Биография и творчество композитора ференца листа

Музыка

Музыкальный талант композитора отец Адам Лист развивал с детства, поэтому неудивительно, что Ференц стал сочинять произведения в юном возрасте, в том числе этюды. Когда подростку исполнилось 14 лет, Лист приступил к созданию оперы «Дон Санчо, или Замок любви». Эта работа воодушевила многих, поэтому была представлена на сцене Grand Opera в 1825 году.

Композитор Ференц Лист

После смерти отца музыкант один на один встретился с миром. Как раз в это время началась Июльская революция. Вокруг кипела жизнь, везде звучали речи о справедливости. В голове композитора возникла идея создания «Революционной симфонии». Концерт за концертом, появлялись новые друзья, среди которых присутствовали Гектор Берлиоз и Никколо Паганини.

Скрипач воодушевил Ференца, поэтому на время музыкант отказался от концертов и вернулся к совершенствованию техники. К этому периоду жизни Листа относится переложение каприсов Паганини. В музыкальном мире данная работа до сих пор признается блестящей и неповторимой.

Ференц понимает, что призвание кроется не только в создании музыки, но и педагогике. До конца жизни Лист учит юных дарований искусству. На работу композитора оказывало влияние творчество Фридерика Шопена.

В те годы ходили слухи, что Шопен скептически относился к работе Листа. Но после встречи в Париже Фридерик признал, что Ференц – это виртуоз и художник-исполнитель. Музыкант дружил с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Альфредом де Мюссе.

Ференц Лист за фортепиано

В Швейцарии Ференц Лист приступил к работе над сборником пьес «Годы странствий». Творчество оказалось не единственным хобби музыканта. Листа приглашали преподавателем в Женевскую консерваторию. Концерты в Париже не имели популярности из-за того, что жители города увлеклись музыкой Сигизмунда Тальберга.

Вскоре Ференц организовал сольный концерт, исключив участие в мероприятии других музыкантов. Это решение оказало влияние на представление людей о выступлениях. Теперь итальянцы и жители Европы четко разграничивали салонные и концертные события.

Мечта посетить Венгрию долго не оставляла в покое семью Листа, поэтому музыкант отправился в большое путешествие. Ференца торжественно встретили в Венгрии и Австрии. Жители этих стран могли вживую услышать исполнение музыканта, известного во всем мире. После одного из концертов признание выказал давний конкурент Листа Сигизмунд Тальберг.

Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. В течение 6 лет музыкант посетил Россию, объехал Европу, встретился с жителями Турции, Португалии и Испании. Русская музыка в какой-то момент поглотила Ференца. Итогом увлечения стал сборник отрывков из русских опер.

Памятник Ференцу Листу

В 1865 году тематика работы Листа изменилась. Это связано с тем, что мужчина принял малый постриг в аколиты. Отныне творчество Ференца перешло в разряд духовной музыки. Позднее композитор представил оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», псалмы, венгерскую коронационную мессу и рекием.

Через 10 лет Лист принимает решение о переезде в Венгрию. В Пеште музыканта приглашают на должность президента Высшей школы музыки. Среди учеников Ференца оказались Карл Таузиг, Эмиль фон Зауэр, Софи Ментер, Мориц Розенталь. В этот период музыкант создаст «Забытые вальсы» и рапсодии для фортепиано, завершит цикл «Венгерских исторических портретов».

Великий романтик Ференц Лист

Подробности
Категория: Европейская классическая музыка XIX века
Опубликовано 26.12.2018 17:20
Просмотров: 1130

Игра Листа на фортепьяно поражала слушателей. Казалось, он не знал трудностей в исполнительском искусстве.

Он легко справлялся с техническими сложностями, которые другим исполнителям казались непреодолимыми, открыл много новых выразительных средств и приёмов. Во время его игры рояль превращался в оркестр: он передавал звучание любого музыкального инструмента и человеческого голоса. Его технические возможности в исполнительском мастерстве были безграничны. В. Стасов говорил: «Начиная с Листа, для фортепьяно стало возможно все». 

Годы странствий (1835 – 47)

Начинается новый период в жизни Листа. В течение четырех лет (1835—1839) он живет в Швейцарии и Италии, преподает в только что основанной Женевской консерватории, выступает как музыкальный писатель (совместно с графиней д’Агу). Особенно волнует его положение музыканта в буржуазном обществе. Лист размышляет об этом в письмах, в серии статей под характерным названием «О положении художников и об условиях их существования в обществе». Затем последовали «Письма бакалавра музыки», посвященные вопросам программности, синтезу искусств. Рождается его «Альбом путешественника» — сборник фортепианных пьес, навеянных природой и бытом Швейцарии, который затем был переработан в «Годы странствий» (I том) – одно из значительных, новаторских произведений Листа.

В конце 1839 года Лист расстается с графиней д’Агу. Начинаются его «годы странствий». Это пик пианистической карьеры Листа. Бесчисленные гастрольные поездки приносят ему мировую славу. В Венгрии его приветствуют как национального героя. Венгерский сейм прерывает работу, чтобы послушать его игру. На родине Лист живо интересовался народной музыкой, слушал игру цыганских оркестров, записывал народные песни, изучал фольклорные сборники. Все это послужило основой для создания нескольких тетрадей «Венгерских национальных мелодий и рапсодий», которые позднее превратились в популярные Венгерские рапсодии.

На протяжении восьми лет Лист объездил все страны Европы, в т.ч. трижды побывал в России (в 1842, 1843 и 1847 годах), познакомился с Глинкой, которого высоко оценил, пропагандировал его оперу «Руслан и Людмила», сделал транскрипции Марша Черномора, «Соловья» и др. Прием был восторженным.

В Бонне по инициативе Листа были организованы музыкальные торжества в связи с открытием памятника Бетховену. Он выступил как пианист, дирижер и композитор, и все доходы от концерта пошли на установку памятника.

Осенью 1847 года, после третьей поездки в Россию, где Лист выступал в городах Украины, он решил завершить свою концертную деятельность. Этому предшествовали некоторые обстоятельства личной жизни Листа. В Киеве он познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн. Дочь богатого польского помещика, выданная в 17 лет за известного русского генерала, она была несчастлива в браке. Несколько месяцев, проведенных Листом в украинском имении Витгенштейн, привели к рождению глубокого чувства. Каролина вслед за Листом покинула Россию, мечтая соединиться с ним навсегда после расторжения брака. Они поселились в Веймаре, где Лист получил пост руководителя придворной капеллы.

Ференц Лист

Шопен = чистоплюйство + уныние

Почти каждый, считающий себя образованным, человек в разговоре нет-нет да ввернёт фигуру о знаменитом Шопене. Видимо, население Земли делится на тех, у кого он – любимый классический композитор, и остальных 50%.

Да, музыка Шопена для нас прекрасна, любима и узнаваема. А вот его персона, вне рамок некоей Жорж Санд и болезненной хрупкости здоровья, незнакома.

В надежде лучше познать музыку через личность создателя (а может и наткнуться на какой-то исторический перчик) я взялась за чтение этой книги…

Книга, написанная признанным гением своего и дальнейшего времени – Ференцем Листом, является поэтическим описанием личности и творчества Шопена. Она НЕ для практичных читателей! Автор был, видимо, очень впечатлительной и экспрессивной натурой, поэтому я, вместо того, чтобы, как я ожидала, купаться в эфире, в действительности, грузла в болоте.

Важно

Следует сказать, что Лист не писатель и этим всё сказано. Книга у него получилась на 80% о романтизме и только примерно на 20% – о Шопене.

Я не верила, что настолько творческий человек может настолько нудно писать! Местами закрадывались подозрительные мыслишки о неудачных литературных неграх (благо Лист был очень занят концертами).

Я ждала, я терпела, я жаждала… И я, в общем-то, потеряла интерес.

НО послесловие Якова Мильштейна к книге дало мне все пароли к пониманию и все фильтры для очистки текста сочинения Листа! Оказывается, всё не так просто, и за написанием “Шопена” скрывается удивительная историческая каверза! Всё сразу стало на свои меса, и я перестала сердиться на Листа за порчу моего времени.

А теперь немного о самом Шопене (я считаю, что в отношении подобной биографии неуместно говорить о спойлерах, но, если кому-то горит приступать к чтению этой книги “незапятнанным”, да будет так – дальше спойлеры).

По свидетельствам Листа, Шопен:

(далее идет, в некотором роде, объяснение названия этой рецензии)

– зная толпу насквозь, боялся её и, в то же время, нуждался в ней. – в то же время, ни на чью судьбу не оказал решительного воздействия. – умножил средства искусства, научив концентрировать их на меньшем пространстве (*о малых формах*).

– слишком нравился, чтобы толкать на размышления. – предпочитал женское общество, которое меньше обязывало к последующему общению. – не драпировался в плащ непризнанного гения. – жил рядом со всеми, но не жил вместе ни с кем.

– имел в характере и привычках больше подлинной оригинальности, нежели внешней эксцентричности.

– не позволял даже ближайшим знакомым проникнуть в святыню его души, столько сокровенную, что они даже не подозревали о её существовании.

Также Лист: – употребляет слово «позерство», что меня немало удивило и позабавило.

– утверждает, что

– отмечает, что когда-то у каждого польского герба было свое имя.– говорит о трех стимулах, которые

– считает, что

(«заслуги обеляют»).

– призывает сохранять в своих руках руководство энтузиазмом своей эпохи.– цитируя некоего господина, замечает, что

– романтично обобщает, что

– утверждает, что

– озвучивает свое уникальное мнение о том, что

– печально, в лучших традициях антиглобалистов, провозглашает, что

– увещевает, что

– по-философски констатирует, что

– в пример Казанове делится мыслью о том, что

Вы спросите мое мнение? Вероятно, я не достаточно романтична, чтобы читать такое без запинок и с удовольствием. Но в то же время, Лист породил во мне милое убеждение в том, что Польша – удивительная, уникальная и классная страна. Это притом, что сам он был венгром.

Рекомендую эту книгу интересующимся Шопеном, но не из-за его музыки (о музыке там мало написано), а больше в контексте эпохи, в которую он жил.

Характеристика[править]

Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г., после этого Лист выступал редко.

Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.

Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис выдвигается к 1850-м гг.). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение, вплоть до наших дней.

Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.

Вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин и Зилоти.

Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.

Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвященных актуальным и глобальным вопросам.

Творческое наследие Ференца Листа

Ференц Лист (портрет кисти Элизы Рансонье-Виллез (1879) Лист создал 647 музыкальных произведений, отмеченных богатой фантазией, самобытностью, смелостью приёмов и своеобразным взглядом на искусство. Наиболее оригинальными его произведениями считаются Венгерские рапсодии, в основу которых легли цыганские напевы. Этот жанр является новацией Листа.Концертные этюды Листа – это не привычные технические упражнения, а настоящие музыкальные картины, порой фантастические. Пьесы из альбома «Годы странствий» навеяны образами природы, раздумьями об искусстве.Лист был сторонником программной музыки, его произведения часто наполнены поэтическими, живописными или историческими образами. Например, соната-фантазия «После чтения Данте», пьесы «Задумчивость» и «Обручение» созданы под впечатлением творений Микеланджело и Рафаэля. В своих «Прелюдах» по стихотворениям Ламартина он передаёт разнообразные человеческие чувства и переживания: надежду, страсть, тревогу, мечтания и жизненную борьбу.Лист занимался также фортепьянными переложениями сочинений других композиторов: Баха, Бетховена, Берлиоза, Гуно, Верди, Вагнера, Глинки. Он считал необходимым популяризировать сокровища классической музыки.Ференц Лист был горячим патриотом Венгрии, занимался обработкой венгерских народных мелодий, преподавал в Будапештской музыкальной академии, которая сейчас носит его имя.

  • < Назад
  • Вперёд >

Музыкальная работа

стиль

С самого начала как виртуоз, любимым инструментом Ференца Листа было пианино, с ним ему удалось раскрыть каскад чувств с помощью музыки, который можно сравнить с акробатом..

Затем он расширил кругозор и экспериментировал с новыми произведениями для него, такими как оркестровая, хоровая, вокальная и оперная музыка. Кроме того, когда он открыл для себя традиционную музыку, он почувствовал влечение к этим ритмам, которые побудили его включить их в свою работу..

Лист был вдохновлен картинами и стихами для своих композиций, в которых он вызывал в звуках ощущения, производимые определенными работами, такими как случай Симфония Фауст или Данте Симфония.

Но его большой вклад в композицию заключается в его симфонических стихах. В них он объясняет историю, используя музыку, кроме того, она сопровождалась литературной программой. Между 1848 и 1882 годами Лист написал тринадцать симфонических стихов..

Презентация на тему: » Венгерский пианист и композитор (1811–1886). Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой.» — Транскрипт:

1

венгерский пианист и композитор (1811–1886)

2

Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.

3

Венский дебют Листа состоялся 1 декабря Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, и ему пришлось продолжать свое образование частным образом. В это время он совершил ряд поездок с концертами по Франции и Англии. В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач- виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист- виртуоз. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф.Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

4

Лист был человеком страстным и обаятельным, он был хорош собой, и каждый его концерт превращался в настоящее представление. Лист стал идолом всей Европы, и концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, «романами». В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д’Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей – сын и две дочери. Связь Листа с графиней длилась примерно десять лет, причем в последние годы этого периода Лист возобновил длительные концертные поездки и вел вполне свободную жизнь. Mладшая дочь Козима вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г.фон Бюлова, а потом стала женой Р. Вагнера.

5

В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. И в 1847 Ф.Лист предпринял прощальные концертные гастроли. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда – отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов.

6

Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.

7

Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Самое популярное произведение Листа – Грезы любви (Liebestraum), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов (Этюдов трансцендентного исполнения – tudes d’excution transcendante) и три цикла небольших пьес под названием Годы странствий (Annes de plerinage). Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Первоначально поводом к их созданию послужило желание Листа популяризировать в своих концертах великие оркестровые сочинения мастеров прошлого или новую музыку непризнанных композиторов-современников. Среди транскрипций Листа – фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.

8

Материал подготовила методист отдела учебно-методического обеспечения образовательного процесса УМЦ ПО Лапшова Е.Б.

Литература

  • Гаал Д. Ш. Лист. — М. : Молодая гвардия, 1977. — 319 с. — (Жизнь замечательных людей. Выпуск 11 (572)).
  • Залесская М. К. Ференц Лист. — М. : Молодая гвардия, 2016. — 493 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 1796 (1596)). — ISBN 978-5-235-03923-0.
  • Мильштейн Я. И. Ференц Лист. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1956. — Т. I. — 540 с.
  • Мильштейн Я. И. Ференц Лист. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1956. — Т. II. — 336 с.
  • Ханкиш Я. Если бы Лист вёл дневник… :  / Пер. с нем. М. Погани. — Будапешт : Корвина, 1962. — 187 с.
  • Christern, «F. Liszt nach seinem Leben und Wirken aus authentischen Berichten dargestellt» (Лпц.)
  • Schuberth, «Franz Liszt’s Biographie» (Лпц., 1871); Heymann, «L’abbé Liszt» (П., 1871)
  • П. А. Трифонов, «Франц Лист» (СПб., 1887)
  • Janka Wohl, «François Liszt», в «Revue internationale» (1886), L. Ramann, «Franz Liszt, als Künstler und Mensch» (Лпц., 1880)
  • К. Pohl, «Franz Liszt. Studien und Erinnerungen» (Лпц.).
  • Гут, Серж: «Франц Лист» (Париж, 1989) ISBN 978-2-87706-042-4
  • Гут, Серж: «Франц Лист» (Зинциг, 2009) ISBN 978-3-89564-115-2
  • Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. — Харьков: РА — Каравелла, 2002. — 336 с. ISBN 966-7012-17-4
  • Demko Miroslav: Franz Liszt compositeur Slovaque, L´Age d´Homme, Suisse, 2003.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

↑ Творчество Ференца Листа

Занимаясь с детства композиторским творчеством, Лист создавал преимущественно небольшие музыкальные произведения для своих публичных выступлений. Написанную юным композитором оперу поставили в театре. В дальнейшем им было написано свыше 640 произведений разных жанров. При этом его заслугой является создание жанров симфонической поэмы и рапсодии.

Неотъемлемой частью музыкального образования и исполнительской деятельности стали открытия, касающиеся структуры музыкальных форм и фактуры, гармонизации и мелодики произведения. В 1831 году, вдохновленный гениальным Паганини, он переложил для рояля его каприсы Паганини, объединив их в шесть этюдов.

В 30-е годы XIX века Лист занимался публицистикой, публикуя статьи о проблемах музыкального искусства его видных представителях. Большой популярностью пользовались его книги о Шопене, музыкальном искусстве венгерских цыган. Интересен опыт очерков о музыкальной жизни в жанре письма, адресованных преимущественно Жорж Санд. Она отвечала на них очерками в журнале.

Мировое признание композитор и дирижер получил в ходе своей активной концертной деятельности. Его виртуозность восхищала выдающихся музыкантов, является ориентиром для пианистов многих поколений. Музыкальные критики отмечают его богатую фантазию, оригинальный взгляд на искусство, самобытность и новаторство. Инструментальные сочинения композитора считаются важным шагом развития музыкальной архитектоники.

Перекрёстки любви

В феврале 1847 года Лист дает концерты в Киеве. Билет стоит по рублю, но некая дама платит за билет 100 рублей. Кто эта таинственная незнакомка? Вскоре Ференцу становится известно, её имя – Каролина Витгенштейн. Она умна, хороша собой, замужем. Лист благодарит Каролину за щедрое пожертвование, в ответ она приглашает его в свое роскошное имение, где признается маэстро, что не пропустила ни одного концерта и что давно увлечена его музыкой. Между ними пробегает искра и Каролина решает вскоре порвать с прошлым, даже если ей грозит нищета и бесславие.

Из письма Ференца Листа Каролине Витгенштейн:

«Поверьте мне, Каролина, что я так же схожу с ума, как Ромео, если, конечно, это можно назвать сумасшествием… Петь для вас, любить вас и доставлять вам удовольствие; я хочу сделать вашу жизнь красивой и новой. Я верю в любовь – к вам, с вами, благодаря вам. Без любви мне не нужны ни небо, ни земля. Давайте же любить друг друга, моя единственная и славная Любовь. Богом клянусь, что люди никогда не смогут разлучить тех, кого навеки соединил Господь…»

«…Люблю безумно, как Ромео, Мне не хватает твоих глаз. Мне без тебя не нужно небо. Я петь всегда готов для вас…»

Ференц Лист и Каролина поселяются в Веймаре. И это период (1848-1861)- самый яркий, самый плодотворный в творчестве композитора. Он осуществляет многие крупные замыслы, выступает в новом качестве – дирижера Веймарского придворного оперного театра. Между тем жизнь дарила не только радости.

Лист и Каролина едут в Рим, где должно было состояться бракосочетание. Но накануне вечером, княгиня получила отказ от Папы Римского. Это был страшный удар для них, более того, Каролина приняла эту новость, как божью кару. В течение 14 лет, они делали все возможное, чтобы получить право на брак и счастливую семейную жизнь. К сожалению, история не имеет счастливого конца, но благодаря ей мировая культура обогатилась множеством прекрасных мелодий.

Ф.Лист. Грезы любви. Исполняет китайский пианист Ланг Ланг

И снова в неустанных трудах протекает жизнь композитора. Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим. Музыкант выступает во многих городах как дирижёр и как пианист. Идут годы, и Лист как всегда окружен учениками и поклонниками. Но щемящее чувство одиночества так и не проходит.

1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетним юбилеем. Но здоровье Листа ухудшается, беспокоит сердце. Ночью 31 июля 1886 года он скончался. «Устав гореть, комета счастья Ференца Листа погасла»

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий