30 увлекательных фактов о вашей памяти, которые вы не сможете забыть

Способности памяти

Подобный комплекс функций, отвечающий за познавательные процессы, хранение и воспроизведение данных, существует у всех животных с развитой центральной нервной системой. Наибольшего прогресса эта способность достигла у человека.

Известно два этапа добавления информации в биологическое хранилище данных: кратковременная и долговременная память.

Первую легко разрушить наркозом, электрошоком и другими воздействиями — в любом случае она «живёт» не дольше нескольких десятков минут.

Долговременная память в идеале сохраняется на протяжении всей жизни человека. Она достаточно устойчива к описанным выше воздействиям.

  • При переходе от одного вида запоминания к другому активируются определённые химические процессы. Даже необычная память работает при помощи особых веществ – нейромедиаторов, осуществляющих связь между нейронами.
  • Существует еще и третий механизм памяти. Однако он работает на уровне инстинктов. В сенсорную память попадает информация, поступающая от органов чувств. Закрывая глаза, человек видит силуэт того, что было перед ним секунду назад. Это и есть данный тип запоминания. Он кратковременный и быстро замещается новыми данными.
  • Некоторые специалисты добавляют к этому списку коллективную и внешнюю память. Первая – хранит совокупность знаний человечества, а вторая – это книги, компьютеры и другие способы сберечь информацию вне мозга.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.

Книги, учебники, журналы

К этой категории дополнительных материалов относятся любые печатные издания, посвящённые теме психологии человека. В них содержится огромный объём полезной теоретической и практической информации, на изучение которой могут уйти многие месяцы и годы. Авторами книг, учебников и статей в журналах могут быть как специалисты-профессионалы в области психологии, так и исследователи-любители

Важно уметь выбрать из всего многообразия существующих изданий самые качественные, т.е. информативные, удобочитаемые и пользующиеся успехом у читателей

Психологические эксперименты

Психологическими экспериментами называют проводимые в социальных условиях опыты для получения новых психологических знаний. Эксперименты могут проводиться и учёными-специалистами и обычными людьми, желающими получить какие-то знания по психологии

При проведении экспериментов важно, чтобы они имели конкретную цель и были безопасны для окружающих. Самыми же известными, но, к сожалению, не самыми гуманными психологическими экспериментами принято считать:

Психологические эффекты

Психологические эффекты представляют собой устойчивые и легко определяемые закономерности, которые отражают межличностные отношения людей в группе и раскрывают специфику процессов, характеризующих параметры взаимодействия и общения людей. Психологические эффекты уже не раз доказали свою эффективность. Их можно часто наблюдать и в реальной жизни и специально воссоздавать с целью эксперимента. Наиболее известными психологическими эффектами являются:

Психологические тесты

Психологические тесты – это различного рода сборники специальных упражнений/вопросов/испытаний, созданные для выявления психических особенностей, закономерностей, явлений и свойств людей. Такие тесты широко применяются исследователями в специализированных заведениях и в обычных условиях. Также тесты нашли широкое применение во многих сферах жизни человека: науке, образовании, трудовой деятельности, бизнесе и других. Самыми распространёнными являются тесты на определение уровня интеллекта, способностей, личных качеств, интересов, склонностей, профориентацию и т.д.

Видеоматериалы по психологии

К списку видеоматериалов можно отнести документальные фильмы по психологии, художественные фильмы с психологическим уклоном, вебинары, записи лекций, тренингов, семинаров, различные видеоролики и т.д. Видеоматериалы хороши тем, что многие аспекты психологии человека показываются наглядно, т.е. человек получает визуальное подтверждение полученной информации, примеры применения знаний на практике, может видеть реакции людей и т.п. Видеоматериалы по психологии в свободном доступе находятся в Интернете, и обратиться к ним может любой желающий.

Тренировки для детей

Ребенок может развиваться не так быстро, как хотелось бы его родителям. Многое зависит от индивидуальных особенностей и генетической предрасположенности. Поэтому некоторые дети обладают довольно слабой зрительной памятью, которую требуется обязательно улучшать. Сделать это проще всего с помощью специальных упражнений, вызывающих у них интерес.

Упражнение 1

Первый тип тренировки очень эффективен для развития зрительной памяти и внимания у маленьких детей, которые еще не пошли в школу.

Суть тренировки в следующем:

  1. Родители выкладывают узор из спичек и пуговиц, показывают его ребенку на 10 секунд.
  2. Ребенок должен создать такое же изображение, не обращаясь к узору родителей.

Если малышу слишком сложно, то задание можно упростить, уменьшив количество элементов. Также вместо спичек и пуговиц можно использовать другие предметы.

Упражнение 2

Тренировка таким методом больше похожа на игру. Перед ее выполнением родители должны подготовить карточки с разными звездами, которые отличаются внутренним узором и размерами.

Упражнение проходит так:

  1. Родители дают ребенку одну звезду на 10 секунд, чтобы он ее рассмотрел, а потом забирают и перемешивают с другими карточками.
  2. Далее они выкладывают все карточки перед ребенком, а его задача будет в том, чтобы найти уже знакомую звезду.

Начинать лучше всего с 6 карточек, но сделать их можно намного больше. Все зависит от возраста и способностей ребенка.

Упражнение 3

Одним из самых любимых упражнений для детей становится именно это. Для его выполнения родители должны найти любую картинку, на которой много разных элементов.

Проводится тренировка следующим образом:

  1. Родители показывают ребенку картинку на 30 секунд.
  2. После этого ее убирают и задают малышу вопросы, касающиеся увиденного.

Вопросы могут быть о количестве тех или иных вещей, их цветах, месторасположении и т.д.

Упражнение 4

Сложность этого упражнения определяется родителями с учетом навыков ребенка. Они должны заранее нарисовать 3 разных дерева, состоящих из геометрических фигур.

Выполнять тренировку нужно так:

  1. Родители показывают малышу картинку с 3 деревьями на полминуты.
  2. Заданием ребенка будет нарисовать то дерево, номер которого назовут взрослые.

Для усложнения задачи можно использовать разные цвета. Но делать это рекомендуется только для школьников.

Упражнение 5

Очень простая тренировка, которая подойдет для дошкольников. Родителям следует заранее собрать небольшие карточки разных цветов

Важно, чтобы цвета были максимально отличными друг от друга

Как выполнять:

  1. Родители раскладывают карточки в определенном порядке и показывают ребенку.
  2. Спустя 10 секунд карточки закрывают, а малыш должен вспомнить их порядок.

Если ребенок не может справиться с задачей, то допускается уменьшение количества карточек, а также замена цветов на цифры или рисунки.

15 интересных фактов о головном мозге

Наш мозг – это уникальный, удивительный, увлекательный орган, который до сих пор остаётся загадкой для науки. Он как хитросплетённый механизм хранит словно запоминающее устройство самые заветные воспоминания для человека и влияет на формирование сознания. Он как командный центр для центральной нервной системы служит для раскрытия физических и познавательных способностей. И это всего лишь малая часть жизненных ролей, которые выполняет мозг человека. На самом деле мы познали крошечную часть себя и своих возможностей несмотря на огромные шаги нейронауки в мире. Перед вами некоторые интересные факты о мозге человека.1. Несмотря на то, что мозг отвечает за обработку болевых сигналов, поступающих из других частей организма, сам он, как это ни парадоксально, не испытывает боли.2. Мозг составляет 2% нашей массы тела, но кислорода потребляет больше, чем любой другой орган, поэтому он чувствителен к повреждениям, которые связаны с лишением кислорода. Так что дышите глубоко, чтобы вашему мозгу было хорошо!3. Учёные обнаружили, что регулярный непродолжительный сон (менее 7 часов в сутки) вызывает уменьшение объёма мозга и снижение когнитивной деятельности в результате старение нервной системы происходит быстрее. Этот процесс медленный и постепенный, но его не остановить.4. Следующий интересный факт о человеческом мозге. Во время бодрствования он может генерировать энергию, которой хватит для питания одной лампочки.5. Ваши идеи и воспоминания вызывают изменения в мозге. То есть каждый раз, когда у вас рождается новая мысль вы, создаёте новые соединения мозга.6. Ещё один интересный факт о мозге человека говорит о том, что он обожает шоколад. Польза для здоровья от умеренного потребления шоколада была подтверждена многими исследованиями. Так вот, оказывается, достаточно понюхать кусочек шоколада, чтобы стимулировать тета-волны мозга и почувствовать себя более расслабленным.7. Человеческий мозг состоит на 75% из воды и имеет консистенцию желатина.8. Когда все органы во время сна настраиваются на отдых и их деятельность минимальна, мозг увеличивает свою активность даже больше, чем она была в момент бодрствования.9. Как известно, в подростковом возрасте с человеком происходят внешние изменения. Но это не всё. Меняется и его мышление, поскольку структура мозга в этот период также подвергается полному изменению.10. Различные исследования пришли к выводу, что стресс негативно влияет на мозг, а именно уменьшает его размеры.11. Когда мозг стареет, ему легче контролировать свои эмоции. Он легко и спокойно усваивает негативные мысли, поэтому с течением времени нам всё легче и спокойнее реагировать на жизненные неурядицы.12. Смех расслабляет мозг. Учёные пришли к выводу, что смех вызывает мозговые волны аналогичные тем, которые появляются при медитации. Таким образом, юмор помогает

нам мыслить с большей ясностью и позитивным настроем.13. Следующий интересный факт о мозге человека. Знаете ли вы, что мозг мужчины на 10% больше, чем у женщины? Но несмотря на это у женского пола больше нервных клеток и соединений, поэтому работает их мозг эффективнее. Правда развит он больше в эмоциональную сторону, в то время как мужской в логическую.14

Ваш мозг использует 20-30% от всех калорий, которые вы получаете…поэтому важно обратить внимание на то, что вы едите и выбрать здоровую пищу, которая даст энергию и питательные вещества не только телу, но и мозгу.15. Обращали ли вы внимание на то, что когда кто-то зевает в вашем присутствии непременно тянет сделать то же самое? А объясняется это тем, что мозг содержит так называемые зеркальные нейроны. Кстати, если они повреждены, человеку трудно социализироваться и общаться с другими людьми.

Оригинал
Just do it

О фитнесе, красоте и здоровье

Кстати, если они повреждены, человеку трудно социализироваться и общаться с другими людьми.

Оригинал
Just do it. О фитнесе, красоте и здоровье

Каждый раз при формировании воспоминания в головном мозге создаются новые связи

Исследователи долгое время считали, что с формированием воспоминаний связаны изменения в нейронах мозга. Сегодня же большинство экспертов считают, что создание воспоминаний связано с укреплением существующих связей между нейронами или росту числа новых.
Соединения между нервными клетками, известные как синапсы, участвуют в передаче информации в виде нервных импульсов от одного нейрона к другому. В человеческом мозге есть триллионы синапсов, образующих сложную и гибкую сеть, что позволяет нам ощущать себя, контролировать себя и думать. Именно эти изменения в таких областях мозга, как кора головного мозга и гиппокамп, связаны с изучением и запоминанием новой информации.
Поддержание здорового состояния мозга и синапсов имеет решающее значение для поддержания нормального функционирования памяти в целом. Повреждение синапсов вследствие заболеваний или приёма нейротоксинов чревато когнитивными проблемами, потерей памяти, переменами настроения и другими изменениями в работе мозга.
Так что же можно сделать, чтобы укрепить синапсы?

  • Избегайте стресса. Исследования показали, что длительное воздействие стресса на человеческий организм может действительно мешать функционированию нейромедиаторов. Другие исследования показали, что стресс уменьшает количество нейронов в префронтальной коре и гиппокампе.
  • Избегайте наркотиков, алкоголя и других нейротоксинов. Употребление наркотиков и чрезмерное потребление алкоголя связаны с разрушением синапсов. Воздействие опасных химических веществ, таких как тяжёлые металлы и пестициды могут спровоцировать подобный эффект.
  • Выполняйте упражнения. Регулярная физическая активность помогает улучшить насыщение клеток мозга кислородом, что является жизненно важным фактором образования и роста синаптических связей.
  • Стимулируйте Ваш мозг. Исследователи обнаружили, что пожилые люди, которые участвуют в мероприятиях, стимулирующих психику, менее склонны к развитию слабоумия, а также что более образованные люди, как правило, имеют больше синаптических связей в головном мозге.

Мозг может разучиться формировать воспоминания

Если у человека повреждаются структуры мозга, участвующие в формировании воспоминаний, например гиппокамп, амнезия приобретёт довольно странную форму. Человек будет помнить всё, что было с ним до повреждения мозга, но разучится запоминать что-то новое.

В одном из наиболее изученных случаев такой амнезии пациент HM потерял способность формировать какие-либо новые воспоминания после того, как его гиппокамп удалили во время операции, которая должна была избавить его от эпилепсии. Операция прошла успешно, эпилепсия отступила, но и запоминать что-то новое человек больше не смог.

Возможно, мозг запрограммирован забывать младенчество

Чаще всего у людей нет воспоминаний о своих самых ранних годах жизни, обычно до трёх или четырёх лет. Это называется детской амнезией. Ранее полагали, что воспоминания первых лет были до определённого возраста, но у детей просто нет языковых навыков, чтобы выразить их словами.

Тем не менее, недавние исследования показывают, что у детей формируются воспоминания, просто они не живут долго. Одним из возможных объяснений этого является то, что развивающийся мозг в процессе быстрого роста стирает сохранённые воспоминания, чтобы тратить силы именно на рост, а не на хранение информации.

Секс может стирать память

Некоторые виды деятельности могут привести к временной потере памяти, называемой преходящей глобальной амнезией. Таким видом «деятельности» является секс. Сообщалось, что пациенты забывают прошедший день или несколько прошедших часов и испытывают трудности с формированием новых воспоминаний после секса. Такие случаи редки, но они есть.

Люди с преходящей глобальной амнезией не испытывают серьёзных побочных эффектов, и проблемы с памятью обычно исчезают через несколько часов. Неясно, как это происходит. При сканировании головного мозга людей, у которых был этот тип амнезии, нет признаков повреждения мозга или инсульта.

Запах может быть мощным триггером

Заметили ли Вы, что конкретный аромат может повлечь за собой прилив ярких воспоминаний? Запах печенья может напомнить Вам о времени, проведённом в доме Вашей бабушки, когда Вы были маленьким ребёнком. Запах конкретного парфюма может напомнить о человеке, с которым Ваши романтические отношения закончились печально.
Почему запах выступает в качестве такого мощного триггера?
Во-первых, обонятельный нерв находится очень близко к миндалине — области мозга, связанной с эмоциональным опытом, а также эмоциональной памятью. Кроме того, обонятельный нерв очень близко расположен и к гиппокампу, который так же связан с памятью, о чём мы уже писали в данной статье.
Сама по себе способность чувствовать запах, фактически, крепко связана с памятью. Исследования показали, что, когда область мозга, связанная с памятью повреждена, способность идентифицировать запахи также нарушается. Для того чтобы определить аромат, Вы должны помнить, когда Вы чувствовали его раньше, а затем подключить визуальные воспоминания, которые относятся к тому же времени. Согласно некоторым исследованиям, изучение информации в присутствии запаха увеличивает яркость и интенсивность воспоминаний. Чтобы вспомнить полученную таким образом информацию, когда Вы снова почувствуете тот же запах.

Лучшие книги по развитию памяти

В этом посте мы рассмотрели множество информации и советов, но всегда есть чему поучиться.  Если вы хотите глубже понять, как работает ум, вот 5 книг, чтобы удовлетворить ваше любопытство:

1. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти» — ГАРРИ ЛОРЕЙН.

2. «Развитие памяти по методикам спецслужб» — ДЕНИС БУКИН.

3. «Как заставить работать мозг в любом возрасте. Японская система развития интеллекта и памяти» — РЮТА КАВАШИМА

4. «Как тренировать память. Не думайте о памяти – лучше используйте ее на все сто!» — ДЖОНАТАН ХЭНКОК

5. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей» — РОДЖЕР САЙП

1.

Ложность первого воспоминания
Самые старые воспоминания человека представляют собой первое осознание самого себя. Возможно, именно по этой причине вас может встревожить, что большинство первых воспоминаний являются ложными. Когда исследователи работали с группой добровольцев, которые любезно делились своими первыми воспоминаниями, большинство членов группы отказывалось поверить, что их воспоминания были сфабрикованы.

Однако в исследовании 2018 года есть данные, подтверждающие это. Около 40 процентов из 6600 участников заявили, что помнят себя ещё в возрасте 9-12 месяцев. Это тот возраст, который относится к довербальной стадии развития человека, когда ребёнок не может сохранить воспоминания. Научная литература предполагает, что воспоминания остаются не раньше двухлетнего возраста. Почему же люди уверены, что их первое воспоминание не является вымыслом?

Ответ сложен: от ностальгии до укоренившейся веры в правдивость историй, которые люди сами себе рассказывают. Исследования указывают на одну реальную вещь – так называемое первое воспоминание может быть связано со многими факторами. Это могут быть мнимые фрагменты раннего события (но не самого раннего воспоминания) или почерпнутые из семейных архивов истории.

Известные личности, обладающие феноменальной памятью

Феноменальная память помогла многим людям стать выдающими и войти в историю.

Знания – сила, и эти люди смогли их запомнить и грамотно применить.

  1. Наполеон. Историки заявляют, что французский предводитель наизусть знал своих военных служащих: в лицо и по имени. Также он мог пересказать книгу в подробностях, прочитанную много лет назад.
  2. Теодор Рузвельт. Умел выполнять множество дел одновременно и славился многозадачностью. Президент США читал по 2-4 книги ежедневно, запоминая содержимое, легко пересказывал в подробностях родным и коллегам.
  3. Никола Тесла. Известный во всем мире изобретатель, подаривший человечеству исследования о переменном токе, славился не только открытиями и глубокими познаниями в области физики и инженерии. Он обладал фотографической памятью, помогающей хранить огромный объем информации в мозгу. Исследователь редко записывал заметки, потому что все хранилось в самом надежном месте – памяти. Когда лаборатория потерпела пожар, он с легкостью восстановил данные благодаря феноменальной памяти.
  4. Александр Алехин. Русский шахматист, известный в 20 веке, по словам современников, мог играть одновременно с десятками соперников, легко переключаясь между играми, благодаря памяти и быстрому обрабатыванию информации. Он легко запоминал комбинации и ходы, что давало ему преимущество в игре и делало великим гроссмейстером.
  5. Сергей Рахманинов. Обладал феноменальной слуховой памятью, мог за несколько секунд запомнить сложное произведение и воспроизвести его, записать в нотную тетрадь. Благодаря своим умениям стал выдающимся пианистом, композитором и дирижером.

Эти люди внесли огромный вклад в развитие человечества и не
без участия своей удивительной способности быстро запоминать. Феноменальная
память – это не выдумка или миф, а реальное умение, которое бывает врожденным
или приобретенным, если регулярно его тренировать.

Необычная память: исторические примеры

Чем же так характерно запоминание у человека, которое не перестаёт удивлять? Приведём несколько примеров феноменальной памяти, которые потрясут и позволят лучше представить возможности мозга.

  • Мыслитель из Древнего Рима Марк Порций Катон Старший не только является автором крылатой фразы «Карфаген должен быть разрушен!», он отличался необыкновенными способностями в сфере запоминания. Катон Старший был способен воспроизвести все слова, слетавшие с его уст на протяжении жизни. Речи Марка Порция Катона Старшего часто записывали, так что сравнение с оригиналом не оставляло сомнений в возможностях мозга мыслителя.
  • Отец-основатель афинской демократии, политик и полководец Фемистокл помнил по имени каждого из граждан родного города. А ведь тогда в Афинах насчитывалось 20 тыс. жителей!
  • Сенека — философ из Древнего Рима — за раз запоминал до 2 тыс. слов, когда они произносились в беспорядке и не имели смысла.
  • Великий полководец Александр Македонский знал по имени каждого воина в своей 30-тысячной армии. Возможно, благодаря этому люди пошли за ним даже в Индию.
  • Необычные способности памяти человека проявились у шахматиста Поля Морфи. Он играл «вслепую», не бросая на доску не единого взгляда. Так гений мог вести до 8 партий.

  • Математик Леонард Эйлер – швейцарский, немецкий и русский учёный. Он является автором более 850 научных трудов. Эйлер способен был озвучить шесть степеней числа от 1 до 100.
  • Академик из СССР Сергей Алексеевич Чаплыгин отличался удивительной памятью на телефонные номера: однажды набрав его, учёный запоминал порядок цифр на всю жизнь.
  • В 1805 году войска Наполеона забрали из музея Кёльна знаменитую картину Рубенса «На алтаре церкви Святого Петра». Художник, пожелавший остаться неизвестным, создал точную копию шедевра по памяти, которую даже специалистам трудно было отличить от оригинала.
  • Жан-Франсуа Шампольон впервые расшифровал Розетский камень и научился читать египетские иероглифы. Уже в 16 лет юный гений изучил 12 языков и представил Гренобльской Академии свой первый научный труд «Египет при фараонах». В 20 лет Шампольон помимо родного наречия владел уже 13 языками, в том числе китайским, арабским и древнегреческим.

Это далеко не полный перечень примеров феерической памяти человека. Подобные возможности кажутся фантастическими и присущими только необыкновенным людям. Однако развить необычные способности памяти и мозга человека под силу каждому представителю рода людского. Существуют различные тренинги и пособия, помогающие лучше раскрыть потенциал умственного развития. Грамотно применяя возможности памяти можно достичь большего успеха в жизни, лучше учиться, познавая множество новой информации. Это также позволит избегать опасных ситуаций, не попадаться на уловки мошенников и манипуляторов. Развитая память даст возможность полнее воспринимать жизнь и надолго запомнить самые лучшие и яркие моменты прожитых лет. 

Память человека и ее виды

Человечески мозг – удивительный орган, который отвечает за всю информацию, проходящую через нас. Что-то глубоко отпечатывается в нашем сознании, а какая-то информация исчезает бесследно. Память – это вид умственной деятельности организма, который ведет работу с информацией: накапливает, структурирует, сохраняет или стирает бесследно.

Но информация – не единственное, с чем работает наш мозг, различают несколько видов памяти.

  • Двигательная память. Этот вид памяти отвечает за движения человека. Некоторые действия мы совершаем как будто на автомате, не задумываясь над их исполнением. Например, когда мы пишем ручкой, мы не вспоминаем каждый раз правописание той или иной буквы, все происходит на подсознательном уровне, об этом уже позаботилась двигательная память.
  • Образная память. Она отвечает за нашу память на звуки, запахи, образы. Большое значение имеет зрительная и слуховая память, без них жизнь человека была бы совершенно другой. Однако бывают исключения, например, у слепых образная память развита слабо, однако другой ее вид, осязание, у слабовидящих людей развита намного лучше.
  • Эмоциональная память. Эта память отвечает за пережитые эмоции. После повторения какого-либо яркого эмоционального эпизода, у человека вырабатывается ассоциация, позволяющая в дальнейшем принимать решения на основе своего опыта.
  • Вербальная память. С помощью нее человек запоминает и систематизирует всю поступающую извне информацию для дальнейшего использования.

Помимо этого, различают еще несколько видов памяти, исходя из целей действия: произвольная и непроизвольная, сенсорная, кратковременная и долговременная.

Синдром саванта: почему некоторые люди имеют суперспособности?

Савантами называют людей, которые обладают феноменальными способностями запоминать огромные объемы информации — от цифр до деталей объектов. Нам кажется, что эти люди имеют какой-то исключительный мозг.

На самом деле, сами уникумы клянутся, что они — самые обыкновенные люди, просто они долго и упорно тренировали свою память. Некоторые из савантов рассказывали о том, что у них была ужаснейшая память до того, как они начали тренировать её, пользуясь методом ассоциаций.

Photo by Rhett Wesley

Вторая причина появления сверхспособностей — травматические ситуации и сильные стрессы, которые довелось пережить суперлюдям. Бытует мнение, что человек использует память лишь на 10%. Это не так: мы используем её на все 100%, однако 90% информации реализуется только в экстремальных ситуациях или в моменты сильного стресса. Вот почему у переживших травмы или стрессы савантов появились суперспособности к запоминанию.

4.

Тайна эпигенетики
Раздел под названием эпигенетика основан на предположении, что дети наследуют жизненный опыт своего отца. То, что отец ел, или воздействию какой среды он подвергался, может повлиять на биологию нескольких поколений. Существование отцовских «жизненных воспоминаний» получило поддержку в ходе нескольких исследований на животных и людях.

В 2018 году исследователи из Санта-Круса раскрыли часть этой загадки. Объектом их изучения был самец круглого червя. Точнее, его сперма. В ней обнаружили присутствие того, что даже не предполагалось – скопления гистонов. Это белки, которые участвуют в упаковке нитей ДНК в хромосомах, и в них исследователи нашли эпигенетическую информацию.

Поиск эпигенетических маркеров в сперме является первым, но недостаточным объяснением концепции этого необычного наследования. По крайней мере, учёные теперь понимают, что он переносится внутри упаковки гистонов. Кроме того, эти белки присутствуют внутри важных для развития хромосом. И они настолько важны, что когда у маленьких червей не было нормальных эпигенетических маркеров, они рождались стерильными.

9.

Передача воспоминаний между улитками
В 2018 году улитки обменялись воспоминаниями. Это странное достижение состоялось благодаря команде учёных из Калифорнии. Заинтересовавшись, существует ли генетическая память, исследователи обратились к морским улиткам под названием Aplysia californica.

В ходе опытов одна из улиток получала удар электротоком, при этом улитка быстро сжимала свои мясистые откидные створки. Повторные удары приучили улитку к тому, что она стала дольше держать створки втянутыми.

У одной из выдрессированных таким образом улиток взяли РНК (генетическая молекула, которая действует как мессенджер). Когда РНК ввели другой улитке, она вспомнила опыт донора. После первого удара улитка держала створки втянутыми дольше, чем обычно, как будто ожидая повторного удара. Улитки, получившие РНК от необученных доноров, реагировали кратковременно, считая, что электроудар – одноразовое событие.

Это доказало, что память была встроена в генетический код, хотя точный процесс передачи воспоминаний через донорский материал остаётся загадкой.

Описания амнезии в фильмах, как правило, ошибочны

Амнезия — известный приём в кино, но то, как её изображают, значительно расходится с действительностью. Например, мы часто видим, как персонаж теряет память из-за удара по голове, а затем их воспоминания магическим образом восстанавливаются после второго удара по черепу?
Есть два различных типа амнезии:

  • Антероградная амнезия, которая включает в себя потерю способности образовывать новые воспоминания.
  • Ретроградная амнезия, из-за которой теряется способность извлечь прошлые воспоминания, хотя способность создавать новые воспоминания может оставаться нетронутой.

В большинстве случаев в кино изображают ретроградную амнезию, тогда как на самом деле гораздо более распространенным явлением считается антероградная амнезия. Самый известный случай антероградной амнезии был описан в 1953 году: пациент перенес операцию на мозге, целью которой было прекращение судорог, вызванных тяжелой эпилепсией. Операция включала в себя удаление обоих гиппокампов — участков мозга, прочно связанных с памятью. В результате, пациент оказался не в состоянии больше формировать любые новые долгосрочные воспоминания.
Популярные фильмы и телевизионные программы изображают такую ​​потерю памяти как довольно распространённое явление, но истинные случаи полной потери воспоминаний о своём прошлом и о своей личности на самом деле встречаются довольно редко.
Наиболее частыми причинами амнезии считаются:

  • Травма. Физическая травма, полученная, например, в автомобильной аварии, может заставить жертву потерять конкретные воспоминания о самой катастрофе. Эмоциональная травма, например, у жертв сексуального насилия в детстве, может полечь за собой потерю воспоминаний о конкретных ситуациях.
  • Приём наркотических веществ. Некоторые лекарства могут быть использованы для создания временной амнезии, особенно во время медицинских процедур. После того как наркотики выходят из организма, память индивида снова начинает нормально функционировать.

Фильмы, в которых используется амнезия

  • Робокоп (1987);
  • Что касается Генри (1991);
  • Английский пациент (1996);
  • Помни (2001);
  • Идентификация Борна (2002);
  • 50 первых поцелуев (2004);
  • В поисках Немо (2003).

Авторы научного блога Neurophilosophy, однако, считают, что в фильмах «Помни» и «В поисках Немо» амнезия изображена достаточно точно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий