Чукчи

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

 

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

 

Быт чукчей

Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». После этого они покидают насиженное место и отправляются на поиски нового пастбища.

Есть и другие представители народа, которые ведут оседлый образ жизни. Они специализируются на рыболовстве и охоте за морскими обитателями. На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч человек.

Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».

Считается, что создателем нации стала ворона по имени Куркыль. Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные.

Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, т.е. сочетающим в себе несколько разных языков.

В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.

Яранга

Это жильё чукчи. «Строение» представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом.

В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой.

Одежда

Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу.

Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди.

В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон.

Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом.

Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу – косы, декорированные бусинками и пуговицами.

Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами.

У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло.

Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы.

Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.

Продолжительность жизни

Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.

На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.

Обувь

Унты

Слово в переводе с эвенкийского так и значит – «обувь». Для изготовления используют шкурки с ног зайцев или оленей. Для подошвы также применяют шкуру парнокопытного, внутри сапоги покрывают мехом. В редких случаях обувь делают высокой (у женщин до колен, у мужчин – до голени). Чтобы было удобнее, вставляется внутренняя стелька из войлока (если получается достать материал). Изделие дополнительно украшают вышивкой или бисером.

А вы знали, что летчики Первой мировой войны носили унты из овчины? Военные любили эти сапоги, так как они позволяли держать ноги в тепле даже на самой экстремальной высоте при открытой кабине самолета!

Маклаки

Очень похожи на описанную выше национальную обувь чукчей, только эту носят чаще обитатели американского континента. В высоту изделие доходит лишь до голени. Маклаки шьются из оленьего меха. Нередко снаружи прикрепляют кисти или помпоны из лисьего или кроличьего меха, украшают вышивками.

В восточной части Аляски и в Гренландии используют технику обрамления обуви хрящами различных животных. Это позволяет охотнику бесшумно преследовать свою жертву, так как походка становится мягкой и незаметной.

Беременность и роды

Беременные женщины не должны были отдыхать. Они наравне с другими женщинами занимались бытом и, кроме того, заготавливали мох. Зачем? Во-первых, он был нужен во время родов — его стелили в той части яранги, где они проходили. Во-вторых, мох использовался при уходе за малышом в качестве «натурального памперса».

Во время родов чукотским женщинам ни в коем случае нельзя было помогать. Чукчи верили, что все в руках Всевышнего божества — он знает все души умерших и решает, какую из них послать в лоно женщины для воскресения.

Роженица не должна кричать, чтобы не привлечь злых духов. Когда ребенок появлялся на свет, новоявленная мать сама должна была проделать все остальные манипуляции. Например, она перевязывала пуповину нитью, сплетенной из сухожилия животного и своих волос, а потом отрезала ее.

Если женщина долгое время не могла родить и было понятно, что без посторонней помощи не обойтись, то ей все же оказывали помощь — это должна была сделать родственница. Но после этого к роженице и ее супругу начинали относиться с презрением. Получается, лучше умереть, чем получить помощь.

Рожденного малыша протирали куском шкуры, смоченной в моче матери, надевали на левые ручку и ножку браслеты-обереги и наряжали в меховой комбинезончик.

Десять дней после родов женщина не ела мясо и рыбу, разрешался лишь мясной бульон.

Раньше женщины-чукчи кормили детей грудным молоком до четырех лет. Если по каким-то причинам это было невозможно, ребенка поили тюленьим жиром; давали ему «соску», сделанную из кусочка кишки морского зайца и набитую мелко порезанным мясом; а в некоторых поселениях младенца вскармливали собаки.

Одежда и музыка

Кухлянка – шкура оленя, вывернутая наизнанку и коротко остриженная. На Чукотке их носят тундровые жители. Те, кто живут вдоль береговой линии, используют для изготовления одежды шкуры морских животных. Кухлянка украшена оберегами – бисерной вышивкой в форме круга, символизирующей солнце. В те времена, когда бисера еще не было, украшения делали из бивней моржей – так развивался косторезный промысел. Вместо нити эскимосы использовали подшейный волос оленя – техника непростая и под силу не каждой мастерице.

Когда в тундре рождается ребенок, для него шьются пинетки из пыжика – шкурки маленького олененка. Оленьи шкуры используются и в производстве музыкальных инструментов – так, к примеру, для изготовления бубнов альтернативой этому материалу может послужить разве что желудок моржа (его используют преимущественно «береговые» жители).

Коренная чукча Ольга – девушка лет 27 – рассказывает, что «северные» музыкальные инструменты, как правило, отличаются по звучанию друг от друга: у жителей тундры они более звонкие.

«Выглядели они в древности совершенно по-другому, а звучали примерно так же», – Ольга задумчиво рассматривает варган. Через минуту инструмент будто оживает. Девушка искусно извлекает из инструмента мистически-таинственные звуки и обертоны, напоминающие о связи северных кочевников с языческой культурой. Чередует сопрано с горловым пением, успевая при этом удерживать динамичный ритм игры. Кажется, что если выступление затянется, толпа просто впадет в длительный транс.

Чукчи предлагали своих жен гостям и создавали шведские семьи

Чукчи отличаются моногамностью, однако издавна повелось так, что у богатых оленеводов жён было две, а то и более. Это объяснялось практическими соображениями: отдельное стадо – за ним следит одна из женщин. Она руководит рабочими и выполняет всё необходимое по хозяйству. Хозяйка – это, как правило – первая супруга, а вторая – помощница.

Существовало у чукчей и такое понятие как групповой брак. Это та же шведская семья, её формировали родственники или просто близкие друзья. Мужчины называли себя товарищами по жене и меняли между собой супруг, сменяя друг друга в постели. Такой обычай помимо всего прочего, ещё и выживать людям помогал, потому что кочующему по тундре оленеводу всегда можно было добраться до соседнего стойбища и не сомневаться в крове и домашнем уюте, если это дом его товарища по жене.

Связь между людьми в групповом браке была очень крепкой, ведь все рождённые таким образом дети были общими, поэтому их всегда поддерживали и окружали заботой все члены большого семейства.

Групповые браки – это настоящее спасение для бесплодного мужчины

Ведь его жена всё равно обязательно родит детей, и это непременно будет радостное событие, неважно, кто именно будет его биологический отец

Китайская версия

Специалисты из Нанкинского университета Нанда нашли родство между предками чукчей и японцев, которые изначально населяли нынешнюю китайскую провинцию Юаннань. Приблизительно три тысячи лет назад они разъединились и отправились на освоение разных областей: протояпонцы заняли земли японского архипелага, а проточукчи обосновались в северных районах евразийского континента.

Спустя много лет иные народы вытеснили чукчей с русского Приморья в сторону Чукотки, где после истребления местного населения, они стали полноправными хозяевами.

В качестве доказательства общности чукчей и японцев китайцы называют присущий обоим этносам надменный характер, игнорирование интересов соседей и схожие папиллярные узоры на коже рук.

Но самый главный козырь – это результаты генетических исследований, в ходе которых выяснилось, что 40% чукчей и 45% японцев принадлежат к гаплогруппе D, иными словами имеют единого предка, у которого произошла мутация, унаследованная всеми потомками. Кстати по версии ученых этим общим пращуром был именно чукча, от которого впоследствии произошли японцы.

Численность и расселение


Процент чукчей в Чукотском автономном округе и смежных районах, где проживает значительное количество чукчей, в % по данным переписи 2010 г.

Численность чукчей в населённых пунктах

Данные приведены по состоянию на 2002 год.

Чукотский АО:

  • город Анадырь 1209
  • село Лорино 1042
  • село Нешкан 603
  • село Лаврентия 543
  • село Уэлен 543
  • село Усть-Белая 502
  • село Канчалан 482
  • село Рыткучи 374
  • село Мейныпильгыно 363
  • село Конергино 359
  • село Инчоун 356
  • село Рыркайпий 355
  • село Амгуэма 344
  • село Энмелен 323
  • село Янракыннот 313
  • село Хатырка 299
  • село Энурмино 294
  • село Алькатваам 289
  • село Ваеги 289
  • село Нунлигран 287
  • село Айон 284
  • пгт Провидения 255
  • село Островное 231
  • село Биллингс 222
  • село Илирней 207
  • село Омолон 201
  • село Сиреники 187
  • село Ванкарем 160
  • город Билибино 152
  • село Нутэпэльмен 149
  • село Янранай 143
  • село Кепервеем 141
  • пгт Беринговский 127
  • село Снежное 126
  • пгт Эгвекинот 104
  • город Певек 101

Камчатский край:

  • село Средние Пахачи 401
  • село Ачайваям 360
  • село Хаилино 294

Республика Саха:

село Колымское 333

Магаданская область:

город Магадан 130

Москва:

город Москва 138

Санкт-Петербург:

город Санкт-Петербург 102

Основные занятия

Основные занятия тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов.

Основные занятия береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами, по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями. Летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.

До появления огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного барана, которые впоследствии были почти полностью истреблены. Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола» — метательные орудия из несколько веревок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Для выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из рога, позднее — железа.

Традиционные ремесла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба, и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор. В 19 веке на восточном побережье возникли кустарные объединения по производству резных предметов из моржовой кости на продажу. В 20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.). Центром костерезного искусства стала мастерская в селении Уэлен (создана в 1931).

Во 2-й пол. 19 в. многие чукчи стали наниматься на китобойные шхуны и золотые прииски.

Литература

  • Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. — М.: Наука, 1991. — 224 с.: ил. — Серия «Этнографическая библиотека».
  • Богораз В. Г. Чукчи: Материальная культура. — М.: Книжный дом «Либроком», 2012. — 3-е изд. — 264 с. — Серия «Академия фундаментальных исследований: Этнология».
  • Богораз В. Г. Чукчи: Религия. — М.: ЛЕНАНД, 2014. — 4-е изд. — 216 с. — Серия «Академия фундаментальных исследований: Этнология».
  • Богораз В. Г. Чукчи: Социальная организация. — М.: ЛЕНАНД, 2016. — 4-е изд. — 216 с. — Серия «Академия фундаментальных исследований: Этнология».
  • Вдовин И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. — М.: Л., 1965.
  • Йохельсон В. Заметки о населении Якутской области // Живая старина. Вып. II. 1895.
  • Чукчи / В. В. Антропова, В. Г. Кузнецова (в основу описания дореволюционного быта положена статья Г. И. Мельникова) //  / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1956. — С. 896—933. — 1084 с. — (Народы мира. Этнографические очерки). — 5000 экз.
  • Кузнецова В. Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских оленных чукчей // Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. — 1957. — Т. XXXV : Сибирский этнографический сборник, II. — С. 263–326.
  • Кузнецова В. Г. Из неопубликованных материалов Чукотской экспедиции 1948—1951 гг. / Вступ. ст., подгот. текста, примеч.: Е. А. Михайлова // Материалы полевых этнографических исследований / Отв. ред. Е. Г. Федорова; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб : МАЭ РАН, 2004. — Вып. 5. — С. 136—164.
  • Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. — 176 с.: ил. — Серия «Дальневосточная историческая библиотека».
  • Народы России: живописный альбом. — СПб.: Тип. Товарищества «Общественная Польза», 1877.
  • Чукчи // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Чукчи // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

В новый век с новой надеждой?

XXI век открыл перед народом новые перспективы, хотя в капитализм они так и не вписались.

По данным переписи 2010 года на Чукотке живет 50 526 человек, среди которых – 12 772 чукчи. Из них русский язык знают 12 709 человек, 7 670 – говорят на родном языке, а 63 человека разговаривают только по-чукотски. Всего в России проживают 15 908 чукч

Сами чукчи считают, что несмотря на трудности, чукотская культура переживает возрождение.

Группа ученых, опросивших чукч Нижнеколымского района в 2013 году, выяснила, что 72% чукч интересуются историей своего народа, 68% считают, что должны всегда защищать его интересы, 78% воспитывают в детях гордость за национальность, а 33% хотели бы жить на землях своих предков, – эти данные приведены в статье «Особенности этнической идентичности чукчей, проживающих в Нижеколымском районе» группы авторов.

А исследователь Соколова отмечает, что в XXI веке 42% чукч читают СМИ на чукотском, 41% любит слушать родную музыку, а 37% интересуются прикладными народными промыслами. 30% чукч не реже одного раза в неделю читают художественную литературу.

Многое для чукотского народа делают местные предприятия, среди которых канадская компания Kinross, осваивающая золотые месторождения «Купол» и «Двойное», рудник «Валунистый», принадлежащий Millhouse Group Романа Абрамовича и другие золотодобывающие компании.

Тем не менее, очень немногие чукчи продолжают заниматься народными промыслами – по данным Правительства Чукотского АО за 2011—2015 гг. в округе было всего 800 оленеводов, месячная зарплата которых составляла около 25 тыс. рублей. За эти годы Россия выделила на поддержание оленеводов Чукотки 2,5 млрд рублей. В этот же период времени было зарегистрировано всего 300 чукчей, занимающихся морским промыслом; их доход оставлял в среднем 22,5 тыс. рублей. За пять лет государство выделило на субсидирование промысла почти 400 млн рублей.

Подавляющее большинство чукотского народа сейчас живет в поселках и городах и занимается тем, чем занимаются и другие народы Чукотки – работает на предприятиях и рудниках, в больницах, школах, средствах массовой информации, занимается наукой, литературой, а некоторые даже ездят на гастроли с танцевальными коллективами, рассказывая о своей уникальной культуре.

Верования и обряды

Христианизация практически не затронула чукчей. В начале двадцатого века православными числились около 1,5 тыс. чукчей. Была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывали действию злых духов (келет), охотящихся за человеческими душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитались белый медведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по мужской линии. Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжёлой болезни, горя, обиды и т.д. часто предпочиталась добровольная смерть от руки родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубнах, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот. Особого костюма шаманы не имели.

Традиционные праздники были связаны с хозяйств, циклами: у «оленных» чукчей — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники приморских чукчей близки к эскимосским. Весной праздник байдары по случаю первого выхода в море. Летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей. Осенью — жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой. Праздники сопровождались танцами с бубном, пантомимой, жертвоприношениями. У «оленных» чукчей в жертву приносили оленей, мясо, фигурки из жира, снега, дерева и др., У приморских — собак.

Фольклор чукчей включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев: сюжет о Вороне — трикстере и демиурге и др.

Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар) и др. — делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуальных танцев, были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (букв. «горлом петь»), сопровождавшийся горловым пением и выкриками танцующих.

Авторы Гайдпарка

  • валерий рыженко

    Пьеса в десяти действиях . «Москва. Совет Министров. КГБ. Дзержинский»

    Читать полностью

  • Михаил Салтыков-Щедрин

    Чиновники взялись обсуждать минимальные цены на пиво

    Читать полностью

  • Николай Холодов

    Маленькие острова — большие последствия

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Первые 22 боевых робота «Уран 9» поступили в войска

    Читать полностью

  • Доктор Борменталь

    Как вы относитесь к тому, что Навальный получил реальный срок

    Читать полностью

  • Кот Баюн конь

    Хамство государевых людей

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Навального осудили все

    Читать полностью

  • Виктор

    Американцы тупые или всё же не очень?

    Читать полностью

  • Ярый Ватник

    Испытания комплекса «Сармат» и подлодки — носителя «Посейдонов»

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Мощный ракетный удар нанесен по базам турецкой армии в Сирии

    Читать полностью

  • МУСТАФА

    Почему КПРФ не проводит масштабные акции протеста, а напоминает о себе лишь к выборам и праздникам малочисленными шоу?

    Читать полностью

  • Михаил Васильев

    Что вы ждете от послания Путина Федеральному Собранию-2021

    Читать полностью

Выиграли войну с Россией

Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, воевавший с Российской империей и одержавший победу. Первыми колонизаторами тех мест стали казаки, руководил которыми атаман Семен Дежнев. В 1652 году они построили Анадырский острог. За ними на земли Заполярья отправились другие искатели приключений. Воинственные северяне не захотели мирно соседствовать с русскими, а уж тем более – выплачивать налоги в имперскую казну.

Война началась в 1727 году и длилась более 30 лет. Тяжелые бои в непростых условиях, партизанские диверсии, хитроумные засады, а также массовые самоубийства чукотских женщин и детей – все это заставило русские войска дрогнуть. В 1763 году армейские части империи были вынуждены покинуть Анадырский острог.

Вскоре у берегов Чукотки появились корабли англичан и французов. Возникла реальная опасность, что эти земли захватят давние противники, сумев договориться с местным населением без борьбы. Императрица Екатерина II решила действовать дипломатичнее. Она предоставила чукчам налоговые льготы, а их правителей буквально осыпала золотом. Русским жителям Колымского края было приказано, «… чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».

Такой мирный подход оказался гораздо более эффективным, чем войсковая операция. В 1778 году чукчи, задобренные властями империи, приняли российское подданство.

Условия жизни

Там, где живут чукчи (на фото ниже), короткое полярное лето, а остальное время — зима. Для обозначения погоды жители используют только два выражения: «погода есть» или «погоды нет». Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она удачной или нет. Испокон веков чукчи продолжают свои промысловые традиции. Очень любят мясо нерпы. Счастливый охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками (их обычно 5-6) будет прокормлена несколько дней.

Места для яранг семьи чаще всего выбирают в окружении сопок, чтобы было больше безветрия. Внутри нее очень холодно, хотя выстлано жилище вдоль и поперёк шкурами. Обычно посередине небольшой костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Возле нее дети. Вместе они собирают в сезон растения. Муж — добытчик. Этот уклад сохраняется на протяжении многих веков.

Иногда такие коренные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом приходится доказывать, что это их ребёнок.

Черты характера

Рисуя психологический портрет данной народности, отмечают основную черту — чрезмерная нервная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного равновесия, они очень вспыльчивы. На фоне этого имеют склонность к убийству или самоубийству. Например, родственник может с лёгкостью откликнуться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, чтобы тот не мучился в агонии. Эта народность крайне независима, самобытна. В любом споре или борьбе проявляют небывалую настойчивость.

В то же время эти люди очень гостеприимные и добродушные, наивные. Самоотверженно приходят на помощь ближним и всем, кто нуждается. Очень легко относятся к понятию супружеской верности. Жены редко ревнуют своих мужей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий