История письменности. зарождение письменности

Древнейшие способы письма

Простейшим вариантом письменности считается пиктографическое письмо — система передачи информации с помощью рисунков. Изображение на камне и дереве различных событий из жизни людей было первой попыткой фиксации информации. Рисунки представляли собой взаимосвязанный рассказ и служили способом общения. Этот вид письма был далеко несовершенен. Изображения можно трактовать по-разному, следовательно, суть такого послания была неоднозначной. Кроме этого, такой способ не позволял фиксировать абстрактные понятия и информацию, которую сложно нарисовать.

С развитием человечества на смену пиктографическому письму пришел другой вид передачи информации – идеографическое письмо. При этом способе письма каждое слово обозначалось определенным символом. Их назвали иероглифами. Текст, написанный подобным образом, выглядит как набор рисунков. Этот вид письма использовали три великие цивилизации древности:

  • шумерская письменность – древними шумерами использовалась одна из разновидностей идеографического письма – клинопись. Символы, похожие на клинья, наносились на глиняные дощечки, из которых составлялись целые библиотеки. Клинописное письмо возникло в III тысячелетии до н.э.;
  • египетская письменность – еще одним древнейшим видом письменности являются иероглифы Древнего Египта. Эта система представляла собой сочетание рисунков и специальных знаков, обозначавших слова. Более 6000 иероглифов использовались для описания окружающего мира, религиозных обрядов и различных событий из жизни людей;
  • китайская письменность – иероглифическое письмо в древнем Китае сформировалось во II тысячелетии до н.э. из пиктографического письма. Символы размещались вертикальными столбцами и имели очень сложное начертание. Данная система включала огромное количество иероглифов, запомнить которые было весьма сложно.

Главным недостатком идеографических систем является сложность в передаче информации. Поэтому далее история изобретения и становления письменности проходит следующий этап – создание алфавита.

Зарождение письменности в древнем мире. Египетская письменность

На следующем этапе развития письменности знак (символ) начал обозначать не только конкретный предмет, но и звук.

Тип письма, при котором изображение обозначало звук, назвали иероглифическим.

История утверждает, что иероглифическая письменность была создана в Древнем Египте в 3100 г. до нашей эры и не изменялась в течение 3 тыс. лет. Писцы Древнего Египта пером из тростника наносили свою надпись на папирус.

Позже иероглифическая письменность получила широкое распространение на Дальнем Востоке – в Китае, Японии и Корее. Иероглифы в Китае появились примерно в 1700 г. до н.э. Их начертания стали более условными во время династии Чжоу (1122-256 до н. э.).

С помощью иероглифов можно было отразить любую, даже самую отвлеченную мысль.

Однако каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков, поэтому писать и читать в древности умели немногие.

Древнеегипетские писцы держали письменные принадлежности – чернила и стили тростника со срезанным наискось концом в деревянных пеналах, которые удобно было носить с собой.

Первый настоящий алфавит (протоханаанский) появился на Ближнем Востоке около 1700 г. до нашей эры. Он состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук.

Большинство букв современного английского алфавита восходят к финикийскому. В таблице приведены древнейшие формы греческого и латинского алфавитов.

В конце 2-го тысячелетия до н. э. древние финикийцы изобрели буквенно-звуковой алфавит, который послужил образцом для иврита, арабского, латинского и древнегреческого алфавитов.

История возникновения

Считается, что славянская письменность появилась в 9 веке, ее создателями являются братья Кирилл и Мефодий. В то время Византия была заинтересована в расширении влияния православной церкви среди славянских народов.

В 860 г Моравский князь Ростислав поручил Византийскому императору Михаилу III перевести христианские церковные книги с греческого на славянский язык. Император доверил создание славянской азбуки братьям Кириллу и Мефодию — греческим монахам.

Кирилл и Мефодий выросли в греческом городе Солунь (современный Фессалоники). Население города была смешанное греко-славянское, поэтому они хорошо говорили на обоих языках, также изучали другие языки и науки.

Братья составили новую азбуку на основе греческого языка. Известно два варианта старославянского алфавита — глаголица и кириллица, отличающиеся по написанию букв:

  1. Кириллица состояла из 49 букв — 24 звука, которые совпадали в обоих языках, обозначались греческими буквами; также алфавит насчитывал 19 звуков, характерных только для славянского языка — для них были придуманы новые знаки.
  2. Также в то время существовала вторая азбука — глаголица. Написание букв в ней было более похоже на греческий алфавит. В кириллице и глаголице также отличалось обозначение цифр. С течением времени кириллица вытеснила глаголицу и распространилась повсеместно.

В 863 г Кирилл и Мефодий привезли в Моравию готовую азбуку и переведенное на славянский язык Евангелие. 24 мая 863 г официально считается датой, когда была создана славянская письменность.

В 1918 г декретом о новой орфографии был узаконен алфавит из 33 букв на основе кириллицы, наследником которой является наше современное русское письмо.

Предлагаем посмотреть видео об истории возникновения славянской письменности:

Дешифровка письменности Древнего Египта

Множество античных авторов и учёных пыталось расшифровать богатый язык Древнего Египта. Некоторым это удавалось, другие терпели неудачу. Но всех античных исследователей объединяет одно – преувеличение значения символического письма древних египтян. Они отводили слишком большую роль этому стандартному атрибуту жизни нормального разумного человека. Тем не менее в их работах существует рациональное зерно. Например, Плутарх оценивал все египетское письмо как сугубо символическое. А Геродот выделял несколько видов письма: священное и народное. Климент Александрийский пошёл ещё дальше в этом вопросе. Он предположил, что существует три вида египетской письменности: иероглифика, иератический стиль (священное письмо), эпистолография (повседневное письмо). Наиболее известная попытка дешифровки была предпринята в X веке арабским исследователем и путешественником Ибн Вахши. Современные учёные-египтологи нашли уникальные методы дешифровки, которые помогают ответить на вопрос о том, где и когда возникла письменность. На сегодняшний день не возникает никаких проблем с дешифровкой египетских иероглифов.

Палермский камень

Этот египетский артефакт, хранящийся сейчас в Палермском региональном археологическом музее, содержит информацию, которая относится к первым пяти династиям фараонов Древнего царства (3150–2323 гг. до н. э.). О происхождении Палермского камня известно очень мало. Нет никаких сведений, где он первоначально был найден и когда на нем были выбиты письмена. Этот знаменитый артефакт был приобретен сицилийским адвокатом Фердинандом Гуидано в 1859 году и был передан в музей его наследниками в 1877 году.

Чтобы не тратить время на упаковку ёлочных игрушек, бабушка берёт пищевую плёнку

Когда сосредоточиться на деньгах, и другие прогнозы астрологов на 2021 год

Впереди еще праздники: поменьше алкоголя и другие советы как не набрать лишнего

Никто с точностью не может сказать, сколько лет Палермскому камню, но большинство исследователей считают, что он был написан не позднее последних сведений о Пятой династии, записи которых датируются около 2300 г. до н. э. Несмотря на отсутствие информации о происхождении этого артефакта, он все же является важным источником по истории Древнего Царства Египта и единственным свидетельством о жизни членов царственного семейства той далекой эпохи.

Письменность

Подробности
Категория: О языке
Опубликовано 04.02.2016 18:57
Просмотров: 3991

Письменность, это великое достижение человечества, имела длинную историю становления. Этот процесс длился тысячелетиями.

С возникновением письменности люди могли уже не только общаться, но и хранить и передавать речевую информацию с помощью определённых начертательных знаков.Полностью восстановить последовательную картину возникновения и развития письменности уже не представляется возможным – слишком долгим был путь, а истоки этого пути сокрыты от нас временем. Но, тем не менее, отдельные этапы пути историки прослеживают. Например, известно, что письменность начиналась с предметного письма. Что это такое?

Старославянские памятники

Считается, что старославянский язык сохранился в виде небольшого количества памятников. Они были созданы в пределах 10-11 в. По содержанию это чаще всего тексты богословского содержания, написанные кириллицей или глаголицей на пергаментах.

Кириллические памятники:

  1. Добруджанская надпись. Древнейшая из найденных надписей — однозначно датируется 943 г, найдена в Румынии. Намогильная надпись предположительно выполнена на древнеболгарском.
  2. Надпись царя Самуила. Датирована 993 г. Плита с надгробной надписью в 11 строк, найдена в Македонии в 1894 г. На основании начертания букв в этой надписи можно делать выводы о приблизительной датировке других памятников.
  3. Енинский апостол. Найдена в болгарском селе Енино. 39 листов пергамента апостола-апракоса на староболгарском. Документ плохо сохранился.
  4. Зографские листки. Найдены в Афонском монастыре, где хранятся в настоящее время — 2 листа пергамента с «Правилами» Василия Великого.
  5. Листки Ундольского. Отрывок служебного евангелия-апракоса на 2 листах. Названы в честь первого владельца — В.М.Ундольского. Хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.
  6. Саввина книга. Служебное евангелие на 166 страницах. Создано в Восточной Болгарии, начертания букв совпадают с надписью царя Самуила. Хранится в Российском государственном архиве древних актов.
  7. Супрасльская рукопись. Содержит мартовскую минею на 285 пергаментных листах. Найдена в монастыре около Белостока.
  8. Остромирово Евангелие. Рукопись на 294 листах, написана в начале 11 в. в Новгороде. Хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
  9. Хиландарские листки. Отрывки поучения Кирилла Иерусалимского. Датируется 11 в, найдены на Афоне, где и хранится.

Глаголические памятники:

  1. Киевские листки. Древнейший глаголический памятник на 7 листах, отрывок католической мессы.
  2. Зографское Евангелие. Найдено на Афоне, написано в Македонии. 304 пергаментных листа, часть которых была переписана в 12 веке.
  3. Мариинское Евангелие. Четвероевангелие из Афонского монастыря, 173 листа, часть страниц отсутствует.
  4. Сборник Клоца. Сборник поучений и похвальных слов, на 14 листах.
  5. Ассеманиево (или Ватиканское) Евангелие. Создано в Македонии, содержит 158 листов.
  6. Синайская псалтырь. 177 листов. Найдено на Синае.
  7. Синайский требник. Сборник молитв, 106 листов. Находится на Синае в монастыре Св.Екатерины.
  8. Охридские листки. 2 листа.
  9. Македонский глаголический листок. Отрывок из слова Ефрема Сирина.

Славянская азбука была создана братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого языка. Распространение славянской письменности способствовало усилению христианства. До наших дней сохранилось небольшое количество текстов старославянской письменности на кириллице и глаголице — это церковные тексты 9-11 веков.

Также существуют версии, что до создания славянского алфавита на кириллице славяне имели свою руническую письменность. 24 мая в России отмечают день славянской письменности и культуры и проводят праздничные мероприятия в честь святых Кирилла и Мефодия.

Письменность изобрели. Египетская письменность

На следующем этапе развития письменности знак (символ) начал обозначать не только конкретный предмет, но и звук.

Тип письма, при котором изображение обозначало звук, назвали иероглифическим.

История утверждает, что иероглифическая письменность была создана в Древнем Египте в 3100 г. до нашей эры и не изменялась в течение 3 тыс. лет. Писцы Древнего Египта пером из тростника наносили свою надпись на папирус.

Позже иероглифическая письменность получила широкое распространение на Дальнем Востоке – в Китае, Японии и Корее. Иероглифы в Китае появились примерно в 1700 г. до н.э. Их начертания стали более условными во время династии Чжоу (1122-256 до н. э.).

С помощью иероглифов можно было отразить любую, даже самую отвлеченную мысль.

Однако каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков, поэтому писать и читать в древности умели немногие.

Древнеегипетские писцы держали письменные принадлежности – чернила и стили тростника со срезанным наискось концом в деревянных пеналах, которые удобно было носить с собой.

Первый настоящий алфавит (протоханаанский) появился на Ближнем Востоке около 1700 г. до нашей эры. Он состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук.

Большинство букв современного английского алфавита восходят к финикийскому. В таблице приведены древнейшие формы греческого и латинского алфавитов.

Иероглифическое письмо

Иеро́глиф уже мог означать отдельные звуки и слоги, морфемы, целые слова и понятия (идеограммы). Особенностью китайской иероглифики является использование составных иероглифов, представляющих комбинацию идеограмм. Идеографический письменный знак привязан к определённому смыслу.Но иероглифическое письмо имело существенный недостаток: в нём не было никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали отдельно, а в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

Египетское иероглифическое письмо

Китайское иероглифическое письмо

Восточно-европейские руны

Информация об этих рунах взята из книги российского историка и археолога Игоря Леонидовича Кызласова «Рунические письменности Евразийских степей», 1994г. издания.

Карта найденных рунических надписей, приведенная в этой книге:

И.Л. Кызласов выделил три группы памятников данной рунической письменности: а -донское письмо, б — кубанское письмо, в — доно-кубанское письмо.

Донские руны

Кубанские руны

Сравнения донского, кубанского и тисского (венгерского) алфавитов

Я не заметила слишком большой разницы между этими алфавитами.

Сравнение донского, кубанского, енисейского, орхонского и таласского алфавитов.

Орхон находится в Монголии, а Талас – в Киргизии. Тоже не вижу большой разницы между этими алфавитами.

Были ли Кирилл и Мефодий первыми создателями?

В житиях святых Кирилла и Мефодия, написанных их учениками, сказано, что еще до создания собственного алфавита Кирилл ездил в Херсонес, примерно в конце 850-х, и привез оттуда священные писания, записанные русскими буквами.

К тому времени кириллица ещё не была придумана, однако достоверных сведений о происхождении этих «рушских письмен» нет.

Екатерина II в своих записках о русской истории пишет, что у славян была письменность до летописца Нестора и крещения Руси. Но данные об этом были утеряны и не сохранились, поэтому воссоздать докириллический алфавит нельзя.

Однозначного ответа на вопрос, существовала ли у древних славян письменность до создания азбуки Кириллом и Мефодием, все еще нет. Ни один источник абсолютно достоверно не подтверждает существование более древнего алфавита и письменности. Существуют только аргументы в пользу точки зрения, что славяне использовали руническое письмо.

Ценность для историков и эпистолярный жанр

Бумажные послания, которыми когда-то обменивались люди, сегодня являются в том числе и настоящим кладезем информации о прошлом для историков. Многие факты о выдающихся личностях или же о жизни простых людей в давние времена известны нам только благодаря перепискам.

Археологические находки опровергли мифы о вражде двух видов первобытных людей

70-летний мужчина прошел больше 40 000 км по родному городу — как вокруг Земли

Оригинальный пирог-бочонок с куриной грудкой: обвалял в панировке и во фритюр

В прошлом бумажные послания были настолько популярны и распространены, что даже был придуман особый жанр литературы — эпистолярный. Сюжет таких романов строился на переписке одного или нескольких персонажей. В качестве примеров таких произведений можно привести «Роман в письмах» Пушкина, «Бедные люди» Достоевского, «Страдания юного Вертера» Гете.

Теория развития письменности, основанная на данных археологии

Согласно сведениям археологов, зарождение и развитие письменности в Китае ведет свою историю с изображений на древнейших сосудах из керамики. Эти сосуды относятся к неолитической эпохе развития страны. Изображения были в виде сложных сочетаний линий разной длины. Возможно, эти комбинации выражают первые древние значения числительных.

Различные вариации состава и графики изображений говорят о том, что каждая неолитическая культура имела свою письменность. Особую роль в развитии китайской письменности имеют основы, заложенные в местечке Давэнькоу. Их символы и знаки более сложны по сравнению с аналогами более поздних культур. По своей сути они являются изображениями различных предметов. По мнению сторонников данной теории, именно эти рисунки представляют собой зародыши будущих иероглифов и являются основой китайской письменности.

В начале второго тысячелетия до н. э. существовали керамические изделия с символами, группирующимися по несколько штук, они были найдены на стоянке Учэн провинции Цзянси. Это обстоятельство рассматривается историками как появление первых древнейших надписей. К сожалению, растолковать их так и не удалось. Их изучение продолжается по сей день. Эволюция надписей на керамике просматривается четко: от простейших ручных насечек до замысловатых иероглифов, выполненных штампами. Постепенно простейшие изображения, не имеющие ничего общего с языком, превращались в самые настоящие буквенные знаки.

Наступил такой период развития общества, когда появилась необходимость четко передавать свои мысли. Письмо появилось в качестве способа передачи и хранения информации, необходимого на данном этапе развития цивилизации.

Общие характеристики

Письменность отличается от других существующих или возможных систем символической коммуникации тем, что всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. В противоположность письменности, разного рода визуально-графические представления информации — такие, как рисунки, картины, невербальные картографические элементы и т. д. — не соотнесены с каким-либо конкретным языком. Символы на информационных знаках (изображения мужчины и женщины, например) также не относятся к языку, хотя могут стать его частью в том случае, если активно используются в сочетании с другими языковыми элементами. Некоторые другие символические обозначения — цифры, логограммы — не имеют прямой связи с определенным языком, но часто используются на письме и таким образом могут считаться частью письменности.

Язык свойственен каждому человеческому сообществу, и этот факт может рассматриваться как неотъемлемая и определяющая характеристика всего человечества в целом. Однако развитие письменности и процесс постепенного вытеснения ею традиционных устных форм общения были спорадическими, неравномерными и медленными. Единожды установившись, письменность в общем случае претерпевает изменения менее охотно, нежели устная речь, сохраняя тем самым черты и конкретные выражения, не характерные более для актуального состояния живого языка. Одно из наиболее существенных преимуществ использования письменности состоит в возможности создания постоянных записей информации, выраженной средствами языка.

Для возникновения и существования письменности требуются:

  • по крайней мере один набор определенных базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности — системой письма;
  • по крайней мере один набор правил и условий (то есть орфография), понятный сообществу и используемый всеми или большинством его участников, который определяет значение базовых элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с другом;
  • по крайней мере один язык, распространенный в сообществе, конструкции которого отражаются в этих элементах и правилах, а также могут быть из них восстановлены путём интерпретации написанного;
  • какие-либо физические средства отчетливого представления символов на каком-либо постоянном или отчасти непостоянном носителе, так, чтобы их можно было считать оттуда тем или иным способом (визуально или на ощупь).

Для большинства систем письма характерно такое упорядочение символических элементов, которое позволяет объединять их в более масштабные и крупноразмерные кластеры — слова, акронимы и другие лексемы, — за счет чего создается возможность передачи существенно большего количества значений, нежели то, которое может быть обеспечено самим символами. С целью достижения максимально полной передачи языкового содержания в системах письма используется также конкатенация малых групп символов. Во многих системах письма используется особый набор знаков — пунктуация, — посредством которого обеспечивается дополнительное структурирование и организация письменной речи, а также передача особенностей сообщения, которые передаются в речи посредством пауз, тона, ударения, интонирования и т. д. Кроме того, письменность обычно располагает определенным методом форматирования записанных сообщений, который следует правилам устной речи (грамматике, синтаксису и др.), дабы читающий имел возможность воспринять значение записанного сообщения как можно более точно.

Пиктографическое письмо

Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте

В пиктографическом письме знаки (пиктограммы) уже обозначают определённый объект. Пиктограммы использовали многие культуры: месопотамская, египетская, китайская, ацтекская и др. Пиктографическое письмо – смысловое, оно обозначает простейшие интернациональные понятия, реальные предметы, явления, действия, значение этих действий, переданных с помощью рисунков. Пиктографическое письмо могли понимать люди, говорившие на разных языках. Конечно, пиктографическое письмо не могло образовывать текст, т.к. в нём не было выработанных правил языка.Пиктограммы востребованы и в современном мире: графический интерфейс пользователей компьютера, красный крест (больница или медпункт), стоянка (буква Р) и другие знаки, в том числе дорожные. В пиктографическом письме письменный знак привязан к определенному объекту.

Причины возникновения письменности. Причины возникновения письма и его значение в развитии культуры. Понятие о графике. Пиктография, идеография, алфавитное письмо

Письмо – знаковая система фиксации речи.

Причины возникновения письма:

  • передача информации
  • сохранение исторической памяти
  • поддержка финансовой отчетности

Значение письма в развитии культуры:

  • закреплённость исторических событий
  • фиксация памятников политического, правового и религиозного порядка

Предыстория письма:

  • предметное письмо (ветви, стрелы, дым костра)
  • письмо кипу (система шнуров из шерсти различного цвета с простыми и сложными узлами)
  • письмо вампум (нити с нанизанными на них раковинами разного цвета и размера)
  • бирки с зарубками

Графика – наука о письме, изучающая начертания знаков и соотношения между знаками и их значением .

Слоговой принцип графики состоит в том, что единицей письма и чтения является слог , обозначаемый одним знаком.

Пиктография – это вид письменности, знаки которой обозначают изображённый ими объект .

Достоинства пиктографического письма:

  • выделение существенного
  • отсутствие необходимости в реалистичности изображения

Недостатки пиктографического письма:

  • одна и та же пиктограмма может быть по-разному истолкована
  • с помощью пиктографии невозможно передавать абстрактные понятия

Идеография – вид письменности, знаки которой (идеограммы) обозначают некоторую идею (языки глухонемых).

Отличия идеографии от пиктографии:

  • важна не форма знаков, а их значение
  • идеографическое письмо отражает речь более точно
  • идеографические знаки более стабильны и однозначны

Алфавитное письмо (буквенно-звуковое, фонемографическое) – письмо, в котором каждый графический знак обозначает отдельный типовой звук – фонему .

  • консонантно-звуковое (только согласные звуки)
  • вокализованно-звуковое

Алфавит – форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков.

Буква – отдельный символ какого-либо алфавита, графема:

  • буквы для обозначения гласных звуков
  • буквы для обозначения согласных звуки
  • буквы, не обозначающие звуков

46. Основные типы алфавитов и их распространённость у современных народов. Причины широкого распространения латиницы

Алфавит – форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков.

Основные типы алфавитов:

  • латиница
  • кириллица
  • арабский алфавит
  • еврейский алфавит
  • грузинский алфавит

Латиница – современный латинский алфавит, являющийся основой письменности романских, германских и многих других языков.

Причины широкого распространения латиницы:

  • экспансия Римской империи
  • развитие языков варваров, взявших латинскую письменность (вытеснение рун)
  • экспансия европейских государств в Новом Свете и Африке

47. Орфография и её основные принципы

Орфография – система правил, устанавливающих одинаковое написание одних и тех же слов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий