве и времени.

В целом в учении о структуре знания и бытия Авиценна был перипатетики. В своей классификации наук, Ибн Сина придерживается принципов и критериев, которыми пользовался Аристотель, разделяя все науки на практические и теоретические. Практические науки рассматривают проблемы поведения человека в обществе и семье, а также человека в целом, как таковую. Теоретические науки направлены на достижение знания. В состав теоретических наук Ибн Сина включал «первую» (высшую) науку (учение об абсолютном бытии), «среднюю» науку (математика, астрономия, музыка) и «физику» (все естественнонаучные знания своего времени).

Теория науки Авиценны основывается на его убежденности в познаваемости мира. В этом его позиция прямо противоположна представлениям мусульманской религии и философским взглядам метукаллимив. Авиценна не сомневается в возможности познания мира силами самого человека и в ценности такого познания.

Рационализм Авиценны оказывался также в его высокой оценке логики. Как и Аристотель, он не включал логики к одной из теоретических наук, а во всех своих философских трудах вступлением к философскому и любого другого знания.

В то же время в свое распределение наук Авиценна включал дисциплины, не имеют логического научного метода, и не могли считаться науками, как таковыми. Так, к физике он относит физиогномику, толкование снов, теургию, алхимию, естественную магию, талисманознавство; к метафизике — учение о высшем на низший мир ангелов чудеса, откровение. Описывал физическое воздействие души на объекты внешнего мира, о влиянии дурного глаза. Это дает основания говорить об определенной двойственность взглядов Авиценны как философа

Концепция о строго упорядоченный мир, который существует по законам детерминизма, является одним из центральных пунктов его философии. Следуя перипатической традиции в учении о причинности, Ибн Сина все же отказался от жесткого детерминизма: существование «возможно-сущего» не является необходимым само по себе, а становится таким в результате изменения воли «необходимо-сущего», как Первой причины, которая дает начало следующему ряда сущих и делает их необходимыми. Исток — это единственное, что необходимо само по себе. Все остальное является производным от него, и потому лишь возможным. Первая причина является только первым толчком, дальше мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.

Другим важным пунктом философии Авиценны является учение о душе. Считал душу нетелесное субстанцией, которая находясь в теле, отлична от него и доминирует над ним. Она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не приедуеться к телу, а создает человеческое тело, является его причиной. Именно душа позволяет человеку жить осмысленно, руководит делами, направляет их к нравственности. Справедливость, как идеал, возможна при постоянном совершенствовании души через познание, постепенно освобождает душу от оков чувственности и приближает ее к ангелов ». На этой стадии, подчеркивал Авиценна, достигается «последняя ступень человечности».

В теории общих понятий, которая в Западной Европе получила название универсалий, придерживался позиции аристотелизма. Считал, что универсалии могут существовать к вещам, в вещах и после них. Эти взгляды стали в дальнейшем в Европе источником для так называемого умеренного реализма

В области психологии, вслед за Аристотелем, подчеркивал важность различения в живых созданий растительного, животного и умственной функций

Основными работами по философии является «Книга исцеления», «Книга спасения» «Книга указаний и наставлений» и «Книга знания» («Даниш-наме») на языке фарси, которая также является энциклопедией.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий