Ильф илья, петров евгений — 12 стульев

Литература

В 1923 году будущий «отец» блистательного Комбинатора перебрался в Москву: в Одессе литературная жизнь окончательно заглохла. С первой работой помог Валентин Катаев: став именитым литератором, он устроил коллегу по одесскому поэтическому сообществу в газету «Гудок».

Илья Ильф

Илью Ильфа взяли правщиком никем не читаемой 4-ой полосы, поручив обработку писем рабкоров. В первые недели работы правщик превратил полосу в самую популярную, наполнив едкими фельетонами на злобу дня. Под рабкоровскими заметками, превращенными в фельетоны, стояли подписи авторов, но, обработанные Ильфом, узнавались мгновенно по афористичности и тонкому сарказму.

Работа в газете свела будущего романиста с Исааком Бабелем, Михаилом Булгаковым и Юрием Олешей. Вскоре в «Гудке» появился брат Катаева – Евгений. Он взял творческий псевдоним Петров, не желая привлекать внимания родством. Так в Москве познакомились соавторы, родившиеся в Одессе. Работать вместе начали в 1927 году.

Евгений Петров и Илья Ильф

В 1928-ом Ильфа уволили из «Гудка» по сокращению штата. За ним ушел и Петров. Журналистов приютил юмористический еженедельник «Чудак», в котором Илья Ильф вел отдел литературных рецензий. Соавторы делали совместные рецензии на кинокартины и театральные спектакли, ставя общий творческий псевдоним «Дон Бузилио». Еще один псевдоним Ильфа и Петрова – Ф. Толстоевский.

Роман «12 стульев» литераторы начали писать в 1927 году. Отправной точкой стала идея Валентина Катаева, предложившего Ильфу и младшему на 6 лет Петрову поработать на него «литературными рабами». Мэтр подкинул авторам авантюрный сюжет, предложив подумать над развитием событий вокруг «спрятанных в стуле сокровищ».

Иллюстрация к книге Евгения Петрова «Двенадцать стульев»

Илья Ильф с младшим соавтором так увлеклись написанием авантюрной хроники, превратившейся в роман, что отказались отдавать разработку Катаеву. Тот, прочитав написанное, похвалил и предложил отдать в печать. Роман увидел свет в 1928 году и принес авторам славу.

В том же году любители юмористического жанра получили от романистов еще один приятный сюрприз – сатирическую повесть, вышедшую под названием «Светлая личность». В следующем году опубликовали гротескные новеллы, объединенные в цикл «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и сборник новелл «1001 день, или Новая Шахерезада».

Фильм по книге Ильи Ильфа «12 стульев»

В 1931 году Илья Ильф с соавтором подарил читателям новый шедевр – продолжение романа о Комбинаторе, который назвали «Золотой теленок». Роман напечатали в журнале «30 дней», книга появилась спустя 2 года.

Произведения Ильфа и Петрова стали бестселлерами советского времени, принеся авторам невероятную славу. Но литературные критики и цензоры не жаловали остросатирические романы, переполненные намеками о неидеальном советском строе. «Пробить» публикацию «Золотого теленка» помог Максим Горький. В центральных газетах появились разгромные статьи, но почитателей таланта одесситов они не интересовали.

Иллюстрация к книге Евгения Петрова «Золотой теленок»

Перу Ильи Ильфа и его соратника принадлежат десятки рассказов, фельетонов и очерков. По их комедии поставлена мелодрама «Под куполом цирка», снятая режиссером Григорием Александровым и вышедшая в 1936 году под названием «Цирк». В главной роли фильма блистала Любовь Орлова, но Ильф и Петров потребовали убрать их фамилии с титров: сценарий подвергся изменениям, которые авторы не одобрили.

В середине 1930-х Илья Ильф и Евгений Петров – корреспонденты «Правды» – отправились в 4-месячную поездку по США. Плодом совместного творчества стала книга, составленная из разрозненных очерков и названная «Одноэтажная Америка». Она вышла в 1936 году и стала первым совместным сочинением, написанным литераторами порознь. Ильф и Петров из-за болезни Ильи Арнольдовича писали главы, не встречаясь, но за 10 лет совместного труда у них выработался единый стиль.

Илья Ильф увлекался фотографией

Илья Ильф подарил читателям замечательные «Записные книжки» – дневник, состоящий из сотен афоризмов, очерков, наблюдений, смешных фраз и горестных размышлений, записанных за 12 лет. «Записные книжки» увидели свет после основательного сокращения и цензуры, но и в сокращенном виде афоризмы Ильфа стали крылатыми.

Интересным фактом биографии одессита является его увлечение фотоделом. Приобретя «Лейку», Илья Ильф сделал тысячи фотографий, среди них уникальные: похороны Владимира Маяковского, храм Христа Спасителя до взрыва и после, Америка (фотографиями Ильфа иллюстрирована книга), знаменитые современники – писатели Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Иосиф Уткин, Борис Пастернак.

Собрание сочинений. Том 4

В четвертом томе пятитомного собрания сочинений включены следующие произведения: «Одноэтажная Америка», «Тоня», очерки, письма.

  • Одноэтажная Америка
    • Часть первая. Из окна двадцать седьмого этажа
      • Глава первая «Нормандия»
      • Глава вторая. Первый вечер в Нью-Йорке
      • Глава третья. Что можно увидеть из окна гостиницы
      • Глава четвертая. Аппетит уходит во время еды
      • Глава пятая. Мы ищем ангела без крыльев
      • Глава шестая. Папа энд мама
      • Глава седьмая. Электрический стул
      • Глава восьмая. Большая Нью-Йоркская арена
      • Глава девятая. Мы покупаем автомобиль и уезжаем
    • Часть вторая. Через восточные штаты
      • Глава десятая. На автомобильной дороге
      • Глава одиннадцатая. Маленький город
      • Глава двенадцатая. Большой маленький город
      • Глава тринадцатая. Электрический домик мистера Рипли
      • Глава четырнадцатая. Америку нельзя застать врасплох
      • Глава пятнадцатая. Дирборн
      • Глава шестнадцатая. Генри Форд
      • Глава семнадцатая. Страшный город Чикаго
      • Глава восемнадцатая. Лучшие в мире музыканты
    • Часть третья. К тихому океану
      • Глава девятнадцатая. На родине Марна Твена
      • Глава двадцатая. Солдат морской пехоты
      • Глава двадцать первая. Робертс и его жена
      • Глава двадцать вторая. Санта-Фе
      • Глава двадцать третьи. Встреча с индейцами
      • Глава двадцать четвертая. День несчастий
      • Глава двадцать пятая. Пустыня
      • Глава двадцать шестая. Грэнд — кэньон
      • Глава двадцать седьмая. Человек в красной рубашке
      • Глава двадцать восьмая. Юный баптист
      • Глава двадцать девятая. На гребне плотины
    • Часть четвертая. «Золотой штат»
      • Глава тридцатая. Рекорд миссис Адамс
      • Глава тридцать первая. Сан-Франциско
      • Глава тридцать вторая. Американский футбол
      • Глава тридцать третья. Русская горка
      • Глава тридцать четвертая. Капитан икс
      • Глава тридцать пятая. Четыре стандарта
      • Глава тридцать шестая. Бог халтуры
      • Глава тридцать седьмая. Голливудские крепостные
      • Глава тридцать восьмая. Молитесь, взвешивайтесь и платите!
      • Глава тридцать девятая. Божья страна
    • Часть пятая. Назад к Атлантике
      • Глава сороковая. По старой Испанской тропе
      • Глава сорок первая. День в Мексике
      • Глава сорок вторая. Новый год в Сан-Антонио
      • Глава сорок третья. Мы въезжаем в южные штаты
      • Глава сорок четвертая. Негры
      • Глава сорок пятая. Американская демократия
      • Глава сорок шестая. Беспокойная жизнь
      • Глава сорок седьмая. Прощай, Америка!
  • Тоня
  • Очерки
    • Начало поxода
    • День в Афинах

Смерть

После поездки по Америке в открытой машине у Ильи Ильфа обострилась болезнь: туберкулез, диагностированный в 1920-х, открылся и перешел в острую форму. Боль в груди романист почувствовал в Новом Орлеане. Закашлявшись, увидел кровь на платке.

После возвращения из Америки Илья Ильф прожил еще 2 года. Но жить в столице не мог – задыхался. Поселился на даче в Красково, где писал главы «Одноэтажной Москвы», гулял по сосновому лесу.

Памятник на могиле Ильи Ильфа на Новодевичьем кладбище

Когда весной 1937 года на Новодевичьем кладбище хоронили 39-летнего Илью Ильфа, его верный друг и соавтор произнес, что это и его похороны. Друга Петров пережил на 5 лет, погибнув при странных обстоятельствах.

В 1948 году появилось постановление Секретариата Союза писателей, в котором романы Ильфа и Петрова назвали клеветой. Прошло 12 лет, пока «12 стульев» позволили переиздать. Исследователи творчества Ильфа и Петрова предполагают, что судьба писателей, проживи они дольше, могла оказаться трагичной.

Евгений Петров/ Eugeni Petrov

 

 Финансовая пропасть — самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь.

И.Ильф, Е.Петров

Илья Ильф – настоящее имя Илья Файнзильберг, Евгений Петров (Евгений Катаев) – русские писатели-соавторы, прозаики, киносценаристы, фельетонисты.

Кроме общего творчества, у Ильи Ильфа и Евгения Петрова было много общего: оба из Одессы, оба работали под псевдонимами, оба были женаты единожды. Прелестный образ Валечки Грюнзайд, будущей жены Петрова, возник под пером его брата, Валентина Катаева, в книге «Алмазный мой венец». Любовь Ильфа не описана никем. Все началось в Одессе. Отец его был бухгалтером. Она тоже родилась в Одессе в семье пекаря из полтавских казаков. Их разделяли семь лет и одна неделя. Окончив ремесленное училище, он работал в чертежном бюро, на телефонной станции, на авиационном заводе и на фабрике ручных гранат. Она училась в частной гимназии Александровой. В годы Гражданской войны он служил в красных партизанских частях. Она только-только окончила гимназию. Он стал бухгалтером в легендарном Опродкомгубе — Одесской продовольственной комиссии по снабжению Красной Армии. Она поступает в художественное училище. Его родовая фамилия — Файнзильберг — была трудно выговариваемой, и он берет псевдоним — Илья Ильф (три первых буквы имени и первая — фамилии). А звали ее Маруся Тарасенко.

Если бы не записные книжки Ильфа, мы бы никогда не узнали, что «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» — это шутки Ильфа, сплавленные в магический кристалл Петровым. Ильфу такая работа была бы не по силам. Он был писателем XXI века — минималистом. «Бога нет! — А сыр есть? — грустно спросил учитель». Петров смог бы написать целую главу об этом учителе. А Ильф только грустно улыбнулся и записную книжечку в карман положил.

Но на самом деле их было трое: Ильф, Петров и брат Петрова — Валентин Катаев. Эта троица и замыслила два гениальных романа, ставших антисоветской классикой. Спорили на золотой портсигар, что напишут на сюжет Катаева гениальную вещь. И написали. Возможно, это все они потом выдумали, задним числом. Только ясно, что перед нами одна команда великих пересмешников советского бытия. Не быта, а именно бытия. Быт тот частично умер, а бытие с нами и по-прежнему определяет сознание.

Личная жизнь

С будущей супругой Машей – Марией Тарасенко – писатель встретился в родной Одессе. Маша была ученицей школы живописи, в которой преподавал брат Ильфа. Юная художница влюбилась в учителя, но после знакомства с Ильей сдалась под напором его знаков внимания и волны обожания.

Илья Ильф и его жена Мария

После отъезда Ильи Ильфа в Москву пара 2 года переписывалась – сохранились сотни трогательных, пронизанных нежностью писем. В один из приездов Марии в столицу они поженились. Вскоре получили скромное жилье – комнату в доме Сретенского переулка, рядом с комнатой Юрия Олеши и его жены. В 1935 году у пары родилась дочь Сашенька, Александра Ильинична Ильф.

Материальное благополучие и квартира со старинной мебелью, домработницей и няней появились у супругов после выхода «Двенадцати стульев». Долгому семейному счастью помешала болезнь Ильи Ильфа. Он был удивительно нежным отцом, но не мог даже лишний раз обнять дочь, боясь заразить туберкулезом. Его не стало, когда Александре было 2 года.

Книги автора[править | править код]

Двенадцать стульевправить | править код

Илья Ильф, Евгениё Петров
Двенадцать стульевОстап Бендер
Двенадцать стульев
№ книги в серии: 1 Всего книг в серии: 2
«Двенадцать стульев» — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. В 1928 году опубликован в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1—7); в том же году издан отдельной книгой. В основе сюжета — поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой, однако история, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи».
1928 Журнал «Тридцать дней»

Сюжет

Золотой телёнокправить | править код

Илья Ильф, Евгениё Петров
Золотой телёнокОстап Бендер
Золотой телёнок
№ книги в серии: 2 Всего книг в серии: 2
«Золотой телёнок» — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, завершённый в 1931 году. В основе сюжета — дальнейшие приключения центрального персонажа «Двенадцати стульев» Остапа Бендера, происходящие на фоне картин советской жизни начала 1930-х годов. Жанр — плутовской роман, социальная сатира, роман-фельетон.

Роман вызвал неоднозначную реакцию в литературном сообществе. Полемика развернулась вокруг образов Остапа Бендера, оказавшегося, по мнению рецензентов, слишком обаятельным персонажем, и Васисуалия Лоханкина, в котором ряд критиков увидел карикатуру на русского интеллигента.

1931 Журнал «Тридцать дней»
Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья — «Ильф, Илья Арнольдович». Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Книги вики, текст Википедии доступен в соответствие с Creative Commons License.Желательно переписать текст этой статьи своими словами.

Начало пути

Прибыв в столицу, Евгений стал жить у брата, но, не желая быть тому «в тягость», поспешно начал искать работу. С рекомендациями из одесского уголовного розыска он направился в московскую милицию – однако там мест не было, и все, что смогли предложить молодому человеку, – это должность надзирателя в Бутырской тюрьме. Евгений собирался принять данное приглашение, но Валентин, узнав о нем, воспрепятствовал такому решению. Он хотел, чтобы брат стал журналистом. По требованию Валентина, Евгений написал небольшой фельетон, который тут же напечатали в одной из газет и выдали молодому автору гонорар – гораздо больший, чем составлял бы месячный заработок в тюрьме. После этого Евгений перестал противиться брату.

Биография

Российский писатель-сатирик Евгений Петров прославился после выхода в свет книг «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», «Одноэтажная Америка» и «На войне», написанных в тандеме с Ильей Ильфом.

Евгений Петрович Катаев (настоящая фамилия публициста) родился 13 декабря 1902 в Одессе. Когда люди, не знакомые с творчеством и жизнью Евгения, читают его автобиографию, у них складывается впечатление, что творец жил не в реальном, а идеальном Советском Союзе. Был свободным, писал, что хотел, путешествовал по всему миру и чудесным образом избежал ареста и репрессий во времена, когда сажали всех вокруг.

Евгений Петров в детстве с отцом и старшим братом

Правда, если копнуть глубже, выясняется, что реальная жизнь журналиста отличалась от официальной биографии. Известно, что на протяжении пары лет никто точно не знал подлинную дату рождения Евгения, поэтому во всех энциклопедиях указывался октябрь 1903 года. Только когда в 60-х годах сотрудники одесского архива отыскали метрическую книгу, в которой была записана дата рождения и крещения, все встало на свои места.

Отец писателя — Петр Васильевич Катаев — работал преподавателем в епархиальном и юнкерском одесских училищах. Мать Евгения — украинка из Полтавы, умерла от воспаления легких через пару месяцев после рождения второго сына (у писателя есть старший брат Валентин).

Евгений Петров и его брат Валентин Катаев

Известно, что у Катаевых была обширная семейная библиотека, но классическая литература не привлекала Евгения. Любознательный парень зачитывался книгами Густава Эмара, Роберта Льюиса Стивенсона и Джека Лондона.

В 1920 году Евгений окончил 5-ю одесскую классическую гимназию, в которой его одноклассником и лучшим другом был Александр Козачинский (мальчики даже принесли клятву братской верности: надрезали кусочком стекла пальцы и смешали кровь). Затем будущий публицист на протяжении пары месяцев работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а после — инспектором уголовного розыска в Одессе.

Евгений Петров и Александр Козачинский

Мало кто знает, но 1922 году во время погони с перестрелкой Катаев лично задержал своего друга Козачинского, возглавлявшего банду налетчиков. Впоследствии писатель добился пересмотра его уголовного дела. В итоге Александра не расстреляли, а отправили в лагерь.

Эта история позднее легла в основу приключенческой повести «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой — Володи Патрикеева – стал Петров. Также по произведению в 1959 и 1983 годах были сняты одноименные фильмы.

Евгений Петров

Через три года Катаев переехал в Москву. Там юноша занялся самообразованием и журналистикой. Уже в 1924-ом в сатирическом журнале «Красный перец» появились первые фельетоны и рассказы под псевдонимом Петров. За период своей литературной карьеры сатирик использовал другие псевдонимы. Делалось это, потому что писатель не хотел, чтобы его произведения приписывали брату.

До начала сотрудничества с Ильей Ильфом Евгений Петров опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов в различных периодических изданиях и выпустил три самостоятельных сборника. В 1926 году, работая в газете «Гудок», публицист познакомился с Ильей Ильфом, с которым он на начальных этапах обрабатывал материалы для газеты «Гудок», а также сочинял темы для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач».

Евгений Петров и Илья Ильф

Когда началась война, Петров стал военным корреспондентом в Совинформбюро. Он писал для советских печатных изданий и по работе, часто подолгу, бывал на фронте. Однажды писатель вернулся из-под Малоярославца контуженный взрывной волной.

Несмотря на то, что публицист практически не разговаривал, он как мог скрывал свое состояние от коллег и родных. Известно, что как только ему стало немного легче, журналист сразу же взялся писать о боях за Малоярославец.

Константин Симонов и Евгений Петров

Константин Симонов, которому довелось побывать с Петровым в одной из самых длительных фронтовых поездок на Северный фронт, вспоминал о том, что Евгению было крайне тяжело преодолевать пешком большие расстояния из-за слабого сердца. Молодой Симонов часто предлагал Катаеву помощь, но Петров наотрез отказывался и радовался, когда делался привал или они доходили до штаба.

Детство и юность

Илья Арнольдович Ильф – выдуманный творческий псевдоним одного из «родителей» обаятельного мошенника Остапа Бендера. Настоящее имя писателя – Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг. Он родился в черноморской жемчужине – Одессе – осенью 1897 года.

Иехиел-Лейб – третий их четырех наследников Арье и Миндль Файнзильбергов. Глава семьи, скромный служащий Сибирского торгового банка, мечтал дать сыновьям приличное образование. Старшего отпрыска Саула видел бухгалтером, но тот после учебы в коммерческом училище назвался Сандро Фазини и стал художником-кубистом (позже переехал во Францию, погиб в Освенциме).

Илья Ильф

Второй сын – Мойше-Арон – окончил училище с отличием, но повторил опыт брата и тоже ушел в искусство, подписывая полотна творческим псевдонимом Ми-Фа.

Горький опыт и напрасно потраченные деньги подсказали Арье не вкладывать сбережения в обучение третьего сына в дорогом коммерческом училище. Иехиэль-Лейб стал студентом ремесленного училища, где не было «лишних» (по мнению старого Арье) предметов, таких как рисование. Отец не знал, что на уроках мальчик прятал под партой книги Редьярда Киплинга, Роберта Стивенсона и Антона Чехова, которые тайком читал.

16-летний юноша получил образование и порадовал отца: прошел путь от токаря до мастера кукольной мастерской, а в 1919 году сел за бухгалтерские отчеты в финансовом отделе губернской продкомиссии, ведавшей снабжением Красной армии. Позже опыт работы в продкомиссии Илья Ильф использует, описывая события в конторе «Геркулес» в «Золотом теленке».

Илья Ильф в детстве

Хрустальные мечты отца разбились, когда 23-летний Иехиел бросил службу, объявив о вступлении в одесский «Коллектив поэтов». Теперь третий отпрыск звался Илья Ильф, соединив в фамилии псевдонима первые буквы «старого» труднопроизносимого имени.

Забегая наперед, скажем, что оправдал надежды отца четвертый сын: оставив родную фамилию, стал топографом. К радости Арье, искусство не заинтересовало Беньямина. В 1919-ом объявили мобилизацию. Илья Ильф прибыл на сборный пункт с романом Анатоля Франса под мышкой. О военном прошлом писатель рассказал вскользь, но объемно:

После войны будущий романист вернулся в Одессу, сделал первые шаги в журналистике и стал членом Союза поэтов.

«Великие пересмешники»

Евгений Петров родился в семье учителя истории. Брат Валентина Петровича Катаева. В 1920 окончил классическую гимназию. Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, позднее — инспектором уголовного розыска. В 1923 Евгений Петров переехал в Москву, где продолжил образование и занялся журналистикой. Жил в Кропоткинском переулке (квартира Петрова описана в «Золотом теленке» под названием «Вороньей слободки»).

В 1925, работая в редакции газеты «Гудок» (издавалась ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта СССР), познакомился с Ильей Ильфом. С 1926 началась совместная работа Ильи Ильфа и Евгения Петрова: сочинялись темы для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач», обрабатывались материалы для газеты «Гудок». По одной из версий, идея совместного творчества Ильфа и Петрова принадлежала брату Евгения Петрова — В.П. Катаеву. В 1928 в журнале «30 дней» была опубликована первая значительная работа Ильфа и Петрова — роман «Двенадцать стульев», имевший большой успех у читателей и довольно холодно встреченный литературными критиками. Обаяние Ильфа было столь велико, что в союзе с Петровым он даже Сталина обаял. Роман понравился, и вождь его разрешил. Потом спохватился и запретил. Только после смерти тирана Константин Симонов пробил издание в Алма-Ате.

Еще до первой публикации цензура изрядно сократила роман; процесс «чистки» продолжался еще десять лет и, в итоге, книга уменьшилась почти на треть. В 1935-1936 Илья Ильф и Евгений Петров совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка». После смерти Ильи Ильфа (1937) Евгений Петров написал ряд киносценариев (совместно с Г.Н. Мунблитом). В 1940 вступил в КПСС. В 1941, с первых дней войны, стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро». 2 июля 1942 Евгений Петров погиб, возвращаясь самолетом из осажденного Севастополя в Москву. Награжден орденом Ленина и медалью.

Среди произведений Евгения Петрова — фельетоны, юмористические рассказы, повести, романы, пьесы, киносценарии: «Двенадцать стульев» (1928, в соавторстве с Ильей Ильфом), «Светлая личность» (1928), «1001 день, или Новая Шахерезада»»(1929), «Золотой телёнок» (1931, в соавторстве с Ильей Ильфом), «Черный барак» (1933, в соавторстве с Ильей Ильфом), «Одноэтажная Америка» (1936, в соавторстве с Ильей Ильфом), «Однажды летом» (1936,  в соавторстве с Ильей Ильфом), «Музыкальная история» (1940, в соавторстве с Г.Н. Мунблитом), «Антон Иванович сердится» (1941, в соавторстве с Г.Н. Мунблитом), «Воздушный извозчик» (фильм вышел в 1943; киносценарий), «Остров мира» (пьеса опубликована в 1947), «Фронтовой дневник» (1942). По произведениям Ильфа и Петрова поставлены фильмы «Золотой теленок» (1968, режиссер М.А. Швейцер), «Двенадцать стульев» (1971, режиссер Л.И. Гайдай), телефильмы «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1971), «12 стульев» (1976, режиссер М.А. Захаров). По мотивам пьесы Евгения Петрова «Остров мира» снят мультфильм «Мистер Уолк» (1950).

Илья Ильф родился 3 октября (15 н.с.) в Одессе в семье банковского служащего.

В 1913году, окончив техническую школу, начал трудовую деятельность, часто меняя место работы: чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, редактором юмористического журнала «Синдетикон», в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером.

В 1923 становится профессиональным литератором. Переехав в Москву, постоянно работал в газете «Гудок», но печатает свои очерки и фельетоны в разных изданиях. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире.

В 1925 происходит знакомство будущих соавторов (Ильфа с Евгением Петровым), но только через год начинается их совместная деятельность, так как Петров должен был отслужить в армии.

Во время путешествия с Евгением Петровым с США в 1935 году у Ильфа произошло обострение туберкулеза легких, и 13 апреля 1937 года он скончался.

Ильф не дожил до Второй мировой войны. Не видел Освенцима, в котором Гитлер хотел сжечь и его, и его книги. Хотя книги уже сжег Сталин. И не за горами была борьба с космополитами безродными. И новый Паламидов объяснял иностранным корреспондентам, что у нас нет проклятого вопроса:

«Но ведь в России есть евреи? — Есть, — ответил Паламидов. — Значит, есть и вопрос? — Нет. Евреи есть, а вопроса нет».

Источник

Смерть

Петров пережил своего друга Илью на пять лет. После кончины Ильфа смерть в буквальном смысле ходила за Евгением по пятам. Однажды писатель в гимназической лаборатории наглотался сероводорода, и его едва откачали на свежем воздухе. Затем в Милане публициста сбил велосипедист, и он чуть не попал под колеса проезжающей мимо машины.

Во время финской войны снаряд попал в угол дома, в котором автор рассказа «Блудный папа» ночевал. Под Москвой журналист попал под минометный огонь немцев и едва уцелел. В тот же год сценаристу прищемило пальцы дверью фронтовой «эмки». Случилось это, когда на писателя налетела немецкая авиация, и ему необходимо было в срочном порядке покинуть машину и бежать в кювет.

Могила Евгения Петрова на месте его гибели

Погиб творец в годы Великой Отечественной войны. Когда второго июля 1942 года Евгений возвращался самолетом в Москву, пилот, уходя от бомбардировки, снизил высоту полета и врезался в курган. Из нескольких человек, находившихся на борту, погиб только Петров, которому на тот момент было 38 лет.

Останки писателя похоронили в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенское.

Гибель

Точные обстоятельства трагической смерти Е. Петрова неизвестны до сих пор. В 1942 году писателя Евгения Петрова отправили в очередную командировку – в Севастополь. Помимо крымского города, он посетил также Новороссийск и Краснодар, из последнего вылетел в Москву. По данным некоторых очевидцев, бывших на борту того же самолета, Евгений, нарушив инструкции, зашел в кабину к пилотам по какому-то вопросу. Возможно, просил увеличить скорость – он очень торопился в столицу. Летчик отвлекся на разговор и не успел заметить внезапно возникший впереди холм. Несмотря на то, что высота, с которой упал самолет, была небольшой, около двадцати метров, Петров погиб, единственный из всех.

Писатель Евгений Петров прожил недолгую, но очень яркую и насыщенную жизнь. После него осталось богатое наследие, огромное творчество. Он многого не успел, но и сделал все-таки тоже достаточно. А значит, жизнь его прожита была не зря.

«Одноэтажная Америка»

Книга представляет собой путевой очерк о поездке Ильфа и Петрова по Соединенным штатам Америки, куда они отправились в 1935 году как корреспонденты газеты «Правда». В Америке они прожили три с половиной месяца.

Некоторые очерки были написаны еще во время путешествия и опубликованы в «Правде» с незначительными сокращениями. Первые заметки были опубликованы в 1936 году в журнале «Огонек». Сопровождали текст американские фотографии Ильи Ильфа. Вся книга была написана за лето 1936 года. Была опубликована в журнале «Знамя», вышла в «Роман-газете» и «Советском писателе».

Читатели следили за приключениями авторов и супружеской американской пары Адамс, которые сопровождали русских от Атлантики до Тихого океана и обратно. Книга подробно раскрывает быт американцев в тридцатые годы. На ее страницах читатели знакомятся с американскими знаменитостями – Генри Фордом, Джозефом Стеффенсом, Эрнестом Хемингуэем и другими. Ильф и Петров описывают все города, встречающиеся на их пути, в том числе столицу США Вашингтон и такие крупные города, как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Лос-Анджелес и другие. Особенно интересно описание голливудского кинопроизводства. Авторы рассказывают о жизни коренных индейцев, мексиканцев, встречаются с русскими эмигрантами. Книга может считаться энциклопедией американского быта для русского человека. Из нее можно узнать о национальных видах спорта (родео, коррида, реслинг, американский футбол), достопримечательностях США, достижениях американских ученых (электрическая лампочка, фонограф, конвейер). Одно из достоинств книг – восхитительные пейзажи Америки: прерии, горы, пустыни, национальные парки.

Описанная картина быта США очень объективна. В книге нет никакой идеологии, но критикуется стандартизация жизни, интеллектуальная пассивность, доверчивость. Зато Ильф и Петров хвалят американский сервис, дороги, умение работать и четко организовывать как быт, так и производство.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий