Все о скрипках страдивари

Функции скрипки как солирующего инструмента в составе музыкальных коллективов

Период барокко — период рассвета скрипки как профессионального инструмента. По причине близости звучания к человеческому голосу и способности производить сильное эмоциональное воздействие на слушателей, скрипка стала ведущим инструментом. Звучание скрипки устанавливалось выше других инструментов, что делало её более подходящим инструментом для игры мелодической линии. Играя на скрипке, музыкант-виртуоз способен исполнять быстрые и трудные фрагменты произведений (пассажи).

Скрипки составляют также значительную часть оркестра, в котором музыканты поделены на две группы, известные как первые и вторые скрипки. Чаще всего мелодическая линия посвящена первым скрипкам, в то время как группа вторых исполняют аккомпанирующую функцию или имитирующую.

Иногда мелодия поручается не всей группе скрипок, а скрипке-соло. Тогда мелодию играет первый скрипач — концертмейстер. Чаще всего это необходимо для придания мелодии особого колорита, нежного и хрупкого. Скрипка-соло наиболее часто ассоциируется с лирическим образом.

Струнный квартет в его изначальном виде состоит из двух скрипок (музыкантов, исполняющих партии первой и второй скрипки), альта и виолончели. Аналогично оркестру, чаще всего ведущую роль играет первая скрипка, но в целом солирующие моменты могут быть у каждого инструмента.

Игра на скрипке является одной из основных номинаций в конкурсной программе молодёжных Дельфийских игр России.

Знаменитые скрипачи

Скрипка — инструмент, который хорошо знаком даже тем, кто далек от классической музыки. Вернее, в наши дни скрипка нашла своих ценителей в самых разнообразных современных музыкальных жанрах: от рока до кантри. За всю историю ее существования было немало виртуозов, которые прославились своей игрой на этом инструменте. Самый известный из них, конечно же Никколо Паганини. О нем ходили слухи, что его руки во власти Сатаны. Детство Паганини было отдано во власть скрипки. Отец, уверовавший, что его сына ждет великое будущее на музыкальном поприще, применял жестокие методы воспитания, которые чуть не довели ребенка до смерти. Повзрослев, музыкант действительно научился так виртуозно владеть инструментом, что слушатели на его концертах испытывали священный трепет: хохотали, рыдали и даже теряли сознание.

Никколо Паганини

Одним из лучших скрипачей 21-го века считается Джошуа Белл из Америки. Он известен еще и тем, что однажды ради эксперимента вышел играть в вестибюле метро под видом уличного музыканта. 45 минут длился этот импровизированный концерт, во время которого звучали мировые шедевры в виртуознейшем исполнении. Однако люди равнодушно проходили мимо, заинтересовалось музыкой, которой рукоплескали лучшие концертные залы мира всего-навсего 7 человек.

Джошуа Белл

Вариант №2

Скрипка – это смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, натянутыми на гриф. Корпус музыкального инструмента изготавливается из дерева, верхняя часть из ели, для нижней используется клен. Гриф постоянно соприкасается со струнами и быстро изнашивается, в связи с этим его делают из палисандрового дерева, которое отличается особой прочностью. Дерево для изготовления скрипки тщательно выбирается, ведь от этого будет зависеть ее звучание. Смычок для скрипки – это трость, на которую натягиваются 150-200 конских волосков.

Сегодня скрипку считают королевой академической музыки, но так было не всегда. Скрипку изобрели в народе. На ней играли бродячие музыканты и по форме она напоминала грушу. Похожей на современную она стала только в 16 веке благодаря Гаспаро да Сало. Именно его инструмент стал образцом классической скрипки. В то же время Андреа Амати основал школу скрипичных мастеров, которые довели форму скрипки до исключительной изысканности.

Считается, что самые лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Технологии изготовления скрипок держались в строгом секрете и передавались по наследству. Одним из самых известных мастеров являлся Антонио Страдивари. Его скрипки и по сей день считаются непревзойденными и очень высоко ценятся. На них играют только самые лучшие музыканты мира.

Одним из самых выдающихся классических скрипачей считается Николо Паганини. Он был гениальнейшим виртуозом и именно по этому его личность считали демонической. Люди не могли поверить, что человек способен настолько искусно играть на музыкальном инструменте.

Скрипка очень изысканный и утонченный инструмент с красивейшим звучанием. Именно по этому для нее пишутся произведения самых различных жанров современной музыки. Своим звучанием она всегда будет покорять сердца людей с разными музыкальными предпочтениями и возбуждать их воображение.

2, 3, 4, 5, 6 класс кратко. Музыкальный инструмент

Как устроено изделие?

  • В процессе игры верхняя дека резонирует с другими частями музыкального инструмента, так создается звук. А чтобы звук был ярким и выразительным, деку делают максимально тонкой. Если скрипка дорогая, изготовлена именитым мастером, толщина верхней деки равна всего 2 мм.
  • Нижняя дека, напротив, прочная и толстая (в сравнении с верхней). Порода, из которой ее делают, должна подходить обечайкам, которые соединяют две деки.
  • Обечайками называют боковые элементы инструмента, размещенные между двумя описанными деками. Они делаются из того же дерева, что и нижняя дека. Вся система фиксирована не только на клей, но и на небольшие колодки, что делает инструмент конструкционно более прочным. Колодки называют клотцами, они устроились в самом корпусе.
  • Внутри скрипки также есть басовая балка, она ответственна за передачу вибраций корпусу, благодаря ей верхняя дека приобретает большую жесткость.
  • Также на корпусе инструмента можно увидеть два выреза F-образной формы, их так и называют, эфами. Недалеко от правового выреза находится душка. Это не просто деталь, это одна из важнейших частей скрипки. Деревянная балочка, ставшая распоркой между двумя деками, к тому же передает вибрацию. Габариты и материал этого элемента влияют на голос скрипки. Лишь мастер-эксперт знает, где и как расположить душку так, чтобы звучание было идеальным.
  • Струнодержатель (подгрифок) раньше был деревянным, сейчас все больше – пластиковый. Его задача в общем устройстве – закреплять струны на нужной высоте. Иногда на нем есть машинки, которые облегчают инструментальную настройку. Раньше скрипку настраивали только колками, которые далеки от идеальной точности настроек.
  • На передней части корпуса разместилась шейка инструмента, под ней и находится рука играющего. На шейке закреплен гриф (так называют округлую деревянную либо пластиковую поверхность, к которой прижаты струны). Форма грифа продумана так, чтобы струны не пересекались в игровом процессе. Помощницей здесь оказывается подставка, что поднимает струнный комплект над грифом.
  • На верхнем порожке есть струнные бороздки. Порожек устроился в конце грифа, он служит разделителем струн перед их попаданием в колковую коробку. В этой коробке имеются колки – ответственные за настройку.
  • Важнейшая часть «королевы оркестра» – струны. Сегодня их могут изготавливать из синтетики, но древняя скрипка своим невероятным звучанием была обязана овечьим кишкам. Звучит не так лирично, как игра самой скрипки, но это факт. Кишки хорошенько сушили, обрабатывали, плотно скручивали для образования струны. Современные струны из синтетики, к слову, по извлекаемому звуку родственны с жильными прародителями. Делают и стальные струны, создают их и из драгметаллов.
  • Струн всего четыре, и они всегда настроены на Ми, Ля, Ре и Соль. У каждой струны есть свой тембр, что дает инструменту возможность так здорово передавать эмоциональную палитру.
  • Смычок – этот прибор состоит из трости и натянутого на нее волоса. И он также влияет на звук.

Я. Штайнер

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии — Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками — латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.

Инструменты Линзи Стоппард

8-ое место занимают 2 дизайнерские скрипки – черная и белая, – выполненные из золота, инкрустированные россыпью драгоценных камней и тысячами кристаллов Сваровски.

Бэн Ли, участник скрипичного рок-дуэта «FUSE», заказал у знаменитого в ювелирных кругах Тео Феннелли золотые скрипки для себя и своей напарницы Линзи Стоппард. Работа над этим заказом длилась довольно долго ‒ аж 9 месяцев.

Особенность скрипок в том, что каждая деталь для них разрабатывалась индивидуально и, будучи золотыми, они должны были не уступать по звучанию инструментам, изготовленным традиционно.

Всегда существовали истинные ценители искусства, которые готовы заплатить немалые, а очень часто просто огромные деньги не только для своего удовольствия. Меценаты и филантропы предоставляют возможность насладится звучанием шедевров, созданных столетия назад, широкой общественности.

Рассмотрим скрипку и смычок для неё.

С конструкцией скрипки всё более-менее понятно – деревянный полый корпус, гриф, колки, струны. Со смычком тоже – деревянная трость, вдоль которой натянут пучок конских волос. 

Самый интересный вопрос – это процесс звукообразования. Смычком водят по струнам в оба направления, другой рукой зажимая их. Появляется звук, по сути – скрип. Колебания от струн передаются в корпус, который начинает резонировать и, за счёт этого, мы можем слышать звук скрипки.

Рассмотрим подробнее.

Конский волос, который образует полотно смычка, довольно грубый по своей фактуре и имеет зазубрины, которые можно увидеть под микроскопом. Плюс – предварительно его натирают канифолью, для улучшения сцепления со струной. Сами струны производят различными способами и из различных материалов. Самым распространённым материалом для скрипичных струн является метал, нейлоновые полимеры и жилы животных. 

Да, жилы животных. С таких струн всё началось и их производят до сих пор, добавляя в волокна различные капроновые нити, подвергая всевозможной обработке для улучшения прочности и нанося дополнительную обмотку из различных материалов.

Так вот.

Смычок, при движении в одну из сторон, слегка подкручивает струну, за счёт сцепления и своей фактуры, но, в момент предельного сопротивления, струна срывается и проскальзывает, при трении создавая колебания, и, соответственно, звук.

Это всё происходит очень быстро и звук воспринимается однородным. Чем короче струна, тем больше колебаний она совершает, соответственно, звук становится выше. Таким образом, скрипач, зажимая струну на грифе в разных местах, регулирует звуковысотность инструмента.

Смычковые инструменты являются безладовыми. Это означает, что высоту звука скрипач регулирует, ориентируясь сперва на свой слух, а в дальнейшем на опыт.

Смычковые часто сравнивают с голосом человека, в контексте звукоизвлечения и уникальности тембра.

И это не удивительно, так как механизм действия очень схож, с той разницей, что голосовые связки раскачивает воздух из лёгких, а скрипичную струну смычок, при этом, та самая безладовость инструмента привносит некой спонтанности в исполнение, так как малейшее движение пальцев скрипача, которые зажимают струну, влияют на её длину, а значит и на высоту звука.

Люди же не машины, и именно это, с технической точки зрения, несовершенство, добавляет обаяния в музыку, ведь так или иначе, беря в руки инструмент и начиная на нём играть, человек отражается в звуке полностью, как в зеркале…

Тем более, если это звук скрипки.

Что это такое?

Канифоль для скрипки – это очень важный аксессуар, без которого она не будет звучать. Обычно она представлена в виде кусочка смолы и применяется для натирания волоса смычка. Канифоль может быть разных видов и от разных производителей, поэтому следует быть аккуратными при её выборе.

Как известно, канифоль производят из смолы хвойных деревьев. Это может быть ель, лиственница или сосна. Встречаются даже такие разновидности, которые сочетают несколько видов смол. Обычно смолу собирают только осенью. Для начала её нагревают в тигле, в результате получается терпентин. Далее необходимо полностью очистить от примесей и ещё раз нагреть смолу, при этом уже добавляют разнообразные компоненты, ведь каждый производитель применяет свой рецепт изготовления канифоли. Затем ей придают нужную форму – это прямоугольник или круг, но дорогостоящие сорта могут иметь даже форму скрипки.

Качественная канифоль производится по хорошему и проверенному рецепту. Но каждый производитель использует свой рецепт, некоторые ингредиенты держатся в тайне. Обычно одна компания производит несколько разновидностей, ведь каждая из них позволяет создавать разное звучание. Скрипичная канифоль может быть мягкой и жёсткой в плане звука.

А также следует учитывать, какая разновидность лучше подходит именно для ваших струн. К примеру, жесткая разновидность подходит для стальных струн, а мягкая – для жильных или синтетических. Выбор канифоли даже зависит от габаритов помещения, где вы планируете играть, а также от микроклимата этой комнаты. Для холодного климата лучше отдать предпочтение мягким видам. Среди самых известных производителей следует отметить такие бренды, как Larsen, Pirastro, Kaplan, W. E. Hill & Sons и другие.

Как выбрать подходящий размер?

Чтобы выбрать комфортный инструмент, важно учитывать разные параметры. Очень важно подобрать скрипку, на которой будет удобно играть

Неподходящий инструмент может сильно сказаться на здоровье музыканта. Игра на такой скрипке может привести к перенапряжению мышц и даже к искривлению позвоночника у подростков. На выбор инструмента влияют такие параметры: возраст, рост, длина пальцев и размер ладони.

«Целая» скрипка – самый распространённый инструмент среди музыкантов, особенно в оркестре. Этот вариант больше подойдёт взрослым и подросткам. Опираясь на средние показатели роста, можно сказать, что данный размер будет намного удобнее людям от 154 см и выше

При этом длина руки должна быть минимум 60 см, иначе лучше обратить внимание на другие размеры.

Инструмент размером 7/8 также подойдёт людям от 11 лет. Так как это промежуточный вариант, рост скрипача может составлять 150-154 см

Длина руки может варьироваться от 55 до 60 см. Эта скрипка отлично подойдёт взрослым с маленькими кистями рук или с короткими пальцами или же детям, которые только начинают играть.

Половинки производят для детей возрастом 7-9 лет. При выборе такого инструмента стоит учитывать, что рост ребенка должен составлять 125-135 см, а длина руки колеблется от 53 до 56 см, иначе возникнут проблемы во время обучения.

Переходный инструмент три четверти способен помочь научиться играть детям 9-11 лет. Ребёнок должен быть не ниже 135 см, но и не выше 145. Этот вариант отлично подходит детям, подросткам и взрослым, длина руки которых составляет 57-60 см.

Четвертинка выпускается для детей дошкольного и школьного возрастов, а именно 5-7 лет. При этом опираться стоит на рост 115-125 см и длину руки от 48 до 52 см.
Миниатюрная восьмушка будет отлично смотреться у детей 4-5 лет. Рост маленького музыканта может быть 105-115 см, а длина руки 44-47 см.

Почти игрушечная шестнадцатая производится для малышей от 3 до 5 лет. Ориентироваться стоит на рост 90-105 см. Длина руки для комфортного обучения на такой скрипки должна составлять 41-44 см. Если она больше или меньше, необходимо обратить внимание на другие размеры инструментов.

Скрипка размером 1/10 рассчитана на детей от 4 до 5 лет. При этом рост юных скрипачей должен быть выше 110 см, а длина руки 45 см.

Размер 1/32 создан для самых маленьких скрипачей возрастом 1-3 года. Ориентироваться можно на рост 55-85 см. Рука должна быть в длину не меньше 37 и не больше 41 см.
Стоит обратить внимание, что размеры от 1/2 до 1/16 могут подойти взрослым людям очень низкого роста и с небольшими пальцами.

Выбрать идеальную скрипку можно, ориентируясь только на длину руки.

  1. Для этого нужно прийти в музыкальный магазин.
  2. Выбрать понравившуюся модель.
  3. Затем вытянуть левую руку в сторону, не напрягая её.
  4. Положить инструмент на левое плечо. Если завиток скрипки оказывается посредине ладони, а пальцы легко его обхватывают, значит, инструмент подходит. Если же испытывается дискомфорт, стоит попробовать другие экземпляры.

Между музыкантом и инструментом возникает некая связь. Если заучивание и записывание ориентировочных параметров не помогает, можно выбрать скрипку, «почувствовав» её. Лучше прийти в специализированный магазин в часы, свободные от большого количества посетителей. Стоит пройтись, осмотреть инструменты, взять в руки каждый из понравившихся. Возможно, этот способ займёт больше времени, зато поможет выбрать идеальную скрипку.

При выборе инструмента также важно помнить про фабричные дефекты. Многие скрипки грубо обрабатываются, из-за чего во время игры легко уколоться

В таком случае нужно аккуратно ошкурить инструмент. Выбирая скрипку, новичкам лучше советоваться с опытными музыкантами. Только знающий человек поможет определить недостатки и избавить новичка от многих проблем на пути к постижению прекрасного.

Стоит отметить, что смычки бывают разных размеров и подбираются в точности к величине скрипки

Важно, чтобы трещины на смычке отсутствовали, иначе о долговечности не может быть и речи. Самые лучшие смычки делают из бразильского дерева – они очень дорогие, зато прослужат не один год

Необходимо помнить, что вес смычка составляет 59-62 грамма для скрипки, 68-74 грамма для альта.

Главный критерий по выбору скрипки – преследуемая цель. Если инструмент нужен, чтобы только на время увлечь ребёнка, можно выбрать бюджетные варианты

В том случае, когда скрипка нужна надолго, стоит обратить внимание на более дорогие инструменты из качественных материалов

Техника игры на скрипке, приёмы

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.

Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.

От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.

На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.

Весьма распространен оркестровый прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.

Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки — пиццикато (pizzicato).

Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной — металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.

На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.

Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления. Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.

Ход занятия.

Дети входят в зал, рассаживаются.

Музыкальный руководитель (М. Р.) Отгадайте загадку.

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье …

Дети Скрипка.

М. Р. Сегодня мы поговорим о скрипке. (Показывает скрипку и смычок) Посмотрите, как красива скрипка. У неё прекрасная «фигура» — корпус с длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками и завитком. (Рассматривает с детьми скрипку) Верхняя сторона корпуса, она называется верхняя дека, изготовлена из ели, а нижняя сторона, нижняя дека – из клёна. На верхней деке есть прорези, они называются эфы, так как сделаны в виде латинской буквы f. Между эфами находится подставка, которая поддерживает струны. Если вы заглянете в прорези эфы, то под правой стороной подставки увидите маленькую палочку, соединяющую обе деки. Это и есть «душа» скрипки, она так и называется – душка. Для чего нужны эти главные части скрипки?На колках держатся четыре струны: струна ми, струна ля, струна ре и струна соль. Называют их так потому, что они настроены на эти звуки. Поворачивая колки, скрипач настраивает струны. Струны натянуты над грифом. Скрипач прижимает их пальцами левой руки – так он изменяет длину струны, получая то более низкие, то более высокие звуки. Теперь вы видите, какая сложная конструкция у скрипки, наделенной чудесным голосом. Скрипка считается довольно молодым музыкальным инструментом, но понадобилось немало времени для создания её современной формы. Смычок, при помощи которого скрипач заставляет струны зазвучать, первоначально был дугообразной формы. Точь-в-точь как лук, только волос не был туго натянут. Однако пользоваться таким смычком было всё-таки не очень удобно. И скрипичным мастерам пришлось немало потрудиться над созданием его современной конструкции. Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. Волос, обычно изготовленный из белых конских волос, натянут между головкой и колодочкой трости. Длина смычка 75 см, а вес примерно 60 г. Смычок должен быть легким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться. Мы не знаем имя первого скрипичного мастера, но я назову вам имена известных школ скрипичных мастеров. Наиболее известные из них сложились в северной Италии – в Бреши (Гаспар да Сало и Джованни Маджини, в Кремоне (Амати, Страдивари, Гварнери, Бергонци). Сейчас мы посмотрим, как делают скрипки мастера.

Просмотр видеоматериала «Изготовление скрипки»

М. Р. Если провести смычком по струнам, то сразу услышишь необыкновенный звук. Послушайте!

Звучит фонограмма «КАПРИС» Н. Паганини

М. Р. Лучше всех на скрипке играл Никколо Паганини. Он жил очень давно. У этого человека был необычайно развит музыкальный слух и были необыкновенно гибкие пальцы. Он не только играл на скрипке, но и сочинял музыку для своего любимого инструмента. Мы её сейчас с вами услышали. В нашей стране тоже были замечательные скрипачи – это Л. Коган, Д. Ойстрах. (Показывает портреты скрипачей). Во всем мире известны ансамбли скрипачей «Вивальди», «Виртуозы Москвы». Сейчас я хочу предложить вам послушать в их исполнении отрывок из скрипичного концерта А. Вивальди «Времена года»

Звучит фонограмма «ЗИМА» А. Вивальди («Времена года»).

М. Р. Сейчас мы послушаем стихотворение Э. Огнецвета «Скрипка»

Ребенок Зеленый кузнечик

Играет на скрипке,

Заслушались бабочки,

Птицы и рыбки.

Пусть первую скрипку

Подарят и мне,

Где звонкая тайна есть

В каждой струне.

Я стану учиться,

А будущим летом

С кузнечиком вместе

Сыграю дуэтом.

Инсценирование песни «МАЛЕНЬКИЙ КУЗНЕЧИК» сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной (Приложение №2)

М. Р. Напоследок я хочу загадать вам ещё одну загадку.

В лесу вырезана,

Гладко выписана,

Поёт, заливается.

Как называется?

Дети Скрипка.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Маленький кузнечик до полудня спал.

С полудня до вечера на скрипочке играл.

Прилетела, села важная пчела.

Музыканта маленького слушать начала.

Золотистым кругом света и тепла

Над зелёным лугом музыка плыла.

Музыка звучала, и, забыв дела,

Головой качала важная пчела.

И кузнечик маленький на скрипочке играл,

Будто всем по горсточке он счастье раздавал.

Не кричал, не плакал, слов не говорил,

По зелёной скрипице травиночкой водил.

Литература

  • Скрипка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • К. Флеш, Искусство скрипичной игры (том 1) — Музыка, М., 1964.
  • К. Флеш, Искусство скрипичной игры (том 2) — Классика-XXI, М., 2007.
  • Л. Ауэр, Violin Playing as I Teach It (1920); в рус. пер. — Моя школа игры на скрипке, Л., 1933;
  • В. Мазель, Скрипач и его руки (правая) — Композитор, СПб., 2006.
  • В. Мазель, Скрипач и его руки (левая) — Композитор, СПб., 2008.
  • А. Цицикян «Армянское смычковое искусство», Ереван, 2004 год.
  • Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва, 1997.

Скрипка

06-11-2018

Скрипка впервые была сделана в Италии в XVI веке вместе с альтом и виолончелью. Первые документально подтвержденные сведения об этом инструменте дошли до нас благодаря рисункам Гуаденцио Феррари 1530-х годов.

Сколько струн у скрипки

Изначально у первых прототипов, таких как ребек было всего 3 струны, сейчас каждый школьник знает сколько струн у скрипки – их 4. В процессе усложнения создаваемых музыкальных произведений и эволюции музыки, конструкция с четырьмя струнами была признана максимально отвечающей потребностям и возможностям музыкантов.

История возникновения

История возникновения струнных инструментов в Европе берет свои корни от византийской лиры IX века нашей эры. Скорее всего струнно-смычковый инструмент скрипка стал продуктом эволюции других струнных инструментов XV – XVI веков, таких как ребек, лира и средневековый альт. Окончательные современные черты инструмент приобрел уже в XVII веке благодаря знаменитым мастерам, таким как:

  1. Антонио Страдивари;
  2. Якоб Штайнер;
  3. Семья Амати.

В процессе эволюции музыкальных изделий появилось 2 подвида струнно-смычковых инструментов: одни были для ног (стояли на полу, например, виолончель), другие, такие как скрипа и альт. были предназначены для того, чтобы держать их в руках.

Эволюция формы в XVI – XIX веках

В период с XVI по XIX век музыкальный инструмент скрипка притерпел несколько важных изменений во внешнем виде.

  • В XIX веке был удлинен гриф, чтобы можно было извлекать более высокие ноты.
  • С повышением популярности исполнения музыкальных произведений большими оркестрами, чтобы усилить звук скрипки, был слегка увеличен наклон грифа.
  • Так как тон инструмента увеличился, в XIX веке были модифицированы и доработаны практически все старые модели, чтобы соответствовать современному звучанию.
  • Был добавлен мостик на деке для удобной фиксации во время игры.

В конце XIX, начале XX веков основным местом производства была Западная Европа, в частности территории современной Франции, Германии и Чехии. Сейчас множество недорогих вариантов производится в Китае.

Примерно в то же время, когда появилась электрогитара, появилась и электроскрипка, созданная по тому же принципу. Это позволило упростить процесс записи музыки и применять скрипичные инструменты в большем количестве музыкальных жанров.

Игра на скрипке

Многие люди считают, что игра на скрипке – это сложно. Да, несомненно, обучение будет тяжелым, особенно базовое. Оно займет достаточное количество времени и потребует усердной ежедневной практики.

Но на каком-то этапе обучаться скрипке или другому струнному инструменту станет одинаково легко (или сложно) в зависимости от настроя.

Обычно это происходит на уровне общего количества практических занятий превышающего 2000 – 3000 часов.

Виртуозные музыканты отыгрывают не менее 10000 часов практики прежде чем считаться мастерами своего дела. Это правило справедливо ко всем. Невозможно играть только благодаря таланту. Талант может помочь, но практика сделает из вас хорошего скрипача.

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные произведения Моцарта или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Современные струны

Сегодня овечьи кишки — в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные «коллеги».

Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.

Особенности

За свою жизнь Страдивари сделал более тысячи музыкальных инструментов. Мастер занимался созданием виолончелей, альтов, гитар, но славу ему принесли именно его фирменные скрипки. От музыкальных инструментов, сделанных другими мастерами, они отличаются многими значимыми деталями.

  • Форма. Скрипки Страдивари имеют больший размер, чем классические инструменты. Кроме того, они более вытянуты в длину.
  • Маркировка. На всех скрипках есть штамп внутри. Свои творения итальянец помечал одинаковым образом. Он использовал клеймо, состоящее из его инициалов и мальтийского креста, заключенных в двойной круг. Наличие этого штампа – один из признаков того, что скрипка является оригиналом, а не подделкой.
  • Количество струн. Антонио Страдивари был учеником Никколо Амати, внука известного итальянского мастера, который первым начал создавать четырехструнные скрипки. При жизни он только усовершенствовал технику Амати, но не стал ее менять.

В течение долгих лет ученые из разных стран мира пытаются понять, в чем же секрет звучания музыкальных инструментов Страдивари. За это время появилось несколько основных теорий. Наиболее распространена версия о том, что на звучание скрипок очень сильно влияет обработка лаком. Существует легенда, что итальянец добавлял в него пыль с пола своей мастерской и крылышки насекомых. Другое предание рассказывает о том, что он использовал смолы деревьев, которые росли в тирольских лесах. Сейчас повторить оригинальный «рецепт» невозможно, поскольку они были полностью вырублены. Есть также версия, рассказывающая о том, что скрипки отличаются таким необыкновенным звучанием потому, что для их создания Страдивари использовал не обычную древесину, а обломки Ноева ковчега.

Более серьезно звучат слова ученых из одного тайваньского университета, которые проводили химический анализ образцов материала, из которого сделаны две скрипки Страдивари. Они пришли к выводу, что музыкальные инструменты изготавливались из древесины, которая долгое время вымачивалась в качественном минеральном консерванте. Эта технология не пользовалась популярностью у других мастеров, живших в одно время со Страдивари. При изготовлении современных музыкальных инструментов ее также не применяют. Поэтому вполне вероятно, что это действительно один из факторов, влияющих на звучание скрипки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий