Историк

Карамзин — писатель

Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803-1815 гг. было напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.

«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен.

Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791-1792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России эпохусентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносоваи Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»

Я стыжусь; мне, право, больно

Странность чувств моих открыть

И предметом шуток быть.

Сердце в выборе не вольно!..

Что сказать? Она… она.

Ах! нимало не важна

И талантов за собою

Не имеет никаких;

Странность любви, или бессонница (1793)

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Страшно в могиле, хладной и тёмной!

Ветры здесь воют, гробы трясутся,

Тихо в могиле, мягкой, покойной.

Ветры здесь веют; спящим прохладно;

Травки, цветочки растут.

Кладбище (1792)

Произведения Карамзина

  • «Евгений и Юлия», повесть (1789)
  • «Письма русского путешественника» (1791-1792)
  • «Бедная Лиза», повесть (1792)
  • «Наталья, боярская дочь», повесть (1792)
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792)
  • «Сиерра-Морена», повесть (1793)
  • «Остров Борнгольм» (1793)
  • «Юлия» (1796)
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802)
  • «Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)
  • «Чувствительный и холодный» (1803)
  • «Рыцарь нашего времени» (1803)
  • «Осень»

Реформа языка Карамзина

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии.

Путешествие в Европу

В 1789-1790 гг. Карамзин путешествовал по Европе, посетил Германию, Англию, Швейцарию, Францию, где познакомился и общался с влиятельными масонами, а также великими философами и просветителями И. Кантом, И. Гердером, Ш. Бонне и другими. За это время Николай Карамзин глубоко проникся европейской культурой и искусством, посетил много театров, музеев, участвовал во всевозможных светских встречах.

Его сильно поразил уровень жизни и цивилизации в этих странах. Особенно Карамзин впечатлился революционной Францией. Народ был вовлечен в политические полемики, дискуссии, заинтересован чтением и изданием газет, листовок, подготовкой и слушанием революционных ораторских выступлений. Все это в то время было недоступно для нашей страны.

Основные события в жизни

  1. 12 декабря 1766 г. — родился в Бузулукском уезде, в деревне Михайловка.
  2. 1775 — 1781 гг. — обучался в Москве, в пансионе И.М. Шадена.
  3. 1783 г. — Н.М. Карамзин впервые вышел в печать. Он опубликовал свой перевод идиллии «Деревянная нога» немецкого автора С. Геснера.
  4. 1781 — 1784 гг. — служба в армии в составе Преображенского полка. В это же время начал впервые пробовать себя в литературе. Закончил службу в чине поручика. В том же году вступил в масонский орден.
  5. 1784 — 1785 — выступал в качестве редактора первого российского детского литературного журнала «Детское чтение для сердца и разума».
  6. 1785 — 1789 гг. — состоял в «Дружеском ученом обществе».
  7. 1788 — 1789 гг. — опубликовал первую авторскую повесть «Евгений и Юлия». Параллельно с этим сотрудничал с изданием «Размышления о делах Божьих».
  8. 1789 — 1790 гг. — предпринял поездку по Европе. В ходе нее писателю удалось познакомиться с немецким философом Иммануилом Кантом. Также приезд Карамзина в Париж пришелся на время революции.
  9. 1790 г. — вернулся в Санкт-Петербург, где познакомился с Г.Р. Державиным.
  10. 1791 — 1792 гг. — издавал «Московский журнал». Именно на его страницах читатели впервые познакомились с повестью «Бедная Лиза».
  11. 1792 г. — опубликовал роман «Письма русского путешественника», который принес писателю первую славу и известность. Именно это произведение литературоведы считают отправной точкой для всей русской литературы.
  12. 1794 — 1798 гг. — издавал сборники «Пантеон иностранной словесности», «Аглая» и «Аониды».
  13. 1796 г. — повесть «Бедная Лиза» впервые выходит отдельным тиражом.
  14. 1802 — 1803 гг. — начал выпускать журнал «Вестник Европы», ставший первым в своем роде «толстым» журналом в России.
  15. 1803 г. — получил от Александра I звание историографа. К нему полагалось также жалование, около 2000 рублей ежегодно. В то же время Карамзин начал отдаляться от художественной литературы, чтобы полностью посвятить себя изучению истории. Кстати, титул «историограф» после смерти Николая Михайловича больше никому не присуждался.
  16. 1810 г. — император наградил историка и писателя орденом Святого Владимира III степени.
  17. 1811 г. — вышла «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В «Записке» Карамзин осветил недовольство, которое испытывала консервативно настроенная верхушка общества относительно новых реформ власти.
  18. 1 сентября 1812 года — вынужденно покинул Москву перед вступлением в нее армии Наполеона. Перевез семью в Нижний Новгород.
  19. 1816 год — получил орден Святой Анны I степени и стал статским советником.
  20. 1818 г. — появилась на свет «История государства Российского». В феврале этого года было выпущено восемь томов, и всего за месяц раскупили три тысячи книг. Затем на протяжении нескольких лет историк выпустил еще три тома. В это же время основная часть «Истории» активно переводилась в Европе. За этот труд Н.М. Карамзин был награжден званием Почетного члена Императорской академии наук.
  21. 1821 год — выпустил 9 том «Истории государства Российского». В нем освещалось правление Ивана Грозного.
  22. 1824 г. — 10-й и 11-й тома «Истории». О правлении Федора Иоанновича и Бориса Годунова.
  23. Декабрь 1825 года — тяжело заболел. Есть версия, что историк простудился после того, как присутствовал на Сенатской площади.
  24. Начало мая 1926 — указ Николая I о назначении Н.М. Карамзину ежегодного оклада в 50 тысяч рублей.
  25. 22 мая 1826 года — Николай Михайлович Карамзин умер. Он скончался в городе Санкт-Петербург от туберкулеза, который в то время назывался «чахоткой». В северной столице историк и был похоронен. Его останки покоятся на Тихвинском кладбище.

Карамзин — писатель

Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803—1815 гг. было напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.

«Влияние последнего <Карамзина> на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен.

Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (—) и повести «Бедная Лиза» (; отдельное издание ) открыли в России эпоху сентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался[источник не указан 2403 дня], в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развивавшаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница ()

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище ()

Проза Карамзина

Первое издание «Истории» Карамзина на польском языке

  • «Евгений и Юлия», повесть ()
  • «Письма русского путешественника» (-)
  • «Бедная Лиза», повесть ()
  • «Наталья, боярская дочь», повесть ()
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла» ()
  • «Сиерра-Морена», повесть ()
  • «Остров Борнгольм» ()
  • «Юлия» ()
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть ()
  • «Моя исповедь», письмо к издателю журнала ()
  • «Чувствительный и холодный» ()
  • «Рыцарь нашего времени» ()
  • «Осень»
  • Перевод — пересказ «Слова о полку Игореве»
  • «О дружбе» (1826) писателю А. С. Пушкину.

Реформа языка Карамзина

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в -х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.

«Вестник Европы»

В 1802 году Карамзин стал редактором журнала «Вестник Европы», основанного И. В. Поповым. «Вестник Европы» был первым общественно-политическим и литературно-художественным периодическим изданием в нашей стране.

На протяжении двух лет Николай Михайлович занимал эту должность и даже получал за нее оклад, что было впервые в истории российской журналистики. Его любовь к истории и увлечение ею, конечно, оказали прямое влияние на содержание журнала. Карамзин там подробно освещал исторические вопросы, отечественные и зарубежные.

При Николае Михайловиче издание имело четкое разделение на два раздела: «политика» и «литература и смесь». Выделение исторических и политический моментов в отдельный раздел, большая заинтересованность в них большого объема населения, установление особой связи с читателями стали настоящим достижением просветительской деятельности Карамзина. Преподносились политические события в нем очень доступно, живо и увлекательно. Именно это сыграло основную роль в бешеной популярности журнала.

Биография

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулинского уезда Симбирской губернии. Отец – потомственный дворянин и отставной капитан Михаил Егорович Карамзин – воспитывал сына с помощью гувернеров, потому что жена умерла, когда ребенку было всего два года. Николай получил домашнее неплохое образование. Уже подростком он знал несколько иностранных языков.

В 12 лет отец отправил сына учиться в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена. Через три года Николай Карамзин начинает посещать лекции знаменитого профессора эстетики и просветителя Ивана Шварца в Московском университете.

Учеба продолжалась недолго. По настоянию отца, который хотел, чтобы сын пошел по его стопам, Николай Карамзин поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, куда был приписан еще с младенчества. И только смерть отца дает ему возможность покончить с военной службой. Николай Карамзин выходит в отставку в чине поручика и возвращается в Симбирск, где вступает в масонскую ложу «Золотого венца».

В 1785 году, в возрасте 18 лет, Карамзин возвращается в Москву и близко сходится с давним другом семьи, масоном Иваном Петровичем Тургеневым, который впоследствии получил должность директора Московского университета. В то же время Карамзин знакомится с писателями и литераторами Николаем Новиковым, Алексеем Кутузовым и Александром Петровым, которые на какое-то время стали его учителями и проводниками в духовном мире.

24 интересных факта о Карамзине

  1. Николай Карамзин (1766-1826) – историк, прозаик, публицист, переводчик, поэт и статский советник.
  2. По отцовской линии у Карамзина были татарские корни.
  3. Знаете ли вы, что Карамзин являлся членом одной из масонских лож?

  4. Историк перевел некоторые произведения Шекспира на русский язык (см. интересные факты о Шекспире).
  5. Первую знаменитость Карамзину принесли его «Письма русского путешественника» (1791-1792). В них автор делился с читателями своими впечатлениями о посещении различных европейских государств.
  6. Главным трудом Карамзина была «История государства Российского», над которым он работал до конца своей жизни. Книга состояла из 12 томов, однако так и осталась незавершенной.
  7. Николай Карамзин был одним из участников создания первого в России журнала для детей.
  8. Интересен факт, что именно Карамзин ввел в русский язык такие слова, как «будущность», «промышленность», «гармония», «эпоха», «сцена» и другие.
  9. Николай Карамзин был единственным человеком, кто во времена царской России удостоился звания историографа Российской империи.
  10. Карамзин утверждал, что благополучие страны напрямую связано с монархической формой правления.
  11. Однажды иностранцы поинтересовались у историка тем, как обстоят дела в России, на что он коротко ответил – «воруют».
  12. Мало кому известно, что Карамзин являлся одним из наставников Пушкина (см. интересные факты о Пушкине).
  13. За свои достижения перед родиной Карамзин удостоился 2-х почетных орденов.
  14. Современники Николая Карамзина говорили, что он был довольно воздержан в пищи и напитках. Однако его слабостью было кофе.
  15. Карамзин дважды был женат, имея от 2-х браков 10 детей.

  16. С первой супругой историк не прожил и года, поскольку та умерла при родах.
  17. Любопытно, что Карамзин был свидетелем восстания декабристов.
  18. В течении всей жизни Карамзин испытывал материальные трудности, по причине чего ему приходилось подрабатывать переводами текстов.
  19. Его единственная дочь София поддерживала дружеские отношения с Пушкиным и Лермонтовым (см. интересные факты о Лермонтове).
  20. Из рациона Карамзина практически никогда не выходил варенный рис.
  21. Поэзия Николая Карамзина отличалась тем, что он ставил на первое место не физический мир человека, а духовный.
  22. Во время пожара 1812 г., когда оставленная Наполеону Москва пылала, в огне сгорела и вся библиотека Карамзина.
  23. Николай Карамзин никогда не стеснялся критиковать действия императора и давать тому советы, отказываясь при этом от каких-либо должностей или денег.
  24. В честь Карамзина названо несколько улиц в разных российских городах.

Это были самые интересные факты о Карамзине. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Карамзин — писатель

Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803—1815 гг. было напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.

«Влияние последнего <Карамзина> на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен.

Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (—) и повести «Бедная Лиза» (; отдельное издание ) открыли в России эпоху сентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался[источник не указан 2403 дня], в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развивавшаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница ()

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище ()

Проза Карамзина

Первое издание «Истории» Карамзина на польском языке

  • «Евгений и Юлия», повесть ()
  • «Письма русского путешественника» (-)
  • «Бедная Лиза», повесть ()
  • «Наталья, боярская дочь», повесть ()
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла» ()
  • «Сиерра-Морена», повесть ()
  • «Остров Борнгольм» ()
  • «Юлия» ()
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть ()
  • «Моя исповедь», письмо к издателю журнала ()
  • «Чувствительный и холодный» ()
  • «Рыцарь нашего времени» ()
  • «Осень»
  • Перевод — пересказ «Слова о полку Игореве»
  • «О дружбе» (1826) писателю А. С. Пушкину.

Реформа языка Карамзина

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в -х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.

О карьере

Через 8 лет после службы Карамзин отправился в Европу. Это путешествие оказало на него огромное влияние, настолько огромное, что вернувшись домой он написал книгу, от которой после начали отсчитывать образование современной русской литературы. Она называется «Письма русского путешественника». Литератор смог оценить весь ужас революции во Франции, увидеть обрушение Бастилии и познакомить с самим Кантом.

По возвращении у Карамзина началась активная литературная и издательская деятельность. Особое впечатление на людей произвела книга «Бедная Лиза», и именно после нее Николая Михайловича стали считать лидером русского сентиментализма.

Библиография

  • 1791-1792 – «Письма русского путешественника»
  • 1792 – «Бедная Лиза»
  • 1792 – «Наталья, боярская дочь»
  • 1792 – «Прекрасная царевна и счастливый карла»
  • 1793 – «Сиерра-Морена»
  • 1793 – «Остров Борнгольм»
  • 1796 – «Юлия»
  • 1802 – «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
  • 1802 – «Моя исповедь»
  • 1803 – «Чувствительный и холодный»
  • 1803 – «Рыцарь нашего времени»
  • 1816-1829 – «История государства российского»
  • 1826 – «О дружбе»

Николай Михайлович Карамзин рожденный в Симбирской губернии 1 декабря 1766 года и умерший в 1826 году, вошел в русскую литературу как глубоко чувствующий художник-сентименталист, мастер публицистического слова и первый русский историограф.

Его отец был среднепоместным дворянином потомком татарского мурзы Кара-Мурза. Семья симбирского помещика, проживающая в селе Михайловка, имела родовое поместье Знаменское, где и прошли детские и юные годы мальчика.

Получив начальное домашнее образование и зачитывающийся беллетристикой и историей, молодой Карамзин был отдан в частый Московский пансион им. Шадена. Помимо учебы в юные годы он активно изучал иностранные языки и посещал университетские лекции.

В 1781 году Карамзин был зачислен на трехлетнюю службу в Петергубргский Преображенский полк, считавшийся одним из лучших в то время и покинул его поручиком. За время службы увидело свет первое произведение писателя — переведенная повесть «Деревянная нога». Здесь же он познакомился с молодым поэтом Дмитриевым, душевная переписка и большая дружба с которым продолжилась уже во время совместной работы в «Московском журнале».

Продолжая активно искать своё место в жизни, обрастая новыми знаниями и знакомствами, Карамзин вскоре отбывает в Москву, где заводит знакомство с Н. Новиковым, издателем журнала «Детское чтение для сердца и разума» и членом масонского кружка Золотой венец». Общение с Новиковым, а также И. П. Тургеневым оказало значительное влияние на взгляды и направление дальнейшего развития индивидуальности и творчества Карамзина. В масонском кружке завязывается также общение с Плещеевым, А. М. Кутузовым и И. С. Гамалеей.

В 1787 годы вышел в редакцию перевод произведения Шекспира — «Юлий Цезарь», и в 1788 — перевод труда «Эмилия Галотти» Лессинга. Ещё спустя год увидело свет первое собственное издание Карамзина — повесть «Евгений и Юлия».

В это же время у писателя появляется возможность посетить Европу благодаря полученному наследственному имению. Заложив его, Карамзин решает на эти деньги отправиться на полтора года в путешествие, которое впоследствии позволит получить мощный толчок к своему наиболее полному самоопределению.

За время своей поездки Карамзин побывал в Швейцарии, Англии, Франции и Германии. В поездках он был терпеливым слушателем, бдительным наблюдателем и тонко чувствующим человеком. Он собрал огромное количество заметок и очерков о нравах и характерах людей, подметил множество характерных сценок из уличной жизни и быта людей разных сословий. Все это стало богатейшим материалом для его будущего творчества, в том числе и для «Писем русского путешественника», большей частью напечатанных в «Московском журнале».

В это время поэт уже обеспечивает себе жизнь трудом литератора. В течении последующих лет были изданы альманахи «Аониды», «Аглая» и сборник «Мои безделки». Известная исторически правдивая повесть «Марфа-посадница» была выпущена в 1802 году. Карамзин приобрел известность и уважение как литератор и историограф не только в Москве и Петербурге, но и по всей стране.

Вскоре Карамзин начинает издавать уникальный в то время общественно-политический журнал «Вестник Европы», в котором он печатает свои исторические повести и труды, являющиеся подготовкой к более масштабной работе.

«История государства Российского» — художественно оформленный, титанический труд Карамзина-историка, вышел в 1817 году. Двадцать три года кропотливой работы позволили создать огромный беспристрастный и глубокий в своей правдивости труд, который открыл людям их истинное прошлое.

Смерть застала писателя во время работы над одним из томов «Истории государства Российского», повествующим о «смутном времени».

Интересно что в Симбирске есть в 1848 году открылась первая научная библиотека названная впоследствии «Карамзинской».

Положив начало течению сентиментализм в русской литературе, он оживил и углубил традиционную литературу классицизма. Благодаря его новаторским взглядам, глубоким мыслям и тонким чувствам, Карамзину удалось создать образ настоящего живого и глубоко чувствующего персонажа. Наиболее яркими примерами в этом плане являются его повесть «Бедна Лиза» впервые нашедшая своих читателей в «Московском журнале».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий