Кьеркегор, сёрен

Существование в вере

Если в своем произведении «Или – или» Кьеркегор показывает превосходство этического способа существования над эстетическим, то в трактате «Страх и трепет» Кьеркегор настаивает на том, что «высшая страсть в человеке – это вера», а религиозный способ существования, способ существования «рыцаря веры», превосходит этический.

«Этическое, как таковое, есть нечто всеобщее». «Рыцарь веры», как и сам Кьеркегор, ставит единичное выше всеобщего. «Вера, – пишет Кьеркегор, – есть тот парадокс, что отдельный индивид как таковой выше всеобщего». «Существует абсолютный долг перед Богом; ибо в таком отношении долга единичный индивид в качестве единичного абсолюта относится к абсолюту». И это может приводить «рыцаря веры» к поступкам, которые противоположны тому, что требует от него этический долг.

Религиозному человеку присуща «истинная форма отчаяния». Отчаяние – грех, но отчаяние «перед Богом» ведет к исцелению. Противоположностью греху по Кьеркегору является не добродетель, а вера. При этом человеческое Я, «стремясь быть собой самим», погружается «в ту силу, которая его полагает», «Я находит в себе храбрость утратить себя, чтобы заново обрести».

Веру Гегель считал «внутренней уверенностью, которая предвосхищает бесконечность». В этом Кьеркегор с ним согласен. Но при этом Кьеркегор считает веру высшей духовной способностью человека. Это не значит, что Кьеркегор отрицал важную роль в жизни людей разума и нравственности. Свобода человека понималась им как диалектическое единство конечного и бесконечного, материального и духовного, необходимости и возможности. В преобладание одной из сторон этого единства Кьеркегор видел причину отчаяния. Что же, по его мнению, помогает человеческому Я соблюдать меру? – Сознание. «Чем больше сознания, тем больше Я; ибо, чем более оно вырастает, тем более вырастает воля, а чем больше воли, тем больше Я». Поэтому сознание в философском учении Кьеркегора признается решающим фактором, ведущим человека к преодолению отчаяния, выздоровлению от болезни к смерти, обретению себя!

Серен Кьеркегор — Или-или — Фрагменты из жизни — Предисловие

Философский трактат «Или — или» («Enten — eller», 1843), принес и первую известность, и  первые деньги… На титульном листе стоит лишь выдуманное имя редактора-издателя, Виктора Эремиты (Victor Eremita, что приблизительно означает: «отшельник-победитель»), случайного наблюдателя, якобы напечатавшего чудом найденные бумаги — своего рода заочный спор двух друзей. По всё той же иронии судьбы, это была одна из немногих книг, при жизни автора выходившая дважды, — оба раза с некоторым успехом, — книга, приносившая ее реальному автору хоть какой-то литературный заработок.

Собственно, вполне отдельно и многократно выходить могла бы просто эротическая повестушка, которой и завершается первый том «Или — или»: это знаменитый «Дневник соблазнителя», которым многие, даже вполне искушенные читатели довольствуются в своем знакомстве с датским философом. В этом смысле оба увесистых тома «Или — или» публика часто воспринимает как ненужный и тягостный балласт, как нагрузку к изящному и увлекательному чтению.

У нас, в России, текст этот под названием «Дневник обольстителя» много раз так и печатался отдельной книжкой в переводе 1885 года, принадлежащем перу Петра Ганзена; известно, что переводчик с жаром рассказывал об  авторе самому Льву Толстому, — ну а просвещенные знатоки позднее включили Кьеркегора в число вполне увлекательных философствующих беллетристов.

Во всяком случае, тот давний перевод продолжает благополучно выходить у нас и сейчас, уже в хвосте масскультурных нулевых…
 

По правде говоря, и сейчас порой кажется, что для русских  исследователей оказался значим (и всерьез прочитан) лишь первый том «Или — или». В этом смысле и Лев Шестов, и Пиама Гайденко ценят Кьеркегора прежде всего как свободного, беспутного художника, который мучается и страждет под грузом впервые осознанных экзистенциальных проблем, — когда свобода и есть способность переживать «пограничное состояние», конечность своей экзистенции, с неимоверной остротой, а расколотая индивидуальность и есть высшее выражение ранимой человечности…

Да и Михаил Бахтин, который, говорят, специально выучил датский, чтобы в подлиннике читать Кьеркегора, так и остается применительно к Достоевскому внутри этой своей любимой идеи «полифонии», то есть многоголосия, которое принципиально не  сводимо к одному-единственному крику или восклицанию одной лишь гортани.

Кьеркегор, глаголящий от лица многочисленных псевдонимов, Кьеркегор, как Пессоа, изъясняющийся словами многих авторов, — что будем с этим делать, как разбираться? Верно ли, что множество масок — это знак утраты собственного лица, то есть всего лишь расколотое зеркало, след болезненных психологических авантюр последовательного индивидуалиста? А что, если игра автора с читателем тут заведомо (и сознательно) гораздо сложнее?

Сёрен Кьеркегор — Или–или — Фрагмент из жизни — Издано Виктором Эремита

Пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева

М.: Академический проект, 2014. —   776 с. — (Философские технологии)

ISBN 978-5-8291-1611-8 

Часть I, содержащая бумаги А

Предисловие

Диапсалмата

  • Ad se ipsum
  • Или–или  (Экстатическая лекция)

Непосредственные стадии эротического, или Музыкально-эротическое

  • Несущественное введение
  • Первая стадия 
  • Вторая стадия
  • Третья стадия
    • 1. Чувственная гениальность, определяемая как соблазн
    • 2. Другие обработки образа Дон Жуана, рассмотренные применительно к музыкальной интерпретации
    • 3. Внутреннее музыкальное строение оперы
  • Несущественное послесловие

Отражение античного трагического мотива в современном трагическом (Попытка фрагментарного очерка)

Теневые силуэты (Психологическое времяпрепровождение)

  • Импровизированная похвальная речь
  • Мария Бомарше
  • Донна Эльвира 
  • Маргарита

Несчастнейший (Вдохновенная речь, обращенная к Sumparanekromenoi)

Первая любовь (Комедия Скриба в одном акте, перевод Й.Л. Хайберга)

Плодопеременное хозяйство (Опыт по теории общественного благоразумия)

Дневник соблазнителя

Часть II, содержащая бумаги Б, письма к А

Эстетическая значимость брака

Равновесие между эстетическим и этическим в развитии личности

Ультиматум

  • Возвышенное поучение, заключенное в мысли о том, что пред Богом мы всегда не правы
  • Возвышенное поучение, заключенное в мысли о том, что пред Богом мы всегда не правы

Что за Сиреноголовый?

Это выдуманное существо, у которого вместо головы торчат две аварийные сирены. Появился он в англосфере, и, надо признать, Siren Head звучит значительно лучше, чем слово-урод «Сиреноголовый».

В 2018 году его придумал художник Тревор Хендерсон – знаменитый автор криповых изображений, вызывающих у зрителей чувство тревоги. Посмотрите на некоторые из его работ. Раз.

Два.

И три. Выглядит стрёмно, не так ли?

Существо настолько зацепило всех своим видом, что уже к концу 2019 году Сиреноголовый стал популярной интернет-легендой вроде Слендермена (помните такого?). Ему даже присвоили собственный номер в SCP Foundation – это что-то вроде веб-библиотеки жуткого сетевого фольклора, где каждая история оформляется в псевдодокументальном виде.

Кьеркегор и философия отчаяния

Именно отчаяние Кьеркегор называл «болезнью к смерти». Отчаиваясь в чем-то, человек, на самом деле, отчаивается в самом себе, поэтому, пытаясь избавиться от себя, он стремится к смерти. Но в том-то и дело, что от себя избавиться невозможно, «ведь это Я – наше владение, наше бытие – это одновременно величайшая уступка вечности человеку и ее вера в него».

Кьеркегор исходит из того, что человеческая природа греховна: человек не осознает «своего духовного предназначения». Это и есть отчаяние. Оно является не исключением, а правилом. «Никто не свободен от отчаяния». Однако тот, кто осознает отчаяние, гораздо ближе к исцелению, чем те, которые его не осознают. Последние «как бы разлагаются заживо». «Только дошедший до отчаяния ужас развивает в человеке его высшие силы». «Отчаяние – единственное средство душевного спасения для человека». Каждому из способов человеческого существования присущ свой тип отчаяния.

Краткая биография Кьеркегора

Сёрен родился в мае 1813 года в семье бывшего крестьянина Микаэля Кьеркегора. Его отец благодаря личным качествам смог выбиться в люди и разбогател, став успешным купцом. Мальчик рос болезненным и очень впечатлительным, но при этом отличался незаурядным интеллектом.

Молодой человек под влиянием чрезвычайной религиозности, царившей в семье, по окончании школы поступил в Копенгагенский университет, где выбрал своей специальностью теологию. Там же он успешно защитил диссертацию на степень магистра. Во время учёбы главным увлечением Кьеркегора была философия. Он также интересовался литературой и театром.

По окончании университета перед Сёреном был открыт путь к успешной духовной карьере, но Кьеркегор не захотел следовать по этому пути. При этом всю жизнь он оставался глубоко верующим человеком и вопросы, связанные с богом, занимали значительную часть его философских размышлений.

В 1839 году молодой человек знакомится с женщиной, которой предстоит сыграть главную роль в его жизни. Вскоре Сёрен помолвился с Региной Ольсен, но спустя год он принял решение не жениться на ней, и вовсе отказаться от своей страсти. Данное событие стало самой большой загадкой жизни Кьеркегора, ведь он продолжал любить Регину всю свою оставшуюся жизнь.

Это внесло полный разлад в его и без того хрупкое душевное равновесие. Юноша решил бежать от своих страстей не только в духовном, но и физическом плане — он уезжает в Берлин. Здесь Кьеркегор посещает лекции знаменитого философа Шеллинга, который в последствии оказывает значительное влияние на мировоззрение Сёрена.

Через некоторое время он вернулся в Копенгаген, где подвергся пересудам и насмешкам со стороны общественности. Сёрен Кьеркегор вёл нелюдимый и аскетически образ жизни, активно работая над своими философскими и литературными произведениями. Полностью истощённый как духовно, так и физически, непризнанный при жизни гений умер в родном городе в возрасте сорока трёх лет во время эпидемии гриппа.

Биография

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца — бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвящённую концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.

Был помолвлен с Региной Ольсен, однако разорвал помолвку. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал[источник не указан 27 дней].

Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «Беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Кьеркегор был убеждённым сторонником монархии и противником любой формы демократии: «Из всех разновидностей тирании народное правительство — тирания самая мучительная, самая бездуховная, являющая непосредственный упадок всего великого и возвышенного…Народное правительство — это воистину портрет преисподней»[откуда?]. Свои политические взгляды Кьеркегор изложил в «Объяснении с читателем» в «Заключительном ненаучном послесловии к «Философским крохам».

Скончался от туберкулёза позвоночника во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Философия

В 1841 г. Кьеркегор обосновался в Берлине, где много времени уделял размышлению о жизни и природе человека. Одновременно с этим он пересматривал те религиозные учения, которых придерживался в детстве и юности.

Именно в тот период биографии Серен начал формировать свои философские идеи. В 1843 г. он опубликовал свой знаменитый труд «Или-Или», но не под своим именем, а под псевдонимом Виктор Эремит.

В этой книге Серен Кьеркегор описывал 3 этапа существования человека: эстетический, этический и религиозный. По мнению автора наивысшей стадией развития человека является религиозная.

Через пару лет был издан очередной фундаментальный трактат Кьеркегора «Стадии жизненного пути». Затем в центре внимания оказалась очередная работа философа «Страх и трепет», в которой речь шла о вере в Бога.

Не меньший интерес у читателей вызвала книга «Болезнь к смерти». Она представляла собой религиозный труд, посвященный диалектике отчаяния, о разновидностях греха. В его понимании грех подразумевался в виде отчаяния, при этом грех следовало рассматривать в противоположность не праведному поведению, а вере.

Еще при жизни Серен Кьеркегор стал родоначальником экзистенциализма – направления в философии 20-го века, акцентирующего свое внимание на уникальности бытия человека. Он крайне негативно отзывался о рационализме, а также критиковал сторонников субъективного подхода к философии

Кьеркегор называет существующими только те вещи, которые не дают повода размышлять о себе, поскольку размышляя о чем-то, человек вмешивается в природный процесс течения вещей. Следовательно, объект уже изменен наблюдением и поэтому перестает существовать.

В экзистенциальной философии именно посредством переживания событий, а не раздумий, считается возможным познать окружающий мир.  Объективная истина познается, а экзистенциальная – должна быть только пережита.

В последние годы биографии Серен Кьеркегор особенно критиковал выхолащивание христианской жизни, а именно стремление жить благополучно и комфортно и при этом называть себя христианином. Из всех форм власти он выделял монархию, тогда как самой худшей считал демократию.

Цитаты

  • «Если бы меня спросили, каков мой идеал молодой девушки, я бы ответил: она должна быть предоставлена самой себе в своём развитии, а главное — не иметь никаких подруг».
  • «Нужно быть загадкой, и не только для других, но и для себя самого. Я изучаю себя; устав от этого, я для развлечения закуриваю сигару и думаю: один Господь знает, для чего Он меня предназначал или чего Он от меня хотел».
  • «Поцелуй — символическое действие, теряющее всякое значение, раз чувство, выражением которого он служит, отсутствует».
  • «Древний философ сказал однажды, что, если бы человек точно записывал все им пережитое, он оказался бы философом, даже не подозревая об этом».

Свобода и независимость

Кьеркегор утверждал, в противоречие Гегелю, что общественная история – это одна сплошная лента необходимых событий. То есть у персонажей, вошедших в историю, не было другого выхода, кроме как поступить так, а не иначе. Внутренний же мир человека подчинен только ему, и то, что в нем происходит никак не должно касаться внешних обстоятельств. Совершая каждый день, час, мгновение новый внутренний выбор, человек приближается к Абсолюту, который выше окружающего мира. Но в то же время, за каждое решение необходимо нести ответственность. Если же момент выбора откладывается человеком до неопределенного времени, то за него его делают обстоятельства, и, таким образом, личность теряет свое я.

Личная жизнь

Личная жизнь философа сложилась не совсем успешно. Когда Сёрену исполнилось 24 года, он повстречал юную Регину Ольсен, 15-летняя девушка тогда тоже изучала философию, а потому между молодыми людьми было много тем для общения. Первоначально Кьеркегор относился к ней только как к другу, но постепенно взаимное влечение увеличилось, и в начале осени 1840 года он признался избраннице в чувствах. Но почти сразу мужчина стал сомневаться в себе как в истинном семьянине, поэтому после помолвки решил углубиться в работу.

Регина Ольсен, возлюбленная Сёрена Кьеркегора / Museum of Copenhagen

Пара не жила вместе, и девушка понимала, что работа — это лишь предлог, чтобы держаться от нее подальше. Тем не менее они поддерживали общение посредством писем. Но летом 1841 года Регина получает от Сёрена письмо, в котором он объясняется с избранницей и разрывает помолвку.

Такой шаг мужчина предпринял из-за убеждения, что не сможет совмещать писательское призвание с браком, по своей натуре он был меланхоличен, о чем свидетельствуют фото портретов, где тот представлен в образе задумчивого мечтателя. Ольсен была убита горем и долгое время пыталась убедить возлюбленного вернуть отношения. Несмотря на любовь Кьеркегора, сделать ей этого так и не удалось. При жизни жену и детей мужчина не завел, Регина так и осталась его единственной любовью.

Эстетическое существование

Общей чертой всех «эстетиков», независимо от разнообразия их занятий и способностей, является непосредственность. Так как выбор эстетика совершается непосредственно, то он не является настоящим выбором.

Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен. Эстетическое миросозерцание есть, в сущности, отчаяние, потому что «человек основывает свою жизнь на том, что может быть и не быть, т.е. на несущественном». Он стремится отрешиться от своей личности ради наслаждения, «он раб минуты». Эстетик никогда не бывает по-настоящему удовлетворен, он всегда ищет еще более сильных наслаждений и удовлетворения своих разнообразных желаний, поэтому жизнь его «просто поражает своей безграничной разбросанностью».

Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда не желают быть собой, а желают обрести другое «я». Отчаянное нежелание быть самим собой приводит к такой ситуации, когда, собственно, спасать просто нечего. «Существо человека распадается на тысячи отдельных частей,… оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека – объединяющую силу личности, свое единое, сущее «я»». Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.

Сюжет романа «Дневник обольстителя»

Произведение это, часто издающееся как отдельный роман, входит в книгу Кьеркегора под названием «Или — или». В этом романе, построенном по принципу дневника, рассказывается о том, как хитрый и умный обольститель Йоханнес пытается заполучить пленившую его сердце юную красавицу Корделию.

Йоханнес был очень тонкой поэтической личностью, он пытался увидеть во всём прекрасное и сделал эстетическое наслаждение главной целью своей жизни. Более всего молодого человека интересовали женщины и связанные с ними переживания и страсти. И в этих любовных играх Йоханнеса не интересовала плотская составляющая, его больше всего привлекала эстетическая сторона процесса обольщения девушек.

Однажды на улице герой случайно знакомится с прекрасной незнакомкой. Он чрезвычайно заинтересован девушкой. Йоханнес пытается выяснить кто она, всячески ищет с ней встреч. Молодая красавица, которую зовут Корделией, оказывается сиротой, живущей у своей чопорной и благодетельной тётушки.

Девушка, всё время встречая Йоханнеса, практически не обращает на него внимания, что только подзадоривает юношу, и он начинает свою тонкую игру, которая заходит довольно далеко.

Корделия безумно влюбляется в Йоханнеса, и он тоже на время отдаётся страсти. Но всё же для него девушка — лишь эстетическое развлечение. Корделию впереди ждёт лишь жесткое разочарование и горестные муки.

На нашем сайте вы можете читать изящную и печальную книгу датского философа Сёрна Кьеркегора «Дневник обольстителя», в котором в полной мере отразились его экзистенциальные воззрения на мир.

Почему он популярен?

Сиреноголовый стал персонажем не только страшных фанфиков, но и мемов. Правда, только в англоязычной среде – рунет эта мода обошла стороной. А выглядело примерно вот так:

Весной 2020 года Сайренхэд достиг пиковой славы. Монстр начал вируситься тиктокерами, что привлекало больше внимания к его происхождению. В какой-то момент он стал самой популярной детской страшилкой для зумеров. Разумеется, Сиреноголовый моментально стал героем игр, а в итоге дело дошло даже до PewDiePie.

Ничего не напоминает? Сначала популярность персонажа медленно расползалась по детям, а потом о нём снимает видео их кумир. Всё-таки Влад Бумага очень внимательно смотрит на западных блогеров.

Кьеркегор об абстрактном мышлении

Научное мышление, пишет Кьеркегор, – «это мышление, при котором не существует мыслящего». «Абстрактное мышление помогает мне обрести бессмертие тем, что сражает меня как существующего в отдельности насмерть и тем самым дарует бессмертие». «Понимание существования также затруднено, как и понимание движения: я мыслю его и таким образом прекращаю его и, следовательно, уже не мыслю его. Можно, пожалуй, с полным правом сказать, что существует вещь, которая не дает себя мыслить, и это – существование». Способом познания истины в экзистенциальной философии признается не мысль, а переживание. «Исходной точкой для достижения абсолюта является не сомнение, а отчаяние».

Литература

на русском языке
  • Беллесков Я. Ф. Й. Сёрен Киркегор: Жизнь и творчество. — København, 1994.
  • Петер П. Роде. Сёрен Кьеркегор, сам свидетельствующий о себе и своей жизни: С приложением фотодокументов и других иллюстраций / Пер. с нем., сост. прил. и послесловие Н. Ф. Болдырева. — Челябинск: Урал ЛТД, 1998. — 430 с. — (Биографические ландшафты). — 10 000 экз. — ISBN 5-8029-0024-5.
  • Быховский Б. Э. Кьеркегор. (1813—1855). — М.: Мысль, 1972. — 240 с. — (Мыслители прошлого). — 44 000 экз.
  • Гайденко П. П. Трагедия эстетизма: Опыт характеристики миросозерцания Сёрена Киркегора. — М., 1970.
  • Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. — М., 1997.
  • Исаев С. А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. — М., 1991.
  • Кьеркегор и современность: Материалы научной конференции. — Мн., 1996.
  • Мир Кьеркегора: сборник статей. — М., 1994.
  • Сёрен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство / Сост. и пер. с англ. И. Басс. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 243 с. — ISBN 5-86007-402-6.
  • Шестов Л. И. Киркегард и экзистенциальная философия. — Париж, 1939; М., 1992.
  • Коли О. Кьеркегор / Пер. с фр. Е. Калантаровой. — М.: Астрель, 2009. — 192 с. — (Университетская библиотека). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-056879-6.
на других языках
  • Kierkegaard: Den første Kærlighed og andre tekster om drama, ved Jens Staubrand , Copenhagen 2010. ISBN 978-87-92510-00-6.
  • Jens Staubrand: Søren Kierkegaard’s Illness and Death / Søren Kierkegaards Sygdom og Død, Copenhagen 2009. In English and Danish. ISBN 978-87-92510-04-4.
  • Jens Staubrand: Kierkegaard — International Bibliography Music Works and Plays, Copenhagen 2009. In English and Danish. ISBN 978-87-92510-05-1.
  • Wahl J. Etudes kierkegaardiennes. — Р., 1949.
  • Anz W. Kierkegaard und der deutsche Idealismus. — Tubingen, 1956.
  • Grimault M. Kierkegaard par luimeme. — R., 1962.
  • Lowrie W. Kierkegaard, v. 1—2. — N. Y., 1962.
  • Price G. The Narrow Pass. — N. Y., 1963.
  • Adorno Th. W. Kierkegaard. Konstruktion des Asthetischen. — Fr./M., 1966.
  • Brikschmidt. Saren Kierkegaard und Karl Barth. — Neukirchen-Vluyn, 1971.
  • Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, Bd 2. — Hamburg, 1975.
  • Korff F. Der komische Kierkegaard. — Stuttg , 1982.
  • Die Rezeption Seren Kierkegaards in der deutschen und danischen Philosophie und Theologie. Cph. — Munchen, 1983.

Критика официальной датской церкви

В последние годы жизни Кьеркегор вступил в полемику с датским епископом Мартенсеном. В статье «Был ли Епископ Мюнстер „свидетелем истины“, одним из „подлинных свидетелей истины“? И та ли это истина?» он, в частности писал: «Свидетелем истины являтся личность, чья жизнь от начала до конца незнакома со всем, что именуется удовольствием <…> Свидетель истины — тот, кто в бедности свидетельствует правду, в бедности, в одиночестве презираем, ненавидим, отринут людьми, подвергаемый насмешкам, оскорблениям, презрительному осмеянию. Он настолько беден, что не каждый день у него еcть еда, но зато каждый день он сыт преследованиями. Для него не существует улучшения, продвижения по службе, как раз наоборот, шаг за шагом происходит ухудшение жизни». По мнению Кьеркегора, « подлинными свидетелями истины» являются христианские апостолы и евангелисты. Эту идею он будет развивать во многих своих христианских беседах и в этико-религиозном трактате «О различии между гением и апостолом» (1847). Мартенсен не остался в долгу. Кьеркегор стал предметом насмешек и издевательств официальной печати.[источник не указан 27 дней]

Основные идеи

Будучи основоположником религиозного экзистенциализма, Кьеркегор защищал в своих трудах «истинное христианство». Вёл активную полемику со спекулятивной философией и критиковал в своих работах Гегеля. По мнению Кьеркегора[источник не указан 27 дней], прийти к Христу можно только через абсолютный парадокс, совершив «качественный прыжок». Это невозможно сделать с помощью разума, мышление бессильно объяснить и понять религиозную стадию существования человека. Философская позиция Кьеркегора – это абсолютная свобода личности, свобода выбора. Кьеркегор считает, что на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живёт лишь переживаниями минуты, этическую, когда он живет заботой о будущем, и религиозную, когда живет ощущением вечности[источник не указан 27 дней]. .«Главная задача человека не в обогащении своего ума различными познаниями, но в воспитании и совершенствовании своей личности, своего Я»[источник не указан 27 дней], — считает Кьеркегор, который утверждает, что философия начинается не с удивления, а отчаяния. Именно поэтому «отчаяние — категория духовная». Кьеркегор утверждает, что человек — это синтез души и тела, синтез временного и вечного, но в основе этого синтеза положен дух. Карл Ясперс в «Общей психопатологии» пишет о том, что Фрейд описал природу животных инстинктов человека, а Кьеркегор вернул человеку духовное измерение жизни.

Кьеркегор о способах существования

Кьеркегор отличает этический способ существования от эстетического следующим образом: «Эстетическим началом может называться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же – то, благодаря чему он становится тем, чем становится». Этический человек («трагический герой») «отрекается в отношении себя самого для того, чтобы выразить всеобщее», а религиозный человек («рыцарь веры») «отрекается в отношении всеобщего, чтобы стать единичным индивидом». «Собственными силами человек может стать трагическим героем, но только не рыцарем веры». Трагический герой способен к самоотречению, но не способен к вере.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий