Карамзин, николай михайлович

Писатель

«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною» (А.И. Герцен)

Творчество Н.М. Карамзина развивалось в русле сентиментализма.

В. Тропинин «Портрет Н.М. Карамзина»

Литературное направление сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) было популярно в Европе  с 20-х по 80-е годы XVIII в., а в России – с конца XVIII до начала XIX в. Идеологом сентиментализма считается Ж.-Ж. Русо.

В Россию европейский сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х гг. благодаря переводам «Вертера» Гете, романов С. Ричардсона и Ж.-Ж. Руссо, которые были очень популярны в России:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Пушкин говорит здесь о своей героине Татьяне, но сентиментальными романами зачитывались все девушки того времени.

Главная особенность сентиментализма состоит в том, что внимание в них в первую очередь уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи. Герои произведений сентиментализма обладают врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, они живут на лоне природы, любят её и слиты с ней

Такой героиней является Лиза из повести Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Эта повесть имела огромный успех у читателей, за ней последовали многочисленные подражания, но главное значение сентиментализма и в частности повести Карамзина было в том, что в таких произведениях раскрывался внутренний мир простого человека, который вызывал в других умение сопереживать.

В поэзии Карамзин также был новатором: прежняя поэзия, представленная одами Ломоносова и Державина, говорила на языке разума, а стихи Карамзина заговорили языком сердца.

«История государства российского»

Исторический труд Н.М. Карамзина

Это многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю с древнейших времён до правления Ивана IV Грозного и Смутного времени. Труд Карамзина не был первым в описании истории России, до него уже были исторические труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.

Но «История» Карамзина имела, кроме исторических, высокие литературные достоинства, в том числе и благодаря лёгкости письма, она привлекла к русской истории не только специалистов, но и просто образованных людей, что очень способствовало становлению национального самосознания, интереса к прошлому. А.С. Пушкин писал, что «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».

Считается, что в этом труде Карамзин всё-таки больше проявил себя не как историк, а как писатель:«История» написана красивым литературным языком (кстати, в ней Карамзин не употреблял букву Ё), но историческая ценность его труда безусловна, т.к. автор пользовался рукописями, которые были впервые опубликованы именно им и многие из которых до настоящего времени не сохранились.

Работая над «Историей» до конца жизни, Карамзин не успел её закончить. Текст рукописи обрывается на главе «Междоцарствие 1611-1612».

Путешествие в Европу

В 1789-1790 гг. Карамзин путешествовал по Европе, посетил Германию, Англию, Швейцарию, Францию, где познакомился и общался с влиятельными масонами, а также великими философами и просветителями И. Кантом, И. Гердером, Ш. Бонне и другими. За это время Николай Карамзин глубоко проникся европейской культурой и искусством, посетил много театров, музеев, участвовал во всевозможных светских встречах.

Его сильно поразил уровень жизни и цивилизации в этих странах. Особенно Карамзин впечатлился революционной Францией. Народ был вовлечен в политические полемики, дискуссии, заинтересован чтением и изданием газет, листовок, подготовкой и слушанием революционных ораторских выступлений. Все это в то время было недоступно для нашей страны.

Реформа языка Карамзина

Влияя на литературу, творчество Карамзина не могло не коснуться изменений в речи. Основной задачей писателя стало приближение к живому, разговорном языку. Он стремился к очищению его от устаревшей лексики, вычурных объяснений. Но при этом всем Николай Михайлович был также и противником злоупотребления простонародными словами, такими, что не вписываются в понимание качественной речи, доступной, но красивой.

Карамзин обогащал русский язык, придумав много новых слов, благодаря сложению основ, трансформации словосочетаний или привнося их из других языков. Среди этих слов: промышленность, влюбленность, человечность и другие.

Значение труда Н.М. Карамзина

Уже первые публикации «Истории» потрясли современников. Её читали взахлёб, открывая для себя прошлое своей страны. Многие сюжеты писатели использовали в дальнейшем для художественных произведений. Например, Пушкин взял из «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую посвятил Карамзину.

Но, как всегда, были и критики. В основном современные Карамзину либералы возражали против этатистской картины мира, выраженной в труде историка, и его веры в действенность самодержавия.

Этатизм – это мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Этатизм рассматривает государство как самый высший институт, стоящий над всеми остальными институтами, хотя своей целью он ставит создание реальных возможностей для всестороннего развития личности и государства.

Либералы упрекали Карамзина в том, что он в своём труде следил только за развитием верховной власти, которая постепенно приняла формы современного ему самодержавия, но пренебрёг историей самого русского народа.

Существует даже эпиграмма, приписываемая Пушкину:

В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам без всякого пристрастья Необходимость самовластья И прелести кнута.

Действительно, к концу жизни Карамзин являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Он не разделял точки зрения большинства мыслящих людей на крепостное право, не был ярым сторонником его отмены.

Он скончался в 1826 г. в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник Н.М. Карамзину в Остафьево

Знакомство с масонами

Четырехлетнее общение с кружком масонов очень изменило образ Карамзина, его жизнь и мышление. Заметим, что история масонства в России еще не до конца изучена. Оно длительное время рассматривалось наукой как в основном реакционное. Однако в последние годы точка зрения на это движение несколько меняется.

Масонские ложи представляют собой особые нравственно-религиозные кружки, основанные впервые в Англии в восемнадцатом веке, а позже и в других государствах, в том числе и в нашей стране. В основе кодекса, который исповедовали масоны, лежит необходимость духовного самосовершенствования человека. У них были и свои политические программы, во многом связанные с религиозными и нравственными. Для деятельности масонов была характерна театральная обрядность, таинственность, рыцарские и другие ритуалы, имеющие мистический оттенок. Она была насыщена интеллектуально и духовно, отличалась высокими нравственными принципами и серьезностью. Масоны держались обособленно. Вот такая, описанная в общих чертах атмосфера окружала с тех пор Карамзина. Он начал общаться с интереснейшими людьми: Николаем Ивановичем Новиковым (смотрите фото ниже) и Алексеем Михайловичем Кутузовым. Влияние столь незаурядных личностей дало мощный толчок к развитию писательского таланта и его творческому самоопределению.

Сначала Карамзин переводит на русский язык художественную прозу, а позже начинает писать для журнала «Детское чтение», издателем которого был Николай Иванович Новиков, свои первые поэтические произведения. Именно в этот период он осознает свой писательский талант.

Но вот заканчивается период самоопределения, а вместе с ним и масонский период жизни молодого писателя. Рамки масонских лож становятся тесны для него, ему хочется познать жизнь в ее богатстве, пестроте и многообразии. Для того чтобы стать профессиональным писателем, требуется на собственном опыте испытать ее хорошие и плохие стороны. Поэтому Карамзин, биография которого рассмотрена в рамках данной публикации, покидает масонов и отправляется в путешествие.

Семья

Екатерина Андреевна Карамзина, вторая жена

Н. М. Карамзин был женат дважды и имел 10 детей:

  • Первая жена (с апреля 1801 года) — Елизавета Ивановна Протасова (1767—1802), сестра А. И. Плещеевой и А. И. Протасова, отца А. А. Воейковой и М. А. Мойер. По словам Карамзина Елизавету он «тринадцать лет знал и любил»

    Софья Николаевна (5.03.1802—4.07.1856), с 1821 года фрейлина, близкая знакомая Пушкина и друг Лермонтова.

    . Она была женщиной очень образованной и деятельной помощницей мужу. Имея слабое здоровье, в марте 1802 года родила дочь, а в апреле скончалась от послеродовой горячки. Некоторые исследователи считают, что именно в её честь названа героиня «Бедной Лизы».

  • Вторая жена (с 08.01.1804) — Екатерина Андреевна Колыванова (1780—1851), внебрачная дочь князя А. И. Вяземского и графини Елизаветы Карловны Сиверс, единокровная сестра поэта П. А. Вяземского.
    • Наталья (30.10.1804—05.05.1810)
    • Екатерина Николаевна (1806—1867), петербургская знакомая Пушкина; с 27 апреля 1828 года была замужем за отставным подполковником гвардии князем Петром Ивановичем Мещерским (1802—1876), женатым на ней вторым браком. Их сын писатель и публицист Владимир Мещерский (1839—1914)
    • Андрей (20.10.1807—13.05.1813)
    • Наталья (06.05.1812—06.10.1815)
    • Андрей Николаевич (1814—1854), после окончания Дерптского университета, был вынужден по здоровью находиться за границей, позднее — отставной полковник. Был женат на Авроре Карловне Демидовой. От внебрачной связи с Евдокией Петровной Сушковой имел детей.
    • Александр Николаевич (1815—1888), после окончания Дерптского университета служил в конной артиллерии, в молодости был великолепным танцором и весельчаком, был близок с семьей Пушкина в его последний год жизни. Женат на княжне Наталье Васильевне Оболенской (1827—1892), детей не было.
    • Николай (03.08.1817—21.04.1833)
    • Владимир Николаевич (5.06.1819 — 7.08.1879), член консультации при министре юстиции, сенатор, владелец имения Ивня. Отличался остроумием и находчивостью. Был женат на баронессе Александре Ильиничне Дука (1820—1871), дочери генерала И. М. Дука. Потомства не оставили.
    • Елизавета Николаевна (1821—1891), с 1839 года фрейлина, замужем не была. Не имея состояния, жила на пенсию, которую получала как дочь Карамзина. После смерти матери проживала вместе со старшей сестрой Софьей, в семье сестры княгини Екатерины Мещерской. Отличалась умом и безграничной добротой, принимая все чужие горести и радости близко к сердцу. называл её «примером самоотвержения». В семье её ласково звали — Бабу.

Софья Николаевна, дочьЕкатерина Николаевна, дочьАндрей Николаевич,сынВладимир Николаевич,сынЕлизавета Николаевна, дочь

«История государства Российского»

Указом от 31 октября 1803 года император Александр I назначает 36-летнего Николая Карамзина официальным историографом и поручает ему написать историю России. Сведений, почему именно Карамзин, ранее не увлекавшийся историей, получает это звание, нет. Николай Карамзин с пылом берется за дело, тем более что титул историографа открывает для Карамзина все архивы и собрания документов, недоступные не только широкой публике, но и историкам. Карамзин довел свое повествование до Смутного времени. Работая над своей «Историей…», Карамзин отказывается от государственной карьеры, в том числе от поста тверского губернатора.

Должность историографа принесла Карамзину 2000 рублей дополнительного ежегодного жалованья. Это было меньше, чем приносила ему издательская и журналистская деятельность (например, за редактирование «Вестника Европы» его жалованье составляло 3 тыс. рублей в год), тем не менее, с этого момента Николай Карамзин всецело отдается главному труду своей жизни – составлению «Истории государства Российского». На это он потратил 22 года, просмотрев и сделав выписки из сотен документов, многие из которых были ранее неизвестны. В частности, Карамзин открыл в рукописи 16 века «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и опубликовал его в 1821 году.

Работа над «Историей государства Российского» прерывалась лишь один раз в 1812 году. Карамзин, который рвался в ополчение и готов был защищать Москву, согласился покинуть город только тогда, когда французы уже готовились войти. Во время пожаров сгорела библиотека Карамзина. Начало 1813 года Карамзин провел в эвакуации – сначала в Ярославле, потом в Нижнем Новгороде, после чего он вернулся в Москву и продолжил работу над своим историческим трудом.

В феврале 1818 года, когда писатель готовился отметить 50-летний юбилей, вышли в свет первые восемь томов его труда. За месяц было продано 3 тысячи экземпляров – это был рекорд продаж того времени. 12-й том вышел уже после смерти автора.

В 1810 году Александр I пожаловал Карамзину орден св. Владимира 3 степени. В 1816 году Николай Карамзин получил титул статского советника и был награжден орденом св. Анны 1-го класса. С 1818 года Карамзин являлся членом Императорской Российской Академии, а с 1824 года – действительным статским советником.

Последние годы жизни Николай Карамзин провел в Петербурге, был близок с царской семьей и имел собственное пожалованное ему императором жилье в Царском селе.

Умер Николай Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 года от чахотки. Его здоровье было подорвано после того, как он пошел на Сенатскую площадь, чтобы посмотреть восстание декабристов и простудился. Для лечения он собирался отправиться в Италию и на юг Франции. Император выделил ему на это средства и фрегат, но официальный историограф не смог воспользоваться царской милостью. Его похоронили в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище.

«Вестник Европы»

В 1802 году Карамзин стал редактором журнала «Вестник Европы», основанного И. В. Поповым. «Вестник Европы» был первым общественно-политическим и литературно-художественным периодическим изданием в нашей стране.

На протяжении двух лет Николай Михайлович занимал эту должность и даже получал за нее оклад, что было впервые в истории российской журналистики. Его любовь к истории и увлечение ею, конечно, оказали прямое влияние на содержание журнала. Карамзин там подробно освещал исторические вопросы, отечественные и зарубежные.

При Николае Михайловиче издание имело четкое разделение на два раздела: «политика» и «литература и смесь». Выделение исторических и политический моментов в отдельный раздел, большая заинтересованность в них большого объема населения, установление особой связи с читателями стали настоящим достижением просветительской деятельности Карамзина. Преподносились политические события в нем очень доступно, живо и увлекательно. Именно это сыграло основную роль в бешеной популярности журнала.

Карамзин — писатель

Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803—1815 гг. было напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.

«Влияние последнего <Карамзина> на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен.

Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (—) и повести «Бедная Лиза» (; отдельное издание ) открыли в России эпоху сентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался[источник не указан 2392 дня], в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развивавшаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница ()

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище ()

Проза Карамзина

Первое издание «Истории» Карамзина на польском языке

  • «Евгений и Юлия», повесть ()
  • «Письма русского путешественника» (-)
  • «Бедная Лиза», повесть ()
  • «Наталья, боярская дочь», повесть ()
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла» ()
  • «Сиерра-Морена», повесть ()
  • «Остров Борнгольм» ()
  • «Юлия» ()
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть ()
  • «Моя исповедь», письмо к издателю журнала ()
  • «Чувствительный и холодный» ()
  • «Рыцарь нашего времени» ()
  • «Осень»
  • Перевод — пересказ «Слова о полку Игореве»
  • «О дружбе» (1826) писателю А. С. Пушкину.

Реформа языка Карамзина

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в -х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.

Карамзин как историограф

31 октября 1803 году начался новый этап в жизни и деятельности Николая Михайловича. Указом императора Александра I ему было даровано звание историографа и тем самым он официально стал лицом, которому правительством было поручено написать историю России. Этим же Указом было определено и денежное содержание в 2000 рублей в год, сумма по тем временам значительная.

Карамзин отнесся к назначению серьезно и ответственно, прекратив литературную деятельность. Начиная с 1804 года, он занимается только изучением и написанием истории, отказываясь от всякой другой работы, в том числе и от государственных должностей.

В феврале 1818 года были напечатаны первые 8 томов его исторических исследований. Успех был полный — весь тираж в три тысячи экземпляров был раскуплен в течение месяца, а вскоре появился и перевод на основные европейские языки. До 1824 года вышли в свет еще 3 тома. Последний, двенадцатый, был опубликован после смерти автора.

Карамзин не был первым человеком в России, поставившим перед собой такую задачу. Российскую историю описывали, например, первый официальный российский историограф Г. Ф. Миллер, русский историк и философ М. М. Щербатов, написавший знаменитую работу «История Российская от древнейших времен». Можно назвать и других исследователей истории.

Заслуга Н. М. Карамзина состоит в том, что его описание российской истории сделано на хорошем литературном языке. Здесь он выступил в первую очередь в качестве писателя, в этом объяснение того, почему его работа стала доступной для широких слоев образованной публики. Как писал В. Г. Белинского, историограф «заговорил с обществом на языке общества».

Вместе с тем Карамзин стремился к объективному и всестороннему отображению исторических событий как бы они ни выглядели со стороны, что далеко не всегда находило понимание в обществе. «История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно: она изображает действительный мир.» Цитата из предисловия к главному труду его жизни убедительно характеризует профессиональные и человеческие достоинства выдающегося историка.

За эти годы Карамзин открыл и исследовал целый ряд ценных исторических документов, в частности, записки русского купца и путешественника Афанасия Никитина «Хождение за три моря». Многие из документов погибли в 1812 году в Москве во время пожара, но часть текстов сохранились как в самой «Истории…», так и в подробнейших примечаниях к ней.

Карамзин – историк

ХІХ век приводит Карамзина к истории. Когда Александр І назначает его придворным историографом, жизнь и творчество Карамзина снова претерпевают кардинальные изменения: он отказывается от литературной деятельности полностью и погружается в написание исторических трудов.

Как ни странно, но первое свое историческое произведение, «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношении», Карамзин посвятил критике реформ императора. Целью «Записки» было показать консервативно настроенные слои общества, а также их недовольство либеральными реформами. Также он старался найти доказательства бесполезности таких реформ.

Детство и юность

Н. М. Карамзин родился в селе Знаменское Симбирской губернии (сейчас — село Карамзинка Ульяновской области). Его детские годы прошли в имении отца, дворянина и отставного офицера Михаила Егоровича Карамзина. Воспитанием и начальным домашним образованием мальчика занимался отец, его мать Екатерина Петровна Карамзина (Пазухина) рано умерла.

В дальнейшем учеба продолжалась в частном пансионе Симбирска, а в 1778 году он продолжил образование в Москве, в пансионе профессора И. Г. Шадена. Параллельно Карамзин слушал в Университете лекции И. Г. Шварца. И Шаден, и Шварц не только превосходно знали свои предметы, но и оказывали нравственное влияние на молодежь.

В 1783 году, согласно воле отца, поступил на службу в армию, но прослужил недолго. В 1784 году он вышел в отставку в чине поручика и больше к военной службе интереса не проявлял. Обучение у лучших преподавателей Московского Университета дало свои плоды, к этому времени молодой человек уже считался хорошо образованным.

Государю Императору Александру Павловичу, самодержцу всея России

Всемилостивейший государь!

С благоговением представляю Вашему Императорскому Величеству плод усердных, двенадцатилетних трудов. Не хвалюся ревностию и постоянством: ободрённый Вами, мог ли я не иметь их?

В 1811 году, в счастливейшие, незабвенные минуты жизни моей, читал я Вам, Государь, некоторые главы сей Истории — об ужасах Батыева нашествия, о подвиге Героя, Димитрия Донского — в то время, когда густая туча бедствий висела над Европою, угрожая и нашему любезному отечеству

Вы слушали с восхитительным для меня вниманием; сравнивали давно-минувшее с настоящим, и не завидовали славным опасностям Димитрия, ибо предвидели для Себя ещё славнейшие. Великодушное предчувствие исполнилось: туча грянула над Россиею — но мы спасены, прославлены; враг истреблён, Европа свободна, и глава Александрова сияет в лучезарном венце бессмертия

Государь! если счастие Вашего добродетельного сердца равно Вашей славе, то Вы счастливее всех земнородных.

Новая эпоха наступила. Будущее известно единому Богу; но мы, судя по вероятностям разума, ожидаем мира твёрдого, столь вожделенного для народов и Венценосцев, которые хотят властвовать для пользы людей, для успехов нравственности, добродетели, Наук, Искусств гражданских, благосостояния государственного и частного. Победою устранив препятствия в сём истинно Царском деле, даровав златую тишину нам и Европе, чего Вы, Государь, не совершите в крепости мужества, в течение жизни долговременной, обещаемой Вам и законом Природы и тёплою молитвою подданных!

Бодрствуйте, Монарх возлюбленный! Сердцеведец читает мысли, История предаёт деяния великодушных Царей, и в самое отдалённое потомство вселяет любовь к их священной памяти. Приимите милостиво книгу, служащую тому доказательством. История народа принадлежит Царю.

Всемилостивейший государь!Вашего Императорского Величества
верноподданный
Николай Карамзин.

Декабря 8-го, 1815.

Детство и юность Н. Карамзина

Родился будущий гений 12 декабря 1766 года. Вырос и воспитывался в доме своего отца Михаила Егоровича, который был отставным капитаном. Николай рано потерял мать, поэтому его воспитанием полностью занимался папа.

Как только научился читать, мальчик брал книги из библиотеки своей матери, среди которых были французские романы, произведения Эмина, Роллена. Начальное образование Николай получал дома, затем учился в Симбирском дворянском пансионе, а после, в 1778 году, его отправили в пансион профессора Московского.

Еще в детстве он начал интересоваться историей. Этому поспособствовала книга по истории Эмина.

Пытливый ум Николая не давал ему сидеть долго на месте, он занялся изучением языков, ходил слушать лекции в Московский университет.

Карамзин-писатель[править]

Сентиментализмправить

Публикация Карамзиным романа «Записки русского путешественника» и повести «Бедная Лиза» открыли в России эпоху сентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие отечественной литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзинаправить

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница ()

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признает наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос
Страшно в могиле, хладной и темной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище ()

Карамзин — переводчик

В 1787 году, увлечённый творчеством Шекспира, Карамзин опубликовал свой перевод оригинального текста трагедии «Юлий Цезарь». Оценку произведению и собственному переводческому труду Карамзин дал в предисловии:

В начале 1790-х годов это издание, одно из первых произведений Шекспира на русском языке, было включено цензурой в число книг для изъятия и сожжения.

В 1792—1793 годах Н. М. Карамзин перевёл (с английского) памятник индийской литературы — драму Калидасы «Шакунтала».
В предисловии к переводу он написал:

Карамзин – издатель

Начало издательской деятельности Карамзина относится к тому периоду, когда он вернулся в Россию. В 1791—1792 годах Карамзин издает «Московский журнал», где одновременно выступает как редактор. В году выпускает альманах «Аглая» (т.1, 1794; т. 2, 1795; переиздание, 1796) . Такой тип издания был новым для России и благодаря Карамзину утвердился в её культурной жизни. Карамзин стал также создателем первой русской поэтической антологии, получившей название «Аониды» (1796—1799). В эти сборники он поместил не только свои стихи, но и стихи современников — Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева, М. М. Хераскова и многих молодых поэтов. А в 1798 году издает сборник «Пантеон иностранной словесности», в который Карамзин включил часть своих прозаических переводов.

Жизнь в провинциальном Симбирске

Внешне Карамзин живет беспорядочной, рассеянной жизнью светского человека, блистающего столичными манерами и галантным обхождением с дамами. Николай Михайлович модно одевается, следит за своей внешностью, играет в карты. На губернских балах он был ловким и блестящим кавалером. Но все это — лишь внешние проявления его характера.

В это время Карамзин, биография которого богата на довольно неожиданные повороты и события, серьезно задумывается о своем месте в жизни, много читает, знакомится с интересными людьми. Он уже получил хорошее образование, но продолжает развиваться, приобретая все новые знания в различных сферах. Больше всего Карамзин интересуется историей, литературой и философией.

Друг семьи Иван Петрович Тургенев, масон и литератор, состоявший в большой дружбе с Николаем Ивановичем Новиковым (который был также масоном, талантливым журналистом, книгоиздателем и писателем-сатириком), сыграл определенную роль в жизни будущего писателя. По его совету Николай Михайлович переехал в Москву и познакомился с кружком Новикова. Так начался новый период в его жизни, охватывающий время с 1785 по 1789 годы. Скажем о нем несколько слов отдельно.

Начало карьеры

Творчество Карамзина берет свое начало со времен, когда он служил в Преображенском гвардейском полку Петербурга. Именно в этот период Николай Михайлович начинает пробовать себя в амплуа писателя.

Способствовали формированию Карамзина как художника слова и знакомства, которые он заводил в Москве. Среди его приятелей были Н. Новиков, А. Петров, А. Кутузов. В этот же период он приобщился к общественной деятельности – помогал в подготовке и выпуске журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума».

Период службы стал не только началом творческой деятельности Николая Карамзина, но и сформировал его как личность, дал возможность завязать много знакомств, которые были полезны. После смерти отца Николай решается бросить службу, чтобы никогда к ней не возвращаться. В свете в то время это расценивалось как дерзость и вызов обществу. Но кто знает, если бы он не бросил службу, то смог бы издать свои первые переводы, а также оригинальные сочинения, в которых прослеживается живой интерес к исторической тематике?

Память

Именем писателя названы:

  • Посёлок имени Карамзина — ныне в черте города Ульяновск.
  • Проезд Карамзина в Москве
  • Улица Николая Карамзина в Калининграде, Красноярске, Майна (Ульяновская область).
  • В Ульяновске в 1845 г. был установлен памятник Н. М. Карамзину.
  • Памятный знак — в подмосковной усадьбе Остафьево.
  • В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина
  • Карамзинская общественная библиотека в Симбирске, созданная в честь знаменитого земляка, открылась для читателей 18 апреля 1848 года.
  • 25 мая 1868 года, к 100-летнему юбилею Н. М. Карамзину, было утверждено «Положение о стипендии Н. М. Карамзина при Симбирской гимназии».
  • Награды Ульяновской области — Медаль Н.М. Карамзина.
    5 мая 2011 года правительство Ульяновской области учредило Медаль Н.М. Карамзина .

  • Монета Банка России (2016 г.) — Н. М. Карамзин.
    В 2016 году, к 250-летию со дня рождения писателя Центральный Банк России выпустил серебряную памятную монету «Н. М. Карамзин. 1766—1826» номиналом в 2 рубля, серия: «Выдающиеся личности России».

  • Флаг и герб Гимовского сельского поселения, в которое входит село Карамзинка, в котором родился Н. М. Карамзин, изображён малый родовой герб Карамзиных.

В филателии

  • В 1991 году Почта СССР выпустила почтовую марку посвящённую Н. М. Карамзину.
  • В 2005 году Министерство связи России выпустило ХМК — «Ульяновск. Памятник Н. М. Карамзину. Установлен в 1845 г.».
  • В 2016 году Почта России выпустила почтовую марку посвящённая Н. М. Карамзину.
  • В 2016 году Министерство связи России выпустило ХМК — «Ульяновск. 7 — 14 декабря 2016 г. Всероссийская филателистическая выставка. История государства Российского. К 250-летию Н. М. Карамзина.».
  • В 2016 году Министерство связи России выпустило ХМК — «Ульяновская область. К 250-летию Н. М. Карамзина. «Л. Н. Нецветаев. Пушкин у Карамзина. 1820» 1993 г.».

Лирика Николая Карамзина

В поэзию Карамзин тоже привнес «свежий ветер». В его стихотворениях появились нотки предромантизма, хотя в целом это сентиментальная поэзия.

В своем произведении «Поэзия» Николай Михайлович впервые выразил мысли о ее новом назначении и новых задачах. В отличие от произведений классицистов, где был государственный посыл, у Карамзина поэзия имеет личную, интимную направленность.

Впервые в России он стал прославлять великого английского драматурга Шекспира. Его сильно впечатляет глубоко психологическая направленность произведений.

Карамзин старается расширить жанровые рамки поэзии в нашей стране. Он пишет первые баллады, которые потом лягут в основу творчества великих романистов. В дальнейшем баллады станут главным жанром великого Жуковского.

В своей лирике Карамзин впервые воспевает красоту русской природы. В его произведениях «Волга», «Осень» звучат переплетения состояния природы с человеческими чувствами.

Новаторским решением стала и рифмовка Карамзина. Как правило, она не упорядочена и создает особую атмосферу непринужденности и легкости. Не случайно Николая Михайловича считают родоначальником «легкой поэзии».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий