Литература

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Прозвища: «Кюхля», «Бехелькюкер», «Гезель», «Глист», «Сухарь».

Пожалуй, самой запоминающейся фигурой среди всех лицеистов был Кюхельбекер.

Он был высокого роста, худощав, с большими выпученными глазами. Походка его была нетвердой, неуверенной. Манерами Вильгельм был очень неуклюж, вертляв. Все у него валилось из рук.

Внешне он выглядел очень забавно. А потому буквально с первых же дней жизни в лицее он стал посмешищем для товарищей.

Шуток стало еще больше, когда стало понятно, что Кюхля пишет стихи, но при этом имеет пробелы в образовании и плохо знает русскую грамматику. Ко всему прочему он был глуховат, и не всегда мог услышать, что ему говорят.

На него писали эпиграммы и шуточные стихи. Однокурсники даже выпустили самодельный журнал под названием «Бехелькюкериада».

Однажды он пытался утопиться в пруду Царскосельского парка из-за того, что кто-то из товарищей украл тетрадь с его произведением и придумал очередную шутку на стихи Вильгельма. Его успели спасти, а событие вновь обросло шуточными стихами.

Несмотря на все недоразумения, лицеисты Кюхлю очень любили, особенно Пушкин. Смеялись они над ним, конечно же, по-доброму.

Учителя отмечали его упорство, прилежность и некоторую упрямость в учении: он мог целыми днями не отходить от своего стола, непрерывно читать и что-то писать в свободное время. Бывало даже так, что он вставал писать по ночам.

Кюхельбекер был ярым участником многих споров.

Пушкин однажды сказал ему, что с таким характером ему будет очень тяжело в жизни. Конечно же, он имел в виду слишком серьезное отношение ко всему и легкую ранимость.

В одном из стихотворений Александр Пушкин напишет в шутку:

«Вильгельм, прочти свои стихи,Чтоб мне заснуть скорее.»

Благодаря своему упрямству Кюхельбекер окончил лицей с серебряной медалью. После учебы он был вместе с Александром зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Участвовал в декабристском восстании, был арестован и позже отправлен в ссылку.

Гогель-могель

Однажды Пушкин, Пущин и Малиновский решили приготовить и выпить гогель-могелю (алкогольный напиток). Ингредиенты для него они достали у дядьки Фомы.

Один из лицеистов быстро захмелел, стал вести себя слишком шумно, чем привлек внимание гувернеров. Тут же было принято расследование

Малиновский, Пущин и Пушкин сознались в содеянном и взяли всю вину на себя

Тут же было принято расследование. Малиновский, Пущин и Пушкин сознались в содеянном и взяли всю вину на себя.

Дело могло бы стать пустяковым, если бы руководство не обратилось с жалобой к министру Разумовскому.

В результате проказникам назначили наказание:

  • в течение двух недель молиться стоя на коленях,
  • отсадить на последние места за столом,
  • записать происшествие в черную книгу, что могло иметь влияние при выпуске.

Первые два пункта прошли для лицеистов незаметно. Однако последний пункт мог иметь серьезное последствие.

Новый директор глядя на запись в черной книге убедил всех, что такая шалость не должна влиять на будущее выпускников. И о деле забыли.

История Царскосельского лицея

Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский

, известный государственный деятель во время александровского царствования.

Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.

Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.

Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года.

Для лицея был отведён один из флигелей дворца.

Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости.

В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».

Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности.

За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.

Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года.

Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.

Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.

На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.

Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.

Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14.

Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.

Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.

Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.

За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.

Как учились лицеисты

М.М. Сперанский

Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой

Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание

Учебный класс в Лицее

Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам

Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты

В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.

В Большом зале проводились торжественные мероприятия, в другие дни он служил местом отдыха учеников, рекреацией

Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.

Рисунок А. Пушкина. Благодаря тому, что занятия рисованием проводились ежедневно, все воспитанники Лицея прекрасно владели кистью и карандашом

Почти все время лицеисты находились в обществе и под присмотром – потому за время обучения в Лицее у каждого сформировались отличные социальные навыки. Учителя обращались к мальчикам на «вы», прибавляя к фамилии слово «господин» — что способствовало установлению уважительных отношений с соблюдением некоторой дистанции между воспитанником и преподавателем. В штат учителей попали в основном молодые специалисты, которые отличались творческим подходом к профессии, многие из них оказали для будущих выпускников чрезвычайно сильное влияние.

Александр Иванович Галич (Говоров), учитель словесности, и Александр Петрович Куницын, преподававший право

 В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.

Учеба

К сожалению, Пушкин не был прилежным учеником. Казалось, что кроме сочинения стихов его ничто не увлекало. Иногда его даже выгоняли с уроков за то что вместо изучения предмета он писал стихи и совершенно не слушал учителя.

Он с удовольствием занимался французским, русской словесностью и латынью. С радостью посещал спортивные мероприятия (фехтование, верховая езда, танцы).

Но другими предметами он заниматься не желал: математика, логика — это давалось ему с большим трудом. Немецкий язык он считал уродливым.

Прочими предметами: географией, историей, правом, каллиграфией и рисованием он занимался неохотно и без прилежания. Но, несмотря на это, от занятий был некоторый толк. Например, позже он сделает большое количество набросков и рисунков к своим стихам.

Стихотворения Пушкина о дружбе

Дружеское послание «И.И. Пущину»

Иван Иванович Пущин был дружен с поэтом с лицейских лет. Они познакомились перед вступительными экзаменами и сохранили свою дружбу на всю жизнь. Пущин после Лицея выбрал службу в полевой артиллерии. В армии он близко сошелся с участниками тайного политического общества. Пущин не побоялся в январе 1825 г. проведать в Михайловском опального Пушкина, чтобы поддержать его моральный дух. Одиночество Пушкина в глуши Псковской губернии разделяла только няня Арина Родионовна. Эта встреча оказалась для друзей последней. После декабрьского восстания 1825 г. Иван Пущин за участие в антиправительственном заговоре был лишен дворянства и состояния, приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой.

Пушкин, помня встречу с другом, желая поддержать его на каторге, написал в 1826 г. стихотворение «И.И. Пущину».Главной мыслью стихотворения стало прославление настоящей дружбы, для которой не существует преград и расстояний. Кроме этого дружеского послания поэт написал Пущину еще несколько стихотворений. Строки, посвященные лучшему другу, есть и в стихотворении «19 октября», которое Пушкин, не имея возможности покинуть Михайловское, написал осенью 1825 г. и передал на встречу лицеистов. Он выражает благодарность Пущину, который первым посетил изгнанника, превратил день встречи в «день лицея».

Иван Пущин в своих воспоминаниях писал, что после заточения в одиночной камере Шлиссельбургской крепости его в январе 1828 г. отправили на каторгу. В первый день приезда в Читу его позвала к частоколу острога жена ссыльного декабриста А.Г. Муравьева и просунула в щель листок бумаги со стихотворением Пушкина. Пущин был растроган, что «Пушкин первый встретил его в Сибири задушевным словом».

На каторге в Забайкалье Пущин получил известие о дуэли и смерти Пушкина, воспринял это как личную трагедию и огромную общественную утрату. В своих воспоминаниях он написал, что если бы был секундантом друга, то роковую пулю встретила бы его грудь, ибо он постарался бы сохранить поэта-товарища и поэтическое достояние России. Только в 1856 г., спустя почти 30 лет, Пущину было разрешено возвратиться в Петербург. Он написал уникальные воспоминания «Записки о Пушкине».

Жанр стихотворения «И.И. Пущину» можно отнести к посланию. Послание – это поэтическое обращение к кому-либо с целью высказать свои мысли и мнение, передать пожелания. В этом в небольшом по размеру послании отражены два события: встреча друзей в Михайловском и искренняя поддержка осужденному на каторгу другу. Дружеские слова даруют утешение, преодолевая расстояние, помогают вынести тяготы и невзгоды. Пушкин, обращаясь к «святому провиденью», просит его слова донести до друга, чтобы они «озарили заточенье» воспоминанием о лицейских днях.

Пущин

Братство и честь

Несмотря на то что лицеисты имели плотных график учебы и занятий, в своих воспоминаниях все признавались в достаточном количестве свободы. Студенты жили по определенному своду законов, устав заведения был вывешен в коридоре четвертого этажа. Один из пунктов утверждал, что сообщество учеников является единой семьей, а потому в их среде нет места чванству, бахвальству и презрению. Дети приезжали в лицей с малых лет, и он становился для них домом, а товарищи и педагоги настоящей семьей. Обстановка в императорском Царскосельском лицее была дружеской, сплоченной.

Для лицеистов была разработана система поощрений и наказаний, исключавшая физическое насилие. Провинившихся озорников сажали в карцер на три дня, куда лично приходил директор для проведения беседы, но это была крайняя мера. По прочим поводам выбирались более щадящие методы – лишение обеда на два дня, в это время ученик получал только хлеб и воду.

Лицейское братство иногда самостоятельно выносило вердикт поведению своим участникам, тем кто отступал от чести и попирал достоинство. Ученики могли объявить бойкот товарищу, оставив его в полной изоляции без возможности общаться. Неписаные законы соблюдались не менее свято, чем устав лицея.

Первый выпуск

Первые воспитанники Царскосельского Императорского лицея вышли из стен учебного заведения в 1817 году. Практически все получили места в государственном аппарате, по результатам экзаменов многие вышли на службу в высоких чинах, много лицеистов выбирало военную службу, приравненную по статусу к Пажескому корпусу. Среди них были люди, ставшие гордостью российской истории и культуры. Великую славу лицею принес поэт Пушкин А. С., никто до него с таким теплом и трепетом не относился к своей школе и преподавателям. Он посвятил Царскосельскому периоду множество произведений.

Практически все учившиеся в первом наборе стали гордостью страны и прославили Царскосельский Императорский лицей. Знаменитые выпускники, такие как: Кюхельбехер В. К. (поэт, общественный деятель, декабрист), Горчаков А. М. (выдающийся дипломат, глава внешнеполитического ведомства при царе Александре II), Дельвиг А. А (поэт, издатель), Матюшкин Ф. Ф. (полярный исследователь, адмирал флота) и другие, внесли свой вклад в историю, культуру, развитие искусств.

Первая «южная» ссылка

В обществе того времени наблюдался всеобщий душевный подъем, вызванный гордостью за свой народ на волне победы над Наполеоном. Одновременно в умах выдающихся людей бродили идеи вольные и опасные, не просто передовые, но революционные. Этот свободолюбивый дух впитал и Пушкин, состоявший в одном из радикальных литературных кружков «Зеленая лампа». Итогом стали неизданные, но известные широкой петербургской публике стихи «Вольность», «Деревня», «На Аракчеева».

Последствия не замедлили сказаться. Молодой поэт впал в немилость у императора, ему грозила ссылка в Сибирь. Заботами и хлопотами друзей сибирскую ссылку удалось заменить южным изгнанием, и 6 мая 1820 года поэт выехал на новое место службы под началом генерал-лейтенанта И.Н. Инзова.

В период «скитаний» с 1820 по 1824 годы Пушкину довелось посетить разные города и веси Российской империи:

  • Екатеринослав;
  • Тамань;
  • Керчь;
  • Феодосию;
  • Гурзуф;
  • Бахчисарай;
  • Симферополь;
  • Кишенев;
  • Каменку;
  • Аккерман;
  • Бендеры;
  • Измаил;
  • Киев;
  • Одессу.

Александр Пушкин у Черного моря

Результатом этих служебных странствий стали богатые впечатления и эмоции, которые вдохновили поэта на целый ряд стихотворных и прозаических произведений. В период южной ссылки Пушкиным написаны поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Гаврилиада». В Крыму у Александра Сергеевича впервые возник замысел «Евгения Онегина», работу над которым он начал уже в Кишиневе.

В Каменке опальный поэт успел сблизиться с членами тайного общества, а в Кишиневе даже был принят в масонскую ложу.

Прием в масонскую ложу

В Одессу, с ее оперой, ресторанами и театрами Пушкин прибыл уже знаменитым романтическим поэтом, которого называли «певцом Кавказа». Однако в Одессе у Александра Сергеевича сразу не сложились отношения с начальством — графом М.С. Воронцовым.

Ходили слухи о романе поэта с женой графа, который вскоре нашел способ устранить неугодного подчиненного. Московская полиция вскрыла письмо Пушкина, где он признавался в увлечении атеизмом, о чем было незамедлительно доложено государю императору. В 1824 году Александра Сергеевича отстранили от службы, и он уехал в имение матери, село Михайловское.

Жуковский В.А.

Осенью того же года, специально для знакомства с молодым гением, в Царскосельское село приезжает Жуковский В.А., защитник отечества, герой гражданской войны, известнейший автор, чуть позже учитель великих княжны Александры Федоровны и князя Александра (Александр II). Их знакомство было чем-то средним между общением ученика / учителя и дружбой. Спустя годы (в 1831 году) Василий Андреевич предложит спор, в котором несомненным победителем выйдет Пушкин. Будет предложено написать по переработанной русской сказке, после чего на свет появились знаменитые «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее». В свое время Жуковский подарил Александру свой портрет с надписью: «победителю-ученику от побежденного учителя».

Расписание Пушкина в лицее. Расписание дня

Расписание дня. 6 утра — подъем по звонку С 7 до 9 часов — класс (учебные занятия) В 9 часов — чай с белой булкой (никаких завтраков!) С 9 до 10 часов — первая прогулка С 10 до 12 часов — класс С 12 до 1 часу — вторая прогулка В 1 час — обед из трех блюд С 2 до 3 часов — чистописание или рисование С 3 до 5 — класс В 5 часов — чай С 5 до 6 часов — прогулка С 6 до половины 9-го — повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих В половине 9-го — ужин После ужина до 10 часов — отдых, развлечения В 10 часов – сон.

Пушкин в лицее

«День Царскосельского лицея» — Любовь к славе. Занятия в Лицее. Дисциплины. Царское село. Лицей. Характеристики. Кабинеты. Взыскания. День лицея. Экзамены. Меры поощрения. Расписание дня.

«История Царскосельского Лицея» — Воспоминания о детстве Пушкина. Прощальная песнь. Библиотека Лицея. Газетная комната. Экзамены. Воспоминания в Царском Селе. Четырёхэтажный флигель. В ноябре 1843 года Лицей был переведен в Петербург. Расписание дня. Сергей Гаврилович Чириков. Императорский Царскосельский Лицей. Пешеходные прогулки. Дортуары. Пущин. Царское Село. Первое издание поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Царскосельский Лицей закончили выдающиеся литераторы.

«Императорский Царскосельский лицей» — Портрет Александра I. Иван Кузьмич Кайданов. Наставники и питомцы. История возникновения. Питомцы Императорского Лицея. Щедрин С. Как оценивали лицеистов. Вильгельм Кюхельбекер. Царскосельский лицей. Экзамен в Большом зале. Александр Петрович Куницын. Первые директора Царскосельского Лицея. Карикатура. Нужды нового учебного заведения. Друзья мои. Лицеисты. Александр Горчаков. Иван Пущин. Николай Фёдорович Кошанский.

«Царское село — лицей Пушкина» — Царское Село. Муза. Царскосельский дворец. Воспоминания в Царском Селе. Библиотека. Учебная комната. Запятые. Пушкин и Царское Село. Комната лицеиста. Царскосельский Лицей. Синонимы.

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Дошло 120 стихотворений

За лицейский период в творчестве Пушкина создано много стихов. Дошло до нас 120. Тематика разная, от любви к родине, высокого назначения поэта, до любви к женщине. Он черпал вдохновение отовсюду. И также, у поэтов Франции XVII—XVIII веков. Его привлекали Парни и Вольтер. Вот почему произведения Пушкина в лицейский период сочетают переплетение классицизма французского с русским.

Стихотворение «К Наталье», написанное в 1813 году, имеет конкретного адресата. Это крепостная актриса театра, хозяином которого в Царском Селе был граф В. Толстой. А лицеист Пушкин в Наталью был влюблен.

Лицейский период в творчестве Пушкина связан с огромным количеством произведений о настоящей дружбе. Это и «На семнадцатилетие И. Пущина», и «Пирующие студенты», и поэмы в честь любимых преподавателей.


Благодаря подражанию Жуковскому, который возглавил в России течение романтизма, лицейский период в жизни Пушкина характерен написанием элегий на тему неразделенной любви, разлуки, раннего ухода из жизни. Однако все это модное подражательство не мешало самому поэту всецело предаваться радостям молодой жизни.

Биография Пушкина после лицея

После окончания лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Чиновничья служба была не особенно ему по нраву, поэтому он относился к ней скорее, как к формальной необходимости, чем призванию, все же свое свободное время и силы он посвящал любимой литературе. В эти годы он принимает активное участие в литературном объединении «Арзамас», куда был принят еще лицеистом. Также в ступает в литературно-театральное сообщество «Зеленая лампа», тесно общается с будущими декабристами, хотя сам ни в одном тайном обществе не состоит.

Бой Черномора с Русланом. Литография, 1887.

В 1820 году Александр Сергеевич публикует поэму «Руслан и Людмила», а в рукописях по Петербургу распространялись его «вольнодумные» стихи. Конечно же, это не могло не остаться незамеченным: Пушкина вызывают к военному губернатору Петербурга М.А. Милорадовичу и просят дать ответ за содержание его поэзии – как он смеет порочить имена сподвижника императора Аракчеева, архимандрита Фотия и, наконец, самого Александра I?  Такая литературная деятельность, по мнению цензоров, совершенно недопустима для государственного служащего.

Пушкину грозит ссылка в Сибирь, однако, благодаря хлопотам товарищей (в особенности Николая Карамзина), тогда поэта в ссылку не отправили, а просто перевели его на службу из Петербург в Кишинев. Однако в пути поэт серьезно простудился, и семья Раевских добилась у императора разрешения взять Пушкина с собой на Кавказ и в Крым. 

Гуманитарии и военные

Основное направление образования – гуманитарное, позволявшее воспитать в ученике способность к дальнейшему самостоятельному обучению, критическое мышление, логику и всесторонне развить заложенные в ребенке таланты. В течение шести лет велось преподавание по таким основным предметам:

  • Изучение родного и иностранных языков (русский, латынь, французский, немецкий).
  • Нравственные науки (основы логики, закон Божий, философия).
  • Точные науки (арифметика, алгебра, тригонометрия, геометрия, физика).
  • Гуманитарные науки (история российская и иностранная, хронология, география).
  • Основы изящных письмен (риторика и ее правила, произведения великих писателей).
  • Искусство (изобразительное, танцы).
  • Физическое воспитание (гимнастика, плавание, фехтование, верховая езда).

На первом курсе ученики осваивали азы, а на втором от основ переходили к углубленному освоению всех предметов. Кроме этого, на протяжении всего обучения уделялось много внимания гражданской архитектуре, спорту. Тем, кто выбирал военное дело, дополнительно читались часы по истории войн, фортификации и прочим профильным дисциплинам.

Весь учебный и воспитательный процесс проходил под неусыпным надзором директора. В преподавательский состав входили семь профессоров, священник обучавший закону Божьему, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, два адъюнкта, за дисциплиной следили по три надзирателя и гувернера.

Первый набор учеников осуществлялся под надзором самого императора, из 38 человек подавших документы и прошедших конкурс, в лицей в Царском Селе были приняты только 30 студентов, список был утвержден царственной рукой. Александр I осуществлял патронаж учебного заведения, а граф Разумовский А. К. был назначен главой лицея в звании главнокомандующего. По должности графу полагалось присутствовать на всех экзаменах, что он с удовольствием делал, зная в лицо и поименно всех учащихся.

Краткая биография Пушкина

Надеемся, что в данной статье вы сможете получить ответы на все свои вопросы, касающиеся жизни и творческой деятельности Александра Пушкина

Рекомендуем также обратить внимание на другие краткие биографии

Детство и юность Пушкина

Родился Александр Пушкин 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, он вынес из домашнего обучения прекрасное знание французского языка и страстную любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Биография Пушкина примечательная тем, что еще до окончания лицея, в 1817 г. он начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

Годы творчества

В мае Александр Пушкин был сослан на юг России за то, что, как тогда писали, он «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 его перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу.

В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

Известный портрет Пушкина

17 декабря 1825 года в биографии Пушкина происходит серьезное событие. Он узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».

В 1828 самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень».

Интересен факт, что в Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», а также стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других. Здесь же закончен «Евгений Онегин».

Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

Последние годы Пушкина

Изучая биографию Пушкина можно заметить, что последние годы его жизни были омрачены обострившимися отношениями с царем. Более того, в кругу влиятельной придворной и чиновничьей аристократии кем-то усиленно подогревалась вражда к поэту.

Несмотря на то, что в таких условиях, как кажется, творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» и любимые всеми сказки.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Дуэль и смерть

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом.

Из биографии Пушкина нам известно, что он был очень горячим человеком. Естественно, он вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным.

Зная, что близится смертный час, Александр Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I.

Он просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли:

«…жду царского слова, чтобы умереть спокойно…»

Государь ответил:

«Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Поэт был похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.

После его кончины император приказал заплатить все долги Пушкина, что было чрезвычайно великодушно, ведь отношения поэта к царю было сложным, о чем знали все современники.

На этом заканчивается краткая биография великого русского гения.

Если вам нравятся краткие биографии великих людей, подписывайтесь на InFAK.ru. Развивайтесь с нами!

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

Чувство патриотизма и любви к Родине

В лицее Александр Пушкин застал войну с Наполеоном. Военные настроения появились еще до начала активного наступления французов на Россию — напряжение витало в воздухе.

Пушкин был воспитан по моде того времени: родители до лицея дали ему неплохое воспитание. Александр отлично владел французским языком, который стал для него вторым родным после русского, а также очень любил французских авторов. Он даже писал стихи на французском.

Но когда началась война, Пушкин обратился к более патриотичным мыслям, отодвинув французскую литературу на задний план.

Например, стихотворение «На возвращения государя императора из Парижа в 1815 году» содержит такие строки:

«…Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье!
Когда полки врагов покрыли отдаленье,
Во броню ополчась, взложив пернатый шлем,
Колена преклонив пред вышним алтарем,
Ты браней меч извлек и клятву дал святую
От ига оградить страну свою родную.
Мы вняли клятве сей; и гордые сердца
В восторге пламенном летели вслед отца
И смертью роковой горели и дрожали;
И россы пред врагом твердыней грозной стали!..

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий