Русские народные песни

Содержание

«Александровский централ»

Эту песню в 1880–1890-х годах написал неизвестный заключенный (а может, несколько) Александровской центральной каторжной тюрьмы, учрежденной в 70 километрах от Иркутска в 1873 году. Очень быстро она стала гимном Александровского централа, а затем разошлась по всей Сибири.

Тюремным песням свойственна та же особенность, что и народным крестьянским: они существовали только в устной традиции и постоянно видоизменялись. Из-за этого каждая каторжная песня имеет десятки вариаций.

«Александровский централ» не исключение. В одном из вариантов, записанном в 1912 году, вместо описания чистоты в камерах и перечисления преступлений рассказчик жалуется барину на жестокость надзирателей:

В другом лирический герой подробнее описывает собственный проступок, сожалея лишь о том, что попался:

Одна из версий песни «Александровский централ»

Еще одна классическая песня сибирских каторжан называется «Солнце всходит и заходит». Она сочинена неизвестно где и кем, предположительно, в 1880-х годах и исполняется на мотив «Александровского централа».

В начале XX века «Солнце всходит и заходит» попала на страницы пьесы Максима Горького «На дне» и, вслед за самим произведением, приобрела огромную популярность в народе и на каторге. В массовой культуре первая строчка песни стала визитной карточкой вообще всего тюремного — герой «Золотого теленка» Ильфа и Петрова Адам Козлевич, например, работал в тюремной газете «Солнце всходит и заходит».

Одна из версий песни «Солнце всходит и заходит» в исполнении Федора Шаляпина

Мы — красная кавалерия

Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899—1978), советский композитор, народный артист СССР (1975). Один из авторов первых советских массовых песен: «Марш Буденного» (1920), «Москва майская» (1937), «Если завтра война» (1938). Многие песни создал в соавторстве с братом — Даниилом Яковлевичем Покрассом. Государственная премия СССР (1941).

Начало 1920 года ознаменовалось большой победой Красной Армии — Первая Конная с боями освободила от белогвардейцев Ростов-на-Дону. Жили тогда в Ростове и работали в театрике «Кривой Джимми» двадцатилетний музыкант Дмитрий Покрасс и тогда уже довольно известный поэт, автор прекратившего свое существование журнала «Сатирикон» Д’Актиль.

Юный и восторженный Покрасс встречал конников в буденовках на проспектах Ростова. Он прибежал к Д’Актилю с предложением:

— Давай напишем марш буденовцев!

Д’Актиль был занят приготовлением обеда для жены, выздоравливающей после тифа. Предложение молодого пианиста застало его врасплох. Но ироничный и неунывающий «сатириконец», он первым делом сочинил на самого себя эпиграмму:

Вера в Победу

Михаил Васильевич Исаковский (1900—1973), русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Сборники «Провода в соломе» (1927), «Поэма ухода» (1930) — о современной деревне. В лирических стихах, многие из которых стали народными песнями («Прощание», «Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета»), — любовь к Родине, тонкое ощущение мелодики русской речи. Поэма «Сказка о правде» (опубликована в 1987) о хождении русского крестьянина за счастьем. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969). Государственные премии СССР (1943, 1949).

Я знаю, почему эта бесхитростная песня так широко распространилась в годы войны, стала боевым духовным оружием фронтовиков. Тут есть секрет. Он прост, делать из него тайну незачем, а все же разгадать его теперь трудно: прошли годы, мы просто забыли обстановку военного времени.

Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно — сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России,— было введено затемнение. На улицах — ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.

Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились.

Крупные и малые жанры русского народного творчества

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразностью, яркими национальными особенностями культуры.  Сказочные, былинные и малые жанры фольклора собирались на основе жизненного опыта русского народа. В этих простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности.

Выделяют следующие жанры русского народного фольклора, наглядно иллюстрировавшие многогранные стороны жизни русского человека:

  • Трудовые песни. Сопровождали какой-либо рабочий процесс (посев, вспашку поля, сенокос, сбор ягод или грибов), имели вид разнообразных выкриков, напевов, напутствий и веселых песенок с простым ритмом, незамысловатой мелодией и несложным текстом, которые помогали настроиться на рабочий лад, задавали ритм, сплачивали народ и духовно помогали выполнять тяжелый, порой непосильный крестьянский труд;
  • Календарные обрядовые песни, заклички, заговоры, исполнявшиеся для привлечения удачи и благополучия, повышения плодородия, улучшения погодных условий, увеличения приплода домашнего скота;
  • Свадебные. Песни, исполнявшиеся в день сватовства, прощания родителей с невестой, на передаче невесты в руки жениха и непосредственно на свадьбе;
  • Устные прозаические произведения. Легенды, предания, былички, бывальщины, рассказывающие об исторических и эпических событиях, героями в которых выступают легендарные русские воители, князья или цари, а также описывающие какие-либо невиданные или необычные события, имевшие место в реальной жизни знакомого рассказчика, причем сам он не был их свидетелем и не принимал в них участие;
  • Поэтический фольклор для детей (прибаутки, потешки, пестушки, дразнилки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы и колыбельные песни). Исполнялись обычно в краткой стихотворной, шуточной форме, понятной и интересной для детского восприятия;
  • Песенный или героический эпос (былины, исторические песни). Рассказывают о когда-то происшедших исторических событиях в виде песни, в них обычно прославлялись подвиги русских легендарных героев и богатырей, совершенных ими во благо Земли Русской и ее народа;
  • Художественные сказки (бытовые, волшебные, про животных) представляют собой самый распространенный вид устного творчества, в котором народ рассказывал о вымышленных событиях и персонажах в интересной и доступной форме, таким образом, отображая свои понятия о добре и зле, жизни и смерти, бедности и богатстве, окружающей природе и её обитателях. Также к русскому художественному творчеству относят баллады, анекдоты, небылицы и частушки;
  • Фольклорные театральные представления драматического характера (вертепы, раёк, балаганы и выступления скоморохов на ярмарках, праздниках и народных гуляниях).

Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров или необрядовый фольклор:

  • Загадки — вопросы с описанием предмета, живого существа или явления в образной форме (Два кольца, два конца, а посередине гвоздик);
  • Скороговорки и чистоговорки — специальные фразы с повторяющимися звуками и сочетаниями звуков, с помощью которых вырабатывают дикцию;
  • Пословицы — меткие назидательные высказывания в стихотворной форме («На чужой каравай рот не разевай»);
  • Поговорки — краткие, отличающиеся меткостью, фразы, характеризующие окружающую действительность и людей («Два сапога пара»); иногда это даже части пословиц;
  • Считалки — их использовали и до сих пор используют дети во время игр, когда определяют роль каждого игрока;
  • Заклички — призывы весны/лета/праздника в рифмованной форме;
  • Потешки и пестушки, которые напевались в процессе игры матери или другого взрослого с маленьким ребёнком (ярчайший пример — игра «Ладушки» с потешкой «Ладушки-ладушки, где были…»).

Также к малым фольклорным жанрам относятся колыбельные песни, непосредственно игры и прибаутки.

Исторические песни о Степане Разине

Цикл песен о Разине — один из наиболее крупных в русском фольклоре. Он создавался в XVII в. Песни воспроизводят путь бунтаря и его сподвижников («сынков») по России: походы на реки Волгу и Яик (современный Урал), Каспийское море и Астрахань. Есть песни о пленении и казни Степана Разина.

Походы и дела Разина воспеты как героические, бунтарские, а иногда и как разбойничьи. Казаки берут города, разбивают царские войска, посланные против них.

Героический облик казаков и самого Степана Разина подчёркивают фольклорные приёмы, например, постоянные эпитеты. Степана Разина в песнях называют «добрый молодец», «удалой казак», «хозяин разудалый молодец», у него «русые кудри», «соколиные очи», «соболиные брови» — он похож на сказочного или былинного героя.

Образ Степана Разина в песне идеализируется. Он наделён силой, смелостью, поэтому непобедим. «Меня пушечка не тронет, меня ядрышко не возьмет», — творит он о себе.

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные – масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные – свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Песни политических преступников

На соседних нарах с отцеубийцами, маньяками и грабителями коротали дни враги самодержавия. С 1860-х годов их количество постоянно росло: народники, пропагандирующие антимонархические идеи среди крестьянства, отправлялись на Восток сотнями и тысячами.

Огромная волна политических ссыльных накрыла Сибирь после Первой русской революции. В начале 1908 года в сибирских каторжных тюрьмах находилось около восьми тысяч революционеров — безымянных рабочих, солдат и матросов.

Политические заимствовали у тюремной лирики внешние формы: описание тюрьмы, камер, арестантов и ужасных условий содержания. А внутрь помещали собственные переживания, создавая симбиоз тюремного фольклора и политической пропаганды:

Но чаще правки вносились в уже существующие каторжные произведения. Так, например, произошло с «Александровским централом». В одном из вариантов, записанном в 1906 году, появились такие строфы:

С ростом революционных настроений и усилением правительственных репрессий в начале XX века тюремная эстетика набирала популярность. Быт сибирских ссыльных — «мучеников» режима — стал модной темой для разговоров.

Темы исторических песен

События, запечатленные в сохранившихся до настоящего времени исторических песнях, распространяются на несколько периодов – начиная c глубокой старины, когда еще страна была свободна от татаро-монгольского ига, и вплоть до конца минувшего века

Основные темы дошедших до нас произведений – это противостояние русских людей ордынскому нашествию, Ермак, Стенька Разин, Петр Великий, Полтавский триумф, отважность суворовских солдат, русско-французская война, освобождение южных славян от гнета Турции, Иван Васильевич, смута, Булавинское восстание, оборона города Севастополя и т. д

Герои исторических песен были знаменитыми и прославленными людьми. Их имена были известны каждому. Да и сейчас практически каждый человек в той или иной степени осведомлен об этих исторических личностях. Знакомиться с их деятельностью дети начинают еще со школьной скамьи.

Голос сибирской каторги

Нет в Российской империи места более тоскливого, чем каторга. Время тут будто застыло: как и в допетровскую эпоху, на рубеже XIX–XX веков мир ссыльнокаторжных ограничивается пропахшей сыростью тюремной казармой с несколькими рядами нар, застеленных в лучшем случае «тоненькими как блин матрацами».

Утром под конвоем на золотые прииски или лесоповал, вечером обратно в тюрьму, а из новостей только гибель очередного ссыльного. Натура творческая, десять лет назад Сашка убил и обокрал родителей, чтобы эмигрировать из варварской России за границу. Но спился и вместо Франции оказался в Забайкалье, а теперь сорвался с обрыва на рудниках. Через пару дней его все забудут.

Источник

Чтобы не сойти с ума от скуки, арестанты собираются на майдане — так называется место для игры в карты — или «гоняют быков» (бросают кости).

Семейные обрядовые песни

Родинные, крестинные песни пели ребенку и родителям на «зубок». В них желали здоровья и счастья малышу.Семейные праздники были значительными и радостными вехами в жизни русского человека. Отмечали они рождение, проводы в армию, свадьбу, и даже тризну. Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. В жанрах русских народных песен обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл.

Свадебные песни были очень многообразны. Свадьба представляла собой сложный поэтапный обряд из сватовства, смотрин, девичника и самого свадебного торжества.

Одевание новобрачной к венцу (расплетение косы) традиционно проходило под плач невесты и пение печальных песен, в которых говорилось об утраченной девичьей свободе и переселении в чужую семью.

Свадебному пиру предшествовал выкуп невесты из родительского дома. Подружки пели веселые шуточные песни и частушки, подначивали друзей жениха. К венчанию молодых провожали под поздравительные величальные песни («Во горнице, во светлице»). В них виновников торжества сравнивали с белым лебедем и лебедушкой, с князем и княгинюшкой. Свадебный пир был веселым, шумным, с плясками и частушками. Второй день праздновали в доме тещи и тестя. Теща привечала зятя, угощала блинами. На третий день свадьбу «тушили». Праздник завершался.

Не только радостные события случались в русских семьях. Ведь обряды соблюдались не только по праздникам. Ведь они являются, по сути, определенными магическими ритуалами, призванными оградить, оберечь от беды, порчи и т.п. Например, когда юноша уходил на службу, из дома его выводили вперед спиной, чтобы лицо смотрело в дом. Тогда, считалось, он вернется с войны или из армии живым и здоровым. При этом читались молитвы и особые причитания.

Плачи и причитания сопровождали так же и похороны близких. В них покойный упоминался как достойнейший человек, по которому скорбят и горюют живые. Перечислялись его лучшие качества, даже если таковых не было. Были даже особые певчие — плакальщицы, которых приглашали сопровождать похороны.

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом. В них заключена вся жизнь, переживания человека.

Песня «Дороги». История создания. Ноты. Видео

30 декабря 1996 года ушёл из жизни советский поэт Лев Иванович Ошанин (1912—1996).

Песня «Дороги» Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина. История создания

Анатолий Григорьевич Новиков (1896—1984), советский композитор, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1976). Председатель Всероссийского хорового общества (с 1958). Музыкальные комедии (в т. ч. «Василий Теркин», 1971), песни «Смуглянка» (1944), «Дороги», «Россия» (обе — 1946), «Гимн демократической молодежи мира» (1947) и др. Государственная премия СССР (1946, 1948).

Обычно, когда говорят об авторах песни, то прежде всего, естественно, называют поэта и композитора. Но в данном случае надо назвать еще одно имя. Это известный кинорежиссер народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Сергей Юткевич. В годы войны он был главным режиссером ансамбля песни и пляски НКВД.

Для программы ансамбля «Весна победная», которая готовилась к 7 ноября 1945 года, он задумал несколько песен, одна из которых должна была называться «Под стук колес». Написать ее Юткевич попросил композитора Анатолия Новикова и поэта Льва Ошанина.

За годы войны эти авторы — вместе и порознь— написали немало военных песен, и порой казалось, что все темы уже исчерпаны. Но замысел Юткевича очень заинтересовал и композитора, и поэта.

Заповедь патриота

Вениамин Ефимович Баснер (1925—1996), русский советский композитор, народный артист РСФСР (1982). Наибольшую известность композитору принесли его оперетты, военные песни и музыка к кинофильмам (в том числе: «С чего начинается Родина» («Щит и меч»), «На безымянной высоте», («Тишина»), «Березовый сок» («Мировой парень»), «Белой акации гроздья душистые» («Дни Турбиных»), «Песня о рыжем щенке» («Учитель пения»), «Это было недавно, это было давно» («Друзья и годы»), фокстрот («Опасный поворот»).

Вопрос, который непременно, с самой ранней поры жизни входит в круг мыслей человека, нашел свое выражение в песне, широко распространившейся на рубеже семидесятых годов: «С чего начинается Родина». Песня эта первоначально появилась в 1968 году как запев фильма «Щит и меч».

Песня — запев фильма — в эту пору явление довольно редкое. Серьезные, глубокие песни, сходившие с экранов в далекие довоенные и военные времена, уступили место песенкам пустым и бездумным, да и такие появлялись не часто. Кинематограф словно застеснялся песни, которая помогала бы раскрытию внутреннего состояния героев, проявляла идею авторов фильма. Я уверен в том, что это временное заблуждение, наверно, но что-то оно затянулось…

Многообразие песен, народное творчество сегодня

Имеются немного переделанные тексты сказаний и песен, есть и эпизоды, которые, по сути, являются записями фрагментов устной поэзии. Все они представляют большой интерес для исследователей. В число песен, записанных ими в XVIII-XX столетиях из уст людей, входят несколько таких, в которых повествуется о знаменитых исторических событиях и личностях XI-XIV веков. Но есть и произведения, которые не содержат никаких конкретных сведений и фактов, и лишь ориентируясь на общее содержание, можно предположить, что они относятся к периоду обороны Руси от периодических нападений половцев, а также печенегов, которые происходили в X-XIII столетиях.

Как бы то ни было, исторические песни – это богатство народа, которым следует дорожить. К сожалению, некоторые пренебрегают им, не понимая его ценности. Но есть и другие люди, которые стараются сохранить и распространить старинное творческое наследие, и за это их можно уважать. Сейчас достаточно много фолк-групп, исполняющих исторические песни и играющих на древних инструментах. Благодаря их стараниям широкий круг слушателей узнает много интересного о нашей родине, о том, какой она была в прошлом. Разве это не замечательно?

Типология

Русские народные песни подразделяют на:

Песенный эпос
  • былины (южнорусские, среднерусские, сибирские);
  • северная эпическая традиция;
  • исторические песни;
  • баллады;
  • небылицы и скоморошины;
  • песни в сказках.
Календарные обрядовые песни
  • величальные зимние (колядки, щедровки, виноградье, овсеньки)
  • святочные (подблюдные песни);
  • масленичные;
  • весенние (веснянки, волочебные, пасхальные);
  • песни пахоты и сева;
  • вознесенские;
  • троицко-семицкие (см. Семик, Троица);
  • летние (купальские песни);
  • толочные, покосные, жатвенные.
Семейные обрядовые песни
  • обряды рождения и пестования ();
  • плачи и причитания;
  • свадебные;
  • колыбельные.
Традиционные лирические
Трудовые песни.
Отходнические песни
  • бурлацкие;
  • чумацкие;
  • ямщицкие;
  • солдатские;
  • рабочие.
Удалые песни
  • разбойничьи;
  • каторжные и ссылочные;
  • тюремные (блатные).
Шуточные, сатирические, частушки, припевки, страдания.
Песни литературного происхождения.
Казачий воинский репертуар.
Жанровые песни, связанные с хореографией
  • хороводные;
  • игровые;
  • песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску;
  • поздние танцы.

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т.д.,Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки). Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Песня о Ладоге. История создания. Ноты. Видео

27 января — день полного снятия блокады Ленинграда (1944).

Песня о Ладоге Павла Краубнера и Льва Шенберга на стихи Петра Богданова. История создания

Пётр Богданов, автор текста Песни о Ладоге. 1943 г.

Осенью 1941 года фашистские войска замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. Город был окружен. Гитлеровцы рассчитывали, что ленинградцы либо сдадутся, либо их задушит голод. Бесноватый фюрер заявил, что он будет спокойно выжидать, пока Ленинград, сдавленный голодом, покорно не упадет в протянутые руки немцев, как спелое яблоко.

Но захватчики просчитались! Ленинград выстоял, выдержал 900 дней блокады. Немалую роль в этой героической эпопее, память о которой будет жить в веках, сыграла легендарная трасса, проложенная по льду Ладожского озера.

Официально эта трасса называлась «Ледовая военно-автомобильная дорога № 102». Но в историю Великой Отечественной войны она вошла как «Дорога жизни». Очень точное название, ведь это была единственная коммуникация, связывающая осажденный город с Большой землей.

Влияние творчества странников-калик, упоминание религии в песнях

И нет ничего странного в том, что некоторые песни, повествующие об исторических событиях, произошедших до XVI века, к примеру знаменитое произведение о Глебе и Борисе, в той форме, в какой их записали исследователи, нередко имеют некоторые черты позднейшей школы странников-калик. Это люди, не имевшие определенного места жительства и бродившие по свету. Они исполняли, как правило, народные песни, в которых содержалась некая мораль. Нередко в них упоминалась религия. Но исторические песни, конечно, представляют больший интерес, чем творчество калик.

Следует учитывать то, что на Руси в средние века вера в Бога считалась основополагающим символом народной сплоченности. Она, по сути, являлась знаменем длительной борьбы против гнета жестоких кочевников-басурман, проживающих в степи. А чуть позже она стала ассоциироваться с всеобщим стремлением освободить родную страну от монголо-татарского ига. Поэтому некоторые исторические песни, помимо всего прочего, имеют упоминания о Боге. Не стоит удивляться этому.

Самая известная песня о Сталинградской битве

2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва.

Песня о волжском богатыре Марка Фрадкина на стихи Марка Фрадкина. История создания

Марк Григорьевич Фрадкин (1914—1990), русский советский композитор. На его счету более 50 музыкальных тем к известным российским кинофильмам, среди которых «Комсомольская песня» из кинофильма «Добровольцы», «Песня о любви» из «Простой истории», «Течет Волга» и «Летите, голуби» из одноименных фильмов, «За того парня», «Увезу тебя я в тундру», а также многие другие. Марк Фрадкин — обладатель Государственной премии (1979) и звания Народного артиста с 1985 года.

Уже стало традицией, что когда собираются сталинградцы — участники исторической битвы в городе на Волге,— они поют свою любимую песню:

Стоит среди бурь исполин величавый,
И пламя пожаров пылает кругом,
Восходит над ним богатырская слава,
И слышен далеко сражения гром…

Это «Песня о волжском богатыре». Ее автор — композитор Марк Фрадкин.

Как-то у композитора спросили: мог бы он написать песню о Сталинграде, если бы сам не побывал в нем? Фрадкин ответил, что сталинградская эпопея была настолько грандиозна, что вероятно сложить песню о ней могли и композиторы, не бывшие тогда в героическом городе.

— Но я думаю,— добавил он,— что сумел именно потому отобразить эту волнующую тему, что сам непосредственно находился в центре событий.

«Бродяга и урядник»

Для императорской власти Сибирь, которую современники даже не ассоциировали с Россией, сама по себе была одной большой тюрьмой. «Сибирь, как известно, служит для России как бы вентилятором, в который выходит всё ненужное», — точно заметил томский корреспондент в конце XIX века.

Система надзора за ссыльными работала только на бумаге, большинство тюрем строились из дерева, конвойных и надзирателей вечно не хватало. Измученные однообразной работой, убивавшей не только физически, но и морально, заключенные пользовались неустроенностью каторги и сбегали. К концу позапрошлого столетия больше трети всех ссыльных числились «безвестно отсутствующими».

Беглецы пополняли ряды бродяг и возвращались к привычному ремеслу: грабили церкви, дома, убивали, а если не везло — просили милостыню. Скрываясь от полиции в холодной сибирской тайге, они грелись мыслями о скором возвращении домой и пели бродяжнические песни. Одной из них была известная в начале прошлого века «Бродяга и урядник». Ее исполняли по ролям, чтобы развлечься и ненадолго забыть о своей печальной участи.

«Бродягу и урядника» записал музыкант и фольклорист Вильгельм Гартевельд во время путешествия по Сибири в 1908 году. Неизвестно, кто и когда сочинил эту песню, но прожила она долго — в 1930-х «Бродяга» оставалась популярной среди читинских заключенных.

Новая Россия

Интерес к русской песне в 60-х годах подогревался еще одним фактором, о котором редко вспоминают. О русской деревенской музыкальной культуре широко стало известно благодаря нарождавшемуся в России капитализму. Да, именно рост количества фабрик, освобождение крестьян в 1861 году от крепостной зависимости познакомили горожан с шедеврами народного творчества. По странному совпадению, отмена рабства в США после гражданской войны привела к появлению джаза — «народной» афро-американской музыке.

«Рабство» крестьян определялось прикреплением их к земле. От нее черпали они свое вдохновение. Когда их освободили от этого (выгнали, короче), они, взяв свои гусли и балалайки, хлынули в города (а вернее, пригороды-слободы) строить капитализм. А песня им строить и жить помогала.

Однако не стоит переоценивать капитализм в музыкально-просветительском плане. Западная «аккордовая» культура неслась в деревню и ранее. В 17 веке в церковной службе стало применяться так называемое партесное пение. Оно имело форму аккордового многоголосия.

К тому же помощь в гармонизации всей страны играла «усадебная культура» помещиков. Яркой иллюстрацией этого является «музыкальный» фрагмент из «Села Степанчикова» Ф. Достоевского. Там дворня развлекается по вечерам под звуки ансамбля, состоящего из двух балалаек, гитары, скрипки и бубна. Почти рок-ансамбль.

Детально обсуждается там и песня-пляска «Камаринская». Одноименная фантазия М. Глинки была написана в 1848, а книга Ф. Достоевского издана в 1859. Так что в книге обсуждалась довольна «свежая» информация.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Народная
песня
— музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид
вокальной народной музыки. Народная песня — одна из древнейших форм
музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти
современных видах народной музыки она существует в синкретическом
единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и
изобразительным фольклором. Обособление её — результат длительного
исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство
жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной
жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров —
непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой
деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные
виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные,
молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и
семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки,
купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.).
Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.
Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили
лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом
жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные
мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры.
Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде
всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их
(земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая
социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с
композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в
хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам
(куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев,
варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни).
Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам
(связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые
напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной
стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами
разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции
(например, многочисленные свадебные песни одной деревни могут
исполняться на одну-две мелодические формулы).

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот.
Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс, в котором
решающее значение имеет традиция: народная песня возникает на основе
законов, эстетически действенных в каждом данном песенном
коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической
типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и
периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические),
на основе которых познаётся вариантность народной песни. Наряду с
варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто
используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых
текстов. Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни
на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты
авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны
также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных
народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа
существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народная песня
занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Последствия ордынского ига

Монголо-татарское иго очень негативно сказалось на всех сторонах жизни страны, в частности, ее культура стала деградировать. Как следствие, разрушались прекрасные города, уничтожались шедевры прикладного искусства, поэзии и живописи. Многие люди стали безграмотными. Также пришло в упадок устное художественное творчество, которое неустанно развивалось в течение столетий и находилось на тот момент на высокой ступени. Однако войско Батыя не разорило Новгородскую землю, и именно там сохранился уникальный эпос. А что касается старинных исторических песен Северо-Восточной, Центральной, а также Южной Руси, то многие из них канули в Лету. Прекратилась та великолепная поэтическая культура древности, которая породила прекрасные произведения. К ним относятся, в частности, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве» и несколько других. Данные исторические песни, кстати, известны людям до сих пор. Их изучают в школах и университетах, потому что это великие памятники русской культуры, которые должны остаться в памяти людей навсегда.

Циклы песен, их особенности

Историческим песням свойственны доступный язык, лаконичность, обилие фактов и точная передача события, на котором базируется сюжет. Чем же они примечательны? Они насыщены патриотизмом, бережным отношением к отечественной истории, восхвалением подвигов русских солдат и тех, кто сражался за социальное равенство. Что же касается народной трактовки действий великих людей прошлого в подобных произведениях, то она не только приукрашивает, но и нередко корректирует факты, полученные из официальных источников тех периодов. Зачастую встречаются песенные циклы, базирующиеся на основополагающих событиях и происшествиях, закрепившихся в памяти людей. Они могут включать в себя несколько произведений. Русская народная историческая песня всегда производит на слушателей сильное впечатление, позволяет ознакомиться с некоторыми ранее не известными фактами. В этом и заключается ее уникальность. Некоторые впечатлительные люди не могут сдержать слез при прослушивании красивой, берущей за душу народной песни. Она уносит в прошлое, на много веков назад, можно сказать, что человек совершает своеобразное путешествие.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий