Биография никитина и. с.: творчество, интересные факты из жизни

Первые публикации

Впервые Иван Никитин принял решение опубликовать свои стихи в 1853 году. Они были напечатаны в издававшейся в Воронеже газете «Губернские ведомости». Вскоре стихи патриотического содержания появились и на страницах других изданий, что было весьма актуально, так как в те годы была Крымская война. В 1856 году издается первый сборник стихов Никитина. Следующий сборник выходит в 1859 году. Критики поставили творчество Никитина на один уровень с Кольцовым и увидели в нем мастера пейзажа и воспевателя нелегкой доли простого народа.

В 1857 году поэт завершил работу над поэмой «Кулак», которая пользовалась большим успехом у читателей и получила признание и высокие оценки критиков. Ее главный герой, мещанин Карп Лукич, был разорившимся купцом, жил за счет мелкого обмана и не мог выйти из бедности. В семье он был настоящим деспотом и беспробудным пьяницей. Герой поэмы сильно напоминал по складу характера отца Никитина.

Любовь к народу – одна из главных тем в творчестве

Краткая биография Ивана Никитина для детей повествует о том, что значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая искренняя любовь к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения. Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»). Никитин в полном понимании слова был городской житель, хотя и посещал окрестности Воронежа, но гостил в богатых помещичьих имениях, в настоящей деревне, в крестьянском доме никогда не бывал и не прочувствовал быта обычного человека. Материал для обрисовки условий жизни простых людей Никитин получал от извозчиков, останавливавшихся на его постоялом дворе и приезжавших в Воронеж крестьян. Однако Ивану Саввичу, имевшему некоторую ограниченность в наблюдении народной жизни, именно по этой причине не удалось в полной мере нарисовать всеобъемлющую широкую картину жизни народа, а получилось дать лишь отрывочные сведения.

Начало индийского похода

В 1446 году, в самое подходящее время для путешествия, в начале лета, купцы из города Тверь собрались в «заморские страны», опасное и далекое плаванье. На продажу заготовили дорогой товар – мех, который очень ценился на рынках по берегам Волги и Северного Кавказа. Купцы долго решали, кого поставить главой каравана. В конце концов, выбор пал на Афанасия Никитина – ответственного и честного человека с репутацией бывалого путешественника, с огромным опытом и много повидавшего в своей жизни.

Уже в те далекие времена, река Волга стала центром международного торгового пути. Корабли под руководством Никитина должны были пройти по реке к «Хвалынскому морю» (это устаревшее название Каспийского моря).

Так как этот путь для Никитина был уже не нов и не раз пройден, то и путевые заметки путешественника до Нижнего Новгорода очень скудные и краткие. В городе караван примкнул к ширванским судам во главе с Хасанбеком, которые возвращались из Москвы.

Караван успешно миновал город Казань и другие татарские поселения. В дельте реки Волги купцы вздохнули с облегчением. Но здесь и произошло неожиданное нападение астраханских татар под предводительством хана Касима. В записках Никитина кратко описан бой с татарами. Были убиты несколько человек с обеих сторон. К несчастью, одно судно село на мель, а второе зацепилось за рыболовные снаряжения. Эти суда были полностью разграблены, а четыре человека взяты в плен.

Остальные суда пошли дальше. Недалеко от Тархы (район современной Махачкалы), корабли оказались в эпицентре бури и оказались выброшены на побережье, люди были захвачены, а остатки товара разграблены местным населением. Афанасий по воле случая, плыл на судне посла, поэтому ему удалось благополучно добраться до следующего города — Дербента. Сразу же он, с оставшимися товарищами, стал добиваться освобождения пленных. Их ходатайства увенчались успехом, и через год люди оказались на свободе. Но товар оказался потерян безвозвратно, возвращать его никто не собирался.

Набрав огромный долг, Никитин не мог и думать о возвращении на родину. Там его ждали позор и долговая яма. Остался один выход – стать путешественником поневоле и отправится на чужбину, надеясь только на успех нового предприятия. Поэтому он продолжил свой путь, направившись в Баку, оттуда, путешественник отправляется в крепость Мазандеран, и там задерживается надолго. Все это время он ведет свои записи, повествуя о природе, городах и быте населения Закавказья.

Анализ стихотворения «Русь» Никитина

Одно из ранних произведений И.Никитина — «Русь». Многие литературоведы считают это стихотворение центральным в творчестве поэта. Рожденный в Воронеже, И. Никитин отразил во многих произведениях отношение к русской земле, жизни, народу. Стихотворение «Русь» появилось в 1853 году, его опубликовали в местной газете.

Стиль произведения близок к древним народным сказаниям. Это проявляется в словах, характерных для народных песен: мурава, пир, брань; в эпитетах («море синее», «поле чистое», «мать сыра земля»). С народными былинами роднит стихотворение своеобразная композиция. В нем нет четкой рифмы, единство слов и строк поддерживается с помощью размера, за счет этого поддерживается четкий ритм.

Большое количество гласных придают мелодичность, напевность произведению.

Всего 29 четверостиший, стихотворный размер ямб. Применяются архаическая лексика, восторженные эпитеты, восклицания. Торжественные слова выделяют важные части произведения и создают определенное настроение.

По смыслу стихотворение делится на три части:

  • описание природы родной земли;
  • путешествие в историю народа;
  • воспевание Руси, любовь к ней.

Тема произведения — безграничная любовь и уважение к народу, его истории.

Описание просторов Руси подчеркивает ее необъятность. Возникает ощущение, что автор рассматривает страну с высоты птичьего полета. Яркие сравнения создают четкий визуальный образ. Автор говорит о бескрайних полях и равнинах, о степях и лугах, густых лесах. Не забыл и о снежных просторах Севера, морях и горах, цветущих садах Юга нашей страны.

Кроме богатства российских земель, используя метонимию, И. Никитин в понятие «Русь» вкладывает значение «русский народ».

Чтобы показать великие качества людей, населяющих Великую державу, — смелость, стойкость, любовь к своей Великой Родине, автор вспоминает важные для страны исторические сражения. Это татаро-монгольское нашествие, сражения с Литовским Царством и Отечественную войну 1812 года.

Народ стал победителем в этих испытаниях, благодаря своей вере, единству и мощи. И. Никитин вспоминает, как «со всех концов поднялася Русь», никто не остался в стороне, ни дети, ни женщины, ни старики. Неоднократно упоминается о православии, как огромной объединяющей российских людей силе.

Основной мыслью стихотворения звучит любовь народа к своей земле, за которую не жалко и жизнь отдать.

В финале произведения говорится о славе страны, которая идет «во всех концах света белого». Есть за что любить и «называть матерью» свою Великую державу русскому народу. Стихотворение «Русь», несмотря на внешнюю простоту, является одним из лучших патриотических произведений середины 19 века.

Иван Никитин: краткая биография поэта-самородка

Увлеченный творчеством Никитина Н. И. Второв (ученый-краевед) ввел его в кружок местной интеллигенции, познакомил с графом Д. Н. Толстым, напечатавшим стихотворения поэта в «Москвитянине» и выпустившим в Петербурге первый его сборник отдельным изданием (1856 год). Иван Никитин, биография для детей которого рассказывает о нарастающей популярности поэта в то время, по-прежнему жил тяжело. Отец беспробудно пил, правда, семейные отношения немного улучшились; обстановка постоялого двора уже не так угнетала молодого человека, вращавшегося в кругу интеллигентных людей, искренне расположенных к нему. К тому же, как описывает биография, Никитина начали одолевать болезни. Летом 1855 года он простудился во время купания, сильно ослабел и долго не вставал с постели. В такие тяжелые минуты на помощь ему пришла вера, побудившая к появлению стихотворений с религиозной тематикой.

Популярные темы сообщений

  • Фиалка

    Многим людям очень нравится такой цветок как фиалка. Это совсем не удивительно. Данный цветок обладает не только прекрасным видом, но и имеет отличный аромат. Сегодня известно много видов данного цветка. Растет фиалка в природе исключительно в садах,

  • Зримая музыка (что такое Зримая музыка)

    Связь между музыкой и изобразительным искусством существовала всегда – нередко музыканты становились объектами работ художников (картины «Три музицирующие девушки», «Лютнист», «Гитаристка» и пр.) Однако, понятие «зримая музыка»

  • Дева созвездие

    Созвездие Девы является одним из созвездий зодиакальной группы (все ведь знают такой знак Зодиака — Дева). Из всех созвездий этой группы оно является самым крупным по площади (а вообще из всех созвездий — вторым по размерам),

Биография Никитина Ивана Саввичева о главном

Иван Саввич Никитин – русский поэт. Родился 21 сентября (9 октября) 1824 года. Отец являлся воронежским мещанином и торговал свечами.

Пошел учиться в духовное училище. После его завершения попал в семинарию, но был вынужден оттуда уйти из-за плохой посещаемости. На учебе сказались и проблемы в семье: отец разорился и ему пришлось вместе с ним торговать свечами. В семинарии отмечали его музыкальность. В дальнейшем, его творения заинтересуют таких композиторов, как Римский-Корсаков и А. Шарафутдинов. Многие произведения станут народными.

Вскоре, из-за смерти матери Ивана, отец стал сильно пить. Поэтому он совсем забросил торговлю. Много хлопот пало на Ивана. Ему пришлось продать лавку из-за задолженностей. На полученные средства он решил приобрести постоялый двор. Но дохода он приносил мало.

В 1851 году он написал свое первое стихотворение «Русь», однако, опубликовано оно было только через два года. Стихотворение принесло Никитину популярность и из-за этого на него сыпались сравнения с А. В. Кольцовым. Также он показал его Чехову. Тот похвалил его и сказал писать дальше. Остальные творения публиковались в «Отечественных записках» и прочих изданиях.

Позже он стал членом клуба одной интеллигенции после своих публикаций. Главенствующую роль занимал Второв Николай Иванович. Прекрасно сблизился с самим Второвым и Михаилом Федоровичем Де-Пуле, который впоследствии стал его близким другом. Редактировал почти все его произведения. Но со временем круг общения Никитина расширялся.

Благодаря Второву о молодом поэте узнал Д. Н. Толстой. Он посоветовал издать сборник стихов. В 1856 году он был издан, но получил суровый отзыв со стороны Н. Чернышевского. Он был обвинен в подражательстве. Это совсем не обрадовало Никитина. А в 1859 на свет появился второй сборник.

Одновременно с написанием сборника, он работал над своим большим творением «Кулак», которое было начато в 1854 и закончено в 1856. Но в него постоянно вносились изменения. Это произведение одобрил Добролюбов.

В 1861 в «Воронежской беседе за 1861 год» издана поэма «Дневник семинариста». В ней молодой поэт описал свою нелюбовь к семинарии.

В 1859 году Иван решает открыть свой магазин с книгами и читальным залом. Он приобрел его на некоторую сумму, которую одолжил у В. А. Кокорев. Никитин сдает двор в аренду, чтобы погрузиться в работу с книжным магазином и отдаться поэзии.

Жены у поэта не было, но он был влюблен в Наталью, которая была младше него на 12 лет. Она являлась дочерью генерала Антона Матвеева. Для нее он сочинил два стиха.

Писал стихи и для детей, как: «В чистом поле тень шагает…», «Ночь на берегу моря», «Прохладно», «В темной чаще замолк соловей», «Где вы, слуги добра», «Живая речь, живые звуки», «Вечер ясен и тих», «Помнишь», «Уж и есть за что», «Соха».

В 1861 году А. Некрасов предлагает сотрудничество в журнале «Современник», но реализовать себя не удалось, так как Никитин получает тяжелое заболевание. Справиться с ним оказалось невозможно. Тогда он решил оставить завещание, в котором говорилось, что книжный магазин нужно продать, а средства распределить между родственниками. Дом передавался отцу. Своему другу, Николаю Второву он поручил опубликовать свои сочинения. На благотворительную деятельность шли средства, которые были получены от издания книг.

16 октября 1861 поэт ушел из жизни из-за тяжелой формы чахотки. Был похоронен на Воронежском кладбище. Там же был захоронен и А. В. Кольцов.

4 класс самое главное

Интересные факты и даты из жизни

Поэма «Кулак»

Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация — отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения — 25 августа 1857 г.).

Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак — «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером» . В центре поэмы Никитина — образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.

Поэма вызвала одобрительные отзывы Добролюбова и других критиков. В анонимной рецензии «Московского обозрения» было сказано:

Биография

Известный поэт Иван Саввич Никитин родился в городе Воронеж в 1824 году. Отец его был владельцем свечного завода. Тяга к чтению у мальчика проявилась с ранних лет благодаря общению с соседским мастером по ремонту сапог, который познакомил его с книгой и научил читать. На восьмом году Иван стал учеником духовного училища, откуда спустя несколько лет перешел в семинарию. Однако это учреждение окончить ему не удалось в связи с тяжелым материальным достатком семьи. За несколько лет родители лишились практически всего имущества. После этого они подверглись пьянству.

К этому времени между мальчиком и окружающим миром установилась тонкая связь. Он с любовью и пониманием относился к природе, научился видеть в привычных деталях пейзажа светлое начало, а со временем – источник вдохновения для написания стихотворений. Он стойко переносит разорение семьи, стараясь выполнять любую по сложности работу, чтобы прокормить себя и родителей. Однако это было делать тяжело, так как его угнетало пьянство родителей и болезни, которые начали стали мучить периодически. Так на задний план ушла мечта о поступлении в университет, но желание сочинять всегда сопровождало его однообразную, серую жизнь.

Привычка создавать рифмы сохранилась со времен обучения в духовной семинарии. Внутренний мир юноши становился богаче, так как он начал серьезно увлекаться творчеством известных в то время классиков (В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным). А ведение хозяйства на своем постоялом дворе в качестве владельца дало ему возможность дать место для ночлега любому страннику, прохожим из разных уголков России. С ними Иван погружался в атмосферу единства человека, природы и родины. Он с наслаждением слушал и запоминал сказания, пришедшие со всех сторон страны, наслаждаясь и удивляясь тому, насколько богат русский язык.

Счастливым билетом для Никитина стало сближение с создателем историко-этнографического кружка в Воронеже, историком Второвым Н. И., а также Де-Пуле М. Ф., который в будущем занимался редакцией текстов Ивана Саввича. В 1854 году в «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках» появились стихотворения.

Очередной этап жизни Никитина скрашен тем, что в 1859 году он приобретает книжную лавку в центральной части Воронежа. Это заведение привлекало образованную публику. Однако «жизнь невеселая, жизнь одинокая» — так он характеризует это время, несмотря на то, что мечта сбылась. Круг талантливых людей, представлявший местную интеллигенцию, объединился в литературный кружок. Но периодически он сокращался. На фоне семейного разлада Ивану Саввичу становилось все труднее справлялся со своими недугами, откуда появился пессимизм в его стихотворениях.

Беспросветное будущее вызвало сильное расстройство, которое перешло депрессию. Состояние было осложнено и тем, что в его жизни появилась девушка, которая вызвала самые нежные чувства. Однако в дом, где царило разорение и пьянство, молодой человек не хотел приводить невесту. Поэтому чувствам влюбленных не было суждено закрепиться в брачном союзе.

В его произведениях (поэма «Кулак», «Староста», «Нищий», «Тяжкий крест несем мы, братья») отразились насущные темы, характерные для того времени – бунт против уклада жизни, нищеты, несправедливости в обществе.

Смерть настигла поэта в октябре 1861 года, причиной которой стала продолжительная болезнь.

С ранних лет судьба писателя была нелегкой. Но, несмотря на разлад в семье, нищету и болезни, Никитин Иван Саввич оставил в русской литературе след великого мастера поэтического пейзажа, запечатлев реалистичные картины жизни крестьян, с особым лиризмом отразив чувства, раскрывающие любовные отношения.

Краткая биография

  1. Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года.
  2. Будущий поэт получил начальное образование в Воронежском духовном училище, в 1841 был переведён в семинарию.
  3. В 1853 году Никитин дебютировал в печати. Его патриотическое стихотворение «Русь» было опубликовано в воронежских «Ведомостях». Вскоре произведения молодого поэта стали появляться на страницах крупнейших литературных журналов: «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин».
  4. После первых публикаций Никитин стал участником кружка воронежской интеллигенции, главой которого был Н.И.Второв, знаменитый историк и этнограф. Здесь Иван Саввич обрёл единомышленников и близких друзей.
  5. Летом 1855 года молодой поэт слёг с горячкой. К осени состояние значительно улучшилось, но полностью здоровым Никитин не был уже никогда: у него начал развиваться туберкулёз.
  6. В 1856 году был издан первый сборник стихотворений поэта, который вызвал широкий резонанс среди читающей публики.
  7. В 1857 году ближайший друг Никитина, Н.И.Второв, переехал в Петербург. Кружок, главой которого он был, распался. Иван Саввич тяжело переживал разлуку. В письмах он называл Второва своим братом.
  8. В 1858 году была издана поэма Никитина «Кулак». В этом произведении описана жизнь семьи разорившегося купца. В образе главного героя угадываются черты деспотичного отца Ивана Саввича.
  9. Болезнь Никитина прогрессировала и мучила его. Но ещё более невыносимы для него были отношения с отцом, который много пил, дебоширил, сорил деньгами, так трудно заработанными сыном. В письмах к Второву от 1858 года Иван Саввич сообщает о тяжёлом физическом и моральном состоянии. Пребывая в постоянном унынии, он начинает сомневаться в своём литературном таланте.
  10. Публикация «Кулака» принесла Никитину доход, который мог бы позволить ему открыть небольшое предприятие. Поэт загорелся идеей о собственной книжной лавке. Второв помог осуществить задуманное, и Никитин с жаром принялся за предпринимательство. Иван Саввич не щадил ни денег, ни здоровья. Вскоре друзья стали опасаться, что торговец убьёт в Никитине поэта.
  11. В 1859 году свет увидел второй сборник стихотворений.
  12. В 1861 году был опубликован «Дневник семинариста». Это единственное произведение Никитина, написанное в прозе.
  13. Никитин редко выбирался из Воронежа, но летом 1860 года его здоровье улучшилось, и поэт предпринял поездку в Москву и Петербург. Знакомые ожидали, что он познакомится с именитыми литераторами. Но к тому времени приоритеты Ивана Саввича значительно изменились. Никитин не был заинтересован в общении со столичной интеллигенцией и всецело погрузился в заботы о книжной торговле. Кроме того, он был разочарован во многих своих современниках. Поэт был выходцем из народной среды. Описывая тяготы крестьянской жизни, он хорошо понимал, о чём говорит. Ивана Саввича раздражали литераторы-дворяне, которые сами оставались крепостниками и жили в роскоши, но в стихах сокрушались о народной доле. Известно, что в связи с этим Никитин довольно резко высказывался о личности Н.А.Некрасова.
  14. В мае 1861 года Никитин простудился. Состояние его было критическим из-за обострившейся чахотки. Он оставил литературную деятельность, увлёкся чтением Евангелия. В это время отец устраивал поэту мучительные сцены: напивался, врывался в его комнату и начинал бранить больного сына.
  15. В сентябре Никитин составил завещание, в которое не включил Савву Евтихиевича. Отец имел собственные деньги (доход от содержания постоялого двора), а сын был убеждён, что свою долю по завещанию его родитель спустит на кутежи.
  16. 16 сентября 1861 года Никитин скончался. Отец, узнав, что он обойдён в завещании, устраивал неприятные сцены даже у гроба сына. Похоронили поэта на Митрофаниевском кладбище.

Биография

Известный поэт Иван Саввич Никитин родился в городе Воронеж в 1824 году. Отец его был владельцем свечного завода. Тяга к чтению у мальчика проявилась с ранних лет благодаря общению с соседским мастером по ремонту сапог, который познакомил его с книгой и научил читать. На восьмом году Иван стал учеником духовного училища, откуда спустя несколько лет перешел в семинарию. Однако это учреждение окончить ему не удалось в связи с тяжелым материальным достатком семьи. За несколько лет родители лишились практически всего имущества. После этого они подверглись пьянству.

К этому времени между мальчиком и окружающим миром установилась тонкая связь. Он с любовью и пониманием относился к природе, научился видеть в привычных деталях пейзажа светлое начало, а со временем – источник вдохновения для написания стихотворений. Он стойко переносит разорение семьи, стараясь выполнять любую по сложности работу, чтобы прокормить себя и родителей. Однако это было делать тяжело, так как его угнетало пьянство родителей и болезни, которые начали стали мучить периодически. Так на задний план ушла мечта о поступлении в университет, но желание сочинять всегда сопровождало его однообразную, серую жизнь.

Привычка создавать рифмы сохранилась со времен обучения в духовной семинарии. Внутренний мир юноши становился богаче, так как он начал серьезно увлекаться творчеством известных в то время классиков (В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным). А ведение хозяйства на своем постоялом дворе в качестве владельца дало ему возможность дать место для ночлега любому страннику, прохожим из разных уголков России. С ними Иван погружался в атмосферу единства человека, природы и родины. Он с наслаждением слушал и запоминал сказания, пришедшие со всех сторон страны, наслаждаясь и удивляясь тому, насколько богат русский язык.

Счастливым билетом для Никитина стало сближение с создателем историко-этнографического кружка в Воронеже, историком Второвым Н. И., а также Де-Пуле М. Ф., который в будущем занимался редакцией текстов Ивана Саввича. В 1854 году в «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках» появились стихотворения.

Очередной этап жизни Никитина скрашен тем, что в 1859 году он приобретает книжную лавку в центральной части Воронежа. Это заведение привлекало образованную публику. Однако «жизнь невеселая, жизнь одинокая» — так он характеризует это время, несмотря на то, что мечта сбылась. Круг талантливых людей, представлявший местную интеллигенцию, объединился в литературный кружок. Но периодически он сокращался. На фоне семейного разлада Ивану Саввичу становилось все труднее справлялся со своими недугами, откуда появился пессимизм в его стихотворениях.

Беспросветное будущее вызвало сильное расстройство, которое перешло депрессию. Состояние было осложнено и тем, что в его жизни появилась девушка, которая вызвала самые нежные чувства. Однако в дом, где царило разорение и пьянство, молодой человек не хотел приводить невесту. Поэтому чувствам влюбленных не было суждено закрепиться в брачном союзе.

В его произведениях (поэма «Кулак», «Староста», «Нищий», «Тяжкий крест несем мы, братья») отразились насущные темы, характерные для того времени – бунт против уклада жизни, нищеты, несправедливости в обществе.

Смерть настигла поэта в октябре 1861 года, причиной которой стала продолжительная болезнь.

С ранних лет судьба писателя была нелегкой. Но, несмотря на разлад в семье, нищету и болезни, Никитин Иван Саввич оставил в русской литературе след великого мастера поэтического пейзажа, запечатлев реалистичные картины жизни крестьян, с особым лиризмом отразив чувства, раскрывающие любовные отношения.

Экспедиции

Афанасий Никитин, как опытный купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани. Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III, поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц, Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.

Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена, а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно. Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес.

По словам путешественника, маршрут проходил без препятствий, однако в Нижнем Новгороде экспедиция мореплавателя затянулась на две недели, так как там купец должен был встретиться с послом Ширванского государства Хасан-беком. Первоначально Никитин хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже уплыл на юг.

Беда случилась, когда команда Афанасия проплывала мимо Астрахани: мореплавателей настигли татарские разбойники и разграбили корабль, а одно судно и вовсе утонуло.

Дальше потерявшие товар купцы отправились на двух кораблях в город-крепость Дербент.

Путешественники не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства за то, что те не сохранили товар, который был закуплен на государственные деньги в кредит. Некоторые из моряков, у которых хоть что-то осталось дома, возвратились на Русь, остальные люди Никитина разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе, некоторые отправились на работу в Баку.

Афанасий Никитин надеялся улучшить материальное положение, поэтому решил отправиться в плавание в сторону юга: из Дербента неунывающий мореплаватель отправился в Персию, а из Персии добрался до оживленного порта Ормуза, который представлял собой пересечение торговых путей: Малой Азии, Индии, Китая и Египта. В рукописях Афанасий Никитин называл этот порт «пристанищем Гурмызьским», знакомый на Руси поставками жемчуга.

Прозорливый торговец в Ормузе узнал, что оттуда поставляют редких жеребцов, которых не разводят в индийской стране, и там они дорого ценятся. Купец приобрел коня и с надеждой сбыть товар по заоблачной цене отправился на евразийский материк в Индию, территория которой хоть и была тогда на картах, но оставалась неизведанной европейцами.

В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году и прожил в незнакомом государстве три года, однако не возвратился на родину. Русский путешественник детально описал быт и устройство солнечной страны в своих рукописях.

Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца. Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить одежду, чтобы прикрыть наготу.

Также его впечатлило, что население Индии было большое, и почти каждая вторая жительница страны ожидала ребенка.

В Чауле Афанасий не продал жеребца по выгодной цене, поэтому в начале весны мореплаватель отправился в самую глубинку Индии. Купец добрался до северо-западной крепости Джуннар, где встретился с Асад-Ханом, ее хозяином. Наместнику понравился товар Афанасия, однако он возжелал заиметь коня бесплатно и отнял его силой.

В ходе разговора Асад узнал, что русский путешественник исповедует иную религию и обещал вернуть животное с золотом в придачу, если купец примет ислам. Наместник дал Никитину 4 дня на раздумья, в случае отрицательного ответа Асад-Хан пригрозил русскому купцу смертью.

По книге «Хождения за три моря» Афанасия Никитина спас случай: наместнику крепости встретился знакомый старик Мухаммед, перед которым правитель показал милость и отпустил чужеземца, вернув коня. Однако историки спорят до сих пор: принял Афанасий Никитин магометанскую веру или же остался верен православию. Такие сомнения оставил купец из-за оригинальных записок, которые были насыщенны иноземными словами.

Также Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие в невиданные края было красочным и ярким, но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел.

По словам мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было увезти на родину, чтобы получить прибыль. Индийское пребывание Никитина было интересным, но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.

«Ни одной беззаботной, веселой песни»

В середине 1840-х годов поэт впервые послал свои произведения в редакции московских литературных журналов. Столичная пресса публиковать стихи Никитина не стала. В 1849 году он обратился в «Воронежские губернские ведомости», однако стихотворения отправил анонимно, и издатель отказался их печатать.

Еще одну попытку Никитин совершил через четыре года — в 1853 году все те же «Воронежские губернские ведомости», «отдавая должную справедливость замечательному дарованию автора и сочувствуя его направлению», напечатали три стихотворения: «Русь», посвященное началу Крымской войны, «Поле» и «С тех пор, как мир наш необъятный…»

На Никитина обратили внимание представители воронежского историко-этнографического кружка — меценат Николай Второв, издатель Валентин Средин и литературный критик Михаил Де-Пуле. С ними Никитин поддерживал отношения до конца жизни

О Никитине заговорили как о поэте-самородке, его стихотворения одно за другим появлялись в газете «Воронежские губернские ведомости», а затем — в «Санкт-Петербургских ведомостях». Критики говорили о самобытности таланта поэта, его «народности», правда, замечали, что многие его стихи перекликаются с произведениями Алексея Кольцова. Так же как и Кольцов, он умел возвышенно описывать природные красоты, в печати его называли мастером русского поэтического пейзажа.

Позже, когда поэт готовил к печати сборник стихотворений, он убрал строки, которые перекликались с поэзией Кольцова.

В начале 1850-х годов произведения Ивана Никитина много печатали. В эти годы вышли стихи «Моление о чаше» и «Война за веру». В них Никитин описывал тяжелый труд и безрадостную жизнь крестьян, страдания бедных горожан, выражал протест против несправедливого устройства жизни.

Угрюмый характер наложил отпечаток на поэзию Никитина: «Я не сложил, не мог сложить ни одной беззаботной, веселой песни во всю мою жизнь», — вспоминал позже поэт.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий