Ибн сина авиценна: биография великого мудреца

Женитьба

Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) попросила Пророка (мир ему и благословение) выдать дочь за Абу аль-Аса. Пророк (мир ему и благословение) не стал возражать против этого. Это было ещё до того, как пришло к нему откровение. Он и выдал за него свою дочь Зайнаб. Когда Аллах сделал Мухаммада своим Пророком (мир ему и благословение), Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) и его дочери уверовали в него, поверили ему, засвидетельствовали, что сказанное им – истина, приняли его религию. А Абу аль-Ас остался приверженцем язычества. В то время ещё не был ниспослан коранический запрет на замужество мусульманок с немусульманами. До этого Пророк (мир ему и благословение) выдал Рукию замуж за Утбу ибн Абу Ляхаба. Когда пришло откровение, Абу Ляхаб стал враждовать с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Он повелел своему сыну Утбе развестись с женой. После него на ней женился Усман ибн Аффан. Затем идолопоклонники пошли к Абу аль-Асу и сказали ему: «Разведись со своей женой, мы женим тебя на любой женщине из курайшиток, которую пожелаешь!»

Он ответил: «Клянусь Аллахом, не разведусь со своей женой! Я не хочу вместо своей жены другую женщину из курайшиток!» Так Пророк (мир ему и благословение) узнал о добропорядочности своего зятя. 

Смерть Абдуллы

Абдулла Ибн Масуд дожил до времён правления халифа Усмана (да будет доволен ими Аллах!). Когда он смертельно заболел, Усман (да будет доволен ими Аллах!) пришёл навестить его.

Он спросил Абдуллу:

— На что ты жалуешься?

— На свои грехи.

— А чего ты желаешь?

— Милости Аллаха.

— Я прикажу выплатить тебе то, от чего ты отказывался многие годы.

— Нет мне в этом нужды.

— Зато это останется дочерям твоим!

— Ты боишься, что мои дочери останутся нищими?

— Я повелел им каждую ночь читать суру «Аль-Вакиа».

Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) говорил: «Кто каждую ночь читает «Аль-Вакиа», того никогда не постигнет бедность или нищета!».

Когда наступила ночь, в тридцать втором году по хиджре, со словами поминания Аллаха, Абдулла ушёл в Мир иной. После его смерти Зубаир пришёл к Усману (да будет доволен им Аллах!) и сказал: «Дай ко мне должное Абдуллы — поистине его семья нуждается в этом, и Усман (да будет доволен им Аллах!) отдал пятнадцать тысяч динаров».

По книгам: «Сувару мин хаяти сахабати», «Усул аль-габ», «Истиааб»

Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю везде, где пожелает.

История пророков не знает таких сподвижников, как сподвижники Посланника Аллаха — Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

История каждого из них, мухаджира или ансара – единственная и неповторимая. Они были самыми чистыми и лучшими, ведь их воспитывал великий Пророк (салляллаху аляйхи васаллям).

Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) ниспосылались откровения от Господа, согласно которым он действовал. Сподвижники выучили, сохранили для нас и сохранят до Судного дня тот Коран, который мы сегодня читаем. Они довели до нас суннаты Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и распространили в народе послание Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Ради религии Аллаха они жертвовали самым дорогим, что есть у человека – своей жизнью, став тем самым светильниками на пути истины, образцами и примерами для подражания.

Все они прекрасны, и каждый из них по-своему. Они получали нур из окна пророчества и пили из родника Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) (получили от него знания и файз).

Эти мужи оказались верны завету, заключённому ими с Аллахом. Они добились довольства Всевышнего и сами остались довольными Господом. Поистине, они лучшие сподвижники лучшего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Одним из таких сподвижников является и Джафар ибн Абу Талиб.

Джа‘фар является сыном дяди, т.е. двоюродным братом Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и родным старшим братом Али ибн Абу Талиба (каррамаллаху ваджгьаху).

Джа‘фар (да будет доволен им Аллах) родился в священной Мекке за 34 года до Хиджры и принял Ислам на раннем этапе, вскоре после Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Он обрёл истинную веру благодаря Абу Бакру ас-Сыддыку (да будет доволен им Аллах).

Это случилось до события, известного в истории Ислама как «Даруль аркам».

Говоря о Джа‘фаре ибн Абу Талибе, мы должны в первую очередь вспомнить, что о нём говорил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям): «Ты похож на меня характером и внешностью». Посланник Аллаха (с.а.с.) дал прозвище своему двоюродному брату Джа‘фару ибн Абу Талибу «Абу мискин» («отец бедных»).

Даже если бы его отличало только это, то и этого было бы достаточно для достижения довольства Аллаха, но ведь он обладал и другими качествами …

Он был примером для подражания и в политических, и военных, и во всех остальных делах. И нам следует изучать его жизнь и призывать нашу молодёжь брать с него пример…

Знание Корана

В жизни Али важное место занимал Коран. Священная Книга Аллаха всегда была с ним: он читал Коран, старался понять его слова, заучивал его наизусть, а также всегда старался в жизни поступать согласно Корану

Он учил других придерживаться того, чему учит Коран. Халиф знал много из Корана, знал много о самом Коране, и не только мог рассказать наизусть каждый аят, но и мог рассказать обо всем, что было связано с ниспосланием этого аята. Сказано, что среди современников Али не было ни одного, кто знал бы Коран настолько же хорошо, как он.

В то время немногие мекканцы умели читать и писать, большая часть общества была неграмотной, но ибн Абу Талиб стремился к знаниям и любил учиться. Общение с Пророком ﷺ с самых ранних лет повлияло на формирование его личности, способствовало раскрытию и развитию его талантов в нужном направлении. Многому он учился и у самого Посланника Аллаха ﷺ, стараясь после того, как Мухаммад ﷺ переселился в Медину, как можно больше времени проводить с ним ﷺ.

Благодаря Посланнику Аллаха ﷺ Али тщательно изучил Сунну, относился внимательно к пророчеству Мухаммада ﷺ, выделяя его признаки. Али говорил о том, что можно отнести к явным и видимым подтверждениям того, что пророческая миссия Мухаммада ﷺ истинна. Он упоминал о том, что между лопаток у него есть печать пророчества – признак пророчества, который людям Писания был известен. Под печатью подразумевается нечто в виде покраснения, что выступает над кожей и размером напоминает яйцо голубя. Расположено это ближе к плечу с левой стороны.

Приближённость Абдуллы к Посланнику (мир ему и благословление!)

Когда Пророк (мир ему и благословление!) спал, он его будил по его просьбе, надевал обувь, когда Посланник (мир ему и благословление!) желал выйти и снимал при вхождении в дом. Нёс его посох и сивак, открывал дверь его худжры, когда Посланник (мир ему и благословление!) заходил для поклонения.

От Касима передаётся, что «Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах!) одевал обувь на Посланника (мир ему и благословление!), затем шёл впереди с посохом. Когда приходили на маджлис, он снимал обувь с Посланника (мир ему и благословление!) и брал её на руки, подавал ему посох. Ведь Посланник (мир ему и благословление!) входил в комнату с посохом для поклонения Аллаху».

Посланник (мир ему и благословление!) дал Абдулле разрешение входить в свой дом в любое время, когда пожелает, слушать тайные дела. Даже люди стали называть его «хранитель тайн Пророка (мир ему и благословление!)». Воспитывался он в доме Пророка (мир ему и благословление!), следовал его наставлениям, приобретал нравственные качества, в каждом деле следовал ему, про него даже говорили, что «он — самый близкий, похожий на Пророка (мир ему и благословление!) по характеру и по убеждению».

Аба Муса (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Я и мой брат прибыли из Йемена, пробыв там немного времени по поводу Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах!). Мы думали, что он и его мать — из семьи Посланника Аллаха (мир ему и благословление!) из-за того, что он много посещал дом Посланника (мир ему и благословление!)» (Бухари, Муслим).

КЕМ ЖЕ БЫЛ АВИЦЕННА – ТЮРКОМ ИЛИ ТАДЖИКОМ?

17-май, 12:03

Главная / Общество / ТАДЖИКИСТАН
5 072

Фотография памятника Абуали ибн Сина в столице Турции Анкаре вызвала ожесточенную полемику в соцсетях по поводу национальной принадлежности этого прославленного ученого и искусного целителя. На памятнике, установленном на территории больницы медицинского факультета Университета Анкары, Сина представлен тюрком, о чем гласит надпись на табличке: «Великий турецкий ученый Ибни Сина».Кем же был по национальности Абуали ибн Сина? Это спор, который длится веками. Таджики считают его соотечественником, так как большинство жителей Бухары являются таджиками. Это мнение подтверждает то, что большинство своих трудов великий ученый писал на таджикском языке.Большинство узбеков уверены, что Сина их земляк, ведь город Бухара, где он родился, находится на территории Узбекистана.А в Афганистане вас заверят, что род Ибн Сина перебрался в Бухару из местной провинции Балх. Жители Ирана также считают его своим, так как похоронен великий мыслитель Востока в городе Хамадан.Но фотография памятника Сина в больнице имени Ибни Сина медицинских факультетов Университетат Анкара с надписью: «Великий тюркский мыслитель Ибн Сина»подлила еше больше масла в огонь споров о его национальной принадлежности.Больница медицинских факультетов Университета Анкары, где установлен этот памятник, построена в 1985 году, она рассчитана на прием 902 пациентов и считается одним из лучших лечебных заведений Турции.Ежегодно здесь принимают на лечение более 425 тысяч человек, диагностируют около 4 миллионов, проводят 15 различных тысяч операций в год, в том числе 30 по пересадке почек.Представление Абуали ибн Сина «великим турецким ученым» вызвало негативную реакцию пользователей в таджикском сегменте соцсетей. Некоторые даже призвали отправить коллективную петицию в ООН, чтобы там наконец определили кем по национальности был Сина: турком, таджиком или арабом. Другие же пишут, что какая разница какой национальности велики люди? Ведьслужатонивсему человечеству.Один ин таджикских пользователей даже привел цитату из стихов известного таджикского поэта Лоика Шерали, где он пишет, «какая разница какой нации Сина, если его лекарства лечат вас, несмотря на то что тюрк вы, или араб, или таджик».Абуали ибн Сина родился в 980 году в таджикском селе Афшана неподалеку от Бухары, скончался в 1037 году в городе Хамадан (Иран). Его перу принадлежат более 450 научных и литературных трудов в разных сферах – философии, медицины, географии, поэзии, химии, математики, астрономии, психологии, педагогики, истории, геологии и десятков других наук.Ибн Сина сделал огромный вклад в развитие медицины, а его книга «Канон врачебной науки» использовалась почти до начала 20-го века, как один из основных медицинских учебников во всем мире, включая европейские страны.В Таджикистане его именем назван Медицинский университет, один из столичных районов и больница, а в 1980 году в честь 1000-летия великого мыслителя Востока в Душанбе был воздвигнут памятник.

Истории из жизни Али

О халифе Али существует много историй и легенд, и до сих пор ученые не могут сказать, какие из них заслуживают доверия, а какие являются лишь выдумкой или искажением фактов.

Разрушение идолов

Есть сообщение, по которому халиф участвовал в разрушении идолов вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ. Сказано даже, что Али приходилось встать на плечи Пророка Мухаммада ﷺ и разбивать идолов по его приказу, поскольку он ﷺ не мог до них дотянуться. Но современные ученые характеризуют этот хадис как слабый и несостоятельный. В те годы действовал запрет на использование силы против противников и запрет на разрушение их идолов.

Смерть отца

В связи с именем халифа Али упоминается случай, когда Пророк Мухаммад ﷺ дал разрешение Али похоронить его отца, хотя тот и умер язычником. После того, как Али омыл тело покойного, он совершил полное омовение, а Пророк Мухаммад ﷺ обратился ко Всевышнему с молитвой за него.

Абу Зарр 

Часто упоминается также роль халифа Али в принятии Ислама Абу Зарром. В тот период времени принадлежность к Исламу скрывалась верующими. Но когда Абу Зарр явился в Мекку, чтобы встретиться с Пророком Мухаммадом ﷺ, именно Али сыграл решающую роль в их встрече.

Жертва во имя Пророка ﷺ

В данном видео вы узнаете почему пророк Мухаммад ﷺ повелел Али ночевать на своей постели вместо себя, когда многобожники намеревались зарезать Пророка Мухаммада ﷺ у себя в постели.

Общеизвестной является также история о том, как халиф Али проявил готовность пожертвовать во имя Пророка Аллаха ﷺ своей жизнью. Когда курайшиты решили убить Пророка Мухаммада ﷺ, Всевышний дал знать об этом Мухаммаду ﷺ, и тогда Мухаммад ﷺ решил свой дом покинуть, а в своей постели сказал спать Али ибн Абу Талибу вместо себя. Али предстояло добровольно подвергнуть себя смертельной опасности. И он обернулся в плащ Пророка ﷺ и спал в его кровати, когда в дом Мухаммада ﷺ ворвались курайшиты. В результате самоотверженности Али в тот день Пророку ﷺ удалось достичь безопасного места до того, как его отсутствие будет обнаружено. Халиф Али был доверенным лицом Пророка Мухаммада ﷺ, которыйдоверял ему, как никому больше.

Али сыграл важную роль в переселении Мухаммада ﷺ. Проведя в Мекке три ночи и раздав вещи, которые язычники отдавали Мухаммаду ﷺ на хранение, их хозяевам по поручению Посланника Аллаха ﷺ, Али присоединился к Пророку ﷺ, проводя в дороге ночные часы, чтобы не выдать путь к Пророку. Трудный и тяжелый путь он проделал пешком и в полном одиночестве. Достигнув Медины, Али поселился вместе с Мухаммадом ﷺ.

Чудесное исцеление

Али ибн Абу Талиб отмечал благодатность мольбы Посланника Аллаха ﷺ, приводя в качестве примера случай, когда Али занемог, а Пророк ﷺ, подойдя к нему, услышал молитву, в которой Али просил Всевышнего принести ему отдохновение, если его час уже пробил. И тогда Мухаммад ﷺ обратился к Господу с мольбой послать Али благополучие, а затем сказал встать. Али поднялся с постели и излечился.

Ученики

У имама Абу Ханифы учились такие мусульманские деятели, как Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса, Али ибн Асим, Абдулла ибн Мубарак, Абу Бакр ибн Айяш, Исхак ибн Юсуф, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Хаммад ибн Абу Ханифа, Зуфар ибн Хузайль, Мухаммад ибн Хасан и Кади Абу Юсуф.

Среди основных учеников Абу Ханифы были такие выдающиеся личности, как Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Куфи, Абдуллах ибн аль-Мубарак и Зуфар ибн аль-Хузайл, а также Хасан ибн Зияд аль-Луълуи. Именно их усилиями мазхаб Абу Ханифы развился во всеобъемлющую школу мусульманского права, которая способна решить все проблемы, с которыми сталкивается фикх. Аббасиды поощряли развитие ханафитской школы, поскольку они были заинтересованы в правовой основе своего государства.

О пульсе

Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Пульс у ребенка тоньше и быстрей.
У взрослого — замедленней, слабей….

Гениально, не правда ли? А самое главное — насколько эти наставления соответствуют здоровому образу жизни. Поэтому всегда полезно перечитывать труды великих учёных.

Афоризмы и цитаты Ибн Сины

Чтобы иметь общее представление об этом великом учёном, приведём его ряд цитат и высказываний, которые свидетельствуют о его уме и мировоззрении.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

Когда к невеждам ты идёшь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Послесловие

О нём рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.

Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество своё Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.

Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

В 1954 году, по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.

Ибн Сина — блистательный достижение огромного пройденного человечеством пути. Есть поколения — корни, поколения — завязи, поколения, на которые падает тысячелетиями подготавливаемый расцвет. Работа всех бессмертна. Благородные мысли не умирают, а собираются в некое Хранилище, как говорил Ибн Сина, — в Ноосферу, как говорил Вернадский. Ноосфера сохраняет и улучшает мир.

Главное — осуществить точное «хронологическое распластавание» Ноосферы — этого великого накопленного человечеством интеллектуального богатства. Главное — выстроить из хаоса камней стройный горный хребет, где каждая прожитая во имя Истины жизнь стала бы той или иной вершиной. Но сколько забытого, исчезнувшего, непонятого… И порою в стране гор не хватает как раз самой главной, самой ослепительной, купающейся в облаках вершины.

При его жизни и потом, в каждом веке, учёные спорили о книгах мудреца, яростно защищая или яростно ниспровергая их. Жизнь великого непокорённого скитальца стала символом честного служения Истине. Он весь — тайна. В последний период жизни зашифровывал свои мысли так, что до сих нор учёные не могут найти им однозначное толкование, Его жизнь, рассказанная им самим своему наипреданнейшему ученику, — сплошной ребус. Учёные до сих пор пытаются объяснить мотивы тех или иных поступков Ибн Сины, выстроить его характер, найти закономерность его судьбы. Но сложны не только его жизнь, его труды, сложна и эпоха — восточное средневековье. Учёные мира в течение многих веков размышляют над всем этим, совершая подвиги преданности и титанического труда.

Авиценна известен и не известен. Но его знают как символ великой восточной мудрости.

Жизнь в Медине

Когда Мухаммад ﷺ прибыл в Медину, он занялся созданием исламского государства: начал строительство мечети, наладил взаимоотношения между ансарами и мухаджирами, а затем разработал Хартию исламского государства, опираясь на которую, старался отрегулировать отношения между мусульманами и язычниками, мусульманами и иудеями Медины. После переселения Мухаммад ﷺ стал готовить для государства войско, которое отвечало бы за охрану и решение ряда проблем вновь образовавшегося общества. Все сферы жизни этого общества он ﷺ старался регулировать, ориентируясь на Божественные откровения. И все это время его сопровождал Али и во всем ему помогал, поддерживал, учился у него.

Первый, кто прочитал Коран вслух после Посланника (мир ему и благословление!)

Абдулла (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Как-то Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) попросил меня прочитать ему Коран. Я спросил: «Я буду читать то, что было ниспослано тебе?» — Он ответил, что – да, он желает услышать это от другого. Я прочитал суру «ан-Ниса». Глаза Посланника (мир ему и благословление!) прослезились и он сказал: «Кому доставляет удовольствие читать Коран таким образом, как он был ниспослан — пусть читает его так, как это делал Ибн Умм Абд!».

Абдулла Ибн Масуд (да будет доволен Аллах!) был не только чтецом Корана, знающим и набожным — вместе с этим он был мужественным, отважным, решительным человеком.

Однажды в Мекке собрались сподвижники Пророка (мир ему и благословление!), тогда их было мало и они были слабы. Они сказали: «Клянёмся Аллахом, курайшиты ни разу не слышали чтение Корана вслух. Кто бы смог им его почитать?» — Абдулла Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах!) ответил: «Я его почитаю им». Они сказали: «Мы боимся за тебя, ведь курайшиты могут причинить тебе вред. Мы желаем, чтобы такого человека защищал его народ и пришёл бы ему на помощь, если курайшиты захотят причинить ему зло». Абдулла сказал: «Разрешите мне сделать это, Аллах меня защитит».

На следующий день утром Абдулла (да будет доволен им Аллах!) отправился к макаму Ибрахима, а курайшиты сидели вокруг Каабы. Он встал и стал читать аяты из Корана, курайшиты, послушав, стали спрашивать, что читает ибн Умм Абд? «Горе ему! — он читает то, что пришло Мухаммаду (мир ему и благословление!)». Они подошли к нему и стали бить по лицу — но он продолжил чтение настолько,  насколько смог, по воле Аллаха. Изливаясь  кровью, Абдулла вернулся к сподвижникам. Они сказали: «Этого мы и боялись». – «Клянусь Аллахом, никогда враги Аллаха не падали так низко в моих глазах, как сегодня! Если хотите, я и завтра к ним пойду!» Они сказали:  «Нет, с тебя хватит. Поистине, ты читал им то, что им ненавистно».

Усман и халифат Али

Книга издательства «Умма» о жизни Али ибн Абу Талиба

После того, как халифом стал Усман, в Медине начался период нестабильности, но Али как мог поддерживал третьего праведного халифа Усмана. Когда же произошла осада жилища Усмана с целью его убить, и сам Усман был вероломно убит на пороге своего дома, власть Усмана должна была перейти в руки, которые бы сумели удержать халифат в ситуации стабильности и решить те проблемы, которые возникли в халифате во время правления Усмана. В результате избрания Али стал халифом, приняв после того, как убили Усмана, вместе с браздами правления все те проблемы, что возникли в халифате за время, пока правил третий праведный халиф Усман.

Став халифом путем избрания, четвертый праведный халиф Али проявил себя в Медине как сильный правитель, чья власть была признана и в Йемене, и в Ираке, и в Египте. Муавия же был против и решил продолжить свое противостояние, и на период правления халифа Али выпал самый разгар этого противостояния со стороной Муавии.

Появление хавариджей

После убийства Усмана ибн Аффана, Медина пребывала в смуте и нестабильности, и только поддавшись уговорам сподвижников Али согласился принять власть после Усмана и возглавить умму. Между ним и сирийским наместником Муавией разразился военный конфликт из-за убийц третьего праведного халифа.

Далее последовало предложение от Али к Муавии о заключении мира. Муавия согласился на это предложение, понимая, что дальнейшие потери неизбежны в случае продолжения войны.

Но некоторых воинов из войска праведного халифа подписание договора о мире не устроило. С их стороны в сторону Али и Муавии посыпались обвинения в том, что их решение нарушает повеление Всевышнего, потому что воля Всевышнего такова, что только на поле сражения должен решиться исход этого дела. Те люди, что выступили против, получили название «аль-хаваридж» или «мятеж» — их численность составила двенадцать тысяч человек. В истории они стали известны как хариджиты.

В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу над хариджитами, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа.

Поклявшись в том, что убьют Муавию и Али, они начали организацию коварного убийства. Когда однажды халиф направился как обычно в мечеть и занял место имама, чтобы начать намаз, он даже не успел начать молитву, как к нему подскочил хариджит Абдур-Рахман ибн Мульджим и выкрикнул: «Решение выносит Аллах, а не ты и не твои сподвижники!», после чего нанес ему смертельные удары мечом. Халиф был тяжело ранен, его быстро перенесли в дом, ему пытались помочь, но он истекал кровью и умер через два дня после того, как был ранен. Четвертый праведный халиф умер 23 января 661 года, и его смерть положила конце эпохе праведных халифов, которая длилась двадцать девять лет. Не только в исламской истории, но и в мировой истории эпоха праведных халифов оставила яркий глубокий след.

Битва при Бадре

Али был знаменосцем и в первом сражении между курайшитами и мусульманами при Бадре, и эта битва стала первой победой мусульман над курайшитами. После того сражения за героизм, который проявил Али ибн Абу Талиб в этой битве, его стали называть «Лев Аллаха». Во второй битве между мусульманами и курайшитами, которое состоялось при горе Ухуд, он сошелся в поединке с Тальхой ибн Абу Тальхой и одержал победу, дав тем самым мусульманам сигнал к атаке.

Мухаммад ﷺ после битвы при Бадре выдал за Али свою дочь Фатыму, которая родила ему Умм Кульсум, аль-Хасана и аль-Хусейна. Али был настолько близок Посланнику Аллаха ﷺ, что Мухаммад ﷺ оставлял его заботиться о семье вместо себя, когда отправлялся в опасные походы, поручал ему важные дела. После кончины Посланника Аллаха ﷺ вместе с аль-Аббасом и Усамой ибн Зайдом Али омывал тело Мухаммада ﷺ и засвидетельствовал, что тело умершего никак не изменилось, как это происходит обычно с телами обычных людей после смерти – тело Мухаммада ﷺ осталось таким же.

Цитаты[править]

Авиценна

Рубаиправить

  • Вино — наш друг, но в нём живет коварство:Пьёшь много — яд, немного пьёшь — лекарство.Не причиняй себе излишеством вреда,Пей в меру — и продлится жизни царство…
  • Море слов сокровенного смысла полно,Этот смысл я читать научился давно.Но когда размышляю о тайнах Вселенной,Понимаю, что мне их прочесть не дано.
  • Спокойно зажил бы, отраду обретя,О, если бы познать, кто я! Хотя бы разПостигнуть, для чего скитаюсь я сейчас?А нет — заплакал бы я тысячами глаз.
  • С ослами будь ослом — не обнажай свой лик!Ослейшего спроси — он скажет «Я велик!»А если у кого ослиных нет ушей,Тот для ословства — явный еретик!
  • Когда к невеждам ты идешь высокомерным,Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.Ослиных черт у них такое изобилье,Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
  • Ты, оставивший в мире злодейства печать,Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.Не надейся: вовеки не будет прощенья,Ибо сеявший зло — зло и должен пожать.
  • От праха черного и до небесных телЯ тайны разглядел мудрейших слов и дел.Коварства я избег, распутал все узлы,Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Бейтыправить

  • Заклинаю тебя, небо, бога ради, дай ответ:Ты вращаешься, но есть ли в этом смысл какой иль нет?
  • Я в темницу заточен был наветчикам в угоду.И в раздумье погружен, как мне выйти на свободу.
  • По ушедшей молодости траур я ношу теперь.Почему же ночь приходит в чёрном, не познав потерь?
  • Когда умрём, то все до одногоПознаем, что не знаем ничего.
  • «Я стократ щедрей тебя», — похваляется иной,А просители придут, повернется к нам спиной.
  • Сердца наши, скальной породы, связала любовь оттого,Что ты неприступна, как камень, а я — терпеливей его.
  • Басмой волосы окрашу, снова буду молодым,Но не ранее, чем ворон, сможет стать, как я, седым.
  • Она косы смоляные расплела, пугая ночь,Лик сиял ее при этом и бежала в страхе ночь.
  • Воистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела,Их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла.
  • Растительную если ты предпочел еду,То с пищею скоромной будь строго не в ладу.
  • Не лезь в огонь и к банному котлуНе прижимайся, если он в пылу.
  • Умерен будь в еде — вот заповедь одна,Вторая заповедь: поменьше пей вина.
  • Как от слепцов скрыт солнца ясный свет,Так для глупцов дороги к правде нет.
  • Коль смолоду избрал к заветной правде путь,С невеждами не спорь, советы их забудь.
  • Чем реже рука поднимает застольную чашу вина,Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она.
  • Благо, если до последней из дорогУм не знал бы ни сомнений, ни тревог.
  • О мудрости твердят: она бесценна,Но за неё гроша не платит мир.

Происхождение

Кунья Али была Абу аль-Хасан, Хасан – это старший сын его, рожденный от Фатимы, его жены, дочери Пророка Мухаммада ﷺ. Сам же Посланник Аллаха ﷺ дал ему еще одно прозвище — Абу Тураб, что в переводе означает «отец пыли». С этим прозвищем связана история о том, как Абу Талиб, поссорившись с Фатимой, отказался спать у нее и отправился спать в мечеть. Когда Пророк Мухаммад ﷺ узнал об этом и нашел его там, увидел, что во время сна Али весь испачкался в пыли. Тогда-то и назвал его Пророк Мухаммад ﷺ Абу Тураб – так он сказал, стараясь разбудить его и отряхнуть его пыли. Сам халиф Абу Талиб очень любил это прозвище.

По вопросу рождения ибн Абу Талиба ученые не смогли прийти к единому мнению. Часть ученых считают, что он родился за 15-16 лет до начала миссии Пророка Аллаха ﷺ, а другие ученые считают, что ему было 10 лет, когда началась пророческая миссия. Считают более правильной именно вторую версию, поскольку, по словам Аль-Факихи, ибн Абу Талиб – это первый представитель бану Хашим, который родился внутри Каабы, и сообщения об этом было передано многими людьми.

Любовь Посланника (мир ему и благословление!) к Абдулле

Али (да будет доволен им Аллах!) говорил: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) повелел Абдулле подняться на дерево и принести что-то. Сподвижники посмотрели на голень Абдуллы и засмеялись. Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) сказал, что это они смеются? Ведь одна нога Абдуллы в День суда на Чаше весов будет тяжелей, чем гора Ухуд!».

Хайсама (да будет доволен им Аллах!) говорит: «Я сидел возле Абдуллы ибн Амра (да будет доволен им Аллах!) — и он упомянул Абдуллу ибн Масуда, и сказал: «Моя любовь не прекращается после того, как Посланник Аллаха (мир ему и благословление!) сказал: «Учитесь чтению Корана от четырёх: это Абдулла ибн Масуд, Уббаю ибн Каб, Муаз ибн Джабал и Салим Мавля Абу Хузайфа».

История, послужившая началу исламского служения юноши

Будучи ещё юношей, Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах!) пас овец на горе близ Мекки одного из вождей курайшитов, Укбы ибн Муайта, а люди называли его ибн Умм Абдом. Имя его было Абдулла, а отца звали Масуд.

Когда он был маленький, до него доходили разговоры о появившемся среди его народа  Пророке (мир ему и благословение!). С одной стороны, он не придавал этому значение, поскольку был мал, а с другой — был далёк от жизни курайшитов, так как рано утром отправлялся пасти овец и возвращался уже вечером.

Однажды Абдулла ибн Масуд увидел, как к нему приближаются издалека двое мужчин. И было заметно, что они сильно уставшие и их мучает жажда. Когда они подошли к нему, поприветствовали его и попросили: «Подои нам эту козу, чтобы мы смогли утолить жажду, которая мучает нас!».

Абдулла ответил: «Я этого не сделаю, ибо эти козы и овцы — не мои, мне поручено присматривать за ними!». Они не стали ему противоречить и остались довольны ответом.

Затем один из мужчин сказал: «А покажи  мне молодую недойную козу!». Абдулла указал на маленькую козочку, которая стояла возле него. Мужчина подошёл к ней и стал поглаживать вымя, поминая Аллаха. Абдулла с удивлением посмотрел на него и подумал про себя: «С каких это пор молодые козочки начали давать молоко?». Вымя козочки набухло, и начало обильно давать молоко. Другой мужчина подставил посудину  под вымя. Затем они оба напились и напоили Абдуллу.

Когда они утолили жажду, человек, который чудесным образом  подоил козу, сказал: «Сожмись!» — и вымя, сжавшись, приобрело прежний вид. Затем мальчик попросил благодатного мужчину научить его тем словам, которые тот говорил. «Ты обучен им!», — ответил мужчина.

Что касается удачливого мужчины, это был Посланник Аллаха (мир ему и благословение!), его же спутником был Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах!). В этот день они бродили по горам из-за притеснений, которые причиняли им курайшиты. Абдулла возлюбил их обоих и привязался к ним. Посланнику (мир ему и благословение!) и Абу Бакру (да будет доволен им Аллах!) Абдулла тоже очень понравился: они увидели в нём добро и преданность. Не прошло много времени, как  Абдулла Ибн Масуд принял Ислам и попросил Посланника Аллаха (мир ему и благословление!) взять его на службу. Пророк (мир ему и благословление!) взял его. После этого Абдулла Ибн Масуд, оставив паству животных, перешёл на служение к Господину народов. Подобно тому, как тень сопровождает человека, так и Абдулла сопровождал Посланника Аллаха (мир ему и благословление!) — и в поездках, и дома, и вне его.

Испытания и смерть имама

Жизнь посылала ему немало испытаний и невзгод. Когда у власти был Ибн Хубайра, он предложил имаму Абу Ханифе стать верховным судьей, но имам ответил отказом, поскольку не хотел принимать участие в порочных делах. Из-за этого отказа правителю его подвергли наказанию: провели через весь город на лошади, по пути хлестая его десять раз, и такое наказание совершали каждый день в течение одиннадцати дней.

Абу Ханифа отправился в Мекку в 747-748 годы, поскольку испытывал притеснения от Ибн Хубайры, который в этот период был наместником Ирака и принуждал Абу Ханифу нести государственную службу. Когда же во власти утвердились Аббасиды, он вернулся в Ирак и там продолжил работать как ученый и богатый торговец.

С таким же предложением обратился к нему Абу Джафар Мансур, когда стал правителем, но имам Абу Ханифа снова отказался. В результате этого отказа правитель приказал жестоко избить его и заточить в темницу. Свое предложение халиф повторил после этого еще раз, но имам снова отказал и поклялся именем Аллаха, что не примет этого предложения. В результате его подвергли жестокому наказанию. После этого он вновь был брошен в темницу. В это темнице имам и умер смертью шахида в 767 году. Имам Абу Ханифа умер, когда ему было семьдесят лет. Его биография гласит, что это произошло в 150 году по хиджре в месяц Раджаб, но некоторые источники говорят, что это произошло в месяц Шавваль или в Шаабан.

Количество людей, желавших прийти на похороны имама было так велико, что пришлось проводить несколько джаназа-намазов. В его похоронах приняло участие больше пятидесяти тысяч человек. Последний джаназа-намаз возглавил его единственный сын Хаммад.

В Багдаде после его смерти через много лет построили Мечеть Абу Ханифы, а его могилу уничтожил шахиншах Исмаил в начале шестнадцатого века, но во второй половине шестнадцатого века ее восстановили, когда османская Империя вернула себе Ирак.

В истории Ислама и для всего мусульманского мира имам остался в памяти как великий ученый, муджтахид и факих уммы, основоположник одного из основных суннитских мазхабов, и он был первым, чей мазхаб стали еще при его жизни и впоследствии распространять и записывать.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий