Коменский, ян амос

Биография

  1. Взрослая жизнь явилась продолжением дороги знаний. Молодой человек обучался в академии в Херборне, а затем в Гейдельбергском университете. В студенческие годы было положено основание его учёным трудам, которые растянулись на долгие годы.
  2. В 1612 году Коменский начал составлять полный словарь чешского языка, названный в 1656 году (год издания) «Сокровищница чешского языка». Он посвятил этой работе 44 года, занимаясь параллельно разносторонней научной и практической деятельностью.
  3. В 1614 – 1627 годы была осуществлена идея создания необычной энциклопедии, названной «Театр всех вещей».
  4. С 1614 по 1618 годы энциклопедист и лингвист занимался преподаванием гуманитарных дисциплин в школе Пршерова, которую сам когда-то окончил.
  5. С 1618 по 1621 годы Ян Коменский проживал в городе Фульнек, изучая взгляды философов Возрождения, отражённые в их произведениях. В эти три года он написал свой труд «Моравские древности» и начал составлять подробную, точную карту Моравии (закончил эту работу в 1627 году).
  6. В 1627 году учёный приступил к написанию главной работы своей жизни – «Дидактика», посвящённой теории обучения, положения которой не устарели и в 21 веке.
  7. В конце 1627 года начавшиеся гонения католической церкви на конфессии, которые не вошли в её лоно, заставили Коменского эмигрировать в Польшу. В городе Лешно он преподавал в гимназии, основанной общиной Моравского братства.
  8. В 1632 году была закончена «Дидактика» на чешском языке. Автор стал переводить её на международный язык учёного мира средних веков и эпохи Просвещения – латинский. В 1638 году перевод был закончен, и труд получил название «Великая дидактика».
  9. В 30-ые годы 17 века, наряду с основным сочинением по теории обучения, Я.А. Коменский написал учебники и пособия: «Открытая дверь к языкам», 1631 г.; «Астрономия», 1632 г.; «Физика», 1633 г.; «Материнская школа», 1632 г. – первое в своём роде руководство по воспитанию детей родителями в семье.
  10. 40-ые годы были посвящены продолжению работы над рядом учебников и развитию идей пансофии – о возможности обучить всех всему. Вера в успех такого подхода диктовалась гуманистическими веяниями века Просвещения.
  11. В 1651 году представилась возможность осуществить эти идеи на практике. Коменский был приглашён князем, владельцем трансильванских земель, для проведения реформы школ в его владениях. В городе Шарошпатак педагогу-дидактику удалось частично воплотить свои замыслы. Теоретическое обоснование пансофии, примерный учебный план образовательного заведения были даны в работе 1651 года «Пансофическая школа».
  12. В 1655 году Ян Амос вновь был в польском Лешно. В это время Польша оказалась во власти шведов. С приходом шведской армии католичество стало терять свои позиции. Моравские братья были рады приходу лютеранского протестантизма. Гонения на них в Европе отступили.
  13. С 1656 года Коменский обосновался в Амстердаме. Его идеи «обучения всех всему» получили новое направление, связанное с методикой достижения успеха. Учёный разработал метод драматизации процесса обучения – постижения знаний в ходе разыгрывания пьес. Написанные им пьесы вошли в книгу «Школа игры» (1656 г.).
  14. В 1658 году, распространяя свои идеи, Ян Амос Коменский выезжал и работал в Венгрии. Методологические поиски убедили учёного ещё в молодости в необходимости наглядного материала при обучении любому предмету. Так появился учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.). В нём учебные тексты сопровождались рисунками.
  15. В 1662 году была завершена ещё одна работа, начатая в молодые годы. С 1644 года Коменский размышлял о путях преобразования человеческого общества на началах Просвещения. Были напечатаны первые две части капитального труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1662 г.). Остальные пять частей были обнаружены и опубликованы лишь в 20 веке – в 1966 году, в Праге.
  16. Итоговой книгой великого учёного-педагога стало сочинение «Единственно необходимое» (1668 г.). В ней он как мыслитель и гуманист развил мысль о том, что знание должно быть полезным и осознаваться как насущное и необходимое. В этом случае обучение принесёт плоды.
  17. Ян Амос Коменский умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме, прожив 78 лет, что для эпохи средних веков считалось редким долголетием.

Портрет Рембрандта, возможно Коменского

Методики и школьные реформы Коменского

Из желания научить детей сразу нескольким наукам Яну приходит в голову идея о создании пансофии – обучения всех всему. Говоря более простым языком, мужчина решает внедрить в школьное образование сразу несколько предметов, которым будут обучаться ученики для того, чтобы у них сформировалось устойчивое и расширенное видение мира. Первым городом, где Коменскому разрешают открыть так называемую «пансофическую школу», является Шарошпатак. Благодаря накопленным знаниям и умениям, он не только успешно начинает процесс обучения, но и демонстрирует положительные результаты своей деятельности в виде заинтересованных учеников, которые жаждут изучения таких наук, как математика, физика, астрономия.

Кроме всего прочего, Ян придумывает еще одно не менее интересное и полезное педагогическое нововведение – драматизацию учебного материала. И если раньше знания преподавались педагогами исключительно в формате обычной лекции, то с приходом Коменского учебные заведения начинают ставить сценки и проводить творческие вечера, возбуждая у студентов еще большую тягу к знаниям.

Афоризмы

  • Спорить с Природой — напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XXIII).
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Книги — это инструмент насаждения мудрости.
  • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.
  • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.
  • Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Последние годы

Вскоре после возвращения Коменского в Лешно между Польшей и Швецией началась война, а в 1656-м Лешно было полностью разрушено польскими войсками. Он потерял все свои книги и рукописи и снова был вынужден покинуть страну. Его пригласили поселиться в Амстердаме, где он провел оставшиеся годы своей жизни в доме сына своего бывшего покровителя Лоуренса де Гира. В эти годы он закончил большую работу, которая занимала его, по крайней мере, двадцать лет, De rerum humanarum emendatione consultatio catholica. Состоящая из семи частей книга подвела итоги всей его жизни и стала всеобъемлющей дискуссией на тему об улучшении человеческих вещей. «Пампедии», наставлениям по всеобщему образованию, предшествует «Пансофия», ее основы, за которой следует «Панглоттия», наставления по преодолению смешения языков, которая сделает возможной окончательную реформацию. Хотя некоторые части работы были опубликованы еще в 1702 году, она считалась утерянной до конца 1934 года, когда книга была найдена в Галле. Впервые она была опубликована в полном объеме в 1966 году.

Коменский похоронен в церкви Валлонии в Наардене, недалеко от Амстердама. Его мысли были высоко оценены немецкими пиетистами XVIII века. В своей собственной стране он занимает видное место как национальный герой и писатель.

Ян Амос Коменский интересные факты. Краткая биография

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., — в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) — руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Идеи и дидактика Яна Коменского

Прочитав краткую биографию Коменского, предлагаем вам ознакомиться с основными идеями великого педагога.

Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель.

По мнению автора, мудрость человек мог достичь только после освоения и применения всех 3-х качеств. Из этого следует, что источником и целью всех его работ было богословие.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений:

  • видимому творению, в котором видна сила Творца;
  • человеку, созданному по подобию Бога;
  • слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания.

Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру.

В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость.

Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос.

По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами.

Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой.

Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины.

Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий.

Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе.

Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не является его виной.

В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом.

В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания.

Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова.

Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

А как на практике?

Я. А. Коменский хорошо понимал, что просто демонстрировать предмет недостаточно. Учитель должен показывать изучаемое как в целом виде с различных сторон. Также необходимо разложить предмет на части на глазах у учеников, дать обозначение каждой составляющей и соединить все в одно целое. Данный принцип обучения Коменского (золотое правило дидактики) был отображен в учебнике мыслителя «Видимый мир в картинках». Эта книга считается очень хорошим образцом воплощения в жизнь новой педагогики. В ней было собрано большое количество рисунков. Под каждым из них размещалось словесное описание, выполненное на разных языках. Такой подход хорошо себя зарекомендовал во время обучения иностранным словам. Следует отметить, что ученый перед собой задачу коренной перестройки существующих учебных программ не ставил. Он полагал, что недостатки, присутствующие у старого схоластического подхода можно ликвидировать. Для этого достаточно просто представить все наглядно.

Образовательные принципы Коменского: история и современность

Наука в целом и педагогика в частности сегодня сделали в сравнении с тем временем большой шаг вперёд, но, несмотря на это, главная награда ЮНЕСКО в области научных исследований и инноваций называется «медалью Коменского». Но ещё более яркой иллюстрацией его вклада является то, что хоть Я. Коменский и жил в XVII веке, основные принципы его «Великой дидактики» легко прослеживаются в современной организации учебного процесса.

Основополагающая идея системы образования Коменского – воспитание детей в духе христианской протестантской церкви. Сегодня она неактуальна, поскольку школа и церковь разделены государством, зато успешно работают другие принципы. Например, классно-урочная система. До этого ученики обучались индивидуально, а чешский педагог предложил организовывать детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом, на протяжении одного и того же времени. Помимо коллективности и целостности, Я. Коменский говорил и об обоеполости образования – общем образовании для мальчиков и девочек. Также он ввёл понятие школьного года и связанного с ним понятия программы. Учёба делилась на периоды, содержание которых определялось возрастом ученика.

В наше время появляются отдельные материалы и даже экспериментальные школы, критикующие классно-урочную систему как устаревшую. Тем не менее, она во всём мире остаётся доминирующей формой организации учебного процесса (конечно же, не в первозданном виде) и таких же популярных альтернатив не имеет.

Но основные нововведения реформы «старой» школы касались не организации, а самого обучения. Помимо традиционных для школ того времени «свободных искусств», Я. Коменский вводил в гимназиях обучение естествознанию, истории и географии. Всем предметам ученики должны были обучаться постепенно, от общего к частному. Так появились учебники для каждого класса, которые писались с учётом возраста и предшествующей подготовки.

Одним из главных принципов дидактики Коменского было требование наглядности. Любые научные правила и законы должны были подводить черту под доступными и понятными примерами. С высоты сегодняшних дней это может казаться несуразным, но именно «учитель народов» потребовал от педагогов связывать житейскую практику и преподаваемую в школе теорию. И сам написал «Мир чувственных вещей в картинках» – первый учебник, в котором иллюстрации использовались как дидактическое средство. А изречение Я. Коменского: «Без примера ничему не выучишься», – даже стало крылатым.

В целом подача материала должна быть сжатой, но точной, и сопровождаться не просто примерами, а примерами разнообразными, чтобы у детей формировалось максимально широкое представление о событиях и предметах. А то, как ученики усваивают новые знания, предлагалось проверять с помощью упражнений на закрепление.

В «Великой дидактике» говорилось и о требованиях к учителям. Одним из обязательных аспектов работы педагога должно было стать умение не просто давать детям информацию, а и прививать стремление к познанию, мотивировать на обучение. Революционным было и следующее суждение: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».

А в завершение – о нелюбимой многими школьниками теме дисциплины, без которой, по мнению автора, школа и образование немыслимы. Для её поддержания среди учащихся сами учителя должны были подавать верный пример. Ну а основой были наставления, увещевания, а иногда и выговоры. К слову, «иногда», как показала дальнейшая практика, трактовалось каждым по-своему – во многих странах мира физические наказания школьников отменили лишь в XX веке. Но в этом вины Я. Коменского нет.

В качестве итога отметим, что даже такой краткий пересказ основных образовательных принципов великого чешского педагога помогает оценить, насколько современная система образования построена на идеях, которым уже почти 4 столетия. Конечно, они были усовершенствованы и детализированы в ходе дальнейшего развития научной мысли, и приспособлены к требованиям времени. Благодаря этому, традиционное образование продолжает хорошо выполнять свою прямую функцию. Но тот этап развития технологий, на котором мир находится сегодня, всё больше перекраивает ситуацию. Интерактивность, геймификация, MOOC и дистанционное образование позволяют судить о том, что мы находимся в начале нового пути. И, несмотря на это, очевидно, что даже в случае революционных перемен, полностью от идей Коменского отказаться невозможно.

Коменский Ян Амос цитаты

* Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

* Без примера ничему не выучишься.

* Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

* Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

* Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

* Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?

* Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

* Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

* Книги — это инструмент насаждения мудрости.

* Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.

* Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

* Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

* Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

* Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.

* Ничто притворное не может быть продолжительным.

* Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

* Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.

* Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

* Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

* Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

* Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

* Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.

* Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

* Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.

* Тот, кто мало знает, малому может и учить.

* Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

* Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

* Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай?

>> Коменский Ян Амос цитаты…

Все авторы:Бруно ДжорданоЛопе де ВегаГалилей ГалилеоДекарт РенеДжонсон БенджаминМильтон ДжонМишель Эйкем де МонтеньПьер де РонсарИван ГрозныйМигель де СервантесСильвестр МедведевTacco ТоркватоШекспир Уильям
Все цитаты:Читать

Предложения партнеров

Книги (6)

Дидактические принципыРаздел: Педагогика

В книгу вошли отрывки из «Великой Дидактики» знаменитого чешского педагога Я.А. Коменского. Советское учительство найдет в них богатые педагогические мысли, облегчающие решение многих методических вопросов.

Далее »

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1Раздел: Педагогика

В первый том вошла «Автобиография» Я.А.Коменского, публикующаяся на русском языке впервые, а также «Великая дидактика», «Материнская школа» и некоторые другие произведения.

Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Далее »

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2Раздел: Педагогика

Во втором томе представлены работы, относящиеся ко второму периоду жизни и творчества Я.А.Коменского, и фрагменты из его последнего большого философского труда «Всеобщей совет об исправлении дел человеческих», в которых рассматриваются проблемы воспитания и образования.

Некоторые произведения публикуется на русском языке впервые. Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Далее »

Педагогическое наследиеРаздел: Педагогика

В настоящем издании представлены произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

В сборник включены наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Далее »

СочиненияРаздел: Разное

Настоящий том «Сочинений» Яна Амоса Коменского (1592-1670), выдающегося чешского просветителя, педагога и философа, содержит его произведения «Лабиринт света и рай сердца», «Предвестник всеобщей мудрости», а также «Панегерсию» и «Панавгию» — первую и вторую части «Вселенского совета об исправлении человеческих дел», фундаментального философского труда, работе над которым Я.А. Коменский отдал не одно десятилетие своей жизни. Эти части впервые публикуются полностью в переводе с латинского на русский язык.

Далее »

Учитель учителей. ИзбранноеРаздел: Педагогика

Яна Амоса Коменского называли «отцом педагогики», настолько принципиально новыми для своего времени были его взгляды на образование и воспитание детей.

Феномен Коменского состоит в том, что он совершил гуманитарный прорыв в XVII веке, оставил нам «Великую дидактику», которая сохраняет свою актуальность и поныне. Удивительная судьба! Коменский сумел остаться Учителем учителей на протяжении нескольких веков до сегодняшнего дня.

Почитайте, не торопясь, его труды. Возможно, многое вам покажется знакомым. Но вспомните, что эти знания — и, главное, умение эти знания получать — дали вам ваши учителя. А их научил Коменский.

Далее »

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий