История израильско-иудейского царства

Введение

 В двух предыдущих статьях серии ; речь шла о реконструкции ранней истории Древнего Израиля, возникающих при этом проблемах и возможных путях их решения. Но одним из главнейших вопросов в исследованиях истории Древнего Израиля был и остается вопрос об историчности библейских рассказов о единой монархии Давида и Соломона. Его мы и рассмотрим в настоящей статье. Как отмечалось в предыдущих статьях, рассказы о патриархах и исходе из Египта трудно подтвердить археологически или с помощью других — неизраильских — письменных источников. Но зато возникновение единого царства при Сауле и существование единого, достаточно мощного, царства при Давиде и его сыне Соломоне — это уже вполне верифицируемая и фальсифицируемая гипотеза. Но она, как и многие другие гипотезы о Древнем Израиле, сразу становится предметом идеологических, а не только научных дискуссий. «Минималисты», как отмечалось в прошлых двух статьях, ближе к концу XX в. призывали к радикальному отказу от доверия библейским повествованиям — в частности, они считали царя Давида вымышленным персонажем. Особую роль в отказе от минимализма сыграла находка в середине 1990-х гг. стелы с надписью на арамейском в Дане ; . Она сохранилась плохо, но в ней описывается военная кампания Хазаэля, арамейского царя Дамаска, в ходе которой он разбил царя Израиля и его союзника, царя из дома Давида (bytdwd). Эта надпись прекрасно вписывается в историю двух царств, из которых лишь южное, Иудейское, управлялось Давидовой династией. Для сравнения: царскую династию Израильского царства ассирийские источники называли «домом Омри» (bit omri), поэтому такую идентификацию можно считать вполне надежной. Прочтение надписи представляет некоторые трудности, но, по всей видимости, в ней упомянуты Йорам израильский и Ахазия иудейский — оба персонажа хорошо известны из библейских текстов.

История согласно Библии

Единое царство

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника — в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. (По Закону Моисееву совершать всесожжение имеет право только первосвященник.) В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. (Известна фраза: «Саул убил тысячи. Давид убил десятки тысяч».) Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. (Напомним: Давид по закону имел полное право сместить Саула с царского престола, но не воспользовался этим правом.) В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010—931 до н. э.) — золотой век Израильского царства. В 1010 г до н. э. Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (930 год до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северно-Израильское царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Падение Израильского царства

Длительные войны Израиля и Иудеи между собой и с соседними странами истощили силы еврейского народа. Пожалуй, самый тяжёлый удар нанесли евреям ассирийцы. Ещё в IX в. до н. э. царь Салманасар III совершал небезуспешные завоевательные походы в Сирию и Палестину Он приводил оттуда пленных, привозил богатые трофеи. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон взял Самарию, увёл в плен израильского царя Осию и вместе с ним 27 тыс. израильтян.

Вместо них в Самарии поселились месопотамские колонисты. Самария, как резиденция вавилонскою наместника, развилась необычайно. Этот город принимал участие в международной торговле, здесь процветало местное производство. Коренное население Самарии смешивалось с колонистами из Месопотамии и переселенцами из Сирии. Возникшая в результате народность — самаритяне — на протяжении нескольких столетий играла важную роль в истории Палестины.

26 июля 2020 в 15:31

Редактор Astromeridian.ru

Сомнения в историчности

Факт существования на территории Израиля единой могущественной державы является предметом дискуссии. Трактовка и датировка археологических находок, рассматривающихся как подтверждающие существование единого Израильского царства, оспаривается. В частности, строения в Мегиддо, Хацоре и Гезере, позиционируемые как «Соломоновы», имеют альтернативную датировку IX века до нашей эры, времени правления династии Омридов. По словам главы кафедры археологии Тель-Авивского университета, Исраэля Финкельштейна (англ. Israel Finkelstein), Иерусалим времён Давида был «небольшой горной деревушкой», а в X веке до нашей эры на территории царства из Ветхого Завета, писавшегося с VII века до нашей эры, только шёл процесс формирования государств, в котором участвовал целый ряд племён. По мнению профессора, Давид был предводителем одного из этих племён, и являлся не более чем «вожаком банды разбойников». До настоящего времени нет археологических находок, подтверждающих описание бурного роста Иерусалима во время «золотого века».

Взглядов, сходных с концепцией Финкельштейна, придерживается Зеэв Херцог, профессор археологии Тель-Авивского университета. Он считает, что не существует никаких археологических доказательств единого Израильского Царства и что северное и южное еврейские царства были изначально двумя отдельными, периодически враждующими между собой государствами, а Давид и Соломон были главами небольших племенных княжеств, Давид — в Хевроне, Соломон — в Иерусалиме. При этом во времена Давида и Соломона Иерусалим уже был большим поселением, однако в нём не было ни центрального храма, ни царского дворца.

Взгляды Финкельштейна и Херцога оспариваются, в том числе и на основании недавних раскопок Иосифа Гарфинкеля (англ. Yosef Garfinkel) в Хирбет-Кияфа (англ. Khirbet Qeiyafa)
и Эйлат Мазар в Иерусалиме, в частности, находка стены в Городе Давида (Ancient city walls around the City of David). Позже Финкельштейн оспорил утверждения Мазара, указывая на то что стены, обнаруженные Мазаром, не соединяются в один согласованный план и, по-видимому, принадлежат более чем одному зданию. Изделия из керамики Iron IIA, найденные в одном месте, в любом случае датируется IX веком до нашей эры. Ступенчатая структура камня на склоне имеет по меньшей мере две конструкции фазы: один в Iron IIA или ранний Iron IIB (9-й или 8-й веков до н.э.) и второй в эллинистический период. Финкельштейн утверждает что некоторые из раскопанных стен Мазаром действительно является фазой развития государства в Иудее, но эта фаза датируется 9-м, а не 10-м веком до н.э. Иосиф Гарфинкель утверждает что обозначил позднюю прото-ханаанскую надпись, найденную в Хирбет-Кияфа, как самую известную ивритскую надпись, которая была известна до сих пор, интерпретировал находки на этом месте в поддержку библейского описания Объединенной монархии. Но Финкельштейн видит другую связь с этим, скорее всего строительство было связано с северным Израилем(Саулом). Также Израэль Финкельштейн обвиняет Мазара и других археологов которые причисляют найденные стены ко временам Давида и Соломона в субъективной интерпретации библейских текстов, и выдают желаемое за действительное.

На данный момент нет единного мнения подтверждающее или опровергающее существование объединенной монархии Давида и Соломона среди археологов.

Государственное устройство Израильского царства

Главным институтом, на который опирались царства Самуила, Саула и первоначальное царство Давида, было войско. Оно формировалось из племенного ополчения. В случае необходимости глава племенного союза созывал ополченцев при помощи труб и копров. Давиду, главе большого государства, для поддержания власти требовался аппарат более развитой. Вяленым шагом к изменению общества стало создание регулярной армии, наполовину состоявшей из филистимских наёмников.

Во время правления Давида в Израильско-Иудейском царстве сформировался государственный аппарат из судей, священников, писцов и сборщиков податей. Второй фигурой после царя стал государственный.

Окончательному сращению Израиля и Иудеи мешал древний ханаанский город Иерусалим, который находился на пересечении торговых караванных путей и оказался в центре нового государства. Давид захватил Иерусалим и сделал его религиозным центром, а по сути столицей государства. С этого момента Иерусалим стал называться народом Давида.

При Давиде появились новые должности и посты: докладчик царя, его доверенное лицо — мазкир, министр иностранных дел — софер. Ещё одну должность занимал ашер-алгамас — сборщик податей, наблюдавший за исполнением трудовой повинности. Угодья Давида были огромны и обслуживались царскими работниками, что позволяло хозяйству царя сохранять независимость от различных групп населения. Постепенно складывается восточное деспотическое государство. При Давиде фигура царя наделяется не только военными, но и священническими полномочиями, обретает ореол святости.

Династия царского дома Давида правила в Иудее на протяжении 400 лет, до разрушения Первого храма, Давид умер в 965 г. до н. э., но процесс распада царства на Израиль и Иудею был уже запущен.

История согласно Библии

Единое царство

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника — в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. (По Закону Моисееву совершать всесожжение имеет право только первосвященник.) В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. (Известна фраза: «Саул убил тысячи. Давид убил десятки тысяч».) Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. (Напомним: Давид по закону имел полное право сместить Саула с царского престола, но не воспользовался этим правом.) В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010—931 до н. э.) — золотой век Израильского царства. В 1010 г до н. э. Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (930 год до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северно-Израильское царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Сомнения в историчности

Факт существования на территории Израиля единой могущественной державы является предметом дискуссии. Трактовка и датировка археологических находок, рассматривающихся как подтверждающие существование единого Израильского царства, оспаривается. В частности, строения в Мегиддо, Хацоре и Гезере, позиционируемые как «Соломоновы», имеют альтернативную датировку IX века до нашей эры, времени правления династии Омридов. По словам главы кафедры археологии Тель-Авивского университета, Исраэля Финкельштейна (англ. Israel Finkelstein), Иерусалим времён Давида был «небольшой горной деревушкой», а в X веке до нашей эры на территории царства из Ветхого Завета, писавшегося с VII века до нашей эры, только шёл процесс формирования государств, в котором участвовал целый ряд племён. По мнению профессора, Давид был предводителем одного из этих племён, и являлся не более чем «вожаком банды разбойников». До настоящего времени нет археологических находок, подтверждающих описание бурного роста Иерусалима во время «золотого века».

Взглядов, сходных с концепцией Финкельштейна, придерживается Зеэв Херцог, профессор археологии Тель-Авивского университета. Он считает, что не существует никаких археологических доказательств единого Израильского Царства и что северное и южное еврейские царства были изначально двумя отдельными, периодически враждующими между собой государствами, а Давид и Соломон были главами небольших племенных княжеств, Давид — в Хевроне, Соломон — в Иерусалиме. При этом во времена Давида и Соломона Иерусалим уже был большим поселением, однако в нём не было ни центрального храма, ни царского дворца.

Взгляды Финкельштейна и Херцога оспариваются, в том числе и на основании недавних раскопок Иосифа Гарфинкеля (англ. Yosef Garfinkel) в Хирбет-Кияфа (англ. Khirbet Qeiyafa)
и Эйлат Мазар в Иерусалиме, в частности, находка стены в Городе Давида (Ancient city walls around the City of David). Позже Финкельштейн оспорил утверждения Мазара, указывая на то что стены, обнаруженные Мазаром, не соединяются в один согласованный план и, по-видимому, принадлежат более чем одному зданию. Изделия из керамики Iron IIA, найденные в одном месте, в любом случае датируется IX веком до нашей эры. Ступенчатая структура камня на склоне имеет по меньшей мере две конструкции фазы: один в Iron IIA или ранний Iron IIB (9-й или 8-й веков до н.э.) и второй в эллинистический период. Финкельштейн утверждает что некоторые из раскопанных стен Мазаром действительно является фазой развития государства в Иудее, но эта фаза датируется 9-м, а не 10-м веком до н.э. Иосиф Гарфинкель утверждает что обозначил позднюю прото-ханаанскую надпись, найденную в Хирбет-Кияфа, как самую известную ивритскую надпись, которая была известна до сих пор, интерпретировал находки на этом месте в поддержку библейского описания Объединенной монархии. Но Финкельштейн видит другую связь с этим, скорее всего строительство было связано с северным Израилем(Саулом). Также Израэль Финкельштейн обвиняет Мазара и других археологов которые причисляют найденные стены ко временам Давида и Соломона в субъективной интерпретации библейских текстов, и выдают желаемое за действительное.

На данный момент нет единного мнения подтверждающее или опровергающее существование объединенной монархии Давида и Соломона среди археологов.

Отделение Израиля от Иудеи

Единое Израильско-Иудейское царство просуществовало всего лишь около 100 лет, невзирая на стремление Соломона к централизации государства и укреплению его рубежей. Одной из причин распада оказалась экономическая разобщенность. Северная часть царства была богатым земледельческим районом, связанным с Финикией, Дамаском и Сирией экономическими и культурными контактами. В Южной Палестине, заселённой в основном иудеями, господствовали примитивные формы скотоводческого хозяйства и родоплеменных отношений. Разнонаправленность векторов развития двух регионов сказалась на дальнейшем ходе еврейской истории.

Первыми начали проявлять стремление к независимости от царства Соломона северные районы. Во главе сепаратистов встал Иеровоам. Соломон не только подавил восстание Иеровоама, но и вынудил того бежать в Египет к фараону Шешонку. Правитель Египта уже давно опасался власти Соломона и охотно дал убежище его врагу. Когда же Соломон умер, его преемник Ровоам не смог предотвратить развал страны. Иеровоам вернулся из Египта, поднял восстание и провозгласил себя царём независимого Израильского царства. Не последнюю роль в победе Иеровоама сыграл Шешонк. Около 928 г. до н. э. он вторгся в Палестину и взял Иерусалим, положив конец единому Израильско-Иудейскому царству.

Правители южной Иудеи и северного Израиля начали изнурительную борьбу между собой, что привело к неизбежному ослаблению и тех и других. Катастрофа еврейского царства была на руку соседним государствам. Давний соперник Израильско-Иудейского царства Дамаск всегда стремился захватить плодородные районы Сирии и Палестины. Со временем оазис Дамаск стал столицей Арамейского царства, которому были очень нужны пути на Средиземное море, проходившие по территории Палестины. Постепенно Израиль уступил Дамаску свои северные районы, хотя и вёл постоянную борьбу за них.

Некоторое затишье в отношениях Израиля и Иудеи наступило с приходом на иудейский престол Иосафата в 867 г. до и. э. Иудея была вынуждена смириться с некоторой зависимостью от Израиля, но это положение сочли лучше бессмысленной войны. Определённых, но временных успехов в установлении мирных отношений с Иудеей достиг царь Израиля Омри, правивший с 882 г. до н. э. по 871 г. до н. э. Он построил город Самарию (Шомрон) — новую столицу Израиля. В Самарии обнаружен царский дворец значительных размеров, что свидетельствует о прочности власти Омри.

Ахав (871—854 гг. до и. э.) расширил территорию новой столицы, украсил её великолепным храмом и царским дворцом. Отношения Израиля и Иудеи были скреплены династийными браками. В 854 г. до н. э. образовался «союз двенадцати царей», включавший правителей стран Южной Анатолии, Сирии, Дамаска, Финикии. Израиля и Хамата. Союз двенадцати успешно отражал удары ассирийской армии Салманасара III. Особенно сильное влияние на Израиль оказывала богатая и пышная культура Финикии. В такой обстановке Израиль быстро и благополучно развивался, но у этого прогресса была обратная сторона. Супруга Ахава царица Изевель окружила себя не просто финикийскими придворными, а жрецами финикийского бога Ваала. В Самарии был построен храм Дом Ваала. В богослужения и жертвоприношения Ваалу были вовлечены сотни израильтян, приближённые царского двора. Противостоять расцвету финикийских культов в Израиле пытался пророк Илия.

История согласно Библии

Единое царство

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника — в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. (По Закону Моисееву совершать всесожжение имеет право только первосвященник.) В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. (Известна фраза: «Саул убил тысячи. Давид убил десятки тысяч».) Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. (Напомним: Давид по закону имел полное право сместить Саула с царского престола, но не воспользовался этим правом.) В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010—931 до н. э.) — золотой век Израильского царства. В 1010 г до н. э. Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (930 год до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северно-Израильское царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий