Интересные и устрашающие факты о московском метро

О первых «сталинских» станциях в Петербурге

Первые станции петербургского метро часто называют «сталинскими станциями». Несмотря на то, что открыты они были уже после смерти Сталина, основное проектирование велось до войны. Поэтому неудивительно, что их архитектура вобрала в себя всю помпезность, свойственную тому периоду.

Имя Сталина неспроста всплывает в легендах и байках. Станция, которая имеет к этому максимальное отношение, — «Нарвская». В ряде источников — в том числе в «Википедии» — считают, что станция должна была называться «Сталинской». На самом деле нет: такой вариант названия никогда не рассматривался, ни в одном чертеже оно не фигурирует. Были варианты «Площадь Стачек», «Нарвские ворота», но имя Сталина там не присутствовало.

Откуда это пошло? Всё очень просто: на станции по изначальному проекту предполагалось разместить два художественных произведения, связанных со Сталиным: мозаичное панно, которое в итоге было поставлено и находилось там до 1962 года, и горельеф — наверху в наземном вестибюле, там, куда поднимается эскалатор. В центре горельефа должна была стоять фигура Иосифа Виссарионовича Сталина. Но его не поставили. Причем, как я предполагаю, в последний момент фигуру вождя просто не стали ваять: общий антураж сохранился — это группа рабочих, жителей города, которые идут на демонстрацию. Сейчас в центре безликий, никому не известный мужчина, который несет знамя с надписью «Слава труду», — и все смотрят на него. Но есть фотографии макета оригинального вида композиции, где отчетливо видна фигура вождя.


Мозаичное панно «Сталин на трибуне» на станции «Нарвская».

Что касается других станций, имя Сталина тоже так или иначе проскальзывало. Но не в названиях, а в виде изображения. Это «Технологический институт — 1», где находился металлический медальон, демонтрованный в 1961 году в связи с постройкой перехода. Он сохранен, его увезли в Интерактивный центр истории метрополитена на «Приморской».

Ну и наконец, третья станция, где Сталин был и продолжает находиться, — «Площадь Восстания». Его изображение сохранилось только благодаря тому, что оно малозаметено на фоне Ленина: за его спиной Сталин стоит рядом со знаменем.

Экскурсии в метро Москвы

Экскурсии в метро Москвы – это очень увлекательное времяпровождение. Вам расскажут об истории проектирования метро, что оно значило для советских людей, как менялось метро с годами в послевоенное время. Вы научитесь читать любые станции и замечать те детали, которые многие не видят.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook и Booking. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 312 times, 7 visits today)

Города России

В советское время Петербургский метрополитен назывался Ленинградским. Он начал работать в 1955 году. Поезда ездят по 5 линиях, их общая длина более 113 километров. Есть 67 станций, до конца 2020 года планируется открыть еще 13 станций. Петербургское метро перевозит более 2 миллионов пассажиров в день. Это самое глубокое в мире метро, в среднем станции располагаются на глубине 70 метров под землей.

Метрополитен в Новосибирске открыт в 1985 году, это первый подземный поезд в Сибири. Есть две линии протяженностью более 15 километров,13 станций. Ежедневно подземкой пользуются 240 тысяч человек. Метромост считается самым длинным в мире, он идет через реку Обь, его длина – более двух километров.

Метро в Нижнем Новгороде открыли в 1985 году. На двух линия есть 14 станций. Длина путей – почти 19 километров. Каждый день через подземку проходит 120 тысяч человек. Здесь находится самая большая станция в Европе — «Московская», она имеет 4 направления.

В Екатеринбурге метрополитен отрыли в 1991 году. На одной линии длиной более 12 километров (самое короткое метро в мире) есть 9 станций. Через подземку каждый день проходит более 140 тысяч человек.

В Казани подземка открылась в 2005 году. Одна линия, 10 станций, 16 километров, 85 тысяч пассажиров в день. Подземкой пользуется немного людей, в основном туристы. Метро считается самым чистым в мире.

В Самаре метро открылось в 1987 году. Десять станций, более 12 километров, 44 тысячи пассажиров в день. По статистике — самое безопасное метро в России.

В Волгограде есть скоростной трамвай метротрам. Есть 22 станции, из них 6 расположены под землей, протяженность – более 17 километров (под землей более 7 километров).

В России строятся метрополитены в Омске, Красноярске, Челябинске, Перми, Ростове.

https://youtube.com/watch?v=Zud34pfM-3o

Московская подземка в кинематографе

Московский метрополитен довольно часто появляется в кино. Достаточно вспомнить хотя бы пятую часть знаменитой серии фильмов «Обитель зла». Различные станции «засветились» и в ряде известных советских кинолент. Самые яркие примеры таких фильмов:

  • «Я шагаю по Москве» (станции метро «Университет», «Студенческая»).
  • «Цирк» («Охотный ряд»).
  • «Сверстницы» («Сокол», «Павелецкая», «Кропоткинская»).
  • «Опасный возраст» («Маяковская», «Московские ворота»).
  • «Летят журавли» («Александровский сад»).

В общем и целом, самыми привлекательными для киношников являются две станции – «Маяковская» и «Площадь Революции».

Факты про метро. Интересные факты о Московском метрополитене

схема Московского метрополитена.

  • По интенсивности пассажирапотока метро Москвы занимает первое место в Европе и шестое в мире, уступая только азиатским метрополитенам: Гуанчжоу, Сеула, Шанхая, Токио и Пекина. Годовой пассажиропоток достигает 2,5 млрд. человек.
  • Первая линия была открыта 15 мая 1935 года. Она проходила от станции «Сокольническая» до ст. «Парк Культуры» и имела ответвление до станции «Смоленская».

Постановление СНК СССР от 25 мая 1932 года о строительстве метро в Москве. Общественное достояние

Московский метрополитен состоит из 14 линий с 215 станциями, имеющие общую протяженность почти 365 километров. И это не считая Московского монорельса (6 станций и 4,7 км) и Московского центрального кольца (31 станция и 54 км), которые тоже интегрированы с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам.

Электропоезд ЭС2Г-050 прибывает на платформу Шелепиха МЦК. Общественное достояние

  • Так как эскалаторы в то время были только в Лондонском метро (с 1911 года), советский Мосметрострой в 1934 году приобрел в Великобритании за двести тысяч золотых рублей один эскалатор, чтобы его разобрать, скопировать с увеличением длины лестниц под свой метрополитен.
  • Заказы на строительство первой линии Московского метрополитена выполняли 540 заводов по всему Советскому Союзу.

Строительство первой очереди Московского метрополитена, 1932-34 гг. Общественное достояние

15 октября 1941 в атмосфере всеобщей паники из-за угрозы захвата столицы войсками фашистской Германии членом Политбюро ЦК, Лазарем Кагановичем, был принят приказ о закрытии метро и в течении трех часов подготовить проект по его уничтожению. До уничтожения метро планировалось эвакуировать вагоны и оборудование. В течении ночи шли работы по подготовке к затоплению метро, демонтировали эскалаторы, трансформаторы, минировали станции, готовили вагоны к эвакуации. Утром 16 октября метрополитен не был открыт, что стало единственным днем, когда он не работал. К вечеру приказу был отменен.

Билеты московского метро (1940—1941). Общественное достояние

Единственный фонтан в Московском метрополитене находится на станции «Римская», расположенной на Люблинско-Дмитровской линии. В художественном оформлении станции совместно с российскими принимали участие итальянские архитекторы и художники. Исходя из темы оформления «Римские достопримечательности» была и создана композиция «Фонтан», которая изображает младенцев Ромула и Рема, легендарных основателей Рима и четыре медальона, а напротив изображение Богородицы с младенцем на руках. В центральном зале нет ни одного указателя, чтобы не разрушать целостность картины.

Станция метро «Римская». Общественное достояние

Зал станции метро «Римская». Общественное достояние

  • Изначально Московский метрополитен носил имя Л. М. Кагановича, а с 1955 года по настоящее время носит имя В. И. Ленина.
  • Ныне существующий логотип метрополитена был разработан в 2014 году Студией Артемия Лебедева. В 2016 году буква «М в булавке» была зарегистрирована в качестве товарного знака Московского метрополитена.

Логотип Московского метрополитена. Общественное достояние

  • Названия станций метрополитена объявляются мужскими голосами при движении к центру Москвы, а на кольцевых линиях — по часовой стрелке; женскими — при движении в обратную сторону. Это сделано для ориентации слабовидящих и незрячих людей. В течении 2015-18 гг. постепенно на всех станциях объявление станций стало дублироваться на английском языке.
  • В Московском метрополитене есть пять открытых метромостов, четыре из них пересекают Москву-реку и один Яузу.

Нагатинский метромост, между станциями «Коломенская» и «Технопарк», самый длинный из метромостов Москвы. Общественное достояние.

В Московском метрополитене есть одна «станция-призрак». Это временно закрытая станция «Деловой центр». В феврале 2018 года в связи с запуском Большой кольцевой линии открылась одноименная станция, а станция «Деловой центр» Солнцевской линии была закрыта на время строительства этой новой линии.

Как создавалось петербургское метро

Нам повезло получить подземку вторыми после Москвы. Но как мы любим рассказывать, на самом деле метро могло бы первым появиться в нашем городе. Известная история — ее использует сайт метрополитена и различные книги — о некоем купце Торгованове, который в 1820 году предлагал построить под Невой пешеходный тоннель и связать тем самым Адмиралтейство и Васильевский остров. Тогда было сказано: выдать рублей 200 золотом из казны и обязать этого мужчину «впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». Хотя человек обратился в канцелярию с замечательной идеей: сделать тоннель и облегчить всем жизнь.

Сейчас для нас не так очевидно, как бы это облегчило жизнь: подумаешь, предложил тоннель. А тогда, в начале XIX века, как было перейти Неву? Мостов нет. Вернее, есть, но только в летний период — наплавные: взяли условно несколько лодок, прицепили канатами, стянули — вот тебе и понтонный мост. Зимой лед — прекрасно, спокойно можно передвигаться. А как в межсезонье? Если ты купец и у тебя есть, например, мясная лавка, как тебе доставлять товар, как к тебе попадут посетители? Никак. Поэтому возможность круглогодично ходить под Невой была актуальна. Но мы просто не были готовы ни морально, ни технически, ни культурно.


Проект Петербургского метрополитена Петра Балинского.

Малоизвестный факт, но первая идея появилась гораздо раньше — минимум на шесть лет, когда император Александр I после разгрома Наполеона поехал в Великобританию. Там его познакомили с выдающимися деятелями, которые внесли вклад . Среди них был Марк Изамбард Брюнель, который придумал возводить тоннели с помощью не только кирки и лопаты, но и какой-то маломальской механизации.

Сейчас сложно сказать точно, как выглядела эта встреча, но их познакомили, они друг другу изложили какие-то мысли и обсудили возможности развития Санкт-Петербурга. Тогда прозвучала идея построить что-либо под Невой. Есть даже свидетельства, что Брюнель начал разрабатывать проект. Но в связи с кончиной императора реализовать его не удалось. Зато наработки Брюнеля пригодились — и был построен первый пешеходно-транспортный тоннель под Темзой, который впоследствии превратился в метрополитен.

К метро как к транспортной системе подходили очень долго и старательно, но по разным причинам построить его не удавалось. Во многом влияла и политическая, и экономическая обстановка. Город не стоял на месте, транспорт надо было развивать, а одни только конные упряжки сделать это не позволяли. Рядовые жители не всегда могли себе позволить поездку на конном транспорте и ходили пешком, поэтому расстояние от места работы до места проживания в те годы было относительно небольшим.

Прогресс не стоял на месте. Стали появляться новые виды транспорта, такие как конка, омнибус. Омнибус — это, по сути, такая же карета, только удлиненная (для 15–20 человек — прим. «Бумаги»). Следом — конки, которые поставили на рельсы. Затем трамвай. Это предопределило задержку появления метрополитена.


Первый петербургский омнибус 1832 года.

Пожалуй, первыми, кто серьезно подошел к идее проектирования транспорта, были железнодорожники. В 1837 году построили первую железную дорогу: стало понятно, что железнодорожный транспорт — это перспективно и быстро. Железнодорожники стали новаторами идеи метрополитена, но не подземного, а наземного. Кстати, именно в конце XIX века родилась идея, которая потом воплотилась в современном метрополитене: объединить все вокзалы города. Просто тогда это должна была быть сеть наземных линий. В 1955–1958 годах же возвели одну линию , которая объединила все существовавшие тогда вокзалы — от Балтийского до Финляндского.

Был замечательный проект инженера Петра Балинского, который предлагал сделать наземную систему метрополитена — только не с большими паровозами, а с маленькими паровиками, тянущими за собой небольшое количество вагонов. Это был рубеж XIX–XX веков, требовалось колоссальное количество денег, и никто не знал, насколько быстро это окупится. Так что мы не получили метрополитен первыми ни в Российской империи, ни в России.

Площадь Революции

Станция Площадь Революции со знаменитыми скульптурами

  • Линия: Арбатско-Покровская
  • Год открытия: 1938
  • Авторы проекта: А. Н. Душкин, М. Г. Манизер
  • Статус: объект культурного наследия

«Как живые!» — вынес вердикт Сталин, глядя на бронзовые фигуры, расставленные по станции. Их здесь 76, и все они созданы с удивительной точностью: колхозники, революционеры, шахтеры.

За каждой скульптурой — реальный прототип. Например, матроса-сигнальщика звали Олимпий Рудаков. Скульпторы и предположить не могли, что обычный матрос затем дослужится до капитана 1 ранга и даже будет вальсировать через 15 лет в Англии с Елизаветой II в день ее коронации.

Все фигуры сидят, стоят на коленях или сгибаются под сводами арок. В Советском Союзе зло шутили на эту тему. Мол, так народ и живет: или на коленях перед властью, или сидя в тюрьмах.

Чего не стоит делать на станции:

  • не трите носы бедным бронзовым овчаркам — их уже затерли до неприличия студенты, желающие «халявы» на сессии,
  • туфельки студенток с книгой тоже лучше не трогать — счастливее свидание от этого не станет,
  • касаться скульптур Петуха, говорят, вообще к беде.

На самом деле памятники портятся от такого «трогательного» внимания. Лучше просто смотреть.

Интересная информация о московском метро

Сначала расскажем о нескольких исторических эпизодах:

  • Первый вариант столичной подземки рассматривался ещё в 1875 г. Тогда предлагалось проложить рельсы от Курского вокзала до Марьиной рощи. Но замысел остался на бумаге.
  • В 1902 г. опытные мастера Балинский и Кнорре предоставили план, позволяющий соединить Замоскворечье и Тверскую заставу. Московская дума отвергла идею: власти засомневались в такой необходимости и продуманности всего процесса. Но первыми за отказ высказались сторонники трамвайного движения (оно приносило ощутимый доход в городской бюджет).
  • Было ещё несколько безуспешных попыток, пока в 1913 г. проектные разработки не начались уже по инициативе городской управы. Рабочие начали возводить депо, завезли стройматериалы. Однако начавшаяся Первая мировая война и последовавшая затем революция внесли свои коррективы. Так царской России и не удалось воплотить в жизнь грандиозный замысел.
  • В период Великой Отечественной войны метрополитен стал бомбоубежищем. В туннелях и вестибюлях размещалось до 500 тыс. человек. Со временем здесь появились магазины, парикмахерская, библиотека. Были приняты роды у 217 мам. На «Кировской» базировался Генеральный штаб.
  • Середина октября 1941 г. стала наиболее критическим временем, когда противник очень близко подошёл к столице. Каганович приказал часть объектов готовить к затоплению, другие – заминировать. Впервые за всю историю поезда не вышли на маршруты утром 16 октября. Вечером пришла новость об отмене приказа.
  • На платформах, возведённых в те времена, сохранились знаки «Сооружено в дни Отечественной войны».

Другие любопытные факты, связанные с жизнью подземки:

  1. Букву М красного цвета (символ метро) предложил архитектор Иван Таранов.
  2. Проект станции «Маяковской» получил признание на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), награждён Гран-при.
  3. Кольцевая линия изначально не планировалась. Пока во время одного из совещаний Сталин случайно поставил кружку с кофе на карту. Указав на круглый отпечаток, он приказал реализовать возникшую идею.
  4. В метро можно встретить следы доисторических животных. Окаменелости моллюсков, морских ежей, кораллов отчётливо видны на известняковой и мраморной облицовке стен и колонн.
  5. Платформа «Динамо» в 40-е годы прошлого века стала временной лабораторией. Советские ученые-ядерщики наблюдали здесь распад урана. Такие опыты требовали защиты от космических лучей, что могли обеспечить только подземные условия.
  6. Через 30 лет несколько помещений метро превратились в плантации, где экспериментаторы пробовали выращивать грибы. По одной из версий грибки предназначались для производства медикаментов. В 90-е гг. эта программа была полностью свёрнута, оборудование вывезено.
  7. Станция «Таганская» снабжена переходом в бункер Сталина. Это секретное убежище для советского руководства было задумано на случай ядерного апокалипсиса. Его построили после смерти вождя, передали в распоряжение штаба дальней авиации. Сейчас здесь располагается Музей холодной войны и ресторан с отменной кухней.
  8. Памятник бездомной собачке по кличке Мальчик установлен на «Менделеевской». Четвероногий друг жил здесь с 1996 г., помогал сторожам следить за порядком. Местные жители, торговцы киосков любили его и подкармливали. Так прошло несколько лет, пока на животное не набросилась сумасшедшая женщина и нанесла смертельный удар ножом.

Доисторические существа в Московском метро

По указанию самого Иосифа Сталина художники и архитекторы должны были при декорировании станций метро продемонстрировать все достижения советской власти. Задача была выполнена в полной мере и остановки стали целыми подземными дворцами, украшенные мраморными стенами и скульптурами. Но мало кто знает, что московское метро можно назвать и палеонтологическим музеем. Многие узоры на стенах – это не выдумка архитекторов, а окаменевшие отпечатки живых существ, которые обитали на Земле еще задолго до нашего появления. Московские студенты-экологи заинтересовались этими окаменелостями и даже составили палеонтологический путеводитель по станциям московского метро. По их словам, возраст ископаемых весьма солидный – сотни миллионов лет, в основном периода мезозоя. Так, например, на станции «Комсомольская-кольцевая» в стенах коридора, ведущего к Ярославскому вокзалу, можно увидеть красивые наутилусы и морские лилии. А на станции «Библиотека имени Ленина», возле перехода на «Боровицкую», легко заметить довольно крупные раковины моллюсков, возраст которых около 300 миллионов лет.

Связаны ли петербургские станции с закрытыми платформами с гигантскими червями и наводнениями

Мне доводилось общаться с журналистами из Москвы, которые приезжали снимать метро «Маяковская». У таких станций, хорошо знакомых всем горожанам, платформа отделена от путей. Их часто называют «горизонтальным лифтом» или «станцией закрытого типа», много вариаций. Журналистка на полном серьезе подошла ко мне и спросила: «А правда ли, что двери появились из-за гигантских червей, которые на этапе строительства пожирали рабочих, были большие потери и створки ставили, чтобы защитить пассажиров?». Я думаю: надо мной человек шутит? Но это было на полном серьезе. Конечно же, никаких червей-убийц нет — это фантастика.

Вторая байка по поводу этих станций: что они нужны для защиты от наводнений. Тоже нет. Если вода окажется в тоннеле, это вряд ли поможет. Если вода уже там, то на станции она тем более должна быть, потому что станция сообщается с поверхностью эскалаторным тоннелем.

Истина скучна и проста: эти станции строились только для того, чтобы сэкономить советские деньги. Они, как показала практика, оказались раза в два дешевле, а строить их было быстрее и проще.


Схема трассы первой очереди Ленинградского метрополитена. Фото: общественное достояние

Первая такая станция — «Парк Победы» — была построена в 1961 году. В то время страной руководил Никита Сергеевич Хрущев (ему же приписывают появление хрущевок — домов более простых и дешевых). По сути, эти станции с дверьми можно назвать подземными хрущевками. Они даже чем-то похожи в оформлении: на той же «Маяковской» есть мелкая мозаика — фасады ранних хрущевок тоже часто покрывали мелкой керамикой. А то, что люди не падают на путь, замечательно, но это скорее побочный эффект.

Ни один город страны эти станции больше строить не стал, потому что опыт показал, что они не очень экономичные в эксплуатации. Построить их дешево, а эксплуатировать дорого. Представьте: уже 50 лет деньги уходят на электричество для дверей. Каждый день они по 400 раз открываются и по 400 раз закрываются. Одна дверца — один мотор, 380 вольт. Сколько электричества нажгли только на работу этих дверей? А сколько денег ушло на их ремонт, на оплату труда специализированных сотрудников?


Конструкция станции метро «Парк Победы». Фото citywalls.ru

В 1972 году построили последнюю станцию — именно в таком виде от них отказались. Но, как мы знаем, всё новое — хорошо забытое старое. И вслед за Советским Союзом подобные станции, только с другим функционалом, стали повторять во всем мире: Дубай, Париж, Лондон. Но если в нашем случае на таких станциях простенок между дверьми — это несущая стена, то за рубежом это, по сути, бутафорские, порой стеклянные стенки, единственная задача которых состоит в том, чтобы люди не падали на путь. В нашем городе в этом году вновь появится две станции с дверями, но уже стеклянными — это «Беговая» и «Новокрестовская».

Жертвы и несбывшиеся мечты метрополитена

В советской архитектуре немало грандиозных проектов, которые так и не удалось реализовать. Метро в этом плане не стало исключением. В проекте Кнорре одна из станций должна была располагаться прямо на Красной площади. Ее планировали разместить на эстакаде недалеко от Мавзолея

Она стала бы частью важного пересадочного узла из трех станций. Проект так и не был воплощен в жизнь, а важные транспортные функции взяла на себя построенная неподалеку «Площадь Революции»

Также ради строительства метро нередко приходилось «жертвовать» другими памятниками архитектуры. Александра Селиванова особенно отмечает одну из старейших церквей Москвы, Церковь Сошествия Святого Духа у Пречистенских ворот, и церковь Трех Святителей у Красных ворот. На месте первой был построен наземный павильон станции «Дворец Советов» (теперь – «Кропоткинская»), вместо второй – павильон метро «Красные ворота». Сами Красные ворота были снесены ударными темпами в те же годы.

Факты про метро екатеринбурга. 9 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ МЕТРО

Боль, безысходность, отчаяние. Какие только чувства не испытывают горожане, спускаясь под землю в час пик. Но на самом деле не все так плохо, и даже в привычном метро есть что-то необычное и интересное. Итак, девять фактов о екатеринбургской подземке, о которых вы могли просто не знать.

Последнее в СССР

Екатеринбургское метро стало не только первым на Урале, но и последним в Советском союзе. Для любителей статистики: оно стало 6-м в России и 13-м метро в СССР. Строить начали еще в далеком 1980 году, а торжественное открытие состоялось в апреле 1991-го. Сейчас наша подземка – один из символов последних лет существования огромного государства.

Мировой рекорд

На протяжении многих лет уральская подземка считалась самым коротким метро в мире. Она в первые годы после открытия даже попала в ту самую легендарную Книгу рекордов Гиннесса. Изначально открыли только три станции. Еще столько же появилось в середине 90-х.

Наполеоновские планы

Любому жителю Екатеринбурга будет грустно от этого факта. Только задумайтесь, планировали открыть (сейчас это уже больше похоже на фантазии) почти 40 станций! Три линии должны были сформировать в центре города целый транспортный треугольник, соединив Юго-запад, Пионерку и Шарташ. К сожалению, все планы остались только на бумаге.

Имя

Горожане привыкли, что подземка не имеет громкого имени. Екатеринбургский метрополитен — все просто и понятно. Но так было не всегда. Во властных кабинетах всерьез рассматривались варианты назвать метро в честь известных земляков – Павла Бажова или Бориса Ельцина. По слухам, этот вопрос еще не закрыт.

Подарок из Москвы

Немного несправедливо, но нам ежедневно приходится платить малость непатриотичными жетонами с надписью «Московский метрополитен». Эти самые жетоны оказались не нужны в столице, их вывели из обращения и отправили к нам. Экономия. Примечательно, но изначально входные турникеты в екатеринбургском метро даже принимали монеты различного достоинства.

Призрак

Громадные планы по строительству метро в Екатеринбурге не могли не обернуться появлением станций-призраков.  «Бажовская», например, одна из таких. Ее, вроде, даже почти достроили, но не судьба. Однако, если доживем, то станем свидетелями небывалого для Екатеринбурга зрелища – выходы из вагонов планируют сделать по системе «горизонтальный лифт».

Рок под землей

В следующий раз, когда будете на станции «Проспект Космонавтов», не пробегайте ее сразу, а приглядитесь. Ведь в оформлении самой северной в Азии станции метро принимал участие никто иной, как легендарный музыкант Вячеслав Бутусов. Тот случай, когда Екатеринбург – столица рока во всем, даже под землей.

Народный фольклор

Горожане ждали «Ботаническую» так долго, что не обошлось и без острых шуточек. На открытие станции приехал сам Дмитрий Медведев. С легкой руки народ сразу же окрестил новую станцию «Бадминтонической». Ведь тогдашний президент обрел небывалую популярность в интернете после

С ветерком и риском для жизни

История почти каждой из станций нашего метро полна проблем и трудных решений. Особенно остро дела обстояли с «Чкаловской». Она в течение многих месяцев простаивала из-за непоставки узлов для эскалаторов. Было принято ужасное решение для страдающих клаустрофобией и просто боящихся темноты – поезда без остановки мчали более 4 километров. Строителям даже пришлось создать временные лестницы на случай ЧП. К счастью, обошлось.

Существует ли «Метро-2»?

Существует. Но большая часть того, что о нём известно, – это домыслы на основе крупиц информации из тех же газет, которую никто никогда официально не подтверждал (хотя и не опровергал).

Вариант схемы «Метро-2»

Система «Д-6», или, по-народному, «Метро-2» – это тайный комплекс стратегических бункеров и бывших подземных коммуникаций КГБ и Минобороны. По крайней мере один из объектов рассекречен и открыт для экскурсий: это бункер Сталина 30-х годов в Измайлово, который был соединён подземной дорогой с Кремлём.

Он расположен под стадионом «Измайлово», построенном отчасти для маскировки секретного строительства. В наше время этот стадион был долго скрыт за торговыми рядами скандально известного «Черкизона».

Ещё один рассекреченный бункер – бывший запасной командный пункт Дальней авиации СССР – открыт для посещений на Таганке. К нему некогда вели спецтоннели от линий обычного метро, так что к «Метро-2» он относится скорее условно.

В интернете есть куча фотографий якобы инфраструктуры секретной подземки, но на деле это всего лишь снимки служебных помещений, оборотных тупиков и соединительных тоннелей гражданского метро, с которым система Д-6 практически не сообщается.

«Утечкам» от бывшего персонала «Метро-2» тоже не стоит верить, ведь эти люди давали подписку о неразглашении.

1951–1960 годы: от роскоши к простоте

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.

Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.

Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.

В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.

Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий