Интересные факты о народе башкирии

Кидань-Го

В 907 году военный вождь одного из киданьских племен по имени Елюй Амбагай (китайская транскрипция катайского имени Ила Абуги, где Ила — фамилия, а Абуги — личное имя) сверг кагана из ослабевшего рода Яонянь и сам стал каганом. Так к власти пришла знаменитая в истории Азии фамилия Елюй (Ила), создавшая одну из величайших империй Азии. В 916 году Елюй Амбагай, не удовлетворяясь титулом кагана, провозгласил себя на китайский лад хуанди (императором). В указанный период времени на Дальнем Востоке только два человека именовались этим титулом — императоры Поднебесной и Японии.

Появление третьего императора в лице Елюя Амабагая демонстрировало масштаб его геополитических притязаний. С этого момента орда киданей стала официально именоваться Цидань-Го или Кидань-Го, то есть «государство киданей». Централизация власти привела к резкому усилению киданей. В течение последующих лет войска Амбагая покорили соседние племена шивэй, цзубу, кумоси (хи), государство Бохай. Одновременно шло покорение северных провинций империи Поздняя Лян (907—923). Сын и преемник Амбагая император Елюй Яогу (китайское имя — Дэгуан) в 936 году во главе 100-тысячной армии разгромил войска империи Поздняя Тан (923—936), правящая династия которой была низложена.

Поскольку кидане не собирались обосновываться в Поднебесной, новым императором был поставлен полководец Ши Цзин-тан (храмовое имя — Гао-цзу), основавший династию Поздняя Цзинь (936—947). Обе династии — Поздняя Тан и Поздняя Цзинь — были «инородческими». Они были основаны так называемыми тюрками-шато — потомками среднеазиатских гуннов, позднее известными в Монголии и в Башкирии под именем Унгут или Унлар.

Горы Башкирии. 11 самых высоких вершин Башкирии

В Международный день гор, который отмечается 11 декабря, «АиФ-Уфа» совместно с фотографом и туристом Олегом Чегодаевым , побывавшим на всех вершинах Южного Урала высотой 1000 метров и более, составил подборку 11 самых высоких гор Башкирии.

Гора Ямантау – самая высокая вершина не только Башкирии, но и Южного Урала. Ее высота составляет 1640 метров. Она недоступна для туристов, так как находится на территории Южно-Уральского заповедника. Получить официальное разрешение на посещение очень проблематично. Существует версия, что под горой находится секретный объект. У южного подножья расположен закрытый город Межгорье.

Гора Иремель высотой 1582 метра является самой популярной среди туристов вершиной. Так, даже в зимнее время, в период новогодних каникул, на нее забираются свыше тысячи человек.

Малый Ямантау , который еще называют Куянтау, находится по соседству с более высоким «старшим братом». Его высота – 1519 метров. В отличие от главного Ямантау, на малый вариант, который также расположен на территории заповедника, туристам попасть гораздо легче. Нужно только оформить пропуск.

Малый Иремель ниже основного на 133 метра – 1449 метров. Он не так популярен среди туристов, как Большой Иремель, но виды оттуда открываются не менее красивые.

Большой Шелом – высшая вершина хребта Зигальга. Высота – 1427 метров. Находится также на территории Южно-Уральского заповедника, поэтому прежде чем отправиться на вершину, необходимо получить разрешение.

Безымянная вершина высотой 1406 метров находится рядом с Малым Иремелем. До него добираются туристы, которые строят маршрут по всему хребту Иремель.

Сукташ высотой 1393 метра – эта та гора, которую видят туристы, прибывшие в поселок Тюлюк, и ошибочно принимают за Большой Иремель. На самом деле Сукташ во время подъема на Иремель остается слева.

Уголовой Машак – главная вершина хребта Машак высотой 1383 метра. Находится на территории Южно-Уральского заповедника. Однако в числе утвержденных экотроп на сайте заповедника восхождение на Машак не указано. Тем не менее заядлые туристы все равно попадают на ее вершины.

Широкий Машак – вторая по высоте вершина хребта Машак — 1370 метров.

Малый Шелом высотой 1368 метров находится рядом с Большим Шеломом.

Колокольня – высшая вершина хребта Кумардак. Высота – 1354 метра. Находится на территории Южно-Уральского заповедника. Район этой горы – самый дремучий на хребте, труднодоступный. Со склонов Колокольни «текут» многочисленные каменные реки, курумы.

Ямантау. Высота — 1640 метров.

Блог Олега Чегодаева

Иремель. Высота — 1582 метра.

Блог Олега Чегодаева

Малый Ямантау (Куянтау). Высота — 1519 метров.

Блог Олега Чегодаева

Малый Иремель. Высота — 1449 метров.

Блог Олега Чегодаева

Большой Шелом. Высота — 1427 метров.

Блог Олега Чегодаева

Безымянная вершина на горе Иремель. Высота — 1406 метров.

Блог Олега Чегодаева

Сукташ. Высота — 1393 метра.

Блог Олега Чегодаева

Угловой Машак. Высота — 1383 метра.

Блог Олега Чегодаева

Широкий Машак. Высота — 1370 метров.

Блог Олега Чегодаева

Малый Шелом. Высота — 1368 метров.

Блог Олега Чегодаева

Колокольня. Высота — 1354 метра.

Одна из проблем России — дороги

Нам приготовили повозки. Гавриил Эдуардович души не чаял в нашем кучере — настоящей скотине, бывшем полковом барабанщике, словарный запас которого состоял из одних только непристойных слов и выражений. Храня верность своей первой профессии, он изготовил простенький барабан, игрой на котором приводил башкир в восторг.

Наш тарантас сдвинулся с места. За нами в ужасного вида двуколке ехал с задранными вверх ногами и горланил свои песни Антонов. Дорога, вначале вполне сносная, вскоре стала ужасной и местами даже опасной для нашего неуклюжего экипажа, по причине чего нам не раз приходилось выходить из него и идти пешком. В лесу часто попадались наполовину обугленные, порой еще дымившиеся деревья: башкиры в пути готовят пищу в их дуплах, нисколько не задумываясь, что это может привести к пожару. Хотя на нашем пути постоянно попадались упавшие деревья, Антонов и не думал выходить из своей повозки, которая, рискуя разбиться, вынуждена была переезжать через стволы и ветки. Частенько из-под колес нашего транспорта взлетали рябчики и тетерева.

По пути мы встретили несколько башкир, причем мужчины всегда ехали верхом, а женщины шагали рядом, неся закрытые ведра с молоком, кумысом или сушеным сыром. Иногда мы встречали вырубленные топором в стволах деревьев широкие и грубые ступеньки, по которым башкиры взбираются на 10—12 метров вверх, где у них находится пчелиный улей. Гигантский ствол, на первый взгляд совершенно здоровый, на деле оказывался пустотелым: уральские пчелы обитают в дуплах елей, лип и платанов (платаном автор называет клен остролистный или платановидный (Acer platanoides L.), а собственно кленом — скорее всего, клен татарский (Acer tataricum) — прим. Кучумова), причем липовый мед считается самым лучшим и наиболее душистым. Деревья на Урале просто чудесны, и в жизни нет ничего лучше, чем бродить среди тамошних вязов, лещины, платанов, берез, дубов, кленов, лип и елей. Обычно уральский лес представляет собой заросли крупных деревьев, перемежающихся лужайками, на которых пасется скот. В лесных чащах скрываются волки, а вблизи зарослей дикой смородины и малины бродят бурые медведи, которых башкиры очень боятся. В густой листве прячутся от орлов и грифов рябчики и куропатки, глухари и тетерева. Днем здесь раздаются голоса кукушек, а по вечерам — крики сов и филинов. По елям и лещине прыгают белки, лисы охотятся на птиц, а рыси — на бесчисленных в этих местах зайцев.

Вскоре наша дорога превратилась в тропинку с крутыми подъемами, спусками и головокружительными поворотами. Антонов по-прежнему не покидал повозки, вследствие чего у нее уже дважды отваливалось колесо, которое приходилось чинить.

Нас сопровождал староста, гордо восседавший на своей кобыле, за которой следовал совсем молоденький жеребенок. Мы не знали, когда прибудем к месту назначения. «Скоро», — говорил староста, «через три часа», — утверждал кучер. Неожиданно мы оказались среди полностью сделанных из коры хижин, в которых в ужасающей грязи обитали несчастные дикари со слезившимися от заполнявшего их жилища дыма глазами.

Чтобы попасть в Старое Сеитово (ныне д. Старосаитово Ишимбайского р-на Республики Башкортостан — прим. Кучумова), нам пришлось преодолеть пять гор, причем первые две были очень крутыми; башкиры называют их Бииктау (хребет Бииктау ныне в Ишимбайском и Гафурийском р-нах Республики Башкортостан — прим. Кучумова). Его склоны расчленены ложбинами глубиной около 80—100 метров. Очевидно, что экспедиция Лаббе двинулась из Макарово на запад, а потом повернула на восток в сторону Старосаитовои Алатау (лесистый горный хребет ныне в Ишимбайском р-не Республики Башкортостан — прим. Кучумова). На нем встречаются скалообразные вершины, а склоны пересечены ложбинами и котловинами диаметром до 400 метров.Путь через Алатау (слово «тау» в башкирском, как и в киргизском языке означает «гора»— прим. Кучумова), то есть «Пеструю гору», был особенно трудным: копыта лошадей скользили по камням, постоянно попадались сломанные, вырванные с корнями и опутанные ветвями стволы деревьев, моим спутникам нередко приходилось прорубать топором заросли девственного леса.

Наконец дорога стала получше, и мы снова смогли сесть в тарантас. Все деревья вокруг были плотно опутаны ветками, путь нередко преграждали быки, грозно шедшие на нас с опущенными рогами. Внезапно староста пришпорил свою лошадь и скрылся в лесной чаще. Тем временем дорога разделилась на две тропинки, и только наш кучер собирался повернуть направо, как неожиданно перед нами опять возник наш провожатый. Впереди показалась поляна, на которой паслись лошади и козы, и стояли четыре хижины из липовой коры.

Занимательная информация

  1. Название народа башкиры происходит от персидского слова, которое в переводе на русский означает «страна».
  2. До середины XVII века Башкирия входила в состав России номинально. Российские чиновники не вмешивались во внутренние дела башкир. А когда начались первые такие попытки, нарушавшие условия соглашения 1557 года, в Башкирии не раз вспыхивали восстания. Но все они были в итоге подавлены. Башкиры принимали активное участие в крестьянских войнах Степана Разина и Емельяна Пугачёва.
  3. Русскоязычное население постепенно начало проникать в башкирские земли, начиная с XVII-XVIII веков. В особенности этот процесс ускорился после петровских преобразований, когда на Урале началось строительство горных заводов и небольших крепостей. С 1775 года было образовано Уральское казачье войско. Многие столетия плотного межнационального общения повлияли на обычаи и материальную культуру, как самих башкир, так и тех, кто переселялся сюда из других регионов России.
  4. Башкиры принимали участие во всех войнах России в XVIII веке, выставляя для армии отряды лёгкой кавалерии, подобно казакам.
  5. После революции Башкирия стала первой автономной республикой, официально образованной в составе РСФСР. Это произошло в марте 1919 года. Её первоначальное название в тот период было Башкурдистан. Правительство РСФСР признало национально-территориальную автономию, провозглашённую ещё в 1917 году при Временном правительстве.
  6. Первой столицей Советской Башкирии стал город Оренбург. После неоднократных изменений границ Башкирии, её столицей с 1920 года становился город Стерлитамак, а с 1922 года – Уфа. В итоге территория Башкирии существенно расширилась, в её пределах в настоящее время проживает около 87% башкир.
  7. В Уфе в настоящее время проживает около 1 миллиона человек. Город занимает большую территорию, и на каждого уфимца приходится около 682 квадратных метров городской территории. Территория города настолько велика, что на ней могли бы разместиться 7 таких городов как Париж, она достигает 760 квадратных километров. Почти каждый третий житель Башкирии проживает в Уфе. Численности в миллион жителей Уфа достигла в 1980 году, а в 1916 году в ней проживало 110 тысяч человек.
  8. Уникальность Башкирии заключается в частности и в том, что в наши дни она осталась одним из последних регионов на планете, в котором продолжаются традиции древнего ремесла бортничества. Бортники добывают бортовой мёд. Он добывается не на пасеках, а в дуплах деревьев, где живут дикие пчёлы. Это трудоёмкий процесс и себестоимость бортового мёда существенно выше. В розничной продаже он примерно в десять раз дороже пасечного мёда. Развитию бортнического ремесла в Башкирии благоприятствуют её уникальные природные особенности. На территории республики произрастает около четырёх пятых всех липовых лесов в России. К сожалению, при сборе меда у диких пчел пчелиная семья может погибнуть.
  9. Следы самых древних первобытных людей в Уральском регионе обнаружены археологами в Башкирии у озера Карабалыклы. А в башкирской пещере Шульган-Таш можно увидеть настенные росписи эпохи каменного века.
  10. По одной из легенд на территории Башкирии спрятаны сокровища Емельяна Пугачёва. И сюда периодически наведываются кладоискатели из самых разных городов. Но пока, насколько известно, все их усилия не дали результатов.
  11. На территории Башкирской республики находится самая высокая гора на Южном Урале пик Ямантау, который возвышается на 1640 метров над уровнем моря.
  12. Одна из уфимских улиц называется Северная, другая Южная. При этом Северная улица находится южнее, чем Южная.
  13. Протяжённость территории Башкортостана с севера на юг достигает 550 километров, и 430 километров с запада на восток. И по общей площади эта территория сопоставима с таким азиатским государством как Таджикистан.
  14. На территории республики функционирует более 1 тысячи мечетей и около 2 сотен православных храмов.
  15. В Башкортостане проживают около 160 национальностей, но 90 процентов населения составляют русские, башкиры и татары.

Гипотезы о происхождении башкир

Вопрос происхождения народа задаёт нам ещё больше загадок. В работах советского историка Соломона Лурье звучит интересное предположение, что мне показалось вполне объективным. Он считал, что современные башкиры могли произойти от агриппеев, племени, проживавших западнее от Уральских гор.

О нём писал знаменитый древнегреческий историк Геродот:

Башкиры из книги «Этнографическое описание народов России» Густава-Федора Христиановича Паули

Последняя особенность менталитета заметна и в башкирских традициях гостеприимства, что существуют в наше время. Если же теория происхождения от агриппеев верна, то выходит, что формироваться как народ башкиры начали не позднее VI века до нашей эры.

В китайских хрониках VII века нашей эры уже встречается слово “башукили”, что, несомненно, подразумевает башкир. К этому периоду народ уже приобрёл самостоятельные черты и стал заявлять о себе.

Арабский путешественник Ибн Фадлан, оставил нам письменные свидетельства, где рассказывается о жизни древних башкир. Он отмечал воинственный нрав этого народа, что не мог похвастаться многочисленностью, но славился своим единством: «Каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ». Башкиры описываются как независимый народ, проживающий по обе стороны Уральских гор.

Кисякбика Байрасова

Шло башкирское восстание 1735—1740 годов, борьба с которым сопровождалась массовым уничтожением и пленением гражданского населения, чего не позволялось делать войскам, например, во время европейских кампаний того же XVIII века (Северная война 1700—1721 годов, русско-шведская война 1741—1743 годов, Семилетняя война 1756—1763 годов). Однако вдали от просвещенной Европы на территории Башкирии никакие из методов подавления и устрашения — даже самые средневековые — уже не казались чрезмерными. Мало того, отдаленность от центров «цивилизации» освобождала царских командиров от конвенциональных условностей наступавшей эпохи Просвещения и даже просто от норм христианской морали.

Первый начальник Оренбургской экспедиции И.И. Кириллов в 1735 году представил в Сенат следующее предложение по борьбе с повстанцами: «…и так, со всех сторон окружа, воров и их жен, и детей, и пожитки их, и лошадей, и скот брать, а дома вовсе разорить, и которые пущие заводчики, тех по указам на страх другим казнить, а непущих и детей мужеского полу, годных в ссылку, в Остзею сослать, а жен, детей и девок развесть во внутренние города и раздать в неволю, чтобы корень их был вовсе вырван…» Всего в ходе подавления восстания десятки тысяч башкир были убиты и посажены в тюрьмы, а их дети крещены и проданы в центральные губернии империи. От них повелись на Руси фамилии Башкировы, Башкирцевы, Башкириновы.

В 1735 году в числе захваченных в плен лиц оказалась Кисякбика Байрасова, башкирка Катайской волости, которой в то время было уже 57 лет. Она была доставлена в Екатеринбург и крещена под именем Екатерины, а «восприемницею была здешнего бывшего протопопа жена». Вскоре она совершила свой первый побег, за что была наказана плетьми. После второго побега и вторичной поимки ее уже высекли кнутом. Другая, более покорная натура, на ее месте, вероятно, смирилась бы со своей участью, ведь годы уже давали о себе знать — в 1738 году пленнице исполнилось уже 60 лет. Но, самое главное, она прекрасно осознавала, что за третью попытку бежать в родные края она будет подвергнута еще более суровому наказанию. Тем не менее Кисякбика-Екатерина решилась на третий побег.

Территория распространения башкирских восстаний. Карта википедия.орг.рф

«И, перебравшись чрез Исеть-реку, шла в башкирские жилища, не хватая (то есть обходя стороной, — прим. ред.) русских , пустым местом…», пока не добралась до своей родной деревни Сакаовой, где жил ее сын Бекчентай. Однако здесь она задерживаться не могла, так как повсюду рыскали карательные отряды. Она пересекла Уральский хребет и явилась в команду «верного» башкирского старшины Дуванской волости Мендиара Аркаева. Последний не захотел держать у себя беглянку и, дав ей «пропускное письмо» и подводу, велел ехать обратно в Екатеринбург.

Кисякбика ослушалась начальника и отправилась к озеру Иртяшу, где жил ее родной брат. Тут-то она и была схвачена в третий раз: в ауле проездом находился «служилый мещеряк» и «здешний переводчик» Махмут Мемеделин с двумя подручными, который и обнаружил разыскиваемую «полонянку». Произведя допрос, он узнал о трагической судьбе Кисякбики, насильно крещенной, но не отказавшейся от веры предков, и записал следующее: «…живучи в Башкире, питалась от них, башкирцев, и ела все с ними вместе (то есть ела конину, которая была табу для православных, — прим. авт.), и Богу молилась по их Закону, а не по христианскому». Но эта история нисколько не тронула его сердца, хотя Махмут Мемеделин именовал себя абызом (от слова «хафиз»), то есть знатоком Корана и мусульманским священнослужителем.

Завершив составление рапорта, этот «хафиз» отправил Кисякбику под конвоем в Екатеринбург, ставший одним из мест массовых казней пленных башкир (наряду с Оренбургом и Мензелинском). Например, такая просвещенная личность как русский историк В.Н. Татищев, действуя в традициях испанской инквизиции, 10 апреля 1738 года сжег на костре насильно крещенного башкира Тойгильды Жулякова. В обвинении ему вменялось следующее: «Ты, крестясь в веру греческого исповедания, принял паки махометанский закон, и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился, и клятвенное свое обещание, данное при крещении, презрел».

И вот в апреле 1739 года по приказу генерал-майора Л.Я. Соймонова, начальника Комиссии башкирских дел, в том же Екатеринбурге была сожжена Кисякбика Байрасова. В приговоре было сказано: «Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию — сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились».

Монумент Дружбы

Знаковое место для Уфы, ведь отсюда пошел современный город. Здесь, на холме у Белой, когда-то была заложена небольшая крепость, имевшая в периметре всего 440 метров.

Потом доминантой пространства долгое время служила Троицкая церковь – старейшая в городе. Но в 1956 году ее, несмотря на протесты общественности взорвали и на части фундамента возвели Монумент Дружбы, посвященный добровольному вхождению Башкирии в Московское государство.

Если вы уж гуляете по Уфе, то место — это посетить нужно обязательно. Именно отсюда, в частности, мы начинаем все наши исторические экскурсии по городу.

Монумент Дружбы имеет необычный вид. Это стела в виде клинка, рукоять которого закопана в землю. Рядом со стелой находятся две бронзовые скульптуры девушек, русской и башкирки, символизирующие как раз дружбу между народами.

Изначально здесь планировалось сделать внутри лифт, а наверху смотровую площадку. В подвале же планировалось разместить музей Дружбы народов. По иронии судьбы, именно в подвале Троицкой церкви содержались, взятые плен Салават Юлаев и его отец.

Проект так до конца не был реализован и воплотился в жизнь в урезанной форме.

Столетие Республики Башкортостан. 2019 год 100-летие Республики Башкортостан

100-летие образования Республики Башкортостан – знаменательная дата в истории российского федерализма, которая должна стать общим праздником для всех жителей региона. Ровно сто лет назад, 20 марта 1919 года, впервые на государственном уровне образовалась автономная республика со столицей город Уфа. Сегодня Республика Башкортостан – прекрасно функционирующее государственное образование в составе Российской Федерации. Широко известны достижения Республики в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, науке и культуре.Празднование 100-летия образования Республики Башкортостан будет способствовать укреплению дружбы и сотрудничества между народами Российской Федерации, дальнейшему процветанию нашей многонациональной страны.

СТОЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МУСТАЯ КАРИМА

20 октября 2019 года исполняется 100 лет со дня рождения народного поэта Башкирии Мустая Карима. Юбилейный год уже стартовал спектаклем-портретомв уфимском театре кукол. Кроме того, по итогам народного голосования имя Мустая Карима получит уфимский аэропорт.

Также в 2019 году запланированы премьеры двух полнометражных фильмов. Режиссер Айнур Аскаров представит фильм «Таганок», снятый по одноименной повести Карима киностудией «Башкортостан» совместно с киностудией «Аскарфильм» на грант главы РБ. Также запланирована премьера фильма «Сестренка» (реж. Александр Галибин) по повести «Радость нашего дома». Съемками занимаются кинокомпания «Мотор фильм студия» (Москва) и Фонд им. М. Карима при поддержке Министерства культуры России. Планируется, что к юбилейной дате будет поставлен ряд спектаклей по произведениям народного поэта, а осенью в Уфу приедут театры малых городов на Театральный декадник, который будет посвящен юбилею Мустая Карима.

СТОЛЕТИЕ БАШКИРСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. М.ГАФУРИ

К юбилею в Башдрамтеатре пройдут премьеры крупных постановок. В частности, творческий уровень театра планируется отразить в постановке «Гамлета». Режиссер спектакля – Айрат Абушахманов, известный по очень успешной постановке «Зулейха открывает глаза». Кроме того, будет издана книга-альбом об истории театра «Век вдохновения и творчества». Совместно с киностудией «Башкортостан» сейчас снимается два документальных фильма под рабочими названиями «Рождение и становление театра» и «Театр сегодня».

Также в новом сезоне театр планирует масштабный юбилейный гастрольный тур по России и странам ближнего зарубежья. В рамках Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык», посвященного юбилею театра, планируется в качестве гостей пригласить театр «Сатирикон». Сейчас по этому вопросу идут переговоры.

Напомним, что театр открылся после капитального ремонта в декабре 2018 года постановкой «Урал Батыр» (реж. А. Борисов), приуроченной к открытию Года театра в России и грядущему юбилею Республики Башкортостан.

53- Е ЛЕТНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРЫ

9–14 июля в Уфе пройдут 53-е Летние Международные детские игры. Столица Башкирии – первый и пока единственный российский город, принимавший зимний вариант этих спортивных соревнований. А после предстоящих Игр и вовсе станет единственным в истории МДИ городом, принимавшим и зимние, и летние соревнования.

В программе заявлено девять видов спорта: легкая атлетика, футбол, плавание, фехтование, пляжный волейбол, баскетбол, дзюдо, а также скалолазание и греко-римская борьба, впервые включенные в программу МДИ.

Для справки:

23 марта 1919 года была создана Башкирская Автономная Советская Республика — первая национальная автономия в России. 11 октября 1990 года образована республика, а с февраля 1992 года было принято название Республика Башкортостан.

Площадь Башкортостана составляет 143 тыс. кв. км, или 0,8 процента от общей площади страны.Республика занимает 7 место в России по численности населения – 4 млн 051,6 тысячи человек, плотность населения – 28,3 человека на один квадратный километр территории против 8,3 человек в среднем по России.

В Башкортостане 54 муниципальных района, 9 городских округов, 14 городских поселений, 818 сельских поселений. Наиболее крупные города – Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский.

Объекты, возводимые к 100-летию Башкортостана

102 объекта запланировано построить в регионе в рамках подготовки к юбилею. Объекты, приуроченные к юбилею, по замыслу должны появиться в каждом муниципалитете. Как сообщал ранее сайтв рамках проекта на данный момент начата реализация 61 проекта. В списке представлены 41 объект образования, 19 объектов физической культуры, 14 объектов культуры, 11 объектов здравоохранения, а также объекты коммунального хозяйства и жилищной сферы.

Гора Ямантау


Гора Ямантау.

Высочайшая гора Южного Урала возвышается на 1640 м. над уровнем моря и овеяна тайнами, интригами, не всегда правдоподобными историями и закрыта для посещения. С южной стороны горы находится г. Межгорье, который имеет статус закрытого административно-территориального образования.

В 60-х годах прошлого века здесь началась великая стройка, которую с развалом СССР законсервировали. В конце 90-х годов она была возобновлена. В результате возникли завод по производству бетона и горно-обогатительный комбинат. Некоторые блогеры выдвигают версии, что данные предприятия— далеко не первостепенные и скрывают за собой засекреченный объект.

С башкирского языка «Яман» переводится как «плохая гора». Возможно, название дано из-за непроходимых склонов и суровых погодных условий. Ходят слухи о том, что в окрестностях много медведей, опасных для случайных путников.

Восхождение на гору Ямантау запрещено, но в интернете можно найти множество историй восхождения в этой закрытой местности.

Адрес: Ямантау, Башкортостан, Россия.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий