Неизвестные таланты великих: живописные пейзажи на акварелях поэта михаила лермонтова

Картины Лермонтова

Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралистичностью. На это есть несколько причин. Во-первых, Лермонтов принадлежал к эпохе, в которой уже произошел отход от монументальности изображения, но модернизм, призывающий к трансформации, еще не набрал обороты.

Во-вторых, к реальности в изображении Лермонтова приучил еще первый учитель А. Солоницкий, так как только в точном отображении находил достоверность. То есть нельзя изобразить пейзаж таким, каким его видит автор в сравнении. Необходимо подать его таким, каков он есть, а каждый для себя уже сам подберет чувства и ассоциации.

В-третьих, современники Лермонтова утверждают, что у него была потрясающая, едва ли не фотографическая память, что давало возможность изображать мелочи, без натуры, имея одни только наброски и зарисовки.

Но при всем стремлении к точному отображению это не помешало Лермонтову выработать свой стиль в живописи.

Описание картины

Автопортрет Лермонтова 1837 года запечатлевает юношу, одетого в мундир Нижегородского полка. На его плечи накинута бурка, на груди размещаются газыри, а в руке поэт держит шашку. Фоном служат Кавказские горы, которые оставили в памяти Михаила Юрьевича ощутимый след, несмотря на то, что наслаждаться их видом Лермонтов мог только несколько месяцев.

На обратной стороне картины имеется надпись на немецком языке, которая называет создателя картины. Конечно, идеальным, с точки зрения художественного исполнения, автопортрет Лермонтова назвать нельзя. Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук

Однако это ли важно, когда перед нами важный документ, демонстрирующий, что испытывал Лермонтов в то время? Невинное, доброе, несколько детское лицо с угрюмым, грустным, даже трагичным выражением глаз – своего рода лирический дневник поэта. А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: «Лермонтов «Автопортрет» (акварель, 1837)»

Дуэль, которая не должна была состояться

Познакомившись с обычаями горных народов во время Кавказской войны, Лермонтов начал уважать кавказцев. Его друг Мартынов, напротив, одним своим внешним видом (офицер любил носить подражательную черкеску) показывал пренебрежительное отношение к горцам. Однажды Лермонтов пошутил о Мартынове при дамах. Друзья поссорились и назначили дуэль.

Опытные дуэлянты, бывшие в окружении молодых людей, отправили Лермонтова в вечер ссоры с бала домой. Мартынову нанесли визит, его пытались отговорить от поединка. Однако Николай Соломонович терпеливо ждал часа мести.

Секунданты назначили дистанцию в 30 шагов. Отмерив положенное расстояние, секундант Глебов бросил к ногам шапку. Позже подошёл секундант Васильчиков и пнул её ногой так, что она улетела ещё на несколько метров. Никто не возражал — это был хитрый план друзей Лермонтова и Мартынова по предотвращению кровопролития. Время тоже было предусмотрено: вечер, дождь, местность заволокло туманом. Видимость была, откровенно, плохая.

Как вспоминал Глебов, по дороге на дуэль Лермонтов не отдавал никаких предсмертных распоряжений и делился планами двух будущих произведений: «одного из времен смертельного боя двух великих наций, с завязкою в Петербурге, действиями в сердце России и под Парижем и развязкою в Вене, и другого из кавказской жизни, с Тифлисом при Ермолове, его диктатурой и кровавым усмирением Кавказа, персидской войной и катастрофой, среди которых погиб Грибоедов». Он сожалел, что не получил увольнения в Петербурге и предвкушал отправиться в экспедицию. Уже стоя напротив Мартынова и укрываясь рукой с поднятым вверх пистолетом, он сохранял спокойное выражение лица. Лермонтов не собирался стрелять: «Рука на него не поднимается», — говорил он про Мартынова, а незадолго до дуэли повторил: «Стану я стрелять в такого дурака».

Мартынов попал прямо в сердце, пуля прошла навылет. С похоронами Лермонтова возникли проблемы. Понимали, что хоронить поэта нужно по православному обычаю. Но из-за того, что Лермонтов — дуэлянт, а, стало быть, самоубийца, ни заупокойной, ни места на кладбище ему не полагалось. Батюшку уговаривали дарами — в обмен на дорогую икону в серебре. Через несколько дней Лермонтова похоронили в Пятигорске.

Мнимые рисунки Лермонтова

Один из рисунков, которые приписываются кисти Лермонтова, но на самом деле ему не принадлежат – это «Голова воина в шлеме». Главный аргумент, свидетельствующий в пользу ложного автора – почерк, не такой, который имеет остальная живопись Лермонтова.

Вторая такая картина – «Буря на море». Если предыдущее произведение было выполнено с большим мастерством, чем было у поэта на то время, то «Буря», напротив, нарисована неуверенной, вялой рукой. Тогда как Лермонтов в этот период уже обрел свой почерк и рисовал куда лучше.

«Два адъютанта» — это картина, написанная близким товарищем М. Ю. Лермонтова – Гагариным. Об этом свидетельствуют характерные особенности построения, выбора и нанесения красок.

Помимо этих картин, стилистические черты, которых не имела живопись в творчестве Лермонтова, присущи таким: «Надгробный памятник с урной», «Стреляющий казак на лошади», «Голова крестьянина», «Кавказский вид» и некоторым другим.

Живопись

Известны 13 картин Лермонтова, выполненных маслом на холсте, на картоне и на дереве.

Картина Название Техника / Размер (см) Галерея Примечания
1 «Герцог Лерма» 1832—1833 Холст, масло 60×51 см С 1917 — в ИРЛИ (Пушкинский Дом) Картина написана для Алексея Александровича Лопухина. Здесь запечатлен образ человека, которого, по словам Лопухина, Лермонтов увидел во сне. Существовало семейное предание о происхождении рода Лермонтова от испанского герцога Лермы (1552—1623), которое однако соответствало действительности.
2 «Портрет Андрея Николаевича Муравьёва».1836 — нач. 1838 картон, масло 31,1×25,4 ИРЛИ. В Лермонтовском музее с 1916. Надпись чернилами на обороте: «Portrait d’André Mouravieff dessiné par Lermontoff offert comme souvenir au Prince Alexandre Schachovskoy le 30 âout 1885 par la Bnne Sophie de Staël-Holstein». («Портрет Андрея Муравьева, написанный Лермонтовым и подаренный на память князю Александру Шаховскому 30 августа 1885 баронессой Софьей Сталь-Гольштейн».). Андрей Николаевич Муравьёв (1806—1874) был камергером российского императорского двора, историком Церкви, драматургом и поэтом.
3 «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 21 авг. 1831».1837 картон, масло 65,8×79,3 ИРЛИ. В Лермонтовском музее с 1916. Внизу подпись: «М. Лермонтовъ. 1837». Картина была обнаружена Н. П. Пахомовым в 1937 году в Военно-историческом музее артиллерии в Ленинграде и в 1951 передана в ИРЛИ.
4 «Вид Тифлиса».1837 картон, масло 32,2×39,5 ГЛМ (Государственный Литературный музей) Картина подарена Лермонтовым своему родственнику генералу П. И. Петрову в Ставрополе в 1837.
5 «Вид Пятигорска». <1837—38> картон, масло 65,8×79,3 ГЛМ. внизу монограмма: «М. Л.». Вид на город со стороны подъема к гроту.
6 «Кавказский вид с саклей». 1837—38 картон, масло 36×43,5 ИРЛИ. Военно-Груз. дорога близ Мцхеты.
7 «Кавказский вид возле селения Сиони». 1837—38 холст, масло Государственный заповедник «Тарханы». Военно-Груз. дорога, ущелье близ Коби; без подписи.
8 «Вид горы Крестовой». 1837—38 картон, масло Музей Л. в Пятигорске. Картина изображает панораму, к-рая открывается от начала подъема на Крестовую (описана в повести «Бэла»)
9 «Кавказский вид с верблюдами». 1837—38 холст, масло 62×72 ИРЛИ. Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Караагач.
10 «Воспоминание о Кавказе». Март — апрель 1838 картон, масло ИРЛИ. Авторство Л. засвидетельствовал А. И. Арнольди.
11 «Черкес» <март — апрель 1838> картон, масло 27,2×22 ИРЛИ. Сохранилось свидетельство А. И. Арнольди, что картина сделана при нем «в час времени в Селищенских казармах…».
12 «Сцена из кавказской жизни». 1838 дерево, масло ГЛМ. Поступила из ФРГ при содействии И. Андроникова.
13 «Перестрелка в горах Дагестана». 1840—41 холст, масло ГЛМ. В 80-х гг. на холсте сохранялась надпись «В горах Дагестана. М. Ю. Л.».

Рисунки М. Ю. Лермонтова

Альбом М. М. Лермонтовой. См. в Эл. библ-ке

Л. 48. Пейзаж. Кар. полустершийся набросок. 1835–1836. 9,2 × 15,5.

Ф. 429 (Лермонтов). № 41. См.

Альбом М. Ю. Лермонтова

Л. 3. Сосна и пальма. Две мужские головы. Рисунки кар. 1840–1841. 9,9 × 13,9. К стих. «На севере диком…».

Л. 4. Голова молодого человека в галстуке, завязанном бантом. Рисунок кар. 1840–1841. 5 × 2,3.Предисловие к «Герою нашего времени».

Л. 7. Кавказский пейзаж. Кар. рисунок. 1840. 18 × 25.

Л. 8. Три всадника. Кар. рисунок. 1840. 18 × 25.

Л. 10. Поясное изображение мужчины в куртке. Кар. рисунок. 1840–1841. 5 × 5,5.

Л. 12. «Magnétisme du regard et effet de la bourse». Кар. рисунок. 1840–1841. 18 × 25.

Л. 13. Передвижение отряда. Кар. рисунок. 1840. 18 × 25.

Л. 14. Конный гусар с поднятой кверху саблей. Кар. рисунок. 1840. 18 × 25.

Л. 16. Пятигорский бульвар. Полустертый кар. рисунок. 1840. 18 × 25.

Л. 19. Отряд кавказских войск на позиции. Кар. рисунок. 1840. 18 × 25.

Л. 20об. Кавказский пейзаж. Незаконченный кар. рисунок. 1840. 18 × 25.

Л. 22. Девушка на лестнице с книгой. Кар. рисунок. 1840–1841. 18 × 25.

Л. 23. Четыре мужских головы в профиль, одна – 3/4 влево, всадник и фигура пожилого мужчины. Рисунки пером и кар. 1840. 18 × 25.

Л. 24. Лагерь. Кар. рисунок. 1840. 18 × 25.

Л. 25. Переход через Сулак. Рисунок пером. 1840. 18 × 25.

Л. 26. Сражение при Валерике. Начало боя. Генерал Галафеев. Кар. рисунок. 1840. 18 × 25.

Л. 28об. Перестрелка. Кар. рисунок. 1840. 18 × 25.

Л. 29. Три мужские фигуры (военный с треуголкой в руке, мужчина в театральном костюме, сидящий мужчина) и два соединенных профиля. Кар. Рисунки. 1840–1841. 18 × 25.

Ф. 429 (Лермонтов). № 11.  См. Полное описание

Записная книжка

Общая тетрадь с учебными записями

Л. 22об. Набросок мужского лица. Рисунок пером. 1829. 4,5 × 3.

Л. 32об. Незаконченный мужской профиль. Рисунок пером. 1829. 2, 9 × 1,4.

Лекции из военного слова (по теории словесности)

Лекции из воинского устава.

Лекции из географии

Внутренняя сторона верхней крышки переплета. Мужской профиль. Незаконченный кар. рисунок. 1836–1839. 1,5 × 1,3.

Л. 58. Голова пожилого мужчины с бородой. Рисунок пером. 1832–1834. 4,5 × 5.

Л. 58 об. Две мужских головы и два мужских профиля. Рисунки пером. Мужской профиль. Рисунок кар. 1832–1834. 21 × 16,5.На стихотворении «Когда надежде недоступный…».

Л. 60. Мужской профиль. Рисунок пером. 1836–1839. 1,5 × 1,8.«Когда », поэма.

Л. 60 об. Четыре мужских головы и два мужских профиля. Поясное изображение крестьянина. Рисунки пером. Мужской профиль. Рисунок пером и кар. 1839. 21 × 16,8. «Сашка», поэма.

Л. 61. Мужской профиль с усами. Кар. рисунок. 1839. 1,4 × 1, 6. «Сашка», поэма.

Л. 63. Мужская голова. Кар. рисунок. 1839. 3,2 × 2,3. «Сашка», поэма.

Л. 64. Мужской профиль. Рисунок кар. 1839. 1,2 × 1, 5. «Сашка», поэма.

Л. 64 об. Четыре мужских головы, мужской профиль, поколенное изображение мужчины в сюртуке. Рисунки пером. 1836–1839. 21 × 6,5. «Сашка», поэма.

Там же, внутренняя сторона задней крышки переплета. Молодой военный с курчавыми волосами в мундире и эполетах. Поясной портрет. Рисунок пером. 1839. 7 × 3,3. «Сашка», поэма.Ф. 429 (Лермонтов). № 34.

Лекции из Закона Божия

Лекции из судопроизводства

Л. 57об. Поясное изображение военного. Полустершийся кар. рисунок. 1832–1834. 5,5 × 5,3.Ф. 429 (Лермонтов). № 36.

«Боярин Орша»

Л. 12. Голова пожилого мужчины с галстуком, завязанным бантом. Рисунок пером. 1835–1836. 5,2 × 4,4.Ф. 429 (Лермонтов). №. 1.

«Герой нашего времени»

Л. 43. Мужской профиль. Рисунок пером. 1839. 1,6 × 1.

Л. 48 об. Мужская голова. Рисунок пером. 1839. 1,5 × 1,8.

Ф. 429 (Лермонтов). № 2.

«Княгиня Лиговская»

Л. 3об. Голова пожилого мужчины. Рисунок пером. 1836. 5 × 2,2.; Набросок испанца. Рисунок пером. 1836. 1,8 × 1,8.

Л. 8об. Скачущий конь. Рисунок пером. 1836. 8,2 × 3,3.

«Menschen und Leidenschaften», драма

Л. 1. Мужская голова с большими усами. Кар. рисунок, частично обведенный чернилами. 1830. 8,9 × 7,8.

Испанец с фонарем, рисунок

Скачущая лошадь, рисунок

Самые дорогие картины Шишкина

Картины Ивана Шишкина высокого ценятся на аукционах. За период с 2000 по 2020 годы на разных торгах было продано 456 его работ на общую сумму 48,7 млн долларов. Посмотрим несколько примеров дорогих уходов.

Самым дорогим в истории продаж полотен Шишкина стала картина «Сумерки». Ее выставили на лондонских торгах MacDougall’s в 2013 году. Начальная стоимость работы была заявлена в пределах 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов

Конечно, картина такого уровня немедленно привлекла внимание и привела к жаркой борьбе участников аукциона. В итоге работу купили за 2 млн 158 тыс

фунтов стерлингов (3,3 млн долларов).

И. Шишкин. «Сумерки». 1896 г.

В 2016 году состоялась еще одна крупная продажа на этот раз уже на торгах Sotheby’s. Здесь выставили картину «На опушке соснового леса», которую художник написал за год до своей кончины. Любопытно, что маэстро отказал самому царю Николаю II, пожелавшему купить картину. Вместо этого он продал ее своему племяннику Стахееву. Позже полотно попало в семью художника Шарля Дефрейна, где и находилось, пока потомки не выставили его на торги. С молотка картина ушла за 1 млн 385 тыс. фунтов стерлингов, хотя начальная стоимость лота составила только 500-700 тысяч.

И.И. Шишкин. «На опушке соснового леса». 1897 г.

В 2019 году ушел с аукциона еще один пейзаж художника. Это картина «Сухостой», также написанная за год до смерти. Работа появилась на торгах Christie’s с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и была продана примерно за 1 млн фунтов.

И. Шишкин. «Сухостой». 1897 г.

Рисунки на автографах

Интересными являются также рисунки поэта на рукописях, возле дарственных надписей, в альбомах разных семей. Это не представляет живопись Лермонтова в таком свете, в котором представлена она в крупных полотнах. Она не только сделана на скорую руку, но и выполнена в одном цвете. Такой рисунок передает отношение Лермонтова к тому, что или кого он рисовал. То есть он передавал именно те черты, которые больше всего запоминались, бросались в глаза.

Таких рисунков множество, поскольку создавались они в ходе работы над очередным поэтическим произведением.

Самые ранние графические наброски, которые нам известны на сегодняшний день – это зарисовки на Псалтыре. На самом деле это скорее забавный факт, а не произведение искусства. На них нет ни отточенности пера, ни особенной тематики.

Лермонтов как художник

Во многих воспоминаниях друзей семьи Лермонтова маленький Миша описан постоянно что-то рисующим. Даже на детском портрете неизвестного художника он изображен с мелом в руке.

Достоверно не установлено, обучался ли Лермонтов рисованию в детстве, но известно, что уже во время пребывания в Московском университетском благородном пансионе он берет уроки у знаменитого художника А. Солоницкого. Тогда М. Ю. Лермонтов и пришел к мнению, на котором настаивал его учитель, что все должно быть натурально и максимально приближено к действительности. Такой и была впоследствии не только живопись и графика Лермонтова, но и поэзия.

После окончания пансиона будущий классик не бросает занятия рисованием. В Петербурге он продолжает учиться под руководством Петра Заболоцкого.

Не только окружающие, но и учителя отмечали, что живопись Лермонтова заслуживает внимания. Если бы он не писал стихи, то прославился бы как художник, и вполне возможно, что жизнь сложилась бы совершенно по-другому.

Примечания

  1. Щеголев П. Е. Лермонтов: воспоминания, письма, дневники. М., 1999.
  2. Н. П. Пахомов: «Живописное наследие Лермонтова» // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» — М.: Сов. Энцикл., 1981. — С. 163—169.
  3. Александра Михайловна Верещагина (1810—1873) — родственница Лермонтова. Её тетка по матери, Екатерина Аркадьевна Анненкова, была женой Д. А. Столыпина, брата бабушки Лермонтова. По отцу А. М. Верещагина была двоюродной сестрой В. А. Лопухиной.
  4. В оригинале по-французски. Цит. по статье: Н. П. Пахомов «Живописное наследие Лермонтова».

Лермонтов и публика

Самые ранние стихи Лермонтова, дошедшие до нас, были написаны шестнадцатилетним юношей. Вдохновляли на написание лирики поэта в первую очередь такие личности, как Пушкин, Байрон и Гёте.

Бабушка Лермонтова хвалила стихи внука за то, что там «нет нонишней модной неистовой любви». Правда, когда Михаила Юрьевича сослали за знаменитое стихотворение «Смерть поэта» на Кавказ, бабушка вообще пожалела, что внука учили литературе.

На фронте Кавказской войны Лермонтов встретил сосланного поэта-декабриста Владимира Одоевского. Они подружились, и участник восстания 14 декабря 1825 года высоко оценивал лирику Михаила Юрьевича.

При жизни у Лермонтова вышел всего один сборник. Тогда этим не гордились. Карьера литератора в те времена — это вообще не карьера, скорее, развлечение гвардейца в свободное время.

Стихи Лермонтова публика встречала неоднозначно. Сегодня мы учим наизусть «Последнее Новоселье», а вот Белинский называл эти стихи коротко — «дрянь». Однако всё тот же Виссарион Григорьевич так говорил о Лермонтове: «В нем все дышит самобытною и творческою мыслию».

Император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли, сказал две фразы. Одна стала популярной: «Собаке — собачья смерть». А вот о другой всё время забывают: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Наиболее высоко Лермонтова в XX столетии оценил философ Дмитрий Мережковский, творивший в период Серебряного века. Мыслитель назвал автора «Героя нашего времени» «поэтом сверхчеловечества».

Презентация на тему: » Лермонтов-художник Выполнила Учащаяся 10 «А» класса Середина Виктория Руководитель Трунина О. В. (Автопортрет Лермонтова)» — Транскрипт:

1

Лермонтов-художник Выполнила Учащаяся 10 «А» класса Середина Виктория Руководитель Трунина О. В. (Автопортрет Лермонтова)

2

М.Ю.Лермонтов ( )

3

Лермонтов-художник Природа наделила Михаила Юрьевича Лермонтова не только поэтическим талантом, но и незаурядными способностями художника. До нас дошли его чудесные акварельные портреты, живописные масляные полотна с видами Кавказа, многочисленные зарисовки тушью и карандашом на полях рукописей, в юнкерских тетрадях, походных альбомах.

4

Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника. «Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь…» Воспоминание о Кавказе.

5

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса — всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Она является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи. Вид Тифлиса

6

В 1837 году был написан пейзаж маслом «Вид Пятигорска». «Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом»

7

Эльбрус

8

Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

9

На картине «Развалины близ селения Караагач в Кахетии» Лермонтов изобразил окрестности Караагача, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.

10

Бой при Валерике.

11

Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.

12

Также одной из картин на военную тему является полотно «Перестрелка в горах Дагестана». Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.

13

Дружба со старшим по возрасту и блестяще образованным С. А.Раевским имела для Лермонтова большое значение. Очевидно, «Посвящение» (1830), первоначально предназначенное для драмы «Испанцы», было обращено к Раевскому. В нем с благодарностью и уважением говорилось о лице, которое сыграло значительную роль в становлении характера и творчества поэта: Тебе я некогда вверял Души взволнованной мечты; Я беден был ты это знал, Я беден был ты это знал, И бедняка не кинул ты. Ты примирил меня с судьбой, С мятежной волею страстей; Тобой, единственно тобой, Я стал, чем был с давнишних дней. И муза по моей мольбе Сошла опять с святой горы. Но верь, принадлежат тебе Ее венок, ее дары!.. С. А. Раевский Акварель М Ю Лермонтова

15

Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей. Какие поэтические тайны унес он с собой в могилу? кто разгадает их?.. Лук богатыря лежит на земле, но уже нет другой руки, которая бы натянула его тетиву и пустила под небеса пернатую стрелу. Белинский о Лермонтове.

Литература

  • Ефремов П., Портреты и рисунки , в кн: М. Ю. Л., Соч., 3 изд., т. 1, СПБ, 1873
  • Заболотский П., Письмо в ред. газ. «Голос», «Голос», 1882, 24 дек.
  • Бильдерлинг А., Лермонт. музей Николаевского кавалер. уч-ща. Каталог, СПБ, 1883
  • Александренко В., Л. как художник, «Рус. ведомости», 1891, 6 окт.
  • В. Ч, Рисунки Л., «Всемир. иллюстрация», 1891, т. 46, № 3;
  • Врангель Н., Лермонтов — художник, в кн.: Лермонтов М. Ю., Полное собрание сочинений, т. 5, СПБ, 1913, с. 210—17.
  • Мосолов Б. С., Обзор художественных работ Лермонтова, в кн.: Лермонтов М. Ю., Полное собрание сочинений, т. 5, СПБ, 1913.
  • Бабенчиков М., Л. в живописи, «Совр.», 1914, окт.
  • Зубакин Б. М., Поэт и рисунок, «Иск-во трудящимся», 1925, № 16
  • Новиков И., Лермонт. домик в Пятигорске, «Огонек», 1926, № 32 (176)
  • Эфрос А., Рисунки поэта, Л., 1933, с. 15—16
  • Меленевская М., Рисунки поэта, «Сов. иск-во», 1934, 11 окт.
  • Емелин С. С., Воспроизведение рисунков Л., в кн.: Александров и Кузьмина; Белявский Н. Ф., Л.-художник, «Иск-во», 1939, кн. 5;
  • Емелин С. С., Спутники творч. исканий. (Рисунки М. Ю. Л.), «Лит-ра в школе», 1941, № 1;
  • Новые лермонт. рисунки, «Известия», 1939, 16 мая; Рисунки М. Ю. Л. «Сов. иск-во», 1939, 10 янв.
  • Пахомов Н., Выставка лермонт. фондов, «Огонек», 1940, № 2
  • Пахомов Н. П., Подруга юных дней, М., 1975
  • Пахомов Н. П., Беляев М. Д., Выставка лермонтовских фондов московских музеев, М., 1940
  • Михайлова А. Н., Рукописи М. Ю. Лермонтова, Л., 1941 с. 64—68
  • М. Ю. Л. Каталог выставки в Ленинграде, М. — Л., 1941
  • Бубнова В., Новые лермонт. материалы, в кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. 6, М. — Л., 1941;
  • Фейнберг И., Рисунок Л., «ЛК», 1940, № 2;
  • Савинов А., Картина и рисунки М. Ю. Л., «Правда», 1941, 6 июня
  • Лазаревский И., Русские художники-баталисты прошлого, «Новый мир», 1941, № 9—10, с. 174—80
  • Гроссман Л. П., Лермонтов и Рембрандт, «Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та», 1946, т. 7, с. 61—74
  • Всесоюзная выставка к столетию со дня смерти Л., М., 1951
  • Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома, т. 2 — М. Ю. Лермонтов, М. — Л., 1953 (Описание ИРЛИ)
  • Герштейн Э. Г., Обнаружен в 1960 г., «Смена», 1960, № 18
  • Андроников И., Неизвестное полотно Л., «Творчество», 1963, № 6
  • Андроников И., Лермонтов. Исследования и находки, М., 1967 (4 изд., М., 1977), с. 119—20, 190—202, 228—32, 240—42, 249, 301—02, 330—32, 413—30, 431—37
  • М. Ю. Л. Картины и рисунки поэта. Илл. к его произв. , Л., 1964
  • Зильберштейн И. С., Парижские находки. Л. и кавалергарды, «Огонек», 1967, № 12
  • Зильберштейн И. С., Лучшая заруб. коллекция реликвий рус. лит-ры, там же, 1970, № 5
  • Турчин В., Рус. писатели и поэты-художники, «Художник», 1969, № 12, с. 45—46
  • Герасимов В., Попов В., Верховская Н., Найден ещё один рис. Л., «Наука и жизнь», 1972, № 1
  • Чекалин С., Но верные мечты тот образ сохранили…, «Огонек», 1977, № 2
  • Ковалевская Е. А., Акварели и рисунки Лермонтова из альбома А. М. Верещагиной, в кн.: М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы, Л., 1979, с. 24—79
  • Ковалевская Е. А., Мануйлов В. А., М. Ю. Лермонтов в портретах, иллюстрациях, документах, Л., 1959
  • Сандомирская В. Б., Альбом с рисунками Лермонтова (Лермонтов и М. А. Шан-Гирей), в кн.: М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы, Л., 1979, с. 122—138
  • Григорьян К. Н., Живопись Лермонтова, в кн.: М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы, Л., 1979, с. 271—82
  • М. Ю. Лермонтов. Картины. Акварели. Рисунки. , М., 1980.

Картины, удостоенные наград

В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили

Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем

Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.

Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды

Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».

И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.

«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.

На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов

Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует

Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.

В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.

И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий