Философия абсурда и бунта а. камю

Камю и его «Чума»

В 1941 году Камю жил в Париже и зарабатывал на жизнь частными уроками. Одновременно он был членом подпольной группы. В начальный период войны писатель создает одно из самых знаменитых своих произведений, получившее название «Чума». Опубликован роман был только в 1947 году. В книге Камю отразил события, происходившие в Париже во время оккупации его нацистами.

Роман отличается сложной символической формой. Чума приходит внезапно. Жители города вынуждены покинуть свои дома. Однако находятся те, кто полагает, что страшная эпидемия является карой, ниспосланной свыше. Не нужно бежать и бороться, необходимо проникнуться смирением. Такова позиция пастора, одного из героев книги. Но гибель невинного ребенка заставляет пастора пересмотреть свою позицию. Люди предпринимают действия для своего спасения. И страшная чума, которая символизирует фашизм, отступает.

За это произведение Альбер Камю получил Нобелевскую премию.

В центре творчества Камю почти всегда находятся проблемы человеческого существования, которое писатель находит абсурдным. Высшим воплощением этого абсурда автор считает попытки улучшить общество путем применения насилия. Камю отрицательно относится к фашизму и сталинизму. Книги Альбера Камю проникнуты мыслью о том, что победить зло невозможно. Любые попытки противостоять насилию порождают еще большее зло.

Биография

ФИО:
Альбер Камю

Жанр:
Классическая проза, Драматургия, Проза

Альбер Камю (фр. Albert Camus) (1913-1960) — французский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957.
Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу от г. Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г. Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, оканчивая лицей, он заболел туберкулёзом, от последствий которого страдал всю жизнь. Став студентом Алжирского университета, изучал философию, перебивался случайными заработками. Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из неё. Организовал самодеятельный театр, с 1938 занялся журналистикой. Освобождённый в 1939 от военного призыва по состоянию здоровья, в 1942 вступил в подпольную организацию Сопротивления «Комба»; редактировал её нелегальную газету с тем же названием. Оставив в 1947 работу в «Комба», писал для прессы публицистические статьи, собранные впоследствии в трёх книгах под общим названием «Злободневные заметки» («Actuelles», 1950, 1953, 1958).
В 1953 Камю возвращается к театральной деятельности: ставит спектакли по собственным инсценировкам, в том числе «Реквием по монахине» (1956) У.Фолкнера, «Бесы» Ф.Достоевского (1954); готовится возглавить субсидируемый государством экспериментальный театр, чему помешала гибель в автомобильной катастрофе 4 января 1960.
Камю начал писать, не достигнув 20 лет, первые свои книги — «Изнанка и лицо» («L’envers et l’endroit», 1937) и «Брачный пир» («Noces», 1938) — издал в Алжире. Его перу принадлежат романы «Посторонний» («L’Étranger», 1942), «Чума» («La Peste», 1947) и «Падение» («La Chute», 1956); рассказы; пьесы «Калигула» («Caligula», 1944), «Недоразумение» («Le Malentendu», 1944), «Осадное положение» («L’État de siège», 1948) и «Праведные» («Les Justes», 1950); лирические эссе; философские трактаты «Миф о Сизифе» («Le Mythe de Sisyphe», 1942) и «Бунтующий человек» («L’Homme révolté», 1951); посмертно изданное собрание публицистики «Злободневные заметки» («Actuelles», 1961), а также предисловия, статьи и речи. Незаконченный автобиографический роман «Первый человек» («Le Premier homme»), черновик которого был найден на месте гибели Камю, опубликован в 1994.

Биография

Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.

Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.

В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.

В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».

В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».

В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов. В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула»

В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».

В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.

Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются  роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958)  и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.

4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе.

Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.

Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности  — с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром. Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.

Основная идея

Развивая концепцию бунта в сознании человека, философ выделяет три вида сопротивления, происходящих в подсознании человека.

  • Метафизический бунт. В «Бунтующем человеке» Камю сравнивает этот вид сопротивления с враждой раба и господина. Несмотря на ненависть к хозяину, раб не только признает его существование, но и соглашается с отведенной ему социальной ролью, что уже делает его проигравшим. Метафизический бунт – есть бунт индивидуальный, личный бунт каждого человека против социума.
  • Исторический бунт. К этому виду относятся абсолютно все предпосылки восстаний, целью которых было установление свободы и справедливости. Исторический бунт весьма схож с моральными требованиями и голосом совести каждого человека. В «Бунтующем человеке» Камю выражает позицию человека, также осуществляющего подобное восстание самим фактом написания этого эссе.
  • Бунт в искусстве. Этот вид сопротивления рассматривается Камю как вид полной свободы самовыражения человека в определенных «разрешенных» рамках. С одной стороны, творческой видение отрицает реальность, но с другой стороны, оно лишь ее трансформирует в приемлемую для творящего форму, так как человек не может создать то, чего никогда не было в общемировом сознании.

Взглянув на краткое содержание «Бунтующего человека» Альбера Камю, можно с уверенностью сказать, что единственной основной мыслью произведения был лишь тезис о том, что любой бунт бесполезен из-за слишком большого количества затрачиваемых на него усилий, а также невероятно малой продолжительности человеческой жизни.

Написание книги

Вернувшись зимой 1950 года в Париж, Камю поселился на своей старой квартире, пытаясь привести в порядок собственные взгляды относительно человеческой психологии. Прежняя отрывочная концепция, ранее используемая писателем, больше не удовлетворяла его. Камю желал чего-то большего, чем просто анализ, ему хотелось выяснить сокровенные, подсознательные причины различных типов человеческого поведения. К началу февраля 1950 года Камю был готов к изложению своих пока еще формирующихся взглядов на бумаге. Составив подробный план, в который он часто вносил коррективы, писатель приступил к работе.

Философия Камю в «Бунтующем человеке» носила ярко выраженный характер экзистенциализма. Литератор долгое время не решался признать подобную сторону своих убеждений, все же позиционируя пишущееся эссе как «неоэкзистенциализм».

В марте 1951 года Альбер Камю заканчивает работу над черновым текстом книги. После нескольких месяцев доработки философ принимает решение опубликовать некоторые главы в журналах, чтобы оценить реакцию мыслящих слоев общества на его новую работу. Успех глав о Фридрихе Ницше и Лотреамоне был столь ошеломителен, что Камю немедленно относит полный текст эссе в издательство «Галлимар».

История жизни Альбера Камю

После окончания войны Камю некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили Камю, считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» – это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда. 

Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, Камю в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений Камю порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр. В «Бунтующем человеке» («L`Homme revolte», 1951) Камю рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. Камю говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной теперь философией экзистенциализма, выводы которой ложны», именно отрицание марксизма привело к разрыву Камю с промарксистски настроенным Сартром. 

Памятник Камю в городе Вильблевен

В 50-е гг. Камю продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, Камю широко пользуется в «Падении» христианской символикой. 

В 1957 г. Камю был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению». 

Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции. 

Хотя творчество Камю вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. Камю показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм Камю не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно». 

Могила Камю на кладбище Лурмарена.

Биография

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире, в семье эльзасца и испанки. С детства, еще в дошкольном возрасте, Камю был вынужден выполнять самую разную работу, чтобы помогать семье выживать. Труд разнорабочего плохо оплачивался, и поэтому мать принимает решение отдать сына в начальную школу. Камю обнаруживает поразительную тягу к знаниям и демонстрирует недюжинные способности. Педагоги отмечают врожденный талант Альбера и убеждают его мать разрешить сыну учиться дальше. Луи Жермен, один из учителей школы, в которой обучался Камю, не только лично подготовил его к вступительным лицейским экзаменам, но и помогал мальчику финансово, добившись назначения стипендии для Альбера и оплачивая его текущие расходы из собственного кармана.

«Падение»

В 1956 году в свет выходит повесть Камю «Падение». В ней он затрагивает важные темы вины, невиновности, бессмысленности человеческого существования и свободы. Камю пытается утверждать, что главная и первостепенная цель человеческого существования в том, чтобы привести читателю и любого человека к осознанию того, что жизнь — это сплошной абсурд.

Интересно, что стиль, в котором написано это произведение, напоминает «Записки из подполья» Федора Михайловича Достоевского. Камю пользуется тем же приемом, что и классик русской литературы, это поток сознания.

Многие современники высоко оценили это творение прозаика. Например, его коллега Жан-Поль Сартр утверждал, что это наименее понятное, но в тоже время самое красивое произведение Камю. «Падению» Сартр посвятил отдельную хвалебную речь.

В центре повествования в этой книге оказывается рядовой адвокат по имени Жан-Батист Кламанс. Недавно он ушел в отставку, когда у него была своя практика, он специализировался на защите самых обездоленных — вдов и сирот. Теперь он живет в Амстердаме, регулярно посещает местный бар «Мехико-Сити».

Кламанс убежден, что все жители Европы заняты только одним: удовлетворением своих собственных потребностей, а также поиском наслаждений, он точно и емко описывает происходящее вокруг, утверждая, что «вся Европа блудит». Именно так он характеризует всех без исключения современных людей, которые его окружают.

Большую часть своего времени Кламанс посвящает тому, чтобы изобличать общественные пороки. Не забывает он и про себя, считая богатых людей, которые живут в достатке, как он сам, но при этом никогда не помогают неимущим, саддукеями. Сам он считает, что в последнее время изменился, отмечая, что в человеческом обществе на смену честолюбию пришла алчность, это ему было всегда смешно.

Кламанс занят самокопанием, рефлексией и самоизобличением, причем делает это с определенной доли юмора и самоиронии, не забывая про хвастовство. Свою роль в обществе он определяет, как человека, который внушает окружающим его людям доверие, все благодаря искреннему и приятному смеху и энергичному открытому рукопожатию. Все это главный герой повести Камю считает крупными козырями.

Представление главного героя начинает меняться, когда он с каждым днем все более явственно начинает понимать, что в действительности оказался на стороне преступников. Люди, которых он пытается защитить, отъявленные злодеи, которых он считает ни в чем не виновными. Кламанс понимает, что если теперь признает, хотя бы только для себя самого, их вину, то ему придется и себя немедленно причислить к этому преступному сообществу.

Все меняется для главного героя, когда он проходит мимо тонущей женщины, делая вид для окружающих и себя, что ничего не видит и не слышит. А ведь он раньше считал себя уважаемым человеком, ему, как авторитетному и известному в обществе адвокату, даже вручили орден Почетного легиона. Вся повесть в действительности оказывается публичным покаянием, исповедью, которую ведет главный герой. Сам Кламанс изначально определяет себя с помощью емкого, но не очень распространенного понятия «судья на покаянии».

«Падение» стало одним из самых заметных и известных произведений Камю после публикации романа «Чума». Ни одно крупное произведение ему закончить не удалось. Недописанный роман «Первый человек» был опубликован в 1994 году. Посмертно была опубликована и еще одна повесть автора — «Счастливая смерть».

Цитаты из «Падения» Камю, приведенные выше, ярко иллюстрируют, что хотел донести автор до читателя в повести, написанной всего за несколько лет до его смерти.

Критика

Чтобы уберечь свою работу от бессмысленной или злостной критики, Камю неоднократно замечал в тексте эссе, что не является настоящим, профессиональным философом, а по сути, просто издал книгу рассуждений о психологии человека.

Основная масса критических замечаний от коллег по перу пришлась на те главы произведения Камю, где он описывал понятийный анализ. Философы считали, что Альбер не дает точных определений различным психологическим явлениям и уж тем более неточно описывает концепции мыслителей прошлого, изменяя цитаты древних ораторов в свою пользу, подгоняя их под собственные воззрения на теорию свободы человека.

Однако, несмотря на большое количество неточностей и изъянов книги Камю «Бунтующий человек», критики отмечали новаторство мысли, уникальность изложенной авторской концепции и детальный анализ природы человеческого сопротивления.

Философы, относящие себя к традиционной, академической школе, отмечали высокую интуитивность рассуждений Камю, которым часто не хватает логического обоснования.

Сочинения

Проза

Романы

  • Чума (фр. La Peste) (1947)
  • Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)

Повести

  • Посторонний (фр. L’Étranger) (1942)
  • Падение (фр. La Chute) (1956)
  • Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)

Рассказы

  • Изгнание и царство (фр. L’Exil et le royaume) (1957)
    • Неверная жена (фр. La Femme adultère)
    • Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
    • Молчание (фр. Les Muets)
    • Гостеприимство (фр. L’Hôte)
    • Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
    • Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

Драматургия

  • Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
  • Калигула (фр. Caligula) (1945)
  • Осадное положение (фр. L’État de siège) (1948)
  • Праведники (фр. Les Justes) (1949)
  • Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
  • Бесы (фр. Les Possédés) (1959)

Эссе

  • Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) (1936)
  • Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
  • Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) (1938)
  • Брачный пир (фр. Noces) (1939)
  • Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
  • Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) (1951)
  • Лето (фр. L’Été) (1954)
  • Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) (1954)
  • Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером, Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
  • Шведские речи (фр. Discours de Suède) (1958)

Прочее

Автобиографии и дневники

  • Злободневные заметки 1944—1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
  • Злободневные заметки 1948—1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
  • Злободневные заметки 1939—1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
  • Дневники, май 1935 — февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
  • Дневники, январь 1942 — март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
  • Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
  • Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)

Переписка

  • Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в 1981)
  • Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в 2007)
  • Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944-1959). Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2017.

Издания на русском языке

  • Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. (Мастера современной прозы)
  • Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
  • Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 194—202.

Философия

Альбер Камю в «Бунтующем человеке» определял себя как мыслителя, не относя свои убеждения ни к какой из существующих философских концепций. Отчасти философия писателя все же депрессивна, но сам литератор считал это следствием продолжительной болезни и тяжелого детства и никак не связывал это с современными модными в образованном обществе тенденциями к искусственной меланхолии и духовному упадку.

«Мировой абсурд» Камю принимает как данность, не ища в своих работах способов избавиться от него. В «Бунтующем человеке» Камю кратко излагает теорию бессмысленности многих действий человека, которые лишь усложняют его и без того недолгую и не слишком радостную жизнь.

Из биографии Альбера Камю

Камю появился на свет 7 ноября 1913 года. Его мать родилась в Испании, отец быть уроженцем Эльзаса. Воспоминания о детстве вызывали у Альбера тягостные чувства. Семья Камю не отличалась большим достатком. Отец работал на винодельческой ферме. Он впоследствии погиб во время Первой мировой войны в битве при реке Марне.

Оставшись без надежной опоры, семья Камю оказалась на грани нищеты. Этот период своей жизни Альбер впоследствии отразил в своих книгах «Изнанка и лицо» и «Бракосочетание».

К постоянной нужде прибавились проблемы со здоровьем – Альбер с детства страдал от туберкулеза. Однако тяжелый недуг и невеселая жизнь не отбили у мальчика охоту к знаниям. Он успешно окончил школу и поступил в Алжирский университет, на факультет философии. Годы студенчества оказали непосредственное влияние на формирование жизненной позиции будущего писателя. Некоторое время он даже состоял членом коммунистической партии.

Именно в годы учебы Камю создает первый сборник своих рассказов. Он получил название «Острова». На творчество Альбера оказало влияние знакомство с произведениями Хайдеггера и Кьеркегора. Одно время он увлекался Достоевским. И даже играл роль Ивана Карамазова в любительской постановке.

Окончив учебу в университете, Камю много путешествовал. На фронт во время Второй мировой войны Камю не попал по причине заболевания. В этот непростой период он ведет насыщенную событиями творческую жизнь.

В 1934 году Камю вступил в брак. Но личная жизнь писателя не была счастливой. Его избранницей стала Симона Ийе, 19-тилетняя девушка со странностями, которая оказалась морфинисткой. В 1939 году брак распался.

Впоследствии второй женой Камю стала Франсин Фор, математик по образованию. В семье писателя вскоре появилось двое детей – двойняшки Катрин и Жан.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий