5 секретов памяти: как запоминать легко и надолго

Как лучше усваивать информацию. Топ-15 советов

  1. Выбирайте для занятий утреннее время. Не учите на голодный желудок. Делайте перерывы, во время которых проветривайте помещение.
  2. Ни на кого и ни на что не отвлекайтесь.
  3. Продумайте оптимальный набор учебников, учебных пособий и обучающих онлайн ресурсов. Ограничьте их набор для простоты использования.
  4. Не пытайтесь сразу освоить большой объем информации, учите частями, повторяйте прочитанное или прослушанное несколько раз.
  5. Распечатайте информацию, которую хотите запомнить, на бумаге разных цветов. Процесс запоминания отдельных блоков будет ассоциироваться именно с ними.
  6. Представьте, что вы педагог, который объясняет тему урока или ученый, сделавший научное открытие. Никто кроме вас не знаком с этой темой так хорошо. С таким настроем приступайте к ее изучению.
  7. Если то, вы учите, вам понадобится не только в ближайшем будущем, но и в перспективе, поставьте перед собой такую установку. Отнеситесь к изучаемому предмету как к долгосрочному вложению в свои знания.
  8. Составьте расписание занятий, продумайте оптимальные интервалы повторения материала в течение дня, недели, месяца и т.д. Внесите это расписание в мобильный телефон, чтобы не забыть.
  9. Прежде, чем учить, постарайтесь понять, то, что вы учите. Не понимаете — проконсультируйтесь со специалистом.
  10. Если в процессе усвоения информации, вам встречаются пробелы в знаниях, не поленитесь, ликвидируйте их, иначе знания будут поверхностными.
  11. При необходимости записывайте тезисы — написанное легче запоминается.
  12. Стараясь запомнить большой объем информации, меняйте обстановку. Ассоциации с разным местоположением облегчат запоминаемость.
  13. Подключите к процессу обучения жесты, телодвижения, мимику, голос. Это прогонит скуку и однообразие из рутинного процесса.
  14. Придумайте себе выгоду, которую вы получите, освоив информацию.
  15. Никому (даже самому себе) не жалуйтесь на плохую память.

Существует множество научных методик и житейских советов по освоению больших и малых объемов информации различного уровня сложности. Выбрать есть из чего, но главное, о чем должен помнить каждый из нас, — необходимо сделать этот процесс регулярным и непрерывным. Не будем забывать о выводах ученых — наша память имеет колоссальные резервы, не использовать которые было бы глупо и непростительно.

Что нужно знать об устройстве памяти

Память – сложная психическая функция, с помощью которой мы усваиваем новые знания и приобретаем практический опыт. Наш мир никогда бы не стал таким, каким мы его видим, без невероятных возможностей нашей памяти.

Ученые подсчитали, что объем человеческой памяти равен порядка тысячи терабайт. При этом на обработку всей информации мозгу требуется всего 20 Ватт энергии. Это делает его самым энергоэффективным местом для хранения информации.

Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов, в которых участвуют разные зоны мозга:

  1. Запоминание новой информации и интеграция ее в общую систему ассоциативных связей.
  2. Хранение в долговременной памяти.
  3. Воспроизведение материала в неизменном виде по мере необходимости.
  4. Забывание ненужной и неактуальной, по мнению мозга, информации.

Подробно все эти процессы мы рассмотрим в статье “Как развивать память”, а сейчас сосредоточимся на запоминании.

Запоминание – первое звено этой длинной цепочки. Любые ошибки и помехи на этом этапе сводят на нет всю последующую работу мозга. Как выглядит этот процесс изнутри?

Любая информация, воспринимаемая мозгом, вызывает отклик в нервной системе. Нейроны (специфические клетки мозга) возбуждаются и начинают обмениваться электронными импульсами. Проходя по нервным волокнам, эти импульсы оставляют следы и формируют нейронные пути. Большинство из них впоследствии разрушаются, остаются лишь те, что успели закрепиться.

Закрепление происходит в двух случаях: если стимул был очень сильный и если сигналы проходили по этому пути много раз подряд. В первом случае активизируется так называемое стрессовое запоминание, а во втором – запоминание посредством многократных повторов.

Наша задача – сделать так, чтобы нейронные пути закреплялись как можно быстрее и с наименьшими энергозатратами. Для этого необходимо знать некоторые особенности работы памяти и использовать их себе во благо.

Структура и виды памяти

Несмотря на то, что это не физиологическая величина, а, условно говоря, виртуальная, она имеет свое строение и состоит из нескольких уровней. Перемещаясь по ним, человек сохраняет полученные из внешних источников сведения. Впрочем, и это звучит некорректно. Не только внешние, но и внутренние — душевные и эмоциональные — впечатления, могут сохранить в нашей памяти зарисовки о прошлом. Недаром существует понятие «память сердца».

Первый этап запоминания — получение информации. И называется он сенсорной памятью. Вы только прикасаетесь к новости, ловите ее органами чувств, пробуете на «вкус», анализируете свою потребность в ней. Это кратковременный процесс, который не занимает и четвертой доли секунды. Если полученным ощущениям дается «добро», они перемещаются на следующий уровень и становятся объектами для запоминания. Информационный мусор дальше начального этапа память может не пропустить.

Далее на пути уровень кратковременной памяти. Здесь информация поступает в обработку и проходит контроль на усвояемость, срок (длительность) хранения и возможность использовать ее в полном, усеченном или дозированном объеме. Это зависит от развитости памяти, врожденных способностей к запоминанию и приобретенных навыков.

Над кратковременной памятью всегда нависает угроза в виде следующей, более важной и нужной информации. В наше время, когда поток информационных сообщений напоминает мощную горную реку, несущуюся с огромной скоростью, следует научиться быстро и надолго усваивать все, что мы слышим, видим и ощущаем

Чтобы не пропустить важное.

Третий уровень процесса запоминания — долговременная память. Сюда попадают жемчужины нашего жизненного опыта и впечатлений. Когда кто-то или что-то поднимается на эту ступеньку, значит, событие действительно имеет истинную ценность. На верхней «полке» может храниться какой угодно объем информации.

Долговременный вид памяти — самый сложносочиненный. Он имеет три подвида. Эксплицитная эпизодическая память бережет воспоминания об отдельных событиях и впечатлениях, касающихся непосредственно человека. Семантическая сохраняет сведения о мире вокруг.

Есть еще память имплицитная. Она позволяет не забыть определенные навыки и действия, которые мы осваиваем на протяжении жизни. Почему человек, научившись ходить, никогда не забывает, как это делается? У него срабатывает имплицитная долговременная память.

Вопреки желанию, мы можем забыть то, что на определенном этапе казалось нам важным. Например, спустя годы, не вспомнить о том, какой была первая любовь. Останется знание, но память не сохранит ни образ, ни имя этого человека, ни подробности взаимоотношений. Правильно ли мозг обработал информацию на втором этапе, и попала ли она на третий уровень, может показать только время.

Однако, в случае с прикладной информацией, той, которая необходима нам для образования, работы или саморазвития, ситуация обстоит иначе. Мы можем регулировать этот процесс и самостоятельно влиять на эффективность и скорость запоминания полученной информации.

Общие правила

Какие бы методы запоминания ни выбрал человек, есть универсальные условия, которые позволят повысить эффективность процесса. Например:

Запоминать нужно осмысленно. Дело усложняется, если речь идет об информации, которая нам не интересна или не важна. В таком случае нужно определиться, зачем именно нам необходимо ее выучить, какие преимущества мы получим в будущем, и все-таки сосредоточиться на сути материала.
Многих интересует и вопрос о том, в какое время лучше всего учить материал. Здесь все индивидуально, нужно учитывать свой биоритмы и график дня

Кому-то больше всего подходит бодрое утро, кому-то – время перед обедом, а кто-то максимально продуктивен вечером или даже ночью.

Важно создать подходящие условия. Они тоже индивидуальны: кто-то требует абсолютной тишины, кому-то понравится спокойная музыка

Что точно не способствует запоминанию – бесконечные вибрации телефона от приходящих сообщений и звонки не по делу. Поэтому если есть возможность, отвлекающие факторы можно на время отключить.

Чтобы хорошо запомнить текст, человеку важно быть достаточно отдохнувшим, не испытывать острого чувства голода и жажды.
Хорошее самочувствие – тоже важное условие для запоминания.

Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

Выберите место «строительства» замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может «строить» в своем воображении настоящие дворцы.

Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть «опорными пунктами»

Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях

Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш «дворец памяти», вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Использование памяти

Как быстрее запоминать информацию? Невозможно найти ответ на этот вопрос, не разобравшись со своими способностями, данными природой. Всё дело в том, что практически у всех нас развито несколько видов памяти. Но один из них – сильнее всего. Итак, вот все её виды:

  • визуальная (зрительная);
  • аудиальная (слуховая);
  • тактильная (кинестетическая);
  • вкусовая и обонятельная.

Последний вид памяти считается наименее практичным, потому что вкус и запах реже всего выступают в роли ведущих анализаторов. Однако все перечисленные виды соединяются в один вид памяти – образный. Изображение, звук, ощущение, запах и вкус — всё это способствует созданию в нашем воображении определённой картины.

Также есть словесно-логическая память, двигательная (моторная), эмоциональная, произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная и оперативная. Но запоминанию способствует, естественно, первая из этого списка.

Комбинирование фрагментов

Умение комбинировать информацию таким образом, который раньше не приходил никому в голову, это основа творчества.

Так не бывает, чтобы человек, обладающий новаторским и оригинальным мышлением, был малообразован и глуп. Нет, на самом деле, бывает, но это означает только, что знания человека лежат в какой-то оригинальной области, в животноводстве, например, или во взломе сейфов, чего только не бывает. Иногда еще встречается детская незамутненность, но она крайне редко сохраняется у людей старше 9 лет.

Умение находить связи между информацией из разных областей знания – это и есть ум или творческие способности. Живопись и животноводство, бизнес и философия, физика и охота.

Чем больше библиотека знаний в вашей голове, причем знаний осознанных, структурированных и отработанных на практике, тем выше ваши творческие способности.

Люди, чьи библиотека знаний и опыт очень велики, обычно отказываются от продуманных и структурированных ходов. Чтобы правильно нарисовать человека, ученику нужны долгие построения, обращения к учебникам по анатомии и академическому рисунку. Мастер может это сделать на глаз за пару минут.

Построение фигуры человека

Проявление интуиции, способности мгновенно решить задачу на подсознательном уровне, это один из бонусов образования.

Но тут нужно понимать, что интуитивные решения не всегда правильны. И то, что вы интуитивно можете прийти к верному решению в одной области знания, совершенно не означает, что ваша интуиция будет так же хороша в другой области.

Интуитивные решения всегда нужно тщательно проверить, прежде чем претворять в жизнь. Бывает и ложная интуиция, основанная на фокусах нашего подсознания и ложном понимании связей между фрагментами информации.

Как тренировать память, чтобы быстро запоминать информацию

Чтобы человек мог быстро запоминать большие объемы различной информации, ему нужно заниматься тренировкой своей памяти. Этому способствует чтение, изучение языков, заучивание текстов песен, стихотворений или прозы наизусть. Различные исследования показывают, что хорошее состояние памяти зависит от таких факторов, как возраст, диета, стресс, генетика, интеллектуальная активность, качество сна и т. д. Несмотря на это доказано, что с помощью некоторых чрезвычайно простых упражнений вы можете внести свой вклад в поддержание более здоровой памяти.

  1. Систематическое обучение. Одна из наиболее эффективных тренировок для ума — побуждать его новому и непрерывному обучению. Изучение нового языка, обучение игре на музыкальном инструменте или изучение чего-либо еще, чем вы увлечены или что вас интересует, заставит мозг покинуть свою зону комфорта и задействовать другие области мозга.
  2. Регулярное запоминание простой информации. Еще одна отличная альтернатива для укрепления здоровья вашей памяти — заставлять вас каждый день запоминать номер телефона, адрес или список покупок в супермаркете. Другой эффективный вариант — установить день недели, в который вы должны помнить, что вы ели или что вы делали в какой-то день предыдущей недели.
  3. Запоминание информации через простые рифмы. Доказано, что создание простых рифм стимулирует и ускоряет правильное функционирование памяти.
  4. Запоминание через акроним или акростих. Если рифмы не подходят для вас, вы можете попытаться запомнить что-либо с помощью акронимов или акростихов. Подбор подходящей аббревиатуры отлично тренирует память.
  5. Соблюдайте диету, богатую омега-3. Диета является определяющим фактором для хорошего здоровья памяти. Если вы хотите, чтобы мозг работал как часы, то питание должно включать продукты, богатые омега-3 жирными кислотами. Они содержатся в такие продуктах, как жирная морская рыба, оливковое масло, орехи, шпинат и многие другие.
  6. Тренировка памяти за счет интеллектуальных игр. Поддержание хорошего здоровья вашей памяти также может стать увлекательным занятием, поскольку существует множество игр, которые могут стать хорошими тренерами. Кроссворды, судоку или головоломки — вот некоторые из игр, способных решить эту задачу.
  7. Путешествуйте и знакомьтесь с новыми местами. Люди, которые любят путешествовать и узнавать про новые географические места, будут рады узнать, что это чрезвычайно стимулирующее занятие для памяти. Любая новая среда заставляет мозг быть более внимательным, чем обычно, и задействовать многие его области, чтобы иметь возможность фиксировать все, что происходит вокруг него.

Как запомнить большой объем информации за короткое время

Рассказывая о техниках запоминания невозможно не рассказать о такой замечательной технике для быстрого запоминания как мнемоника или мнемотехника.

Как запомнить большой объем информации за короткое время

Большинству из нас ещё с детства знакома такая считалочка, которая позволяет очень быстро запомнить названия цветов радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Или, к примеру, раньше было актуально запоминать куда мы переводим часы осенью и весной. Многие путали, а меня всегда выручала такая формула «Весной-Вперёд, Осенью — Обратно». Эти простые примеры запоминания наглядно показывают как легко и быстро можно запоминать нужную информацию.

Как запоминать слова, не связанные между собой по смыслу

То есть мнемоника — это искусство сознательного запоминания или припоминания информации. Её основой является создание связей между запоминаемым материалом и теми идеями, которые не забываются никогда. То есть между словом и идеей создаётся образ, который легко вспомнить. К примеру, вам требуется запомнить 10 не связанных между собой слов: мёд, лес, свеча, дом, сон, кот, игла, кран, план, шум. Запомнить эти слова можно легко, если зрительно представить себе, например, такие картинки: вы с баночкой мёда идёте по лесу и видите пламя свечи в доме, заходите в дом и видите спящего крепким сном человека, рядом с ним кота, на столе лежит игольница с иглой, затем подходите к окну, из окна видите кран, который строит новый дом по плану и создаёт шум.

Как можно запомнить иностранные слова

Запоминать иностранные слова рекомендуется по созвучию с русскими словами. Хотя этот способ лично для меня немного трудноват, но некоторым людям подходит отлично. К примеру, thank you very much – сенька, бери мяч. Или между словом по созвучию можно определить связь со словом, например, Mal (зло) — моль приносит вред, а значит творит зло. Практически все супер курсы по ускоренному изучению языков, продающиеся и предлагаемые в интернете на данный момент основываются именно на такой технике запоминания.

А если цифры?

Есть ещё один оригинальный способ запоминания цифр. Предлагается запоминать цифры в связи с какими-то скабрезными шутками и пошлыми фразами. Например, надо запомнить цифру 224237, запоминаем её через считалочку: мой сосед обычно идёт на улицу в 22 часа, чтобы охмурить 42 девицы и 37 из них точно согласятся на его предложение. Выражения можно употреблять и покрепче, в рамках этой статьи я в силу этических соображений, их здесь не привожу. Цифры можно запоминать, и присваивая каждой цифре какую-либо ключевую букву. Затем к ключевой букве подбираем слова и легко воспроизводим цифры.

Текстовая информация

Если вы заучиваете какой-либо текст, предлагается его прочитать и выделить логически связанные между собой слова. К примеру, надо запомнить текст: « Когда-то, очень-очень давно, с незапамятных времён, жил Высоко в непроходимых горах мирный пастушеский народ, отделённый от остального мира высокими скалами, глубокими пропастями и дремучими лесами. История не помнит и не знает, сколько веков назад забрались на горы и проникли в эту страну закованные в железо чужие, сильные и высокие люди, пришедшие с юга».

Находим логические звенья: с незапамятных времён — пастушеский народ – густыми лесами. Веков назад – забрались – чужие – с юга. То есть, задавая вопросы, можно составить текст: Когда? – Кто жил? – Как давно? – Кто пришёл? — Откуда пришёл?

Стихотворения предлагается запоминать тем же способом. Разница лишь в том, что рифмы легче заучивать.

Итак, как вы видите, уважаемые, читатели, существует множество способов как запомнить большой объем необходимой информации за короткое время. Применяйте и используйте для себя любой из них, тот, который подходит именно вам.

Как мы запоминаем информацию

Для начала, хочется сказать огромное спасибо нашей природе за то, что мы с вами не запоминаем все увиденное и услышанное. Подумайте сами: каждая новость, каждый случайно услышанный разговор и мем ВКонтакте крепко закрепляются в вашей памяти… В такой куче информации было бы очень сложно разобраться и вовремя вспомнить то, что вам нужно в данный момент. Например, день рождения вашей второй половники мог бы спокойно затеряться среди текстов песен Агутина и когда-либо услышанных шуток про гаишников. Тем более, что многие вещи мы предпочитаем забыть намеренно, согласны?

Как происходит процесс запоминания? Ваш мозг постоянно получает огромное количество информации. Это не только то, что вы видите или слышите. Это непрекращающийся поток всех ваших мыслей и сигналов от всех органов чувств. Иными словами, мозг получает намного больше данных, чем способен обработать и запомнить. В итоге, он запоминает только то, что считает полезным для вашей жизни и безопасности. Поэтому, чтобы запомнить что-либо конкретное, надо убедить мозг в том, что вам это необходимо. Но об этом чуть позже.

Мозг состоит из огромного числа нейронов. При запоминании информации, между нейронами образуются новые связи. Чем чаще вы используете определенную информацию, тем крепче становятся соответствующие ей нейронные связи. Например, если вы посмотрите один и тот же фильм раз 10, то сможете без труда предугадывать реплики главных героев. На этом же принципе строится обучение чему-то новому: вы повторяете действие раз за разом, соответствующие нейронные связи укрепляются, и со временем повторить это действие вам становится легче.

Два типа памяти человека

Пару слов памяти. Человеческий мозг можно сравнить с компьютером, обрабатывающим информацию. Как и в вашем ПК, у вас есть два типа памяти:

  1. Оперативная (кратковременная) память — хорошо и точно запоминает необходимую информацию на короткий промежуток времени (обычно — 20-30 секунд), но затем эти воспоминания быстро теряются среди новых. Например, вы посмотрели на часы, но уже через мгновение даже под дулом пистолета не смогли бы вспомнить положение стрелок.
  2. Постоянная (долговременная) память — то самое «место», куда сохраняются ваши воспоминания на более длительный период. Воспоминания, к которым вы долго не возвращаетесь, мозг приравнивает к лишним и стирает. Также все воспоминания подвергаются изменениям из-за того, что нейронные связи мозга постоянно меняются и обновляются, принимая новую информацию. В итоге, вы можете помнить то, чего на самом деле не было (ложная память).

Теперь давайте перейдем к тому, как быстро запомнить информацию.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Что нужно запомнить:

  1. Изучая материал, представляйте, что будете объяснять его другим.
  2. Не старайтесь запомнить информацию как можно быстрее, разбейте её усвоение на несколько коротких отрезков с обязательным повторением пройденного.
  3. Записывайте конспекты лекции от руки.
  4. Устраивайте себе проверки знаний.
  5. Меняйте методики обучения и способы получения знаний.

При подготовке материала использованы исследования Вашингтонского университета, книга «Как мы учимся» (How We Learn) Бенедикта Кэри, статья учёных Принстонского и Калифорнийского университетов, результаты исследования 2018 года и эксперимента, проведённого в 2016 году в Университете Джона Хопкинса.

Принципы запоминания

Память является сложным психическим процессом и включает в себя четыре ступени:

  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Специалистами в области психологии и медицины замечено, что у памяти есть одна особенность: если ее не использовать по назначению и не развивать, она со временем теряет свои свойства. Это провоцирует начало других деструктивных процессов, которые могут отразиться на когнитивной и психической функциях сознания.

С проблемой запоминания большого объема информации в разных ситуациях сталкиваются все люди, но ее усиление неизбежно приходит с возрастом. При правильном развитии человеческого сознания память прогрессирует до 25 лет, в среднем возрасте держится на одном уровне, а в пожилом – постепенно ухудшается.

Чтобы максимально избежать негативных последствий процесса ухудшения памяти, ее необходимо тренировать по подобию тренировок мышц. Суть тренировок проста – надо больше и чаще вовлекать память в работу. Для этого придумано большое количество разных способов и мнемотехник. Прежде чем приступать к их освоению, следует узнать, какой бывает память, а также в чем заключен принцип запоминания. Память бывает произвольная и непроизвольная.

  1. Произвольное запоминание происходит при участии воли человека тогда, когда нужно усвоить информацию, а для этого требуется приложить усилие. Произвольная память, в свою очередь, делится на механическую (зазубривание наизусть) и логическую (осмысленную).
  2. Непроизвольная память работает без участия воли человека. Информация записывается в сознание самостоятельно. Обычно это происходит под действием сильного впечатления и большой заинтересованности. Интересная, нужная и важная информация запоминается человеком сама собой, причём без каких либо особых усилий.

Чтобы информация сохранилась в памяти надолго или даже навсегда, ее необходимо подвергнуть анализу, сравнению, рассмотрению с разных точек зрения, критическому восприятию и обработке. Это значит, что быстрое и произвольное запоминание возможно только при подключении мышления и логики.

Кроме того, память можно разделить на 3 вида в зависимости от преобладающего типа восприятия информации.

  • Зрительная (визуальная). Информация запоминается преимущественно через зрение, наблюдение, рассматривание.
  • Слуховая (аудиальная). Информация наилучшим образом усваивается на слух (через прослушивание).
  • Тактильная (кинестетическая). Человек, в котором преобладает такой вид памяти, лучше всего запоминает информацию через прикосновения.
  • Обонятельная и вкусовая. Встречаются гораздо реже в виде преобладающих в человеке типов памяти. Запоминание через запахи и вкусы выступает чаще на второстепенной роли. В некоторых профессиях главную роль играют именно такие виды памяти, например, повар или парфюмер. Поэтому такие виды восприятия информации тоже хорошо поддаются тренировкам и успешно развиваются.

Для понимания того, какой именно вид восприятия информации преобладает в человеке, проводятся различные тестирования. Это делается для достижения наибольших результатов, когда необходимо запомнить большой объем информации. Например, если студенту известно, что он аудиал, то готовясь к экзамену, он либо читает информацию вслух, либо прослушивает аудиозаписи лекций. В случае, когда он визуал, то прочитанный про себя текст хорошо запомнится ему лишь тогда, когда он сможет представить его в виде конкретных зрительных образов. А вот кинестетику для эффективного запоминания необходимо прописывать тексты, так как именно в процессе написания и происходит запись информации в сознание.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий