Верю. константин станиславский

Как рождается голос

Как в толпе людей можно распознать вокалиста? Очень просто: по наверченному на горло в несколько слоев шарфу. С шарфом или теплым шейным платком серьезные вокалисты не расстаются даже в жаркую погоду – берегут горло, точнее, связки. Считается, что именно связки – главный инструмент любого певца (и актера). Однако как это ни странно, связки принимают в процессе пения минимальное участие. Нет, конечно, здоровые связки необходимы каждому, кто на сцене поет или говорит. Но даже самые здоровые связки бесполезны, если актер не умеет правильно дышать, не владеет артикуляцией, если поза его напряжена, плечи ссутулены, позвоночник искривлен.

При правильном звукоизвлечении работает все тело, а не одни только связки. Как уже было сказано, их участие в речевом процессе минимально. Связки это всего лишь часть голосового аппарата – сложнейшего инструмента, который действует не сам по себе, а только в совокупности со всем организмом. Голосовой аппарат человека состоит из рото-носовой полости с придаточными полостями, или пазухами; глотки, гортани (в которой и помещаются связки); трахеи, бронхов, легких; грудной клетки с дыхательными мышцами и диафрагмой. К голосовому аппарату относятся также мышцы брюшной полости.

Но наличие голосового аппарата – далеко не все, что требуется для того, чтобы полилась песня или было произнесено слово. Чтобы это понять, достаточно проанализировать такую привычную вещь, как приветствие. Кто-то говорит вам «Привет!», или «Здравствуйте!», или «Доброе утро!» – и вы в ответ на этот стимул выдаете реакцию – ответ. Если этот человек – просто знакомый, сосед, коллега, то есть тот, с кем вы видитесь почти ежедневно, и он вам безразличен, стимул будет минимальным. Вы машинально поздороваетесь в ответ, при этом дыхание ваше почти не изменится, интонация будет нейтральной – бесцветной. Если же вы любите или ненавидите этого человека, встреча с ним пробудит чувства, что непременно отразится на голосе. Через нервные окончания вы почувствуете возбуждение в районе солнечного сплетения, ритм дыхания изменится и передаст энергию голосовым связкам. Ваш голос сразу же изменится. Таким образом, нервная система так же участвует в звукообразовании, как и весь голосовой аппарат.

«ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ ДОМА ПЕРЕД ТЕЛЕВИЗОРОМ»

— Стас, а что в первую очередь меняется с возрастом?

— Человек никогда не меняется. Молодой он, старый — сущность остается одна и та же.

— Вас пугает неумолимый отсчет времени?

— Да, я прямо чувствую: жить осталось три минуты каждому. Ничего не надо бояться. И ничего не надо откладывать — в нашей жизни ничего не бывает потом. Как говорил Станиславский: сегодня, здесь, сейчас. И общаться надо только с теми, кто симпатичен. Неизвестно, от чего бывают болезни: может, вам человек неприятен, а вы с ним сидите, и вот уже клетка заработала не в ту сторону.

— Есть ощущение, что что-то пропустили, чего-то еще не успели сделать, а надо?..

— Все время такое ощущение. Но лень. Я так люблю сидеть дома перед огромным телевизором самой последней модели, смотреть кино… Но надо работать, чтобы жить хорошо.

— Полениться любите?

— Очень! Я ведь сова: поздно засыпаю, поздно встаю. Для меня пытка вставать рано утром на репетицию. Но что делать, приходится.

Необычайная одаренность Станиславского

Как талантливый человек, Константин Сергеевич был талантлив во всем. В молодые годы довольно долго он трудился на фабрике отца и дослужился до звания директора. Продукция, выпускаемая предприятием, была недалека от мира прекрасного – выпускали тончайшую золотую и серебряную проволоку – основу для производства парчи. Все вечера отдавались любительской игре в театре Алексеевых. Любовь к актерскому мастерству, как очевидно, и талант Станиславскому достались от бабушки – французской артистки Мари Варлей. Позже Константин Сергеевич учился пластике и вокалу, хорошо пел. Один из лучших музыкальных театров страны носит его имя и имя Немировича-Данченко. Знаменитый талантливый теоретик и реформатор сценического искусства, Станиславский был очень одаренным актером. Ряд его знаменитых ролей вошел в мировую копилку актерских работ (например, Старик). Его заметили с первых профессиональных постановок. Однако в 1916 году он полностью прекращает артистическую деятельность. Исключение было сделано один-единственный раз – вынужденно, на гастролях театра за рубежом. Для всех резкое прекращение выступлений на сцене, причем после блестящих репетиций, включая генеральную, осталось загадкой. Это была роль Ростанева из «Села Степанчиково» Достоевского, над которой он трудился в течение года. Приходится предположить, что Константин Сергеевич впервые произнес такую известную впоследствии фразу, обращаясь к себе самому: «Станиславский, не верю». Но режиссерской и научной работы он не оставлял до конца своей жизни. После смерти остались один из лучших театров мира, его знаменитая Система, его школа театрального мастерства, талантливые ученики и гениальные книги. И навсегда осталась фраза, символ сомнения в чем-либо или недоверия – «Не верю».

Идея ультранатуральности

Великий режиссер утверждал: главное препятствие на пути к подлинному исполнению – это отсутствие веры актера в истинность происходящего на сцене. Если он не верит, что картонный меч в его руках самый настоящий, то зрители не поверят, даже если актер будет сжимать в руках стальной клинок. Чтобы достичь абсолютной правдивости, Станиславский разработал следующие техники:

1

«Учитывая обстоятельства»

Все начинается со сценария. Именно там находится основная информация о персонаже. Станиславский требовал, чтобы актер искал подсказки в сценарии, отвечая на вопросы: кто я? где я? когда происходит действие? какова моя цель? почему я хочу ее достичь? как ее достичь? каковы препятствия?

Учтя обстоятельства, актер сможет понять, как они повлияли на характер персонажа.

2

«Эмоциональная память»

Идея техники состоит в том, чтобы актер вспоминал личный прошлый опыт, во время которого он испытывал эмоции, аналогичные тем, которые переживает персонаж, и «заимствовал» их для воплощения роли.

3

«Подтекст»

Подтекст – это неочевидное сообщение, скрытый смысл. Допустим, героиня пьесы говорит своему избраннику: «Я люблю тебя», и зритель может подумать, что это счастливый, сказочный момент в жизни персонажей. Но актерская подача будет совсем другой, если героиня переживает, что возлюбленный может ее бросить. Станиславский утверждал, что подтекст влияет на тон голоса и язык тела, помогает актеру сделать выбор, как двигаться и говорить, чтобы убедить зрителя в правдивости сцены.

4

«Что, если»

Суть техники в том, чтобы актер нашел ответ на вопрос: «Что бы я сделал, оказавшись в ситуации персонажа?» Это хороший способ задуматься над естественными реакциями героя на события и показать их максимально убедительно.

Например, известны следующие обстоятельства роли: персонаж потерял работу, а завтра ему нужно платить за квартиру. Задача актера – вдохнуть жизнь в героя, продемонстрировав его реакции. Здесь и поможет техника «Что, если», при которой актер должен ответить на вопрос: «Что бы я сделал в подобной ситуации, будучи рассерженным: яростно разбил кружку с водой о стену или плеснул себе в лицо, чтобы охладить пыл?»

5

«Наблюдение»

Станиславский утверждал, что актер должен быть увлеченным наблюдателем. Так он сможет понять переживания персонажа, которые сам никогда не испытывал. Великий режиссер призывал своих учеников внимательно наблюдать за окружающими, сосредотачиваясь на их физических качествах так же, как и на характере. Он считал, что любой персонаж должен проявлять уникальные черты, которые актер может почерпнуть из наблюдений.

Вот почему некоторые актеры, чтобы выглядеть максимально правдоподобными в роли, могут какое-то время жить жизнью своего героя и тщательно исследовать ее детали.

Например, Джонни Депп, сыгравший американского журналиста Хантера Томпсона в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», переехал к нему жить на 4 месяца, носил одежду журналиста, жил по его графику, чтобы перенять манеру поведения. Актер Джим Керри при подготовке к роли американского комика Энди Кауфмана в фильме «Человек на Луне» долгое время изучал пленки с записями выступлений юмориста.

Станиславский был уверен: если актер овладеет всеми перечисленными техниками, он автоматически встанет на путь истинного исполнения и сможет вызывать у зрителя желание смеяться и плакать, отождествляя актера с персонажем.

Детство Станиславского

Станиславский родился 5 января 1863 года. Настоящая фамилия Станиславского — Алексеев. По материнской линии он был на 1⁄4 француз (бабушка Станиславского была французской актрисой), а по отцовской — происходил из ярославских купцов. В семье Станиславского было 5 мальчиков и 4 девочки.

Будущему театральному реформатору с детства прививали любовь к искусству. Отец мальчика оборудовал домашний театр. С ним занимались лучшие педагоги по пластике и вокалу.

В 4 года Константин вместе с семьёй впервые посетил Большой Театр, это событие настолько впечатлило мальчика, что на следующий день он пришёл к отцу и сделал заявление о том, что хочет стать актёром.

Расслабление по Станиславскому

Выступая перед аудиторией или камерой, каждый человек испытывает волнение и, как следствие, мышечное напряжение. Это могут быть спазмы в ногах или ощущение будто перехватило горло.

Станиславский считал, что невозможно полностью снять мышечное напряжение. Если попытаться расслабить ноги, оно переместится на плечи, если стряхнуть с плеч, оно может сковать спину. Задача актера –  держать напряжение под контролем и не показывать его публике.

Чтобы этому научиться, Станиславский разработал специальную технику. Необходимо занимать разные позы, например, сидеть на стуле, висеть на дереве или просто лежать на полу, при этом отмечая, какие мышцы напрягаются, и пытаться их расслабить. Благодаря регулярной практике процесс расслабления мышц станет подсознательным, автоматическим.

Это упражнение могут использовать не только актеры, но и все те, кто взаимодействует с аудиторией. Выполняя его каждый день в течение 15-30 минут, можно научиться быстро идентифицировать место возникновения напряжения и отпускать его.

Константин Сергеевич Станиславский не терпел фальши и призывал к искреннему выражению себя как на сцене, так и в жизни. Он был уверен, что правдивость, которая обычно проста и понятна, завораживает и способна проникнуть глубоко в подсознание слушателя.

Дорогие читатели, учитесь жить без притворства и не спешите действовать так, чтобы угодить другим. Будьте честны с собой и окружающими, это поднимет вашу жизнь на более высокий уровень. Успехов!

«АКТЕР – ЖЕНСКАЯ ПРОФЕССИЯ»

— Стас, а вы умеете дружить?

— Это не у меня надо спрашивать. Мне кажется, да. Я человек преданный.

— Кого сегодня могли бы назвать своим другом?

— Есть вещи, которые нельзя говорить, например о любви или о дружбе. У меня есть одна подруга, она постоянно повторяет: «Я люблю тебя». Мне кажется, это уже напоминает дежурную реплику. С каждой произнесенной фразой любовь понемногу улетучивается.

— А как вам удается дружить с Татьяной Васильевой, она ведь очень непростой человек?

— Мы с ней уже не дружим. Для нее сейчас существуют только два человека — дочь и сын. Она стала очень равнодушна к остальным, поэтому мы с ней решили временно разойтись. Не люблю к себе равнодушного отношения.

— Так может, правы те, кто говорит, что актеры дружить не могут? Мешают ревность, зависть, тщеславие?

— Это женская профессия — в ней царит зависть. Женщины завидуют мужчинам, мужчины — женщинам. У меня раньше была «зависть на роль»: очень хотелось сыграть что-то. Сейчас этого нет. Вообще зависть — неприятная штука: разъедает человека изнутри.

Физические действия рождают эмоции

Как вжиться в роль и выглядеть на сцене правдоподобно? Большинство актеров считает, что для этого нужно максимально прочувствовать своего персонажа и совершать действия на сцене, исходя из этих чувств. Станиславский утверждал, что подобное перевоплощение делает актёрскую игру неискренней, натужной, и предлагал обратный подход: правильно выполнять физические действия на сцене (ходить, жестикулировать и т.д.), которые и спровоцируют рождение нужных эмоциональных переживаний.

Станиславский предлагал придумывать истории для действий, чтобы выполнять их правильно. Например, актерская задача – показать, как человек разжигает камин. Нужно не просто совершать действия, чтобы развести огонь, а создать в голове историю, допустим, о том, что утром герою предстоит важная встреча, а значит нужно комфортно выспаться, но обогреватель не работает и ночь холодна, поэтому камин – единственное спасение.

Так у действий появляется простой мотив, который делает их реалистичными.

Основание МХАТа

В 1898 году, в тридцатилетнем возрасте, Константин Сергеевич вместе с Немировичем-Данченко основывает новый Московский Художественный театр. Перед ними остро встает вопрос о реформации сценического искусства. И Станиславский приступает к созданию своей знаменитой Системы, цель которой — добиться от актеров «правды жизни». Сверхзадача, основная идея этой теории, требовала не исполнять роль, а полностью вживаться в нее. Оценкой работы актеров на репетициях была фраза, которую бросал Станиславский: «Не верю». Сохранились документальные кадры такой обкатки роли. Идет репетиция спектакля «Тартюф», последней постановки Константина Сергеевича, и он дает советы актрисе театра В. Бендиной, играющей Дорину, врать на сцене, как она бы сама врала в жизни. Уникальные кадры. На дворе 1938 год, год смерти гениального режиссера. Даже Немирович-Данченко, с которым отношения были полностью разорваны на протяжении многих лет (их дружба-вражда очень хорошо описаны в «Театральном романе» М. Булгакова), сказал знаменитую фразу: «Осиротели». Умер Станиславский. «Не верю» актерам больше не сказал никто.

Интересные цитаты

Театр всё равно что музей: мы туда не ходим, но приятно знать, что он есть. Г. Джексон.

Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов. А. Герцен.

Театр: единственное место, где бедные свысока глядят на богатых. У. Роджерс.

Театр — канал, посредством которого льётся непосредственно в народные массы то, что вырабатывает наука и знание. Ф. Шиллер.

Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развёртывает перед нами разнообразную панораму человеческих страданий. Ф. Шиллер.

Театр не есть страна реального; в нём картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из-под земли. Театр в то же время — это страна истинного: на сцене — человеческие сердца, за кулисами — человеческие сердца, в зрительном зале — человеческие сердца. В. Гюго.

Театр — не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. В. Маяковский.

Театр — сильнейшее оружие, но, как и всякое оружие, о двух концах: оно может приносить великое благо людям и может быть величайшим злом. К. Станиславский.

Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру. И Гоголь.

Театр для актёра — храм. Это его святилище! М. Щепкин.
Театральный

Театральный зритель есть человек, купившей себе в кассе право требовать, чтобы его одурачили, заставили мираж принимать за действительность. В. Ключевский.

Театральный критик: человек, владеющий искусством незаметно спать в театре. У. Арнер.

Театральный критик — это лицо, разъясняющее изумлённому драматургу смысл его пьесы. У. Мизнер.

Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, — это уже театр.

Густав Холоубек
Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

Николай Гоголь
Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем церковь превратить в балаган.

Василий Ключевский
В театрах проливается больше слез, чем в церквах.

NN
Театральные слезы отучают от житейских.

Василий Ключевский
В театр приходят не смотреть слезы, а слушать речи, которые их исторгают.

Дени Дидро
Театр все равно что музей: мы туда не ходим, но приятно знать, что он есть.

Гленда Джексон
Сцена — лобное место театра.

Геннадий Малкин
Театру, который достиг совершенства, уже ничто не может помочь. Читайте еще: Крутые цитаты.

Николай Акимов
Театр. — Подумать только, что Бог, который видит все, обязан смотреть и это!

Жюль Ренар
Театр и драматургия
См. также «Трагедия»
Роман — это неподвижное целое, через которое нужно пройти; пьеса — подвижное целое, которое проходит через вас.

Секреты мастерства

Но осталась школа, осталась Система Константина Сергеевича, которая легла в основу русского театрального мастерства. Полностью ее постулаты описаны в книгах «Моя жизнь в искусстве» и «Работы актера над собой». Сами репетиции двух знаменитых мхатовских спектаклей были подробно описаны талантливейшим актером театра Топорковым и представляют собой яркое документальное свидетельство работы режиссера с исполнителями.

Игра ни одного американского актера не может сравниться по накалу страстей и правдивости с мастерством российских артистов, умерших и живых, таких как Плятт, Попов, Маковецкий, Ефремов. У них просто другие сверхзадачи. О большинстве сериалов, как зарубежных, так и отечественных, речь вообще не идет. В этом случае даже лень произносить фразу: «Как сказал Станиславский, «не верю»», потому что она все же относится к «высокому искусству», хорошо или плохо играют актеры.

Потомки станиславского. Забытая внучка Константина Станиславского пробилась на чествование деда

Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко // Russian Look

К дню старта нового сезона МХТ имени Чехова Олег Табаков подгадал еще одно значимое событие – открытие памятника отцам-основателям Художественного театра Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко.

На церемонию пригласили Валентину Матвиенко, Сергея Капкова, были Константин Райкин, Александр Калягин, Евгений Миронов, Константин Хабенский, Авангард Леонтьев, Михаил Пореченков, Нина Гуляева, Ольга Яковлева и другие артисты. Пришел на церемонию и внук Немировича-Данченко Василий Михайлович, работающий в МХТ. А о потомках Станиславского забыли. В числе почетных гостей внучка Константина Сергеевича и правнучка Льва Николаевича Толстого Ольга Алексеева оказалась в самый последний момент. Кто-то из дирекции театра просто увидел ее в толпе гостей.

– Ольга Игоревна, вы прилетели из Франции по приглашению МХТ?

– К сожалению, нет. Меня никто не приглашал. Я совершенно случайно узнала, что в Камергерском переулке 3 сентября установят памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко.

– Вас ведь приглашали в МХТ на торжества по случаю 150-летия деда в январе прошлого года, а тут забыли?

– Забыли. Я сама просто пришла посмотреть на памятник. Честно говоря, об этом радостном для нашей семьи событии мой сын, который работает в Москве, узнал из интернета. Я ждала этого давно. Искала в СМИ, когда же памятник поставят, ведь о нем говорил Олег Табаков на юбилее деда. Сначала была информация, что его откроют в конце сентября. А потом оказалось, третьего. Слава Богу, взяла билеты из Парижа на первое число и обратно собиралась улетать в конце месяца. Так и попала на открытие.

– Видимо, дед очень хотел, чтобы вы приехали.

– Видимо. Дело в том, что я не случайно прилетела. У моего старшего сына, который живет в Москве, будет юбилей. Я хотела быть с ним, с внуками здесь весь сентябрь. Ну а тут еще и памятник открыли

Поэтому сегодня на этом важном для нашей семьи событии мы вместе с сыном и внуками

Страх публичного выступления

«Есть расхожее утверждение, что страх сцены – второй по силе после страха смерти. Это переживание почти инстинктивное, и первое, с чего нужно начинать, – осознанность. Попробуйте понять, чего и почему вы боитесь.

Если понимаете, что недостаточно хорошо ориентируетесь в теме выступления, уделите время подготовке: напишите опорные тексты, соберите дополнительный материал. Закрыв пробелы в знаниях, вы станете гораздо уверенней.

Если же у вас уже был неудачный опыт публичных выступлений, то мешать может он. Этот страх надо прожить вновь – на уровне ощущений тела. Поступите так: в уединении садитесь в удобную позу, закрываете глаза и успокаиваетесь. Затем начинаете восстанавливать прошлое выступление в памяти в мельчайших подробностях, перебираете все переживания, вспоминаете реакции тела. Это неприятно, но, после того как вы переживёте неудачу, глядя страху в глаза, он перестанет давить на вас в фоновом режиме».

Внимание

«У Станиславского описывается три круга внимания: я и моё тело, сцена и мой партнёр, зритель и зал

Когда мы выходим к людям, внимание на сто процентов улетает в зал и у нас не остаётся сил – всё начинает плыть, текст забывается. Станиславский советует найти якорь в собственном теле: это может быть что угодно, но, поскольку источник красноречия находится в сердце, то и концентрацию лучше делать на центре груди

Итак, если внимание публики теряется, а вы сами волнуетесь, глубоко вздохните, сосредоточьте внимание на центре груди. Так вы успокоитесь и сможете собраться

И, конечно, нужно практиковаться – больше выступать, отвечать на лекциях, высказываться в обществе. Будет страшно, не всегда удачно, но постепенно страх уйдёт».

Сердечный приступ и самоотверженность Станиславского

На юбилейном вечере в театре в 1928 году Константину Сергеевичу стало плохо из-за сердечного приступа. После этого врачи не разрешали ему выходить на сцену. Но даже несмотря на свое тяжелое состояние, он продолжал вести репетиции по телефону, пока врачи не лишили его и этой возможности.

Станиславский не сдался и продолжил свою деятельность, но уже на педагогическом поприще, он экспериментирует и внедряет свои наработки в Оперной студии Большого театра. Мастер репетировал с актерами прямо у себя дома. Это была своего рода актерская школа.

В 1930-х годах Станиславский с помощью влияния Горького добивается особого положения для МХАТа, который уравняли с Большим и Малым театрами. Театр стал носить название МХАТ СССР им. Горького.

Константин Сергеевич Станиславский скончался 7 августа 1938 года, при вскрытии были обнаружены проблемы с сердцем и легкими.

Два в одном

Чем отличается сцена от повседневной жизни? (Под сценой мы подразумеваем не только театральные подмостки, но любое публичное выступление.) В повседневности мы знаем себя как нормального человека, который просто живет – и тем и ценен. На публике этот человек, конечно же, остается прежним – но внутри. Со стороны видна только та роль, которую мы взялись разыгрывать на публике

И неважно, что это за роль: учителя, главы семейства, начальника корпорации, удачливого адвоката или талантливого актера. Главное, что перед зрителями мы находимся «два в одном»: наше обычное «я» – внутри нас, и наша роль – снаружи

То, что в задушевном разговоре говорит «я», совсем не подходит к тому, что должен сказать персонаж нашей роли. Но ведь роль – это все-таки тоже мы, и в этой роли мы должны говорить с людьми так, чтобы они нас слушали, как того хочет наше «я». Как же этого добиться? Как органично совместить внутреннее «я» с публичным персонажем? Только посредством речи – и больше никак. Разрешить эту трудную задачу поможет наш тренинг.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
О текущем моменте №1(141), 2021г. «Давосская повестка дня 2021», выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания 
(5/1)
Власть над умами: «послание» из Швейцарии 
(4/1)
Свинство матрицы «успешности» и молодёжь  
(5/4)
Путеводные заметки: Свет Лей 
(5/3)
Социогенез – траектория купирования рисков 
(5/1)
О текущем моменте №1(141), 2021г. «Давосская повестка дня 2021», выступление В.В. Путина: оглашения и умолчания 
(5/1)
Уйгур, новая граница и гульфик Навального 
(4/3)
Власть над умами: «послание» из Швейцарии 
(4/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Коронавирус как средство инициирования глобализации нового типа 
(5/5)
Главный итог уходящего года 
(5/5)
Маски и перчатки убивают 
(5/5)
Контакт с «тонким миром» 
(5/4)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Станиславский интересные факты. Константин Станиславский

Имя: Константин Станиславский ( Константин Алексеев )

Знак зодиака: Козерог

Возраст: 75 лет

Дата смерти: 7 августа 1938 г.

Место рождения: Москва, Россия

Деятельность: театральный режиссёр, актёр, театральный педагог

Семейное положение: был женат

Константин Станиславский: биография

Константин Сергеевич Станиславский – выдающийся актер, режиссер, педагог, театральный теоретик, создатель уникальной актерской системы, театра МХАТ и Оперного театра студии (Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский – это псевдоним, который актер взял в 1885 году) родился в Москве 17 января 1863 года. Семья Константина владела домом возле Красных ворот, и никто из его родственников, кроме бабушки по матери, не имел отношения к театру. Бабушка Мари Варлей в молодости блистала на Парижских подмостках в амплуа трагической актрисы.

Константин Станиславский в детстве

Один дед актера был богатым московским купцом, другой – владел фабрикой по изготовлению канители. Семейный бизнес по наследству перешел к отцу — Сергею Владимировичу Алексееву. Следующим продолжателем династии должен был стать Константин Сергеевич.

В семье, помимо Константина, было еще девять детей. Родители много времени уделяли воспитанию и образованию отпрысков: с детьми занимались приходящие педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности. По моде той эпохи Алексеевы устроили любительский театр.

Слово – это действие

Говорят, что слово – самая большая сила, которой обладает человек. Словом можно убить, но словом же можно и возродить к жизни. Константин Сергеевич Станиславский до конца своей жизни искал естественные законы, которые придают человеческому слову такую силу. Его система речевого тренинга – не что иное, как следование этим законам. Каждый человек хотя бы несколько раз в жизни чувствует эту силу слова – собственного, обращенного к другому человеку, или же услышанного от кого-то. Конечно, не любое сказанное нами (или нам) слово доходит до рассудка, и уж точно не всякое – волнует сердце. Но то, что касается нас лично, мы услышим в любом случае. Так происходит между двумя людьми, которые хотят о чем-либо договориться. Мы говорим – двумя, потому что даже в большой компании слово всегда обращено к одному человеку, пусть и в общем разговоре.

Но вот число слушающих растет. Учитель на уроке, лектор в аудитории, адвокат в суде, актер на сцене. Когда вы обращаетесь больше, чем к одному человеку – это уже публичное выступление. Но всегда ли вас слушают? А всегда ли вы уходите в уверенности, что вас не то что услышали – хотя бы поняли, о чем вы говорили? Если ответ «да» – можете не читать эту книгу, тренинг вам ни к чему. Видимо, вы и без тренинга великолепно владеете своей речью. Но если вы купили эту книгу, значит, ответ все-таки «нет». Как же получается, что тет-а-тет все мы можем быть убедительными, все мы можем донести свою мысль до другого, а на публике наша речь разваливается, становится торопливой, путаной, бубнящей?

Слово – это действие. А точнее, Воз-Действие. Говоря что-либо кому-либо, мы, так или иначе, стараемся сподвигнуть нашего собеседника на какое-то действие. (Эмоциональный отклик или хотя бы формальный ответ – это ведь тоже действие!) Когда же слушающий превращается из собеседника в публику, тут-то и начинаются сложности. Чтобы воздействовать на публику, надо быть очень сильно заинтересованным в том, чтобы каждый человек из публики понял ваши слова и дал понять это вам. Надо буквально влезть в душу каждого из множества людей – а как это сделать, если и с одним-то человеком это получается далеко не всегда? Для этого уже недостаточно простого произнесения слов, здесь нужно какое-то особое действие.

Заражай, заражай объект! «Влазь в его душу», и сам сильнее заразишься! А сам заразишься, и других сильнее заражать будешь. Тогда и речь твоя станет забористее. А почему? Все она, голубушка природа наша актерская! Все оно, батюшка наш, чудотворец, – подсознание наше!!! Они мертвого заставят действовать! А активность в творчестве – что пар в машине! Активность, подлинное, продуктивное, целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть, и в речи! Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения

Неважно, увидит другой или нет. Об этом позаботятся матушка-природа и батюшка-подсознание

Ваше дело хотеть внедрять, а хотения порождают действия. Одно дело выйти перед почтеннейшей публикой: «тра-та-та» да «тра-та-та», поболтал и ушел. Совсем другое дело выступить и действовать!

Станиславский интересные факты. 10 цитат и афоризмов к. с. Станиславского.

* не верю!

* театр с вешалки начинается.

* говорите глазу, а не уху. Глаза самый чуткий орган, приводящий к чувству мысли.

* для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.

* учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.

* жить — это значит действовать.

* каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания … считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

* не всякая правда — красота, но всякая красота — правда.

* нет более слепого, чем тот, кто не желает видеть.

* пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.

Станиславский в Энциклопедическом словаре:

Станиславский — (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938) -российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный академик АНСССР (1925. почетный академик РАН с 1917), народный артист СССР (1936).Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский имировой театр 20 в. С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок,Общество искусства и литературы). В 1898 с В. И. Немировичем-Данченкоосновал Московский Художественный театр (см. Московский Художественныйакадемический театр). Впервые утвердил на русской сцене принципырежиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себевсе элементы спектакля. целостность актерского ансамбля. психологическуюобусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферыспектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверностиобразов, подлинности актерского переживания. Поставил пьесы: А. П. Чехова,где сыграл роли: Тригорин («Чайка», 1898), Вершинин («Три сестры», 1901),Гаев («Вишневый сад», 1904). М. Горького — Сатин («На дне», 1902). И. С.Тургенева — Ракитин («Месяц в деревне», 1909) и др. ФантазияСтаниславского ярко проявилась в постановках: «Синяя птица» М. Метерлинка(1908, с Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным), «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони (1914), «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926) и др.Разработал методологию актерского творчества, технику органичногоперевоплощения в образ («система Станиславского»). Играл во многихспектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театримени Станиславского).

Эмоциональный интеллект

«Это сейчас модная тема, и в актёрских тренингах без неё тоже не обходится. Когда человек начинает познавать себя, он лучше понимает и другого человека, выстраивает отношения дома и на работе, управляет коллективом и т. д.

Классический инструмент для этого – дневник чувств. Там могут быть, например, такие колонки: событие, ваши чувства в связи с ним, причина его возникновения и действия, которые вы можете предпринять. Могут быть и другие, главное – стать наблюдательным по отношению к себе. Можно завести несколько будильников и в течение дня по звонку несколько минут уделять дневнику, записывая свои чувства.

Поначалу будет трудно: скорее всего, записи будут ограничиваться десятком сильных эмоций безо всяких оттенков. В этом случае поможет таблица чувств, найти её можно в Интернете».

Лучшие цитаты

Один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами. Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач». Эпиктет

Земля — это огромный театр, в котором одна и та же трагедия играется под различными названиями. Вольтер

Если бы в наши дни воскрес древний грек, то его чаще можно было бы встретить в цирке, чем в театре. Оскар Уайльд

Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов. Александр Иванович Герцен

Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. Франц Кафка

Единственное искусство, о котором может судить публика, это искусство театра. Отдельный зритель, а уж особенно критик, несет чепуху, но все вместе правы. В литературе — наоборот. Карл Краус

По театральным понятиям, если пьеса быстро сошла со сцены, то это потому, что она провалилась и никуда не годится; если же выдержала много спектаклей, то потому, что это халтура, угождающая низменным вкусам. Карел Чапек

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий