Юрий левитан — биография, информация, личная жизнь

Приказ № 991 Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР«О 15-летней работе на радио Ю.Б.Левитана»

14 декабря 1946 г.

§ 1. В связи с пятнадцатилетием непрерывной работы в Радиокомитете диктора Левитана Юрия Борисовича объявляю ему благодарность и премирую месячным окладом в размере 2500 рублей.

Председатель Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР А.Пузин

С началом весны 1953 года Юрию Левитану поручили читать бюллетени о состоянии пошатнувшегося здоровья товарища Сталина, а уже 5 марта он озвучил сообщение о смерти советского вождя…

12 апреля 1961 года именно Левитан сообщил в радиоэфире о полёте Юрия Гагарина в космос (более полную запись чтения Юрием Левитаном сообщения ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство слушайте на странице сайта «Retroportal.ru», ):

В течение нескольких десятков лет Юрий Борисович Левитан читал правительственные заявления, вёл репортажи с Красной площади, из Кремлевского Дворца съездов, участвовал в создании кинохроники, озвучивании фильмов.

В 1970-е годы Юрий Левитан стал реже читать «Последние известия», вёл эфиры на «Маяке». Начальство считало, что голос Левитана в первую очередь ассоциируется с какими-то чрезвычайными событиями. Мол, не читать же диктору, объявлявшему о начале войны или салюте в честь Дня Победы, сводки об итогах уборочной…

В 1973 году Юрию Левитану было присвоено звание народного артиста РСФСР. А в 1980-м Юрий Борисович стал первым среди дикторов народным артистом СССР.


Народный артист СССР Юрий Борисович Левитан

С 1978 по 1983 год Юрий Левитан читал текст в телепередаче «Минута молчания»…

В начале августа 1983 года, несмотря на проблемы с сердцем, он согласился поехать в город Белгород для участия в празднике по случаю 40-летию победы в битве на Курской дуге. После выступления на праздничном митинге в деревне Бессоновка близ Прохоровского поля, Юрию Левитану внезапно стало плохо. Прибывшие врачи констатировали сердечный приступ.

В ночь на 4 августа 1983 года Юрий Борисович Левитан скончался. Похоронен диктор в Москве, на Новодевичьем кладбище.

«Осенний день. Сокольники», 1879

Этот осенний пейзаж, с грустным настроением дождливого серого дня, Левитан написал в 19 лет. В это время его, как лицо иудейского вероисповедания, по высочайшему повелению выселили из Москвы. Поселившись в селе Салтыковка, Левитан пишет грустные виды. Огромное рваное серое небо, тёмные, качающиеся от ветра сосны, длинная, уходящая вдаль парковая дорожка, покрытая шуршащей листвой и одиноко идущая по ней маленькая женская фигурка.

Это единственный пейзаж Левитана, на котором изображена фигура человека. Он интересен ещё и тем, что её дописал совсем другой художник, Н.П. Чехов, брат знаменитого писателя и драматурга А.П. Чехова.

2

Последние годы

В 1896 году состояние его здоровья резко ухудшилось после перенесенного тифа, грудь болела все чаще, дышать стало тяжелее. Художник все реже выходил на публику все больше времени проводил в своей студии. Не теряя любви к искусству в мае 1897 года, пейзажист отправляется в Италию. Улучшив свое духовное состояние, он возвратился домой и начал обучать юных художников в своей Альма-матер. Его добрый нрав и желание понять окружающих сделали из него прекрасного педагога. Преподавать ему довелось не долго проблемы с сердцем приносили слишком много боли. Что бы поправить здоровье художник отправляется в Ялту, но увы это не помогло. Возвращается депрессия Исаак все чаще говорит близким о своей скорой кончине, дышит с трудом, а сердце уже не стучит, а хрипит. 22 июля 1900 года художник умер в своей мастерской оставив десятки не законченных картин.

Занимательная информация

  1. Комната на Тверской.

Живя некоторое время в Москве, Левитан снимал комнату на Тверской. Интересно, что хозяйка брала плату не деньгами, а этюдами, которые сама выбирала.

  1. Депрессия.

За несколько месяцев до смерти Левитан впал в депрессию.

  1. Учитель чистописания.

После окончания училища Левитан получил диплом учителя чистописания, звание художника он так и не получил.

  1. Нервозность.

В жизни Левитана иногда наступал период хандры и нервозности. В это время он был очень нервным и раздражительным, часто уничтожал свои полотна, избегал людей, предпочитая находиться в одиночестве. Такие приступы продолжались и после того, как художник стал известным.

  1. Черта оседлости.

Два раз Левитана изгоняли из Москвы за еврейское происхождение (в России была черта оседлости, восточнее которой евреям запрещалось жить). Ему приходилось жить в подмосковских усадьбах. Но художник не отчаивался, он любовался природой и рисовал красивые пейзажи.

  1. Умер от аневризмы аорты, немного не дожив до своего сорокалетия.

Описание картины “Осенний день. Сокольники” Левитана: материалы для сочинения

“Осенний день. Сокольники”.И. Левитан

Исаак Левитан является выдающимся русским художником-пейзажистом. В этой статье представлено описание картины “Осенний день. Сокольники” Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения. Смотрите: Описание других известных картин

Картина “Осенний день.

Сокольники” была написана Левитаном в 1879 году. Картина размером 63,5 х 50 см выполнена маслом на холсте. История создания картины “Осенний день. Сокольники”:

“Как-то зашел Николай Чехов … Левитан хотел показать ему новую картину. Он поставил на стул небольшую, еще не совсем просохшую картину. …Осень. Тихий, печальный день.

Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца; они уже засыпали землю желтыми, золотыми, коричневыми листьями… …картина Чехову в общем нравилась; он сказал только, что она выиграет, если по дороге пойдет красивая женщина.

Чехов уговорил Левитана, и через несколько дней по осенней дороге уже шла молодая женщина в черном платье – ее вписал в картину Чехов. Стала ли картина лучше? Саврасов считал, что картина испорчена. И, возможно, где-то в глубине души Левитан был согласен с ним.

25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. К концу дня приехал Павел Михайлович Третьяков. Вот он подошел к картине «Осенний день. Сокольники». Долго стоял перед ней. Ему понравилась эта русская осень, написанная так задушевно. Он захотел познакомиться с молодым художником. А молодому художнику в первое мгновение захотелось убежать, спрятаться.

Потом он стоял перед Третьяковым, растерянный, застенчивый и очень счастливый, и не знал, что говорить. Третьяков сказал, что картину он купит для галереи и может заплатить за нее сто рублей. Так в Третьяковскую галерею попала первая картина Левитана. Она и до сих пор висит в левитановском зале.” (из книги Н. С. Шер “Исаак Левитан”)Описание картины “Осенний день.

Сокольники” из книги В. Петрова “Исаак Левитан”: “В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились… Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину “Осенний день. Сокольники” (1879 г.).

В ней чисто и совершенно звучат уже специфически левитаноские интонации и достигнута, пожалуй, небывалая для отечественной живописи мера единства этюдной непосредственности и “картинной” поэтической содержательности пейзажа.

Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном (ее Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осенного увядания и человеческого одиночества.

Картина вызывает ассоциации с лирикой осени в русской поэзии, которую знал и любил Левитан и в которой в подобных состояних природы виделись то “грустный взгляд” (Иван Тургенев), то “та кротная улыбка уваданья…” (Федор Тютчев). Плавно изгибающаяся аллея, обрамляющие ее тонкие пожелтевшие клены и темпные высокие хвойные деревья, влажная дымка воздуха – все в картине “участвует” в создаии проникновенного и целостного “музыкального” образного строя.

Замечательно написаны плывущие по пасмурному небу серые облака (отныне “лирика неба”… стала одним из неповторимых достоинств левитановской живописи). “Прочитывается” в “Осеннем дне” влияние и Василия Поленова, и французского живописца барбизонской школы Камиля Коро, одного из любимейших художников Левитана…

Сохранился и совсем маленький, но драгоценный по живописи этюд к этой картине – “Осенние листья”. Картина “Осенний день.

Сокольники” была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценку – была приобретена Павлом Третьяковым, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим в ней не “красоту”, но душу, единство поэзии и правды. Успех картины “Осенний день.

(из книги В. Петрова “Исаак Левитан”, изд-во “Белый город”, 2000 г.)

[править] Карьера

Родился 3 октября (15 октября) или 18 августа (30 августа) 1860 года в м. Кибарты в Августовской губернии (Сувалкской губернии) в бедной, но образованной еврейской семье. Отец, Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877), сын раввина, после окончания Виленского раввинского училища самостоятельно изучил французский и немецкий языки, работал на разных станциях железной дороги (работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания), а примерно в 1870 году перевёз семью в Москву и зарабатывал частными уроками. В семье Эльяша и Баси Левитан было два сына Авель и Исаак и две дочери Тереза и Эмма. Один из братьев — Авель Ильич Левитан — также стал художником. Существует мнение о сефардском происхождении Левитана со стороны отца.

Около середины 1870-х годов был принят в Императорское училище живописи и ваяния, которое и окончил по классу профессора Саврасова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1873 года) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова, в 1880—1881 годах окончил натурный класс училища, а в 1884 или 1885 или 1886 году окончил училище с дипломом учителя рисования (чистописания).

После смерти матери (1875) и отца (1877) для Левитана, его брата и сестёр наступило время крайней нужды, они даже остались без крова. Левитан часто ночевал тайком в училище и жил впроголодь, получая эпизодически пособия, а с октября 1879 года — небольшую стипендию.

В марте 1877 года две работы молодого художника, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, Левитан получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

Много лет бедствовал и не имел собственного жилья (лишь в конце 1889 года богатый художник-любитель С. Морозов уступил Левитану свою мастерскую с квартирой при ней).

С мая 1879 года, в связи с изгнанием евреев из Москвы, был вынужден (вместе с братом, сестрой и зятем) жить в деревне Салтыковка в Подмосковье, где написал картину «Осенний день. Сокольники», приобретённую П. М. Третьяковым для своей галереи.

В 1880 году впервые был допущен на передвижную выставку.

В апреле 1885 года поселился в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.

С марта 1891 года — член Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1892 году как «лицо иудейского вероисповедания» снова был вынужден оставить Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому времени относится картина «Владимирка» (1892), на которой изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

В 1898 году — академик пейзажной живописи Императорской Академии художеств. Стал преподавателем.

С 1898 года, с возникновением кружка художников, сгруппировавшихся вокруг журнала «Мир искусства», стал участвовать в их выставках.

В последние годы тяжело болел.

Автор более 1000 работ.

22 июля (4 августа) 1900 года скончался в Москве.

Был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.

В 1949 году, в период борьбы с космополитами, в журнале «Искусство» № 5 утверждалось, что творчество Левитана ведёт в «опасные лабиринты индивидуализма».

Личная жизнь

В 1938 году Левитан женился на Раисе, студентке иностранных языков. В 1940 году в семье произошло пополнение — родилась дочь Наташа. Однако спустя 11 лет совместной жизни Раиса полюбила другого человека, и супруги развелись. Всю свою жизнь они оставались друзьями.

С женой и дочерью

Юрий Борисович не женился снова. Он жил с дочерью и глубоко привязанной к нему тещей Фаиной Львовной. В это время у него уже была своя квартира рядом с улицей Горького (современной Тверской улицей). Фаина Львовна всегда очень поддерживала зятя и помогала ему растить свою внучку.

Несчастья преследовали потомков Левитана. Его дочь Наталья, по мужу Сударикова, была убита собственным сыном. Ему поставили диагноз шизофрения и отправили на лечение. Вскоре после освобождения его тело было найдено в московском парке. На нем не было следов насилия, и обстоятельства смерти так и остались невыясненными.

Пейзажи

Левитан был участником выставок Товариществоа передвижников (с 1884, с 1891 – чл.), Московского общества любителей художеств (1886, в 1911 общество организовало ретроспективную выставку Левитана), мюнхенского Сецессиона (с 1897), объединения «Мир искусства» (с 1898).

Чувство бездомности усугублялось у Левитана его особым положением в русской художественной жизни его времени. Движение русской природы поэтизировал А. Саврасов, драматизм перемен — Ф. Васильев, а её эпическое величие выявляли с трезвой точностью И. Шишкин и с романтическим пафосом А. Куинджи. Её обыденные уголки уже В. Поленов часто делал мотивом своих созерцательных пейзажей.

Для бесприютного еврея Левитана в русской природе впервые открылось волшебство их созвучности эмоциям человека и возможность воплощать его интимнейшие переживания средствами пейзажной живописи. В своем творчестве Левитан сделал зримым «трав прозябанье» (Е. Баратынский), проник в тайну «слышимой тишины» (И. Тургенев), слил воедино «и темный бред души, и трав неясный запах» (А. Фет).

Вместе с Коровиным и Н.А. Клодтом Левитан стоял у истоков художественного кружка «Среда». Творческое восприятие русской традиции пейзажной живописи привело Левитана от детализации и жанрово-повествовательной трактовки к так называемому пейзажу настроения. Никто из пейзажистов не смог с такой простотой и поэтичностью передать типично русские мотивы.

В картинах, писавшихся по этюдам с натуры, Левитан, чтобы сохранить изначальную свежесть восприятия природы и владевшее им настроение, опускал подробности, обозначал порой детали двумя–тремя точными мазками, добивался ощущения трепетной зыбкости световоздушной среды, окутывающей ландшафт. Новизна его пейзажей, близких по письму работам французских художников так называемой барбизонской школы, а по одухотворенности — произведениям К. Коро, долго не находила понимания и часто вызывала издевательские отзывы в печати.

Многие годы Левитан был связан с Товариществом передвижных выставок (член с 1891 г.), но всегда был чужим ему, так как почти не следовал его программе социального обличения. Чужаком оказался Левитан и для художников объединения «Мир искусства», с которыми сблизился в конце 1890-х гг. на почве поисков выразительной художественной формы, но не мог принять их основной лозунг «искусство для искусства».

В начале 1890-х гг. созданный Левитаном жанр так называемого пейзажа настроения стал служить ему для выражения сложных раздумий о жизни. Его занимают жуткая затаенность природы, грозящей бедами («У омута», 1892), и ее тихая озаренность, сулящая душевный покой («Вечерний звон», 1892), неизбывное уныние мест, ознаменованных скорбью народа («Владимирка», 1892), и загадка отношений недолгого человеческого бытия и извечной необжитости неоглядных просторов («Над вечным покоем», 1894).

Непрестанные искания приблизили Левитана к приемам письма импрессионистов, работы которых он видел во время поездок во Францию, Италию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). Но его не увлекали стихия светоносного цвета и принципиальная «этюдность» их произведений, и он остался верен пониманию картины как воплощения синтетического художественного образа. Картина «Озеро. Русь» (1900, не окончена) синтезирует в себе тему величавой бескрайности России и просветленное жизнеутверждение, которое в полотнах Левитана («Свежий ветер. Волга», 1891–95; «Март», 1895, и других) все чаще стало вытеснять характерное в целом для его творчества меланхолическое настроение.

Даже антисемитская газета «Новое время» признала, что «этот чистокровная еврей знал, как никто другой, как заставить нас осознать и любить обычные домашние сцены своей страны (29 июля 1900)».

В 1897 году он был избран действительным членом мюнхенского общества «Сецессион». В марте 1898 г. Левитан получил звание академика живописи. С 1898 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тяжелая болезнь сердца и смерть в 1900 году помешали ему создать собственную школу русского пейзажа, но влияние Левитана на развитие русской пейзажной живописи в 20 в. было решающим. Левитан был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.

Иллюстрации

И.И.Левитан.

Фотография. Конец 1870-х – начало 1880-х. ОР ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Осенний день. Сокольники. 1879

Холст, масло. 63,5 × 50. ГТГ

А.И.ЛЕВИТАН. Портрет И.И.Левитана. 1879

Холст, масло. 33,3 × 24. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Осень. Дорога в деревне. 1870-е

Холст, масло. 65 × 43. ГТГ

А.И.ЛЕВИТАН. Автопортрет. 1881

Литография Частное собрание Воспроизводится по изд.: Пером и карандашом. Альбом из автографов русских писателей, художников, актеров и музыкантов-компо- зиторов. СПб., 1891.

И.И.ЛЕВИТАН. Вечер на пашне. 1883

Холст, масло. 43,3 × 67. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Зимой в лесу. 1885

Холст, масло. 55 × 45. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Мостик. Саввинская слобода. 1884

Этюд. Холст, масло. 25 × 29. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Бабкино. Дом Киселевых. 1885.

Дом-музей А.П.Чехова, Ялта

И.И.ЛЕВИТАН. Аллея. Останкино. Начало 1880-х

Холст на картоне, масло. 54,3 × 43,6. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Дуб. 1880

Холст, масло. 57,5 × 57,6. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. В Крымских горах. 1886

Холст, масло. 36,5 × 67. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Крым. В горах. 1886

Неоконченный этюд. Бумага на холсте, масло. 20 × 23,4. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Сакля в Алупке. 1886

Этюд. Бумага на картоне, масло. 19,5 × 33. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Портрет художницы Софии Петровны Кувшинниковой (1847–1907). 1888

Холст, масло. 88 × 57. Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург

А.С.СТЕПАНОВ И.И.Левитан и С.П.Кувшинникова на этюдах. 1887

Воспроизводится по изд.: Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография. М., 1966

И.И.Левитан со своей собакой Вестой на охоте Фотография. До 1893

Государственный литературный музей, Москва

Дом-мастерская И.И.Левитана в Большом Трехсвятительском переулке в Москве.

Фотография. 1890-е

Государственный литературный музей, Москва

И.И.ЛЕВИТАН. Осень. Мельница. Плёс. 1888

Холст, масло. 41 × 65. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Близ Бордигеры на севере Италии. 1890

Бумага на холсте, масло. 24 × 33. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Берег Средиземного моря. 1890

Холст, масло. 41 × 59. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Березовая роща. 1889

Бумага на холсте, масло. 28,5 × 50. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Вечер. Золотой Плёс. 1889

Холст, масло. 84,2 × 142. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. После дождя. Плёс. 1889

Холст, масло. 80 × 125. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Вечерний звон. 1892

Холст, масло 87 × 107,6. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Владимирка. 1892

Холст, масло. 79 × 123. ГТГ

А.Н.Турчанинова.

Фотография Воспроизводится по изд.: Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография. М., 1966

И.И.ЛЕВИТАН. Осень. Усадьба (Осень. Дача). 1894

Бумага, пастель. 48 × 63. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

И.И.ЛЕВИТАН. Свежий ветер. Волга. 1895

Холст, масло. 72 × 123. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Золотая осень. 1895

Холст, масло. 82 × 126. ГТГ

В.А.Серов пишет портрет И.И.Левитана в его мастерской.

Фотография. 1892–1893.

Государственный литературный музей, Москва

И.И.Левитан. (стоит второй слева) в группе художников ТПХВ.

Фотография. 1899. ОР ГТГ

И.И.Левитан в мастерской за работой над картиной «Осень. Вблизи дремучего бора» (1895–1898, местонахождение неизвестно)

Фотография. Вторая половина 1890-х. Государственный литературный музей, Москва

И.И.ЛЕВИТАН. Остатки былого. Сумерки. Финляндия. 1897

Холст, масло. 57 × 87. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Весна – большая вода. 1897

Холст, масло. 64,2 × 57,5. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Последние лучи солнца. 1899

Холст, масло. 80 × 86. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Сумерки. 1899

Картон, масло. 50,5 × 74. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Озеро. 1899–1900

Холст, масло. 149 × 208. ГРМ

П.П.ТРУБЕЦКОЙ. Портрет И.И.Левитана. 1899

Гипс тонированный. 41 × 27 × 33. ГРМ

Л.С.БАКСТ. Портрет И.И.Левитана 1899

Литография

И.И.ЛЕВИТАН. Летний вечер. 1900

Картон, масло. 49 × 73. ГТГ

И.И.ЛЕВИТАН. Уборка сена. 1900

Картон, масло 58,5 × 89,4 ГТГ

Памятник на могиле И.И.Левитана на Новодевичьем кладбище в Москве. Современная фотография

Мемориальная табличка на Доме-мастерской И.И.Левитана в Большом Трехсвятительском переулке. Современная фотография

Смысл картины «Над вечным покоем»

Русские художники XIX века часто делились замыслами картин в переписке с друзьями и меценатами. Левитан не исключение. Поэтому смысл картины «Над вечным покоем» известен со слов художника.

Художник пишет картину как будто с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей.

Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.

Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.

Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894. Третьяковская галерея, Москва.

Церквушка не выдумана. Художник запечатлел ее в Плесе и перенёс на простор озера Удомля. Вот на этом этюде она вблизи.

Исаак Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888. Частная коллекция.

Мне кажется, эта реалистичность прибавляет веса левитановскому высказыванию. Не абстрактная обобщенная церквушка, а самая настоящая.

Вечность не пощадила и ее. Она сгорела 3 года спустя после смерти художника, в 1903 году.

Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви. 1888. Третьяковская галерея, Москва.

Ничего удивительного, что такие мысли посещали Левитана. Смерть неотступно стояла за его плечом. У художника был порок сердца.

Но не удивляйтесь, если картина вызовет у Вас другие эмоции, не похожие на левитановские.

В конце XIX века было модно размышлять в духе «люди — песчинки, которые ничего не значат в огромном мире».

В наше время мировоззрение другое. Все-таки человек и в открытый космос выходит, и в интернет. И роботы-пылесосы бороздят наши квартиры.

Роль песчинки человека современного решительно не устраивает. Поэтому «Над вечным покоем» может вдохновлять и даже успокаивать. А страх и вовсе не почувствуете.

Литература

  • Константин Паустовский. «Исаак Левитан». Повесть о художнике. — М.,
  • Изабелла Гинзбург. И. Левитан. — Л.—М.: Искусство,
  • Михаил Нестеров. «Давние дни», Воспоминания о Левитане.
  • М. С. Левитан, Исаак Ильич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Иван Евдокимов. «Левитан». — М.,
  • Сергей Глаголь и Игорь Грабарь (предисловие). Монография о Левитане. — СПб,
  • С. А. Пророкова. «Левитан» (серия ЖЗЛ). — М.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Софья Петровна и Левитан» (в книге «Дни моей жизни»). — Л.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Старшие». //Ж. Вестник Европы, , № 11.
  • В. А. Прытков. «Левитан». — М.,
  • А. А. Фёдоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». — М.,
  • В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «Дому с мезонином» (в книге «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губ. Книга 1.»). — СПб,
  • Н. П. Смирнов. «Золотой плёс. Повесть о Левитане». //Ж. Охотничьи просторы. — М.,
  • И. И. Левитан. Письма, документы, воспоминания (общ. ред. А. Фёдорова-Давыдова). — М.,
  • И. И. Левитан, А. П. Чехов. (в книге Знаменитые россияне в истории Удомельского края (состав. Д. Л. Подушков). — Тверь,
  • М. А. Рогов Тайна происхождения И. И. Левитана и ее возможное влияние на его творчество // XIV Плёсские чтения: материалы научно-практической конференции, Плёс, 13-14 ноября 2015 г. — Иваново, 2016, с. 126—131

Художник плачет

Спустя много лет уже зрелый Левитан запутался в человеческих отношениях. 

Он сильно увлекся Анной Николаевной Турчаниновой, женой питерского сенатора Ивана Турчанинова. 

В то же время старшая дочь Анны Николаевны, двадцатилетняя Варя, полюбила Левитана. Полюбила как-то ошалело, безудержно.

 Соперничество между матерью и дочерью очень тяжело переживал виновник этой драмы. И вновь упадочные настроения и попытка разрешить все с помощью выстрела. 

Вновь письмо — мольба к Чехову: «Ради Бога, если только возможно, приезжай ко мне хоть на несколько дней. Мне ужасно тяжело, как никогда».

«Осеннее утро» 1887

Были эти метельные страсти, немного салонные романы, но Левитан так никогда и не женился. «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может, потому, что даже лучшие из них — собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное — суета сует…» Только в работе он очищается от этой «суеты сует», от темных страстей, от черной тоски. Душа в своей неизбывной раздвоенности между высшим и низшим поднимается ввысь.

«Осень» 1896 г. Акварель, бумага

Чёрно-белый взмах пустых ветвейЗаштриховывает изморозь тумана,Ветер, как библейский Моисей,Водит тучи в небе неустанно.Словно после службы капеллан,Ель со скрипом гнет больную спину.Несмотря на рыжий сарафан,Вся дрожит от холода осина.Присмирела бурная река,Сжатая крутыми берегами,В ней теперь, как в небе, облакаБродят безнадзорными стадами.Под ногами только грязь и сор,Как в деревне после балагана,И такой безрадостный простор,Словно жизнь закончилась нежданно.

В его пейзажах есть печаль, но в большинстве картин это не горько-безотрадное чувство, а печаль высокая, тонкая, светлая печаль. И здесь великая тайна общения Бога и человеческой души — в прикосновении к красоте Божественного мира душа «просветляется». Художник Коровин, приятель Левитана, вспоминает совместные походы на этюды: «Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были таинственны. Была печаль в вечернем свете. — Что с вами? — спросил я Левитана. Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы. — Я не могу, — как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это — как музыка. Но какая грусть в лучах, в последних лучах».

«Вечер на Волге» 1888 г. Холст, масло 50 х 81 Государственная Третьяковская галерея

Не есть ли прекрасное, как говорил Данилевский, духовное начало в материи? У Левитана это чувство сокровенной красоты мира реально настолько, что настигает иногда слезами. Это слезы о высшем, о чистоте, о глубокой тайне мироздания, которую так сильно чувствовал сам художник: «Как странно все это и страшно, и как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира — земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть».

Есть эта тайна и печаль в неподвижной дреме бескрайней Волги в картине «Вечер на Волге», и в преддверии ночной мглы в пейзаже « Последние лучи солнца. Осиновый лес», и в лунном свете в картине «Сумерки. Стога». 

Левитан утверждал, что только в России может быть настоящий пейзаж. Этот особый печальный русский колорит есть и в картинах «Весна. Большая вода», «Деревня», «Ветхий дворик», «Половодье»: эти оголенные беззащитные березки на фоне нежно-голубого неба; бедные избы под соломенной крышей — здесь все пронизано сердечной тихой печалью, щемящим чувством земного сиротства. Но над всем этим словно слышится христианский вздох об утешении.

«Последние лучи солнца. Осиновый лес». 1897г.

Биография

Голос этого человека стал поистине легендарным, принеся его обладателю славу, почет и построив успешную профессиональную карьеру. Редкий талант, даже дар, сделал Юрия Левитана гостем в каждом доме на территории всего советского союза. Он приносил в каждую семью радостные и грустные новости, сообщал информацию о важных документах государственного значения.

Диктор Левитан стал голосом целой эпохи в истории страны, пережив вместе со всеми одно из самых тяжелых испытаний, которое доводилось преодолевать советскому народу. Фраза «Говорит Москва» стала фирменной карточкой Юрия Борисовича.

Родители Юрия Левитана

Настоящее имя и отчество Левитана при рождении – Юдка Беркович. Он был рожден в 1914 году в городе Владимир. Национальность семьи была общеизвестной и по внешним признакам, и по именам – евреи. Мальчик рос невысоким, достаточно щуплым, с очень буйной кудрявой шевелюрой.

С самого юного возраста Юрий выделялся среди ровесников невероятно сильным голосом – его часто просили соседи созвать их ребят домой, и тогда голос Левитана можно было услышать даже через реку. Громогласный Юра был любимчиком у всех соседей, имел много друзей и рос счастливым ребенком.

С детства целеустремленный Юрий мечтал связать свою жизнь с кинематографом, он грезил о славе и всесоюзной известности. Такой, чтобы к нему подбегали на улицах и просили оставить автограф. Во Владимире он получил направление на пробы в профильный техникум.  

Юрий Левитан (второй слева) с одноклассниками

Окончив школу, Левитан приезжает в Москву и не проходит этап отбора приемной комиссией. Конечно, актера в Юрии Борисовиче не разглядели – невысокий рост, худощавое телосложение, специфический говор, непродуманный внешний вид и отсутствие ясного имиджа помешали диктору стать звездой кино и телевидения.

Возможно, мир так и не узнал бы о Левитане, если бы сама судьба не подсказала ему попробовать свои силы в работе на радио. По дороге с проб в техникум Юрий увидел невзрачное объявление о том, что открылся набор дикторов. Он решил испытать удачу и не прогадал.

Конечно, приемная комиссия сначала не восприняла паренька всерьез. Он предстал перед комиссией невзрачным юношей, в спортивной одежде и с непонятной прической. Тем более, у него был сильный региональный акцент. Однако голос Левитана поразил профессионалов – он был столь четким, сильным и тягучим, тембр был редким, почти уникальным. Ему сразу предложили стажировку на радио в составе группы учеников при Радиокомитете.

Юрий Левитан на радиостанции

Юрий Борисович начинал с роли разносчика газет и варщика кофе для именитых дикторов. Это было днем, а ночью он проводил многие часы, работая над своим произношением. Он читал все подряд – прозу, стихи, новости, делал это стоя, сидя, постоянно меняя положение, иногда даже вставая вверх ногами.

Будущий главный диктор страны методично избавлялся от «оканья», ставил речь и развивал свои богатые природные голосовые данные. Делал свой голос еще более звучным, мелодичным и всепоглощающим. Постепенно его стали выпускать в ночной эфир – Левитан читал свежие выпуски периодических газет, чтобы жители отдаленных регионов страны могли первыми услышать самые главные новости Москвы.

Малая родина и семья

Родился в 1860 году (по разным данным 30 августа или 15 октября) в маленьком городке Кибарты, в то время принадлежавшем Российской империи. Сейчас это город Кибартай и территория Литвы. В небогатой интеллигентной еврейской семье было четверо детей: два сына, две дочери. Отец Илья Абрамович, самостоятельно и успешно изучавший языки, стремился к улучшению материального положения семьи. Получение детьми хорошего образования также входило в его планы, к тому же сыновья подавали некоторые надежды как имеющие художественные наклонности. Поэтому в 1870-х годах он перевёз семью в Москву.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий