Йозеф гайдн

Детство

Краткая биография Гайдна включает в себя историю детства гениального музыканта. Франц Йозеф появился на свет 31 марта 1731 года в Австрии, в маленькой деревушке под названием Рорау. Его родители не имели музыкального образования, но были неравнодушны к музыке, поэтому рано сумели распознать исключительный слух и великолепный голос будущего композитора. В возрасте пяти лет мальчик звонко подпевал взрослым, так что его приняли в церковный хор, чтобы исполнять воскресные мессы.

Дальновидный отец не желал растрачивать талант сына понапрасну и в шестилетнем возрасте отправил Франца Йозефа в соседний город к своему родственнику Иоганну Матиасу Франку, который был ректором школы для мальчиков. Кроме традиционных дисциплин, дети здесь обучались пению и игре на скрипке, так что юный гений получил прекрасное начальное образование и на протяжении всей жизни был благодарен своему чуткому наставнику.

Благодаря упорству, невиданному трудолюбию и врожденным вокальным данным мальчик быстро стал известен в родных краях. Через два года Рорау посетил венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы найти молодых исполнителей для своей капеллы. Талантливый ребенок произвел на него сильное впечатление, и Георг принял восьмилетнего Йозефа в хор самого крупного собора столицы. В биографии Йозефа Гайдна началась новая эпоха. Два года будущий композитор изучал искусство пения, постигал тонкости композиций и даже сам сочинял религиозные песни.

Творческое наследие

Так подписывал свои партитуры композитор Йозеф Гайдн: di me giuseppe Haydn'».


Партитура «Боже, храни императора Франца», написанная рукой Йозефа Гайдна

Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.

Список произведений содержится в Каталоге Хобокена.

Камерная музыка

  • 12 сонат для скрипки и фортепиано
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 7 дуэтов для скрипки и альта
  • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

36 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • 4 концерта для скрипки с оркестром (один утрачен)
  • 3 концерта для виолончели с оркестром
  • 3 концерта для кларнета с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
  • 4 концерта для валторны с оркестром (два утрачены)
  • концерт для 2 валторн с оркестром (утрачен)
  • концерт для гобоя с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двух колёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром (утрачен)
  • концерт для флейты с оркестром (утрачен)
  • концерт для трубы с оркестром
  • 13 дивертисментов с клавиром

Вокальные произведения

Оперы

Всего 24 оперы, в том числе:

  •  — «Асмодей, или Новый хромой бес» (Der krumme Teufel, утрачена, переписана в 1757 году)
  •  — «Ацис и Галатея» (Acide e Galatea, переписана в 1773/1774)
  • ? — «Мечта маркизы» (La marchesa nespola)
  •  — La canterina
  •  — «Аптекарь» (Lo speziale)
  •  — «Рыбачки» (Le pescatrici)
  •  — «Обманутая неверность» (L’Infedeltà delusa)
  •  — «Филемон и Бавкида» (Philemon und Baucis)
  •  — «Непредвиденная встреча» (L’incontro improvviso)
  •  — «Лунный мир» (II Mondo della luna)
  •  — «Истинное постоянство» (La vera costanza, переписана в 1785)
  •  — «Необитаемый остров» (L’isola disabitata)
  •  — «Вознаграждённая верности» (La fedeltà premiata)
  •  — «Роланд-паладин» (Orlando paladino, героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»)
  •  — «Армида»
  •  — «Орфей и Эвридика, или Душа философа» (L’anima del filosofo, ossia Orfeo ed Euridice)
Оратории

14 ораторий, в том числе:

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
  • ораториальный гимн Stabat Mater
Мессы

14 месс, среди которых:

  • малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750)
  • большая органная месса Es-dur (1766)
  • месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772)
  • месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773)
  • малая органная месса (В-dur, 1778)
  • Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782)
  • месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796)
  • месса Heiligmesse (B-dur, 1796)
  • Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798)
  • месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799)
  • месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801)
  • месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802)

Симфоническая музыка

См. Список симфоний Гайдна

104 симфонии, в том числе:

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • 6 Парижских симфоний (1785—1786)
  • 12 Лондонских симфоний (1791—1792, 1794—1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • 66 дивертисментов и кассаций

«Прощальная» симфония Йозефа Гайдна

Редко удается композитору вырваться из круга служебных обязанностей, побывать в Вене, повидать друзей. Кстати, на некоторое время судьба сводит его с Моцартом. Гайдн был одним из тех, кто безоговорочно признал не только феноменальную виртуозность Моцарта, но именно его глубокий талант, позволявший Вольфгангу заглядывать в будущее.

Однако эти отлучки были редкими. Куда чаще Гайдну и музыкантам капеллы приходилось задерживаться в Эстерхазе. Князь порой и в начале осени не хотел отпускать капеллу в город. В биографии Йозефа Гайдна к интересным фактам, бесспорно, относится история создания его 45-й, так называемой Прощальной симфонии. Князь в очередной раз надолго задержал музыкантов в летней резиденции. Давно уже наступили холода, музыканты долго не видели членов своих семей, а болота, окружавшие Эстерхаз, не способствовали крепкому здоровью. Музыканты обратились к своему капельмейстеру с просьбой попросить о них князя. Вряд ли бы помогла прямая просьба, поэтому Гайдн пишет симфонию, которую исполняет при свечах. Симфония состоит не из четырех, а из пяти частей, и во время последней музыканты поочередно встают, кладут инструменты и выходят из зала. Таким образом Гайдн напомнил князю, что пора увозить капеллу в город. Предание гласит, что князь понял намек, и летний отдых наконец-то закончился.

Личная жизнь

Приобретенная в Вене популярность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы Йозеф написал первые пять симфоний. Известно, что за неполных два года работы у Морцина композитор успел поправить не только свое финансовое положение, но и связать себя брачными узами.

В тот период 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года.

Йозеф Гайдн и его жена Мария

Их семейный союз не был счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной. Помимо прочего барышня нисколько не ценила таланта мужа и часто использовала рукописи супруга вместо бумаги для выпечки. К удивлению многих семейная жизнь в отсутствии любви, детей и домашнего уюта продолжалась 40 лет.

Из-за нежелания реализовывать себя как заботливый муж и невозможности проявить себя как любящий отец четыре десятка супружеской жизни композитор посвятил симфониям. За это время Гайдн написал сотни произведений в этом жанре, а в театре князя Эстергази было поставлено 90 опер талантливого гения.

Памятник Йозефу Гайдну

В итальянской труппе этого театра композитор и нашел свою позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, а также специально для обворожительной особы упрощал вокальные партии, понимая ее возможности.

Правда отношения с Луиджой не принесли творцу счастья. Девушка была слишком надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены Гайдн не рискнул на ней жениться. Стоит отметить, что под конец жизни в последнем варианте завещания композитор уменьшил отведенную Польцелли сумму вдвое.

Минорное начало самостоятельной жизни

Такая же участь постигла и Гайдна. Ему уже было 18 лет. Несколько дней побродив по улицам Вены, он встретил старого школьного товарища, и тот помог ему найти квартиру, точнее — маленькую комнатку под самым чердаком. Вену недаром называют музыкальной столицей мира. Даже тогда, не прославленная еще именами венских классиков, она была музыкальнейшим городом Европы: по улицам плавали мелодии песен и танцев, а в комнатушке под самый крышей, в которой поселился Гайдн, оказалось настоящее сокровище — старый, разбитый клавикорд (музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано). Много играть на нем, однако, не приходилось. Большую часть времени отнимали поиски работы. В Вене удается раздобыть лишь несколько частных уроков, доходы от которых едва-едва позволяют удовлетворить необходимые потребности. Отчаявшись найти работу в Вене, Гайдн пускается в странствия по близлежащим городам и селам.

Краткая биография

  1. Первые свои крупные произведения молодой композитор сочинил ещё во времена работы в капелле Собора Святого Стефана. Это были 2 мессы, написанные в 1749 г.
  2. В 1752 г. в Вене и других австрийских городах был поставлен зингшпиль (пьеса с музыкальными номерами) Гайдна под названием «Хромой бес». Это произведение не сохранилось до нашего времени. Также в начале 50-х гг. Йозеф сочинил целый ряд произведений (серенады, квартеты и пр.), благодаря которым он стал известен в Вене.
  3. В 1754-1756 гг. композитор работал при дворе как свободный художник.
  4. В 1757 г. австрийский аристократ граф Фюрнберг пригласил Йозефа на лето в своё поместье Вейнцирль. Там композитор создал 12 струнных квартетов.
  5. В 1759 г. Гайдну предложили должность капельмейстера в чешском замке графа Фердинанда Максимилиана Морцина. Для небольшого оркестра, которым он руководил в замке, Йозеф написал свою Первую симфонию ре мажор, а также несколько дивертисментов для духовых.
  6. В 1761 г. у графа Морцина начались финансовые трудности, и он распустил свой оркестр. Гайдн перешёл на службу к одному из самых влиятельных и богатых венгерских князей – Паулю Антону Эстерхази. Сначала композитор занимал должность вице-капельмейстера.
  7. В 1762 г. умер Пауль Антон, его преемником стал брат Миклош Иосиф, прозванный «Великолепным» за покровительство искусствам и художникам.
  8. В 1766 г. скончался старый капельмейстер семейства Эстерхази, Грегор Вернер, и освободившуюся должность занял Гайдн. Миклош выстроил новую роскошную резиденцию (Эстерхазу) с настоящим оперным театром и театром марионеток. Гайдн при дворе князя сочинял музыку, руководил оркестром, ставил оперы. Каждый вечер в резиденции в присутствии Миклоша давалось музыкальное или театральное представление.
  9. В 1772 г. композитор сочинил знаменитую Прощальную симфонию (симфония №45), в финале которой музыканты, заканчивая свои партии, гасили свечи перед собой и покидали сцену. В конце оставались лишь 2 ведущие скрипки.
  10. В 1779 г. контракт Гайдна с Эстерхази был пересмотрен. Мастер получил право сочинять музыку для других и продавать свои композиции издателям.
  11. Зимой 1781 г. в Вене Йозеф Гайдн познакомился с Моцартом. Между двумя композиторами завязалась крепкая дружба и плодотворное творческое сотрудничество.
  12. В этом же году 2 гайдновские симфонии были исполнены в Нью-Йорке, что принесло ему известность в Америке.
  13. Также зимой 1781 г. композитор написал 6 квартетов для гостившего в Вене будущего российского императора Павла I. Они получили название «русских квартетов».
  14. В феврале 1785 г. Гайдна посвятили в масонскую ложу.
  15. В 1790 г. умирает Миклош Иосиф. Вскоре его сын, Антал Эстерхази, будучи равнодушным к музыке, распускает оркестр. Гайдн к этому времени становится одним из самых популярных композиторов в Европе.
  16. В 1790 г. импресарио Иоганн Петер Саломон, занимающийся организацией концертов в Англии, заключил с Йозефом Гайдном контракт. Для цикла английских концертов композитор подготовил несколько новых композиций. В Англии Гайдн провёл 2 триумфальных концертных сезона 1791 и 1792 гг.
  17. В 1792 г. в Бонне Гайдн познакомился с Бетховеном и взял одарённого молодого человека в ученики.
  18. Летом 1795 г. композитор вновь отправился в Англию. В это время он создал свои лучшие 6 симфоний и 6 квартетов.
  19. Вернувшись в Австрию, композитор вновь занял своё прежнее место в семье Эстерхази, где правил уже Миклош II. Там мастер сочинил свои последние мессы.
  20. В 1798 г. он пишет ораторию «Сотворение мира», а в 1801 г. – «Времена года». Работа над этими эпическими произведениями серьёзно подорвала силы мастера.
  21. С 1802 г. Гайдн уже физически ничего не мог писать, чувствовал себя плохо и тихо жил в своём доме в Гумпендорфе, на окраине Вены.
  22. 31 мая 1809 г. в возрасте 77 лет Йозеф Гайдн умер.

«Папаша Гайдн» — чей папаша?

Самым старшим из трех композиторов, а значит, основоположником стиля их музыки, является Франц Йозеф Гайдн, биографию которого вы и прочтете в этой статье (1732-1809) — «папаша Гайдн» (говорят, так назвал Йозефа сам великий Моцарт, который, кстати, был младше Гайдна на несколько десятков лет).

Любой бы стал важничать! А папаша Гайдн? Ничуть. Встает чуть свет и — работает, пишет свою музыку. И одет так, словно он не знаменитый композитор, а незаметный музыкант. И в еде прост, и в разговоре. Взял созвал всех мальчишек с улицы и разрешил им есть чудесные яблоки в своем саду. Сразу видно, что отец его был бедняк и что детей в семье было много — семнадцать! Если бы не случай, может, Гайдн, как отец, стал бы каретных дел мастером.

Литература

  • Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение = Joseph Haydn. Leben, Bedeutung und Werk / Перевод с немецкого Д. Каравкина и Вс. Розанова. — М.: «Музыка», 1973. — 448 с. — 10 000 экз.
  • Альшванг А. А. Иосиф Гайдн. — М.Л., 1947.
  • Альшванг А. И. Гайдн, в кн.: Избр. соч. — М.., т. 2, 1965.
  • Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. — М., 1972.
  • Рабинович А. С. Гайдн, в кн.: Избр. статьи и материалы. — М., 1959.
  • Вольман Б. Наследие Гайдна в России. // «Советская музыка», 1959, № 6.
  • Баттерворт Н. Гайдн. — Челябинск, 1999.
  • Й. Гайдн — І. Котляревський: мистецтво оптимізму. Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: Збірник наукових праць / Ред.‑упорядн. — Л. В. Русакова. Вип. 27. — Харків, 2009. — 298 с. — ISBN 978-966-8661-55-6. (укр.)
  • Arnold Werner-Jensen. Joseph Haydn. — München: Verlag C. H. Beck, 2009. — ISBN 978-3-406-56268-6. (нем.)
  • Botstiber Н. Haydn. — Bd 3. — Lpz., 1927.
  • Dies. Haydn’s Biographie. — Вена, 1810. (нем.)
  • Geiringer К. Haydn. A creative life in music. — N. Y., 1963. (англ.)
  • Haydn Jahrbuch, hrsg. von H. C. R. Landon. — Bd 1—6. — W., 1962—69. (англ.)
  • Hoboken A. van, Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis. — Bd I. — Mainz, 1957.
  • H. C. Robbins Landon. The Symphonies of Joseph Haydn. — Universal Edition and Rockliff, 1955. (англ.)
  • Koch L. J. Haydn, . — Bdpst., 1932.
  • Landon, H. C. Robbins; Jones, David Wyn. Haydn: His Life and Music. — Indiana University Press, 1988. — ISBN 978-0-253-37265-9. (англ.)
  • Landon H. C. R. The symphonies of J. Haydn. — L., 1955. (англ.)
  • Ludwig. Joseph Haydn. Ein Lebensbild. — Нордг., 1867. (нем.)
  • Lutz Görner Joseph Haydn. Sein Leben, seine Musik. 3 CDs mit viel Musik nach der Biographie von Hans-Josef Irmen. KKM Weimar 2008. — ISBN 978-3-89816-285-2.
  • Nowak L. J. Haydn. — W.Lpz.—Z., 1951.
  • Pohl. Mozart und Haydn in London. — Вена, 1867. (нем.)
  • Pohl. Joseph Haydn. — Берлин, 1875. (нем.)
  • Pohi С. F. Joseph Haydn, Bd l—2. — Lpz., 1875—82. (нем.)
  • Webster, James; Feder, Georg (2001). «Joseph Haydn». The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as a book: (2002) The New Grove Haydn. — N. Y.: Macmillan. 2002. — ISBN 0-19-516904-2

Собор св. Стефана

Городок Хайнбург вообще сыграл немаловажную роль в судьбе Йозефа — здесь он начал профессионально учиться музыке. А вскоре хайнбургскую церковь посетил Георг Ройтер — крупный музыкант из Вены. Он объезжал страну все с той же целью — подыскать способных, голосистых мальчиков для пения в хоре собора св. Стефана. Это нам вряд ли что-то говорит такое название, а для Гайдна это была большая честь. Собор святого Стефана! Символ Австрии, символ Вены! Громадный, с гулко отзывающимися сводами образец готической архитектуры. Но и заплатить за пение в таком месте Гайдну пришлось с лихвой. Длинные торжественные богослужения и придворные празднества, на которых тоже нужен был хор, отнимали огромную часть его свободного времени. А ведь надо было еще учиться в школе при соборе! Делать это приходилось урывками. Руководитель хора, тот самый Георг Ройтер, мало интересовался тем, что происходило в умах и сердцах его подопечных, и не заметил, что один из них делает свои первые, может, неуклюжие, но самостоятельные шаги в мире сочинения музыки. Творчество Йозефа Гайдна тогда еще носило печать дилетантства и самых первых проб. Консерваторию для Гайдна заменил хор. Часто приходилось разучивать гениальные образцы хоровой музыки предшествующих эпох, а Йозеф попутно делал для себя выводы о приемах, которыми пользовались композиторы, извлекал из нотного текста нужные ему знания и навыки.

Мальчику приходилось выполнять и совсем уж не связанную с музыкой работу, например, прислуживать за придворным столом, подносить блюда. Но и это оказалось благотворным для развития будущего композитора! Дело в том, что вельможи при дворе кушали не иначе как под высокую симфоническую музыку. А маленький лакей, которого и не замечали важные вельможи, подавая блюда, делал про себя необходимые ему выводы о строении музыкальной формы или наиболее красочных гармониях. Безусловно, к интересным фактам из жизни Йозефа Гайдна относится сам факт его музыкального самообразования.

Обстановка в школе была суровой: мальчиков мелочно и строго наказывали. Дальнейших перспектив не предвиделось: как только голос начинал ломаться и уже не был по-прежнему высоким и звучным, его обладателя безжалостно выкидывали на улицу.

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.

Йозеф Гайдн

Из биографии представителя венской классической школы известно, что дальновидный отец, как только отпрыску исполнилось шесть лет, отправил горячо любимое чадо в соседний город к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. В своем заведении мужчина обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами, сохранив на всю жизнь благодарность наставнику.

Трудолюбие, упорство и природный звонкий голос помогли Йозефу прославиться в родных краях. Однажды в Рорау приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы юных певцов. Франц произвел на него впечатление и Георг взял 8-летнего Йозефа в хор крупнейшего собора Вены. Там Гайдн на протяжении пары лет постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже сочинял духовные песни.

Портрет Йозефа Гайдна

Самый сложный период для композитора начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, пением в церковных хорах и игрой в различных ансамблях на струнных инструментах. Несмотря на сложности, молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению нового.

Заработанные деньги Франц тратил на уроки композитора Николо Порпоры, а когда у Йозефа не было возможности платить, юноша во время занятий аккомпанировал молодым ученикам наставника. Гайдн, как одержимый, штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочиняя музыку разных жанров.

В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Этот жанр в будущем стал важнейшими во всем творчестве композитора.

Музыка

1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.

Композитор Йозеф Гайдн

Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.

В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.

Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60—70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) — «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.

Нотный стан Йозефа Гайдна

В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.

После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.

В это же время жизнь гения была озарена дружбой с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.

Йозеф Гайдн за сочинением симфонии

После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.

В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.

Из биографии представителя венской классической школы известно, что дальновидный отец, как только отпрыску исполнилось шесть лет, отправил горячо любимое чадо в соседний город к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. В своем заведении мужчина обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами, сохранив на всю жизнь благодарность наставнику.

Трудолюбие, упорство и природный звонкий голос помогли Йозефу прославиться в родных краях. Однажды в Рорау приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы юных певцов. Франц произвел на него впечатление и Георг взял 8-летнего Йозефа в хор крупнейшего собора Вены. Там Гайдн на протяжении пары лет постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже сочинял духовные песни.

Самый сложный период для композитора начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, пением в церковных хорах и игрой в различных ансамблях на струнных инструментах. Несмотря на сложности, молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению нового.

Заработанные деньги Франц тратил на уроки композитора Николо Порпоры, а когда у Йозефа не было возможности платить, юноша во время занятий аккомпанировал молодым ученикам наставника. Гайдн, как одержимый, штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочиняя музыку разных жанров.

В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Этот жанр в будущем стал важнейшими во всем творчестве композитора.

Первые успехи

На маленьком Йозефе ярче всех остальных детей сказались музыкальные способности отца. Уже в пять лет он выделялся среди сверстников красивым, звонким голоском и отличным чувством ритма. С такими музыкальными данными ему просто на роду было написано не расти в родной семье.

В то время церковные хоры остро нуждались в высоких голосах — женских голосах: сопрано, альтах. Женщины, согласно устройству патриархального общества, в хоре не пели, поэтому их голоса, так нужные для полного и гармоничного звучания, заменялись на голоса совсем еще юных мальчиков. До начала мутации (то есть перестройки голоса, являющейся частью изменений организма во время переходного возраста) мальчики с хорошими музыкальными данными вполне могли заменить женщин в хоре.

Вот и совсем маленького Йозефа забрали в хор церкви Хайнбурга — небольшого городка на берегу Дуная. Для его родителей это наверняка стало громадным облегчением — в таком раннем возрасте (Йозефу было примерно семь) никто из их семьи еще не перешел на самообеспечение.

Музыкант или слуга?

Длительный период службы в имении Эстерхази стал временем рождения множества новых произведений Гайдна. По заказу своего хозяина он пишет крупные произведения в разных жанрах. Из-под его пера выходят и оперы, и квартеты, и сонаты, и другие сочинения. Но особенно любит Йозеф Гайдн симфонию. Это крупное, обычно четырехчастное произведение для симфонического оркестра.

Именно под пером Гайдна появляется классическая симфония, то есть такой образец этого жанра, на который впоследствии будут опираться другие композиторы. За свою жизнь Гайдн написал около ста четырех симфоний (точная цифра неизвестна). И, разумеется, их большая часть была создана именно капельмейстером князя Эстерхази.

Со временем положение Гайдна достигло парадокса (к сожалению, то же самое впоследствии случится и с Моцартом): его знают, его музыку слушают, о нем говорят в разных европейских странах, а сам он не может даже поехать куда-нибудь без разрешения своего хозяина. Унижение, которое испытывает Гайдн от подобного отношения к нему князя, порой проскальзывает в письмах к друзьям: «Капельмейстер я или капельдинер?» (капельдинер — слуга).

Примечания

  1. ↑ Joseph Haydn // Encyclopædia Britannica: dictionary of arts, sciences, and general literature
  2. Haydn, Franz Joseph (англ.) // Encyclopædia Britannica
  3. ↑ Haydn, Franz Joseph (нем.) // Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich: enthaltend die Lebensskizzen der denkwürdigen Personen, welche seit 1750 in den österreichischen Kronländern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben
  4. Гайднъ // Энциклопедический лексикон
  5. немецкое произношение имени (инф.)
  6. ↑ Гайдн Франц Иозеф / П. А. Вульфиус // Газлифт — Гоголево. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 6).
  7. Соловьёв Н. Ф. Гайдн, Йозеф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Jones (2009b:136)
  9. According to Jones, the London visits yielded a net profit of 15,000 florins. Haydn continued to prosper after the visits and at his death left an estate valued at 55,713 florins. These were substantial sums; for comparison, the house he bought in Gumpendorf in 1793 (and then remodeled) cost only 1370 florins (all figures from Jones 2009:144-46).
  10. Diagnosis was uncertain in Haydn’s day, so the precise illness is unlikely ever to be identified. Haydn’s symptoms were weakness, dizziness, inability to concentrate, and painfully swollen legs (Jones 2009a:146). Jones (2009b:216) suggests that Haydn suffered from arteriosclerosis.
  11. , p. 189

НАШИ ЛЮДИ

Zedd
Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ
Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic
Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho
Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean
Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица)
Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah
Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon
Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий