Интересные факты о жизни марины цветаевой, биография, творчество, личная жизнь

2 вариант

Яркая звезда в русской поэзии с трагической судьбой – Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941). Интеллигентная, умная, хорошо образованная, родом из семьи профессора искусствоведения и пианистки. Это ее отец основал в Москве ныне знаменитый «Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина». Творчество было не частью, а самой жизнью этой семьи. Не удивительно, что свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», девушка выпустила, будучи еще гимназисткой. Окончив гимназию, Марина слушала лекции по истории литературы в Сорбоне (старинный Университет во Франции). В 1912-13гг. напечатаны две книги Цветаевой «Волшебный фонарь» и «Из двух книг». Ее стихи были высоко оценены мэтром поэзии начала ХХ века, Валерием Брюсовым и Львом Гумилевым. Это было как билет в большую литературу. Сборник «Юношеские стихи» выходит постепенно с 1913 до 1915 года. В 1921 году увидел свет сборник «Версты I».

В 1911 году Марина познакомилась с Сергеем Эфроном и через год они поженились. Родились две дочери – старшая Ариадна, младшая Ирина, умершая в 3 года. Семье очень тяжело жилось в стране во время Первой мировой войны. Но и революцию они не поняли и не приняли, поэтому в 1921 году эмигрировали сначала в Берлин, затем в Прагу и дальше — в Париж. Жизнь легче не стала. Цветаева была популярна за границей, но денег это мало приносило. Марина часто варила суп, чтобы как-то накормить семью, из того, что удавалось подобрать на рынке. В 1925 году рождается сын Георгий, которого в семье называли «Мур». Муж занимался литературой, служил. Постепенно в Европе начинает набирать силу социал-национализм. С гневной страстью Цветаева клеймила фашизм — стихи «К Чехии». В 1939 году семья вынуждена была вернуться в Советский Союз. В 1941 году мужа М. Цветаевой, Сергея Эфрона расстреляли как политически опасного. Жизнь, полная лишений, гибель мужа подкосили Марину и она покончила с собой, повесившись. В 1944 году сын погиб на войне. Внуков у Цветаевой не было, так что наследников ее искрометного творчества не осталось.

Несмотря на тяжкие жизненные лишения, главными темами ее поэзии были любовь, творчество, Родина. В ее стихах интонационное, ритмическое богатство, яркая экспрессивность. Это монолог, который основан на жесте, дыхании, как будто со звуковой инструментовкой, как песня. Сама Цветаева работу над словом называла «Хождением по следу слуха народного». И, действительно, корни многих стихов М. Цветаевой – в русской песне.

Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. (фрагмент)

Литература:

1.Банников Н.В. «Три века русской поэзии» — М 86г.

2.Глинин Г.Г. «Хрестоматия по литературе 10-11 класс» — Астрахань, 94г.

3.Понделик Фредерик «Марина Цветаева» — Лейпциг, 87г.

Эмиграция

Идея о переезде родилась у Цветаевой в революционной Москве не случайно. Зимой 1922 она получила долгожданную весть от мужа из Эренбурга. Он жив, заканчивает университет в Праге и зовет ее с дочерью к себе. Счастью Марины не было предела. Она тут же решила воспользоваться связями в литературных кругах, продать все, что есть, и отправиться в путь. И вот в мае, с помощью знакомых и родственников, собрав стол и отпраздновав последнюю Пасху, Марина уехала, перед этим помогла сестре устроиться в Звенигород на лето. Там Анастасии передали от Марины конверт с последними деньгами, подписанный: «Асе и Андрюше на молоко».

Цветаева с семьей

Цветаева с мужем три года жила в Чехии, под Прагой. В то время Сергея Эфрона обвинили в сговоре с советским НКВД и участии в заговоре против сына Троцкого. В 1925 году после рождения третьего ребенка семья переехала во Францию, расположившись за Парижем − в Медоне. Там в 1927 году ее навестили сестра с сыном Андреем. Настя впервые увидела Марининого Георгия, которого раньше знала только по присылаемым карточкам.

С 1930-х годов Цветаева жила бедно, зарабатывала только своей прозой. Ее дочь пыталась достать денег, вышивая шляпки. Сергей был болен и не мог работать. Об этом периоде жизни поэтесса писала:

Несмотря на ностальгию по России, Марина постоянно откладывала возвращение на родину, считала, что той России, которую она называла отчизной, теперь нет. В 1931 году в своем стихотворении «Страна» она писала:

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР, поселившись в Королеве. Поэтесса провела там три года, занимаясь переводами, после чего была эвакуирована.

Интересные факты из жизни

Цветаева с детства была неординарной личностью, поэтому её жизнь наполнена интересными событиями. В 16 лет Марина сделала попытку самоубийства на фоне безответной любви – пистолет дал осечку. Со смертью поэтесса играла не раз и после этого . Так, после возвращения в СССР она вполне серьёзно заявляла, что повесится, если за ней придут из НКВД. Хватит о грустном.

В юности кто-то сказал Цветаевой, что для того чтобы волосы завивались надо побрить голову. Марина делала это раз десять. Другой поделился, что шампиньоны помогают похудеть и Марина несколько недель питалась только ими. В 16 лет Цветаева послала дворника за настойкой – пила и бросала бутылки в окно. По тем временам – это кошмар.

Чуть позже Марина разместила брачное объявление и потом долго смеялась, когда в дом повадились, не первой свежести, женихи. Однажды ей так понравилась работа художника, к которому она пришла, чтобы он написал портрет, что уходя, она под платьем унесла с собой эскизы.

Всю жизнь, с раннего детства и до смерти Цветаева вставала с первыми петухами, обливалась ледяной водой и пила крепкий кофе. Никогда не была привередлива в одежде – предпочитала модным нарядам мешковатое платье и обязательные бусы.

Икона, перед которой венчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева, сейчас находится в Москве, в церкви Воскресенья Словущего, что в Брюсовом переулке. Венчались молодые в Палашах, в церкви Рождества Христова, но после революции храм разрушили, а церковную утварь выкинули. Местная бабушка нашла икону, привела её в порядок и вернула в патриархию.

Тайна кончины Марины Цветаевой

Литературоведы и философы оценивают смерть поэтессы, как основной биографический момент. Даже самый сложный и глубокий поэтический текст понять проще, чем факт ее самоубийства. Этот сюжет не укладывается в голове и ломает весь цветаевский образ сильного и мужественного человека. По поводу загадки смерти Цветаевой существуют разные теории и толкования этого события.

Случилось это года. Марина с сыном находилась в Елабуге, небольшом малоизвестном городке в Татарстане. Когда они туда прибыли − неизвестно. По воспоминаниям хозяев, в доме номер 20 по улице Ворошилова у Бродельщиковых Цветаева поселилась за 10-12 дней до смерти. Ютились с сыном в одной комнате, кровать отдала ему, решила спать на диване. Постоянно искала работу, собиралась даже продавать столовое серебро.

За два дня до ее смерти они с сыном серьезно поссорились. О чем говорили − хозяева не расслышали, так как общались они не по-русски. Потом собрали субботник, на который вместо матери пошел Георгий с хозяйкой дома. Муж ее собирался порыбачить. Марина пообещала остаться дома. Перед смертью поэтесса написала несколько писем: мужу, дочери, сыну и семье поэта Асеева, в котором просила их позаботиться о мальчике.

Немногие знают, что была еще одна попытка самоубийства, в молодости, когда поэтессе было 17 лет. Тогда она планировала убийство себя во время краткого путешествия в Париж, в театре, на ростановском «Орленке», которого играла ее кумир − Сара Бернар. Возвратившись потом в Тарусу, она обронила лишь странное − «Не удалось…» младшей сестре. Позднее, намеками говорила, что револьвер тогда дал осечку. Впоследствии, получив известие о смерти Марины, Анастасия Цветаева в мемуарах винила себя в том, что не смогла предотвратить вторую попытку сестры уйти на тот свет.

Она уверена в том, что к смерти Марины причастен ее шестнадцатилетний сын Георгий, которого домашние до конца звали Муром. Он родился года. «Мур» − сокращенно от «мурлыка». Сначала, Цветаева хотела назвать сына Борисом в честь Пастернака, с которым долгое время вела переписку. Затем все-таки остановилась на втором имени, считается, что в честь Георгия Победоносца.

С первых дней жизни мальчика, было заметно особое отношение Марины к сыну. С ним она была мягче, чем со старшей дочерью Ариадной, не так требовательна. Он, в свою очередь, мурлыча, лез к ней на диван, был ласков с матерью. Когда и почему это переросло в крайнюю жестокость и эгоизм − непонятно. Только известно, что Марина все спускала сыну, ссылаясь на его возраст. Восхищалась его взрослой не по годам речью, владением словом, мужественностью. И началом конца Анастасия Цветаева считает фразу, брошенную в пылу ссоры Муром: «Ну, кого-нибудь из нас вынесут отсюда вперед ногами!». В тот час и остановилась жизнь Марины. Она поняла, что не нужна сыну, самому дорогому для нее человеку и мешает ему.

Самую необычную трактовку трагедии предложил философ и литературовед Борис Парамонов в статье «Солдатка» из книги «Конец стиля». Он уважает интерпретацию Анастасии Цветаевой, но задает логичный вопрос: а почему Мур не хотел жить с матерью? Парамонов отвечает на это так: отношение Георгия к Марине было типичной реакцией ребенка, подверженного сексуальной эксплуатации. Автор подтверждает свою позицию произведениями поэтессы, в частности, циклом стихотворений «Георгий».

Для Цветаевой вся жизнь была стихами, их жертвой. В жертву принесла она даже собственного сына. Философ говорит, что это похоже на каннибализм или человеческое жертвоприношение в пользу поэзии. При этом Цветаевой мнится, что нужно убить себя, потому что она уже не видит сына, как отдельного от нее человека. 

Нельзя отрицать, что сам факт жизни в эмиграции и последующее возвращение на родину, Марина переживала очень тяжело. Она молилась, чтобы война, погубившая ее любимую Чехию, не дошла до России. Но все-таки Цветаева была выше быта, и было бы неправильно списывать ее смерть только на внешние условия.

Отец – профессор, известный филолог и искусствовед

Родители Марины были образованными, интеллигентными людьми. Отец Иван Владимирович работал в Московском университете. Он стал довольно известным филологом, был неравнодушен к искусству. Его карьера сложилась удачно.

Впоследствии Иван Владимирович возглавил Румянцевский музей, стал директором. Также он знаменит тем, что создал Музей изящных искусств.

Мать Цветаевой Мария Мейн была талантливым музыкантом. Она прекрасно играла на пианино, ее преподавателем был Николай Рубинштейн. Неудивительно, что Марина с детства тянулась к искусству. Родители сделали все возможное, чтобы привить девочке любовь к прекрасному.

Краткая биография

В 1909 г. Цветаева стала посещать лекции и собрания, организованные московским издательством символистов «Мусагет», где познакомилась со многими писателями и поэтами.
В 1910 г. на собственные средства молодая поэтесса издала первый сборник стихов под названием «Вечерний альбом» и посвятила его художнице Марии Башкирцевой

На вышедшую книгу обратили внимание известные поэты М. Волошин, В

Брюсов и Н. Гумилёв.
Зимой 1910-1911 гг. вышла в свет первая критическая статья Цветаевой, посвящённая творчеству В. Брюсова.
В 1911 г. Марина посещает дом М. Волошина в крымском Коктебеле, где собирались именитые поэты и деятели культуры. Там она встретила Сергея Эфрона, ставшего впоследствии мужем поэтессы.
В 1912 г. выходит второй сборник стихов поэтессы под названием «Волшебный фонарь». А в 1913 г. – сборник «Из двух книг».

Лето 1916 года Марина провела в гостях у своей сестры Анастасии в городе Александров во Владимирской области. Там она написала несколько замечательных стихотворных циклов.
Муж Цветаевой в 1918 г. ушёл в Добровольческую армию на юге страны, участвовал в боях против большевиков. Связь между супругами оборвалась. По окончании Гражданской войны в 1920 г. Эфрон попадает в Прагу, где поступает в университет на философский факультет. С помощью друга И. Эренбурга супругам удаётся обменяться письмами, и Марина начинает готовиться к отъезду из России.
Марина Цветаева с 1921 г. стала участвовать в литературных вечерах созданного в Москве Всероссийского союза поэтов, читала свои новые стихи. В этом же году поэтесса познакомилась и подружилась с князем Сергеем Волконским. К концу года Цветаева стала готовиться к эмиграции из России. Она привела в порядок архив и рукописи, распродала кое-какие вещи.
В 1922 г. был выпущен новый сборник стихов – «Вёрсты», получивший высокие оценки критиков и читателей.

С 1922 по 1939 гг. Марина Цветаева провела в эмиграции. Все эти годы она поддерживала связь с Б. Пастернаком, состояла с ним в переписке. Сначала она вместе со старшей дочерью Ариадной приехала в Берлин через Ригу, где воссоединилась с мужем. Немного пожив там, семья переехала в Чехию, где поэтесса написала свои знаменитые поэмы «Поэма горы» и «Поэма конца».

В 1925 г. семья переехала в Париж. Там Марина некоторое время участвовала в издании литературного журнала, названного в честь её стихов «Вёрсты».
В 1928 г. в Париже вышел сборник стихов «После России», ставший последним сборником, изданным при жизни поэтессы. В эмиграции она начинает писать прозаические произведения, которые пользуются большим успехом.

В 1930 г. покончил с собой Владимир Маяковский. Это событие стало шоком для Цветаевой. Она посвятила поэту цикл стихов.
Семья с 1930-х годов практически голодала, они жили в нищете. Сергей Яковлевич болел туберкулёзом, небольшой доход приносили статьи, которые писала Марина, да подработка старшей дочери (вышивание шляпок).
В 1930 г. Цветаевой удаётся собрать средства в эмигрантских кругах и отправить мужа на лечение в санаторий. По возвращении из санатория в 1931 г. Эфрон начинает сотрудничать с советскими спецслужбами.
В 1937 г. Ариадна с отцом возвращаются в Россию. Цветаева, хоть и испытывала сильнейшую ностальгию, не хотела ехать, т.к. считала, что прежней России уже нет.
В 1939 г. Цветаева всё же решается вернуться, поддавшись уговорам дочери и мужа.

08.1939 арестовали её дочь, а 10.10.1939 – мужа. Эфрон был расстрелян 16.10.1941. Ариадна 15 лет провела в лагерях. Цветаева, чтобы выжить, занималась переводами.
С началом войны поэтесса с сыном были эвакуированы в город Елабугу.

30.08.1941 Марина Ивановна Цветаева повесилась, оставив 3 предсмертных записки, в которых беспокоилась за дальнейшую жизнь сына.

Интересные факты из жизни Цветаевой

Личная жизнь этой поэтессы (сама она не любила это слово, именовала себя поэтом) от ее творчества неотделима. Поэтому следует рассказать о нескольких любопытных фактах, которыми отмечена ее биография. Марина Ивановна Цветаева писала лучшие свои произведения в состоянии влюбленности, в момент сильных душевных переживаний.

Много бурных романов было в жизни Марины, однако единственная любовь прошла через всю жизнь поэта — это Сергей Эфрон, который стал ее мужем и отцом ее детей.

Знакомство их произошло романтично, в Крыму, в 1911 году. Марина, в то время начинающая поэтесса, гостила здесь по приглашению Максимилиана Волошина, своего близкого друга.

Сергей Эфрон в Крым приехал для того, чтобы подлечиться после чахотки, а также прийти в себя после самоубийства матери. Уже в 1912 году, в январе, они поженились. В это же время у Цветаевой родилась дочь Ариадна. Однако, несмотря на то, что Марина своего мужа очень ценила, спустя 2 года после рождения Али (так называли домашние Ариадну) она окунается с головой в новый роман. Причем на этот раз женщину, поэтессу и переводчицу Софью Парнок, полюбила Цветаева Марина Ивановна. Краткая биография для детей, конечно, об этом не упоминает. Очень болезненно пережил Эфрон увлечение своей супруги, но простил. В 1916 году, после множества ссор и примирений, Цветаева окончательно рассталась с Парнок и вернулась в семью.

После примирения с мужем в 1917 году Марина родила Ирину, ставшую разочарованием для Цветаевой, которая хотела сына. Эфрон участвовал в движении белых, сражался с большевиками, поэтому покинул после революции Москву и поехал на юг, где участвовал в обороне Крыма. Эмигрировал он лишь после того, как армия Деникина была окончательно разгромлена.

С двумя детьми осталась Марина Цветаева в Москве. Без средств к существованию находилась семья и вынуждена была продавать вещи для того, чтобы прокормиться. Однако сберечь младшую дочь, несмотря на все усилия, матери не удалось. Ира умерла в приюте от голода, куда ее отдала Цветаева, надеясь на то, что девочка здесь будет питаться лучше.

Марина за время расставания со своим мужем пережила еще несколько романов, однако приняла решение в 1922 году уехать к Сергею Эфрону за границу. Уже соединившись со своим супругом, Марина во время периода эмиграции в Чехии познакомилась с Родзевичем, которого некоторые историки считают настоящим отцом Георгия, долгожданного сына, появившегося на свет в 1925 году. Но официально им является Эфрон. Неоднократно подчеркивала сама Марина Цветаева (биография, интересные факты из жизни которой были нами рассмотрены), что наконец-то родила сына мужу. Тем самым она искупила частично свою вину, которую ощущала после того, как дочь погибла в послереволюционной Москве.

Такова поэтесса Марина Цветаева. Биография, интересные факты из ее жизни, надеемся, вызывали желание у читателя продолжить знакомство с этой яркой представительницей поэзии Серебряного века. Рекомендуем прочитать ее стихи. Действительно талантливые произведения создала Цветаева Марина Ивановна. Краткая биография (какой век называют Серебряным, надеемся, вы помните) создана была для того, чтобы вызвать интерес к ее творчеству.

Несчастная жизнь Ирины

Спустя пять лет, в 1917 году, на свет появился второй ребенок четы — Ирина. Девочка с самого рождения была обречена на верную погибель. Марина Цветаева невзлюбила ее практически сразу. В Ирине поэтесса не видела всего того, чего хотела бы видеть в ребенке — продолжения себя, творческой настроенности, возвышенности души. Девочка была полностью земная, реальная, по признанию Марины Ивановны, и это безумно раздражало мать.

В письмах писательница нелестно отзывалась о своей второй дочери — то она не вовремя просит есть, то совершенно некстати закатывает истерики, то питается известкой и даже помоями. Однажды Ирина осталась без присмотра и от голода съела целый кочан капусты, за что была проклята матерью и наказана. Девочке, к несчастью, не суждено было дожить до 4 лет.

Учёба

Поначалу Марина обучалась на дому, с нею занималась мама, также девочка посещала музыкальную школу. Потом она поступила на обучение в частную московскую женскую гимназию Брюхоненко. Вскоре мама заболела чахоткой, и в поисках лечения семья объездила всю Европу. Поэтому обучение в гимназии Цветаевой приходилось чередовать с немецкими, итальянскими и швейцарскими пансионами.

Мама умерла в 1906 году. Иван Владимирович снова остался один с детьми, теперь с четырьмя: Марина и её родная сестра Анастасия, и дети от первого брака Андрей и Валерия. Как бы ни было ему тяжело, мужчина приложил все усилия, чтобы дети получили достойное образование. Они изучали искусство и классическую литературу (отечественную и зарубежную), Марина в 1909 году в Париже была слушательницей Сорбоннского курса лекций на тему «Старофранцузская литература».

Но из-за того, что отец был слишком занят на службе, у него не получалось уделять достаточно времени детям. Так что девушки росли самостоятельными не по годам. Они довольно рано стали проявлять интерес к государственной политической обстановке, а также заводить отношения с противоположным полом.

Самоубийство и тайна могилы

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить (эта записка позже стала известна под условным названием «эвакуированным»), Асееву с сёстрами Синяковыми и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.
Записка сыну:

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

Записка Асеевым:

Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!

Записка «эвакуированным»:

Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.

Марина Цветаева была похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что надгробие находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». В экспозиции Мемориального комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой — по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии. Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу до сих пор нет.

Потеря дочери

Вторым ребенком Цветаевой стала Ирина. Будучи беременной, находясь в России, в разлуке с мужем, еще один ребенок был для женщины в тягость. Поэтесса много лежала и курила. Это не могло не сказаться на малышке: девочка родилась болезненной и хрупкой, требовала много внимания со стороны матери.

В 1919 году, голодая, питаясь одной мороженной капустой, Марина поняла, что не сможет сама спасти детей. Она подписала бумагу, в которой признавала девочек беженскими и говорила, что нашла их у своей квартиры. Сделано это было лишь для того, чтобы их взяли в красноармейский приют и прокормили. Но вскоре младшая дочь умерла от голода, а старшую ей пришлось забрать. Позднее, Марина признается своей сестре, что, получив после смерти дочери академический паек, спасла Алю за счет Ирины, двоих − не смогла.

Такое решение, как отдать собственных детей в приют, подверглось критике. Есть мнение, что только гордыня мешала поэтессе устроиться на работу и прокормить дочерей. Считают даже, что Марина была на тот момент достаточно обеспечена. И отношение Цветаевой ко второму ребенку всегда отличалось от трепетной любви к Ариадне. В старшей дочери поэтесса видела «гения души». Ей было неприятно смотреть на Алю, когда та играла с «простыми» ребятами.

Наверное, она считала, что все дети рождаются эмоционально зрелыми и взрослыми, как она сама, и видела в Ирине «глупую и недалекую девочку», − вспоминает сестра Марины

Цветаева не признавала вины в отсутствии связи с младшей дочерью и ее гибели, рассказывая Насте, что нередко обделяла вниманием Иру в пользу Али

Очень показательная запись в дневнике Цветаевой датируется 24 ноября, когда заведующий приютом сообщил Марине, что ее младшая дочь кричит от голода:

Эмиграция

Идея о переезде родилась у Цветаевой в революционной Москве не случайно. Зимой 1922 она получила долгожданную весть от мужа из Эренбурга. Он жив, заканчивает университет в Праге и зовет ее с дочерью к себе. Счастью Марины не было предела. Она тут же решила воспользоваться связями в литературных кругах, продать все, что есть, и отправиться в путь. И вот в мае, с помощью знакомых и родственников, собрав стол и отпраздновав последнюю Пасху, Марина уехала, перед этим помогла сестре устроиться в Звенигород на лето. Там Анастасии передали от Марины конверт с последними деньгами, подписанный: «Асе и Андрюше на молоко».

Цветаева с мужем три года жила в Чехии, под Прагой. В то время Сергея Эфрона обвинили в сговоре с советским НКВД и участии в заговоре против сына Троцкого. В 1925 году после рождения третьего ребенка семья переехала во Францию, расположившись за Парижем − в Медоне. Там в 1927 году ее навестили сестра с сыном Андреем. Настя впервые увидела Марининого Георгия, которого раньше знала только по присылаемым карточкам.

С 1930-х годов Цветаева жила бедно, зарабатывала только своей прозой. Ее дочь пыталась достать денег, вышивая шляпки. Сергей был болен и не мог работать. Об этом периоде жизни поэтесса писала:

Несмотря на ностальгию по России, Марина постоянно откладывала возвращение на родину, считала, что той России, которую она называла отчизной, теперь нет. В 1931 году в своем стихотворении «Страна» она писала:

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР, поселившись в Королеве. Поэтесса провела там три года, занимаясь переводами, после чего была эвакуирована.

Обладала тяжелым и жестоким характером

Марина Цветаева (справа) с сестрой Асей

О непростом, даже жестоком характере Цветаевой ходили легенды. Семья, а в особенности мать, подарила Цветаевой ощущение собственной избранности, уникальности, и в то же время сформировала личность, абсолютно отчужденную от жизни. В большей степени от нрава поэтессы страдали самые близкие ей люди. К детям (за исключением сына Мура) Цветаева была холодна; под запретом были любые проявления доброты, нежности, не говоря уже о том, что, сдав дочерей в приют, Марина не позволила старшей, Ариадне, называть себя матерью.

Неприязнь к детям у Цветаевой проявлялась с юности. Известен случай, когда Марина, будучи еще незамужней девушкой, оказалась однажды на званом ужине в доме, где росла маленькая девочка. Малышка, стремясь напроказничать, ползала под столом и меняла местами туфли у гостей. В конце вечера обнаружилось, что «правильная» пара сохранилась только у Цветаевой. Сама Марина объяснила это тем, что проучила ребенка:

Только интересные материалы и книги

Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий