Лучшие книги альбера камю

Сочинения

Проза

Романы

  • Чума (фр. La Peste) (1947)
  • Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)

Повести

  • Посторонний (фр. L’Étranger) (1942)
  • Падение (фр. La Chute) (1956)
  • Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)

Рассказы

  • Изгнание и царство (фр. L’Exil et le royaume) (1957)
    • Неверная жена (фр. La Femme adultère)
    • Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
    • Молчание (фр. Les Muets)
    • Гостеприимство (фр. L’Hôte)
    • Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
    • Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

Драматургия

  • Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
  • Калигула (фр. Caligula) (1945)
  • Осадное положение (фр. L’État de siège) (1948)
  • Праведники (фр. Les Justes) (1949)
  • Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
  • Бесы (фр. Les Possédés) (1959)

Эссе

  • Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) (1936)
  • Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
  • Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) (1938)
  • Брачный пир (фр. Noces) (1939)
  • Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
  • Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) (1951)
  • Лето (фр. L’Été) (1954)
  • Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) (1954)
  • Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером, Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
  • Шведские речи (фр. Discours de Suède) (1958)

Прочее

Автобиографии и дневники

  • Злободневные заметки 1944—1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
  • Злободневные заметки 1948—1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
  • Злободневные заметки 1939—1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
  • Дневники, май 1935 — февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
  • Дневники, январь 1942 — март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
  • Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
  • Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)

Переписка

  • Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в 1981)
  • Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в 2007)
  • Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944-1959). Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2017.

Издания на русском языке

  • Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. (Мастера современной прозы)
  • Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
  • Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 194—202.

Сюжет повести

Мелкий чиновник Мерсо, житель алжирского городка, получил известие о смерти матери. Из-за нехватки денег три года назад он отправил ее в богадельню. Он едет на похороны и хочет провести ночь у гроба. Он отказывается взглянуть на мать в последний раз, спокойно пьет кофе, а потом засыпает. Проснувшись, Мерсо увидел друзей матери, и ему кажется, что они пришли его судить. Он хоронит мать, возвращается домой и в этот же вечер заводит любовницу.

Вскоре он стал свидетелем ссоры соседа Раймона и его любовницы, не разбираясь, согласился быть свидетелем Раймона. В воскресенье он, Мари и Раймон гуляют на берегу моря и встречают двух арабов. Мерсо стреляет в одного из них, его арестовали и вызвали на допрос. Следователь задает ему вопрос о Боге, но Раймон признается в своем неверии, а убийство вызывает только досаду.

Следствие длится 11 месяцев, и Мерсо кажется, что жизнь остановилась. В камере он вспоминает прошлое, ему кажется, что воспоминаний хватит на сто лет. Постепенно он теряет счет времени. На суде много народу, но Мерсо уверен, что он тут лишний человек. Альбер Камю показывает абсурдность этого суда: прокурор говорит, что у подсудимого нет души, ему чужды человеческие ценности, и требует для него смертной казни, потому что он не оплакивал смерть матери.

Адвокат, напротив, называет Мерсо примерным сыном. Председатель суда оглашает приговор — отрубить публично голову. Мерсо размышляет, удастся ли ему избежать этой участи, и мирится с мыслью о смерти. Перед казнью к нему пришел священник, но его старания обратить заключенного к Богу напрасны.

Нерелигиозные убеждения

Альбера Камю относят к представителям атеистического экзистенциализма (англ.)русск., его воззрения обычно характеризуют как иррелигиозные и атеистические. Критик религии; в период подготовки «Мифа о Сизифе» Альбер Камю выражает одну из ключевых идей его философии: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней». Вместе с тем, отнесение сторонников атеистического (нерелигиозного) экзистенциализма к атеизму отчасти условно, и у Камю наряду с неверием в Бога, признанием того, что Бог умер, утверждается абсурдность жизни без Бога. Сам Камю не считал себя атеистом.

Пётр Ворел. Альбер Камю

Биография

Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.

Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.

В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.

В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».

В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».

В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов. В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула»

В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».

В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.

Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются  роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958)  и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.

4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе.

Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.

Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности  — с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром. Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.

II

   Проснувшись, я понял, почему у моего патрона был такой недовольный вид, когда я попросил дать мне отпуск на два дня, — ведь сегодня суббота. Я совсем и забыл об этом, но когда встал с постели, сообразил, в чем дело: патрон, разумеется, подсчитал, что я прогуляю таким образом четыре дня (вместе с воскресеньем), и это не могло доставить ему удовольствие. Но ведь я же не виноват, что маму решили похоронить вчера, а не сегодня, да в субботу и в воскресенье все равно мы не работаем. Однако я все же могу понять недовольство патрона.   Встать с постели было трудно: я очень устал за вчерашний день. Потом я занялся бритьем, обдумал за это время, что буду делать, и решил пойти купаться. Я доехал в трамвае до купален в гавани. Там я поднырнул в проход и выплыл в море. Было много молодежи. В воде я столкнулся с Мари Кардона, бывшей нашей машинисткой, к которой меня в свое время очень тянуло. Кажется, и ее ко мне тоже. Но она скоро уволилась из нашей конторы, и мы больше не встречались. Я помог ей взобраться на поплавок и при этом дотронулся до ее груди. Я еще был в воде, а она уже устроилась загорать на поплавке. Она повернулась ко мне. Волосы падали ей на глаза, и она смеялась. Я взобрался на поплавок и лег рядом с нею. Было очень хорошо; я, как будто шутя, запрокинул голову и положил ее на живот Мари. Она ничего не сказала, я так и остался лежать. Перед глазами у меня было небо, голубая и золотистая ширь. Головой я почувствовал, как дышит Мари, как у нее тихонько поднимается и опадает живот. Мы долго лежали так, в полусне. Когда солнце стало припекать очень сильно, Мари бросилась в воду, я — за ней. Я догнал ее, обхватил за талию, и мы поплыли вместе. Она все смеялась. На пляже, пока мы сохли, она сказала: «Я больше загорела, чем вы». Я спросил, не хочет ли она вечером пойти в кино. Она опять рассмеялась и сказала, что не прочь посмотреть какую-нибудь картину с участием Фернанделя. Когда мы оделись, она очень была удивлена, увидев на мне черный галстук, и спросила, уж не в трауре ли я. Я сказал, что у меня умерла мать. Она полюбопытствовала, когда это случилось, и я ответил:   — Вчера похоронили.   Она чуть-чуть отпрянула, но ничего не сказала. Мне хотелось сказать: «Я тут не виноват», однако я промолчал, вспомнив, что то же самое сказал своему патрону. Но в общем, это ничего не значило. Человек всегда бывает в чем-то немножко виноват.   К вечеру Мари все позабыла. Фильм был местами забавный, а местами совсем дурацкий. Мари прижималась ко мне, я гладил ее грудь. К концу сеанса я поцеловал ее, но как-то неловко. После кино она пошла ко мне.   Утром, когда я проснулся, Мари уже не было. Она мне объяснила, что должна пойти к тетке. Я подумал: «Ведь нынче воскресенье», и мне стало досадно: я не люблю воскресных дней. Тогда я перевернулся на другой бок и, уткнувшись носом в подушку, где волосы Мари оставили запах моря, проспал до десяти часов. Проснувшись, валялся в постели до двенадцати, курил сигареты. Не хотелось идти, как обычно, завтракать к Селесту — там меня, конечно, стали бы расспрашивать, а я расспросов не люблю. Я изжарил себе яичницу и съел ее прямо со сковородки и без хлеба, потому что хлеб весь вышел, а мне лень было сходить в булочную.

Сочинения

Проза

Романы

  • Чума (фр. La Peste) ()
  • Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в )

Повести

  • Посторонний (фр. L’Étranger) ()
  • Падение (фр. La Chute) ()
  • Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в )

Рассказы

  • Изгнание и царство (фр. L’Exil et le royaume) ()
    • Неверная жена (фр. La Femme adultère)
    • Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
    • Молчание (фр. Les Muets)
    • Гостеприимство (фр. L’Hôte)
    • Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
    • Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

Драматургия

  • Недоразумение (фр. Le Malentendu) ()
  • Калигула (фр. Caligula) ()
  • Осадное положение (фр. L’État de siège) ()
  • Праведники (фр. Les Justes) ()
  • Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) ()
  • Бесы (фр. Les Possédés) ()

Эссе

  • Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) ()
  • Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) ()
  • Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) ()
  • Брачный пир (фр. Noces) ()
  • Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) ()
  • Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) ()
  • Лето (фр. L’Été) ()
  • Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) ()
  • Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (), совместно с Артуром Кёстлером, Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
  • Шведские речи (фр. Discours de Suède) ()

Прочее

Автобиографии и дневники

  • Злободневные заметки 1944—1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) ()
  • Злободневные заметки 1948—1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) ()
  • Злободневные заметки 1939—1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) ()
  • Дневники, май 1935 — февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в )
  • Дневники, январь 1942 — март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в )
  • Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в )
  • Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в )

Переписка

  • Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в )
  • Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в )
  • Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944—1959). Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2017.

Издания на русском языке

  • Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. ISBN 5-05-002281-9 (Мастера современной прозы)
  • Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
  • Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 194—202.

«Записные книжки»

Помимо художественных произведений и публицистических эссе, Камю оставил большое количество записных книжек, которые после его смерти стали издавать отдельно. Там можно найти немало мудрых и свежих мыслей.

Чтобы понять цитаты и высказывания Альбера Камю, необходимо вчитываться в их самую суть, только так удастся понять, что в действительности имел в виду автор. По ним можно понять, как воспринимал писатель окружающую действительность. Например, в 1935 году он крайне резко высказывался о публичной политике.

В цитатах из «Записных книжек» Альбера Камю можно нередко обнаружить горечь, с которой он рассуждает о недолгой и короткой памяти народа, о том, как быстро забывают героев и то, что они совершили.

В значении цитат и афоризмов Камю часто помогает разобраться знание, в какое время и в каких обстоятельствах они были произнесены. Так, в статье о футболе, которую он писал для вестника Алжирского университета, он заключает:

По этим цитатам и афоризмам Камю можно сделать вывод о его личности. Например, последнее высказывание часто трактуют, как отсылку к классическим моральным ценностям — отваге, верности своему коллективу, честной игре. Таким образом, писатель противопоставляет ясные и понятные принципы тем представлениям, которые предлагают религия и общество. Это наглядный пример ясного и морального ориентира, которым Камю руководствовался в своей жизни.

Первые годы

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в Dréan (тогда известный как Мондови) в Алжире семье Разноцветного Нуара. Его мать была испанцем испанского происхождения и была полуглухой, как она могла только услышать из левого уха. Его отец Люсьен, бедный работник сельского хозяйства, умер в Сражении Марны в 1914 во время Первой мировой войны, служа членом полка пехоты Zouave. Камю и его мать, неграмотный уборщик дома, жили без богатства материального имущества во время его детства в части Belcourt Алжира.

В 1923 Камю был принят в lycée, и в конечном счете его допустили в университет Алжира. После того, как он заразился туберкулезом в 1930, он должен был закончить свои футбольные действия; он был вратарем для видной алжирской университетской команды. Кроме того, он только смог изучить неполный рабочий день. Чтобы заработать деньги, он устроился на случайную работу: как репетитор, клерк автозапчастей и помощник в Метеорологическом Институте. Он закончил свою лицензию de philosophie (BA) в 1935; в мае 1936 он успешно защитил свою диссертацию на Плотине, Néo-Platonisme и Pensée Chrétienne (неоплатонизм и христианская Мысль), для его diplôme d’études supérieures (примерно эквивалентный тезису МА).

Камю вступил во французскую коммунистическую партию весной 1935 года, рассмотрев его как способ «бороться с неравенствами между европейцами и ‘местными жителями’ в Алжире». Он не предполагал, что был марксистом или что он прочитал Десять кубометров Kapital, но действительно писал, «Мы могли бы рассмотреть коммунизм как трамплин и аскетизм, который подготавливает почву для более духовных действий». В 1936 алжирская коммунистическая партия с нравом к независимости (PCA) была основана. Камю присоединился к действиям алжирской Народной партии (Le Parti du Peuple Algérien), который получил его в проблему с его товарищами коммунистической партии. В результате в 1937 он был осужден как троцкист и выслан из стороны. Камю стал связанный с французским анархистским движением.

Анархист Андре Прюдхоммо сначала представил его на встрече в 1948 Cercle des Étudiants Anarchistes (Анархистский Студенческий Круг) как сочувствующий, знакомый с анархистской мыслью. Камю написал для анархистских публикаций, таких как Le Libertaire, La révolution Proletarienne и Солидаридад Obrera (Солидарность Рабочих), орган anarcho-синдикалистского CNT (Национальная Конфедерация Труда). Камю стоял с анархистами, когда они выразили поддержку восстания 1953 в Восточной Германии. Он снова соединился с анархистами в 1956, сначала в поддержку восстания рабочих в Poznań, Польша, и затем позже в году с венгерской Революцией.

Браки

В 1934 Камю женился на Симон Ие, но браке, законченном в результате неверностей с обеих сторон. В 1935 он основал Théâtre du Travail (театр Рабочего), переименовал Théâtre de l’Equipe (театр Команды) в 1937. Это продлилось до 1939. С 1937 до 1939 он написал для социалистической газеты, Алжира-Républicain. Его работа включала отчет о плохом состоянии для крестьян в Kabylie, которые очевидно стоят ему его работы. С 1939 до 1940 он кратко написал для подобной газеты, Soir-Republicain. Он был отклонен французской армией из-за его туберкулеза.

В 1940 Камю женился на Фрэнкайне Форе, пианисте и математике. Хотя он любил ее, он спорил неистово против учреждения брака, отклоняя его как неестественный. Даже после того, как Фрэнкайн родил близнецов, Кэтрин и Джин, 5 сентября 1945, он продолжал шутить друзьям, что он не был выключен для брака. У Камю были многочисленные дела, особенно нерегулярные и в конечном счете связи с общественностью с актрисой испанского происхождения Марией Касарес. В том же самом году Камю начал работать на журнал Paris-Soir. В первой стадии Второй мировой войны, во время так называемой Фиктивной войны, Камю был пацифистом. В Париже во время занятия Wehrmacht, 15 декабря 1941, Камю засвидетельствовал выполнение Габриэля Пэри; это кристаллизовало его восстание против немцев. Он переехал в Бордо с остальной частью штата Парижа-Soir. В том же самом году он закончил свои первые книги, Незнакомца и Миф Сизифа. Он возвратился кратко в Оран, Алжир, в 1942.

Творчество и философия

В 1936 г. Альбер Камю удостоился степени магистра философии. Его особенно интересовала проблема смысла жизни, над которой он размышлял посредством сравнения идей эллинизма и христианства.

Одновременно с этим, Камю рассуждал над проблематикой экзистенциализма – течения в философии XX века, акцентирующего свое внимание на уникальности человеческого бытия. Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир»

В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах

Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир»

В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах

Под абсурдом Камю подразумевал пропасть между стремлением человека к благополучию и миру, который он может познать с помощью разума и реальной действительности, которая в свою очередь хаотична и нерациональна.

Вторая стадия мысли появилась из первой: человек обязан не только принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее в отношении традиционных ценностей.

В годы Второй мировой войны (1939-1945) Альбер Камю продолжал заниматься писательской деятельностью, а также участвовать в антифашистских движениях. За это время он стал автором романа «Чума», повести «Посторонний» и философского эссе «Миф о Сизифе».

В «Мифе о Сизифе» автор снова поднимал тему о природе бессмысленности жизни. Герой книги Сизиф, приговоренный к вечности, катит тяжелый камень в гору только потому, чтобы он снова катился вниз.

В послевоенные годы Камю работал независимым журналистом, писал пьесы и сотрудничал с анархистами и синдикалистами. В начале 50-х годов он опубликовал «Бунтующего человека», где анализировал мятеж человека против абсурдности существования.

Вскоре коллеги Альберта, включая Жана-Поля Сартра, раскритиковали его за поддержку французской общины Алжира, после разразившейся в 1954 г. Алжирской войны.

Камю внимательно следил за политической обстановкой в Европе. Его очень огорчал рост просоветских настроений во Франции. Одновременно с этим он начинает все больше увлекаться театральным искусством, в связи с чем пишет новые пьесы.

В 1957 г. Альберу Камю вручили Нобелевскую премию по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Интересен факт, что хотя все считали его философом и экзистенциалистом, сам он так себя не называл.

Камю во время Нобелевского банкета

Альбер считал наивысшим проявлением абсурда – насильственное улучшение общества с помощью того или иного режима. Он заявлял, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами», приводит к еще большему насилию и несправедливости.

Камю до конца жизни был убежден в том, что человек не в состоянии окончательно покончить со злом. Любопытно, что хотя его относят к представителям атеистического экзистенциализма, такая характеристика весьма условна.

Как ни странно, но сам он наряду с неверием в Бога заявлял о бессмысленности жизни без Бога. Кроме этого француз никогда не называл и не считал себя атеистом.

“Посторонний”

Повесть “Посторонний” была опубликована в 1942 году. Согласно представлениям автора, абсурдное произведение свободно от смысла. Мир иррационален и непостижим, и абсурдный роман имитирует бессмыслицу мира. “Если бы мир был ясен, не было бы искусства, — пишет А. Камю. — Творчество — великий мим”.

В какой-то мере эта формула стала установкой автора при работе над “Посторонним”. Серьезный интерес Альбера Камю к эстетике абсурда не мог не отразиться в этой повести. Произведение, опирающееся на концепцию абсурда, обязано быть абсурдным, иначе автор, отвергающий эти правила, станет непоследовательным.

А. Камю признался: работая над “Посторонним”, он долго не мог найти принцип организации романа, и как только он его нашел, “осталось лишь написать книгу”. По его словам, роман “пошел” лишь тогда, когда он подобрал “соответствующую технику”. В конце 1938 года в “Записках” Альбер Камю кратко отметил: “Сегодня умерла мама”. Эта заметка и стала зачином повести.

Весной 1940 года, когда произведение было почти завершено, автор решил его дополнить рассказом Мерсо. Сознание приговоренного к смерти — это сознание иного, нереального мира. Сам автор писал, что Мерсо — отрицательный образ, отрицающий принятые обществом нормы.

Главная мысль «Калигулы»

Калигула после смерти сестры и возлюбленной восстает против судьбы и пытается установить царство “абсолютной свободы”, что само по себе абсурдно. Тем более царство всегда предполагает, что кто-то лишен этой свободы. Абсолютная свобода — это миф, и Альбер Камю создает иллюзию абсолютной свободы, которой упивается Калигула.

Его свобода банальна — он делает все, что хочется. Он заставляет называть себя богом, отвергает все человеческие чувства, сеет вокруг себя страх и ненависть. Автор предложил герою изощренный способ самоубийства — унижениями и истязаниями он доводит приближенных до отчаяния, и в них пробуждается смелость убить тирана.

Калигула — воплощение непокорности человека перед лицом Божьего промысла, человека, отринувшего других людей. Все поступки Калигулы — попытка избежать жалкого смертного удела, исправить несправедливость природы, но “нельзя все разрушить, не разрушив самого себя”.

Сюжет «Падения»

Рассказчик, бывший адвокат, хочет отрешиться от тяжелых воспоминаний и использует для этого бар, где заводит новые знакомства с понравившимися людьми, которым рассказывает о себе и слушает их восхищенные отзывы. Альбер Камю подчеркивает, что адвокат специализировался в Париже на “благородных” делах, защите сирот и вдов, презирал судей и брался за любое “правое” дело. Не брал с бедняков платы, называя это “вершиной благородства”. И в житейских делах ему хотелось быть выше других.

Как-то он остановился на мосту и услышал смех, который шел из ниоткуда. Придя домой, посмотрел в зеркало и увидел, что улыбается. С тех пор ему стало чудиться, что этот смех звучит в нем. Стало казаться, что разучился жить. Он явственно ощущал, что люди пытались ухватиться за него, а он руководствовался лишь чувственностью и заставлял многих служить ему. Прошлые воспоминания жгли душу.

Однажды он прошел мимо женщины, которая прыгала с моста. Он не помог ей и никому ничего не рассказал. Отношения с друзьями постепенно разладились, люди уже не были почтительной аудиторией, а судьями. Ему мерещилось, что весь мир смеется над ним. Как-то увидев картину “Неподкупные судьи”, он обменял ее у хозяина на бутылку джина.

Картину разыскивала полиция нескольких стран. Клеманс рассказывал о ней всем своим собеседникам, хотя знал, что каждый из них может донести на него. Но он к этому стремился, чувствуя за собой вину перед девушкой, которую не спас. Такая возможность уже не представится ему никогда, а тяжесть на сердце останется навсегда.

Упоминание книг автора:

  • Книги об эпидемияхПодборки
  • Книги об Африке и всем, что с ней связаноПодборки
  • Мой маст-ридПодборки
  • Коллективная подборка «Любимые книги ридлян»Подборки
  • Книги, вдохновившие на музыкуПодборки
  • Книжная карта мира Подборки
  • Книги, которые помогут изменить жизньПодборки
  • Читали ли вы книгу, изданную и ставшую бестселлером в год вашего рождения?Подборки
  • Книги о смысле жизниПодборки
  • Литературный стартер пак юного экзистенциалиста.Подборки

Цитаты из книг автора

Чума

<p>Когда невинное существо лишается глаз, христианин может только или потерять веру, или согласиться тоже остаться без глаз.</p>

Посторонний

<p>Всякий разумный человек так или иначе когда-нибудь желал смерти тем, кого любит.</p>

Посторонний

<p>И эти четыре отрывистых удара прозвучали так, словно я стучался в дверь беды.</p>

Посторонний

<p>И эти четыре отрывистых удара прозвучали так, словно я стучался в дверь беды.</p>

Счастливая смерть

<p>«Для того, чтобы жить, нужно время. Как всякое произведение искусства, жизнь требует обдумывания.»</p>

Все рецензии

«Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»

Работа Альбера Камю “Миф о Сизифе. Эссе об абсурде” была опубликована в 1942 году и состоит из четырех глав. Начинается с вывода, что абсурд — исходная точка жизни человека, связанная со смыслом жизни. Самоубийство — основная проблема произведения. Для самоубийц жизнь непонятна и поэтому приходит к концу. Такое решение возникает внезапно, а причина кроется в скуке и горечи внутри человека.

Абсурд — связующее звено между недостижимыми знаниями и человеческим разумом. Отказываясь от абсурда, человек лишает себя предпочтения. Автор пишет, что суицид не устранит проблемы. Осмысленная жизнь приводит к абсурду.

В качестве примера автор приводит образ актера Дон Жуана — завоевателя и созидателя. Он любит женщин и предпочитает качеству численность, сменяя одну на другую. Дон Жуан не думает о конце жизни и не утрачивает себя. Он связывает жизнь с ролями, которые исполняет, и в нем живет множество персонажей. Спектакль, в котором он играет, — иллюстрация абсурда.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий