Жанры русских народных песен. народные песни: частушки, колыбельные, обрядовые

Этническая дифференциация

У славян

Подробнее см. Народная музыка славян

У славян народная музыка являлась одной из важнейших составляющих духовной культуры. Она звучала во время проведения обрядов, трудовой деятельности, на праздниках и во время досуга. Считалось, что она имела магическое воздействие на людей, природу и потусторонние силы.

Все тексты хранились устно и передавались из поколения в поколение. Большинство произведений рождались на стыке музыки и поэзии, музыки и танцев, или всех этих видов искусства.

Для вокальных жанров музыкального фольклора основополагающим является ритм произнесения слова в пении. Во всех славянских традициях преобладающими являются стих силлабической структуры и отвечающие ему цезурированные музыкальные формы. Исключение составляет севернорусская традиция, где распространение получили тонический стих и связанные с ним равномерно и неравномерно сегментированные музыкальные формы.

Славяне имеют развитые формы многоголосия, включающие в себя: а) гетерофонию или функциональное одноголосие; б) бурдонную диафонию, где одна (иногда две) голосовая партия представляет собой бурдон, а другая, чаще всего в виде гетерофонного пучка голосов, ведет основной напев; в) функциональное двухголосие, где главная мелодия звучит у «басов», а над ними «парит» верхний голос, нередко в виде сольного подголоска. Изредка встречается и функциональное трехголосие.

Вокальные жанры народной музыки делятся на приуроченные (к определённому времени, сезону, календарному или сонному обряду, событию) и неприуроченные. Календарные песни, обслуживающие обряды годового круга, относятся к наиболее раннему пласту музыкального фольклора.

Народная песня

Народная песня на Белгородчине

Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью,: песни трудовые (сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др.), обрядовые (сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные), игровые, календарные и т. п.

Предположительно в XVI—XVII веках образовалась русская лирическая песня и её высшая форма — протяжная. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного видов голосового пения с подголосочной полифонией — голосовым пением со смещённой тональностью относительно средней тональности ведущего голоса в хоре. В разных регионах России традиция пения с подголоском различается. Народное пение почти всегда многоголосное, за исключением былин, плачей, колыбельных и детских потешек, исполняемых одноголосно. Развитыми в мелодическом отношении являются некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и погребальных плачей (причитаний): для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнителя (обычно женщины)>.

Ладовая система русского народного пения уникальна: ей близка пентатоника китайской или шотландской гаммы, тетрахордовая и полная диатоника. Одноголосное и многоголосное народное пение имеет свою систему модальных тонов, отличающуюся от тональной функциональности, построенной на аккордах.

К русским народным песням нерусского происхождения относятся, например, «Валенки». К русским народным песням, популяризованным русскими классическими музыкантами и советской эстрадой, относятся «Во поле берёза стояла», «Ой ты, степь широкая», «Яблочко», «Порушка-Параня».

Жанры народных песен

Существует много жанровых разделений по типу событий. Например, обрядовые (календарные и семейные).

Календарные подразумевали славянские праздники:

  • зимние — колядки («Уродилась коляда накануне Рождества»), щедровки («Добрый вечер, щедрый вечер»), овсени («Овсей, Овсей шел по дорожке»);
  • святочные — подблюдные;
  • масленичные («Ой, блины, мои блины»);
  • весенние — веснянки, пасхальные («Из-под лесу»);
  • летние — купальские.

Семейные описывали бытовые сцены и праздники:

  • рождение и пестование;
  • свадьба;
  • похороны (плачи и причитания);
  • колыбель.

Также существуют такие жанры народных песен:

  • трудовые — объединяли рабочих и делали тяжкий труд с помощью песни, сливаясь в одну силу, намного проще;
  • шуточные — частушки, припевки, сатира;
  • хороводные и плясовые;

  • эпические(повествование) — былины, исторические, баллады, сказки, небылицы;
  • протяжно-лирические (часто связаны с описанием тяжелой женской доли, с которой приходилось мириться из-за принятых обществом традиций);
  • отходнические (время, когда нужно было покидать дом и уходить на крестьянские работы за пределы деревни) — бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие.

Одни из лучших песен жанра фольклора:

  • «Ой, мороз, мороз».
  • «Ой, то не вечер».
  • «Солдатушки».
  • «Пойду ль я, выйду ль я».
  • «Валенки».
  • «Тонкая рябина».
  • «Эй, ухнем».

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Народная
песня
— музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид
вокальной народной музыки. Народная песня — одна из древнейших форм
музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти
современных видах народной музыки она существует в синкретическом
единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и
изобразительным фольклором. Обособление её — результат длительного
исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство
жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной
жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров —
непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой
деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные
виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные,
молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и
семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки,
купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.).
Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.
Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили
лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом
жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные
мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры.
Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде
всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их
(земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая
социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с
композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в
хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам
(куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев,
варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни).
Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам
(связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые
напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной
стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами
разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции
(например, многочисленные свадебные песни одной деревни могут
исполняться на одну-две мелодические формулы).

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот.
Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс, в котором
решающее значение имеет традиция: народная песня возникает на основе
законов, эстетически действенных в каждом данном песенном
коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической
типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и
периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические),
на основе которых познаётся вариантность народной песни. Наряду с
варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто
используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых
текстов. Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни
на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты
авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны
также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных
народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа
существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народная песня
занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Этническая и фолк-музыка в XXI веке

Этническая музыка

Английский термин world music (рус. мировая музыка) возник в конце 20-го века для обозначения незападных музыкальных традиций (то есть не относящихся к Северной Америке и Великобритании), однако приобрёл впоследствии более широкое значение. World music включает как традиционную, так и просто локальную музыку (например местную поп-музыку), происходящую из разных регионов мира, а также смесь разных традиций. При этом такие жанры, как регги или латин-поп, выделяют в обособленные жанры в виду своих масштабов, а всё остальное, от китайского до африканского фолка, классифицируют как world music.

Фолк-музыка

Англоязычный термин современная народная музыка (англ. Contemporary folk music) относится к исполнителям фолк-музыки (обычно американской и английской), появившимся после успеха Боба Дилана в 1960-х. Во многом благодаря ему исполнители фолк-музыки изменили свой подход к производству музыкальных произведений, созданию записей для тиражирования.

Фолк-музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создаётся, познаётся, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой, поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, она не является основным видом деятельности для музыканта). В отличие от традиционной, «современная народная музыка» не является исключительно акустической.

Фолк-музыка, в отличие от поп-музыки, не нацелена на широкую публику и широкую коммерческую выгоду. Основное её отличие от поп-музыки в том, что она опирается на народные традиции и в первую очередь создается из побуждения сохранения этих традиций. Тем не менее, некоторые её направления имеют свои явно коммерческие формы, однако это относится скорее к сплаву народной и популярной музыки. Одним из первых коммерческих стилей народной музыки стал фолк-ривайвл (англ. folk revival).

Что представляет собой песня

То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т. д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.

Общение с духами леса и прочее. Проводы в армию или еще куда-нибудь. Закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами.

В связи с этим стоит говорить не о каких-то музыкальных талантах народа (какая там музыка, три-пять нот чаще всего), а о глубокой культуре вокализации общения. Только это является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем — это «бытовуха»).

Современным аналогом вокализации может являться только крик, визг. Но ни о какой культуре тут говорить, конечно, не приходится. И именно поэтому нам не всегда понятно то, что мы слышим и воспринимаем как народную песню. Но раньше людям требовалось знание особых технологий. Вокальных.

Примечания

  1. .
  2. ↑ .
  3. , с. 105.
  4. fRoots magazine, quoted in N’Dour 2004, p. 1
  5. Songlines magazine
  6. Баженова Л. М., Некрасова Л. М., Курчан Н. Н., Рубинштейн И. Б. Часть III. Музыкальная культура XX века // Мировая художественная культура. XX век. Кино, театр, музыка. — СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. — 432 с. — (Мировая художественная культура). — ISBN 978-5-91180-718-4.
  7. , с. 319–320.
  8. , с. 320.
  9. «Стиль народных песен и культура» — «Folk song style and culture», 1968
  10. Словацкая музыкальная энциклопедия, 1969
  11. «Оксфордская история музыки» — «New Oxford History of Music», 1959
  12. ↑ Jones, A. M. (1959). Studies in African Music. London: Oxford University Press. 1978 edition: ISBN 0-19-713512-9.
  13. .

Вокальные технологии русской песни

Многие ученые — как филологи, так и музыканты — долгие годы отдают исследованию вопроса, применяя современные технологии записи. Для исследования теорий формируются фольклорные коллективы, применяющие изученные «технологии» на практике.

Хотя ранее мы и говорили, что народное пение не есть музыка, тем не менее музыкальная часть в современном понимании присутствует. И выражается она в самых различных аспектах.

1. Многоголосие

Иногда голоса идут в песне так близко, создавая насыщенные диссонирующие созвучия, что только современная технология записи позволяет это понять и зафиксировать. А народные певцы считают, что поют на «один голос»! Или иногда на «два голоса». Хотя в реальности — это до десятка и более голосов в современном понимании. Строгое координирование происходит только в определенных точках напева.

2. Мелодия

Мелодия песни формируется на основании народных ладов. Как ни странно, они известны и современной музыке, хотя могут и немного отличаться по строю (интервалы между звуками немного отличаются от того, что мы слышим из нашего фортепиано).

Главное отличие состоит в том, что количество звуков в народной песне сильно ограничено. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего — пять-шесть. Это примерно половина гаммы, а не гамма с парой пропусков, как иногда думают. Хотя пропуски тоже могут быть. И большие, на пару-тройку белых клавиш фортепиано.

Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне — не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.

3. Стих

Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но на то нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха.

Особенно это заметно на протяжной лирической песне. Там уже мелодия начинает значительно влиять на стих. Первоначально ритмизированный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь оборванных слов, повторов и междометий. К сожалению, такой стиль сегодня чаще служит источником пародий и насмешек.

Жанровая дифференциация

Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры народной музыки — песенные, инструментальные и танцевальные. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы находятся в тесной связи между собой, за редким исключением — в Лесото, например, песни делятся на ка маото (сопровождающие танцы) и хо энгое (песни без движений, исполняющиеся во время обряда инициации, а также колыбельные, поминальные и др.). Исключение составляют также пигмеи Центральной Африки, у которых инструментальная музыка, как отдельный вид искусства, практически не существует.

Тематическая дифференциация

Музыкальные жанры можно распределить также по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (героическое повествование о прошлом), лирика (повествование, основанное на личном чувственном отношении) и драма (повествование с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода). Наиболее распространённый жанр вокальной народной музыки — это народная песня. Так, в русской народной музыке, к эпическим песенным жанрам относятся: былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни. А к лирическим: песни о любви — счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты.

Дифференциация по назначению

Разновидности (поджанры) народной песни часто имеют непосредственную связь с бытом и трудовой деятельностью. Так, трудовые песни бывают бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие. К обрядовым песням относятся колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и другие.

Народные песни

Характерной чертой народной песни является отсутствие у нее авторства.
Народным песням свойственно нести в себе смысл, связанный с бытом, либо трудовой деятельностью.
Народная поэзия в виде песен, по сути, являлась источником информации, так как там часто описывалось не только ведение быта, но также и различные исторические события. Деревенские дети в детстве учились истории благодаря такому виду творчества.
Народную песню можно назвать разновидностью общения, так как информация в ней была рассчитана на слушателя, а целью было рассказать что-либо или поделиться.
Основными составляющими частями песни были: многоголосие, мелодия и стих. Однако, они отнюдь не являются обязательными атрибутами песни, и ее могли исполнять и в одиночку.
Народные песни и музыка имеют свою классификацию: песни повествования (эпос), песни для детей, песни-обряды, частушки, а также песни и музыка, которые неразрывно связаны с танцами (хороводы и прочие).
Песни повествования или эпические песни составляют достаточно обширный пласт творчества. В них входят рассказы об известных русских богатырях, а также о героических поступках, о походах на войну и прочие. Одной из целей эпоса было укрепление боевого духа и веры в силу русского народа.
Песни для детей это, преимущественно, колыбельные.
Обрядовое песенное творчество – это творчество, связанное непосредственно с различными календарными событиями. К ним можно отнести: свадьбы, похороны, дни рождения, а также различные праздники вроде масленицы или коляды.
Частушки являются одним из самых поздних подвидов народного песенного творчества. Чаще всего содержат в себе сатирический настрой. Однако в более поздние годы частушка начала развиваться и стали появляться различные направления частушки, в том числе романтические и плачевные.
В связи с тем, что песни чаще всего передавались устно, из поколения в поколение, и, преимущественно, происходили из сельской местности, достаточно сложно отследить, когда именно они появились.
Первоначально, песни имели яркий оттенок языческого верования. Так, к примеру, колыбельные пелись у кроватки ребенка, чтобы защитить его от злых духов, либо являлись призывом к божествам о защите малыша.
В период царствования Алексей Михайловича Романова был издан указ, по которому музыкальные инструменты следовало изымать и уничтожать. Это было связано с тем, что у русской народной песни были языческие истоки. Единственное песнопение, признанное полезным и правильным, было церковное.
Со временем пришлось менять тексты песен под христианский контекст. Божеств заменяли именами святых.
Первое упоминание о русской народной песне (шутливой) было зафиксировано в 17 веке в труде «Домострой». Шутливые песни считались аморальными, и их запрещалось петь.
Несмотря на это, народные песни в России постепенно развивались. С приходом новой власти и изменением обстановки в стране появлялись и новые жанры, и новые герои.
Русские народные песни характеризуются по географическому признаку. Например, конкретный диалект или смысл, и даже жанр. Так, былины исполнялись только на территории бывшей Новгородской республики.
В России одним из первых музыкально-фольклорных коллективов был «Славянская капелла» Д. А. Агренева-Славянского (середина 19-го века)

Их целью было сохранение, развитие и пропаганда русской народной песни и музыки, как важного культурного наследия.
В свое время обработкой народного музыкального творчества занимались такие известные деятели, как П. И

Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и другие.
В 1904-1909 годах впервые было записано народное творчество на фонограф.
В 20-ом веке стало все больше появляться различных фольклорных коллективов.
В свое время систематизацией и собиранием русского народного творчества занимались следующие личности: фольклорист П. А. Бессонов, композитор И. И. Веретенников, музыкант Кирша Данилов (один из первых составил сборник русских народных песен), английский поэт Джеймс Ричард и прочие.
В современности русские народные песни являются частью фольклора, сохраняются, передаются, а также создаются новые. Существует несколько конкурсов народной песни. Среди них: «Поет село родное» (Российский фестиваль), «Кубанский казачок» (Российский фестиваль), «Каравон» (Поволжский фестиваль) и другие.

Новые публикации

Читать с экрана или с листа? 09.02.2021

С прошлого года в России впервые проводится большое исследование взаимодействия школьников  с цифровым текстом. Занимает этим команда молодых учёных из лаборатории когнитивных и лингвистических исследований  Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина по под руководством ведущего научного сотрудника лаборатории Марии Лебедевой.

Александр Веракса: Наши дети успешнее многих своих сверстников в других странах 08.02.2021

Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносов Александр Веракса стал лауреатом премии Президента РФ для молодых учёных за 2019 год. Его образовательные методики используют не только в России, но и во многих странах мира.

Чем интересуется современная наука 08.02.2021

В День российской науки поговорим о том, чем интересуются современные учёные. Новые научные направления рождают новые научные термины – слова, которые вместе со стремительным развитием технологий мы встречаем всё чаще.

Помощь спешит с востока 05.02.2021

В последние дни тема номер один в западной и российской прессе – подтверждение эффективности и безопасности российской вакцины «Спутник V» авторитетнейшим медицинским изданием The Lancet. Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уже заявили, что считают представленные результаты испытаний доказательством качества российского препарата.

ООН оценила опыт России в создании межрелигиозного согласия 02.02.2021

10 лет назад Генеральная Ассамблея ООН первую неделю февраля  объявила Всемирной неделей гармоничных межконфессиональных отношений. И вот новая инициатива: провести Всемирную конференцию по межрелигиозному и межэтническому диалогу. Она состоится в России в мае 2022 года.

Для студентов-иностранцев во Владивостоке создан Клуб международного общения 02.02.2021

Дальневосточный филиал фонда «Русский мир» поддержал проведение викторины «Студент… Как много в этом слове!..». Мероприятие проводил Клуб международного общения Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ) в честь Дня российского студенчества для иностранных студентов из Индии.

Они освободили Освенцим 01.02.2021

Накануне годовщины освобождения Красной армией узников концлагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим) в Польше и России прошли презентации книги «Освобождение Европы от нацизма (1944-1945 гг.): проблемы научной интерпретации». Этот труд, включающий научные статьи, документы, мемуары очевидцев, вышел в серии изданий РВИО, рассказывающей о фашистских концентрационных лагерях смерти.  

Василий Лановой. Солдат великой эпохи 01.02.2021

Василий Лановой называл себя «солдатом театра». Но в полной мере его можно назвать солдатом ушедшей великой эпохи, чьи идеалы он не предал и не разменял на материальное и преходящее. Поэтому и остался в памяти как символ всего самого чистого и достойного, что мы вспоминаем о том времени. Символом мужчины и человека.

Этническая и фолк-музыка в XXI веке

Этническая музыка

Английский термин world music (рус. мировая музыка) возник в конце 20-го века для обозначения незападных музыкальных традиций (то есть не относящихся к Северной Америке и Великобритании), однако приобрёл впоследствии более широкое значение. World music включает как традиционную, так и просто локальную музыку (например местную поп-музыку), происходящую из разных регионов мира, а также смесь разных традиций. При этом такие жанры, как регги или латин-поп, выделяют в обособленные жанры в виду своих масштабов, а всё остальное, от китайского до африканского фолка, классифицируют как world music.

Фолк-музыка

Англоязычный термин современная народная музыка (англ. Contemporary folk music) относится к исполнителям фолк-музыки (обычно американской и английской), появившимся после успеха Боба Дилана в 1960-х. Во многом благодаря ему исполнители фолк-музыки изменили свой подход к производству музыкальных произведений, созданию записей для тиражирования.

Фолк-музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создаётся, познаётся, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой, поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, она не является основным видом деятельности для музыканта). В отличие от традиционной, «современная народная музыка» не является исключительно акустической.

Фолк-музыка, в отличие от поп-музыки, не нацелена на широкую публику и широкую коммерческую выгоду. Основное её отличие от поп-музыки в том, что она опирается на народные традиции и в первую очередь создается из побуждения сохранения этих традиций. Тем не менее, некоторые её направления имеют свои явно коммерческие формы, однако это относится скорее к сплаву народной и популярной музыки. Одним из первых коммерческих стилей народной музыки стал фолк-ривайвл (англ. folk revival).

Традиционная народная музыка

Пение купальских песен. Малороссия, 1879

Певец-сказитель Остап Вересай. 1873

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. В отличие от композиторской музыки западного образца, традиционная народная музыка не подчиняется точной записи в пятилинейной нотации, традиционный способ обучения — устный. Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен). Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы).

Основа народной музыки — песня.

Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:

  • древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историческая граница связывается со временем официального принятия той или иной государственной религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;
  • средневековье — время складывания народностей и расцвета традиционной народной музыки у народов Европы;
  • современная эпоха; для многих народов связана с переходом к капитализму, с ростом городской культуры, зародившейся ещё в средневековье. Интенсифицируются процессы, происходящие в народной музыке, ломаются старые традиции, возникают новые формы творчества.

Данная периодизация не универсальна. Например, арабской музыке не известно столь определённое различие крестьянской и городской традиций, как европейской; типично европейская историческая эволюция народной музыки — из деревни в город, в латиноамериканской музыке «перевёрнута», так же как европейским межнациональным фольклорным связям — от народа к народу — здесь соответствует специфическая связь: европейские столицы — латиноамериканский город — латиноамериканская деревня.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий