Писатель иван сергеевич шмелев, его жизнь и самые известные произведения

Биография

Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая особое внимание уделяла литературе и, в частности, изучению русской классики. Затем поступил в шестую Московскую гимназию, после окончания которой стал в 1894 году студентом юридического факультета Московского университета

В 1898 году окончил университет и год служил в армии. Затем на протяжении восьми лет служил чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел; Шмелёвы тогда жили во Владимире на Царицынской улице (ныне улица Гагарина).

Февральскую революцию он первоначально принял и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в её идеях. Октябрьскую революцию же не принял с самого начала, её события привели к значительным переменам в его мировоззрении. Вскоре после революции в июне 1918 года он вместе с семьёй уехал в Алушту, где сначала жил в пансионе «Вилла Роз», принадлежавшем Тихомировым, а затем приобрёл земельный участок с домом. Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, был арестован большевиками. Несмотря на ходатайства Шмелёва, был расстрелян его сын Сергей, офицер царской армии, которому тогда было 25 лет. Это событие и сильно ощущаемый в то время на полуострове недостаток продовольствия ещё более усилили тяжёлую душевную депрессию Шмелёва. На основе пережитого в те годы он в 1924 году, уже покинув СССР, написал эпопею «Солнце мёртвых», которая вскоре принесла ему европейскую известность.

Памятник на могиле И. Шмелёва и его жены в Донском монастыре

Из Крыма Шмелёв, когда появилась такая возможность, переехал в Москву, но уже тогда серьёзно задумался об эмиграции — в значительной степени под влиянием обещания писателя И. А. Бунина оказать на первых порах помощь семье писателя. В 1922 году Шмелёв покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во множестве русскоязычных эмигрантских изданий, таких как «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и других. Там же началась его дружба с русским философом-эмигрантом И. А. Ильиным и длительная переписка с ним (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва).

В письме к О. А. Бредиус-Субботиной от 30 июня 1941 года Шмелёв писал: «Я так озарен событием 22. VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьется сердце мое, радостью несказанной». Ей же адресовано письмо от 9 октября 1941года: «…вчера был день моего Сережечки, преп. Сергия Радонежского, России покровителя. Я ждал. Я так ждал, отзвука, — благовестия ждал — с „Куликова поля“! Я его писал ночами, весь в слезах, в дрожи, в ознобе, в вере … Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался… Я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин., — специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены… идет разделка, Преподобный в вотчину свою вступает, Божье творится…»

Наступление немецких войск под Москвой писатель воспринял как вступление преподобного Сергия Радонежского в свою вотчину; окружение советских армий — как осуществление тех надежд на духовное воскресение России, которые излил в упомянутой здесь повести «Куликово Поле» (о явлении Преподобного в советском Загорске).

Годы Второй мировой войны Шмелёв провёл в оккупированном нацистскими войсками Париже. Часто публиковался в прогерманской эмигрантской газете «Парижский вестник». Его старость была омрачена тяжёлой болезнью и нищетой.

Скончался Шмелёв 24 июня 1950 года во Франции (Бюсси-ан-От, близ Парижа) от сердечного приступа, погребён был на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году его прах вместе с прахом супруги был перевезён, согласно его предсмертной воле, на родину, где был захоронен рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.

До эмиграции

Путешествие на Валаам

В августе года студент юридического факультета Московского университета Шмелёв выбрал по желанию своей невесты Ольги местом для их свадебного путешествия древний Валаамский монастырь. Воспоминания о поездке:

«И вот мы решили отправиться в свадебное путешествие. Но – куда?… Петербург? …Ладога, Валаамский монастырь?.. туда поехать? От Церкви я уже шатнулся, был если не безбожник, то никакой

Я с увлечением читал Бокля, Дарвина, Сеченова, Летурно… Я питал ненасытную жажду «знать»… это знание уводило меня от самого важного знания – от источника Знания, от Церкви. И вот в каком-то полубезбожном настроении, да еще в радостном путешествии, в свадебном путешествии, меня потянуло… к монастырям!»

Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца Варнавы Гефсиманского в Троице-Сергиевой Лавре. Преподобный Варнава, провидя писательский талант, благословил его еще и так: «…превознесешься своим талантом».

Первая книга писателя «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была задержана по распоряжению обер-прокурора Синода К.Победоносцева. Последовавшая затем продажа неразошедшегося тиража, обезображенного цензурой, букинисту за гроши надолго отвратила молодого автора от литературы. Спустя 40 лет Шмелев создал новую редакцию этого повествования под названием «Старый Валаам» (Париж, ).

Известность. Революция. Отъезд.

До отставки в году Шмелев написал ряд рассказов, посвященных социальным темам («Вахмистр», «По спешному делу», «Распад», 1906; «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин», 1907). Для героев Шмелева революция — очистительная сила, под ее влиянием они осознают новую правду. Печатался в «Русской мысли», «Детском чтении». Получив в 1907 году отставку, поселился в Москве, участвовал в «средах» Н.Телешова, в вошел в Товарищество «Знание» и, несмотря на начавшееся расслоение писателей демократической ориентации оставался типичным «знаньевцем».

Всероссийскую славу принесла Шмелеву, написанная в излюбленной им форме сказа повесть «Человек из ресторана» (1910). Критики сравнивали появление ее с дебютом Ф.Достоевского, но, продолжая традицию «бедных людей», повесть при всем ее социально-обличительном звучании несла в себе и новый пафос утешения, которое оскорбленная душа официанта Скороходова обрела в вере. По легенде, эта повесть спасла Шмелева от смерти: в двадцатом году его, как офицера запаса царской армии ждал расстрел, но комиссар признал в нем автора повести об официанте и отпустил. Произведение было экранизировано в СССР в году (режиссер — Я. Протазанов, в ролях: М. Чехов, В. Малиновская, И. Коваль-Самборский).

На события Первой мировой войны Шмелев, живший в это время в калужском имении, откликнулся сборником рассказов «Суровые дни»; неприятие войны как самоистребления озверевших людей получило также выражение в повести «Это было».

«Разрушение и хаос, куда не поглядишь… Что ж, умирает жизнь? Рождается…, только мы-то старыми глазами ясно не видим этого… Смерти нет для Великой Страны».

Сергей Иванович Шмелев — сын писателя.

«Без сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить… У меня взяли сердце. Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком своим кричу — помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем».

Уже узнав о расстреле, Иван Сергеевич просил найти и выдать тело сына: «Я хочу знать, где останки моего сына, чтобы предать их земле. Это мое право. Помогите».

Горе круто изменило жизнь писателя. Поняв, что больше ничего нельзя узнать о смерти сына, Шмелевы ищут возможности выехать из Крыма в Москву.

Приехав в Москву, Шмелевы стали хлопотать о выезде из страны:

«Мне нужно отойти подальше от России, чтобы увидеть ее все лицо, а не ямины, не оспины, не пятна, не царапины, не гримасы на ее прекрасном лице. Я верю, что лицо ее все же прекрасно. Я должен вспомнить его. Как влюбленный в отлучке вдруг вспоминает непонятно-прекрасное что-то, чего и не примечал в постоянном общении. Надо отойти».

После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился — в согнутого, седого старика. Его голос стал глухим и тихим. От созерцания на лице появились глубокие морщины, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.

«Я все потерял. Все. Я Бога потерял и какой я теперь писатель, если я потерял даже и Бога. С большой ли, с малой буквы — бог (Бог) — он нужен писателю, необходимо нужен. Мироощущение на той или иной религиозной основе — условие, без чего нет творчества».

Библиография

Сочинения Шмелёва

  • На скалах Валаама, М.,1897
  • По спешному делу, 1906
  • Вахмистр, 1906
  • Распад, 1906
  • Иван Кузьмич, 1907
  • В новую жизнь. М., 1907
  • В норе, 1909
  • Под небом, 1910
  • Они и мы. М., 1910
  • Патока, 1911
  • На морском берегу. М., 1913
  • В деревне. Пг.-М., 1915
  • Карусель, М.,1918
  • Пугливая тишина. М., 1918
  • Суровые дни, 1916
  • Лик скрытый, М.,1917
  • Степное чудо, сказки, 1921
  • Неупиваемая чаша. Париж, 1921
  • К светлой цели. М.-Пг., 1923
  • Догоним солнце. М., 1923
  • Это было. Берлин, 1923
  • Виноград. М.-Пг., 1924
  • Каменный век, 1924
  • На пеньках, 1925
  • Про одну старуху, Париж, 1927
  • Въезд в Париж, 1925
  • Русская песня, 1926
  • Забавное приключение. М.-Л., ГИЗ, 1927
  • Наполеон. Рассказ моего приятеля, 1928
  • К солнцу. М.-Л., ГИЗ, 1929
  • Лето Господне, Нью-Йорк, 1944
  • Родное, 1935
  • Пути небесные, 1948
  • Лето Господне. Праздники-Радости-Скорби. Париж, 1948
  • Куликово поле. Старый Валаам. Париж, 1958

Монографии о Шмелёве

  • Дзыга, Я. О. Творчество И. С. Шмелева в контексте традиций русской литературы. — М, 2013—346 с.
  • Дзыга, Я. О. Изображение быта в «Истории любовной» И. С. Шмелева: диалог с традицией / Я. О. Дзыга // Вестник Самарского государственного университета. — 2011. — № 7 (88). — С. 106—110.
  • Кутырина, Ю. А. Иван Сергеевич Шмелев. — Париж: РНТ, 1960.
  • Любомудров, А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / А. М. Любомудров. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
  • Руднева, Е. Г. Заметки о поэтике И. С. Шмелева / Е. Г. Руднева. М., 2002. — 128 с.
  • Соболев, Н.И. Повесть И. С. Шмелева «Неупиваемая Чаша»: Творческая история, поэтика, текст / Н.И. Соболев. — Петрозаводск : ПетрГУ, 2013. — 304 с.
  • Соболев, Н. И. Повесть И. С. Шмелева «Росстани»: критика текста, поэтика, материалы творческих рукописей  : научное электронное издание / Н. И. Соболев. — Электрон. дан. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2017.
  • Соболев, Н. И. Повесть И. С. Шмелева «Гражданин Уклейкин»: материалы творческих рукописей: монография  : научное электронное издание / Н. И. Соболев, О. А. Сосновская. — Электрон. дан. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2017.
  • Солнцева, Н. М. Иван Шмелёв: Жизнь и творчество: Жизнеописание. — М.: Эллис Лак, 2007. — 544 с. — ISBN 978-5-902152-45-3
  • Сорокина, О. Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева.- М., 2000.
  • Суровова, Л. Живая старина Ивана Шмелева. — М., 2006. — 304 с.
  • Черников, А. П. Проза И. С. Шмелева: Концепция мира и человека. — Калуга: Калужский областной институт усовершенствования учителей, 1995. — 344 с.
  • Шаховской, Д. М. И. С. Шмелев: Библиография. — Paris, 1980.
  • Шешунова, С. В. Образ мира в романе И. С. Шмелева «Няня из Москвы» / С. В. Шешунова. — Дубна, 2002.
  • Шешунова, С. В. Судьба и книги Ивана Шмелева. Цикл лекций на радио «Град Петров» . — М., 2010.
  • Aschenbrenner Michael. Jwan Schmeljow: Leben und Schaffen des grossen russischen Schriftellers — Königsberg / Pr., Berlin: Ost-Europa-Verl., 1937.

Личная жизнь

В 1895 году осенью писатель женится на Ольге Охтерлони. После свадьбы молодые отправляются на Валаам, новоиспеченная супруга захотела отправиться в довольно необычное свадебное путешествие по монастырям и скитам. Это место вдохновит Шмелева на его первое произведение – «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки». Правда, судьба у книги довольно незавидна. Святейший синод во главе с Победоносцевым обвинил ее в крамоле. Книгу издали в редакционном варианте, признания в народе она не получила.

Первый горький опыт заставляет Ивана Сергеевича по-другому взглянуть на свое будущее, и он поступает в Московский университет на юридический факультет. Затем он 8 лет прослужит чиновником в глухомани Владимирской и Московской губерний. Однако государственная служба не была по душе юноше и в 1905 году он снова уверен, что дело всей его жизни – это писательство. Его произведения начинают печататься в «Детском чтении», его приглашают к сотрудничеству в журнал «Русская мысль». Спустя два года Шмелев, уверенный в себе и своем призвании, уходит в отставку. Он уезжает в Москву и полностью отдается творчеству.

В это время под влиянием революции Шмелев пишет ряд произведений, получивших широкую известность. Свою поддержку молодому писателю выражает сам Максим Горький.

Начавшаяся война заставляет семью Шмелевых перебраться в свое имение в Калуге. Именно здесь писатель осознал все негативное влияние кровавой бойни на нравственность людей. Иван Сергеевич был противником Октябрьской революции, новая власть, по его мнению, разрушала сознание и духовность человека. В 1918 году он покупает в Алуште домик и поселяется в Крыму.

Сын писателя был определен в Добровольческую армию, юноша нес службу в комендантском управлении, бои проходили вдали от него. Но одержавшие победу в 1920 году красные занимают Крым и решают жестоко расправиться с противниками. Сергей Шмелев был арестован и вскоре расстрелян.

Следующий год приносит семье писателя еще одно серьезное испытание – изнуряющий голод пронесся по всей стране и благодатный край не стал исключением.

Весной 1922 года Шмелев решает вернуться в столицу. Отсюда по приглашению друга Бунина писатель с женой уезжают в Берлин, а затем и в Париж, где они проживут 27 лет.

Трагическая эпопея «Солнце мертвых» стала первым творением Ивана Сергеевича в эмиграции. Книга имела огромный успех и была переведена на немецкий, французский, английский и некоторые другие языки, что было довольно редким явлением в Европе. Далее последовал еще целый ряд успешных произведений, среди которых «Каменный век», «Солдаты», «Пути небесные» и другие.

Летом 1936 года Иван Сергеевич теряет жену, после скоропалительной болезни женщина умирает. Писатель очень тяжело переживал эту утрату – Ольга была самым близким для него человеком, его единомышленником. Друзья, стараясь отвлечь мужчину от тяжелых мыслей, отправляют его в поездку. Он побывает в Латвии, Эстонии, Псковско-Печорском монастыре, постоит у советской границы.

Последний год жизни прошел для писателя довольно сложно. Тяжелая болезнь приковывает его к постели, требуется операция. После нее здоровье возвращается, а с ним и желание творить и работать. Иван Сергеевич строит новые планы и мечтает написать третью книгу «Путей небесных». Однако этим планам не суждено было сбыться, уже спустя всего полгода 24 июня 1950 года в Париже Шмелев умирает от сердечного приступа.

Детство Шмелева

Иван Шмелев родился в обеспеченной семье, но детство омрачили внезапная смерть отца и холодные отношения с матерью. Ранние годы жизни сыграли важную роль в становлении будущего писателя, во многом определили его мировоззрение.

Происхождение и рождение

Иван Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Кадашевской слободе Замоскворечья в семье купцов. Члены семьи придерживались старообрядчества и старались соблюдать высокие духовные принципы.

Семья писателя

Иван Шмелев родился в обычной семье:

  1. Дед был крестьянином из провинции Московской губернии, любил французские романы и исторические сочинения.
  2. Отец, Сергей Иванович, владелец артели плотников, нескольких бань, купален.
  3. Мать, Евлампия Савинова, дочь купца, привила сыну любовь к русской литературе . С ее помощью мальчик получил начальное образование.

Теплые отношения у будущего писателя сложились лишь с отцом. Мама была строга и холодна с детьми, порола за провинности. Мальчик проводил много времени с рабочими артели и набожным воспитателем — бывшим плотником Михаилом Панкратовичем Горкиным. Считается, что именно общение с простыми мастерами повлияло на мировоззрение писателя.

Любимый отец трагически погиб при падении с лошади, когда Ивану было всего 7 лет. Мать осталась одна с шестью детьми. Жила семья на доходы от бань и сдачи в аренду части дома.

Образование

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он поступил в гимназию. Учеба давалась ребенку тяжело из-за жестких правил и конфликтов с учителями. Пришлось сменить место обучения. В 1894 году Иван Шмелев окончил 6-ю Московскую гимназию. Уже в этот период он пробовал писать небольшие очерки, зарисовки. За свое творчество получал пятерки с плюсами от преподавателя Федора Цветаева — дяди Марины Цветаевой. Сильное впечатление на подростка произвело творчество Пушкина.

Также Иван любил читать произведения:

  • Л.Н. Толстого;
  • Н.В. Гоголя;
  • И.С. Тургенева;
  • Н.С. Лескова;
  • В.Г. Короленко.

↑ Малая проза

Вот тут-то и пригодился былой опыт общения с людьми во время путешествий по городам и весям Владимирской губернии. Он еще тогда понимал, что в народе зреет какая-то новая сила, появляются протестные настроения, готовность к революционным переменам. Эти наблюдения и отразились в малой прозе Шмелева.

В 1906 г. вышла его повесть «Распад», в которой рассказывается история отношений отца и сына. Отец – владелец кирпичного завода, привыкший работать по старинке и не желающий никаких перемен. Сын, напротив, стремится к изменениям, полон новых идей. В результате возникает конфликт двух поколений в рамках семьи. Обстоятельства приводят к гибели обоих. И тем не менее, трагический финал не внушает чувства безнадежности и пессимизма.

Следующая повесть «Человек из ресторана» стала как бы визитной карточкой Шмелева как писателя (1910). В ней также была поднята тема отцов и детей, и события развиваются на фоне бурных революционных настроений в обществе. Но не общественные проблемы стали центром внимания писателя, а извечная проблема человеческих отношений, жизненного выбора.

Во время Первой мировой войны Шмелев с женой перебрался в Калужское имение. Здесь он сделал новое для себя открытие. Оказывается, война уродует человека не только физически, но и нравственно. Герой рассказа «Оборот жизни» — столяр, и во время войны заметно улучшились его дела за счет заказов на гробы и кресты.

Сначала приток барышей тешил мастера, но со временем к нему пришло понимание того, что деньги, заработанные на горе людей, не приносят счастья. Вскоре на фронт отправился сын Шмелева Сергей. Он служил в армии Врангеля, в Алуштинской комендатуре. Когда красные взяли Алушту, Врангель уже сбежал. Так Сергей Шмелев оказался в плену. Отец приложил все силы для спасения сына, но тщетно. Его расстреляли. Для родителей это стало тяжелейшим ударом.

Творчество

Раннее творчество

Первые литературные опыты Шмелёва относятся ещё ко времени обучения в Московской гимназии. Его первым опубликованным произведением стала зарисовка «У мельницы» 1895 года в журнале «Русское обозрение»; в 1897 году в печати появился сборник очерков «На скалах Валаама», вскоре запрещённый царской цензурой.

В 1907 году Шмелёв, в то время чиновник во Владимирской губернии, вёл активную переписку с Максимом Горьким и отправил ему на рецензирование свою повесть «Под горами». После положительной оценки последнего Шмелёвым была закончена повесть «К солнцу», начатая ещё в 1905 году, за ней последовали «Гражданин Уклейкин» (1907), «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Для произведений писателя этого периода характерны реалистическая манера и тема «маленького человека».

В 1909 году Шмелёв вступил в литературный кружок «Среда». В 1911 году в печати появилась его повесть «Человек из ресторана». С 1912 года Шмелёв сотрудничает с Буниным, став одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым его последующее творчество было связано на протяжении многих лет.

В 1912—14 годах было издано несколько его повестей и рассказов: «Виноград», «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», посвящённые описанию быта купечества, крестьянства, нарождающейся буржуазии. Впоследствии вышли два сборника прозы, «Лик скрытый» и «Карусель», а также сборник очерков «Суровые дни» (1916); за ними последовали повесть «Как это было» (1919), повествующая о событиях Гражданской войны, и рассказ «Чужая кровь» (1918—23).

Творчество 1920—1930 годов

Новый период в творчестве писателя начинается после его эмиграции из России в 1922 году.

«Солнце мёртвых» (1923).

Творчество первых лет эмиграции представлено в основном рассказами-памфлетами: «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925); для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны.

В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», — на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций. В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции. В 1930 году был опубликован лубочный роман Шмелёва «Солдаты», сюжетом для которого послужили события Первой мировой войны.

Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933—1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.

Последний период творчества

Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров Валаам, спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.

В послевоенном романе 1948 года «Пути небесные» о судьбах реальных людей, инженера В. А. Вейденгаммера, религиозного скептика, и послушницы Страстного монастыря Дарьи Королёвой, нашла отражение «тема реальности Божьего промысла в Земном Мире». Роман остался неоконченным: смерть не позволила писателю завершить его третий том, поэтому в печать вышло лишь два первых.

В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

В Большой советской энциклопедии при характеристике дореволюционного творчества Шмелёва признавались его хорошее знание городского быта и народного языка, отмечалось «внимание к сказу». Всё творчество писателя после эмиграции рассматривалось исключительно как антисоветское, с характерной ностальгией «по дореволюционному прошлому».

Писатель и революция

В 1915 году чета Шмелевых провожает единственного сына Сергея на фронт. Писатель как никто понимает, что сын обязан послужить отечеству, однако гнетущее чувство не покидает его.

Революцию 1917 года Шмелев принял, подобно всей народной интеллигенции, однако после кровавого октября, его взгляды на коммунистов резко изменились. Он резко критически осуждал, первые действия властей, называя их «серьезными прегрешениями против нравственности».

Сразу после революции 17-го, писатель и его жена переезжают из Москвы в Алушту. Сын писателя вернулся с Добровольной армии Деникина, больным туберкулезом, для излечения в Феодосию. Судьба разлучила отца и сына, Сергея арестовали чекисты в 1920.Больной и немощный сын писателя провел около 3 месяцев в переполненных подвалах в условиях полной антисанитарии, и в январе 1921 года его расстреляли без всякого суда и следствия, тогда как официально, Сергей был амнистирован. Впоследствии Иван Сергеевич не простил Советам смерти сына, и не принимал гонорары, за свои книги, издаваемые в Советской России.

После утраты сына Иван Сергеевич с близкими переживает еще одно потрясение- голод в 1920-1921 годов. Это бедствие унесло порядка 5,5 миллионов человек.

Творческий путь писателя

В ранний период творчества было написано много рассказов и повестей, в которых преобладает тема маленького человека. В 20-30-е годы Шмелев создает самые известные романы — «Лето Господне» и «Солнце мертвых». В произведениях позднего периода остро ощущается тоска по родине, стремление к одиночеству.

Дебютный рассказ «У мельницы «

Первый рассказ Шмелев написал под впечатлением одного события. Однажды во время каникул на летней рыбалке он попал на омут у мельницы, где познакомился с жившим там глухим стариком. Окружающий пейзаж очаровал его, напомнил картины из поэм Пушкина.

Рассказ повествует о мельнике и его жене, которые обманом завладели мельницей барина. Однако счастья им она не прибавила. По случайности или осмысленно герои гибнут в реке. Рассказ опубликовали в 1895 году в журнале «Русское обозрение».

Разочарование автора

Первая книга «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была написана после свадебного путешествия по святому острову. Из-за жесткой цензуры были вырезаны многие ключевые моменты, в результате произведение потеряло осмысленность и оригинальность. Читатели не оценили исправленный вариант, а писатель пережил глубокое разочарование и на время отошел от литературы.

Возвращение к творчеству

Ежедневное общение с представителями простого народа на должности инспектора отразилось в произведениях писателя. Сотрудничество с журналами, создание произведений для детей помогли Ивану Шмелеву вновь поверить в свой талант. В 1907 году он уволился и, наконец, полностью посвятил себя литературе .

В этом видео представлена информация о жизни писателя во Владимире.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий