Михаил глинка

Литература

  • Асафьев Б. В. Глинка. — М., 1947; 1950; Л., 1978.
  • Бернштейн Н. Д. Михаил Иванович Глинка. — СПб., 1904.
  • Вальтер В. Опера Глинки «Руслан и Людмила». — СПб., 1903.
  • Васина-Гроссман В. Жизнь Глинки. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1957.
  • Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. (1804—1857). — М., Музыка, 1979; 1982. (Русские и советские композиторы).
  • Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. Биографически очерк. — М., 1892.
  • Вызго-Иванова И. М. Опера Глинки «Руслан и Людмила». — СПб.: «Астерион», 2005.
  • Берков В. О. Гармония Глинки. — М., 1948.
  • Глинка М. И. Исследования и материалы. Под редакцией чл.-кор. АН СССР Оссовского А. В. Л.-М. Музгиз. 1950 г. 276с.
  • Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А. А. Орловой. — М., 1955.
  • Глинка М. И. Записки и переписка с родными. — СПб., 1887.

Далее…

  • Дмитриев А. Н. Музыкальная драматургия оркестра Глинки. — Л., 1957.
  • Ильинский А. А. Михаил Иванович Глинка. Его жизнь и музыкальные произведения. — М., 1908.
  • Канн-Новикова Е. И. М. И. Глинка. Новые материалы и документы. Вып. 1-3. — М.-Л., 1950—1955.
  • Казовский М. Г. «Озарённые романсом», историческая повесть. «Подвиг», М., 2017.
  • Кашкин Н. Д. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1958.
  • Колмовский А. Биография Глинки с приложением портрета и факсимиле. — Смоленск, 1885.
  • Коловский О. О мелодической сущности хорового многоголосья М. Глинки//Критика и музыкознание. — Л., 1980. — стр. 124—139.
  • Коцин А. 200 лет со дня рождения композитора М. И. Глинки // Филателия. — 2004. — № 8. — С. 2—3.
  • Кузнецов К. А. Глинка и его современники. — М., 1926.
  • Ларош Г. А. Избранные статьи о Глинке. — М., 1953.
  • Левашёва О. Е. М. И. Глинка. Т.1-2. — М., 1987—1988.
  • Летопись жизни и творчества М. И. Глинки. М., 1978.
  • Левенсон О. Из области музыки. Глинка: Биография. — М., 1885.
  • Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. М. И. Глинка. Т. 1-2. — М., 1955
  • Николаев А. Михаил Иванович Глинка. — СПб, 1904.
  • Одоевский В. Ф. Статьи о М. И. Глинке. — М., 1953.
  • Петрушанская Л. Глинка и Италия. — М., 2008.
  • Орлова А. А. Глинка в Петербурге. — Л., 1970.
  • Протопопов В. В. М. И. Глинка. — М., 1949.
  • Протопопов В. В. «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. — М., 1961.
  • Серов А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. — Л., 1984.
  • Стасов В. В. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1955.
  • Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 1. Украина — Киев, 2000.
  • Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 2. Глинка в Германии, или Апология романтического сознания. — Киев, 2002.
  • Тышко С. В., Куколь Г. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 3. Путешествие на Пиренеи, или Испанские арабески. — Киев, 2011.
  • Тышко С. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам». Ч. 4. Кавказ. Киев, 2015.
  • Финдейзен Н. Ф. Михаил Иванович Глинка. Очерк его жизни и музыкальной деятельности. — М., 1903.
  • Финдейзен Н. Ф. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Цуккерман В. А. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыке. — М., 1957.
  • Чернов К. «Жизнь за Царя». Опера М. И. Глинки: Тематико-эстетический разбор. — М., 1907.
  • Чернов К. «Руслан и Людмила». Опера М. И. Глинки: Тематико-эстетический разбор. — М., 1908.
  • Шлифштейн С. И. Глинка и Пушкин. — М.-Л., 1950.
  • Энгель Ю. Великий баян земли русской, композитор М. И. Глинка. — М., 1904.
  • Соловьев Д. Н.(—). «Пятидесятилетие С.-Петербургской Первой гимназии». Ист. записка. СПб, 1880.

Об операх композитора

Композитор серьёзно думал о создании национальной оперы «Жизнь за царя». Она должна была отличаться от других, написанных до него и являвшихся подражанием французским и итальянским спектаклям. Путь к премьере не был простым, чему есть подтверждения.

Постановке на сцене Петербургского Большого театра сопротивлялся директор императорских театров Гедеонов А. М. Он попросил капельмейстера К. Кавоса оценить оперу. Кавос дал хороший отзыв и снял собственный спектакль с таким же сюжетом, чтобы поставить произведение Глинки. При этом в вознаграждении за работу композитору отказали, он не получил ни рубля.

Слухи о постановке оперы быстро распространялись по столице. Репетиции проходили при полных залах, на одной из них присутствовал Николай Ⅰ.

Оперу «Жизнь за царя» приняли с восторгом. Через несколько дней после премьеры друзья М. Виельгорский, П. Вяземский, В. Жуковский и А. Пушкин чествовали композитора каноном на музыку В. Одоевского:

Мечтая о создании оперы «Руслан и Людмила», Глинка надеялся, что автором либретто будет А. С. Пушкин, но помешала гибель поэта. На некоторое время работа была остановлена, позднее композитор вновь вернулся к ней. Вот несколько любопытных сведений:

  1. Михаил Иванович обратился за помощью к другим поэтам — это были Бахтурин К. А., Кукольник Н. В., Гедеонов А. М., Маркевич Н. А. и Ширков В. Ф. Больше всего композитору понравилась работа с офицером Владимиром Фёдоровичем Ширковым, любителем и ценителем музыки.
  2. Вокруг истории создания либретто много слухов. Однажды вечером в компании с Н. Кукольником и К. Бахтуриным Глинка исполнял музыкальные наброски к опере. Бахтурин за полчаса «на хмельную голову» составил план спектакля. Именно по той записке и было создано либретто: Глинка проработал все подробности, сохранил стихи А. С. Пушкина, изменил некоторых персонажей и поправил сюжетную линию.
  3. Опера сломала традиционные представления о голосах — партию князя Ратмира исполняет женский голос (контральто).
  4. В увертюре музыкальная тема звучит пародией на стук вилок и ножей за свадебным столом дочери Николая I. Композитор придумал её во время брачной церемонии.
  5. Создание костюмов происходило по указаниям художника К. Брюллова.
  6. Не сохранилась первоначальная рукопись оперы. Она сгорела в 1859 году при пожаре в Мариинском театре. Восстанавливали её Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, М. А. Балакирев.

Личная жизнь

Биография Глинки — это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.


Михаил Глинка с женой

У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».


Знаменитая Анна Керн

Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.


Михаил Глинка и Екатерина Керн

Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.

Новаторская музыка Михаила Глинки


Михаил Глинка. Изображение: polzam.ru

В 1841 году Екатерина Керн выздоровела, но врачи рекомендовали уехать ей на юг России. Михаил Глинка хотел отправиться вслед за ней и даже написал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом». Однако бракоразводный процесс с женой вынудил композитора остаться. В ночь, когда Керн уезжала из города, Глинка писал музыку: «Всю ночь я был в лихорадочном состоянии, воображение зашевелилось и в ту ночь изобрел и сообразил Финал оперы, послуживший впоследствии основанием увертюры оперы «Руслан и Людмила». К 1842 году опера была готова, и практически сразу же начались репетиции в Петербургском Большом театре.

27 ноября 1842 года в Петербурге состоялась премьера. Опера «Руслан и Людмила» провалилась: во время пятого акта ложе покинула императорская семья.

Все обстоятельства сложились против композитора. Сначала у главного декоратора был конфликт с директором театра, и он в о. Глинка вспоминал: «Замок был похож на казармы, фантастические цветы авансцены были безобразно и гадко размалеваны самыми простыми красками <…> Одним словом это была не декорация, а западня для актеров»</…>. Потом, перед самой премьерой, заболела прима и ее заменили юной, неопытной артисткой. Тем не менее, за зиму 1842 года опера прошла 32 раза.

В 1844 году Михаил Глинка отправился в Париж. Там композитор подружился с известным музыкантом Гектором Берлиозом, и он включил сочинения Глинки в свою концертную программу. Аплодировал полный зал. Успех натолкнул Михаила Глинку на мысль дать в Париже сольный концерт, который состоялся в апреле 1845 года. Он вспоминал: «Во время концерта зал был полон. Русские дамы словно украсить концерт соотечественника; они явились в великолепном убранстве». Концерт высоко оценила пресса: лестные статьи появились сразу в трех ведущих французских журналах.

В 1845 году Глинка приехал в Испанию. Красивая природа и атмосфера города Вальядолид впечатлили композитора — вскоре после приезда он написал оркестровую пьесу «Арагонская хота». Глинку стала интересовать национальная музыка. Он приглашал себе в квартиру погонщика мулов, просил его спеть народные песни и переносил их на ноты.

Летом 1847 года Глинка вернулся в Россию. Несколько месяцев он пробыл дома, в селе Новоспасском, однако его здоровье ухудшилось, и композитор решил провести пару месяцев в Варшаве. Вскоре в польском городе началась эпидемия холеры. Глинка не выходил из квартиры и все время проводил за роялем. В это время появились романсы «Слышу ли голос твой» на слова Лермонтова и «Заздравный кубок» на стихотворение Пушкина. В 1848 году Глинка сочинил плясовую «Камаринская». Композитор объединил мелодии двух народных песен: свадебной «Из-за гор, гор, высоких гор» и плясовую Камаринскую. В «Записках М.И. Глинки» он писал: «Вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр <…> Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ»</…>. Глинка первым из русских композиторов объединил в одном музыкальном произведении разные ритмы, характеры и настроения.

В 1851 году Глинка ненадолго вернулся в Петербург, где давал уроки пения. Вскоре он снова уехал за границу — на этот раз в Париж. Во Франции композитор начал работу над третьей оперой «Тарас Бульба», однако вскоре забросил — не было вдохновения. Крымская война 1853 года вынудила Глинку покинуть Париж: Британия и Франция в коалиции с Османской империей воевали против России. В 1854 году композитор снова приехал в Петербург, но в 1856 году покинул его вновь. Михаил Глинка уехал в Берлин, где прожил до конца жизни.

В феврале 1857 года Глинка скончался. Его похоронили на лютеранском кладбище в Берлине, однако вскоре прах композитора перевезли в Петербург и перезахоронили на Тихвинском кладбище.

Интересные факты

  1. Музыкой великий композитор увлекся с 10-тилетнего возраста, он одновременно обучался игре на фортепиано и пианино.
  2. Глинка учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Его первыми учителями стали такие музыкальные педагоги, как Джон Филд и Карл Цейнер.
  3. Во время учебы в пансионе Глинка познакомился с Александром Пушкиным, с которым дружил вплоть до самой смерти поэта.
  4. В поисках постоянного вдохновения Глинка сближается с В. Жуковским, А. Грибоедовым, В. Одоевским. Долгое время композитор чувствовал себя неудовлетворенным и считал свои работы неудачными.
  5. С 1830 года начинается европейское турне Глинки: он посещает Италию, Германию и прочие европейские страны.
  6. Идею для написания русской национальной оперы в виде предания о русском герое Иване Сусанине Михаилу Глинке подсказал поэт В. Жуковский.
  7. Жена Глинки Мария Иванова, с которой он обвенчался в 1835 году, приходилась композитору дальней родственницей.
  8. Огромный прижизненный успех композитору принесла премьера оперы «Жизнь за царя».
  9. Личная жизнь композитора была очень несчастной. В 1840-году у Глинки появилась любовь – Екатерина Керн. В 1841 году девушка забеременела от композитора, но была вынуждена сделать аборт, за который Глинка корил себя всю свою жизнь, ведь именно он настоял на этом. В конечном итоге роман ничем и не закончился, композитор предпочел разорвать отношения со своей любовницей.
  10. В 1825 году великий русский поэт написал красивое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и посвятил его своему предмету обожания – Анне Керн, годами позже Глинка переработал стихотворение в романс и посвятил его дочери Анны – своей любимой Катеньке Керн.
  11. С супругой Глинке тоже не повезло. Она увлеклась корнетом Н. Васильчиковым, с которым тайно обвенчалась. После развода Глинка остаток своей жизни прожил в одиночестве, так как боялся повторно заключать брак.
  12. Творчество Глинки очень часто подвергалось критике. Именно она стала мотиватором для свершения второго европейского музыкального турне, которое композитор начал с Франции, затем он отправился покорять Испанию.
  13. В 1848 году в Варшаве гений русской классической музыки создает симфоническую фантазию Камаринскую, в основу данного произведения легли мотивы русских народных песен. П. Чайковский позже напишет, что вся русская симфоническая школа сосредоточена в Глинке, словно дуб в одном лишь желуде.
  14. В Париже Глинка начинает работать над симфонией «Тарас Бульба», которая является незаконченным произведением.
  15. Михаил Глинка увлекался церковными напевами и пытался их обработать в русском стиле.
  16. До конца жизни композитора его верным спутником была родная старшая сестра Людмила.
  17. Глинка является автором музыкальной оперы, написанной по произведению его товарища А. Пушкина «Руслан и Людмила».
  18. Многие современники Глинки вспоминали о том, что в молодости композитор обладал прекрасным голосом. Его тенор восхищал публику. Однажды пение Глинки так очаровало князя Кастриото Скандеберка, что юноша был уже близок к обмороку. Когда его привели в чувство слуги, он рассказал, что слышал пение ангела и подумал о том, что начинается Страшный суд.
  19. Теща Глинки всегда называла его при посторонних людях «мой маленький Моцарт». Когда друзья однажды спросили композитора о том, является ли его теща поклонницей Моцарта, тот ответил, что она даже и знать не знает об этом человеке. Теща Глинки, прослышав, что Моцарт стал богатым человеком благодаря музыке, считала, что ее зятя непременно должна ожидать подобная судьба.
  20. Глинка из всего перечня известных композиторов признавал лишь Шопена, Глюка и самого себя, наряду со своими произведениями он играл сочинения и этих композиторов. Блестящих пианистов того времени он просто не переносил на дух. Однажды он высказался негативно по поводу игры Ф. Листа. Глинка сказал, что внешность Листа является не примечательной, да и от его игры у беременных женщин случаются выкидыши.

Признавал лишь творчество Шопена и Глюка

Среди всех композиторов того времени, Глинка признавал только Шопена и Глюка. Он прекрасно исполнял произведения этих замечательных композиторов.

Михаил рассказывал и о том, что музыка Бетховена ему тоже очень нравилась, но он бы не стал ее исполнять. С этим связана одна интересная история. Однажды после концерта, на котором исполнялись произведения Бетховена, жена Глинки увидела, что с ним что-то не так. Михаил не мог выговорить ни слова, а только плакал. Настолько сильно растрогала музыка великого композитора.

Однажды Глинка высказался по поводу ужасной внешности композитора Ф. Листа. Сказав, что после его исполнения, многие женщины чувствует себя плохо.

Интересные факты из жизни Глинки

  • За год до рождения Михаила в семье родился сын, который умер во младенчестве. Фёкла Александровна, бабушка, обвинила в этой смерти мать Глинки, Евгению Андреевну, и своим безудержным самовластием, которым она обладала в семействе, забрала новорожденного внука к себе на воспитание. Читайте еще: Ульянов Владимир Ильич биография.
  • Юстина Кюхельбекер, родная сестра того самого Вильгельма, вышла замуж за двоюродного брата отца композитора, Григория Андреевича Глинку.
  • Жена Глинки, Мария Петровна, была совершенно необразованна и ничего не понимала в музыке. Она даже понятия не имела, кто такой Бетховен.
  • Когда прах композитора перевозили из Берлина в Санкт-Петербург, гроб был упакован в картон, на котором крупными буквами было написано: «ФАРФОР».
  • Патриотическая песня на музыку Глинки была гимном Российской Федерации с 1991 по 2000 год.

Детство и отрочество

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в семье помещика Ивана Николаевича Глинки и его жены Евгении Андреевны. Малой родиной будущего композитора стало село Новоспасское в Смоленской губернии. Воспитанием мальчика в первые годы жизни занималась бабушка, авторитарная и бескомпромиссная женщина, зародившая в нем с самого детства множество комплексов. Именно благодаря ей, музыкант всю последующую жизнь не отличался крепким здоровьем и был крайне мнительным, нервозным человеком.

Начальное музыкальное образование Глинка получил от своей гувернантки, выписанной из Санкт-Петербурга и обучавшей не только игре на фортепиано, но и скрипке. Еще будучи ребенком, он «тренировался» на медной кухонной посуде, имитируя звуки колокольного звона. Когда умерла бабушка, бразды воспитания взяла в руки мать, а поскольку в 1817 году семья переехала в Петербург, то появилась возможность устроить сына в пансион при Педагогическом институте.

Там юный Михаил начал брать уроки музыки, вдохновляясь игрой своего кумира, пианиста Карла Майера. Позже, в своих воспоминаниях, композитор говорил, что именно этот преподаватель стал отправной точкой в формировании музыкального вкуса. На выпускном экзамене ученик и маэстро даже публично исполнили вдвоем концерт Гуммеля для фортепиано, чем сорвали аплодисменты зрителей.

Курс пансиона был рассчитан на 5 лет, в течение которых Глинка активно общался со своими сверстниками, являвшихся по большей части детьми дворянских семей. В частности, сдружился с братом Пушкина, Львом, а затем и самим Александром Сергеевичем, на тот момент бывшим еще просто Александром. Молодые люди быстро нашли общий язык и поддерживали теплые отношения вплоть до трагической гибели поэта.

Несмотря на желание продолжать заниматься музыкой, отец Глинки настоял, чтобы сын поступил на государственную службу. Должность помощника секретаря Главного управления путей сообщения звучала так же уныло и бесперспективно, как, собственно, и сама работа. Служилось очень трудно и натужно, по обязанности, а не велению души. Все свободное время отдавалось главному делу — музыке, хотя родителем эта «богадельня» воспринималась не более чем шутовством.

Творческий кризис

Все эти обстоятельства привели к трудностям в сочинении новых произведений и творческом кризису. Был и еще один повод, который послужил этому. В 40-е годы началось новое веяние в русском искусстве. Стала популярна тема отражения конфликтов как социальных, так и психологических

Обращалось внимание на оскорбленных и униженных людей. Это заставило композитора пересмотреть свое мировоззрение и искать новые пути

К сожалению, в новом стиле ему удалось написать только несколько романсов в конце 40-х годов.

К счастью, Глинку окружали музыканты разных поколений. В этом кругу он нашел поддержку и утешение. Среди таких людей были: композиторы Балакирев и Даргомыжский; критики В. В. Стасов и А. Н. Серов. Балакирев впоследствии стал главой кружка «Могучая кучка». Также поддержку оказывала сестра композитора Л. И. Шестакова.

Его творчество вдохновляло Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского

Очень часто творчество различных композитор вдохновляло на написание сочинений и произведений. Так, например, Римский-Корсаков, Бородин и Мусоргский очень сильно вдохновлялись работами Михаила Ивановича Глинки. Это помогало им настроиться на правильный лад, получить вдохновение и успешно законченное произведение.

http://xn--80aahh2ah1cn0e.xn--p1ai/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%BE-%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B5/http://interesfact.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-mixaila-glinki/http://top10a.ru/interesnye-fakty-o-glinke.html

1844-1848 гг

В 1844 году Глинка уезжает в Париж. В течение года он знакомится с местной культурой и традициями. Там он снова встретился с Берлиозом, и их дружба стала еще крепче. Большая часть французов не признавала новаторство композитора, но Глинка его новизну высоко оценил. Благодаря Берлиозу в Париже были исполнены некоторые произведения Михаила. Кроме этого, тот напечатал в газете статью о нем. Концерты в Париже прошли успешно. Так русская музыка постепенно начала распространяться за рубежом.

В 1845 году Глинка уезжает в Испанию. Музыкальная культура этой страны очень привлекает композитора. На протяжении двух лет он посещает разные города и записывает мелодии местных танцев и песен.

Смерть

В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.

Композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».

Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.

Факты из биографии М. И. Глинки

  • Одним из самых знаменитых его произведений считается опера «Руслан и Людмила». Но это сейчас, а на премьере она провалилась. Николай I, который на ней присутствовал, вообще не стал её дослушивать до конца, покинув зал.
  • Изрядный отрезок жизни Глинка посвятил работе над другим масштабным произведением, симфонией «Тарас Бульба», но так и не завершил его, отложив в долгий ящик. Работал он над ним те несколько лет, когда жил в Париже.
  • Композитор водил дружбу с В. Ф Одоевским, знаменитым писателем, одного из ярчайших представителей эпохи романтизма.
  • Именно творчество Глинки оказало огромное влияние на становление таких композиторов, как Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Бородин и других (интересные факты о Римском-Корсакове).
  • Близкие дружеские отношения связывали композитора с А. С. Пушкиным. Познакомился он с ним случайно, но они быстро подружились, и дружба эта продолжалась вплоть до смерти поэта от полученного на дуэли ранения.
  • Возлюбленной Михаила Глинки одно время была дочь Анны Керн, женщины, которую Пушкин открыто называл своей музой.
  • Он обладал великолепным голосом и отлично пел. Но, предпочтя сочинение музыки пению, он так и не стал развивать этот талант дальше.
  • Своё первое действительно масштабное произведение, оперу «Жизнь за царя», Глинка создал, когда ему было тридцать два года. Но ставить её не хотели, и Михаилу Ивановичу пришлось очень постараться, чтобы добиться возможности провести премьеру на сцене Большого театра Петербурга (интересные факты о Большом театре).
  • В честь успешной премьеры вышеупомянутой оперы на следующий день Пушкин, В. Жуковский, и П. Вяземский сочинили «приветственный канон», стихотворение в честь творческого успеха их друга Михаила Глинки.
  • Одно время он изучал некоторые аспекты музыкального искусства, инструментовку и полифонию, под руководством широко известного теоретика музыки Зигфрида Дена. Ради этого он даже временно поселился в Вене, столице Австрии.
  • В биографии Глинки упоминается, что он был достаточно слаб здоровьем. Композитор часто болел и страдал от недомоганий.
  • В поисках вдохновения он много путешествовал по Германии и Италии. В последней он даже поселился на какое-то время, выбрав местом своего пребывания Милан (интересные факты о Милане).
  • Личная жизнь Михаила Глинки не была очень удачной. Супруга его, приходившаяся композитору дальней родственницей, тайком обвенчалась с другим мужчиной, уже будучи замужем. Воспоследовавший за этим развод продлился несколько лет. Разочарованный в семейной жизни Михаил Иванович второй раз так и не женился.
  • Сейчас авторитет Глинки признан по всему миру. Однако, при жизни композитора активно критиковали. Но он, выслушивая критику в свой адрес, не опускал руки.
  • Михаил Иванович свободно владел семью языками, считая русский, который он освоил в совершенстве, на уровне профессионального поэта или писателя.
  • Многие произведения М. И. Глинки представляют собой переложение на музыку известной поэзии. Но не все.
  • Первые попытки сочинения музыки он предпринял ещё в детстве. А любимым его занятием было руководить оркестром, состоявшем при его дяде, человека знатном и богатом.
  • Путешествуя по другим странам, Глинка в первую очередь интересовался местными музыкальными традициями. Изучая их, он постоянно открывал для себя что-то новое.
  • Сам композитор великолепно играл на скрипке и фортепиано. Видя его тягу к музыке, учить его начали ещё в детстве, когда ему едва-едва исполнилось десять лет.
  • В юности гувернёром Глинки был Вильгельм Кюхельбекер, знаменитый поэт, друг А. С. Пушкина, который позднее принял участие в восстании декабристов (интересные факты о декабристах).
  • Вероятно, свой отпечаток на биографию Глинки наложило и его раннее детство. Бабушка его, дама очень властная и обладающая непростым характером, первые 6 лет его жизни воспитывала его исключительно сама, отстранив от этого процесса даже его родную мать.
  • Происходил композитор из белорусско-литовского дворянского рода, который был официально признан древним ещё в первой половине XVII века. Его прадед, подданный Литовского княжества, принял российское подданство после того, как Литва утратила контроль над Смоленском (интересные факты о Смоленске).
  • Покоится тело Михаила Глинки в Санкт-Петербурге, где он был перезахоронен спустя довольно долгое время после смерти и похорон в Берлине. Там, где находилась его первая могила, сейчас ему установлен памятник.
  • Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга была переименована в его честь на 150-й день рождения композитора.
  • Дом-музей М. И. Глинки был открыт ещё в начале 80-х годов прошлого века. Расположен он в Смоленской области, и добраться до него из города можно довольно просто.

Биография Михаила Ивановича Глинки

Выделим основные моменты в жизни великого музыканта, основоположника русской оперы.

Родители

Отец музыканта – Глинка Иван Николаевич. Мать – Земелька Евгения Андреевна.

Первые годы своей жизни Михаила Иванович провел в поместье своего отца.

Живя там, он обнаружил в себе любовь к местной народной музыке, которая осталась с ним на всю жизнь и сильно повлияла на дальнейшее творчество композитора. Восхищенный этими звуками, он стремился передать пережитые впечатления в будущем творчестве.

Няня, Авдотья Ивановна, смогла воспитать в маленьком Мише любовь к национальному фольклору, рассказывая удивительные сказки и напевая мотивы народных песен.

Детство

Первые шесть лет Глинка провел в компании своей самодержавной бабушки, которая чуть не погубила его. Бабушка Михаила не только избаловала его, дав ему все, что он хотел, но чересчур опекала. Однажды, она укутала мальчишку в меха и продержала в перегретой комнате несколько часов.

Михаил рос слабым, нервным, больным ребенком, которым манипулировала чрезмерно защищающая и опекающая бабушка, пока та не умерла в 1810 году. После ее смерти будущий музыкант вернулся к родителям. Его музыкальные горизонты расширились.

Юношество

Глинка впервые увлекся музыкой в возрасте 11 лет. У его дяди был крепостной оркестр, который любил слушать юноша.

Именно благодаря народному оркестру Михаил тщательно изучил и проникся увертюрами, а также симфониями Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Однако квартет кларнета Бернарда пробудил в Глинке всю его страсть к музыке. Оркестр часто исполнял русские народные песни.

Михаил был настолько пленен их звучанием, что часто стоял совершенно неподвижно, слушая их или пытаясь подобрать инструмент, чтобы присоединиться.

Будущий музыкант был особенно очарован звуками скрипки, свирелью флейты. Он даже дирижировал оркестром, когда немного подрос.

Музыка произвела на Михаила такое неизгладимое впечатление, что он попросил, чтобы его учили музыке, наряду с уроками русского, немецкого, французского и географии, которые курировала его гувернантка В. Кламмер.

Образование

Семнадцатый год девятнадцатого века Михаила по воле родителей отправили в Санкт-Петербург. Михаил учился в Благородном пансионе для детей дворянского происхождения при Главном педагогическом институте. Его любимыми предметами, до написания романсов, были зарубежные языки. Глинка так же любил географию и зоологию.

Музыка не была включена в учебную программу института, тем не менее талантливый юноша был направлен к лучшим мастерам Санкт-Петербурга. Он брал уроки фортепиано, скрипки и вокала у преподавателей итальянского, немецкого и австрийского происхождения.

Самое глубокое впечатление произвели уроки знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Филда, позже он учился у Чарльза Майера. Именно Майеру композитор был признателен и благодарен за его вклад в развитии музыкальных способностей.

К 1822 году Михаил Глинка смог на публике исполнить минорный концерт Хуммеля в сопровождении Майера, аккомпанирующего на втором фортепиано.

Факты о Грибоедове

Короткая жизнь автора пьесы «Горе от ума» была богата событиями. Некоторые из них случались независимо от воли писателя. А другие были следствием проявления его яркого и независимого характера.

Многочисленные свидетельства современников писателя позволили собрать самые 10 интересных фактов из жизни Грибоедова Александра Сергеевича:

Будучи не по годам развитым ребенком, 11-летний Грибоедов Александр поступил в Московский государственный университет на факультет словесности и через 3 года блестяще окончил его. Его ненасытный ум жаждал новых знаний. И юный Грибоедов поступил еще на 2 курса. По своей последней специальности Александр планировал получить степень. Но к сожалению защита докторской диссертации не состоялась, началась война с Наполеоном.
Талант Грибоедова был многогранным, большинству людей он знаком как автор хрестоматийной комедии. В частной переписке драматург поделился, что увидел сюжет комедии «Горе от ума» во сне. Причем ему приснились не только персонажи пьесы, а так же отдельные поэтические пассажи, и даже то, как он декламирует некоторые монологи перед друзьями. Проснувшись, Александр Сергеевич немедленно принялся записывать увиденное во сне.
Следующий факт из жизни Грибоедова Александра Сергеевича заключался в том что меткая, острая сатира комедии вызвала бурное негодование со стороны цензуры. Крылов, которому Грибоедов представил свое произведение, пророчески предсказал, что пьесу не пропустят, и он оказался прав.  «Горе от ума» не поставил ни один театр. После этого Александр Сергеевич прекратил писать.
Желание познать таинственные стороны жизни привело поэта в самое крупное тайное общество Санкт-Петербурга. Это была масонская ложа «Соединенные друзья». Писатель не принимал активного участия в масонских ритуалах, тем самым ревностно насаждал среди членов этого общества русский язык (в то время в России было модно говорить на французском).
Александр Грибоедов до женитьбы был ветреник и приударял за чужими женщинами

Яркий, остроумный юноша производил на представительниц прекрасного пола сильное впечатление и разбил не одно сердце.
Для того чтобы привлечь к себе внимание молодых дам, Грибоедов совершил дерзкий поступок. Парень торжественно въехал в бальный зал верхом на коне

Оторопевшие гости и прислуга не смогли остановить всадника.  Не задерживаясь на входе, Александр направил своего скакуна по лестнице на 2 этаж.
В другой раз молодой Грибоедов учинил безобразие в костеле. Это произошло во время Отечественной войны 1812 г. в Бресте. 17-летний хулиган зашел в католический костел, сел за орган и начал играть. Сначала духовные произведения, а затем перешел на «Камаринскую», что вызвало возмущение у присутствующих.
Из-за своих дерзких выходок и безрассудного флирта Александр Сергеевич Грибоедов стал инвалидом. У него на руке не было фаланги мизинца (ее на дуэли отстрелил писателю корнет Якубович). После этого во время игры на фортепиано задире приходилось надевать специально сшитый кожаный колпачок.
Грибоедов был в курсе готовящегося восстания декабристов. В процессе следствия его фамилия многократно упоминалась в связи с их делом. В то время писателя было приказано отозвать с Кавказа и препроводить в столицу для дознания. На счастье для литератора, его предупредил об опасности генерал Ермолов, поэтому Александр Сергеевич Грибоедов успел сжечь все бумаги, которые могли бы его скомпрометировать. В результате этого предупреждения, генерала сместили. В тот момент поэт оказался причастным к недостойным и неправдивым обвинениям Ермолова, о чем горько сожалел.
Будучи блестящим дипломатом, Грибоедов внес большой вклад в создание и подписание Туркманчайского договора, условия которого были выгодными для России. За эту заслугу молодой посланник был произведен в статские советники и награжден орденом Святой Анны II степени. Во время пребывания в должности посла Александр Сергеевич активно занимался спасением пленных в Персии и организовывал вывоз соотечественников на родину.

Таким был Александр Сергеевич Грибоедов, написавший знаменитую комедию «Горе от ума».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий