Пословица

Введение

Издавна
человек заботился не только о пропитании
и жилище, он стремился

понять
окружающий мир, сравнивал различные
явления, создавал новое в природе

и
в своем воображении. Плоды многовековых
наблюдений и раздумий народа, его

мечты
и надежды воплощались в песнях, сказках,
легендах, пословицах,

поговорках,
загадках. Так народ создавал свое
искусство, свою поэзию.

Сказки,
былины, песни, пословицы и другие виды
устного творчества называют

фольклором.
Слово «фольклор» английского происхождения
«folk lore». Оно

значит
«народная мудрость», «народное знание».

Трудно
перечислить все художественные
определения, которые языковеды дают

пословице.
Ее называют народной мудростью,
практической философией, устной

школой,
сводом правил жизни, исторической
памятью народа.

В
отличие от других жанров фольклора
пословицы бытуют в речи, вводятся как

выражение,
удачное сравнение, лаконичная формула,
сказанные кем-то однажды,

подхватываются
другими, становятся атрибутами народной
речи, благодаря

постоянному
употреблению в аналогичных по смыслу
ситуациях. Пословица – это

«мудрость
многих, остроумие каждого».

В
условиях древнего общества, когда не
существовало средств материального

закрепления
мысли – письменности, обобщение и
закрепление трудового опыта,

житейских
наблюдений в устойчивых словесных
формулах было жизненной

необходимостью.
Еще на первых стадиях общественного
развития вырабатывались

определенные
правила человеческого общежития,
морально-этические понятия и

нормы
общества, которые также оформлялись в
виде пословичных суждений,

выполняя
роль неписаных законов и правил.

Из истории пословиц

В средневековой Европе составлялись сборники пословиц. До нас дошло около 30-ти рукописных сборников, составленных в XIII — начале XV веков. Например, сборник так называемых «Пословиц Виллана» включает ряд шестисложных шестистиший, каждый стих которых представляет собой глоссу к седьмой, не стихотворной строке, поданной как крестьянская пословица. Всё в целом отличается редкой ритмической и тематической однородностью; дискурс полностью замкнут на себе. Составителем этого сборника, в XIII веке не раз становившегося предметом обработки либо подражания, был некий клирик из рода Филиппа Эльзасского. Тексты подобного рода встречаются вплоть до XV века, иногда с иллюстрациями: тогда пословица служит подписью к рисунку.

Русские пословицы

Русские пословицы очень колоритны. В них заключена мудрость русского народа.Аппетит приходит во время еды.Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше это узнаёшь.

Баба с возу – кобыле легче.Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.

Беда не по лесу ходит, а по людям.Несчастья именно с людьми являются настоящей бедой, а не с тем, что их окружает.

Беда никогда не приходит одна.Она обязательно «прихватит» за собой минимум ещё одну.

Бедность не порок.Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.

Береги платье снову, а честь смолоду.О нормах поведения в обществе и т.п. А потеряв что-либо или изодрав, восстановить уже не удастся.

Бережёного Бог бережёт.Осторожному в своих поступках человеку легче избежать опасностей, неоправданных рисков. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.Товары и услуги, дающиеся бесплатно, обычно даются нам с подвохом, неприятными последствиями

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.Товары и услуги, дающиеся бесплатно, обычно даются нам с подвохом, неприятными последствиями.

Бог шельму метит.Злые деяния и прочие отрицательные качества не остаются безнаказанными.

Болтун – находка для шпиона.Если хвастаться людям о своём успехе, о возвышении своих дел, то найдутся завистники с попыткой утянуть вас обратно вниз. Подобно пословице Чем похвалишься, без того и останешься.

Большому кораблю – большое плавание.Человеку с большими способностями достаются большие возможности.

Будешь долго мучиться – что-нибудь получится.Действительно постаравшись в сложном деле, можно добиться хоть чего-то.

Бумага всё стерпит.Бумага, в отличие от людей, стерпит любую ложь, любую ошибку, написанную на ней.

В гостях хорошо, а дома лучше.Домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.

В здоровом теле – здоровый дух.Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благосостояние.

В семье не без урода.В любой семье или коллективе всегда найдётся человек с отрицательными качествами.

В темноте все кошки серы.Внешность человека может быть обманчива, если не знать его душевного качества.

В тесноте, да не в обиде.Небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного.

В тихом омуте черти водятся.В тихих и спокойных с виду людях часто скрывается сложная натура.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.В чужом коллективе, обществе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.

В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.Ошибки и недостатки окружающих людей более заметны, в отличие от собственных.

Век живи, век учись, а дураком помрёшь.О невозможности знать всё, даже при постоянном и упорном наборе знаний.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.Взявшись за дело, доведи его до конца, несмотря на трудности.

Видна птица по полёту, а человек – по делам.О людях, которые своими делами, своей внешностью показывают окружающим свою натуру.

Вода камень точит.Даже незначительный труд, проявляющийся долго и настойчиво, даёт хорошие плоды.

Смотрите ВСЕ русские пословицы.

История возникновения

Большинство пословиц и поговорок относятся к устному народному творчеству. Кто-то однажды удачно сформулировал своё жизненное наблюдение или какое-то яркое сравнение, высказывание запомнилось и начало передаваться от человека к человеку.

Со временем изречение менялось, становилось всё более ёмким и звучным, пока наконец не возник его окончательный, наиболее удачный, вариант. Этот окончательный вариант и дошел до нас, и используется в речи до сих пор, и выступает в роли мудрого послания нам от наших предков.

Возможно, именно благодаря тому, что эти высказывания не придумывали специально, а брали из жизни, из наблюдений, они и получались такими яркими и разнообразными.

Новые пословицы и поговорки образуются и сегодня. Меткие фразы из книг, фильмов, мудрые цитаты из статей и интервью уходят в народ и начинают самостоятельную жизнь.

Из истории пословиц

В средневековой Европе составлялись сборники пословиц. До нас дошло около 30-ти рукописных сборников, составленных в XIII — начале XV веков. Например, сборник так называемых «Пословиц Виллана» включает ряд шестисложных шестистиший, каждый стих которых представляет собой глоссу к седьмой, не стихотворной строке, поданной как крестьянская пословица. Всё в целом отличается редкой ритмической и тематической однородностью; дискурс полностью замкнут на себе. Составителем этого сборника, в XIII веке не раз становившегося предметом обработки либо подражания, был некий клирик из рода Филиппа Эльзасского. Тексты подобного рода встречаются вплоть до XV века, иногда с иллюстрациями: тогда пословица служит подписью к рисунку.

Объясни название раздела. Почему мы называем животных «меньшими братьями»?

В народе появилось такое название потому, что животные — это неотъемлемая часть нашей жизни. Они живут с нами, помогают нам, а также сами нуждаются в помощи.

Вообще, трудно найти человека, который не любит животных.

Порой, они заменяют нам друзей и близких, спасают от одиночества.

Но все-таки не стоит забывать, что это не люди.

Некоторым из них бывает очень трудно в жизни.

Особенно страдают животные от рук жестоких людей.

А с развитием технологий и урбанизацией люди вырубают леса, осушают озера.

Мы лишаем из дома, не говоря уже об охоте.

Нужно помнить, что природа — это система, в ней все взаимосвязано.

Поэтому вклад каждого животного очень важен для всей системы.

Поэтому следует оберегать животных и природу.

Поэтика

Своей силой пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого стяжения синтаксической и лексической формы, призванного закрепить некое содержание. Приёмы, с помощью которых достигается это стяжение:

  • краткость предложения и частое сочетание неопределённо-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении;
  • параллелизм;
  • аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание ритмически сжатым.

Все эти приёмы помогают обобщить утверждение, поднять его до уровня метафоры, то есть превратить в типический эквивалент практически бесконечного числа ситуаций. Сочетание нескольких таких приёмов становится для слушателя сигналом, фиксирующим нечто вроде дискурсивной изотопии. Можно говорить о «пословичном стиле», существующем как бы вне времени: традиционность — настолько неотъемлемая его черта, что сама мысль об «истоках» пословицы кажется в чём-то противоречивой.

Пословицы изучает паремиология.

Пословица и поговорка как малые жанры фольклора

У каждого народа своя мудрость, свой опыт, которые передается из поколения в поколение. У двух разных национальностей нет одинаковой истории. Издревле повелось так, что о радостях и горестях люди слагали сказания, песни, легенды и многое другое. Такое устное словесное и музыкальное творчество отдельно взятого народа стали называть фольклором.

К малым жанрам фольклора можно отнести маленькие по объему произведения народного творчества, например:

  • загадка;
  • прибаутка;
  • потешка;
  • частушка;
  • считалка;
  • закличка;
  • колыбельная;
  • пословица;
  • поговорка.

С юных лет в нашу с вами жизнь приходят шутки-прибаутки, считалочки и присказки. Случается, что ребенок ещё не умеет толком говорить, но уже знает от старшего поколения несколько пословиц и поговорок. Употребление к месту этих ёмких и наполненных смыслом фраз обогащает  речь и придает насыщенности диалогам.

Вместе с тем, многие люди до сих пор путают поговорки с пословицами и не знают, в чём отличие одних от других. Давайте разберёмся подробно.

Пословицы времен Советского Союза

Боже, царя возьми! — он нам не нужен.
Был такой Махно, да утек от нас давно.
Видна из Кремля вся Советская земля.
Власть Советская пришла, жизнь по-новому пошла.
Где власть народа, там победа и свобода.
Если народу служить, и на полюсе можно жить.
Зажали Врангеля в Крыму — крепко всыпали ему.
И работа всласть, когда родная власть.
Красный Питер бока Юденичу вытер.
Кто в Совете, тот за людей в ответе.
Ленин — мудрость народов.
Ленинский завет облетел весь свет.
Махно погиб давно, от Петлюры не осталось шкуры.
На печи заседать — трудодней не видать.
От ленинской науки крепнут разум и руки.
Петлюра в лес, а Деникина взял бес.
По-ленински жить — Родине служить.
Погиб без славы, как орел двуглавый.
Если народ един, он непобедим.
Крепка рука у советского моряка.

Русские пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки имеют непосредственное влияние на речевые обороты. В результате такого влияния возникали розничные фразы или крылатые выражения, которые люди в последующем использовали в своей речи. С годами пословицы видоизменялись или сокращались.

  1. Пословицы, дошедшие до 20-21 веков, слегка видоизменены. Первоначально они, как и любое народное творчество, передавались устно, что также на них отразилось. А в последующим они менялись исходя из различных внешних факторов: смена правительства, идеологии и прочее. Пример полной пословицыы полных пословиц: «Ума палата, да ключ потерян».
  2. Известное русское слово «переплет» также пошло из народного устного творчества. Первоначально, переплетом называли специальную ловушку для рыб. В связи с этим и появилось мнение, что попасть в переплет не такое уж приятное дело.
  3. Также рыбацкая деятельность подарила русскому языку такое выражение, как «вывести на чистую воду». Это связано с принципами рыбалки, по которым, чтобы выловить рыбу, желательно вывести ее на такое место, где вода чиста и нет лишней тины и прочей растительности.
  4. Фраза «знать подноготную» связано с древней пыткой, когда под ногти вводились острые предметы в случае, если человек не хотел предоставлять какую-либо информацию.
  5. Высказывание «опростоволоситься» связано с традициями древней Руси, когда женщине не позволялось выходить из дома с непокрытой головой. Если женщина не покрывала голову, то она имела не очень хорошую репутацию. Само выражение в современном времени означает – совершить грубую ошибку.
  6. «Зарубить на носу». Достаточно популярное высказывание, дошедшее до современных дней и широко используемое. Однако, при разборе фразеологизма, выясняется, что «нос» — это специальная дощечка для записей, и в древности их часто носили с собой, чтобы вносить пометки.
  7. А вот фразеологизм «водить за нос» уже имеет непосредственное отношение к части тела. В древности на ярмарках цыгане развлекали публику тем, что водили медведей за кольцо, вдетое в нос животного. В современности данная фраза означает – обманывать, увиливать и т.д..

Конспект «История происхождения пословиц «

Борисенкова Н.А.

учитель истории и обществознания

Конспект

«История происхождения пословиц»

Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражена мудрость и историческая память многих поколений. Всякий народ имеет представление о своем происхождении, своих духовных началах, которые часто отражаются в поговорках и пословицах.

Возникли пословицы в древности, и по сей день в них выражен, в своеобразной форме, свод наблюдений, общественный опыт. Этот опыт, накопленный народом, сохраняется и передается последующим поколениям. В пословицах порой очень ёмко и точно отражается история народа, его мировоззрение.

Главные источники возникновения русских пословиц — жизненные наблюдения, общественно-исторический опыт русского народа. В памяти людей сохраняется информация об исторических событиях, которая фиксируется в малых фольклорных жанрах. Многие русские пословицы, поговорки, сказания дошли до современности в устной форме, частично они сохранились в житиях, уложениях, воинских повестях, судебниках. Множество пословиц получили начало в выдающиеся периоды истории, или после знаменитого события.

Самые древние, из сохранившихся, произведения русской словесности, в которых можно встретить пословицы, датируются X веком. Пословицы встречаются и в таких произведениях как: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.). Фиксация, а также изучение пословиц начинается в XVII веке, когда стали составляться первые рукописные сборники. С конца XVII века пословицы начинают издавать отдельными книгами. В 30-50-е годы XIX столетия собиранием пословиц занимался русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборник «Пословицы русского народа» вошло более 30 000 текстов. Это один из важнейших источников информации о быте, привычках и нравах русского народа. С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, однако сборник В.И. Даля наиболее обстоятельно и полно раскрывает сущность и особенности этого ценного фольклорного материала.

Историк культуры, фольклорист и философ Михаил Иосифович Шахнович (1911-1992) посвятил пословицам свои работы: «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» (1936), «Военные пословицы русского народа

Сборник пословиц и крылатых слов» (1945), «Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок» (1936), в которых большое внимание уделил особенностям русских пословиц и истории их изучения

Во все времена пословицы вызывали интерес и восхваляли смелость и силу воинов, защитников Отечества, патриотизм, любовь к Родине и осуждали, высмеивали пороки человека. Народное творчество, зародившееся в древности, длительное время было «неписанной историей», отразившей важнейшие этапы жизни народа. Русские пословицы, складываясь исторически, обобщили опыт, жизненные наблюдения и народную мудрость.

С помощью чего создаются пословицы

С помощью рифмы. «Не зная броду – не суйся в воду» – вполне богатая рифма, рифмуются не только конечные гласные, но и два предшествующих им звука: «оду» – «оду».

Есть в пословицах и более простые рифмы, глагольные: «Неразумного учить – в бочку-кадку воду лить».

Ритм. Рифмы может не быть, но произноситься пословица будет ритмично. Посмотрите на ударные слоги в этой пословице: «тИше Едешь – дАльше бУдешь» – ударение падает на каждый второй слог.

Параллелизм. То есть расположение членов предложения (или частей речи) в одной части пословицы параллельно их расположению в другой. Смотрите: «Земля родная – колыбель золотая»: подлежащее с определением, сказуемое с определением. Если посмотреть на части речи, то параллельность будет еще более заметная: существительное с прилагательным – существительное с прилагательным.

Аллитерация. Когда в пословице повторяются одни и те же согласные звуки: «Не бей по роже – себе дороже».

Ассонанс – когда повторяются гласные. Ассонанс часто сочетается с аллитерацией. Например, вот в этой пословице повторяются и гласные «о», и согласные «р»: Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.

Пословицы времен Советского Союза

Боже, царя возьми! — он нам не нужен. Был такой Махно, да утек от нас давно. Видна из Кремля вся Советская земля. Власть Советская пришла, жизнь по-новому пошла. Где власть народа, там победа и свобода. Если народу служить, и на полюсе можно жить. Зажали Врангеля в Крыму — крепко всыпали ему. И работа всласть, когда родная власть. Красный Питер бока Юденичу вытер. Кто в Совете, тот за людей в ответе. Ленин — мудрость народов. Ленинский завет облетел весь свет. Махно погиб давно, от Петлюры не осталось шкуры. На печи заседать — трудодней не видать. От ленинской науки крепнут разум и руки. Петлюра в лес, а Деникина взял бес. По-ленински жить — Родине служить. Погиб без славы, как орел двуглавый. Если народ един, он непобедим. Крепка рука у советского моряка.

Из истории пословиц про историю

Погибоша, аки обры. — В Древней Руси обрами называли воинственные племена авар, подчинивших себе в 6 — 7 веках земли от Кавказа до Эльбы. Впоследствии авары были разгромлены и исчезли, ассимилировавшись с народами Западного Причерноморья и Подунавья.

Добрыня крести мечом, Путята — огнем. — Пословица возникла как отклик на введение христианства в древнем Новгороде. Князь Владимир Святославович послал Добрыню и Путяту в Новогород для проведения крещения. Не сумев убедить новгородцев креститься по собственному желанию, они прибегли к военным действиям.

Дмитрий и Борис за город подрались. — Пословица отражает раздробленность Древней Руси. В борьбе за власть удельные князья спорили, воевали между собой, чем ослабляли обороноспособность государства. В пословице, очевидно, идет речь о двух князьях — братьях Борисе Константиновиче и Дмитрии Константиновиче, враждовавших между собой из-за Нижнего Новгорода (14 век).

Пусто, словно Мамай прошел.

Новгород, Новгород, а постарше старшего. — Эта и перечисленные ниже пословицы возникли в Новгороде во времена его расцвета, соперничества с Киевом, неповиновения Москве. В конце 15 века он потерял свою самостоятельность и вошел в состав Русского централизованного государства. Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбити. Кто против бога и Великого Новгорода? Новгород судится своим судом. Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали. Справится дело и без Новгорода.

Царство разделится — скоро разорится. — Эта и ряд следующих пословиц отражают процесс объединения русских земель вокруг Москвы, показывают отношение народа как к царю, так и к боярам. Близ царя — близ смерти. Бывало было: и бояре волком выли. Коли худ князь, то князя в грязь. Царские милости в боярское решето сеются.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — Эта и две последующие пословицы свидетельствуют о закрепощении крестьян после 1581 г., когда Иван Грозный запретил им переход от одного помещика к другому в Юрьев день (26 ноября по старому стилю). Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет. Зарекался мужик на Юрьев день радеть о барском добре.

Лучше грозный царь, чем семибоярщина. — Эта и две последующие пословицы возникли в начале XVII в., когда в июле 1610 г. после свержения царя Василия Шуйского образовалось правительство, проводившее изменническую политику по отношению к Русскому государству, фактически отдававшее страну в порабощение Польше. Этот период (до освобождения Москвы Мининым и Пожарским) народ прозвал «семибоярщиной». Невелик городок, да семь воевод. У одной овечки да семь пастухов.

Пропал как швед под Полтавой. — Эта и последующие пословицы рассказывают о событиях XVIII- XIX вв. (битва под Полтавой, события Отечественной войны 1812 г. и др.). Временщики родом велики, да недолговечны. Был неопален, а из Москвы вышел опален. (Наполеон) Голодный француз и вороне рад. На француза и вилы — ружье. Отогрелся в Москве, да замерз на Березине. Приехал Кутузов бить французов. Сам себя сжег француз, сам и поморозил. Француз боек, да русский стоек.

Не все то золото, что блестит

Жили-были король да королева. Но вдруг королева умерла. Король женился на другой, она была красивая, но злая. Король этого не замечал, потому что, когда она делала злые вещи, король уезжал по делам. И вот слуги стали жаловаться на королеву. Тогда король сказал слугам: «я всё выясню».

На следующий день король объявил, что он уезжает в соседнее государство и будет отсутствовать три дня, а сам спрятался в замке. Сразу же после отъезда короля королева объявила: «я приказываю изгнать из страны всех стариков и калек». Затем она приказала закрыть все хранилища и не раздавать бедным хлеб бесплатно.

И вот прошли три дня, и король вернулся. Королева вышла ему навстречу с ангельским, кротким лицом – она начала плакать и сказала: «мой милый король! Пока тебя не было, твои министры пытались оболгать меня!» Она пожаловалась: «они издали указы от моего имени!» Она плакала и жалела стариков, калек, бедняков. По ее ангельскому, красивому лицу текли горькие, горькие слезы. Она просила короля, чтобы он немедленно казнил злодеев. Король только рассмеялся и велел слугам изгнать злую королеву из страны.

В третий раз он женился на самой обыкновенной и не очень красивой принцессе. Она оказалась доброй правительницей, мудрой королевой и любящей матерью. И каждый раз, когда король смотрел в ее добрые глаза, он думал: «не все то золото, что блестит».

Пословицы и поговорки в России и мире

Оглавление

  1. Первые пословицы в России были зафиксированы еще со времен Руси, в 10 веке.
  2. Пословицы можно встретить в одном, из самых ценных культурных источников – «Слове о полку Игореве».
  3. В средние века в Европе существовали свои сборники пословиц. Они были иллюстрированы.
  4. На сегодняшний день известно около 30 сборников из средневекового времени с пословицами. Составлялись они, преимущественно, в 13-14 веках.
  5. В 17 веке в России пословицы начинаются фиксироваться и записываться вручную в сборники.
  6. В конце 18 века выходит первый русский печатный труд с пословицами.
  7. Самое большое количество пословиц содержится в труде В. И. Даля «Пословиц русского народа», который был выпущен в 1862 году.
  8. Пословицы могут иметь самое различное происхождение. Некоторые из них пришли из народа и являются частью народного творчества, другие перенимались из различных религиозных или литературных источников.
  9. Наука, которая занимается изучением пословиц называется паремиология.
  10. Некоторые исследователи в области пословиц и поговорок склонны считать, что изучение их способствует познанию исторических событий и быта того времени, а также религиозных принципов.
  11. Основными характеристиками пословицы можно считать ее краткость. В пословицах также используются различные речевые приемы, которые делают ее более ритмичной. Примерами таких приемов могут являться рифма, параллелизм, аллитерация, сравнение и другие.

Не все то золото, что блестит

Жили-были король да королева. Но вдруг королева умерла. Король женился на другой, она была красивая, но злая. Король этого не замечал, потому что, когда она делала злые вещи, король уезжал по делам. И вот слуги стали жаловаться на королеву. Тогда король сказал слугам: «я всё выясню».

На следующий день король объявил, что он уезжает в соседнее государство и будет отсутствовать три дня, а сам спрятался в замке. Сразу же после отъезда короля королева объявила: «я приказываю изгнать из страны всех стариков и калек». Затем она приказала закрыть все хранилища и не раздавать бедным хлеб бесплатно.

И вот прошли три дня, и король вернулся. Королева вышла ему навстречу с ангельским, кротким лицом – она начала плакать и сказала: «мой милый король! Пока тебя не было, твои министры пытались оболгать меня!»

Она пожаловалась: «они издали указы от моего имени!» Она плакала и жалела стариков, калек, бедняков. По ее ангельскому, красивому лицу текли горькие, горькие слезы. Она просила короля, чтобы он немедленно казнил злодеев. Король только рассмеялся и велел слугам изгнать злую королеву из страны.

В третий раз он женился на самой обыкновенной и не очень красивой принцессе. Она оказалась доброй правительницей, мудрой королевой и любящей матерью. И каждый раз, когда король смотрел в ее добрые глаза, он думал: «не все то золото, что блестит».

Что посеешь, то и пожнешь

Август месяц – пора урожай собирать. И вот дедушка попросил своих внуков помочь собрать урожай, а внуков у него было трое.

Просит первого:

— Вань, помоги мне тут картошечку выкопать!
— Да не, деда, что-то устал я.

Дедушка сам и выкопал.

Дальше надо капусту собирать. Просит второго внука:

— Андрюша, помоги капусту собрать!
— Да не, деда, я спать хочу.

Дедушка сам собрал.

Нужно яблочки с деревьев снять, вот дедушка просит третьего внука:

— Вов, помоги яблочки с дерева снять!
— Ой, деда, живот болит!

Снял сам яблоки.

Вот приносит дедушка урожай в дом, а ребята налетают:

— Вкусные яблочки! – Кричит Вова.
— Хорошая капуста! – Андрей хвалит.
— А какая картошка! – Ваня радуется.

А дедушка молчит, а потом говорит: «Я, получается, работал, а вы едите. А работать?» Стыдно стало внукам. С тех пор  больше не бездельничали внуки и собирали урожай вместе с дедушкой. Что посеешь, то и пожнешь. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Рассказы с использованием русских народных поговорок и пословиц.

Примеры

  • «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
  • «Бережёного Бог бережёт»
  • «Волков бояться — в лес не ходить»
  • «Завтра, завтра, не сегодня! — так лентяи говорят»
  • «За одного битого двух небитых дают»
  • «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»
  • «Знание — сила»
  • «Копейка рубль бережёт»
  • «Кто не работает, тот не ест»
  • «Клин клином вышибают»
  • «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
  • «Любишь кататься — люби и саночки возить»
  • «Начал за здравие, а кончил за упокой»
  • «Один в поле не воин»
  • «Повторение — мать учения»
  • «Под лежачий камень и вода не течёт»
  • «Своя ноша не тянет»
  • «Своя рубашка ближе к телу»
  • «Семеро одного не ждут»
  • «Семь раз отмерь — один отрежь»
  • «Слово не воробей — вылетит, не поймаешь»
  • «С миру по нитке — нищему рубаха»
  • «Сытый голодному не товарищ»
  • «Тише едешь — дальше будешь»
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий