Израиль

Еврейский вопрос и Сталин

Правовое и социальное положение российских евреев радикально улучшилось именно после Октябрьской революции.Революция предоставила в 1921—1930 годах возможность евреям переселиться в Москву и другие крупные города СССР, поскольку была ликвидирована черта оседлости. Так в 1912 году в Москве проживали 6,4 тысячи евреев, в 1933 году — 241,7 тысячи. Население Москвы выросло за эти годы с 1 млн. 618 тыс. до 3 млн. 663 тыс. Другими словами, еврейское население Москвы росло в 17 раз быстрее, чем население других народов и народностей.

Советское руководство не препятствовало проникновению евреев на ключевые позиции в государстве. В частности, из мемуаров академика Понтрягина (учёный-математик, 1908 — 1988) можно узнать, что в 1942 году 98% выпускников физфака МГУ составляли евреи. После же войны некая аспирантка пожаловалась Понтрягину, что «евреев затирают, в прошлом году в аспирантуру было принято 39% евреев, а в этом только 25%».

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
О текущем моменте №1(141), 2021г. «Давосская повестка дня 2021», выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания 
(5/1)
Власть над умами: «послание» из Швейцарии 
(4/1)
Свинство матрицы «успешности» и молодёжь  
(5/4)
Путеводные заметки: Свет Лей 
(5/3)
Социогенез – траектория купирования рисков 
(5/1)
О текущем моменте №1(141), 2021г. «Давосская повестка дня 2021», выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания 
(5/1)
Уйгур, новая граница и гульфик Навального 
(4/3)
Власть над умами: «послание» из Швейцарии 
(4/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Коронавирус как средство инициирования глобализации нового типа 
(5/5)
Главный итог уходящего года 
(5/5)
Маски и перчатки убивают 
(5/5)
Контакт с «тонким миром» 
(5/4)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Современные отношения государств

Как сейчас живут Израиль и Палестина? История конфликта чем закончилось? Вопрос без ответа, так как конфликт не исчерпан и в наши дни. Боестолкновения между государствами продолжались на протяжении всего столетия. Об этом свидетельствуют такие конфликты, как Синайская (1956 г.) а также Шестидневная (1967 г.) войны. Таким образом, внезапно возник и долго развивался конфликт Израиля и Палестины.

Следует отметить, что прогресс по достижению мира все-таки был. Примером тому могут быть переговоры, которые прошли в Осло в 1993 году. Между ООП и государством Израиль было подписано соглашение о введении в Секторе Газа системы местного самоуправления. На основе этих соглашений в следующем, 1994 году, была основана Палестинская национальная администрация, которую в 2013 году официально переименовали на Государство Палестина. Создание этого государства не принесло долгожданного мира, конфликт между арабами и евреями еще далек от разрешения, так как его корни очень глубоки и противоречивы.

Достопримечательности Израиля

В Израиле очень много самых разных достопримечательностей. Многие из них являются святыми местами для иудеев, христиан и мусульман. Какие же самые лучшие достопримечательности в Израиле? Короткого ответа на этот вопрос нет. В десятку лучших достопримечательностей в Израиле, на наш взгляд, могут войти следующие:

Крепость Давида в Иерусалиме

Эта крепость была построена иудейским царем Иродом Великим. Раньше в крепости Давида было три башни. Однако, до наших дней сохранилась только нижняя часть одной из башни. Сейчас в крепости Давида находится музей истории Иерусалима.

Церковь Иоанна Крестителя в Иерусалиме

Церковь Иоанна Крестителя была построена в VIII веке. Таким образом, она является одной из самых старых церквей в Иерусалиме. В раннее Средневековье Церковь Иоанна Крестителя разрушили, но в XI веке ее восстановили.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Считается, что этот храм построен на том месте, где был распят Иисус Христос. Инициатором строительства храма Гроба Господня в Иерусалиме была Юлия Елена Августа, мать римского императора Константина. Строительство храма было закончено в 335 году.

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Этот храм построен на том месте где, как полагают, родился Иисус Христос. Со временем вокруг храма Рождества Христова было построено несколько монастырей.

Замок Монфор

Строительством замка Монфор занимались в первой половине XIII века тевтонские рыцари. В 1271 году султан Египта Бейбарс захватывает этот замок, и с тех пор его больше никто не восстанавливал.

Гефсиманский сад в Иерусалиме

Считается, что в Гефсиманском саде беседовал со своими учениками Иисус Христос. Там же он и был арестован.

Крепость Бельвуар

Эту крепость построили рыцари-госпитальеры в XII веке. Правда, раньше на ее месте уже были укрепления крестоносцев. В середине 1960-х годов в крепости Бельвуар начались археологические раскопки.

Мечеть Омара

Это сооружение еще иногда называют мечеть аль-Акса. Она была построена в конце XII веке на месте Соломонова храма, где, согласно преданиям, когда-то хранился Ковчег.

Усыпальница Махпела в Хевроне

В этой усыпальнице похоронены библейские патриархи Авраам, Исаак и Яаков. Усыпальница Махпела является святым местом для иудеев, христиан и мусульман.

Монастырь ордена кармелитов в Хайфе

Монастырь ордена кармелитов в Хайфе построен в XII веке на библейской горе Кармель. Именно на этой горе, как полагают, жиль когда-то Илья-пророк.

ГЛАВА III

БИБЛЕЙСКИЙ АНТРОПОГЕНЕЗ.

ДОБРОЕ И ЗЛОЕ НАЧАЛА В МИРЕ

1. Антропогенез в Священническом кодексе
2. Антропогенез в версии Яхвиста
3. Каин и Авель. Доброе и злое начала в мире

ГЛАВА IVГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАКЛИЗМ КАК НАКАЗАНИЕ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗЛО. БИБЛЕЙСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАЯЗЫКЕ
1. Всемирный Потоп
2. Вавилонское столпотворение. Попытки обретения бессмертия

ГЛАВА V
БИБЛЕЙСКИЕ И ХАНААНЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕССМЕРТИИ ДУШИ, ПОТУСТОРОННЕМ МИРЕ И ЗАГРОБНОМ ВОЗДАЯНИИ
1. Библейские представления о Шеоле. Идея загробного воздаяния в книгах Последних Пророков и Писаниях
2. «Дух» и «душа» человека
3. Библейский монотеизм и полемика с культом предков. Библейские и ханаанейско-аморейские представления о душе в потустороннем миреI. Библейский запрет на поклонение духам предковII. «Деифицикация» духов предков
III. Этимология термина «Израиль» в свете борьбы монотеистов с ханаанейским культом духов предковIV. РефаимыV. Идея о существовании загробной жизни и воздаяния в Пятикнижии?

Кухня

Большинство израильтян родились в самых разных странах. Они принесли кулинарные традиции этих стран в Израиль. Поэтому в Израиле можно встретить очень широкий ассортимент блюд, которые своим происхождением обязаны, например, Ирану, Ираку, Ливану, Египту, Турции, Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Венгрии, Польше, Украине и России. Кроме того, в израильской кухне заметны арабские кулинарные традиции.

Туристам в Израиле мы советуем обязательно попробовать:

— «Гефилте» — рыбные шарики (чаще всего их делают из карпа); — Kneidlach – клецки, сделанные из мацы, которые добавляют в суп; — Fazuelos – традиционная израильская выпечка; — «Хоменташен» — маленькие пирожки с разной начинкой (абрикосы, орехи, яблоки, вишня); — «Латкес» — жареные блины, сделанные из муки, яиц и картофеля (очень часто их подают с чесноком и луком); — «Креплах» — маленькие клецки, фаршированные картофельным пюре и мясным фаршем; — «Цимус» — традиционное еврейское блюдо, которое состоит из моркови, фасоли и нута (часто добавляют чернослив и изюм); — «Птитим» — изделия из пшеничной муки. Птитим или едят как гарнир, или добавляют в суп.

В Израиле советуем туристам попробовать «лимонану» — безалкогольный напиток (его делают из лимонного сиропа или сока лимона, воды и мяты).

Традиционный алкогольный напиток в Израиле – арак, который приправлен анисом (крепость этого напитка может превышать 40 градусов).

Условия резолюции ООН по решению конфликта

Согласно резолюции ООН от 29 ноября 1947 года, территория Палестины разделялась на два независимых государства – арабское (площадь 11 тыс. кв. км) и еврейское (площадь 14 тыс. кв. км). Отдельно, как и планировалось, была создана интернациональная зона, на территории города Иерусалим. К началу августа 1948 года английские колонисты, согласно плану, должны были покинуть территорию Палестины.

Но, как только еврейское государство было провозглашено, а премьер-министром стал Бен-Гурион, радикальные сионисты, которые не признали независимость арабской части палестинских земель, в мае 1948 года начали боевые действия.

[править] Территория

Территорию современного Израиля можно условно разделить на собственно Израиль и оккупированный, частично автономный Западный Берег. Израиль граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом.

География

Израиль сочетает в себе несочетаемое. Изрядная часть территории в центре страны, на юге и ближе к иорданской границе покрыта пустынями — Иудейской и Негевом. Северная часть Израиля лучше увлажнена и более гориста, есть даже гора, где во многие годы не сходит снежный покров. Крайний юг страны (Эйлат) — субтропический курорт на берегу Красного моря.

Страна имеет выход к 2 морям — Средиземному (протяженное ровное побережье) и Красному (всего 12 км побережья на крайнем юге). Главная река — Иордан. Есть несколько внутренних водоемов с достаточно большой площадью зеркала — Мертвое море, Кинерет.

Климат

Жаркий, особенно в пустынях и Иудейских горах. Сезонно дует хамсин с песком из Саудовской Аравии. Бывают ливни (север, Иерусалим и центр), 2-3 раза в ХХ веке наблюдалось не очень выраженное цунами с разрушением инфраструктуры портов на Средиземном море, но без жертв.

История согласно Библии

Единое царство

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника — в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. (По Закону Моисееву совершать всесожжение имеет право только первосвященник.) В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. (Известна фраза: «Саул убил тысячи. Давид убил десятки тысяч».) Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. (Напомним: Давид по закону имел полное право сместить Саула с царского престола, но не воспользовался этим правом.) В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010—931 до н. э.) — золотой век Израильского царства. В 1010 г до н. э. Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (930 год до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северно-Израильское царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Вавилон и разрушение Иерусалимского храма

Но история не была бы историей, если бы после головокружительных успехов не последовали сокрушительные падения. Смерть царя Соломона повлекла за собой бурное восстание, которое разделило государство на два царства. Первая часть – северная, со столицей в Самарии, вторая часть южная – Иудея, со столицей в Иерусалиме. Северный Израиль существовал порядка 200 лет, но в 722 году до нашей эры Ассирия захватила эту часть. В свою очередь Иудейское царство отпраздновало 350 лет независимости, но в 586 году до нашей эры пало под напором Вавилона. Обе части были покорены, а результатом стало разрушение Иерусалимского Храма, который возводил царь Соломон как символ единения народов. Народ Северного Израиля был изгнан, а жители Древней Иудеи попали в плен царя Навуходоносора. В истории это событие получило название Вавилонского пленения. Несмотря на то что еврейской государственности пришел конец, свое начало взяла еврейская диаспора, и именно после этих событий иудаизм стал развиваться как религия и образ жизни за пределами Древнего Израиля. Спасибо за это следует сказать только евреям, которые, несмотря на то что были разбросаны по всему миру, сумели сохранить свою историю, традиции и самобытность.

Сионизм и Декларация Бальфура

Началась широкая колонизация евреями палестинских земель. Этому сопутствовала пропаганда национальной еврейской идеологии – сионизма, что предусматривала возвращение еврейского народа на их родину – Израиль. Свидетельством этого процесса является так называемая Декларация Бальфура. Она представляет собой письмо лидеру сионистского движения от британского министра А. Бальфура, которое было написано еще в 1917 году. В Письме оправдываются территориальные претензии евреев на Палестину. Декларация имела значительный общественный резонанс, фактически она начала конфликт.

Государство Израиль: исторические корни

Земля Обетованная (или Древняя Палестина) была очагом еврейского народа с XIII века до нашей эры. Здесь возникли государства Иудея и Израиль, которые впоследствии переходили из рук в руки к различным империям. Окончательно Израиль потерял свою независимость в 70 году нашей эры. А после восстания Бар-Кохбы в 135 году римляне изгнали из страны значительное число евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирию Палестинскую, чтобы стереть память об еврейском пребывании в этих местах.

Однако в XIX веке, после двух тысячелетий притеснения и неприятия народа в Европе, возникли идеи его возвращения на историческую родину и образования им собственного государства. Эти соображения легли в основу идеологии сионизма, отцом-основателем которой принято считать Теодора Герцля. В 1896 году он выпустил в свет памфлет «Еврейское государство», где детально описал программу организации «еврейского дома» не только с его основополагающими законами, военной сферой, социально-экономической политикой, но и государственными символами.

Давид Бен-Гурион провозглашает независимость. 14 мая 1948 г. (pinterest.com)

Год спустя в швейцарском Базеле состоялся Первый сионистский конгресс, на котором была образована Всемирная сионистская организация (ВСО) и принята «Базельская программа», главная цель которой состояла в формировании «дома» для единой еврейской нации.

Посадка деревьев в честь Ту би-Шват. (pinterest.com)

До 1915 года главными ориентирами сионистского движения были Германская и Османская империи. Однако в разгар Первой мировой войны политический центр сионистов перекочевал на Туманный Альбион. В ноябре 1917 года сэр Артур Джеймс Бальфур, возглавлявший министерство иностранных дел Великобритании, в официальном послании лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду, одному из деятелей британской еврейской общины, выказал одобрение на «образование в Палестине очага для еврейской нации». Этот меморандум, названный впоследствии «Декларацией Бальфура», тут же попал на страницы газеты «Таймс». А сионисты, не желая оставаться в должниках, организовали «Еврейский легион», ставший для Великобритании большим подспорьем в деле покорения Палестины.

В следующем, 1918-м, году «Декларация Бальфура» была одобрена сначала Францией, затем Италией, американским президентом Вудро Вильсоном, спустя четыре года — конгрессом США и Лигой Наций. Последняя, опираясь на итоги конференции в Сан-Ремо (1920 год), где «Декларацию» утвердили как фундамент послевоенного урегулирования в Палестине, в 1922 году предоставила Великобритании мандат на Палестину, преследуя цель установить в стране необходимые условия для создания очага для еврейской нации.

Кибуц Рухама, Негев, 1940−1950-е гг. (pinterest.com)

В действительности в планы Великобритании не входила организация еврейского государства. И все же некоторые действия, направленные на формирование в Палестине «еврейского дома», она поощряла. Что касается арабского населения, то британская политика воспринималась им в штыки. Все это привело к тому, что в 1936—1939 годах началось арабское восстание. Как грибы после дождя росли еврейские военные подпольные объединения: «Хагана», «Иргун», «Лехи». Закончилось все тем, что британское правительство выпустило «Белую книгу», сильно ограничившую и фактически запретившую иммиграцию евреев в Палестину. Было это очень некстати — начиналась Вторая мировая война.

Уличный торговец продает флаги. (pinterest.com)

ОТ СИНАЯ ДО МОАВА

I. Ранние материалы, составляющие книгу Числ
Числа в книге Числ (экскурс)

II. Тридцать восемь лет в оазисе Кадеш-Барнеа

III. Переход на равнины Моава

1. Сихон Аморейский и ‘Ог Башанский
2. Бил’ам, сын Бе’ора. Фрагменты «Книги Бил’ама» из Телль Дейр ‘Алла
3. Завершение земного пути Моисея. Песнь Моисея (Втор. 32) и Благословение Моисея (Втор. 33)

ЗАВОЕВАНИЕ ИЗРАИЛЬТЯНАМИ ХАНААНА. ЭПОХА СУДЕЙ

1. Основные научные концепции поселения Израиля в Ханаане
2. Ранние письменные источники, упоминающие о пребывании Израиля в Ханаане. Расселение колен ИзраилевыхЛевиты (Экскурс)
3. Социально-политическая структура древнеизраильского общества в эпоху Судей. Культовые центры израильтян в домонархический период

ГЛАВА VIЕДИНОЕ ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО. САУЛ, ДАВИД И СОЛОМОН

Попытки установления царской власти в эпоху Судей

Царь Саул (ок. 1030 ? — ок. 1009 гг. до н. э.)Израиль и филистимлянеЦарство Саула. Культовый центр и первая столица Израильского царства Гив’ат ха-‘Элохим/ Гив’онДавид (ок. 1009/1001-969 гг. до н. э.)Приход Давида к властиГосударство Давида. Иерусалим — столица ИзраиляДавид в арамейской надписи из Тель Дана и моавитской Стеле Меши Соломон (ок. 970/969-931 гг. до н. э.)Социально-политические и экономические аспекты царства СоломонаХрам ГОСПОДА в Иерусалиме. Строительная активность Соломона. Укрепление армии. Некоторые аспекты религиозной политикиКризисные явления во второй половине царствования Соломона

ЭПОХА ДВУХ ЦАРСТВ: ИУДЕЯ (ЙЕХУДА) И ИЗРАИЛЬ

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЦАРЕЙ ИУДЕИ (ЮЖНОЕ ЦАРСТВО) И ИЗРАИЛЯ (СЕВЕРНОЕ ЦАРСТВО)

1. Раскол единого Израильского царства2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э.-первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н. э.)Рехавам Иудейский и Йаровам ИзраильскийВойны между Иудеей и Израилем Израильская династия Омридов. Культ финикийского Баала в Израиле. Пророки YHWH ГОСПОДА Илия и ЕлисейИудейский царь Йехошафат и его реформы3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиль со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)Иудея с 841 по 790 гг. до н. э.Политический и экономический расцвет Иудеи при царе УззийахуВоенные конфликты по смерти Уззийи. Нечестивое правление АхазаИзраиль при династии Йеху (841-752). Последние израильские цари и падение Самарии4. Иудея от периода царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала Вавилонского плена Правление царя Хизкийаху и его религиозная реформа. Пророк Исайя.Нечестивое царствование и раскаяние МенашшеЦарь Йошиайху и религиозная реформа в ИудееПоследние цари Иудеи. Разгром Иудеи, падение Иерусалима и разрушение Храма вавилонянами. Пророк Иеремия

Острая фаза конфликта 1948-1949 годов

Какой была у таких стран, как Израиль и Палестина, история конфликта? С чего начался конфликт? Попробуем дать на этот вопрос развернутый ответ. Провозглашение независимости Израиля было очень резонансным и противоречивым международным событием. Очень много арабо-мусульманских стран не признали государства Израиль, объявили ему «джихад» (священная война с неверными). В состав арабской лиги, которая воевала против Израиля, входили Иордания, Ливан, Йемен, Египет и Саудовская Аравия. Таким образом, начались активные боевые действия, в центре каких были Израиль и Палестина. История конфликта народов вынудила еще до начала трагичных военных событий около 300 тыс. палестинских арабов покинуть свои родные земли.

Армия арабской лиги была хорошо организованной и насчитывала около 40 тыс. солдат, в то время как Израиль располагал лишь 30 тыс. Главнокомандующим войск арабской лиги был назначен король Иордании. Следует отметить, что ООН призвала стороны к миру и даже разработала мирный план, но обе стороны его отвергли.

В первое время боевых действий в Палестине преимущество принадлежало арабской лиге стран, но летом 1948 года ситуация кардинально изменилась. Еврейские войска пошли в наступление и в течении десяти дней отбили натиск арабов. А уже в 1949 году Израиль решительным ударом потеснил противника до границ Палестины, захватив, таким образом, всю ее территорию.

История Израиля

Первые поселения людей на территории современного Израиля появились 9 тыс. лет назад. Семитские племена поселились в Израиле примерно 5 тыс. лет назад. Примерно 2 400 лет назад на территории современного Израиля уже жили древнееврейские племена.

В древности Израиль входил в состав Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, персидской империи Ахеменидов, Македонии, государств Птолемеев и Селевкидов. В середине I века до н.э. Иудея попала в вассальную зависимость от Древнего Рима, а в 70 г. н.э. она стала римской провинцией.

Римляне разделили Иудею на несколько регионов — Самарию, Галилею, Перею, и собственно Иудею. Через некоторое время Иудею римляне переименовали в Палестину.

В Средние века Израиль входил в состав Византийской империи, а также империи Сасанидов. На некоторое время Израиль захватывали арабы и крестоносцы. Кстати, дольше всего в Израиле просуществовала крепость крестоносцев Акра, которую египетские мамлюки завоевали только в 1291 году. С этого времени и по 1517 год Израилем управляли египетские мамлюки.

В 1517 году турецкий султан Селим I сумел завоевать Израиль (Палестину), который стал частью Османской империи.

Только в 1918 году Израиль (Палестина) получила фактическую независимость, хотя и находилась под протекторатом Великобритании. Независимость Израиля была провозглашена в мае 1948 года.

В 1949 году Израиль стал членом ООН.

Ковчег Завета

Ковчег Завета представлял собой ящик из «дерева ситтим» (акации) и золота, украшенный двумя резными изображениями херувимов и снабженный парой длинных ручек-шестов для переноски.

Согласно Библии, Бог дал Моисею точные указания, как сделать хранилище для скрижалей, где были записаны Десять заповедей. Когда израильтяне отправлялись на войну, ковчег всегда несли с войском; он служил высшим предметом религиозного культа, а также, по поверью, обладал способностью убивать людей.

Ковчег Завета

Царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, где он впоследствии хранился в Храме, построенном сыном Давида Соломоном. После того как вавилоняне в 586 г. до н. э. захватили Иерусалим и разрушили Храм, ковчег исчез.

Хотя герой фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981) и находит ковчег Завета, на самом деле о его местонахождении и вообще существовании никто доподлинно ничего не знает.

Государственное устройство Израильского царства

Главным институтом, на который опирались царства Самуила, Саула и первоначальное царство Давида, было войско. Оно формировалось из племенного ополчения. В случае необходимости глава племенного союза созывал ополченцев при помощи труб и копров. Давиду, главе большого государства, для поддержания власти требовался аппарат более развитой. Вяленым шагом к изменению общества стало создание регулярной армии, наполовину состоявшей из филистимских наёмников.

Во время правления Давида в Израильско-Иудейском царстве сформировался государственный аппарат из судей, священников, писцов и сборщиков податей. Второй фигурой после царя стал государственный.

Окончательному сращению Израиля и Иудеи мешал древний ханаанский город Иерусалим, который находился на пересечении торговых караванных путей и оказался в центре нового государства. Давид захватил Иерусалим и сделал его религиозным центром, а по сути столицей государства. С этого момента Иерусалим стал называться народом Давида.

При Давиде появились новые должности и посты: докладчик царя, его доверенное лицо — мазкир, министр иностранных дел — софер. Ещё одну должность занимал ашер-алгамас — сборщик податей, наблюдавший за исполнением трудовой повинности. Угодья Давида были огромны и обслуживались царскими работниками, что позволяло хозяйству царя сохранять независимость от различных групп населения. Постепенно складывается восточное деспотическое государство. При Давиде фигура царя наделяется не только военными, но и священническими полномочиями, обретает ореол святости.

Династия царского дома Давида правила в Иудее на протяжении 400 лет, до разрушения Первого храма, Давид умер в 965 г. до н. э., но процесс распада царства на Израиль и Иудею был уже запущен.

«Декларации Бальфура» и ее последствия

К этому времени Великобритания стала центром, где осуществляло свою деятельность политическое руководство сионистского движения

Благодаря активной деятельности, развернутой такими его представителями, как Хаим Вейцман, Иехиэль Членов и Нахум Соколов, правительство страны удалось склонить к мнению, что создание в Палестине крупной еврейской общины может послужить национальным интересам Британии и обеспечить безопасность стратегически важного Суэцкого канала

В связи с этим в ноябре 1917 года, то есть еще до окончательного разгрома османских войск, член кабинета министров Ее величества сэр Артур Бальфур передал главе Сионистской федерации Великобритании лорду Уолтеру Ротшильду послание, в котором говорилось, что правительство страны смотрит положительно на создание в Палестине национального еврейского государства. Этот документ вошел в историю государства Израиль под названием «Декларации Бальфура».

В течение последующих трех лет свое согласие с позицией британского правительства по палестинскому вопросу выразили Италия, Франция и США. В апреле 1929 года на специально созванной конференции в Сан-Ремо представителями этих государств был подписан совместный меморандум, послуживший основой послевоенного урегулирования положения в данном регионе.

Путь в землю, завещанную Богом

Изучая историю древнего Израиля, можно смело опираться на связанные с ней материалы, изложенные в Ветхом Завете, поскольку достоверность большинства из них подтверждена современными учеными. Так, на основании раскопок, проводившихся в Месопотамии, установлена историчность еврейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Период их жизни, относящийся примерно к XVIII-XVII вв. до н. э., считается началом истории Израиля.

Каждый, кто знаком с текстом Библии, несомненно, помнит описанные в нем страдания еврейского народа, волею судьбы оказавшегося в Египте и попавшего под тяжкий гнет фараонов. Хорошо известно и о том, как Господь послал им своего пророка Моисея, вызволившего соотечественников из рабства и после почти сорокалетних странствий по пустыне приведшего их к границам Земли, завещанной Богом их праотцу Аврааму. Все это, как было сказано выше, имеет научное подтверждение и не вызывает сомнений у исследователей.

Здесь прежде кочевой еврейский народ перешел к оседлому образу жизни и в течение более трех столетий вел борьбу с окружавшими его соседями, расширяя собственную территорию и обеспечивая себе национальную независимость. Этот период его истории отмечен весьма важным процессом, заключавшимся в том, что пришедшие на территорию древнего Израиля 12 еврейских колен (племен), вынужденные совместными усилиями противостоять бесчисленным врагам, слились в единый народ, связанный общей религией и культурой.

Согласно археологическим данным, около 1200 года до н. э. на территории нынешнего государства Израиль уже имелось порядка 250 еврейских поселений. К этому же периоду относятся подробно описанные в Ветхом Завете войны с племенами филистимлян, амаликитян, иевусеев и прочих народностей.

Иерусалим – столица христианского мира

Часть последующих событий, связанных с историей древнего Израиля и Иудеи, подробно описана в Новом Завете. Этот раздел Библии повествует о том, как начало нашей эры ознаменовалось воплощением от земной Девы Марии Сына Божьего Иисуса Христа, его проповеднической деятельностью, смертью на Кресте и последующим Воскресением, что породило новую религию – христианство, распространившееся и окрепшее, несмотря на жестокое гонение со стороны властей.

В 70 году сбылось Его пророчество о грядущей трагедии Иерусалима. Римские войска, захватив город, предали смерти около 5 тыс. его жителей и разрушили Второй Храм (тот, что был восстановлен по окончании вавилонского пленения). С этих пор Иудея, перейдя под непосредственное управление Рима, стала именоваться Палестиной.

После того как в первой половине IV века христианство получило статус официальной религии Римской империи, а вслед за этим распространилось на европейские государства, Израильское царство стало священной землей для всех его последователей, что самым неприглядным образом отразилось на жизни иудеев.

Им под страхом смерти было запрещено появляться в Иерусалиме. Исключение делалось лишь один раз в год, когда по традиции всенародно оплакивалось разрушение Второго Храма. Этот постыдный закон просуществовал до 636 года. Отменен он был арабскими завоевателями, захватившими Палестину и предоставившими иудеям свободу вероисповедания, но учредившими при этом дополнительный налог за веру.

Экскурс. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛФАВИТНОГО ПИСЬМА. ДРЕВНЕЙШИЕ БИБЛЕЙСКИЕ РУКОПИСИ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
КРАТКИЙ ОЧЕРК БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Пятикнижие. Документальная гипотеза

Концепция «девтерономической истории». Идея избранного народа
Исторические книги Библии
Экскурс. Сочинения еврейских эллинистических историков и мыслителей.
Греческие авторы о евреях

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Избранные монографические исследования по истории древнего Израиля и Иудеи

ПРИЛОЖЕНИЕI. Кодекс святости: Левит 17-26 (краткое содержание)

1. Пролог. Половые и брачные запреты
2. Левит 19
3. Специальные правила для священников
4. Праздники Господни
5. Субботний и Юбилейный годы

6. День искупления. Проблема «‘аз’азела»

7. Формы социальной помощи и благотворительности

II. Девтерономический кодекс: Второзаконие 12-26 (краткое содержание)

1. Первые два прощальных обращения Моисея к Израилю2. Некоторые основные аспекты Девтерономического кодекса3. Третье прощальное обращение Моисея к Израилю

  Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования»  
2008-2021 Кафедра еврейской культуры СПбГУ Последнее обновление страницы: 25.3.2014
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий